Сложные формы государства. Что такое уния Унией называют

  • Дата: 12.01.2022

В. последовал полный разрыв между церквами Восточной и Западной. Вместо прежних мирных отношений между ними установились отношения неприязненные. Жестокостями и поруганием греческих святынь во время крестовых походов латиняне сделали эти отношения даже враждебными. Греки ненавидели латинян как еретиков и своих притеснителей: латиняне, в свою очередь, ненавидели греков как схизматиков (как они их называли) и как людей двоедушных и коварных. Вражда нередко выражалась в кровавых столкновениях.

Несмотря на это, греки и латиняне часто предпринимают попытки к соединению церквей. Были особые причины, которые побуждали их искать церковного союза. Папы и по разделении церквей не теряли надежды подчинить своей власти Греко-восточную церковь. В этих видах они всеми силами стремились восстановить общение церквей Восточной и Западной, понимая под восстановлением общения не союз церквей, а подчинение Восточной церкви Западной, или, что то же, папе.

Греки по расчетам политическим со своей стороны также иногда помышляли о соединении церквей. Политическое положение Византийской империи начиная с XII в. было крайне затруднительно. Одряхлевшая империя под ударами турок и крестоносцев склонялась к падению. Рассчитывая при содействии пап защитить империю от многочисленных врагов и предохранить ее от падения, Византия искала союза с Римом; а так как пап ничем нельзя было расположить в свою пользу, как только изъявлением готовности к соединению церквей, с подчинением Восточной церкви Западной, то византийское правительство во всех переговорах с Римом на первый план выдвигало вопрос о соединении церквей.

Таким образом, с обеих сторон главную роль в обоюдных попытках играл расчет, и уже одно это не обещало им успеха. Непрочность попыток к соединению церквей обусловливалась еще и тем обстоятельством, что они не имели характера всеобщности, по крайней мере на Востоке. Со стороны греков главным образом хлопотали о соединении церквей императоры, греческая же иерархия в большинстве и народ всегда были против соединения, так как видели в нем подчинение Восточной церкви папе.

Из множества попыток к соединению церквей, вообще неудачных, особенно замечательны три, доведенные всевозможными хитростями и насилиями до конца и сопровождавшиеся печальными последствиями для Православной Церкви, это:

  1. Флорентийская уния ()

Уния и униатская церковь в пределах Польши и России

Уния в Австро-Венгрии

Среди народов Австро-Венгрии, придерживающихся унии, первое место принадлежит в численном отношении русинам (украинцам, малороссам), соплеменным с населением юго-западной России. В австрийской половине монархии они - почти единственные представители унии, хотя и не все к ней принадлежат; в венгерской половине они составляют значительную часть униатов.

Территория, приобретенная Австрией в 1772, имела около 2700 тыс. жителей, большинство из которых составляли русины, т.е. униаты. Национальная и религиозная обособленность большинства населения от поляков была новостью для австрийского правительства. Это обстоятельство было благоприятно для правительственной политики относительно польской шляхты. С другой стороны, австрийское правительство и независимо от этого должно было заняться церковной жизнью новых подданных.

Результатом четырехвековой (религиозной, культурной и национальной) борьбы русинов с поляками было то, что при переходе Галиции под власть Австрии греко-католическая церковь находилась в крайнем упадке. По всей территории были рассеяны «латинники» и разные их церковные учреждения. Униатское духовенство находилось в полном духовном, материальном и даже социальном уничижении. Это вызвало со стороны австрийского правительства ряд реформ. Оно уничтожило, прежде всего, обязанность украинского сельского духовенства наравне с крестьянами отбывать барщину ().

Плохое материальное положение униатского клира было главным образом следствием крайней дробности приходов. Правительство произвело т.н. концентрацию приходов, но проводило ее в таких размерах, что русины начали протестовать, особенно ввиду одновременной децентрализации латинских приходов. Кроме того, правительство назначало денежные субсидии из специально учрежденного () фонда беднейшим священникам и высшему духовенству.

Было урегулировано право патроната, в смысле ограничения зависимости духовенства от помещиков (). Более всего позаботилось правительство о поднятии образования в среде греко-католического духовенства. Прежде доступ в это сословие был очень легкий, даже для людей едва грамотных. В Мария Терезия учредила при церкви св. Варвары в Вене т.н. «Императорскую генеральную греко-католическую семинарию» для униатов всей монархии, в преподаватели которой были приглашены главным образом русины из Венгрии .

Этот «Барбареум», как обыкновенно называли семинарию, имел во все время своего существования большое значение для униатской церкви в Австро-Венгрии. Почти все наиболее замечательные представители тамошнего украинского духовенства были воспитанниками этого заведения. Они вынесли отсюда не только знания, но и дух реформы, которым был одушевлен имп. Иосиф II.

И униатское духовенство приобрело тогда право надзора над народными и средними школами; но оно не особенно ревностно пользовалось своими полномочиями, между тем как латинское духовенство кроме религиозной пропаганды занялось распространением полонизации в Галиции и Буковине .

