Официальное название войны в афганистане. Афганистан - вечная борьба за жизнь

  • Дата: 05.03.2024

История народов, населяющих Афганистан, насчитывает несколько тысяч лет. Территория современного Афганистана входила в состав многочисленных государственных образований, а временами сама была очагом возникновения крупнейших империй в регионе. Находясь в центре Азии, Афганистан в древнее время и средние века становился жертвой разного рода нашествий и завоеваний, в новое время - местом столкновения интересов двух великих держав - России и Великобритании, а в период «холодной войны» в 20 в. - противостояния двух мировых систем.

Эта земля знала периоды экономического и культурного расцвета. До открытия в 15 в. морского пути из Европы в Индию и Китай вокруг Африки, Афганистан служил крупным международным торговым перекрёстком: через его территорию проходило несколько маршрутов «Великого шёлкового пути» - с запада на восток (из Европы в Индию и Китай) и с севера на юг (из Средней Азии в Индию). Здесь творили известные учёные, поэты, философы, художники, происходило взаимодействие и смешение различных культур, языков, народов, племен, религий и даже цивилизаций (эллинской, буддийской, мусульманской).

В 7 в. Афганистан пришли арабы, принесли сюда Ислам и свою культуру, которая ассимилировалась с местной, оказав сильнейшее воздействие на характер последующего социально-экономического и культурного развития Афганистана.

На смену арабам в 10 в. пришли среднеазиатские тюрки, один из лидеров которых, султан Махмуд, создал в 11 в. крупнейшую в регионе Газневидскую империю, в состав которой вошли Иран, юг Средней Азии с Хорезмом и северо-западная Индия. Величие державы газневидских султанов воплотилось в творчестве знаменитых учёных и поэтов - Фирдоуси, Бируни, Унсури и др. В том же веке распавшаяся Газневидская империя стала частью нового государства вторгшихся сюда из Средней Азии турок-сельджуков.

Афганистан в 20 веке

В начале 20 века Афганистан продолжал оставаться изолированной страной, внешняя политика которой находилась под британским контролем. В годы Первой мировой войны Афганистан придерживался нейтрального курса, несмотря на нажим, оказанный на него Австро-Венгрией и Германией, которые пытались привлечь Афганистан на свою сторону.

Отказ Великобритании признать независимость Афганистана привёл к третьей англо-афганской войне, завершившейся подписанием так называемого Прелиминарного соглашения, в котором англичане косвенно признали независимый Афганистан. Идея независимости страны была поддержана Советской Россией, которая в мае 1919 установила дипломатические отношения с Афганистаном. В 1921 Афганистан подписал Договор о дружбе с Россией, заручившись обещанием ее помощи. В том же году Кабул подписал договор с Великобританией, подтвердивший независимость страны. 31 марта 1926 Советский Союз заключил с Афганистаном Договор о нейтралитете и взаимном ненападении (Пагманский пакт).

В сентябре 1979 ближайший сподвижник главы государства Хафизулла Амин, занимавший пост «первого министра», осуществил государственный переворот, заняв высшие посты в стране и развернув жесточайшие репрессии против инакомыслящих. Жертвой репрессий стал и свергнутый лидер НДПА Тараки, который по приказу Амина был убит 8 октября 1979 года.

Деморализация и фактический развал армии, массовое бегство афганцев за рубеж, военные успехи оппозиции, неудачи реформаторской политики поставили под угрозу само существование режима Амина. В ответ на неоднократные обращения Тараки и затем Амина о прямой военной помощи, Советский Союз в конце декабря 1979 ввел войска в Афганистан. 27 декабря части советского спецназа взяли штурмом резиденцию Амина, во время которого он был убит. Власть перешла к прибывшему с советскими частями лидеру фракции «Парчам» Бабраку Кармалю.

Однако участие СССР в афганской войне на стороне одной из политических сил ещё более дестабилизировало ситуацию в Афганистане. Оппозиция, представленная религиозно-политическими партиями со штаб-квартирами в Пешаваре (Пакистан), в свою очередь получала военную и финансовую помощь Запада и ряда стран Ближнего Востока, что усиливало конфликт.

После неудачных попыток урегулировать афганский конфликт военным путём советское руководство подписало в марте 1988 года Женевские соглашения по Афганистану, в соответствии с которыми начался вывод советских войск, завершившийся в феврале 1989 года.

В обстановке всеобщего кризиса, по четкому сценарию западных спецслужб осенью 1994 года возникло религиозно-политическое движение «Талибан». Подготовленные в недрах пакистанских религиозных школ и спонсируемые западными странами, талибы вскоре распространили свою власть на западе, юге и востоке Афганистана, а в сентябре 1996 года захватили Кабул. В стране был установлен жестокий режим, в рамках которого подавлялись элементарные права и свободы афганцев. В дальнейшем войска талибов предприняли наступление на север Афганистана, и к началу 21 в. контролировали 90% территории страны. Сопротивление им оказывал Северный альянс – коалиция группировок во главе с Ахмад Шахом Масудом.

В 1996 в Афганистане чудесным образом появился Осама бен Ладен, наладивший сотрудничество с режимом талибов. Одними из главных искусственных элементов в проекте США по захвату Афганистана и других ближневосточных стран фигурировали «Аль-Каида» и Осама бен Ладен, которым были отведены большие роли: «призрак» и «мировое пугало». Их появление открывало двери в любую страну под предлогом борьбы с «Аль-Каидой» и поиском Бен Ладена.

Совет безопасности ООН с 1999 по 2000 принимали новые резолюцию, ужесточив санкции против Афганистана. Это были первые звенья большой цепи трагедии Афганистана.

Афганистан в 21 веке

После террористических актов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, организаторами, которых администрация США назвала «Аль-Каиду» и Осаму бен Ладена, американская администрация нанесла военный удар по Афганистану. И открылась новая кровавая и трагичная страница афганского народа.

В 2001 году к власти был приведен Хамид Карзай, пуштунский политический деятель.

В марте 2004 года командование американским контингентом приняло решение провести крупную военную операцию в пограничных с Пакистаном районах. Одновременно Пакистан проводил собственную операцию на границе с Афганистаном. Тем не менее, они не дали ощутимых результатов.

По-прежнему самыми сложными проблемами сегодняшнего Афганистана остаются политическая и экономическая нестабильность, возросшее в последние годы производство и торговля наркотиками, продолжающееся политическое насилие. Не менее трудной остается задача воссоединения страны, учитывая множество этнических и религиозных противоречий, обострившихся за годы войны.

