Проект игровой деятельности «Удивительный мир игры. Отчет по проекту

  • Дата: 11.02.2022

Светлана Кобозева -Салмина
Проект «Дидактические игры в ДОУ»

Проект "Дидактические игры в ДОУ "

Актуальность : Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие : использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. Поэтому мы обратили особое внимание на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5, это :

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной , познавательной и т. д.);

Поддержка спонтанной игры детей , ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности : игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной, трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста :

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

Схема развития любого вида деятельности такова : сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Образовательная деятельность ДОУ строится в рамках 5 образовательных областей. Наиболее важными из них, мы считаем – «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» , которые перекликаются между собой и предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра , позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. Остановимся на некоторых из них :

Игровая технология интеллектуально творческого развития В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры » – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Развивающие игры В . В. Воскобовича выполняют роль дидактического материала и соответственно вписываются в любую форму планирования. Они не только развивают смекалку и находчивость, но и имеют воспитательно-этическое значение : не в назидательной форме подсказывают правильное поведение в проблемной ситуации.

Игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша» . Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера» , используется в целях образования во многих странах мира. Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности.

В своей группе мы обратили внимание, что настольные дидактические игры часто остаются без внимания детей, они редко берут их с полки и играют. В связи с этим мы разработали практико-ориентированный проект «Дидактические игры , как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС».

Цель проекта : формирование у детей и родителей заинтересованности и умение играть в .

Задачи проекта :

Научить детей играть в дидактические настольные игры , соблюдая правила и ход игры , развивая у них интерес и активное участие;

Познакомить родителей со структурой дидактической игры , её обучающими задачами, способами подачи детям;

Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей;

Пополнение развивающей среды : приобретение дидактических игр , пособий, книг с перспективой на средний дошкольный возраст.

Проблема : Как повысить внешний интерес детей и родителей к .

Обоснование проблемы :

1. Неумение и нежелание детей средней группы играть в настольно – дидактические игры , соблюдать правила и ход обучающих игр.

2. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр , способах подачи их детям.

Гипотеза : для того чтобы у детей повысить внешний интерес к дидактическим настольным играм , необходимо создать условия для развития игровой деятельности детей, это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.

Вид проекта : практико-ориентированный

Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Срок реализации проекта : сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Ожидаемые результаты :

1. Дети чаще самостоятельно используют настольно – дидактические игры и с большим интересом играют в них.

2. Организована выставка семейных мини – газет «Играем дома» , фоторепортажи : «Как и чем мы играем в детском саду» , «Сказочные лабиринты игры В . В. Воскобовича»

3. Заинтересованы многие родители данной темой, получили новую и полезную информацию, успешно опробованную, на своих детях, созданы новые «Умные» игры родителями в группу , активное использование развивающих игр дома с детьми.

4. Все имеющиеся в группе материалы доступны для детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать.

I этап проекта : подготовительный

1. Изучение материала.

2. Сбор и анализ информации по данной теме из разных источников.

3. Анкетирование родителей, с целью выявления знаний о современных развивающих играх.

4. Диагностическое наблюдение - использование настольных игр в самостоятельной деятельности детей.

5. Разработка плана реализации проекта .

II этап проекта : основной. Работа по реализации проекта .

Решение поставленных задач с детьми :

1. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр .

2. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.

3. Создание проблемных ситуаций для закрепления правил игры .

4. Поощрение (за самостоятельную организацию игры , привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.

Решение поставленных задач с родителями :

1. Создание информационных листов для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с играми.

2. Наглядная информация для родителей «Дидактическая игра , как средство умственного развития ребёнка!»

3. Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!» , где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.

4. Организация выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка » .

5. Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.

6. Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания : заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам» ).

7. Организация выставки детских работ выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой мамой играем – интерес и знания получаем!» .

8. Соглашение с родителями по изготовлению и приобретению в группу развивающих игр.

III этап : заключительный

Мастер – класс для родителей «Как и чем мы играем в детском саду!» (Цель задания : заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – на примере игр В. В. Воскобовича).

Основные направления деятельности : постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом » к игре в группе из трех-пяти сверстников. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую игру .

Материалы и оборудование : учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры , картинки, художественная литература.

Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, воспитанию самостоятельности, инициативности физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Литература

1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.

3. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста : методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М.: Центр педагогического образования, 2008г.

4. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.

5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду : принципы построения, советы, рекомендации - СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.

6. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду » . / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.

Введение

Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В игре часто сложное становится доступным. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни.

