Презентация на тему лишайники. Накипные лишайники Презентация на тему интересные факты о лишайниках

  • Дата: 22.12.2023

Растения Тундры - это основа жизни животных и человека. В пищу употребляют даже лишайники. Лишайник ягель, или олений мох. Это один из самых крупных наших лишайников, высота его достигает 1015 см. Растение напоминает причудливое дерево у него есть толстый «ствол», тонкие «ветви». К концам они становятся тоньше и тоньше. Если положить на черную бумагу рядом несколько таких растений, получается красивое белое кружево.




Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания он становится хрупким. При малейшем прикосновении, от лишайника отламываются кусочки. С помощью таких обломков и размножается ягель. Ягель растет медленно. Он увеличивается в высоту лишь на несколько миллиметров в год. ЯГЕЛЬ


У ягеля много талантов. Его никто не замечает, а он делает своё дело: укрывает корни других растений,кормит северных оленей и их хозяев. Жители используют ягель в пищу, варят из него холодец. Говорят, что сваренный в молоке, он напоминают грибы. В голодные времена ягель добавляли в хлеб. А когда не было холодильников, лишайником обкладывали мясо, чтобы не портилось, и оно долго хранилось. Европейские лекари раньше лечили отваром ягеля чахотку и коклюш, а позднее о нём забыли. Недавно лишайником заинтересовались учёные. Им удалось выделить из него усниновую кислоту антибиотик. Она убивает бактерии, и даже может убить туберкулёзную палочку, не причинив вред кишечнику. Интересно, что олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под слоем снега.



Лиша́йники (лат. Lichenes ) - симбиотические

ассоциации грибов

и микроскопических зелёных

водорослей и/или цианобактерий


Гетеротрофный компонент

лишайника

Автотрофный компонент лишайника

Тело лишайника называется СЛОЕВИЩЕ


ТИПЫ СЛОЕВИЩ

листоватые

кустистые

накипные





Лишайники – пионеры суши.

В хороших условиях, с оптимальными влажностью

и температурой,

лишайники растут на несколько сантиметров в год.



Лишайники являются индикаторами

чистоты атмосферного

воздуха


Значение лишайников

  • Лишайники являются организмами-

индикаторами (биоиндикаторы)

для определения условий окружающей среды,

в частности,

качества воздуха (лихеноиндикация)

2. Вносят существенный вклад

в процессы почвообразования


3. Особенно важна роль лишайников в жизни

животных в условиях Крайнего Севера,

где растительность редка,

в зимние месяцы они составляют

около 90 % от рациона оленей.

Особенно важен для оленей ягель (олений мох) (Cladonia),

который они при помощи копыт достают даже из-под снежного покрова

Гнездо бурокрылой ржанки, сделанное из лишайника


4 . С давних пор используются

лишайники и как лечебное средство, на это указывал ещё Теофраст.

Лишайники находят применение в народной медицине, они содержат также широкий спектр ингредиентов, представляющих интерес для фармацевтики

В уснее (Usnea) был обнаружен антибиотик усниновая кислота, применяемый для лечения кожных и других болезней


Блюдо из съедобного лишайника бриории Фремонта (Bryoria fremontii)


Интернет-ресурсы

1. http://i025.radikal.ru/0912/0d/ef114160e157.gif

2. http://i070.radikal.ru/1208/8a/88855d447e55.jpg

3. https://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1266&bih=890&q=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&oq=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&gs_l=img.1.2.0l10.1470.3931.0.8022.9.5.0.4.4.0.121.566.0j5.5.0.msedr...0...1ac.1.60.img..0.9.578.ZtcSVFpyjOQ#newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&q=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&imgdii=_

4. http://facepla.net/the-news/nature-news-mnu/2484-moss.html

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

6. https://fotki.yandex.ru/next/users/nataorch/view/102327

7. http://gribisrael.narod.ru/Species_List/Lichens/Lichenes.htm

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%F8%E0%E9%ED%E8%EA%E8

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BE%D0%BD_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

10. http://www.ksist.ru/index.php?newsid=39

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%8F

1 слайд

Цель урока: изучить систематическое положение, особенности строения, питания, размножения, значение и экологию лишайников как симбиотических организмов. Внимание! Основные понятия: симбиоз, слоевище (таллом), кустистые, листоватые, накипные лишайники, лихенология, лихенолог.