Продолжается борьба за передел сфер влияния на севере и западе страны и главной проблемой Афганистана по сей день остаётся отсутствие безопасности в стране.

За время после вторжения американцев, преступный промысел наркосырья превратился в основной вид «сельского хозяйства» и кормит теперь большую часть афганцев. Талибы умели хоть как-то бороться с этим злом, а вот при «цивилизованных американцах» добыча наркотиков возросла… в 24 раза!

Афганистан стал главным производителем и экспортёром зелья по всему миру

Военные действия нанесли огромный ущерб земледелию Афганистана. В целом валовая продукция сельского хозяйства сократилась на 27%. Ведущей товарной культурой стал опийный мак, и Афганистан превратился в главного мирового поставщика опиума (по оценкам некоторых экспертов, в 2004 его произведено 4,2 тыс. т, что составило 87% его мирового производства). Доходы от наркобизнеса составляют 2,8 млрд. долл. США – около 60% национального дохода. Наркотики из Афганистана нелегально отправляются в Западную Европу и Россию.

Вследствие военных действий состояние дорог ухудшилось до невозможности, а дорожно-ремонтные работы почти не проводились. Зимой и весной некоторые дороги становятся непроезжими. Во многих районах большинство афганцев передвигаются и перевозят грузы в основном на верблюдах и ослах.

Но возникает вопрос как из страны, в которой транспорт развит очень слабо, наркотики, составляющие почти 80% от их мирового производства, доставляются в Европу и другие страны мира. Естественно, если даже подключить к этому всех ослов и верблюдов Афганистана, они не справились бы с такой задачей, но им на помощь приходят современная американская авиация, которая доставляют любые грузы в любую точку мира.

С экспортом наркотиков всё ясно, но возникает еще один вопрос: почему военный контингент общей численностью более 100 тысяч человек, в том числе: США: 68000, Великобритания: более 9000, Германия: 4300, Франция: более 3000, Канада: 2800, Италия: 2800, не справляется с производством зелья? А к тому же США увеличивает свой воинский контингент в Афганистане на 34 тысячи человек.

Ведь это самая оснащённая и современная военная сила, которая «защищает демократические ценности». Неужели им не под силу уничтожать плантации опиумного мака, которые стали основой сельского хозяйства в регионе? Может, они все дальтоники - не различают красный цвет, и «кровавые» маковые поля остаются не замеченными? Вопросов много, но на всех них есть один американский ответ: мы защищаем национальную безопасность США от «Аль-Каиды», помогаем афганскому народу установить демократию.

Но если говорить честно и объективно, то весь мир знает, что США сделали из Афганистана мировую лабораторию по производству наркотиков и с помощью военной силы поддерживают защиту этого очень выгодного бизнеса, включающего и не менее выгодную торговлю оружием.

Почти все страны мира страдают от этого, но Россия особенно. Ведь через дырявые границы новых республик Центральной Азии идут мощные потоки наркотраффика – транзит через Россию в Европу. А по дороге часть оседает и в России.

Российско-афганские взаимоотношения

27 мая 1919 года Советская Россия установила дипломатические отношения с Афганистаном, первой из других стран признав его независимость.

Первые шестьдесят лет они были очень хорошими: Советский Союз оказал Афганистану значительную помощь в экономической и культурно-гуманитарной областях. Переломным моментом и подлинной трагедией стало введение советских войск в Афганистан. При этом была явная двойственность: если на высшем политическом уровне отношение к СССР было хорошим, то народ Афганистана называл присутствие советских войск оккупацией. 15 мая 1988 года начался вывод советских войск с афганской территории.

После того, как шурави покинули Афганистан, в стране началась гражданская война, что тоже не прибавило симпатий к советской стороне. Затем был период талибов. Теперь Афганистан хочет возобновить дружеские отношения с Россией на взаимовыгодной основе.

СССР оставил Афганистану в наследство 142 промышленных и инфраструктурных объекта, которые обеспечивали 60 процентов ВВП страны. Среди них – тоннель под перевалом Саланг, Джелалабадская ирригационная система, способствовавшая развитию сельского хозяйства в четырёх афганских провинциях, самая мощная ГЭС страны Наглу, аэропорт в Кабуле, автотрасса Кушка-Термез-Кандагар, Политехнический институт, и многое другое. Ныне большинство этих объектов разрушено.

Этнический состав

Афганистан – полиэтничное государство, которое населяют более 20 народностей. Крупнейшими из них являются пуштуны (42%), таджики (28%), хазарейцы (10%), узбеки (8%), чараймаки (2,6%), туркмены (2%), белуджи (0,5%), нуристанцы (0,4%) и пашаи (0,2%). Живут также арабы, курды, кызылбаши, афшары, казахи, киргизы, монголы, нуристанцы и др. (2005).

Представители пуштунских племен (паштаны, пуштуны, пахтаны), исповедующие Ислам суннитского направления, насчитывают ок. 13 млн. чел. Они расселены преимущественно к югу от Гиндукуша, в юго-восточных и южных пограничных с Пакистаном районах, хотя живут также и на севере. Все пуштуны говорят на языке пушту, который состоит из нескольких диалектов и близок к персидскому языку (фарси).

По оценке, в Афганистане насчитывается более 20 языков и 200 различных диалектов.

Религия.

Государственной религией Афганистана является Ислам. Согласно конституции, приверженцы других верований (сикхи и индусы) обладают равными с мусульманами правами.

Подавляющее большинство населения Афганистана (80%) исповедует Ислам. Наиболее распространён суннизм ханафитского толка, которого придерживаются около 80% всех афганцев. Суннитами являются пуштуны и узбеки, туркмены, белуджи, а также часть чараймаков и таджиков. Одними из последних Ислам приняли нуристанцы, которые еще в конце 19 в. придерживались местных верований.

Роль религии

После ликвидации режима талибов в 2001 политическая роль Ислама была сведена к минимуму, однако он сохранил сильные позиции в образовании, судопроизводстве и в сфере семейно-брачных отношений.

Наиболее значимую роль в повседневной религиозной жизни Афганистана играют учёные-богословы, имамы (настоятели мечетей), моулави (лица, получившие специальное богословское образование в медресе).

Муллы не только служат в мечети и отправляют другие религиозные обряды (заключение браков, похороны и т.д.), но по существу нередко играют роль учителей, судей и советчиков по различным вопросам. Они выносят решения по местным спорам, руководствуясь исламскими юридическими нормами, решают многие проблемы социального и личного характера, например, споры по разделу воды или семейные конфликты.