В национально-политическом отношении униатское духовенство отличалось тогда узостью взглядов, заскорузлостью и застоем, что стало обозначаться словом «рутенство». И в обрядовом отношении униаты стали мало-помалу приближаться к латинству (введение праздника Тела Христова в ). Стремление римской курии обратить в унию православный Восток заставило, наконец, украинское духовенство в Галиции приняться за очищение восточного обряда от латинских примесей. Возникла горячая борьба, которая в течение двух десятилетий наполняла всю духовную жизнь галицких русинов. Часть духовенства стала даже прямо заявлять о своей симпатии к православию. Наделавшее в этом смысле много шуму дело Ольги Грабар () побудило римскую курию и австрийское правительство приняться за реформы с целью приближения униатского духовенства и обряда к католицизму.

Реформа базилианских монастырей была передана в руки иезуитов (). Митрополит Иосиф Сембратович , бывший противником этой меры, должен был удалиться. При его преемнике Сильвестре Сембратовиче , получившем сан кардинала, реформы продолжались в том же духе, особенно в области обрядов.

В Венгрии греко-католическая церковь ничем не связана с австрийской; русины составляют в ней лишь меньшую часть общего количества униатов. Они приняли унию в и составляли одну мукачевскую (Munkacs) епархию, подчиненную латинскому архиепископу в Эгере. Австрийское правительство и здесь в последней четверти XVII в. проводило реформы в смысле улучшения материального быта и просвещения духовенства.

«Барбареум» и львовская генеральная семинарии были некоторое время общими для всей монархии учреждениями. Когда в России была уничтожена униатская митрополия, возникла мысль учредить общую для всех русинов митрополию в Мукачеве , но когда митрополия была установлена во Львове, к ней не присоединили венгерских униатов ввиду неприязненного положения, занятого мадьярами, и мукачевская епархия осталась в соединении с латинской митрополией.

В ее разделили на две, создав новую, прешевскую (Eperjes). В каждой из них возникли отдельные семинарии. До некоторое число духовных доставляла в обе епархии венская генеральная семинария, пока мадьяры не положили этому конец. И в Венгрии с середины XIX в. духовенство стояло во главе национально-политического русинского движения, но автономия Венгрии (), разрыв с Галицией, преобладание католицизма и недостаток ясных национальных идей довели до того, что украинское (угрорусское) духовенство в Венгрии почти совершенно омадьярилось и оторвалось от народа.

Наибольший контингент греко-католиков составляют в Венгрии румыны , преимущественно в Трансильвании . Половина венгерских румын приняла унию с Римом в . Другая часть венгерских румын принадлежит православной церкви. Греко-католики Австро-Венгрии образовали значительное число колоний в Америке (в Соединенных Штатах, в Канаде, в Паране).

Литература

  • Бантыш-Каменский, Историческое известие о возникшей в Польше У., 1-е изд., 1805, 2-е изд., 1866;
  • М. Коялович, Литовская церковная У., СПб., 1859 (здесь дана в примечаниях обширная библиография и приведен хронологический список полемической литературы, современной У.);
  • Митр. Макарий, История Русской церкви, т. 8 и след.; С Т. Голубев, Петр Могила и его сподвижники;
  • В.Б. Антонович, Монографии по истории Западной России, т. 1; В.Г. Василевский, Очерк истории города Вильны; Костомаров, Подготовка церковной У. («Монографии», т. 3); его же, О значении У. в Зап. России, 1842;
  • Флеров, О православных церковных братствах;
  • А.А. Рапков, Очерк истории западнорусских православных братств;
  • И.А. Кулиш, История воссоединения Руси;
  • И. Сливов, Иезуиты в Литве;

Источники

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Уния представляет собой общность государств, которые возглавляются одним монархом. Международное значение унии невелико, порой оно просто ничтожно, более заметно уния воздействует на государственный строй , по крайне мере на форму правления . Политическое значение унии зачастую тоже незаметно, но оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юридическим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой государства . Другими словами если член унии вознамерился воевать с другим, королю пришлось бы подписывать акт об объявлении войны одного своего государства другому своему же государству, т.е самому себе…

Унию нельзя причислить к разряду конфедерации:

  • Конфедерация возникает с участием как республик , так и монархий . Уния возникает только с участием монархических государств.
  • Конфедерацию учреждают договором между государствами, а уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор не является обязательным условием существования унии, хотя и он может быть заключён её участниками.
  • Действительная политическая общность стран - обязательное условие существования конфедерации. Уния, напротив, вполне может существовать и без тесных межгосударственных связей, союзнических обязательств.

Участники унии сохраняют свою государственность , а суверенитет возглавляющего их монарха удваивается, утраивается и т. д. Другими словами, одно лицо становится обладателем суверенных прав одновременно в нескольких государствах.

