Сообщение о народной культуре саамов. Саамы

  • Дата: 14.03.2024

Их численность по всему миру можно сравнить с населением небольшого российского города − например, Магадана. Впрочем, даже в последнем сейчас проживает около 90 000 человек, а саамов на Земле осталось и того меньше – тысяч 60-80. Тем не менее, этому небольшому и загадочному народу до сих пор удалось сохранить идентичность, культуру и даже собственный язык. Так кто же такие саамы, откуда они появились, где живут и кем чувствуют себя в огромном глобализованном мире?

Экскурс в историю саамов

Саамы – это малочисленный североевропейский народ, традиционно относящийся к финно-уграм. Хотя, если верить ученым-антропологам, генетически у них с финнами мало общего: саамы скорее являются потомками куда более древней народности, так называемой, «псковской чуди». Скандинавы и русские когда-то нарекли саамов «лопарями», «лапнянами» и «лопью», отчего и пошли корни названия «Лапландия». Сами «лопари» жили вольной полукочевой жизнью оленеводов с незапамятных времен (упоминания о них проскакивали даже у древних греков), пока на них не обрушились катастрофы большой цивилизации: в особенности, Октябрьская революция и советские колхозы. С тех самых пор традиционной культуре саамов пришел конец: привычный жизненный уклад был уничтожен, а новые формы хозяйства смогли освоить далеко не все. Впрочем, сегодня, когда многие малочисленные народы стремятся заявить о себе большому миру и возродить свою самобытность, саамы понемногу объединяются в сообщества (в основном, на территории России, Финляндии и Скандинавии), чтобы возродить то, что, кажется, потеряно еще не до конца.

Сами саамы

Что вообще представляет собой традиционная культура саамов и насколько она близка культуре финской? На эти вопросы нам ответил исследователь, интересующийся культурой этого северного народа и пожелавший остаться анонимным.

─ Расскажите об особенностях саамской культуры. Насколько саамы близки финнам?

─ Если говорить о местной кольской саамской культуре, то, прежде всего они кочевники и скотоводы. Так было вплоть до советского периода. То, что они кочевали в пределах небольшой территории и сезонно − ситуацию не меняет. А финны − это оседлый народ. Культурно финнам гораздо ближе карелы. Если же рассматривать историческое взаимодействие кольских саамов с другими народами, то это, прежде всего, поморы. Какого-то серьёзного взаимодействия между финской и местной саамской культурами на протяжении присутствия русских на полуострове, по-моему, не было. Разве что, опосредованно.

─ Что характерно для традиционных религий саамов и насколько эти верования распространены сегодня?

─ Я думаю, изначально традиционная саамская религия была разновидностью шаманизма, типичного для сибирских народов. Конечно же, с местными особенностями, но не более того. Впрочем, здесь трудно судить, так как христианство пришло на полуостров примерно тысячу лет назад, вместе с поморами. Сейчас саамы в религиозном плане не отличаются от соседей. Если кто-то и исповедует что-то "традиционное" − это реконструктивизм.

Саамы сегодня

А как же живет в современном мире этот малочисленный, но самобытный народ? Как они отстаивают свою идентичность, как борются за сохранение языка, культуры и кем видят себя в этом мире? Мы задали несколько важных вопросов председателю региональной автономии саамов Наталье Гавриловой.

─ Много ли сейчас выпускается книг, фильмов, СМИ на саамском языке?

─ Книги выпускаются. Не в том количестве в котором хотелось бы, но, тем не менее, работа в этом направлении идёт. Книги выпускаются как при поддержке зарубежных саамских организаций, так и при поддержке региональных властей. Книги разные по стилю и тематике. Много новых и старых сказок, книги о саамской жизни и людях, о традициях, песнях, любви к природе, земле саамской.

При помощи зарубежных саамов было создано саамское радио, но после окончания финансовой поддержки оно прекратило существование. Вещание восстановилось только благодаря инициативе и на голом энтузиазме. Носителей языка сейчас не много, но, к счастью мы видим появление интереса у молодёжи в изучении языка предков. В свое время было отменено преподавание языка в школах, а сейчас есть только не частые факультативные занятия. Были проекты по преподаванию саамского языка в городах области. Существует ряд законов, регулирующих эти вопросы и направленных на защиту интересов коренных малочисленных народов их быт и культуру, но они, как правило, работают не эффективно.

─ Какая ситуация сложилась вокруг традиционной саамской культуры? И сохранились ли еще люди, исповедующие традиционные саамские религии?