Наиболее священным местом паломничества афганских мусульман считается Мазари-Шариф, где в мечети 15 в. находится, как полагают, могила имама Али.

Одежда

Главные элементы костюма почти всех этнических общин Афганистана – длинная (до колен и ниже) рубаха и плотно подпоясанные кушаком широкие штаны (камиз). Поверх мужчины надевают безрукавку с четырьмя карманами и застежкой, и халат. Характер головного убора, например чалмы, тюбетейки или войлочного колпака, нередко отражает принадлежность мужчин к определённой национальной группе и географическому району. Многие отпускают бороду (эта тенденция усилилась после того, как талибы запретили мужчинам бриться). В городах получила распространение мужская одежда европейского покроя.

Женщины в сельской местности носят длинную, вышитую по вороту рубаху свободного покроя из цветной хлопчатобумажной ткани и длинные, до щиколоток, штаны. Женщины из среды кочевников поверх рубахи надевают несколько широких юбок, а таджикские, узбекские и туркменские женщины поверх хлопчатобумажных штанов носят широкие цветные платья. Вокруг головы женщины повязывают широкий платок, при выходе на улицу они накидывают темную чадру, или бурку, которая закрывает фигуру с ног до головы. Женщины носят серебряные украшения с сердоликом и лазуритом, бусы и ожерелья из монет.

Семейные обычаи

Хотя афганское общество состоит из множества различных этнических групп, некоторые элементы их образа жизни имеют общие черты. Так, у афганцев (пуштунов) и других народов, особенно у жителей сельских и горных районов, обычны большие патриархальные семьи. Родственные отношения создают фон для проявления социальной, экономической и политической деятельности. Разводы случаются редко. Нередки случаи многожёнства.

Культура, литература и искусство

С древних времён Афганистан впитывал культуру и традиции различных народов - исламскую, античную, индуистскую и буддийскую.

Развитие афганской литературы на протяжении многих веков происходило под влиянием персидской традиции. Особое распространение получила поэзия, прежде всего, в таких жанрах как газель (в лирических песнях) и чарбайта (в исторических). Расцвет поэзии на фарси пришёлся на 10–15 вв. В 1010 году закончил свою огромную эпическую поэму «Шахнаме» («Книга царей») Абулькасим Фирдоуси (Фирдавси) (940–1020). Огромное воздействие на исламскую литературу и мысль оказало творчество Джалал ад-Дина Руми, суфия и поэта 13 в., автора эпической поэмы «Maснави-йе Maнави» («Духовные двустишия»). Многие известные учёные и поэты того периода, писавшие на дари, были родом из Афганистана – Санаи Газнави (12 в., уроженец Газни), Абдуррахман Джами Герави (15 в., уроженец Джами-Герата), Низам уд-Дин Алишер Герави Навои (1441- 1501, уроженец Герата).

Известность получили произведения Мирзы-хана Ансари, или Фатех-хан (1580–1631), внука Пир Рошана, испытывавшего сильное влияние суфизма, Хушхаль-хана Хаттака (1613–1691), известного пуштунского поэта, изложившего в стихах афганский племенной кодекс, Абдуррахмана Моманда (1632–1708), Абдулхамида Моманда (1660–1732) и Казым-хана Шайда (1723–1778). Позже получает распространение придворная литература.

Архитектура

В Афганистане сохранились памятники архитектуры и изобразительного искусства разных исторических эпох – от эллинизма периода Греко-Бактрийского царства (ок. 3–1 вв. до н.э.) до построек буддийской культуры (ок. 1–4 вв. н.э.).

В средние века на территории Афганистана получила распространение культовая монументальная архитектура, представленная минаретами, мечетями и крепостями. К числу наиболее известных памятников относят стрельчатую арку городской мечети (11 в.) среди развалин в Калайи-Буста; два многогранных минарета («башни победы»), построенные на окраине Газни при султане Масуде III и Бахрам-шахе (12 в.) и богато украшенные орнаментом и арабскими надписями; «падающий» минарет высотой 65 м (кон. 12 – нач. 13 вв.) близ селения Джам на западе Центрального Афганистана. К 15 в. одним из центров искусства на Среднем Востоке стал Герат. Из памятников сохранилась гигантская соборная мечеть Джума-Масджид (13 в., реконструирована после землетрясения в 1498–1500), украшенная резьбой и изразцовой мозаикой, а также остатки комплекса Мусалла (1417–1438) с множеством минаретов и мавзолеем Гаухаршад. До сих пор почитаема гробница и мечеть Руази-Шариф (кон. 15 в.) в Мазари-Шарифе, украшенная голубыми изразцами. В средние века получила развитие также каллиграфия и живописная миниатюра, использовавшаяся в качестве иллюстраций при оформлении рукописных книг.

Богатые традиции имеет прикладное искусство. Афганские мастера славятся изготовлением украшений из золота и серебра, декоративной вышивкой, резьбой по дереву и ковроткачеством. Основные центры художественной обработки металла – Газни, Герат и Кандагар.

Музыка и танец

В Афганистане особенно популярны героические песни и баллады, воспевающие национальное достоинство и борьбу афганцев за независимость, а также песни-двустишия, рассказывающие о любви. Танцы обычно раздельные (мужские и женские).

Религиозные праздники в Афганистане, как правило, отмечаются по лунному календарю, общегосударственные и светские имеют фиксированную дату. Наиболее важный праздник в Афганистане – религиозные праздники –Ид аль-фитр (окончание поста, праздник разговения), Ид аль-адха (жертвоприношение) и другие.

Литература

Ганковский Ю.В. Империя Дуррани. Очерки административной и военной системы. М., 1958.

Слово «афганец» исторически определяло членов этнической группы пуштунов, хотя Афганистан является мультикультурной и многонациональной страной. Как государство он был сформирован в результате политической экспансии пуштунских племен в середине 18 века.

Объединение земель произошло только в конце 19 века. Персоязычные народы (таджики, хазарейцы и аймаки) и тюркские (узбеки и туркмены) вошли в национальный состав Афганистана. Со времен Коммунистического переворота 1978 года и последующей гражданской войны эти национальные группы стремятся к политическому признанию.

Существование государства как такового находится под угрозой. Из-за многолетней истории миллионов беженцев у афганцев сформировалось особое национальное чувство.