Виды уний

  • Личные унии
  • Реальные унии

Отличия между ними состоит в условиях участия в униях и выхода из них.

Личная уния

Личная уния устанавливается между государствами, в которых условия и порядок престолонаследования различны. Например, в одном государстве женщины отстранены от участия в наследовании трона , а в другом они вправе претендовать на престол. Такие унии возникают случайно, в результате того, что одно и то же лицо становится наследником одновременно двух монархов в разных государствах. Столь же случайно они и распадаются, хотя эта случайность запрограммирована устройством личной унии. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной из стран займет престол, тогда как по закону другого государства его царствование не состоится

Реальная уния

В реальных униях законодательство государств устанавливает единый порядок престолонаследования. Наследник трона в одной стране одновременно является наследником во всех государствах, составляющих унию. Распад реальной унии или выход из нее отдельной страны происходит лишь в результате изменения формы правления в одном из государств, ликвидации в нем монархии

Уния в современности

В настоящее время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из числа членов Британского Содружества. В его состав входит 49 государств. Основная их часть находится в довольно тесных политико-экономических отношениях с центром Содружества - Великобританией . И только четырнадцать из них (Австралия , Гренада , Канада , Новая Зеландия , Сент-Винсент и Гренадины , Ямайка и другие) объединены еще и в унию под общей короной. Отношения унии дополняются и усложняются другими союзническими связями, скрепляющими Содружество. Надо добавить, что королевская власть установлена не только над федеративными государствами, такими, как Австралия или Канада, но и над субъектами федерации (штатом , провинцией), составляющими территориальное пространство этих стран.

См. также

Литература

  • Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран., Москва, 1988
  • Д. А. Ковачев. Конституционное право государств Европы, Москва, 2005

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Светлогорский район Гомельской области
  • Хойникский район Гомельской области

Смотреть что такое "Уния" в других словарях:

    уния - уния, и … Русский орфографический словарь

    УНИЯ - (поздне лат. unio, от unus один). 1) соединение, связь. 2) православные юго западн. края, признававшее папство, под предлогом соединения западной и восточной церквей. 3) крупная жемчужина. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    УНИЯ Современная энциклопедия

    УНИЯ - (от позднелат. unio единение) ..1) объединение, союз государств: т. н. персональная (личная) уния под властью одного монарха; реальная уния на основе договора или одностороннего акта более сильного государства2)] Уния церковная объединение… … Большой Энциклопедический словарь

    УНИЯ - жен., лат. православные, признавшие папство, под видом соединенья западной и восточной церквей. Униятство осталось еще в Польше, а в западных губерниях оно уже упразднилось. Уния(а)т, уния(а)тка, унит, унитка, принявший это исповедание.… … Толковый словарь Даля

    Уния - (от латинского unio единство, объединение), 1) форма объединения монархических государств под короной одного суверена (например, уния Великобритании и Ганновера в 1714 1837, уния Швеции и Норвегии в 1814 1905). Первые унии возникли в 18 в. 2)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    УНИЯ - УНИЯ, унии, мн. нет, жен. (от лат. unio единство). 1. Объединение (книжн., полит.). Политическая уния Швеции и Норвегии в 19 веке. Личная уния государств (напр. Польши и Литвы в 15 18 вв. под властью одного короля). 2. Объединение православной… … Толковый словарь Ушакова

    Уния - (от позднелат. unio единение) 1) объединение, союз государств: т. н. персональная (личная) уния под властью одного монарха; реальная уния на основе договора или одностороннего акта более сильного государства; 2) церковная объединение православной … Политология. Словарь.

    Уния - (гос. право). Под У. разумеют такое соединение государств, прикотором два разных государства имеют общего монарха. По самому существусвоему У. мыслима, следовательно, только между монархическимигосударствами. По характеру связи, существующей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    уния - Форма объединения монархических государств под короной одного суверена, например, уния Швеции и Норвегии в 18141905 гг … Словарь по географии

    УНИЯ - (лат. unio союз) разновидность сложного государства. Личной У. называется объединение двух или нескольких государств под властью единого главы. Реальная У. возглавляется не только одним лицом, но и имеет общие органы власти и управления.… … Юридический словарь

Книги

  • Литовская церковная уния , Литовская церковная уния: Исслед. М. Кояловича. Т. 1-M 50/93 W 79/395 E 95/327:Санкт-Петербург: тип. духовного журн.`Странник`, 1861: Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии… Категория: Библиотековедение Издатель: Книга по Требованию , Производитель:

Уния

Уния (от латинского unio - единый) - союз, соединение или объединение государств. К этой форме сотрудничества государств относятся федерации, конфедерации и объединения монархических государств в форме личной или реальной уний.

Личная уния возникает при непреднамеренном совпадении независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах, наступающих в результате различных порядков вступления в престолонаследие. Она может продолжаться до тех пор, пока эти правомочия персонифицированы в одном лице. Политическое значение такого союза оказывает влияние на все стороны объединяемых государств.

