Игры для развития грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными

  • Дата: 16.02.2024

Обучение детей с нарушениями речи согласованию числительных с существительными

Дорофеева Ирина Александровна,

учитель- логопед

МДОУ №108 г. Петрозаводска

Проблема формирования грамматических компонентов является одной из самых важных и актуальных проблем у детей страдающих речевой патологией. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается отставание в развитии лексико-грамматических категорий по сравнению с нормально развивающимися детьми.

В процессе логопедической работы по развитию лексико-грамматических средств языка решается ряд задач, среди которых выделяется и обучение согласованию числительных с существительными.

В данной статье, изложены некоторые упражнения, цель которых – помочь детям усвоить нормы согласования числительных с существительными. Материал адресован педагогам какспециализированных, так и массовых дошкольных учреждений.

Сначала остановимся на том, что такое имя числительное.

Имя числительное – это часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при их счёте и изменяющаяся по падежам (количественные) или по родам, падежам и числам (порядковые). Числительные делятся на: количественные, собирательные и порядковые. Количественные - обозначают собственно количество или число: один, два, пять, десять и т.д.; собирательные - обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и т.д.; порядковые - числительные со счетно-порядковым значением: первый, пятый, шестой, десятый .

На этиологию затруднений в усвоении навыков счета в литературе существуют различныеточки зрения.

Установлено, что на первое место выступают заболевания первых трех лет жизни, родовые травмы, травмы головного мозга в раннем возрасте, неблагоприятное микросоциальное окружение (неполные семьи, алкоголизм родителей, недостаточный культурный уровень семьи, равнодушие к успехам ребенка и наоборот, его излишняя опека) также отрицательно влияет на развитие ребенка .

Для детей с затруднениями в усвоении навыков счета характерны: низкая работоспособность, инертность, нарушения внимания, зрительной и слуховой памяти .

Для обучения согласованию числительных с существительными значимыми являются:

· овладение лексико-грамматическим строем речи

· понимание последовательности счета

· формирование представления об образе предмета

· называние итогового счета и соотнесение его с количеством предметов

· развитие зрительной и слуховой памяти

· развитие слухового восприятия

· формирование восприятия цвета, формы, величины.

Для формирования у детей интереса к счету предметов необходимо развивать умение рассматривать, ощупывать, сравнивать, сопоставлять, наблюдать за увлеченной деятельностью взрослого.

В процессе обучения согласованию числительных с существительными дети закрепляют навыки прямого счета. Учатся соотносить количество пальцев с определенным количеством предметов, развивают зрительную слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки для формирования навыков учебной деятельности.

При обучении детей пересчету предметов необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. В связи с этой задачей, при показе образования каждой новой количественной группы для первого знакомства с числом подбирают предметы мужского рода, на следующем занятии – только женского рода, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах используют любые предметы.

Коррекционную работу по обучению согласования числительных с существительными можно осуществлять через систему специальных игр и упражнений, так как эта деятельность наиболее адекватна возможностям детей и их интересам.Так коррекции формирования представлений о количестве способствуют игры с пальчиками .

Игра «Один – два»

Для первого знакомства с числом подбираются слова мужского рода, затем женского рода, а затем используют любые предметы.

Показываем пальчиками правой и левой руки поочередно:

Существительные мужского рода :1 пальчик – 2 пальчика; 1 зайчик – 2 зайчика;

1 петушок – 2 петушка; 1 гусь – 2 гуся;

Существительные женского рода: 1 курочка - 2 курочки; 1 коза – 2 козы; 1 кошка – 2 кошки; 1 собака – 2 собаки; 1 мышка – 2 мышки .

Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы «Человек. Части тела ».

Что у нас по одному? Один нос (лоб, рот, язык, живот).

Одна спина (голова).

Что у нас по два? Две руки (ноги, щеки).

Два глаза (уха).

Игра «Веселые числа»

А теперь слушайте эти вопросы показывайте пальчиками и называйте ответы (правильные ответы - в скобках).

Сколько у человека носов? (1 нос)

Сколько у человека ног? (2 ноги)

Сколько на ладошке пальцев? (5 пальцев)

Сколько у зайца ушей? (2 уха)

Сколько у собаки глаз? (2 глаза)

Сколько у кошки лап? (4 лапы)

Сколько у птицы крыльев? (2 крыла)

Сколько в комнате окон?

Сколько в комнате шкафов?

Сколько в комнате стульев?

Сколько в комнате столов?

Сколько чашек на столе?

и т. д.

Игра «Прямой и обратный счет «1-10» со словами и словосочетаниями

Для этой игры не обязательно использовать предметные (сюжетные) картинки или предметы, а можно применить пальчики ребенка. Левая ладонь ребенка на ребро на себя. Большой палец вверх, указательный, средний и мизинец на небольшом расстоянии друг от друга. Дотрагиваясь указательным пальцем правой руки до каждого пальчика левой руки, ребенок считает названный предмет.