Периоды истории в развитии и возникновении Афганистана

Территория современного Афганистана была центром нескольких империй, в том числе греко-буддийских царст и кушанов (3 век до н.э. – 2 век н.э.), а также мусульманских династий Газневидов и Гуридов (10-12 вв.). На этих землях царствовали многие индийские правители, в частности, Великие Монголы.

Современная нация сформировалась в 18 веке из пуштунских племен. В 19 веке Афганистан успешно противостоял натиску колониальных держав, служа в качестве буферного государства между Россией и Британской Индией. Три англо-афганских войны (1839-1842 гг.; 1878-1880 гг.; 1919 г.) подняли патриотизм, но в истории страны все же доминировали внутренние конфликты.

Первая половина 19 века была ознаменована враждой между двумя ветвями дурранийских пуштунов. Правитель Абдур Рахман (1880-1901 гг.) сосредоточил в своих руках власть над всей страной. Политическое единство было выковано именно во время его правления, но резкая тактика привела к вспышке вражды между суннитами и шиитами и другими этническими группами, а также между сельскими и городскими жителями.

Король Аманулла (Аманулла Хан, 1919-1929 гг.) пытался продвинуть ряд реформ, но они не увенчались успехом. Попытка установить парламентскую форму правления после 1963 года привела к серьезным социальным бедам.

В 1978 году власть захватили коммунисты, многие из которых были молодыми людьми, недавно приехавшими в город, которые стремились к социальному прогрессу. В течение нескольких месяцев в стране вскипало восстание, а в 1979 году Советский Союз начал военную интервенцию.

В течение десятилетия продолжалась партизанская война между Красной армией и афганскими бойцами сопротивления (моджахедами). В результате около 1,5 миллионов афганцев погибло, и несколько миллионов покинуло страну. Падение коммунистического режима в 1992 году привело к очередному взрыву напряженности и недовольства.

Талибы (религиозно настроенные студенты из лагерей беженцев в Пакистане) захватили юг страны зимой 1994-1995 гг. С этого времени они распространили свое влияние на большую часть Афганистана, но не смогли подчинить себе другие группы и не получили признания международным сообществом.

Национальность и религия в стране

До 1978 года Афганистан был объединен общей религией и относительной автономностью местных общин, хотя правительство всячески способствовало большему распространению культуры пуштунов.

Большинство афганцев считает, что они принадлежат к местной общине в первую очередь, и во вторую – к исламскому сообществу. Уровень национальной идентичности был слабым, но государство не рассматривалось в глазах людей как структура, приносящая вред.

Хрупкое равновесие было нарушено после переворота 1978 года. В это время исчезли те столпы, на которых основывалась легитимность правительства – политическая независимость, историческая преемственность, уважение исламской религии.

Этнические отношения и культура Афганистана

До 1978 года межэтнические отношения отличались конкурентоспособностью и напряженностью. Просоветские правительства пытались поощрять права, культуру и языки не пуштунских групп. Эта работа не удалась, но зато привела в размыванию политического влияния пуштунов.

В 1990-е годы политические курсы шли от ислама к этническому дискурсу. Время гражданской войны было отмечено этническими претензиями, которые привели к поляризации пуштунов (из низ вышло доминирующее движение талибов) и других этнических групп, которые составляют основную часть противоположного по идеологии Северного Альянса.

Афганиста́н (пушту и дари افغانستان Afğānistān), официальное название — Исламская Респу́блика Афганиста́н (пушту د افغانستان اسلامي جمهوریت, дари جمهوری اسلامی افغانستان) — государство на Среднем Востоке, не имеет выхода к морю. Одна из беднейших стран мира. На протяжении последних (уже более) 30 лет (с 1978 года) в стране идёт гражданская война.

Граничит с Ираном на западе, Пакистаном — на юге и востоке, Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном — на севере и Китаем — в самой восточной части страны.

Афганистан находится на перепутье между Востоком и Западом и является древним центром торговли и миграции. Его геополитическое расположение — между Южной и Центральной Азией с одной стороны и Ближним Востоком с другой, что позволяет ему играть важную роль в экономических, политических и культурных отношениях между странами региона.

Википедия

Несмотря на то, что первое единое государство в Афганистане было создано в 1747 году Ахмадом Шахом Дуррани, земля Афганистана имеет древнюю историю и различные цивилизации. Раскопки говорят о том, что люди жили на этой земле по меньшей мере 50000 лет назад, и что сельские общины этого региона были одними из первых в мире.

Афганистан является уникальной страной, связанной с индо-европейской цивилизацией, взаимодействовавшей с ней и часто воевавшей, а также является одним из самых важных ранних исторических регионов. Веками, эта страна была домом для разных племён, среди них арийские (индо-иранские) племена, такие, как бактрийцы, пуштуны и т. д. Кроме того, эта земля завоёвывалась и оккупировалась в том числе и империей Александра Македонского, индо-греками, турками, монголами.

Александр Македонский завоевал Афганистан после 330 года до н.э. После распада империи Александра Македонского Афганистан был частью государства Селевкидов, контролировавших регион до 305 г. до н.э. Буддизм стал доминирующей религией в регионе.
Затем регион стал частью Греко-бактрийского царства. Индо-греки были разбиты скифами и вытеснены из Афганистана к концу II-го века до нашей эры. Греко-бактрийского царство просуществовало до 125 г. до н.э.

В I веке н.э. Парфянская империя покорила Афганистан. В середине-конце II века н.э. Кушанская империя с центром в современном Афганистане, стала большой покровительницей буддийской культуры. Кушаны были разбиты Сасанидами в III веке. Хотя различные правители, называющие себя кушанами, продолжали править, по крайней мере частью этого региона. В конце концов кушаны были разгромлены гуннами, место которых, в свою очередь, заняли эфталиты,создавшие в регионе своё государство в первой половине V века. Эфталиты были разбиты сасанидским царём Хосровом I в 557 году. Однако, эфталитам и потомкам кушан удалось создать небольшое государство в Кабулистане, которое впоследствии зхвачено мусульманскими арабскими армиями и, наконец, завоевано государством Газневидов.

Дурранийская империя была основана в Кандагаре в 1747 году военным командиром Ахмад-шахом Дуррани. Она стала первым единым афганским государством. Однако при его преемниках империя распалась на ряд самостоятельных княжеств — Пешаварское, Кабульское, Кандагарское и Гератское.