Реальная уния - форма соглашения между государствами, в результате которого предусматривается общий монарх. В то же время государства остаются независимыми, без ущерба степени своего суверенитета; отсутствует общая территория; нет единого подданства; продолжает оставаться раздельным государственный бюджет; система законодательства остается различной (с учетом необходимых модификационных процессов, отражающих сущность состоявшегося союза). Они прекращают свое действие при переходе власти, изменении интересов, расстановки внутриполитических сил или международной обстановки (унии между Норвегией и Швецией в 1815 г., Австро_Венгерский союз).

Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний - Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.

Уния - это сообщество, союз, общность государств, политических организаций, религиозных конфессий. Чаще всего употребляется в смысле монархического единения нескольких держав под началом одного правителя.

Реальная уния - союз, который заключают монархии, одновременно принимая единый порядок наследования престола. Наследник является будущим монархом для всех стран-участников соглашения.

Подобная уния - крепкая, надежная - может быть расторгнута только в случае, когда один из участников меняет форму правления на республиканскую. Отмена монархической власти в одном или во всех государствах-членах влечет за собой распад союза или уменьшение его количественного состава.

Личная уния - это соглашение, которое заключается случайно, если один человек становится монархом в нескольких государствах в результате его родственных связей с двумя или тремя правителями или в случае необходимости. В странах-участниках не меняется и не унифицируется процедура престолонаследования. Такая уния обречена на распад. Рано или поздно претендент на трон воцарится в одном государстве, а в другом это может быть невозможно из-за особенностей законодательства. Церковная уния - тип соглашения, который заключается между конфессиями.

Часто такую форму объединения приравнивают к конфедерации. Стоит отметить, что такое отождествление не является правильным. Во-первых, уния может возникать только с участием монархических государств. В этом ее главная особенность. Что же до конфедерации, то в такой союз могут вступать и республиканские государственные образования.

Существование унии не требует тесного политического или экономического сотрудничества. Не обязательными являются союзные договоренности. Иначе обстоят дела с конфедерацией. Подписывая соглашение, ее члены имеют друг перед другом определенные обязательства. Участники унии не теряют государственный суверенитет. Единый правитель-монарх приумножает свою власть.

После подписания унии он является носителем суверенных прав каждой страны, входящей в союз. Важная деталь юридического аспекта подписания договора о конфедерации - наличие соглашения с прописанными взаимными обязательствами. Это гарантирует политическое единение. А уния - это сообщество, которое может быть заключено без договора. Важная особенность касается и ведения военных действий между участниками соглашения. Государства-члены унии не могут воевать друг с другом, поскольку правитель - единый, поэтому, объявляя войну внутри союза, он обязуется напасть сам на себя.

История знает множество случаев заключения подобных союзов. Один из наиболее ранних, известных и значительных - Кревская уния. Литва и Польша выступили сторонами договора. Как и многие другие союзы, этот был скреплен династическим браком, который заключили королева польская Ядвига и великий литовский князь Ягайло. Кревская уния Уния 1385 года, подписанная в замке Крево, вносила определенные изменения в устройство обеих стран-участниц.

Причины заключения союза - ослабление обоих государств и давление, которое оказывалось на них извне: со стороны Тевтонского ордена, Московии, Золотой Орды. Еще до Кревской унии Литва подписала несколько договоров и с московским князем, и с тевтонцами, которые должны были существенно повлиять на ход событий, но реализованы не были.

Согласно договору, Ягайло становился королем Польши. Это налагало на него ряд обязательств: Новый правитель обязался распространить в Литве латиницу. Ягайло должен был выплатить герцогу Австрии Вильгельму компенсацию за нарушенный брачный договор, согласно которому последний должен был взять в жены Ядвигу. В Литве необходимо было ввести католицизм. Ягайло должен был вернуть Польше земли бывшей Руси и наращивать территории королевства. Уния литовская и польская обязала его увеличить количество пленных. Проще говоря, Ягайло становился единым правителем для Литвы и Польши, но при этом раздельными оставались денежная система и казна, законодательство, таможенные правила, существовала граница, были отдельные армии для каждого государства-члена соглашения. Кревская уния вызвала несогласие со стороны знати Литвы и бывшей Руси, но послужила базой для союза в Люблине. Территория Польши увеличилась.

Многие годы после подписания договора в Крево велись споры между литовцами и польской шляхтой за права и уровень влияния в стране. В процессе нарастания землевладения менялась и структура привилегированного сословия в обеих странах. Для двух государств существовали различные особенности развития класса феодалов: польская шляхта была однородной, все ее представители были наделены равными правами, а все различия были ликвидированы; литовские магнаты - поляризированное сословие.

Под «полюсами» подразумеваются два вида знати: Крупные землевладельцы (магнаты), которые обладали практически неограниченными правами и привилегиями. Они не подлежали местным судам - только суду Великого Князя. Кроме того, они могли занимать важнейшие должности в государстве.