Таким образом, актуальностью данного проекта заключается в том, что в игре дети стремятся познакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

В ходе проведения анализа работы по развитию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста были выявлены следующие ключевые моменты:

В программе «Детство», реализуемой в детском саду «Дюймовочка», развитие игровых умений рассматриваются в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», где основной целью является обогащение игрового опыта каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

Но, несмотря на то, что педагоги создают условия для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности, дошкольники знают мало игр, затрудняются в объяснении игровых правил своим сверстникам, ролевой репертуар беден, что подтверждается результатами диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностического обследования детей старшей группы ДОУ «Дюймовочка» (2008-2009 учебный год)

В соответствии с представленной проблемой мной был разработан данный проект как средство развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников посредством игры.

Новизна по сравнению с аналогами.

Данные современной психологии и дошкольной педагогики (психоанализ, когнитивная теория Пиаже, Л.С. Выготский и др.) видят в спонтанной, свободной игре специфическую для ребенка-дошкольника форму усвоения мира, компенсации переживаний и учения, которую нельзя заменить в пользу дидактических, учебных игр, направленных на осознанно поставленные взрослыми цели развития. Но, тем не менее, в современной системе дошкольного образования обозначается необходимость акцентировать внимание на целенаправленные, системные исследования особенностей развития игры на формирование коммуникативной компетентности у старшего дошкольника.

Основной идеей педагогического проекта является подборка, разработка и систематизация следующих видов игр:

  • творческие (игра-драматизация, сюжетно-ролевая игра);
  • дидактические;
  • игры-экспериментирование;

которые непосредственно будут направлены на развитие коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Коммуникативная компетенция , по определению Т.Б.Михеевой, – совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Несмотря на разницу определений коммуникативной компетенции их объединяет то, в состав компетенции включаются знания, умения, способности, обеспечивающие эффективность общения в любых его формах и способности, которые помогают устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Поэтому главным критерием, по которому можно будет судить о сформированности коммуникативной компетенции у старшего дошкольника будет являться его успешность во взаимодействии с самим собой и другими в той или иной ситуации общения.

А успех будет зависеть от способности ребенка мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем в частности в процессе игры.

Таким образом, в качестве параметров оценивания сформированности коммуникативной компетенции у старшего дошкольника мы выделили следующие показатели (см. приложение 1):

  • Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем.
  • Умение получать необходимую информацию в общении.
  • Умение выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам.
  • Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
  • Умение спокойно отстаивать свое мнение.
  • Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
  • Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).
  • Умение уважительно относится к окружающим людям.
  • Умение принимать и оказывать помощь.
  • Умение не ссорится, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Сфера применения: систематизированный сборник игр по развитию коммуникативной компетенции старшего дошкольника может быть реализован в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также и родителями воспитанников, что будет являться:

  • необходимой предпосылкой развития у старших дошкольников коммуникативной компетенции;
  • важным условием успешной познавательной деятельности ребенка в процессе будущего обучения в школе.

Прогнозирование негативных последствий: возможен риск переутомления воспитанников и педагогов, что будет разрешено правильным распорядком времени и продолжительности использования предложенных игр, а также психолого-педагогическим сопровождением участников воспитательно-образовательного процесса в старшей группе.
Постановка цели и конкретных, измеряемых и достижимых задач

Цель проекта: развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников через организацию игровой деятельности.

Основные задачи проекта:

  • Совершенствование организационных и психолого-педагогических условий для развития игровых умений у старших дошкольников.
  • Разработка алгоритма использования игр для развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников.
  • Обобщение и описание результатов реализации педагогического проекта.

Управленческо-кадровый аспект

  • Координатор проекта (разработчик проекта) – Куракина Т.Г., учитель-логопед (2 квалификационная категория).
  • Отслеживание эффективности внедрения игр в воспитательно-образовательный процесс по данной тематике – Филипченко Н.В., зам. заведующего по УВР (1 квалификационная категория).
  • Психологическое сопровождение проекта (проведение и анализ диагностических исследовательских процедур) – Куроптева И.В., педагог-психолог (2 квалификационная категория).
  • Реализация проекта (разработка/подборка и внедрение в воспитательно-образовательный процесс игр, направленных на развитие коммуникативной компетенции) – Куракина Т.Г., учитель-логопед, Новикова О.А., воспитатель старшей группы № 2 (2 квалификационная категория).

С целью развития коммуникативной компетенции у старших дошкольников посредством игры в качестве критериев эффективности и результативности проекта будут использованы следующие показатели:

Основные
направления и задачи проекта

Важнейшие индикаторы проекта

Перечень методик (параметров),
периодичность

1. Совершенствование организационных и психолого-педагогических условий для развития игровых умений у старших дошкольников.

Диагностический материал, соответствующий теме проекта

1. Диагностика развития игровых умений (по программе «Детство» (см. приложение 2).

2. Диагностика коммуникативной компетенции (см. приложение 1)

Диагностическое обследование проводится 2 раза в год (октябрь, апрель)

2. Разработка алгоритма использования игр для развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников.