2 слайд

Лишайники – это симбиотические представители царства грибов. Наука о лишайниках – лихенология, лихенолог – человек., занимающийся изучением лишайников. Внутреннее строение лишайников: лишайники это симбиотические организмы, их тело состоит из водоросли и гриба. Тело или таллом представлен переплетающимися грибными нитями и одноклеточными зелеными или сине-зелеными водорослями. На грибных нитях иногда образуются присоски, которые проникают внутрь водорослей.

3 слайд

Питание лишайников: нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Зеленые клетки водорослей на свету в процессе фотосинтеза образуют органические вещества. Лишайники впитывают влагу дождей и туманов всей поверхность тела. В жаркие дни они настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными, но стоит пройти дождю, и они снова оживают. Размножение лишайников. Размножаются лишайники в основном кусочками слоевища, а также специализированными клетками, которые образуются внутри таллома и разрывают его, выходя наружу.

4 слайд

Классификация лишайников по строению слоевища: Лишайники накипные листоватые кустистые Калоплака Омфалина Кладония

5 слайд

Накипные лишайники имеют вид корочки, плотно сросшейся с субстратом (камень, дерево и т.д.). Леканора Калоплака

6 слайд

Листоватые лишайники имеют вид листовидной пластинки, горизонтально распростертой на субстрате. Лобария Колемма

7 слайд

Кустистые лишайники имеют вид прямостоячих или повисающих кустиков, реже неразветвленных прямостоячих выростов. Кладония Уснея

8 слайд

Лишайники встречаются в лесу, горах, парках, скверах, на лугах, болотах, то есть практически повсеместно.

9 слайд

10 слайд

Выберите правильные утверждения: Лишайники – представители царства растений. Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе. Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней. Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах. Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества. Кладонии представители накипных лишайников. Лишайники быстро растут. Человек не использует лишайники в своей жизни. Результаты: 9 – 10 правильных ответов – молодец! Вы хорошо поработали. 8 – 9 правильных ответов – хорошо, но надо быть внимательнее. Меньше 8 правильных ответов – плохо, придется еще раз вернуться к этой теме.

Актуализация знаний I.Работа с тестами. Выберите правильные ответы: 1. К съедобным грибам относятся: А. Сыроежка Б. Масленок В. Мухомор Г. Гриб трутовик 2.Грибы сближает с животными: A. Питаются готовыми органическими веществами Б. Содержат в оболочках клеток хитин B. Поглощают питательные вещества путем всасывания Г. Накапливается в клетках гликоген













Тип лишайников Особенности строения Примеры Накипные Леканора, лицедея Листовые Пармелия, ксантория КустистыеКладония, ягель, уснея 1.Самостоятельная работа учащихся -Пользуясь текстом учебника S13,заполните таблицу «Строение лишайников с различным типом слоевища»
















Упражнения для снятия общего утомления И. п. – основная стойка. 1. – присесть, руки вперед. 2. – руки сомкнуть над головой. 3. и.п. – выдох. При выполнении, тянуться вверх. 4,5. - подъем на носки, руки вверх, вдох 6,7. – присесть, руки в стороны, выдох 8 - И.п.
























IV.Рефлексия. Теперь наш урок подходит к концу и мне бы хотелось услышать, что нового и интересного вы сегодня узнали. Я сегодня на уроке Про лишайники узнала, И от этого намного Образованнее стала, И теперь как выйду в сопки, И вокруг я погляжу, Я о северной природе Очень грамотно сужу. Знаю, что такое ягель, И в лишайниках я – ас, Не желаете послушать? Расскажу про них сейчас. Гриб и водоросль вместе Очень дружно так живут, Образуют слоевище. Их лишайники зовут.


Тест по теме «Лишайники» Выберите ОДИН правильный ответ 1. Наука о лишайниках называется А) Ботаника Б) Альгология В) Бриология Г) Лихенология. 2. Лишайники - это А) Растения Б) Животные В) Особая группа симбиотических организмов 3.Слоевище лишайников состоит из А) Водорослей и бактерий Б) Бактерий и грибов В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей


4. Лишайники могу селиться А) На любом неподвижном субстрате Б) Только на почве 5. Что получает водоросль от гриба? А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух Г) Минеральные вещества. 6.Что получает гриб от водоросли в симбиозе? А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух


7.Самостоятельно может существовать А) Водоросль, отделенная от гриба Б) Гриб, отдельно от водоросли 8.Как размножаются лишайники А) Нитями грибницы Б) Семенами В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника. 9.Каков прирост слоевища ягеля за год А) 1-3 мм Б) 5 мм. В) 10 мм.