Кроме огромного количества земель, в их власти были значительные резервы рабочей силы. Мелкие и средние землевладельцы. У них не было таких политических и экономических рычагов влияния, как у первой группы (меньше земель, рабочей силы, возможностей).

Кроме того, они часто становились жертвами жадности крупных магнатов, поскольку зависели от них. По причинам жажды справедливости (или большей власти и влияния), представители второй группы добивались равенства, какое должно было быть среди шляхты. Но проблема заключалась не только в борьбе магнатов - представители Польши и Литвы не всегда могли договориться об общих военных походах, что делало оба государства уязвимыми. Польская верхушка боялась потерять земли Литвы, поскольку правящий в то время Сигизмунд-Август был последним представителем Ягеллонов - смена монаршего рода могла вызвать отделение некоторых территорий.

Как договаривались литовцы и поляки? Люблинская уния - первое соглашение между Польшей и Литвой, которое было тщательно спланировано в качестве конституционного акта. Главной идеей была инкорпорация Литвы в состав Польши. Длительное время велись переговоры, которые должны были урегулировать все неточности. Объединительная уния 1569 года должна была быть подписана в ходе зимнего польско-литовского сейма. Переговоры были тяжелыми, единства достичь не удалось. Причиной кризиса стали требования литовской стороны: коронация должна была состояться в Вильно, правителя нужно было выбирать только на общем сейме, а в Литве государственные чины должны были занимать только местные уроженцы. Польша не могла принять такие требования. Кроме того, литовцы, недовольные происходящим, покинули сейм. Но им пришлось в скором времени вернуться и продолжить переговоры.

Существовало множество причин, которые толкали Литву искать поддержку в лице Польши: Страна многое потеряла в ходе Ливонской войны. В государстве нарастало недовольство землевладельцев. Литва вела войну с Московским царством, в которой не была сильнейшей стороной. Чтобы быстрее «уговорить» литовцев, польский король аннексировал Волынь и Подлясское воеводство и пригрозил отобрать привилегии у отступников. Все снова собрались в Польше. Литовская сторона присягнула на верность Сигизмунду-Августу. Снова начала готовиться к подписанию уния. Польша возлагала большие надежды на это соглашение. Подписание соглашения уния 1569 Сейм возобновил работу в июне 1569-го, а в первый день июля участники заключили союз.

Люблинская уния провозглашала образование единого государства Речи Посполитой. Послы Литвы и Польши в торжественной обстановке подписали договор. Через 3 дня соглашение дополнительно подтвердил король. Однако принятие союза не решило всех проблем, и сейм продолжился. Отдельные вопросы урегулировались в течение месяца после официальной процедуры подписания и ратификации. Была решена задача распределения полномочий, создан сейм, состоящий из двух палат. Уния закрепила то, что было начато Кревским соглашением.

Главные идеи союза в Люблине: В государстве должен быть единый правитель - король, которого выбирал сейм. Денежная система, сенат и сейм были общими для польской и литовской территорий. Уравнивались в правах польские и литовские шляхтичи. Литва сохранила часть символов своей государственности - печать, герб, армию, администрацию.

Литовцам удалось сохранить язык, законодательную систему и ряд признаков государственности. Польша усилила влияние и увеличила размер территорий. Речь Посполитая несколько веков была сильным противником на мировой арене. Кроме того, удалось распространить католицизм и создать культурную польскую общность. Негативными моментами оказались разрастание бюрократического аппарата и увеличение коррупции. Выборность короля порождала активную борьбу внутри сейма, что за несколько веков привело Речь Посполитую к краху. Отрицательные черты полнее всего проявились в вопросах религии. У населения Литвы не было возможности выбирать веру - католицизм насаждался практически насильно.

Православие запрещалось. Противники католицизма были «вне закона» - их лишали всех прав, подвергали гонениям. На украинских территориях, которые находились под властью Речи Посполитой, начали возникать братские школы. И в то же время уравнивалась в правах шляхта, были проведены реформы в политической, законодательной, экономической сферах. Так что последствия Люблинской унии нельзя оценивать однозначно.

История христианства знает немало попыток вернуть целостность религии. Напомним, что в результате раскола 1054 года образовались католицизм и православие. Они стали отдельными ветвями христианства. Практически тогда же были предприняты первые попытки унии - объединения. Католицизм и православие имеют разные традиции, обряды. Согласия достичь не смогли. Главная причина - отказ православных подчиниться Папе Римскому. Католики не могли принять условий, выдвигаемых оппонентами: православные требовали отказа Папы Римского от верховенства в церковной иерархии. С годами православие ослабело, и понадобилась поддержка католицизма в борьбе с различными угрозами. В 1274 году было подписано Лионское соглашение, направленное на общую борьбу против татаро-монгол, а в 1439 году - Флорентийская уния. На этот раз союз был направлен против турков. Эти соглашения были непродолжительными, но «движение за унию» приобретало все больше и больше поклонников. Предпосылки Брестского союза Брестская уния - соглашение, которое породило новую конфессию и многие века вызывает споры.