Алгоритм использования игр по развитию коммуникативной компетенции, включенная в содержание образовательной работы по программе «Детство»

Отслеживание эффективности внедрения алгоритма использования игр по теме проекта (оперативные поверки по изучению планирования игровой деятельности, посещение занятий, мероприятий с последующим анализом и консультацией, наблюдение за игровой деятельностью детей старшей группы № 2 и т.д.)

Перспектива на будущее

Разработать и реализовать проект по данной теме для воспитанников подготовительной группы.

План мероприятий по реализации педагогического проекта «Что наша жизнь … Игра!» (приложение 3)

Литература

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия», 1998.
  2. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. – М., «Просвещение», 1997.
  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.. – СПб, 2000.
  4. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. – М., 2008.

Подготовили:

воспитатели группы №6 "Ромашки"

Морозова В.А., Кузнецова З.И .

Проект «Удивительный мир игры»

Проблема : Есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интерес к сюжетно-образным игрушкам или однообразно с ними манипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен. Такие дети труднее усваивают программный материал, требующий определённого развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре. Со стороны некоторых педагогов в детском саду, а тем более родителей иногда наблюдается тенденция формального обучения игровым действиям, сюжету без учета интересов личного практического и игрового опыта детей. А на самом деле это важная проблема. Она остро встает при подготовке к школе, когда важные такие качества как наблюдательность, сформированная речь, богатый словарный запас.

Актуальность проекта : формирование интереса к сюжетно-ролевым играм – процесс длительный и сложный, но если мы хотим чтобы в наших детях сформировались представления о мире взрослых, взаимоотношения со сверстниками, развивалось мышление, чувства, воля, заниматься этим просто необходимо. Игра имеет большое значение для развития личности.

Цель : развивать интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.

Задачи :

    Помогать детям, объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личной симпатии.

    Приучать к соблюдению в процессе игры элементарные правила поведения.

    В процессе игр развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас.

    Помочь родителям создать условия для игр детей и расширять знания по руководству игровой деятельностью.

Гипотеза реализации проекта : реализация проекта позволяет более глубоко усвоить программный материал по развитию познавательных возможностей детей.

Основные формы реализации проекта: экскурсии, наблюдения, утренние беседы, чтение художественной литературы, мини-выставка «Дары осени», конкурс «Коса – девичья краса», фотовыставка «Мама, папа, я – дружная семья», работа с родителями (консультации, рекомендации, беседы, домашние задания).

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Дети отражают в играх развитые сюжеты. Активно осваивают способы ролевого поведения, называют свою роль и обращаются к сверстникам по имени ролевого персонажа, меняют интонацию голоса в зависимости от роли.
  2. У детей есть любимые игры и роли, которые они охотнее всего выполняют.
  3. В д/и понимают игровую задачу и действуют в соответствии с нею.
  4. Проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.

Вид проекта: исследовательско-творческий.

Участники проекта: дети второй младшей группы № 6 «Ромашки» (коллективный).

Продолжительность : 9 месяцев (сентябрь – май), долгосрочный.

Продукт проекта:

  • Атрибуты к с/р играм.
  • Полифункциональная игра «Волшебная радуга».

Тема, задача игры

Работа с детьми

Работа с родителями

I квартал

Сентябрь. “Семья” Помогать детям объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личных симпатий. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий. 1. Заучивание “Приходите в гости”. 2. Чтение Капутихян С. “Мама обедает”. 3. Д/И “Устроим комнату для куклы Кати”. 4. Д/И “Будем заваривать чай”. 5. Беседа о членах семьи детей. Подчеркивать заботу в семье друг о друге. 1. Рекомендации “Играйте вместе с ребенком”. 2. Привлечь к оснащению игровой зоны: сшить кукол, постель, одежду для кукол.
Октябрь. Магазин “Продукты” Учить детей взаимодействию в сюжетах с двумя действующими лицами (продавец-покупатель). Приучать соблюдать элементарные правила поведения в игре. 1. Рассматривание иллюстраций на тему “Продукты”, “Овощи-фрукты”. 2. Д/И “Купим овощи для супа в магазине”. 3. Лепка “Яблоки и груши”. 4. Рисование “Заготавливаем картофель”. 5. Разыгрывание ситуаций. Разговор продавца и покупателя. 1. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игры: макаронные изделия, крупы, кондитерские изделия. 2. Выставка “Дары осени”.
Ноябрь. “В гостях у матрешки” Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. В процессе игры обогащать словарный запас. 1. Д/И “Подарки для матрешки”. 2. Д/И “Мебель в доме”. 3. Разыгрывание игровой ситуации “Матрёшкино новоселье”. 4. Д/И “Что изменилось?” 1. Консультация “Проведение праздника дома”.