Благодаря своему стратегическому положению в центре Евразии, Афганистан становится ареной борьбы между двумя мощными державами того времени: Британской и Российской империями. Эта борьба получила название «Большой игры». С целью контроля над Афганистаном Британская империя провела серию войн, но в конце концов была вынуждена признать независимость Афганистана в 1919 году.

Королевство Афганистан было провозглашено Мухаммедом Надир-шахом взамен упраздняемого эмирата; последним эмиром был Хабибулла Гази. После смерти Надир-шаха в ноябре 1933 года королём становится его сын Мухаммед Захир Шах, который был в конечном итоге свергнут собственным двоюродным братом Мухаммедом Даудом в 1973 году. Именно в этот период своей истории, под руководством шаха правительство Афганистана наладило взаимоотношения с внешним миром, прежде всего Советским Союзом, Великобританией и США.

Король Афганистана Аманулла с визитом в Берлине. Этот визит положил начало стратегическому партнёрству Афганистана и Германии, февраль 1928 г.

Под руководством Захир Шаха Афганистан объявляет о своём нейтралитете во время Второй мировой войны и осуществляет дипломатическую политику неприсоединения. Премьер-министр Афганистана, в то время им являлся будущий президент Мухаммед Дауд занимался развитием современной промышленности и образования в стране.

Король Афганистана Захир-шах и его жена с президентом Джоном Ф. Кеннеди и его женой Жаклин Кеннеди, Нью-Йорк, 1962 г.

В 1973 году в Афганистане произошёл государственный переворот.
Во время нахождения короля Мухаммеда Захира Шаха с визитом в Италии, его двоюродный брат и бывший премьер-министр Мухаммед Дауд организовал государственный переворот и установил в стране республиканское правительство. Ранее Дауд являлся премьер-министром, однако был вынужден уйти в отставку из правительства Захир Шаха в 1963 году.
Король принял решение отказаться от престола во избежание гражданской войны. Монархия была упразднена и стране была провозглашена республика. Этот период истории характеризуется крайней политической нестабильностью. Президент Мухаммед Дауд пытался провести реформы и модернизировать страну, но в конечном счёте ему это не удалось. После очередной революции в апреле 1978 года президент вместе с членами своей семьи был казнён, а к власти пришла коммунистическая Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА).

В апреле 1979 года, после Саурской (Апрельской) революции провозглашена Демократическая Республика Афганистан. Главой государства стал Нур Мухаммед Тараки, а председателем Революционного совета — Хафизулла Амин. Правительство стало проводить радикальные реформы, в частности, секуляризацию, что вызывало массовые протесты в традиционном афганском обществе. В стране началась Гражданская война. Вскоре правящая партия НДПА раскололась на две фракции — Хальк и Парчам, которые вступили в борьбу за власть. Нур Мухаммед Тараки был убит, а главой государства стал Хафизулла Амин. В СССР Амина считали ненадёжным человеком, способным в любой момент переориентироваться на Запад. Поэтому советское руководство приняло решение устранить Амина, а в страну ввести войска, чтобы помочь коммунистическому правительству справиться с мятежниками.

Части Советской Армии в Афганистане, 1988 г.

В результате, СССР оказался втянут в гражданскую войну, продолжающуюся и поныне. Амина на посту председателя Революционного совета сменил Бабрак Кармаль. 4 мая 1986 по решению 18-го пленума ЦК НДПА Б. Кармаль был освобождён «по состоянию здоровья». Смещение с должности было вызвано переменами в СССР, где к власти пришел Горбачёв. Новым председателем Революционного совета Демократической Республики Афганистан 1 октября стал Мухаммед Наджибулла. Спустя месяц, 30 ноября, в соответствии с новой конституцией Лойя джирга избрала его новым президентом страны, восстановив тем самым пост, который был упразднён после Саурской революции. Советские войска были выведены из страны в 1989 году. После ухода советских войск (1989) Наджибулла оставался у власти ещё в течение трёх лет.

Дворец Амина после штурма советским спецназом ГРУ

После вывода советских войск в 1989 году гражданская война не закончилась, а разгорелась с новой силой. На севере страны группа полевых командиров образовала Северный альянс. В апреле 1992 года повстанцы вошли в Кабул, и Демократическая Республика Афганистан прекратила своё существование. Тем временем на юге страны набирало силу движение «Талибан». В большинстве своём талибы были пуштунами по национальности и объявили себя защитниками интересов пуштунского народа. Их целью было построение в Афганистане радикального исламского государства. К 1996 году под их контроль попала большая часть страны, Мухаммед Наджибулла был казнён, а Северный альянс был вытеснен в отдалённые приграничные северные провинции.

на фото - талибы в городе Герате, июль 2001 года

Правление талибов характеризуется высоким уровнем религиозной нетерпимости по отношению к иноверцам (так, например, несмотря на протесты мирового сообщества, талибами были взорваны памятники архитектуры — статуи Будды, которые были объявлены ими «языческими идолами») и средневековой жестокостью — например, ворам отрубали руки, женщинам и девочкам было запрещено посещать школы и находиться на улице без сопровождения мужчины и т.д.

Расстрелянные талибами статуи Будд.

После падения режима талибов - 2002 г. - была провозглашена современная Республика Афганистан. В 2002 году президентом стал Хамид Карзай, а в 2004 году принята новая Конституция. Однако в стране по-прежнему продолжается Гражданская война, но уже с участием США и их союзников по НАТО.

на фото - Кабул

Афганистан является унитарным государством и административно делится на 34 провинции (вилаят, velāyat).

Афганистан имеет древнюю историю, сохранившуюся до наших дней культуру в виде различных языков и памятников. Тем не менее, многие исторические памятники были разрушены во время войны. Две известные статуи Будды в провинции Бамиан были уничтожены движением «Талибан», которые рассматривали их как «идолопоклоннические» и «языческие».
Другие известные памятники архитектуры находятся в городах Кандагаре, Газни и Балхе. Джамский минарет, в долине реки Хари, включён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Плащ Мухаммеда хранится внутри знаменитого Халха Шарифа в городе Кандагар.

Маза́ри-Шари́ф (дари مزار شریف Mazâr-e Šarif, тадж. Мазори Шариф — «священная гробница») — четвёртый по величине город Афганистана. Столица провинции Балх. Население — 300600 жителей (2006). В городе живут представители различных афганских национальностей, в основном узбеки и таджики, а также туркмены, хазарейцы и пуштуны. Господствующим языком является дари (таджики и хазарейцы).