Например: «Посчитаем уток»: 1 утка, 2 утки, 3 утки, 4 утки, 5 уток. Сжали кулачок: 5 уток. И т.д.

Игра «Покажи число»

Если вашему ребенку уже исполнилось 5 лет, можно поиграть в такую игру. Назовите любое число от одного до десяти и попросите ребенка показать его с помощью пальчиков.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять»

Развивая навык согласования числительных с существительными с использованием наглядного материала , дети учатся соотносить заданное количество с количеством пальцев, называя его после пересчета и итогового обобщения движения рукой.

Педагог воспитывает умение вести счет предметов слева направо, в процессе счета указывать предметы, по порядку называя числительное и существительное.

Упражнения могут иметь строго дидактический характер (ответ на вопрос), а могут носить эмоциональный оттенок (придумывание сказочного сюжета).

На столе стоят пять однородных игрушек, например, 5 самолетов, 5 грибочков.

Вопрос: Сколько самолетов?

Дети пересчитывают игрушки: 1 самолет, 2 самолета, 3 самолета, 4 самолета, 5 самолетов.

Логопед: Сколько всего самолетов?

Дети: Пять самолетов.

Логопед и дети вслед за ним, пересчитывают вновь образованное количество. В процессе пересчета педагог дотрагивается до каждого предмета. Перед тем как назвать новое числительное логопед делает небольшую паузу и, дотрагивается до предмета, называя его.

Для того, чтобы у детей не сложилось впечатление, что последний предмет и есть «пять», педагог круговым жестом очерчивает всю группу и называет: «Пять самолетов».

А можно придумать игровую ситуацию: «К белке на день рождение пришли ежата. Сколько? 1 ежик, 2 ежика...». Кроме того, следует практиковать самостоятельное придумывание детьми сюжетов.

Для проведения работы по автоматизации звуков в словах (для детей старшего и подготовительного к школе возраста) можно использовать игру «Сосчитай!».

Дети учатся порядковому счету и установлению карточек разных цветов, на которых изображены однородные предметы, в нужной последовательности:

1 машина, 2 машины, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8…, 9…, 10 машин.

1 ежик, 2 ежика, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8.., 9…, 10 ежиков.

Для игры необходимо приготовить от пяти до десяти карточек. Например: пять карточек: красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового цветов с изображением (цветным или черно-белым) маски, сумки, собаки для автоматизации звука (С), замка, зонтика – для автоматизации звука (З) и т.д. Ребенок раскладывает первый ряд и считает: 1 маска, 2 маски… Второй, и последующие ряды необходимо раскладывать и одновременно считать картинки, т.е. согласовывать числительное с существительным; красный цвет под красным, желтый – под желтым и т.д.

Игра «Один, два, три, четыре, пять». Эта игра учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (плюшевый мишка, красный шарик, зеленое яблоко и т.д.):в роде и числе.

1 красный шарик, 2 красных шарика, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8…, 9…,10 красных шариков.

один, два три, четыре, пять с существительными.

Правила игры

Правильно назвать предмет, изображенный на своей карточке в сочетании с количественным числительным ОДИН (один карандаш );

три карандаша ).

Игра «Количественные числительные 1,2,3,4,5 + существительные»

Данная игра направлена на практическое усвоение и закрепление навыков образования и употребления в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа и поможет усвоить детям особенности сочетания количественных числительных один, два три, четыре, пять с существительными.

Игре должна предшествовать индивидуальная работа с детьми. Логопед показывает ребенку пары карточек и вместе с ним проговаривает названия картинок по образцу: один карандаш –…. - четыре карандаша – пять карандашей.

По мере усвоения грамматического материала основной формой работы становится коллективная игра.

Правила игры : карточки, на которых изображен один предмет логопед раздает детям, а карточки с большим количеством предметов кладет на стол картинками вниз.

Ведущий (взрослый или дети по очереди) берет по одной карточке со стола, показывает ее играющим детям, не называя изображенные на ней предметы. Тот ребенок, у кого есть парная карточка (с одним предметом), должен выполнить трехступенчатую инструкцию:

Правильно назвать предмет, изображенный на своей карточке в сочетании с количественным числительным ОДИН (один карандаш );

Глядя на карточку в руках ведущего, составить словосочетание по следующей модели: «числительное два (три, четыре) + существительное в форме родительного падежа единственного числа» (три карандаша ).

Игра продолжается до тех пор, пока на столе у ведущего не закончатся карточки.