II квартал

Декабрь. “Семья” Поощрять попытки детей подбирать атрибуты для роли. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий. 1. Рассматривание картин из серии “Мы играем”. 2. Чтение “Муха-Цокотуха” К. Чуковский. 3. Разыгрывание ситуации “Наши подарки Алёнушке”. 4. Д/И “Подбери посуду для куклы”. 1. Памятка “Поговорите с ребенком”.
Январь. “Парикмахерская” Познакомить с трудом парикмахера. Учить использовать предметы-заместители. Помогать робким, застенчивым детям включаться в игру. 1. Д/И “Радио”. 2. Рассказ о труде парикмахера. 3. Забава “Красивые бантики”. 4. Д/И “Кому что нужно для работы”. 5. Д/И “У кого какое платье”. 1. Привлечь к изготовлению предметов – заместителей: бигуди, ножницы. 2. Конкурс “Коса - девичья краса”.
Февраль. Детский сад” Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни. Развивать самостоятельность в выборе игры. Содействовать развертыванию детьми ролевого диалога в игре. 1. Разыгрывание ситуации “Мы убираем игрушки”. 2. Д/И “Каждой вещи свое место”. 3. Беседа “Я и детский сад”, “Я и дети”. 4. Развлечение “Наша дружная группа”. 1. Рекомендации “Прогулки вместе с ребенком”. 2. Вечер “Веселые посиделки”. 3. Консультация “Роль отца в воспитании ребенка”.

III квартал

Март. “Магазин игрушек” Разнообразить игру игровыми действиями (в магазин привезли игрушки, продавец раскладывает товар). Развивать умение распознавать свойства предметов. 1. Беседа “Мои любимые игрушки”. 2. Лепка “Наши игрушки”. 3. Д/И “Найди предмет по описанию”. 1. Памятка “Как выбирать игрушки для малыша”. 2. Консультация “Роль игрушки в детских играх”.
Март. “Семья” Способствовать возникновению игры на темы из окружающей жизни. Учить поддерживать ролевой диалог. 1. Разыгрывание ситуации “Кукла Таня у нас в гостях”. 2. Общение “За что меня любят мама папа”. 3.Чтение немецкой сказки “Горшок каши”. 1. Папка-передвижка “Дочки-матери”. 2. Фотовыставка “Мама, папа, я - дружная семья”.
Апрель. “Автобус” Познакомить с профессией шофера. Показать игровые действия роли “шофера”. Способствовать объединению в небольшие группы (по 2-3 человека). Развивать умение взаимодействовать друг с другом. 1. Заучивание “Песня машиниста”. 2. Д/И “Транспорт”. 3. Аппликация “Автобус”. 4. П/И “Птицы и автомобиль”. 1. Привлечь к изготовлению атрибутов: руль, кепка, макет автобуса.
Апрель. “Больница” Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивать умение самостоятельно подбирать атрибуты, выбирать роль. 1. Слушание “Кукла заболела”. 2. Лепка “Поможем доктору Айболиту вылечить детей”. 3. Д/И “Кому что нужно для работы?” 1. Изготовление предметов - заместителей: градусники, таблетки.
Май. “Зоопарк” Учить использовать в игре строительный материал. Развивать умение исполнять роль за себя и за игрушку. Совершенствовать умение взаимодействовать друг с другом. 1. Беседа о диких животных “Кто живет в лесу?” 2. Конструирование “Построим загородку для зверей”. 3. Показ театра на фланелеграфе “Лиса и заяц”. 4. Д/И “Чьи детки?” 1. Выставка. Совместное рисование родителей и детей “Необычное животное”.

Наталья Владимировна Борисова
Педагогический проект «Игровая гостиная»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №9 «Чайка» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Педагогический проект

Тема : «Игровая гостиная »

Тип проекта : практико-ориентировочный, долгосрочный 2015-2016 учебный год (сентябрь – февраль) .

Место реализации : МБДОУ Детский сад №9 «Чайка»

Руководитель проекта : старший воспитатель МБ ДОУ Детский сад №9 «Чайка» Борисова Н. В.

Участники проекта : воспитатели 2 группы раннего возраста Шагиева Э. М., Баркалова А. Р., музыкальный руководитель Салахова Г. И.

Целевая группа (объект) : родители (законные представители обучающихся 2 группы раннего возраста, в количестве 28 человек.

Постановка проблемы :

Дети раннего дошкольного возраста много времени проводят в игре, но не только потому, что игра считается ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника, но и потому, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша. Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребёнку. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» , - рассуждают некоторые родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребёнок не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность заняться своими делами.