Одно из священных мест для шиитов, поскольку именно здесь, как предполагается, захоронен Али. С 1992 по 1997 год город являлся резиденцией генерала Абдул-Рашида Дустума. С 1998 по 2001 год контролировался движением Талибан. 25 ноября 2001 года в превращенном в тюрьму форте "Калай-Джанги" (Galai Janghi) в окрестностях Мазари-Шарифа произошёл кровавый бунт пленных талибов, при подавлении которого погибло около 700 человек.

В Мазари-Шарифе находится уникальный храмовый комплекс Розии Шариф (Голубая Мечеть). По местным легендам это — могила халифа Али, тело которого выкрали похитители. По этой причине Мазари-Шариф служит местом поклонения, особенно шиитов. Настоящая могила халифа Али находится в городе Неджефе в Ираке, однако дополнительные мазары как места поклонений — явление частое в афганской и таджикской религиозной практике.
По мнениям некоторых историков в этом месте была могила Зороастра.

Хотя уровень грамотности очень низок, классика персидской поэзии играет очень важную роль в афганской культуре. Поэзия всегда была одним из основных столпов образования в Иране и Афганистане: в такой степени, что интегрировалась в культуру. Персидская культура по-прежнему оказывает большое влияние на афганскую культуру. Закрытые поэтические соревнования, известные как «musha’era», довольно часто проводятся даже среди простых людей. Почти в каждом доме есть один или несколько каких-либо сборников стихов, пусть даже их не читают часто.

Восточный диалект персидского языка широко известен как «дари». Само название происходит от «Pārsī-e Darbārī», смысл «королевский фарси». Старинное название «дари» — одно из первоначальных названий персидского языка — было восстановлено в афганской Конституции 1964 года и было призвано «…показать, что афганцы считают свою страну колыбелью языка. Таким образом, название Фарси, как языка персов, следует строго избегать».

афганочка

Климат страны весьма разнообразен. В Кабуле, находящемся на высоте 1830 м над уровнем моря, холодные зимы и теплое лето. В Джалалабаде (550 м над уровнем моря) климат субтропический, а в Кандагаре (1070 м над уровнем моря) - мягкий. Хвойные леса, занимающие около 3% территории, произрастают на высоте от 1830 до 3660 м, ниже находятся лиственные деревья - лещина, можжевельник, ясень. Среди фруктовых деревьев наиболее распространены яблоня, груша, персик, абрикос. На крайнем юге страны произрастают финиковые пальмы, а в районе Кандагара и Джалалабада- большое количество цитрусовых.

Бузкаши является национальным видом спорта в Афганистане. Всадники поделены на две команды, играют в поле каждая команда пытается захватить и удерживать шкуру козы.

Афганская борзая или афган — охотничья порода собак. Похожа на Салюки, c более густой шерстью. Впервые была привезена на Запад в конце XIX века английскими офицерами, которые служили на индийско-афганской границе. Собака имеет рост в холке около 70 см, длинную шелковистую шерсть.

Тора-Бора (пушту: تورا بورا) — пещеры в афганской провинции Нангархар, где оборудовали укрепрайон международные террористы во главе с Усамой бин Ладеном. Расположены в горах на высоте 4 км. Представляет собой лабиринт тоннелей, уходящий на глубину 400 м. В нем проделано множество комнат-хранилищ, жилых помещений, бункеров и складов. Их общая протяжённость составляет около 25 км. Располагается эта сеть природных пещер в 85 км к югу от афганского города Джелалабада.

В феврале — марте 1987 г. при проведении операции «Шквал» этот комплекс был взят подразделением спецназа ГРУ ГШ ВС СССР "Каскад". По другим данным, подразделением спецназа КГБ СССР "Вымпел".
В декабре 2001 года в ходе военной операции против движения "Талибан" комплекс был взят Объединённым антиталибским фронтом при поддержке международной коалиции.
В игре Postal 2, выпущенной в 2003 году, есть секретная «локация» под названием «Тора-Бора». В этой локации множество террористов группировки Аль-Каида и пленные американские солдаты.

Ислам остается мощной силой в Афганистане, где почти все население придерживается мусульманской веры. Примерно 84% жителей - сунниты ханифитского толка. Однако среди хазарейцев много шиитов, имеется также община исмаилитов. На территории страны действует ряд крупных суфийских орденов - Чиштийя, Накшбандийя и Кадырийя.

По сложившейся традиции афганские женщины не имеют права участвовать в общественной жизни. Попытки изменить ситуацию «сверху», предпринимавшиеся перед Второй мировой войной, встретили сопротивление общества. В 1959 правительство призвало к добровольному отказу от ношения чадры в городах. Энергичные усилия марксистского руководства следовать путем эмансипации стали одной из причин массовых волнений консервативно настроенного населения.
В районах, где талибы одержали верх, установлен жесткий контроль за исполнением женщинами традиционных норм поведения. В Афганистане закрылись школы для девочек, женщинам запрещается работать вне дома. Девушки могут обучаться только в одном Балхском университете в Мазари-Шарифе.

Население Афганистана живет преимущественно большими семьями в деревнях. Преобладают прямоугольные в плане дома с плоскими или куполообразными крышами, построенные из сырцового или обожженного кирпича и обмазанные глиной. Усадьба обносится стеной из сырцового кирпича. В горах возводят также строения из камня, а в крупных городах появились здания современного типа. Кочевники возят с собой шатры из шерстяной ткани, имеющие четырехугольную форму.

К традиционным блюдам относятся плов с мясом или овощами, жареное мясо (кебаб), мучные изделия (ашак, или манты) и выпекаемые в традиционных печах-тандурах пресные лепешки. Значительную долю в пищевом рационе составляют овощи - томаты, картофель, горох, морковь и огурцы. Большая часть населения не может себе позволить регулярное потребление мяса. Зеленый или черный чай, кисломолочные продукты, свежие и сушеные фрукты и орехи также входят в повседневный рацион.

Главные элементы костюма почти всех этнических общин Афганистана - длинная, до колен и ниже, рубаха и плотно подпоясанные кушаком широкие штаны (камис). Поверх мужчины надевают безрукавку с четырьмя карманами и застежкой и халат. Характер головного убора, например чалмы, тюбетейки или войлочного колпака, нередко отражает принадлежность мужчин к определенной национальной группе и географическому району. Многие отпускают бороду, особенно с тех пор, как талибы запретили бриться.
Женщины в сельской местности носят длинную, вышитую по вороту рубаху из цветной хлопчатобумажной ткани и длинные, до щиколоток, штаны. Женщины из среды кочевников поверх рубахи надевают несколько широких юбок. Женщины носят серебряные украшения с сердоликом и лазуритом, бусы и ожерелья из монет.