В XVI веке православную церковь нельзя было назвать образцом морали и духовности - она переживала серьезный кризис. Появление традиции патроната, когда храм был фактически собственностью магната-покровителя, привнес в религию многие светские черты. В дела церкви вмешивались даже мещане.

Имеются в виду братства - городские организации, которые имели право контролировать даже епископов. Церковь утратила влияние и репутацию защитника прав верующих. Униатское движение возобновилось из-за активизации иезуитов в Польше. Появляются полемические тексты о пользе унии. Их авторами были проповедники и философы - Венедикт Гербест, Петр Скарга и многие другие. Активизировались униаты после «календарной реформы» Григория XIII - в результате религиозные праздники православных и католиков разошлись во времени. Это ущемляло права православного населения, проживавшего на территории Речи Посполитой. В результате комплексного влияния этих причин была подписана Брестская уния.

В 1590 году в городе Белз был проведен церковный съезд. На нем с призывом заключить унию выступил Гедеон Балабан. Его инициатива была поддержана многими епископами. Через 5 лет необходимость союза признал Папа Римский. Берестейская уния должна была быть подписана в 1596 году. Но распри не прекращались. Съезд, который собрался для подписания договора, раскололся. Одну часть составляли поклонники православия, другую - униаты. Камнем преткновения выступила необходимость подчиняться Папе Римскому. В конечном итоге унию подписала только часть собрания.

Православное же духовенство союз не признало. Подписание договора состоялось под руководством митрополита Михаила Рогозы.

Условия: Униаты признавали подчинение Папе Римскому. Духовенство имело равные права с католическими церковными иерархами. Догматы веры - католические, обряды - православные. Таким образом, результатом попытки объединения стал еще больший раскол. На основе православия и католицизма появилась еще одна вера.

Теперь униатство навязывали силой - православные оказались в еще худшем положении, чем до Берестейского (Брестского) соглашения. Напоследок добавим: уния - это фактор объединения, но, как показывают исторические факты, не всегда союз шел на пользу всем сторонам-участникам.

Уния представляет собой общность государств, которые возглавляются одним монархом. Международное значение унии невелико, порой оно просто ничтожно, более заметно уния воздействует на государственный строй , по крайне мере на форму правления . Политическое значение унии зачастую тоже незаметно, но оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юридическим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой государства . Другими словами если член унии вознамерился воевать с другим, королю пришлось бы подписывать акт об объявлении войны одного своего государства другому своему же государству, т.е самому себе…

Унию нельзя причислить к разряду конфедерации:

  • Конфедерация возникает с участием как республик , так и монархий . Уния возникает только с участием монархических государств.
  • Конфедерацию учреждают договором между государствами, а уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор не является обязательным условием существования унии, хотя и он может быть заключён её участниками.
  • Действительная политическая общность стран - обязательное условие существования конфедерации. Уния, напротив, вполне может существовать и без тесных межгосударственных связей, союзнических обязательств.

Участники унии сохраняют свою государственность , а суверенитет возглавляющего их монарха удваивается, утраивается и т. д. Другими словами, одно лицо становится обладателем суверенных прав одновременно в нескольких государствах.

Виды уний

  • Личные унии
  • Реальные унии

Отличия между ними состоит в условиях участия в униях и выхода из них.

Личная уния

Личная уния устанавливается между государствами, в которых условия и порядок престолонаследования различны. Например, в одном государстве женщины отстранены от участия в наследовании трона , а в другом они вправе претендовать на престол. Такие унии возникают случайно, в результате того, что одно и то же лицо становится наследником одновременно двух монархов в разных государствах. Столь же случайно они и распадаются, хотя эта случайность запрограммирована устройством личной унии. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной из стран займет престол, тогда как по закону другого государства его царствование не состоится

Реальная уния

В реальных униях законодательство государств устанавливает единый порядок престолонаследования. Наследник трона в одной стране одновременно является наследником во всех государствах, составляющих унию. Распад реальной унии или выход из нее отдельной страны происходит лишь в результате изменения формы правления в одном из государств, ликвидации в нем монархии

Уния в современности

В настоящее время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из числа членов Британского Содружества. В его состав входит 49 государств. Основная их часть находится в довольно тесных политико-экономических отношениях с центром Содружества - Великобританией . И только четырнадцать из них (Австралия , Гренада , Канада , Новая Зеландия , Сент-Винсент и Гренадины , Ямайка и другие) объединены еще и в унию под общей короной. Отношения унии дополняются и усложняются другими союзническими связями, скрепляющими Содружество. Надо добавить, что королевская власть установлена не только над федеративными государствами, такими, как Австралия или Канада, но и над субъектами федерации (штатом , провинцией), составляющими территориальное пространство этих стран.