В настоящее время педагоги и психологи , работающие с детьми младшего дошкольного возраста, отмечают что дети, приходящие в детский сад играют мало, игры носят однообразный характер. При анкетировании родителей по вопросам игровой деятельности , выяснилось, что дома родители не знают, чем занять ребёнка младшего дошкольного возраста, в какие игры с ним можно поиграть, какие игрушки купить ребёнку, чтобы они были доступны для понимания, познавательны, эстетичны. Родители предпочитают, чтобы дети смотрели телевизор, играли в компьютер, в лучшем случае играли конструктором. Данная проблема существует по следующим причинам :

Недостаточный уровень педагогической игровой деятельности ;

Отсутствие целенаправленной работы педагогов по педагогическому просвещению родителей по вопросам игровой деятельности .

Взаимодействие педагогического коллектива с родителями по вопросам игровой деятельности необходимо начать с изучения условий, которые созданы для игровой деятельности ребёнка в семье. С этой целью проведено старшим воспитателем и педагогами младших групп начальное анкетирование родителей по вопросам игровой деятельности .

Цель проекта :

Оказание практической помощи родителям воспитанников раннего дошкольного возраста в организации совместной игровой деятельности с детьми.

Задачи :

1. Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах игровой деятельности .

2. Познакомить родителей с разновидностями детских игр с учётом специфики их применения в семейном воспитании.

3. Активизировать взаимодействие с родителями через работу игровой программы «Игровая гостиная » .

Стратегия и механизмы реализации.

Условия реализации проекта .

Кадровые : в детском саду работают специалисты : старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги групп , которые могут оказать методическую и практическую помощь родителям в вопросах игровой деятельности . Решение этой проблемы должно быть осуществлено в тесном сотрудничестве педагогов с родителями воспитанников.

Материально -технические : есть помещение – музыкальный зал с аудиоаппаратурой для проведения занятий с родителями, проектор , компьютер.

Программно-методические : имеется методическая литература по вопросам взаимодействия с родителями; картотеки игр.

Организационные : педагоги 2 группы раннего возраста ежедневно общаясь с родителями, могут решить вопросы времени, места занятий, организовать родителей для встреч в игровой гостиной . Педагоги ДОУ могут проводить занятия в «Игровой гостиной » в течение своего рабочего дня, встречи будут проходить 1 раз в месяц с 16.30 до 17.30. Между занятиями будет проводиться работа по педагогическому просвещению и промежуточные диагностики игровых умений детей , повторное анкетирование родителей.

Руководство проектом воспитателями :

Проведение занятий с родителями в «Игровой гостиной » .

Индивидуальные консультации с родителями и педагогами по мере необходимости по вопросам игровой деятельности .

Выпуск письменных консультаций для родителей.

Оформление картотеки игр «Играем дома, играем вместе» .

Разработка электронной презентации «Организация игровой деятельности с детьми дома» .

Руководство проектом старшим воспитателем :

Разработка анкет и анализ анкетирования родителей по вопросам игровой деятельности .

Анализ планирования и проведения консультативной работы педагогов с родителями по данной проблеме.

Изучение особенностей педагогического руководства игрой по следующим вопросам :

Какое место в режиме дня воспитатель отводит играм?

Как он обогащает опыт детей с целью развития игры?

Какие виды игровой деятельности педагоги предпочитают организовывать?

Умеет ли педагог включаться в игру , брать на себя роли? Как дети относятся к участию воспитателя в игре?

Как использует прямые и косвенные приёмы руководства игрой , проблемные ситуации, обогащение опыта детей?

Как воспитатель регулирует взаимоотношения детей по ходу игры?

Учитывает ли индивидуальные особенности детей при руководстве игрой ?

Использует ли игру с целью развития детей, коррекции их поведения?

Рабочий план реализации проекта .

п/п Мероприятие Сроки Ответственный

1 Подборка и изучение материалов по выбранной тематике. Сентябрь Воспитатели.

2 Анкетирование родителей по вопросам игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Сентябрь Воспитатели.

3 Анализ анкетирования родителей. 1 неделя октября Старший воспитатель.

4 1 встреча с родителями в игровой гостиной .

Тема 2 неделя октября

Старший воспитатель. Воспитатели. Музыкальный руководитель.

5 Выпуск консультации :

«Какие игрушки для детских игр необходимы ребёнку до 3 лет» . 3 неделя октября

Воспитатель первой младшей группы.

6 Выпуск консультации и индивидуальные консультации по теме : «Как и во что играть с ребёнком» . 1 неделя ноября

Воспитатели.

7 2 встреча в игровой гостиной

Тема «Игры, родившиеся на кухне» .

2 неделя ноября

Старший воспитатель.

Воспитатели

8 Анкетирование родителей.

Диагностика игровых умений детей 2-3 лет (наблюдения, беседы) .

Оформление папки–передвижки

. 3 неделя ноября

Воспитатели.

9 3 встреча в игровой гостиной .

Тема . 1 неделя декабря

Старший воспитатель.