У афганцев обычны большие семьи. Родственные отношения создают фон для проявления социальной, экономической и политической деятельности. Браки, часто заключаемые между двоюродными братьями и сестрами, как правило, организуют старшие в своих семьях женщины. При сватовстве и помолвке договариваются о калыме, приданом и устройстве свадебного пиршества. Разводы случаются редко.

На протяжении многих веков Афганистан был восточной частью Персидской империи. С тех пор он является частью иранского культурного пространства

Афганистан — страна с древнейшей историей. Первые люди появились на территории Афганистана по меньшей мере 5000 лет назад, и сельские общины этого региона были одними из первых в мире.

Предполагается, что зороастризм, возможно, возник на нынешней территории Афганистана между 1800 до 800 годами до н. э., а Заратустра жил и умер в Балхе. На древне-восточных иранских языках, как, например, на авестийском, говорили в этом регионе во время расцвета зороастризма. К середине VI века до нашей эры, Ахемениды включили Афганистан в состав своей Персидской империи.

Империя Ахеменидов пала под ударами Александра Македонского после 330 года до н.э и территория Афганистана вошла в состав его империи. После распада империи Александра Македонского Афганистан был частью государства Селевкидов, контролировавших регион до 305 г. до н. э. Буддизм стал доминирующей религией в регионе.

Греко-бактрийское царство в период своего наивысшего расцвета

Затем регион стал частью Греко-бактрийского царства. Индо-греки были разбиты скифами и вытеснены из Афганистана к концу II-го века до нашей эры. Греко-бактрийского царство просуществовало до 125 г. до н. э.

В I веке н. э. Парфянская империя покорила Афганистан. В середине-конце II века н. э. Кушанская империя с центром в современном Афганистане, стала большой покровительницей буддийской культуры. Кушаны были разбиты Сасанидами в III веке. Хотя различные правители, называющие себя кушанами продолжали править, по крайней мере частью этого региона. В конце концов кушаны были разгромленны гуннами, место которых, в свою очередь, заняли эфталиты, создавшие в регионе своё государство в первой половине V века. Эфталиты были разбиты сасанидским царём Хосровом I в 557 году. Однако, эфталитам и потомкам кушан удалось создать небольшое государство в Кабулистане, которое впоследствии захвачено мусульманскими арабскими армиями и, наконец, завоевано государством Газневидов.

Исламский и монгольский период

Афганистан — восточная часть Арабского халифата в 750 г.

В VII веке территория Афганистана была завоёвана арабами, принесшими свою культуру и новую религию — ислам. Однако окончательно ислам утвердился лишь в конце X века, когда регион вошёл в состав империи Саманидов.

В X веке в страну из Средней Азии пришли тюрки. На территории Афганистана возникла Газневидская империя, включавшая в себя также части Ирана, Средней Азии и Индии. Начался расцвет науки и культуры.

Однако в XIII веке регион подвергается вторжению войск Чингизхана.

Династия Хотаки

В XVIII веке территория Афганистана входила в состав Персидской империи ирано-азербайджанской династии Сефевидов. После ослабления Персии и нескольких восстаний афганцы сумели создать ряд независимых княжеств — Кандагарское и Гератское. Кандагарское княжество находилось под властью пуштунской династии Хотаки, основанной Мир Вайсом. В 1722 году афганские войска предприняли поход в Персию и даже захватили её столицу — Исфахан, однако затем потерпели поражение от Надир-шаха.

Надир-шах затем распространил свою власть на Афганистан, но его власть там оказалась непрочной и после его гибели в 1747 году империя Сефевидов распалась.

Дурранийская держава

Дурранийская империя в период своего наивысшего расцвета

Дурранийская империя была основана в Кандагаре в 1747 году военным командиром Ахмад-шахом Дуррани. Она стала первым единым афганским государством. Однако при его преемниках империя распалась на ряд самостоятельных княжеств — Пешаварское, Кабульское, Кандагарское и Гератское.

Современная история

Англо-афганские войны

Благодаря своему стратегическому положению в центре Евразии, Афганистан становится ареной борьбы между двумя мощными державами того времени: Британской и Российской империями. Эта борьба получила название «Большой игры». С целью контроля над Афганистаном Британская империя провела серию войн, но в конце концов была вынуждена признать независимость Афганистана в 1919 году.

Королевство Афганистан

Король Афганистана Захир-Шах и его жена с президентом Джоном Ф. Кеннеди и его женой Жаклин Кеннеди

Король Аманулла с визитом в Берлине. Этот визит положил начало стратегическому партнёрству Афганистана и Германии

Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией.

Первая республика и диктатура Дауда

17 июля 1973 года в Афганистане произошёл государственный переворот. Монархия была упразднена и в стране была провозглашена республика. Этот период истории характеризуется крайней политической нестабильностью. Президент Мухаммед Дауд пытался провести реформы и модернизировать страну, но в конечном счёте ему это не удалось.

Апрельская революция

В апреле 1978 года в стране началась революция. Президент Мухаммед Дауд вместе с членами своей семьи был казнён, а к власти пришла коммунистическая Народно-демократическая партия Афганистана.

Демократическая Республика Афганистан. Начало гражданской войны

Дворец Амина после штурма советским спецназом ГРУ

Части Советской Армии в Афганистане.

В апреле 1978 года, после Саурской революции провозглашена Демократическая Республика Афганистан. Главой государства стал Нур Мухаммед Тараки, а председателем Революционного совета — Хафизулла Амин. Правительство стало проводить радикальные реформы, в частности, секуляризацию, что вызывало массовые протесты в традиционном афганском обществе. В стране началась Гражданская война. Вскоре правящая партия НДПА раскололась на две фракции — Хальк и Парчам, которые вступили в борьбу за власть. Нур Мухаммед Тараки был убит, а главой государства стал Хафизулла Амин. В СССР Амина считали ненадёжным человеком, способным в любой момент переориентироваться на Запад. Поэтому советское руководство приняло решение устранить Амина, а в страну ввести войска, чтобы помочь коммунистическому правительству справиться с мятежниками. В результате, СССР оказался втянут в гражданскую войну, продолжающуюся и поныне. После убийства Амина во время штурма президентского дворца советским спецназом, пост председателя Революционного совета занял Бабрак Кармаль. 4 мая 1986 года по решению 18-го пленума ЦК НДПА Б. Кармаль был освобождён «по состоянию здоровья». Смещение с должности было вызвано переменами в СССР, где к власти пришёл Горбачёв. Новым председателем Революционного совета Демократической Республики Афганистан 1 октября стал Мухаммед Наджибулла. Спустя месяц, 30 ноября, в соответствии с новой конституцией Лойя джирга избрала его новым президентом страны, восстановив тем самым пост, который был упразднён после Саурской революции. Советские войска были выведены из страны в 1989 году. После ухода советских войск Наджибулла оставался у власти ещё в течение трёх лет.