Педагог может усложнить игру, предложив детям составить по картинкам три предложения. В предложениях должны использоваться числительные один, два, три, четыре, пять.

Аналогичные игры «Лепестки», «Колокольчики», «Рыбки», «Мячики» и т.д.

В игре «Точки» следует уделить внимание развитию целостного восприятия структур точек, обозначающих количество .

- «Хлопни столько раз, сколько точек на карточке (один – много)»,

- «Нарисуй столько палочек, сколько кругов лежит перед тобой».

Игра «Исправь ошибку»

Логопед: К нам пришел Буратино. Он принес телеграммы. (У Буратино несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты.) Педагог предлагает помочь правильно составить телеграммы.

Тексты для телеграмм : Прислать книга 5. Выслать посылка 4. Мама купить шуба 2. Приехать папа через день 6.

Для развития общей моторики можно проводить игры с движением.

1 вариант

Логопед показывает карточки, а дети составляют словосочетание: числительное + существительное и выполняют нужное упражнение в соответствии с количеством предметов, изображенных на карточках.

2 вариант

На наборном полотне рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять собачек, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду наборного полотна, во втором и т.д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2,3,5,6,7). Затем педагог предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры.

Логопед: Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас.

Мы нагнемся столько раз, сколько зайчиков у нас. И т.д.

В целях закрепления знаний о согласовании числительных с существительными можно рекомендовать«Сухой бассейн», наполненный фасолью или горохом. В «бассейн» прячем ракушки, камушки или различные мелкие игрушки. Затем считаем, согласовывая числительное с существительным: Сколько игрушек в бассейне? Сколько ракушек собрали?

Положительно влияет на закрепление знаний чтение сказок «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». Очень помогает в этом кукольный театр «Теремок», «Три медведя», «Колобок». В играх-драматизациях по этим сказкам дети закрепляют порядковый счет, развивают память, внимание.

Поскольку на практике, как правило, логопед имеет дело с различными нарушениями речи у детей, то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с детьми должен быть сугубо индивидуальным. Игра имеет большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

1. Демьянов Ю.Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков: Автореф. дис. …канд. мед. наук. Л., 1970.

2. Коноваленко В.В. «Количественные числительные 1,4,5 + существительные». Дидактическая игра для детей 5-7 лет. М., 2006.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 2001.

4. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Дидактический материал. М., 1997.

5. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. – М., 2004.

6. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.

Имена числительные усваиваются детьми срав­нительно поздно, позднее существительных, глаго­лов, прилагательных и наречий. Поэтому вполне естественно, что и согласование других частей речи с числительными усваивается в значительно более поздние сроки.

Основная сложность при усвоении правил со­гласования существительных с числительными со­стоит в том, что разные имена существительные, употребляемые с одними и теми же числительными, имеют различные окончания, например: ПЯТЬ ДОМОВ, ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ, ПЯТЬ ПЛАЩЕЙ, ПЯТЬ МАРОК, ПЯТЬ КОШЕК, ПЯТЬ РУКА­ВИЦ, ПЯТЬ КОТЯТ, ПЯТЬ СОБАК, ПЯТЬ КРЕ­СЕЛ и т.п. Как во всем этом малышу разобраться?

Ребенок в возрасте до трех-четырех лет имеет склонность к уподоблению всех этих окончаний, приведению их к какому-то единому образцу (как и в случаях усвоения всех других грамматических форм, о чем мы уже говорили). По этой причине по аналогии с ПЯТЬ ДОМОВ дети раннего воз­раста говорят, например, ПЯТЬ ПЛАЩОВ, ПЯТЬ МАРКОВ, ПЯТЬ КОШКОВ, ПЯТЬ КОТЯТОВ, ПЯТЬ КРЕСЛОВ и т.п. И лишь постепенно, в процессе подражания правильной речи окружаю­щих его людей, ребенок усваивает все это много­образие окончаний имен существительных при их согласовании с числительными.

Чтобы облегчить для ребенка эту непростую задачу, можно путем специальных упражнений, проводимых в форме игры, несколько акцентиро­вать на ней его внимание.

Сначала проверьте правильность употребле­ния ребенком окончаний имен существительных, используя для этого приведенные ниже картинки. Сделать это можно примерно так. Показывая на картинку, Вы говорите: «Вот видишь, здесь нари­сован один жук, а здесь пять... чего?» («жу­ков» - добавляет ребенок). В ходе проверки внимательно следите за правильностью окончаний имен существительных.


В случае неправильного употребления ребен­ком окончаний имен существительных ему необходимы специальные упражнения. Ниже приведен речевой материал для таких упражне­ний. Все словосочетания здесь сгруппированы по принципу сходства окончаний имен существитель­ных. В ходе упражнений Вы произносите сочета­ние существительного с числительным «один», а ребенок вслед за этим называет это же самое су­ществительное, но уже в сочетании с числитель­ным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь» и т.д.).