Воспитатели

Музыкальный руководитель.

10 Выпуск консультаций :

«Пальчиковые игры. Их польза и значение» .

«Развиваем пальчики, учим рисовать» . 2 неделя декабря

Воспитатели

11 4 встреча в игровой гостиной .

Тема . 2 неделя января

Старший воспитатель.

Воспитатели.

12 Совместные развлечения с детьми и родителями «Как хорошо уметь играть!» . Январь Воспитатели.

13 Награждение активных участников проекта грамотами и благодарностями Январь Старший воспитатель

Воспитатели

14 Создание презентации в электронном виде «Организация игровой деятельности с детьми дома» . Январь Воспитатели

15 Создание картотеки игр «Играем дома, играем вместе» . Февраль Воспитатели

Ожидаемые результаты :

Качественные.

1. Повышение уровня родительской компетенции в организации игр с детьми раннего дошкольного возраста.

2. Обогащение репертуара игрового поведения родителей и навыков игровой деятельности с детьми.

3. Совершенствование способов взаимодействия педагогов и родителей по вопросам игровой деятельности .

Количественные.

1. Участие в занятиях в «Игровой гостиной » 50% родителей детей раннего дошкольного возраста.

2. Проведение 4 образовательно-игровых встреч с родителями «Игровая гостиная » .

3. Разработка сценариев проведения встреч.

4. 2 анкетирования родителей.

5. Выпуск 4 консультаций.

6. Оформление папки–передвижки «Игры нашего детства для наших детей» .

7. Создание презентации «Организация игровой деятельности с детьми дома» .

8. Создание картотеки игр «Играем дома, играем вместе» .

9. Проведение совместных развлечений «Как хорошо уметь играть» .

Оценка результатов.

Оценка достижения поставленной цели и задач будет осуществляться по следующим критериям :

Выполнение рабочего плана реализации;

Результаты анкетирования родителей;

Ведение документации по проведению встреч с родителями (дневник посещений, фото) ;

Отзывы родителей о проведении встреч.

Возможные риски :

Загруженность родителей на работе;

Отмена встреч по причине карантина в детском саду;

Изменение тематики проведения встреч из-за болезни педагогов .

Трансляция проекта .

1 трансляция : на родительских собраниях, педагогическом совете ДОУ – апрель 2016г.

2 трансляция : на заседании ШМВ – февраль 2016г.

3 трансляция – отчёт на общем родительском собрании и педагогическом совете ДОУ о реализации и дальнейшем развитии проекта – май 2016г .

Литература :

1. Бочкарёва О. И. «Взаимодействие семьи и ДОУ» . Волгоград, 2008 г.

2. Виноградова Н. В, Микляева Н. В. «Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы» . Методическое пособие. М.: Айрисс-пресс, 2008г.

3. Губанова Н. Ф «Игровая деятельность в ДОУ » . М.: Мозаика - Синтез, 2008г.

4. Доронова Т. Н., Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик «Вместе с семьёй» . - М.: Просвещение, 2004г.

5. Давыдова О. И., Богославец Л. Г. «Работа с родителями в ДОУ» . Управление ДОУ 2008г., №5

6. Зенина Т. Н. . - М.: Педагогическое общество России , 2006г.

7. Зимина М. С. «Домашние детские праздники» . Изд.: АСТ, ВКТ, 2008г.

8. Калугина В. А. «Организация и содержание работы с родителями» . Изд.: Школьная Пресса, 2008г.

9. Лысова В. Я., Яковлева Т. С. «Игры и развлечения с детьми младшего дошкольного возраста» . – М.: Аркти, 2000г.

10. Михальски Т. «Увлекательные детские игры» . – Москва, 2001г.

11. Миронова М. М. «Психология. Игры- занятия с детьми младшего дошкольного возраста» . – Изд.: «Корифей» , 2005г.

12. Свирская Л. «Работа с семьёй : необязательные инструкции» . Методическое пособие. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007г.

13. Журналы : «Дошкольное воспитание» , «Ребёнок в детском саду» , «Воспитатель ДОУ» , «Старший воспитатель» , «Управление ДОУ» .

Вводное анкетирование.

1. Помните ли Вы игры своего детства?

2. Играете ли Вы в них со своим ребёнком?

3. Как часто Вы приобретаете своему ребёнку игрушки? Задумываетесь ли об их педагогической ценности и значимости?

4. Знаете ли Вы, как можно использовать для игр с детьми бросовый и природный материал? Как использовать в игре предметы-заместители?

5. Как проводится детский день рождения? В какие игры играют дети на этом празднике?

6. В какие игры Вы играете с детьми в вечернее время? В выходные дни?

7. Какую полезную для Вас информацию по вопросам игровой деятельности Вы хотели бы узнать от педагогов ДОУ ?

