Старшая группа конспект занятия по барто. Конспект занятия для детей старшей группы

  • Дата: 16.02.2024

Знакомство с произведениями А. Барто

Цель: сплоченной и организованной работы подгруппы по выполнению книжки – подарка.

Задачи: развитие и мелкой моторики кистей рук, развитие речевого дыхания и стимулирование работы артикуляционного аппарата, развитие фонетического внимания, отработка грамматического приема словообразования (чей – лисий, лошадиный, петушиный), воспитание дружественности, открытости.

Оборудование: листы с иллюстрациями к А. Барто, портрет поэтессы, шерстяные нитки, штампы, музыкальные колокольчики, фломастеры.

Предварительная работа: стихотворений А. Барто из серии «Игрушки», отработка выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастик, песни «Колокольчик».

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие, рассаживание на стульчики. Наше занятие сегодня мы начнем с улыбки, которую подарим друг другу и нашим гостям

2. Основная часть

Посмотрите на портрет знаменитой детской поэтессы Агнии Львовны Барто. Это она написала для нас стихи, которые мы знаем с самого детства. Если я начну говорить строчку, вы обязательно подхватите и продолжите: «Спать пора…. (уснул бычок)». «Уронили… (мишку на пол)». «Нет, напрасно мы решили…. (прокатить кота в машине)». Это стихи Агнии Барто, одной из самых любимых детских поэтесс. Родилась А.Л. Барто 17 февраля 1906 года в Москве. Ее папа работал ветеринаром. Вы знакомы, с работой ветеринара? Ветеринар лечит зверей. Вот доктор Айболит – это отличный ветеринар. В детстве будущую поэтессу ласково звали Агнеша. Она не сразу мечтала быть писателем, у нее была в детстве мечта стать балериной. Для этого Агния окончила хореографическое училище. Давайте с вами попробуем выполнить одно упражнение из настоящего балета «Лебединое озеро» - наши руки превращаются в лебединые крылья, которые мы плавно поднимаем и опускаем, стараемся, чтобы локоток всегда был первым.

    Для того, чтобы вспомнить стихи Агнии Барто, я принесла книгу, но подул такой сильный ветер, что все странички разлетелись. Что же теперь делать? Давайте соберем странички вместе.

    Вот, смотрите, листочек, что на нем? Ответьте, к какому стихотворению подходит эта картинка?

Самолет построим сами,
Пронесемся над лесами,
Пронесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

Давайте с вами представим, что летим на таком самолете в облаках, а облака белые, пушистые, невесомые. Приручим облачко – к себе притянем, вдохнем, от себя оттолкнем – выдохнем. Давайте сделаем облачка нежными, пушистыми, ватными – дыхательная гимнастика (двусторонним скотчем выделены места для облачков, дети прижимают комочки ваты).


Рисунок 1

    А вот еще листочек. Что на нем? Лошадка. Из какого же она стихотворения?

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Что же вы заметили на нашем рисунке? Хвостика у лошадки нет. Давайте подберем хвостик нашей лошадке. Я показываю хвостики, а вы постарайтесь угадать и сказать, чей хвост. Только помните, что отвечать нужно так: хвост у белки – беличий… Чей хвост? Хвост у лисы - …лисий, …павлиний, …заячий, кошачий, тигриный, лошадиный.

А мы нашей лошадке сделаем пушистый хвостик, который приятно пригладить гребешком. (Приклеивание на двусторонний скотч хвоста из шерстяных ниток)

А как лошадка скачет? Цок-цок-цок. Наш язычок поцокает, почистим зубы, попьем чаю, прополощем рот, отдохнем под ветерком, покачаемся на качелях – артикуляционная гимнастика.


Рисунок 2

    И снова мы видим листочек, который ветерок унес. Что на нем? Девочка и мяч. К какому стихотворению подходит?

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

Смотрите, ребята, а мячик у Тани в речке всю свою красоту потерял. Что же делать? Давайте раскрасим мяч яркими красками, и у Тани поднимется настроение. (Раскрашиваем).