Один стол - пять столов

Один слон - пять слонов

Один шкаф - пять шкафов

Один молоток - - пять молотков

Один заяц - пять зайцев

Один палец - пять пальцев

Одно платье - пять платьев

Один гусь - пять гусей

Один лебедь - пять лебедей

Один журавль - пять журавлей

Одна лошадь - пять лошадей

Один корабль - пять кораблей

Одна шапка - пять шапок

Одна перчатка - пять перчаток

Одна банка - пять банок

Одна булка - пять булок

Одна марка - пять марок

Одна папка - пять папок

Одна солонка - пять солонок

Одна масленка - пять масленок

Одна гайка - пять гаек

Одна майка - пять маек

Одна шишка - пять шишек

Одна кошка - пять кошек

Одна бочка - пять бочек

Одна ручка - пять ручек

Одна птичка - пять птичек

Одна кочка - пять кочек

Одна точка - пять точек

Одна рукавица - пять рукавиц

Одна пуговица - пять пуговиц

Одна мыльница - пять мыльниц

Одна сахарница - пять сахарниц

Одна салатница - пять салатниц

Одна чернильница - пять чернильниц

Один утенок - пять утят

Один гусенок - пять гусят

Один цыпленок - пять цыплят

Один теленок - пять телят

Один жеребенок - пять жеребят

Один мышонок - пять мышат

Один котенок - пять котят

Один тигренок - пять тигрят

Один слоненок - пять слонят

Один львенок - пять львят

Один медвежонок - пять медвежат

Один волчонок - пять волчат

Один вороненок - пять воронят

Одна шляпа - пять шляп

Одна книга - пять книг

Одна конфета - пять конфет

Одна обезьяна - пять обезьян

Одна собака - пять собак

Одна лиса - пять лис

Одна люстра - пять люстр

Одно зеркало - пять зеркал

В словосочетании ПЯТЬ ЗЕРКАЛ наблюда­ется не только утрата окончания, но одновре­менно и изменение места ударения, что особенно затрудняет детей (они часто говорят ЗЕР­КАЛ вместо ЗЕРКАЛ, сохраняя прежнее место ударения).

Для более прочного закрепления навыка пра­вильного согласования существительных с числи­тельными предложите ребенку следующие зада­ния.

1) Закончить (начатые Вами) предложения:

На лугу паслись маленькие гусята и с ними пять больших... (ГУСЕЙ)

В камышах спрятались десять утят и семь больших диких... (УТОК)

В нашем доме два маленьких окошка и пять больших... (ОКОН)

До конца летних каникул осталось всего пять... (ДНЕЙ)

У одной кошки два уха, а у трех кошек шесть... (УШЕЙ)

2) Определить, какое из двух (сказанных Вами) предложений правильное:

Паслось десять ОЛЕНЕЙ

Паслось десять ОЛЕНЕВ

На стене висело пять больших ЗЕРКАЛ

На стене висело пять больших ЗЕРКАЛОВ

В магазине было много красивых ЛЮСТР

В магазине было много красивых ЛЮСТРОВ

У пяти кошек пять ЛБОВ

У пяти кошек пять ЛОБОВ

Мальчик держал в руке пять воздушных ШАРЫ

Мальчик держал в руке пять воздушных ШАРОВ

У курицы десять маленьких ЦЫПЛЯТ

У курицы десять маленьких ЦЫПЛЕНКОВ

На столе лежало пять БАНАНЫ и семь ЯБЛОКОВ

На столе лежало пять БАНАНОВ и семь ЯБЛОК

С дерева сорвали десять ГРУШЕВ

С дерева сорвали десять ГРУШ

В результате всех этих упражнений ребенок приобретет необходимый практический навык правильного согласования существительных с числительными, что позволит ему распространить тот навык и на все другие подобные словосочетания, даже если они впервые встречаются в его речевой практике. Так, например, усвоив тип окончаний существительных в словосочетаниях ПЯТЬ КОТЯТ, ПЯТЬ МЫШАТ, ПЯТЬ СЛОНЯТ и др., ребенок, можно надеяться, правильно упот­ребит эти окончания и во впервые встретившихся ему словосочетаниях ПЯТЬ ГАЛЧАТ, ПЯТЬ ВО­РОНЯТ, ПЯТЬ ОЛЕНЯТ и т.п.