См. также

Литература

  • Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран., Москва, 1988
  • Д. А. Ковачев. Конституционное право государств Европы, Москва, 2005

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Уния" в других словарях:

    уния - уния, и … Русский орфографический словарь

    - (поздне лат. unio, от unus один). 1) соединение, связь. 2) православные юго западн. края, признававшее папство, под предлогом соединения западной и восточной церквей. 3) крупная жемчужина. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    - (от позднелат. unio единение) ..1) объединение, союз государств: т. н. персональная (личная) уния под властью одного монарха; реальная уния на основе договора или одностороннего акта более сильного государства2)] Уния церковная объединение… … Большой Энциклопедический словарь

    Жен., лат. православные, признавшие папство, под видом соединенья западной и восточной церквей. Униятство осталось еще в Польше, а в западных губерниях оно уже упразднилось. Уния(а)т, уния(а)тка, унит, унитка, принявший это исповедание.… … Толковый словарь Даля

    Уния - (от латинского unio единство, объединение), 1) форма объединения монархических государств под короной одного суверена (например, уния Великобритании и Ганновера в 1714 1837, уния Швеции и Норвегии в 1814 1905). Первые унии возникли в 18 в. 2)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    УНИЯ, унии, мн. нет, жен. (от лат. unio единство). 1. Объединение (книжн., полит.). Политическая уния Швеции и Норвегии в 19 веке. Личная уния государств (напр. Польши и Литвы в 15 18 вв. под властью одного короля). 2. Объединение православной… … Толковый словарь Ушакова

    - (от позднелат. unio единение) 1) объединение, союз государств: т. н. персональная (личная) уния под властью одного монарха; реальная уния на основе договора или одностороннего акта более сильного государства; 2) церковная объединение православной … Политология. Словарь.

    - (гос. право). Под У. разумеют такое соединение государств, прикотором два разных государства имеют общего монарха. По самому существусвоему У. мыслима, следовательно, только между монархическимигосударствами. По характеру связи, существующей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    уния - Форма объединения монархических государств под короной одного суверена, например, уния Швеции и Норвегии в 18141905 гг … Словарь по географии

    - (лат. unio союз) разновидность сложного государства. Личной У. называется объединение двух или нескольких государств под властью единого главы. Реальная У. возглавляется не только одним лицом, но и имеет общие органы власти и управления.… … Юридический словарь

Книги

  • Литовская церковная уния , Литовская церковная уния: Исслед. М. Кояловича. Т. 1-M 50/93 W 79/395 E 95/327:Санкт-Петербург: тип. духовного журн.`Странник`, 1861: Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии… Категория: Библиотековедение Издатель: Книга по Требованию , Производитель:

Уния

у ния , унии, мн. нет, жен. (от лат. unio - единство).

1. Объединение (книж. , полит. ). Политическая уния Швеции и Норвегии в 19 веке. Личная уния государств (напр. Польши и Литвы в 15 - 18 вв. под властью одного короля).

2. Объединение православной церкви с католическою под властью папы римского, происшедшее частично в украинских областях Польши в конце 16 века и существовавшее до последнего времени (церк. , ист. ).

Политическая наука: Словарь-справочник

Уния

(от позднелат. unio единение)

1) объединение, союз государств: т. н. персональная (личная) уния - под властью одного монарха; реальная уния - на основе договора или одностороннего акта более сильного государства;

2) церковная - объединение православной и католической церквей (Униатская церковь).

Современный экономический словарь. 1999

УНИЯ

1) союз, объединение, общность государств, территорий, международное сообщество;

2) постоянные международные организации технического, информационного, административного характера.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Уния

, и , ж.

Объединение, союз.

* Светлица была убрана во вкусе того бранного трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию . // Гоголь. Тарас Бульба // *

◘ ПОЛИТИЧЕСКАЯ УНИЯ, ◘ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ.

Словарь экономических терминов

Уния

1) союз, объединение, общность государств, территорий, международное сообщество;

2) постоянные международные организации технического, информационного, административного характера.

Православный энциклопедический словарь

Уния

(лат. - соединение) - насаждаемое католиками принудительное слияние православного и католического вероисповеданий, с сохранением некоторых православных обрядов, но с подчинением папе Римскому. С давних времен активно проводится на территории Западной Украины и Западной Белоруссии. После распада СССР деятельность униатов приняла откровенно агрессивный характер: при финансовой поддержке Запада они ведут яростную антирусскую и антиправославную пропаганду, силой захватывают храмы, изгоняя православных, не останавливаясь даже перед убийством священнослужителей.

Энциклопедический словарь

Уния

(от позднелат. unio - единение),..

  1. объединение, союз государств: т. н. персональная (личная) уния - под властью одного монарха; реальная уния - на основе договора или одностороннего акта более сильного государства...
  2. Уния церковная - объединение православной и католической церквей. См. Униатская церковь.