─ Вопросы традиционной культуры достаточно болезненны. Представителям власти удобно использовать культуру для праздников и отчетов. Как правило, для других культур неважно насколько правдиво они представляют коренные народы. Любая оленья шапка и цветные лоскутки – это национальный костюм, любые необычные движения − это древний танец. На возмущения представителей коренных народов, как правило, отмахиваются. Когда речь касается промысла рыбы и охоты, никто не хочет воспринимать это как традиционный промысел, т.к. на этом делается бизнес и КМНС (коренные малочисленные народы Севера) являются помехой.

─ Что, по-вашему, нужно делать для сохранения саамской культуры?

─ Улучшения в законодательной базе, а точнее развитие механизмов для реализации прав КМНС. Возможность влияния и участия в принятии решений, касающихся непосредственно жизни и развитию традиций и культуры народов Севера.

Жизнь саамов в Финляндии

В Финляндии ситуация вокруг саамской культуры, и, в особенности, языка на порядок лучше, чем в России. Их численность в стране составляет около 8 тысяч человек, в основном проживающих на территории провинции Лапландия . Права саамов как старейших коренных жителей Финляндии обеспечены культурной автономией, а их национальный день отмечается 6 февраля. Комментарий по поводу жизни этого малочисленного народа в Финляндии нам дал вице-председатель союза саамов Андрей Данилов: «Разница положения саамов в России и в Финляндии − во взаимодействии саамской общественности и властей. В Финляндии права народа законодательно закреплены и все законодательные акты и вопросы, касающиеся народа саами, проходят экспертную оценку саамского парламента. Что по поводу саамского языка, то на нем люди разговаривают мало, но все же разговаривают. Самостоятельно изучают саамский язык. И это внушает оптимизм. Особо отмечу, что молодежь желает изучать саамский язык. Хороший пример показывают как раз зарубежные саами. Например, в Инаре существуют курсы для изучения скольтсаами диалекта саамского языка с государственной поддержкой. И в этом году семья саами из России подала заявку на участие в данных курсах. Но по непонятным причинам им было отказано. В Каутокейно ежегодно проходят курсы по изучению северосаамского диалекта и в них, кстати, принимают участие и российские саами».

Светлана Широкова


Саамы - малочисленный северный народ. Их численность по разным подсчетам колеблется от 60 до 80 тысяч человек. Представителей этой народности можно встретить на территории Финляндии, Швеции, Норвегии и России. Согласно данным Всероссийской переписи населения, предоставленным в 2010 году, на территории РФ насчитывается около 1800 саамов. Несмотря на малочисленность, саамы стремятся сохранять самобытность, соблюдать древние обычаи и свои особенности быта.


Лапландинцы, лопари, саамы

Столь малочисленный народ несколько раз за историю своего существования менял название. Традиционно саамов относят к фино-уграм, но многие ученые склоняются к тому, что прямыми их предками были представители более древней народности - псковской чуди.


Русские и скандинавы ввели свои названия саамов «лопари», «лопь», «лапняне». Чуть позже их нарекли «лапландинцами», а территорию, на которой они обитали - Лапландией. Впоследствии самоназвание саамы стало наиболее распространенным и закрепилось в сознании современников.


Перемены в их размеренную жизнь внесла вторгшаяся цивилизация, особенно сильно на традиционной культуре саамов отразились Великая Октябрьская революция и советские колхозы. Им пришлось ломать свои устои и осваивать новый образ жизни. Но сейчас многие саамы объединяются в группы, чтобы сохранить оставшиеся самобытные традиции и возродить утраченные.

Особенности саамов

Ученые и путешественники, которым довелось встречаться с саамами, описывают их по-разному. Судя по их наблюдениям, саамы имеют небольшой рост, худощавы и жилисты. Среди них сложно встретить упитанных людей, это связано с особенностями питания. Крупный череп, большие голубые глаза, покатый лоб, плоский нос, темные волосы - именно таким является обобщенный портрет представителей этой народности. Они ловкие, быстрые и выносливые, что обусловлено их полукочевым образом жизни.


Саамы осторожны, недоверчивы и подозрительны ко всему незнакомому - их замкнутость и среда обитания накладывают определенный отпечаток на психическое и эмоциональное развитие. Они хитры, порой бывают жадными и эгоистичными. В то же время, исследователи отмечают их верность и преданность партнеру, честность, гостеприимство. Обладают саамы и развитыми умственными способностями. Это подтверждает тот факт, что они сами полностью обеспечивают себя всем необходимым.