А теперь покажите, как меняется настроение с плохого на хорошее (грусть, веселье) – психогимнастика.


Рисунок 3

    А вот и еще листочек. Что на нем? Зайчик под дождем. Какой стишок здесь нужен?

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог.
Весь до ниточки промок.

Посмотрите, на рисунке совсем не видно дождинок. Давайте их поставим с помощью вот таких замечательных штампов (изготовление штампов (печатей) из мыла в журнале «Коллекция идей») – обмакнем штамп в краску и прикладываем к рисунку, дождик готов.

Под дождем зайчику неуютно, горестно. Что же может его спасти от дождя? Зонтик. Я говорю слово солнце, вы танцуете, слово дождик – вы держите руки над головой как зонтик – физминутка на слуховое внимание.


Рисунок 4

    И у нас еще один листочек. Что же на нем? Бычок идет по доске. А стихотворение?

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу,
Ох, доска кончается.
Сейчас я упаду.

Поиграем. Один из нас – бычок, нужно пройти по доске. Остальные, чтобы бычок не упал, поддерживают его.

А наш бычок может уйти далеко от мамы и от дома? Что же нужно, чтобы он не потерялся? Колокольчик. Так давайте подарим бычку вот такой колокольчик. (Приклеиваем)


Рисунок 5

А вам хочется в колокольчики позвенеть. Давайте вспомним песенку «Колокольчик», которую вы изучали,. Исполнение песни, используя музыкальные инструменты.

Веселый колокольчик

Веселый колокольчик -
Динь – динь – динь,
Смеется и хохочет –
Динь – динь – динь.
Он пел зимой чуть слышно –
Динь – динь – динь,
Но снова солнце вышло –
Динь – динь – динь.
И звонкие капели –
Динь – динь – динь
В ответ ему запели –
Динь – динь – динь!

    Вот все листочки мы собрали, но ведь нужно собрать книжку. А у каждой книжки есть еще и обложка, которая помогает быстрее найти нужную книжку на полке среди других, да и странички бережет. Какая обложка подойдет нашей книжке и почему?

А теперь соберем книжку. Каждый из вас проденет ленточку и завяжет бантик, чтобы получилась настоящая сшитая книжка.


Рисунок 6

    Ребята, сколько лет вам было, когда вы узнали стихи Агнии Барто? Я думаю, что эти стихи очень любят малыши. И в нашем саду тоже есть малыши из самой младшей группы. Вы любите дарить подарки? Давайте подарим книжку малышам.

Что же мы скажем нашим малышам?

Мы сами собрали книжку для вас, берегите ее, смотрите картинки и запоминайте хорошие стихи.

3. Итог:

вам понравилось собирать книгу? Что нового вы сегодня узнали? Как зовут замечательную детскую поэтессу, которая подарила нам хорошие стихи?

Использованная литература:

    Барто А.Л. Стихи детям/Вступ. слово Р.Гамзатова; Предисл. В.В. Смирновой; Коммент. Е.Таратуты; Ил. М.А. Митурича.- М.: Дет.лит.,1981.-638с., 9л.ил. (Б-ка мировой лит-ры для детей, т.22, кн.4).

    Журнал «Коллекция идей» №4, 2007г

    Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2005.-96с.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми третьего года жизни.

Тема: «Путешествие в мир игрушек по стихотворениям А. Барто».

Составитель: Тюрина Елена Сергеевна

воспитатель

г. Качканар, 2016

Цель:

Повторить и закрепить ранее изученные стихотворения А. Барто;

Задачи:

Обучающие:

Продолжать учить разгадывать загадки;

Продолжать учить осмысливать, что такое хорошо, что такое плохо;

Продолжать учить описывать предметы (игрушки) ;

Развивающие:

Развивать умение называть, что изображено на картинке;

Развивать речь, мышление, память;

Развивать интерес к стихотворениям А. Барто;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к игрушкам;

Воспитывать положительные черты качеств;

Вызвать у детей положительные эмоции, чувство жалости и ответственности;

Побуждать и поддерживать самостоятельные высказывания детей.