Усвоение предлогов

Предлоги, так же как и союзы, появляются у ребенка позже всех других частей речи. Труд­ность усвоения предлогов связана с тем, что они обозначают не сами предметы, а лишь отношения между предметами, поэтому ребенок долгое время их как бы «не замечает». Выше уже было от­мечено, что случаи опускания предлогов в речи детей наблюдаются примерно до 2-х лет 4-х меся­цев. Сначала ребенок использует в своей речи только простые предлоги (типа НА, В, ПОД), и лишь значительно позднее усваивает сложные предлоги (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и др.). Поэтому по­мощь ребенку в усвоении этой части речи не будет; излишней, тем более, что даже многие школьники допускают ошибки в употреблении сложных предлогов.

Прежде всего, проверьте правильность упот­ребления Вашим ребенком простых предлогов. С этой целью предложите ему ответить на Ваши вопросы по приведенным ниже картинкам. По­следовательно показывая на каждую из книг, на рисованных на первой картинке (см. стр. 291), каждый раз спрашивайте ребенка о том, где эта книга лежит - НА СТОЛЕ, В СТОЛЕ, ПОД СТОЛОМ, НАД СТОЛОМ, У (ОКОЛО) СТО­ЛА, ЗА СТОЛОМ.

Если ребенок не справляется с заданием, то есть не может самостоятельно употребить в своей речи нужные предлоги, необходимо проверить понимание им значений этих предлогов. Сде­лать это можно так. Попросите ребенка молча показать, какая книга лежит НА СТОЛЕ, ка­кая - В СТОЛЕ, ПОД СТОЛОМ и т.д. Недос­тупность и этого задания будет свидетельство­вать о значительном отставании ребенка в ус­воении предлогов и о необходимости систематической работы с ним в этом направле­нии (если, разумеется, он достиг 2,5 -3-летнего возраста, в котором предлоги уже должны при­сутствовать в его речи).

Вторая картинка рассчитана на выяснение понимания ребенком и возможности употребле­ния им сложных предлогов. Сначала задайте та­кие вопросы: «Откуда мальчик достает книгу?» (ИЗ-ПОД СТОЛА). «А откуда достает книгу Девочка?» (ИЗ-ЗА СТОЛА). В случае затруд­нений с ответом проверьте понимание ребенком значений этих предлогов, для чего спросите: «Покажи, кто достает книгу из-под стола (из-за тола)?» Ошибочность показа будет свидетель­ствовать о непонимании значений проверяемых предлогов. Третья картинка (см. стр. 292) дает возмож­ность еще раз уточнить знание ребенком пред­логов и в случае необходимости - поупраж­нять его в их усвоении. По этой картинке мож­но задать такие вопросы:

Где сидит эта белка? (В ДУПЛЕ);

А эта? (НА ДЕРЕВЕ, НА ВЕТКЕ);

А куда спряталась вот эта белочка? (ЗА ДЕРЕВО);

И откуда она теперь выглядывает? (ИЗ-ЗА ДЕРЕВА);

А где пролетают сейчас эти птицы? (НАД ДЕРЕВОМ);

Где растут цветы? (ПОД ДЕРЕВОМ).

Примерно так же может быть использована и четвертая картинка, помещенная на стр. 293.




В процессе работы над предлогами важно пре­жде всего помочь ребенку хорошо усвоить смы­словое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреб­лять их в своей речи. Начать лучше с объяснения самых простых, «наглядных» значений предлогов. Например, объясните ребенку, что НА - это значит на поверхности чего-то (НА СТОЛЕ, НА ПОЛУ, НА ПОЛЯНКЕ); В - означает внутри чего-то (В СТОЛЕ, В ШКАФУ); ПОД - внизу под чем-то (ПОД СТОЛОМ, ПОД ШКАФОМ); У, ОКОЛО - рядом с чем-то (СО СТОЛОМ, СО ШКАФОМ); ЗА - позади чего-то (ЗА СТО­ЛОМ, ЗА ШКАФОМ); ПЕРЕД - впереди чего-то (ПЕРЕД СТОЛОМ, ПЕРЕД ШКАФОМ).

Значение каждого предлога объясняется от­дельно, причем объяснение обязательно сопрово­ждается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, после объясне­ния значения предлога НА Вы говорите ребенку: «Посмотри, сейчас я кладу книгу НА СТОЛ, а те­перь НА ТУМБОЧКУ, НА ПОЛКУ (совершаете соответствующие действия). То же самое и с предлогами В, ПОД (книга кладется В СТОЛ, В ТУМБОЧКУ, ПОД СТОЛ, ПОД ТУМБОЧКУ и т.п.), причем каждое действие «оречевляется».

Предложите также ребенку выполнить сле­дующие Ваши поручения: положить какой-либо предмет НА СТОЛ, В СТОЛ, ПОД СТОЛ, взять его СО СТОЛА, ИЗ-ПОД СТОЛА, ИЗ-ЗА СТО­ЛА и т.п. В данном случае говорите Вы сами, а в задачу ребенка входит лишь правильное понима­ние значений употребляемых Вами предлогов. О правильности такого понимания можно безоши­бочно судить по правильности выполнения по­ручений.