Традиционные занятия, блюда, наряды

Вплоть до XVII века единственными занятиями саамов были ловля рыбы и охота. А позже произошло активное развитие оленеводства, которое для многих стало основным промыслом. Саамы, живущие на побережьях, занимаются ловлей ценных видов рыбы. Также распространен пушной промысел.

Традиционная еда саамов - блюда из оленины, рыбные продукты. Большинство с удовольствием пьют оленье молоко и употребляют продукты, созданные на его основе.


Национальной одеждой мужчин и женщин является юпа (куфт) - суконная или холщовая рубаха прямого кроя. Мужчины подвязывали его кожаным поясом, на котором традиционно висели нож, огниво, кошелек и амулеты. Они также носили рубахи из яркого ситца в комплекте с суконными или кожаными штанами. Женщины наряжались в рубахи или сарафаны из сатина, дополнялся комплект передником. Зимой основой гардероба становилась одежда из шкур оленей и утепленные суконные шапки. Летом же голову замужней женщины украшает похожая на кокошник шамшура, а девушки носят повязку в виде цилиндра. В качестве обуви выступают каньги, основу которой составляют мех или замша из оленей шкуры. В холода используют яры - высокие меховые сапоги.

Религия саамов отличается в зависимости от их места проживания. В Скандинавских странах основная масса верующих исповедует лютеранство, в России - православие.

Жизнь современных саамов в Финляндии и в России

В последнее время в России уделяется немало внимания проблемам и сложностям существования и развития малых народов. Но тем не менее, саамы в Финляндии проживают в чуть более лучших условиях. Там существует культурная автономия, которая защищает права саамов как старейших жителей Финляндии. Их образ жизни, культурные и религиозные обычаи, национальные традиции защищены законом.


Российские саамы тоже стремятся к изучению своих корней. Молодые представители этой народности все активнее проявляют интерес к изучению родного языка, исторических фактов, культурных обычаев.

Необычные факты о саамах


Для возрождения и популяризации родного языка при поддержке зарубежных саамов в России было создано саамское радио. Его работа основана на энтузиазме активных представителей этого малого народа и позволяет привлечь общественность к проблеме исчезновения исторических диалектов.

У финских саамов существовала очень популярная единица измерения - поронкусема. Она обозначала расстояние, которое олень способен пройти без остановки до опорожнения, и равнялась приблизительно 7,5 км. В настоящее время это слово используется для обозначения заранее неизвестного расстояния.


Саамы имеют свою футбольную сборную, которая в 2006 году одержала победу на чемпионате мира по футболу среди непризнанных сборных.

Саамы, как и представители других северных народов, в древности кастрировали оленей зубами. Такой способ делал животных более послушными, но в отличие от полного удаления ножом, не влиял на выработку тестостерона, который помогает оленям набирать необходимую мышечную массу. Да и во времена неразвитой ветеринарии этот способ был более стерильным, чем оставление открытых ран.


Один из трагических эпизодов в истории саамов отражен в полнометражном фильме. Он был снят в 2008 году и носит название «Восстание в Каутокейно».

Кажется невероятной история о том, как .

Саамы. Культура, традиции, обычаи
Открой Россию заново / Путешествия

Программа «Национальный хоровод» приглашает Вас посетить республику Марий Эл, чтобы познакомиться с марийцами, с их легендами о сотворении мира, побывать на фестивале народных костюмов, получить мастер-класс от марийского кузнеца. Познакомиться с рецептами их кухни и принести жертву богам. Другие народы в

Россия простирается с востока на запад на тысячу километров. Здесь проживают более 150 национальностей и почти 142 млн. человек. Если всем взяться за руки, можно девять раз опоясать всю страну. Получится самый большой хоровод. Сегодня с программой «Национальный хоровод» мы отправимся на Кольский полуостров в самое крупное в России поселение саамов.

Большая часть полуострова находится за Полярным кругом. Невозможно поверить, что после городской пыли можно оказаться среди белых сопок и чистой снежной линии.

Ловозеро является местом проживания саамов, где их представляют около 1000 жителей. Раньше они передвигались по снежной пустыне на оленьих и собачьих упряжках, а теперь передвигаются преимущественно на снегоходах. Жизни на Ловозере протекает тихо и величаво. Любой прохожий здесь остановит Вас и спросит, с какой целью Вы прибыли и откуда, а затем пригласит в гости.