Методические приёмы:

Беседа;

Сюрпризный момент;

Наглядный метод;

Дидактическая игра «Можно - нельзя».

Материал:

1. Картинки с изображениями;

2. Игрушки

Мячик

Зайка

Мишка

Лошадка

Ход непрерывной образовательной деятельности:

1. Оргмомент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними; Присаживайтесь на стульчики.

2. Повторение ранее изученного, стихотворения А. Барто.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой у меня есть мешочек, он не простой, а волшебный, там лежат игрушки. А вот, что за игрушки там лежат, вам нужно будет угадать.

Загадка:

Его пинают, а он не плачет

Его бросают назад, а он скачет

(мячик).

Что это? Правильно, это мячик.

Посмотрите какой он красивый, какого он цвета? А какой по форме? А он большой или маленький?

А стишок про мячик знаете? Давайте прочитаем его!

А. Барто «Мячик»

Дети: Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Ой, детки, мне послышалось или на самом деле кто- то плачет у нас?

Давайте, посмотрим

(Идём к столу, видим в ванной зайчика, он весь мокрый)

Ребята, это что же за хозяйка бросила тут зайку?

Давайте его заберём с собой.

(Берём зайку, сажаем на стульчик в группу)

Детки, а мы знаем какое-нибудь стихотворение про зайку?

Давайте его прочтём, может нашему зайке теплее станет?

А. Барто «ЗАЙКА»

Дети: Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Предложить детям потрогать его, какой он? (холодный, мокрый).

Воспитатель: Детки, скажите мне, пожалуйста, хорошая хозяйка у этого зайки (ответы детей)

Ребята, разве можно оставлять свои игрушки на улице? А бросать их?

Как же нам помочь зайчику, чтоб ему теплее было?

Дети: Можем обмотать его полотенцем, напоить чаем

(детки обматывают его полотенцем, и несут ему чайник, чашку с блюдцем и ложечку)

Посмотрите ребята какой зайка стал весёлый! Он говорит вам всем «Спасибо».

Ребята, а вы хотите поиграть с зайчиком? (ответы детей)

Физкультминутка.

Дети становятся в круг, взрослый - в центре. Он говорит и показывает движения.

Зайка серенький сидит (Взрослый садится)

И ушами шевелит. (Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит. (Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть! (Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать! (Все прыгают на одном месте)

Зайку волк испугал! (Взрослый рычит.)

Зайка тут же убежал! (Дети разбегаются врассыпную)

Детки, присаживаемся на стульчики.

Воспитатель: Детки наши игрушки ещё не закончились

Слушайте следующую загадку:

Быстрее ветра я скачу,

""Цок-цок, "" – копытами стучу,

Я громко ""иго-го"" кричу,

Садись на спину – прокачу!

(Лошадка)

Правильно, это лошадка.

Ребята а кто видел настоящую лошадь?

Посмотрите какая у меня лошадка. Красивая? Большая или маленькая?

А стишок про лошадку какой нибудь мы знаем?

Дети: Я люблю свою лошадку,

причешу ей шерстку гладко,

гребешком расправлю хвостик

и верхом поеду в гости.

Воспитатель: Детки, а в этом стихотворении хороший хозяин?

Ребята, послушайте последнюю загадку на сегодня:

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт?

(Медведь)

Что за игрушка? Правильно мишка! Посмотрите какой он красивый. А про мишку мы знаем какое нибудь стихотворение?

МИШКА

Дети: Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Ребята, давайте с мишкой не много поиграем

Становимся все на коврик

Физминутка

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, в сумочку кладёт.

Шишка отскочила прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился, и ногою - топ!

Ребята присаживаемся все на стулочки.

3. Дидактическая игра «Можно - нельзя»

Воспитатель: Теперь поиграем с вами в игру «Можно - нельзя», я вам буду показывать картинки а вы мне будете рассказывать что там изображено, и говорить можно так делать или нельзя?