V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: S13, ответить на вопросы в начале и в конце S13. Творческое задание: 1группа: придумать стихотворение о лишайниках. 2группа: Попробовать получить краску из лишайников. Для этого нужно найти лишайник стенную золотянку. (Он чаще всего встречается на стенах старых домов, на камнях.) Отделить его от субстрата и измельчить. Раскрошенный лишайник положить в колбу с раствором пищевой соды, понаблюдать 3-5 мин и отметить, что раствор приобретает ярко-красный цвет. Профильтровать его и попробовать окрасить им бумагу или ткань. Результаты записать в тетради. 3группа: подготовить презентацию об использовании лишайников человеком


Использованная литература, интернет ресурсы 1 А.А. Калинина.Поурочные разработки по биологии:6кл- М.:ВАКО,2011,- 384с-(В помощь школьному учителю) 2.Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник.М: Дрофа,2002. «Биология. Бактерии, грибы, растения.» 6класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя стих про лишайника. Статьи Фестиваля «Открытый урок»Лишайники". 7-й класс Французова Алёна Викторовна, учитель биологии 6. Елена Михайловна Бенуж. Пособие. Тесты по биологии. 6 класс


Мультимедийные средства обучения 1. С.Н. Лебедев.-М.:Глобус, с. - (Современная школа). Методическое пособие с электронным приложением 2.Электронный атлас для школьника «Ботаника.6-7класс».- «Новый диск»,2004.

    Слайд 1

    Тема урока: Лишайники. Цель урока:изучить систематическое положение, особенности строения, питания, размножения, значение и экологию лишайников как симбиотических организмов. Внимание! Основные понятия:симбиоз, слоевище (таллом), кустистые, листоватые, накипные лишайники, лихенология, лихенолог. сайт

    Слайд 2

    Лишайники – это симбиотические представители царства грибов. Наука о лишайниках – лихенология, лихенолог – человек., занимающийся изучением лишайников. Внутреннее строение лишайников: лишайники это симбиотические организмы, их тело состоит из водоросли и гриба. Тело или таллом представлен переплетающимися грибными нитями и одноклеточными зелеными или сине-зелеными водорослями. На грибных нитях иногда образуются присоски, которые проникают внутрь водорослей.

    Слайд 3

    Питание лишайников:нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Зеленые клетки водорослей на свету в процессе фотосинтеза образуют органические вещества. Лишайники впитывают влагу дождей и туманов всей поверхность тела. В жаркие дни они настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными, но стоит пройти дождю, и они снова оживают. Размножение лишайников. Размножаются лишайники в основном кусочками слоевища, а также специализированными клетками, которые образуются внутри таллома и разрывают его, выходя наружу.

    Слайд 4

    Классификация лишайников по строению слоевища: Лишайники накипные листоватые кустистые Калоплака Омфалина Кладония

    Слайд 5

    Накипные лишайники имеют вид корочки, плотно сросшейся с субстратом (камень, дерево и т.д.). Леканора Калоплака

    Слайд 6

    Листоватые лишайники имеют вид листовидной пластинки, горизонтально распростертой на субстрате. Лобария Колемма

    Слайд 7

    Кустистые лишайники имеют вид прямостоячих или повисающих кустиков, реже неразветвленных прямостоячих выростов. Кладония Уснея

    Слайд 8

    Места обитания лишайников. Лишайники встречаются в лесу, горах, парках, скверах, на лугах, болотах, то есть практически повсеместно.

    Слайд 9

    Они занесены в Красную книгу! Кладония грациозновидная Лобариялегочная АсахинеяШоландера ЛептогиумБурнета

    Слайд 10

    Подведем итоги. Выберите правильные утверждения: Лишайники – представители царства растений. Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе. Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней. Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах. Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества. Кладонии представители накипных лишайников. Лишайники быстро растут. Человек не использует лишайники в своей жизни. Результаты: 9 – 10 правильных ответов – молодец! Вы хорошо поработали. 8 – 9правильных ответов – хорошо, но надо быть внимательнее. Меньше 8 правильных ответов – плохо, придется еще раз вернуться к этой теме.