Мы начнем знакомство с саамами с краеведческого музея, где нам расскажут множество легенд этого народа и легенду его возникновения. Здесь представлены саамские костюмы: шапка лапушка, у которой меховой низ и суконный верх. Она имела четырехугольную форму. Обувь делали из нерпы и дубленой кожи. Верхняя мужская одежда шилась из двух оленьих шкур, из шкур шились и шорты. Женская верхняя одежда отличалась яркостью.

Мы посетим селение Северное сияние. Раньше саамы жили в маленьких чумах на одну семью. Внутри всегда горел огонь, было тепло и уютно. Строили саами и землянки. Оленей они не приручали, так как в лесах их было достаточное количество. Все изменилось, когда пришли другие народы, и саами вынуждены были заняться оленеводством. Сейчас оно не процветает, но его пытаются развивать энтузиасты.

Русская Лапландия – рай для грибников, охотников и рыболовов. Для лова каждой рыбы существует свой месяц. Ее очень много. Раньше ее отлавливали промышленным способом, а сейчас ловят в основном любители. Вы увидите, как готовят настоящую уху из сига. В нее добавляют можжевеловую веточку, бросают уголек из костра и в каждую порцию кладут для вкуса и цвета мороженые ягоды.

Статистика Экология Статьи о Норвегии Религия и церковь Норвегии Внешняя политика Лицом к лицу События Владения Норвегии Политические партии Норвегии и политики Норвежский бизнес Королевский Дом Норвежский язык Cаамы Профсоюзное движение

Культура и быт саамов

Хозяйство

Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота. В XIX - начале XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяжённости сезонные перекочёвки. У западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озёрно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. В конце XVIII - начале XX вв. около 70 % взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом сёмги. В XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мелких животных, птиц. С начала 1990-х гг. многие промысловые участки сдаются саамами в аренду приезжим. Особенностью саамского оленеводства являлся вольный выпас животных летом. Размер стада составлял несколько десятков голов. Круглый год олени находились на подножном корме. В конце XIX - начале XX вв. саамы заимствовали отдельные черты от коми-ижемцев и ненцев: тип нарт с копыльями и упряжь. Для передвижения и перевозки груза на оленях саамы используют особый тип вьючного седла (ташке), до 1930-х гг. бытовала нарта-сани (керёжа) в форме лодки.

Традиционная одежда

В XVII-ХVIII вв. основным материалом для изготовления одежды служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки - цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей. В ХIХ - начале ХХ вв. саамы использовали также покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов). В ХIХ в. у саамов сохранялась глухая наплечная одежда, одинаковая для мужчин и женщин. Летняя одежда (юпа) делалась из сукна или плотной ткани. Её шили из цельного отреза ткани, сложенного пополам. К нему пришивались цельнокроеные рукава, сужающиеся к запястью. Подол мог быть несколько расклешённым. Пришивной воротник обшивался по краю цветной тесьмой, ворот застёгивался на пуговицы. Верхний проём, рукава и подол одежды украшались орнаментом в виде аппликаций в форме геометрических фигур из кусочков цветного сукна, тесьмы и бисера. Зимняя одежда (печок) длиной ниже колен изготавливалась из двух сшитых оленьих шкур шерстью наружу. К подолу он расширялся. Рукава имели трапециевидные клинья, а плечевая часть сшивалась из горизонтальных полос меха. Обшлага рукавов и воротник отделывались цветным сукном. Завязки у воротника украшались кистями. На женский печок нашивались перламутровые пуговицы и полоски цветного сукна. Печок иногда надевали на юпу. Одежду подпоясывали поясом, образуя напуск. У мужчин он был кожаным, с нашитыми медными бляхами. На поясе закреплялись нож в кожаных ножнах, принадлежности для разведения огня, кошелёк для денег, медные колечки и амулеты, а у женщин - швейные принадлежности. Женские пояса плелись из крашеной шерсти. Имеются упоминания о более древней саамской одежде торк (торка), одевавшейся под печок. Шилась торка из оленьих шкур мехом внутрь. Разнообразны головные уборы саамов. Мужчины носили суконные шапки (каппер) на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть головного убора (околыш) отличалась по окраске и форме от верхней (тульи). Традиционно использовались красный, синий и чёрный цвета. Если околыш был цилиндрическим, то тулья представляла усечённую четырёхгранную пирамиду основанием вверх. К околышу пришивались наушники с тесёмками, которые завязывались под подбородком. Иногда нижняя часть с наушниками делалась из лисьего меха. Орнаментировался каппер цветным сукном, бисером, жемчугом. Другим мужским головным убором являлся островерхий, вязанный из овечьей шерсти колпак, иногда с завершением в виде помпона. Зимние шапки женщин были аналогичны мужским, лишь тулья имела форму круга. В летний период надевалась шлемовидная шапочка с высоким гребнем или шамшура (самшура) близкая русскому кокошнику. Она имела цилиндрический каркас и полукруглый выступ вверху. Девичьим головным убором служила перевязка. Сверху женщины и девушки нередко повязывали сложенный треугольником платок, концы которого подвязывали на подбородке или, скрестив на груди, на пояснице. Обувь изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки. Зимние высокие сапоги - яры, украшавшиеся цветным сукном, надевали для передвижения по тундре, а похожие на яры, но низкие каньги - в поселениях. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни. Рукавицы шились из оленьих шкур мехом наружу или вязались из крашеной шерстяной пряжи. В конце ХIХ в. традиционный саамский костюм стал заменяться одеждой, заимствованной у соседних народов: русских, коми и ненцев. У русского населения были восприняты кафтан (кяхтан), сарафан (кохт), передник, головные платки. Через посредство коми-ижемцев саамы заимствовали ненецкий комплекс одежды: глухую, с капюшоном малицу (малиц) из оленьих шкур шерстью внутрь и сапоги выше колен - пимы из камусов мехом наружу.