Словарь Ожегова

У НИЯ, и, ж. (книжн.). Объединение, союз. У. государств. Церковная у.

| прил. унитарный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Уния

  1. ж.
    1. Союз государств под властью одного монарха.
    2. Объединение на основе договора.
  2. ж. Объединение православной и католической церквей с признанием главенства папы римского при сохранении традиционных форм православной обрядности.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Уния

(гос. право). - Под У. разумеют такое соединение государств, при котором два разных государства имеют общего монарха. По самому существу своему, У. мыслима, следовательно, только между монархическими государствами. По характеру связи, существующей между соединенными государствами, различают У. личную и У. реальную. Под личною У. разумеют соединение двух государств, основанное на временном единстве монарха, причем единство это получается в силу случайного совпадения в одном лице прав на престол в двух различных государствах. Прежде, при значительном количестве избирательных монархий, личная У. нередко являлась результатом избрания на престол государя какой-либо другой страны. Нередки также были случаи, когда монарх, вступая в брак с наследницей престола в другой стране, в лице своего сына соединял оба престола, свой и жены: таковы были "счастливые браки" Австрии. В последнее время поводом к образованию личной У. является всего чаще прекращение царствующей династии, когда на престол приглашается монарх другого государства; так, напр., по парламентскому акту 1705 г. на случай бездетной смерти королевы английской Анны преемником ее был назначен на английский престол Георг, курфюрст ганноверский, вступивший на английский престол в 1714 г. При личной У. постоянная общность монарха не обеспечивается законом; коль скоро законы о престолонаследии окажутся в разных государствах различными, единство монарха должно прекратиться. Так напр., личная У., существовавшая между Англией и Ганновером с 1714 г., прекратилась в 1837 г., по смерти бездетного Вильгельма IV: по английским законам престол перешел к дочери следовавшего за ним по старшинству брата (Виктории), а по ганноверским законам престол должен был перейти к ближайшему представителю мужской линии, и на ганноверский престол вступил младший брат Вильгельма, Эрнст-Август. С 1839 г. существовала личная У. между Нидерландами и Люксембургом, прекратившаяся в 1890 г. в силу того, что в этом году в Нидерландах престол перешел в женскую линию (королева Вильгельмина), тогда как в Люксембурге женщины царствовать не могут. Юридически личная У. представляется явлением, для судьбы соединенных государств совершенно безразличным; но на деле общность монарха имеет громадное практическое значение вследствие тесной связи, возникающей между соединенными государствами. В прежние времена, когда личность короля имела несравненно большее значение, чем ныне, личная У. нередко вела к полному слиянию государств, в течение известного промежутка времени находившихся в состоянии личной У.: примеры - Кастилия и Арагон (личная У. с 1479 г.), Англия и Шотландия (личная У. с 1603 по 1707 гг.), Богемия и немецкие земли австрийской короны, Венгрия и Цислейтания (личная У. с 1527 по 1723 г.). Нередко также государи, царствовавшие одновременно в двух государствах, приносили интересы одного в жертву другому. Поэтому большинство конституций или обставляет возможность личной У. известными условиями (Бавария, Баден, Ольденбург), или требует согласия палат (конституции прусская, саксонская, бельгийская, датская, румынская), или даже вовсе запрещает их (греческая конституция). В настоящее время личная У. существует лишь между Бельгией и государством Конго. У. реальная есть такое соединение двух государств, в котором единство монарха устанавливается законом: она предполагает общий закон о престолонаследии и обыкновенно общий закон о порядке избрания монарха в случае пресечения царствующей династии; кроме того, в реальных униях всегда бывают учреждения, общие обоим государствам. Эта общность государственных учреждений может получиться лишь путем взаимного соглашения обоих государств, и, таким образом, реальная уния относится к явлениям международного права. В настоящее время существуют две реальные У.: Австро-Венгрия и Швеция и Норвегия. Реальная У. между Австрией и Венгрией создана так называемой прагматической санкцией Карла III (pactum mutuae successionis - договор об общем порядке престолонаследия 12 сент. 1703 г., принятый венгерским сеймом 1722-1723 гг.). Ныне взаимные отношения этих двух государств определяются тождественными по содержанию конституционными законами Австрии и Венгрии (1867), которыми была улажена распря, долго существовавшая между этими государствами. Кроме общего монарха, Австрия и Венгрия имеют 3 общих министерства: министерство двора и иностранных дел, министерство военное и министерство общих финансов. Общий бюджет вотируется "делегациями", избираемыми австрийским и венгерским парламентами, каждым в числе 60 человек. У. между Швецией и Норвегией создана избранием 14 ноября 1814 г. на норвежский престол Карла XIII, короля шведского, и актом 6 августа 1815 г., который установил соединение на вечные времена Швеции и Норвегии, как двух самостоятельных государств под властью общего монарха. Закон определяет на случай, если король окажется не способным управлять государством, общее регентство. На случай пресечения династии установлен совместный способ избрания короля парламентами обоих государств. Управление обоими государствами совершенно раздельно; лишь функции министра иностранных дел исполняет для обоих государств шведский министр иностранных дел.