Правление талибов

Флаг движения Талибан

Талибы в Герате, июль 2001 года

После вывода советских войск в 1989 году гражданская война не закончилась, а разгорелась с новой силой. На севере страны группа полевых командиров образовала Северный альянс. В апреле 1992 года повстанцы вошли в Кабул, и Демократическая Республика Афганистан прекратила своё существование. Во время борьбы за власть между Ахмадом Шахом Масудом и Гульбеддином Хекматияром столица Кабул была обстреляна артиллерией противоборствующих сторон и большое количество культурных и исторических памятников афганской столицы было разрушено. Тем временем на юге страны набирало силу движение «Талибан». В большинстве своём талибы были пуштунами по национальности и объявили себя защитниками интересов пуштунского народа. Их целью было построение в Афганистане радикального исламского государства.

К 1996 году под их контроль попала большая часть страны, в сентябре после взятия Кабула Мухаммед Наджибулла был казнён, а Северный альянс был вытеснен в отдалённые приграничные северные провинции. Правление талибов характеризовалось религиозной нетерпимостью по отношению к иноверцам и жестокостью — например, ворам отрубали руки, женщинам и девочкам было запрещено посещать школы и находиться на улице без сопровождения мужчины и т.д.

С 1992 года начинается масштабный рост производства наркотиков в Афганистане. Большой урожай опиатов — 4560 тонн — был собран в 1999 году, во время талибского правления. В 2000 году из-за сильной засухи было собрано 3275 тонны опиумного мака.

Однако, идя навстречу пожеланиям мирового сообщества, талибы запретили выращивание опиумного мака на контролируемой ими территории, в результате чего в 2001 году в Афганистане был выращен рекордно низкий урожай опиумного мака: было произведено всего 185 тонн опиума, причём большая часть этого опиума была собрана на территории провинции Бадахшан, контролируемой Северным альянсом.

После терактов 11 сентября 2001 года, международный террорист Усама бен Ладен нашёл убежище в талибском Афганистане. Это послужило поводом для вторжения США в Афганистан. Однако по мнению некоторых журналистов, настоящей причиной послужил отказ талибов в прокладке трубопровода TAPI на условиях США, в частности, план вторжения США в Афганистан якобы существовал ещё за полгода до событий 11 сентября.

Война в Афганистане с 2001

В ходе операции «Несокрушимая свобода» к началу 2002 года режим талибов пал. Но окончательно движение «Талибан» не было сломлено. Основные силы ушли в горные районы Вазиристана, другие перешли к партизанской войне на территории Афганистана и Пакистана.

Республика Афганистан

После падения режима талибов была провозглашена современная Республика Афганистан. В декабре 2001 года на Боннской конференции афганских политических деятелей Хамид Карзай был поставлен во главе переходной администрации Афганистана. В июне 2002 года Лойя джирга избрала его временным президентом страны. В 2004 году была принята новая Конституция и проведены первые президентские выборы, на которых победил Хамид Карзай.

20 августа 2009 года в стране прошли очередные президентские выборы, победу на которых одержал действующий президент Хамид Карзай..

Несмотря на это, в стране по-прежнему продолжается гражданская война, но уже с участием Международных сил содействия безопасности в Афганистане.

Афганистан не был вполне независимым по отношению к Британской. По афгано-британскому договору 1893 г. его внешнюю политику контролировала Великобритания. Россия согласно русско-британскому соглашению 1907 г. признала Афганистан сферой британского влияния. В годы первой мировой войны попытки Германии и Турции вовлечь Афганистан в войну на стороне Тройственного союза были поддержаны младоафганцами, староафганцами и вождями пуштунских племен, требовавшими объявить джихад (священную войну) Британии. Но эмир осмотрительно не стал рисковать и сохранил нейтралитет Афганистана. 20 февраля 1919 г. эмир Хабибулла был убит. К власти пришел лидер младоафганцев, активный поборник национальной независимости и реформ. Он провозгласил восстановление полной независимости Афганистана.В апреле 1919 г. новое руководство Афганистана на условиях взаимности официально признало Советскую Россию. Отказ Великобритании в мае 1919 г. признать полную независимость Афганистана привел к войне. Несмотря на численное и техническое превосходство британской армии афганцы оказали ей упорное сопротивление. Стратегическая ситуация в регионе складывалась для Великобритании неблагоприятно. На протяжении первой половины 1919 г. британский экспедиционный корпус в Закаспии терпел поражения от частей Красной Армии. В Британской Индии нарастало антиколониальное брожение. Британское правительство пошло на перемирие с Афганистаном. В августе 1919 г. был подписан прелиминарный (предворительное соглашени по которому может быть заключен окончательный договор) мирный договор, согласно которому Британия фактически признала независимость Афганистана, хотя прямо об этом в документе сказано не было. Развивая успех, новое афганское руководство в июне 1920 г. открыло первое афганское дипломатическое представительство в Москве, а в феврале 1921 г. пошло на подписание договора о дружбе с Советской Россией. Этот договор подтверждал взаимное признание и независимость обоих государств и содержал обязательство сторон «не вступать с третьей державой в военное и политическое соглашение,которое доставило бы ущерб одной из договаривающихся сторон». Договор с Афгани был важен для России не только как инструмент давления на правительство Великобритании, но и как способ добиться прекращения помощи, которая оказывалась с афганской территории басмаческим формированиям в Советском Туркестане. Добившись полной политической независимости и подписав договоры с Россией и Великобританией, установив дипломатические отношения с Турцией, Ираном и рядом стран Европы, афганский эмир(титул мумсульманского правителя) приступил к реализации программы модернизации. Политич реформы включали введение первой афган конституции, отменившей наиболее архаичные феодальные институты и упразднившей рабство. Основной закон закрепил независимый статус Афганистана и его нейтралистский внешнеполитический курс, провозгласил права и свободы подданных и их равенство перед законом.