Значительно сложнее будет такой вид работы: Вы производите определенные действия с предме­тами, а ребенок отвечает на соответствующие этим действиям вопросы, правильно употребляя при этом предлоги. Например, ставя стакан на стол, Вы спрашиваете ребенка: «Куда я поставила ста­кан?» (на стол); «Откуда я взяла стакан?» (со стола) и т.д.

В целях более прочного закрепления значений предлогов полезно использовать и приводимую ниже обобщенную схему.

Объяснив ребенку имеющиеся в схеме услов­ные обозначения, переходите к упражнениям. На­пример, Вы произносите предложение с тем или иным предлогом, а ребенок показывает соответст­вующий квадратик на схеме (Белка сидит В дуп­ле; птица села НА ветку; зайчик сидит ПОД кус­том и т.д.).

Другое упражнение: Вы начинаете предложе­ние, а ребенок заканчивает его, употребляя при этом подходящий по смыслу предлог. Например:

Дети пошли купаться... (на речку, на озеро);

Зимнюю одежду мы повесили... (в шкаф);

Мальчик подошел... (к дому, к столу, к дереву);

Книги достали... (из стола, из-под стола, из ранца);

Девочка спряталась... (за шкаф, за дерево);

Старик грустно смотрел... (в окно, на дорогу, на детей).

Полезно также специально поупражнять ре­бенка в правильном употреблении окончаний имен существительных в различных предложных конструкциях. С этой целью Вы начинаете фразу с тем или иным предлогом, а ребенок ее за­канчивает, употребляя при этом подходящее по смыслу существительное с соответствующим окончанием, например:

Лампа стоит на... (столе);

Лампа висит над... (столом);

Лампу поставили под... (стол);

Лампу поставили около... (стола);

Лампу достали из-под... (стола);

Лампу взяли со... (стола);

Лампу поднесли к... (столу);

Птица сидит на... (ветке, дереве);

Птица сидит в... (гнезде);

Птица вылетела из... (гнезда);

Ласточка свила гнездо под... (крышей) и т.д.

И, наконец, необходимо познакомить ребенка с такими предложными конструкциями, в которых один и тот же предлог употребляется в различных значениях. Например, значение предлога НА не ог­раничивается только «на поверхности чего-то» - этот предлог может выражать и ряд других отно­шений между предметами. То же самое касается; предлога В и других предлогов. Поэтому, чтобы у ребенка не создалось слишком узкого (чисто «про­странственного») представления о значениях этих предлогов, попросите его ответить на такие вопросы по приведенной ниже картинке:

Что делают дети? (качаются НА качелях);

Куда идут мальчики? (НА рыбалку);

На чем играет дедушка? (НА дудочке);

Что делают мальчики? (играют В мяч).


Мы рассмотрели усвоение детьми основных правил словоизменения. Что касается овладения ими правилами словообразования, то эти сведения были приведены по каждой части речи в отдель­ности.

Трудности согласования числительных

1. Согласование сказуемого и подлежащего, в составе которого есть числительные.

Количественное составное числительное, оканчивающееся на один, в составе подлежащего предполагает сказуемое в форме единственного числа мужского, женского или среднего рода: Двадцать один вагон отправлен. Тридцать одна тонна зерна отгружена.

Количественное числительное в составе подлежащего, оканчивающееся на 2, 3, 4, 5 и т.д., может согласовываться со сказуемым как в форме единственного числа среднего рода, так и в форме множественного числа: Пять человек не пришло (не пришли) на семинар. Тридцать два ученика награждено (награждены) грамотами.

2. Согласование определений с числительными.

Определение, стоящее после числительного, при сочетании с существительным в женском роде ставится в именительном падеже: Две новые лаборантки .

Определение, стоящее после количественных числительных, при сочетании с существительным мужского рода ставится в родительном падеже: три известных бизнесмена . Ср. За последние три года. - За три последних года.

3. Синтаксическая связь числительных с существительными.

Числительные, сочетаясь с другими словами, способны быть и главными, и зависимыми словами. В качестве главных слов они управляют существительными, в основном только в родительном падеже: два студента, три девочки . В качестве зависимых слов они согласуются с главными словами:

1) числительное один (одна, одно, одни) и все порядковые числительные грамматически зависимы от существительных и согласуются с ними в роде, числе и падеже, как прилагательные: один год, одна неделя, одно окно, одни сутки; третий ряд, третья комната, третье событие, третьи ножницы;

  1. 1) все остальные числительные в сочетаниях с существительными являются или синтаксически главными, или зависимыми компонентами.