Традиционные поселения и жилища

Поселениями саамов до начала ХХ в. являлись погосты. С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам группами родственных семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные группы). Зимние погосты располагались во внутренних районах Кольского полуострова, на границе тундры и леса, на берегу водоёма. Через 20-30 лет, после истощения пастбищ и охотничьих угодий, место погоста переносилось. Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырёх- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м и площадью 3х3 м с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывался оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивался каменный очаг. Вход был обращен к югу. Пол покрывался оленьими шкурами. С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) - срубная постройка площадью 12-13 кв. м, высотой 2 м, с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг - камелёк из обмазанных глиной камней. Появляется простейшая мебель. Во время перекочёвок использовалась переносное жилище - кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр. В жилище обычно обитали 1-2 семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место. К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.

Зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для предохранения от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо. Летом основу пищевого рациона составляла рыба, прежде всего озёрная (щука, сиг, налим, окунь и др.). Её варили, жарили, вялили. От русских саамы научились запекать рыбу в тесте. Меньшее значение имела растительная пища. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляли в похлебку. Из муки (покупной) пекли лепёшки. Из напитков наибольшее распространение получил чай. Доение важенок (самок оленя) у кольских саамов не практиковалось.

Социальная организация

Главной хозяйственной и социально-экономической единицей саамов была территориальная община сийт (сыйт). Она состояла из отдельных семей. Её объединяли общность территории, где находились промысловые угодья, единая хозяйственная деятельность, взаимопомощь и религиозные культы. Сыйт насчитывал от 70 до 300 человек. Хозяйственные и некоторые административные вопросы решались на собраниях глав семей. Родовая организация у саамов не зафиксирована. Община контролировала семейно-брачные отношения. В ХIХ в. преобладала малая семья. До конца ХIХ в. предпочитались однонациональные браки. До 60 % браков заключалось в своих погостах, остальные - преимущественно с жителями соседних погостов. Были распространены браки с сыном или дочерью кузена, а также такие союзы, при которых братья или сестры из одной семьи становились мужьями или женами для сестёр или братьев из другой семьи. На рубеже XIX-ХХ вв. обычный брачный возраст девушек был 17-20 лет, а юношей - 21-25 лет. Мнение девушки не учитывалось. Существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались промысловой деятельностью, перевозками, женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, а иногда вместе с подростками помогали ловить рыбу и охотиться на куропаток.

Духовная культура и традиционные верования

Сохраняется вера в духов - хозяев озёр и рек. Существует почитание священных камней (утёсов, крупных валунов), связанное с покровительством промыслам и почитанием предков. До начала ХХ в. в каждой семье хранились божки - завёрнутые в тряпку камешки. Поклонялись также высоким пням (часто антропоморфного облика) - сейдам. Им приносились жертвоприношения. Некоторые из сейдов имеют собственные названия. У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень). Фольклор саамов включает сказки (майнс): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы (ловта), например об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины бойса и импровизации муштоллы.

В XV-XVI вв. началась христианизация саамов; верующие в Скандинавии - лютеране, в России - православные. Однако долго сохранялись дохристианские верования и обряды, связанные с оленеводством, рыбной ловлей, поклонением священным камням-сейдам. Ещё в XX в. встречались приверженцы шаманизма. Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями.

Культура и быт саамов

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».