Результаты вводного анкетирования :

В большинстве семей приобретается достаточно игрушек, но появление новой игрушки происходит случайно, покупают, не задумываясь о её педагогической ценности , влиянии на развитие ребёнка.

Родители помнят игры своего детства, но на вопрос : «Играете ли вы в них со своим ребёнком?» - подавляющее большинство родителей ответило отрицательно. Хотя на самом деле многие ролевые и подвижные игры нравятся современным детям.

Лишь немногие родители могут придумать, как использовать в играх с ребёнком различный бросовый материал, не знают, как пользоваться предметами–заместителями.

Дни рождения детей в семье проходят, как правило, с приглашением взрослых и детей. Лишь в некоторых семьях устраиваются детские дни рождения с проведением игр. Большинство родителей не знают, в какие игры, в соответствии с возрастом играть с детьми. Чем занять детей, кроме игр и т. д.

В выходные дни и вечерние часы некоторые родители заняты, предпочитают, чтобы дети посмотрели телевизор, DVD, играли самостоятельно. Вместе с тем многие родители просто не знают чем занять ребёнка, что ему предложить.

На вопрос «Какую хотели бы получить информацию и помощь по вопросам игровой деятельности от педагогов ДОУ ?», большинство родителей ответили, что хотели бы получить практическую помощь : научиться играть с ребёнком; узнать разнообразие детских игр для использования в домашней обстановке; приобрести знания о проведении детских праздников.

Программа занятий в игровой гостиной .

1 встреча

«Запомнившиеся игры прошедшего детства. Чем они дороги?» .

«Значение подвижных игр для всестороннего и гармоничного развития детей» (проводит Баркалова А. Р.) .

Тест–рассуждение о значении подвижных игр (проводит Шагиева Э. М.) . Литература : Т. Н. Зенина «Родительские собрания в детском саду» .

Мини-анкета .

Играете ли Вы с ребёнком в подвижные игры?

Назовите, пожалуйста, подвижные игры, в которые играете вместе с ребёнком.

Помните ли Вы считалочки? (напишите хотя бы одну) .

Знает ли Ваш ребёнок считалочки?

Кто его научил этому? (родители, в детском саду) .

«Вопросы – ответы» ; вывод (проводит старший воспитатель) .

Вопросы :

Скажите, кто из Вас прыгал в детстве через резиночку, играл в классики, салки? А учите ли вы играть в эти игры своих детей?

Какие ещё игры своего детства Вы помните? – «Игра с мячом» .

Во что играли с Вами родители в детстве во время прогулок?

Обучение родителей подвижным играм с детьми 2-3 лет (проводит Баокалова А. Р.) .

Литература : В. Я. Лысова, Т. С. Яковлева «Спортивные игры и развлечения. Младший дошкольный возраст» ; картотека подвижных игр по младшему дошкольному возрасту; журнал «Воспитатель ДОУ» , №7-2008 - «Подвижные игры и упражнения с детьми на природе» .

2 встреча

«Игры, родившиеся на кухне» .

«Значение развития мелкой моторики рук в процессе игр с детьми»

(проводит Шагиева Э. М.) .

Мини–анкета :

В какие игры любит играть Ваш ребёнок?

Когда вы заняты на кухне, находится ли ваш ребёнок рядом с Вами? Чем он занят в это время?

Знаете ли Вы, чем его можно занять в это время?

Если играете с ним на кухне, то как?

«Пальчиковые игры» - воспитатели групп (литература : С. О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста» ; журнал «Дошкольное воспитание» № 1-2003, стр. 50-53).

Игры :

«Раз, два, три четыре, пять» ; «Поиграли – отдохните» ; «В домике сидит волчок» ; «Сосчитаем помощников» ; Пальчики в перчатках»; «Солнечные зайчики» ; «Пять подружек из избушки» , «Смешные человечки» , «Разыгра» , «Две подружки» , «Семья могучая» .

«Речевые игры» (Баркалова А. Р.)

Проговаривание чистоговорок, потешек, разучивание небольших стихотворений.

Игры : «Помоги кукле накрыть стол и расскажи, что ты сделал (поставил на стол, «Помоги мишке найти предметы мебели на кухне» , «Где что лежит?» , «Расскажите, из чего приготовлен суп» , «Найди овощи (фрукты) и назови», «Найди круглый (квадратный, треугольный и т. д.) предмет» и другие (игры по возрасту и программе) .

«Рисование крупой, лепка из теста, выкладывание рисунка их макарон и т. д. (Шагиева Э. М.) .

Массаж кистей и пальцев рук (взрослый показывает и делает с ребёнком, затем взрослый говорит, а ребёнок делает).

(материалы семинара-практикума «Пальчиковый игротренинг » - нетрадиционные игровые приёмы ).