Словосочетание, в которое объединяются числительное и существительное (кроме один), обладает особым типом синтаксической связи: в именительном и винительном падежах числительное управляет существительным, а в остальных согласуется с ним: росли две сосны (управление); у двух сосен сломаны ветки (согласование).

Зависимое существительное стоит чаще всего в родительном падеже: десять (и.п.) дней (р.п. мн.ч.). Форму винительного падежа, одинаковую с формой родительного падежа, имеют существительные при числительных два, три, четыре и при собирательных числительных в сочетании с одушевленными существительными: отпустить троих студентов - отпустить трех студенток (в.п.). Падеж определяется по управлению глагола.

Числительные два (две), оба (обе), полтора (полторы) могут связываться с существительным двойной синтаксической связью : управление и согласование одновременно, то есть они управляют родительным падежом и согласуются с существительными в роде: полторы тысячи, полтора стакана, оба ученика, обе ученицы.

Один огурец, два огурца, три огурца.

Один стакан

Один стул

Один карандаш

Одна ложка, две ложки, три ложки.

Одна книга

Одна вилка

Одна шапка

Одно яблоко, два яблока, три яблока.

Одно ведро

Одно одеяло

Одно кольцо

Игра «Два и пять»

С помощью этой игры вы научите ребёнка образовывать словосочетания из существительных с числительными два и пять по образцу. Взрослый бросает ребёнку мяч, и произносит словосочетание с числительным два, а ребёнок, поймав мяч, возвращает его и говорит словосочетание с тем же существительным, но с числительным

Две ложки – Пять ложек.

Две кошки…

Две ручки…

Две чашки…

Две шишки…

Два кармана – Пять карманов.

Два кубика…

Два дома…

Два носка…

Два дивана…

Два цветка…

Два яблока – Пять яблок.

Два ведра…

Два окна…

Два дерева…

Игра «Считаем до десяти»

Эта игра упражняет в образовании порядковых числительных, учит порядковому счёту и отвечать на вопрос «Который по счёту?». Используем натуральные предметы, предметные картинки.

Первая кружка, вторая кружка, третья кружка, четвёртая кружка, пятая кружка, шестая кружка, седьмая кружка, восьмая кружка, девятая кружка, десятая кружка.

Первый карандаш…

Первое кольцо…

Игра «Один, два, три»

Ребёнок считает предметы до десяти, взрослый контролирует правильность образования словосочетаний из числительных с существительными. Используем предметные картинки.

Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек, шесть бабочек, семь бабочек, восемь бабочек, девять бабочек, десять бабочек.

Один стакан…

Одна лента…

Одно дерево…

Использованы материалы из книги В. Н. Нищева Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР 2007 г.

Дина Фомина
Игры для развития грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными

Цель: Формировать и развивать навык согласования количественных числительных с существительными в роде и падеже.

Игра «Один - два»

В игре подбираются слова сначала мужского, затем женского рода, с использованием любых предметов.

Ход игры: показать пальцами правой и левой руки поочередно существительные мужского рода: один пальчик - два пальчика; один зайчик - два зайчика; один петушок - два петушка; один гусь - два гуся;

существительные женского рода: одна курочка - две курочки; одна коза - две козы; одна кошка - две кошки; одна собака - две собаки; одна мышка - две мышки.

Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы «Человек. Части тела». Инструкция: «Что у нас по одному?» (Один нос (лоб, рот, язык, живот). Одна спина (голова). «Что у нас по два?» (Две руки (ноги, щеки). Два глаза (уха)

Игра «Посчитай-ка до пяти»

Считаем любые слова мужского, женского, среднего рода.

Вариант 2. «Было-стало»

Ход игры: Взрослый дает ребенку по одной картинке одного и того же предмета, ребенок отвечает: «У меня был один карандаш, а стало два карандаша. Было два карандаша, а стало три карандаша…. Стало пять карандашей»

Или предлагаем ребенку собрать ряд (два, три ряда) одинаковых картинок. Картинки лежат перемешанные лицевой стороной вниз. Ребенок достает по одной картинке, добавляет их в свой ряд, повторяя: «У меня был один карандаш, а стало два карандаша. Было две мышки, а стало три мышки. Было Два карандаша, а стало три карандаша и т. п.»

Игра «Веселые числа»

Ход игры: Взрослый задает вопросы. Ребенок отвечает полным ответом.

Сколько у человека носов? (Один нос.)

Сколько у человека ног? (Две ноги.)

Сколько на ладошке пальцев? (Пять пальцев.)

Сколько у зайца ушей? (Два уха.)

Сколько у собаки глаз? (Два глаза.)

Сколько у кошки лап? (Четыре лапы.)

Сколько у птицы крыльев? (Два крыла.)

Сколько в комнате окон? Сколько в комнате шкафов? Сколько в комнате стульев? Сколько в комнате столов? Сколько чашек на столе?

Игра «Рыбалка»

Ход игры: на картинки с изображением различного количества предметов прикрепить скрепки. Доставать картинки с помощью магнитной удочки и называть сколько предметов ты поймал: «Я поймал одну рыбку». «Я поймал пять рыбок». «Я поймал три ведра» и т. п.

Игра «Я увидел»

Ход игры: Ребенок пересчитывает предложенные картинки, повторяя: «Я увидел. одну куклу, две куклы, пять кукол». Можно использовать недлинную трубку вместо подзорной трубы или приложить к глазам руки в виде бинокля для игрового сюжета.

Родительный падеж

Игра «Чего не стало»

Ход игры: взрослый демонстрирует изображение картинок, затем прячет одну из них. Ребенок отвечает полным ответом «Чего не стало?»

Вариант 1.

Взрослый демонстрирует разное количество контурных изображений предметов. Сообщает, что эти предметы пропали. Просит назвать полным предложением чего не стало на картинке. «Нет двух зайцев», «Не стало четырех бабочек».

Вариант 2.

На доске выставляется ряд картинок с изображением на каждой из них множества однородных предметов. Сначала дети называют выставленные картинки. Потом закрывают глаза. Взрослый убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?». Картинки или предметы можно менять, дополнять. Затем игра проводиться с указанием количества предметов. Например, не стало трех тарелок, двух ложек.

Задание будет проще выполнять, если количество предметов на картинке будет подписано.

Вариант 3. «Чего не хватает на рисунке?»

Детям показываются рисунки «Что забыл нарисовать художник?». На рисунках - стол на двух ножках, стул на одной ножке, машина с одним колесом, кошка с двумя лапами, курица без ног и т. д. Дети отвечают на вопрос: «Чего не хватает и сколько?», употребляя родительный падеж числительных. Например: «У стула не хватает двух ножек» и т. п.

Творительный падеж.

Лото «С кем?»

На больших картах изображены разные детеныши (два котенка, три щенка, четыре зайчонка). На маленьких картах изображены взрослые животные. Большие карты раздаются детям. Логопед предъявляет им маленькие карты. Ребенок, у которого на карте изображены соответствующие детеныши, получает изображение их мамы и говорит: «У меня зайчиха с четырьмя зайчатами».

Игра «С кем повстречался?»

Ход игры: Ребенок перечисляет представленные картинки, проговаривая, с кем повстречался герой в пути: «Колобок повстречался с одним зайцем, с двумя зайцами, с тремя зайцами…»

Игра «Что с чем?»

На столе лежат разные предметы группами по 4 штуки, стоят: коробка, ящик и лежит пакет. Взрослый на глазах у детей кладет в пакет два грибка, в коробку - три картинки, а в ящик - четыре кубика. Меняет коробку, пакет и ящик местами и предлагает детям вспомнить, что с чем /с чем пакет, с чем коробка, с чем ящик/. Отвечая, дети должны указать количество предметов в пакете, в коробке, в ящике. Например: «Пакет с двумя грибками, ящик с 4-мя кубиками» и т. д. Тот, кто правильно вспомнит все и не ошибется в окончаниях, получает фишку.

Игра «Чем работать?»

Ход игры: Ребенку предлагает выбрать из предложенных картинок и назвать, чем может работать тот или иной человек:

«Повар может работать тремя кастрюлями, одним половником. Строитель работает тремя пилами, одним молотком. Врач лечит четырьмя таблетками, пятью прививками».

Дательный падеж.

Игра «Кому отдать?»

Ход игры: ребенок называет предмет и кому он его отдает. Число тех, кому нужно отдать предмет указывается цифрой, либо картинки подобраны с разным количеством людей.

Варианты:

1. Отдать рабочие инструменты людям разной профессии.

«Расческу и ножницы я дал двум парикмахерам, книгу и указку трем учителям» и т. п.

2. Накормить кашей предложенных животных: «Кашу дам двум петухам, одному зайцу, шести лисам» и т. п.

3. Дать подарок предложенным картинкам: «Дам подарок двум кошкам, одной девочке, трем слонам» и т. п.

Предложный падеж.

Игра «Мечты»

Ход игры: Ребенок составляет предложения по картинке. «Щенок мечтает о двух косточках». «Заяц мечтает о пяти морковках». «Маша мечтает о трех куклах» и т. п.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи (Средняя - подготовительная группы) Игрушки Образование прилагательных.

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм.

Логопедическое занятие в старшей группе «Согласование числительных «один», «одна» с существительными» Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация «Центр развития ребенка – детский сад №7» города Калача Воронежской области.

Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.