3 встреча

«Традиционные дни рождения в семье глазами детей» .

«День рожденья каждый год» - выступление старшего воспитателя о значении празднования дня рождения в семье, о подготовке к нему и проведении.

(материалы книги Т. Михальски «Увлекательные детские игры» , стр. 47, М. С. Зимина «Домашние детские праздники» ).

«День рожденья – праздник детства» - сценарий мероприятия с детьми.

(Литература «Работа с родителями в ДОУ» , стр. 128 - 131) - ответственные воспитатели, музыкальный руководитель.

Предложить родителям памятки с хороводными играми и играми–забавами для использования в домашней обстановке.

Хороводные игры : И. Е. Аверина «Динамические паузы в ДОУ» (музыкальный руководитель) .

Игры-забавы : (Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Социально-нравственное воспитание детей).

Советы опытных родителей (обмен опытом проведения праздников в семье для детей и с участие детей) .

Оформление списка-шпаргалок «Что подарить ребёнку от года до двух (от двух до трёх) – ответственный Шагиева Э. М. (М. С. Зимина «Домашние детские праздники» ).

4 встреча

«Вечерние игры с ребёнком перед сном»

Выступление : «Психологические особенности детей раннего дошкольного возраста. Значение игры». (Старший воспитатель)

«Игры детей младшего дошкольного возраста в ДОУ» - Баркалова А. Р. (знакомство с программными задачами в игровой деятельности ).

(Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в ДОУ » , М. М. Миронова «Психология. Игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста» ).

Раздать памятки с играми для индивидуальной работы с ребёнком раннего дошкольного возраста, направленными на развитие психических процессов - ответственные воспитатели.

Знакомство с потешками для детей раннего дошкольного возраста. Их использование в режимных моментах дома (умывание, приём пищи, укладывание спать и т. д.) – воспитатели. (Литература : журналы «Ребёнок в детском саду» , «Воспитатель ДОУ» ).

Итоговое анкетирование.

1. Задумываетесь ли Вы при покупке очередной игрушки ребёнку об её педагогической ценности ?

2. Какую информацию и помощь по вопросам игровой деятельности Вы получили в течении года от педагогов ДОУ ?

3. Как применяете данную информацию?

4. Какие виды совместных игр наиболее интересны Вам и Вашему ребёнку?

5. Какую помощь хотели бы ещё получить?

6. Ваши предложения по работе «Игровой гостиной » .

7. Ваши отзывы и пожелания о дальнейшем совершенствовании работы по вопросам игровой деятельности

Критерии педагогической компетентности родителей в игровой деятельности :

Знание психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста; значимость игры для них.

Знание педагогической ценности детских игрушек : их правильный подбор в соответствии с возрастом.

Знания и умения совместной игры с ребёнком в домашней обстановке.

Знания и умение проводить детские праздники в семье.

Условия организации совместных игр с детьми дома :

Вступать в совместную игру с ребёнком можно только по желанию ребёнка.

В процессе игры важно развивать творчество ребёнка, побуждать его придумывать различные сюжеты.

Быть для ребёнка равным партнёром в игре, признавать его право на переживания, эмоциональные реакции, чутко реагировать на социальные потребности.

Учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его темперамент, опыт

Не критиковать ребёнка, способствовать его самовыражению в игре, поощрять его.

Организовывать различные игры; использовать природный, бросовый материал, окружающую среду дома.

Дальнейшее развитие проекта .

Использование опыта работы педагогами ДОУ .

Реализация проекта может быть продолжена в ДОУ с родителями других групп с изменением тематики проведения встреч.

Методическое обеспечение проекта :

Материалы для проведения бесед, консультации, мероприятия, рекомендации, памятки, анкеты.

5 встреча

Выступление : Значение сюжетно – ролевой игры в воспитании и развитии личности дошкольника. (Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в ДОУ » , М. М. Миронова «Психология» . (Баркалова А. Р.)

«Помощь взрослого в организации сюжетно – ролевой игры» (Материалы книги Т. Михальски «Увлекательные детские игры» , стр. 14-15, Л. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника» ) (Шагиева Э. М.)

Мини-опрос «Как мы играем с ребенком» (Шагиева Э. М.)

Структура сюжетно-ролевой игры (рассказ воспитателей при просмотре видео «Один день из жизни детского сада) – Баркалова А. Р.

Чему обучается ребенок в сюжетно-ролевой игре? (БаркаловаА. Р.)

6 встреча

«Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»

ОСТРОЕ БЛЮДО. Ситуации для анализа. (Шагиева Э. М.)

Видео презентация «Вопрос-ответ (дети) »

Как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

Сколько времени нужно уделять игре?

Роль родителей в игре.

Памятки для родителей. (Литература : О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец «Работа с родителями в ДОУ» ) (Шагиева Э. М.)