Показ разнообразных картинок.

4. Итог.

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Вам понравилось наше занятие?

За то что вы у меня сегодня хорошо занимались, разгадывали загадки, вспомнили стихотворения Агнии Барто, знаете, что можно делать а что нельзя, у меня вас ещё один сюрприз. Давайте возьмём карандаши и дорисуем лошадке хвостик.

На этом занятие закончилось, детки давайте попрощаемся с нашими гостями.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой

«Путешествие по биографии и произведениям Агнии Львовны Барто»

Цель:

  • Закрепление знания детей о литературном творчестве А. Барто.

Задачи:

  • Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений, помочь осмыслить юмористический и сатирический стиль произведений.
  • Развивать внимание, память, связную речь.
  • Вызвать эмоциональный отклик на произведения А. Л. Барто, желание выразить свои впечатления в рисунках.
  • Воспитывать любовь к книге.
  • Добиться выразительного чтения стихотворений детьми.

Предварительная работа : Чтение стихов и заучивание стихотворений из цикла «Игрушки» другими произведениями; А. Барто. Рассматривание иллюстраций, книги о творчестве А. Барто.

Словарная работа: ленивые, трудолюбивые, до ниточки промок, хозяйка, помощница, рыболов, поплавок.

Материалы и оборудование : книги для тематической выставки «Поэт - детям», портрет А. Барто, атрибуты к драматизации, игрушки. Использование ИКТ (показ презентации). Альбомные листы, карандаши, шаблоны для рисования, изготовление коллективной работы.

Ход занятия :

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на портрет, который я разместила в нашем книжном уголке, как вы думаете, кто это?

Дети.
Воспитатель: А кто такая Агния Барто?
Дети.
Воспитатель: Правильно. Сегодня я предлагаю вам поговорить о творчестве этой замечательной поэтессы, вспомнить ее произведения, которые мы с вами полюбили с самого раннего возраста.Она родилась в 1902 году в Москве, в семье врача-ветеринара. Писать стихи она начала рано, ещё в школе: про своих подруг, учителей, затем юмористические и сатирические стихи (юмористические - смешные, веселые, сатирические - высмеивающие недостатки людей, отрицательные черты поведения, характера). Стихи А. Барто читают дети разного возраста - и самые маленькие, и постарше, (предлагаю детям прочитать свои любимые стихи). Когда вы были маленькие, вам взрослые читали стихи об игрушках - вот они у меня на столе (на столе стоят игрушки: мишка, заяц, мяч).

Воспитатель . Послушайте загадку, ребята.

Я мячик в речку уроню,

Я шерстку причешу коню;

Качаясь по доске пройду,

А я. Я заблужусь в саду.

В любимой книжке мы живём,

Но мы её не назовём!

Ответьте нам, друзья - подружки,

Как книжку эту звать?

(«Игрушки»)

Воспитатель . Ищите эту книжку в нашей группе. Вам поможет игра «Холодно-горячо».

Дети. Дети находят книжку, садятся на место.

Воспитатель. Ребята, кто написал эту книгу.

Дети. Агния Барто.

Воспитатель . Да, Агния Львовна Барто. Это её короткие стихи об игрушках. Давайте их вспомним.

Дети по очереди выбирают игрушки, читают о каждой стихотворения А. Л. Барто.

Дети. «Зайка» А. Л. Барто.

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка

Со скамейки слезать не смог,

Весь до ниточки промок.

Воспитатель. -Ребята, расскажи про зайку, что с ним случилось?

Дети. - Зайку бросила хозяйка - девочка.

Воспитатель . - Бедненький зайка, давайте согреем его (укутаем в одеяло)

Физкультминутка:

Предлагаю детям стать зайками.

Дети воспроизводят действия зайчика, следуя тексту (игра «Зайка»)

Серый зайка улыбается,

Видно в гости собирается.

Вымыл ухо, вытер сухо.

Вымыл носик, хвостик.

На лесной лужайке

Танцевали зайки

Выставляли ножки

В сереньких сапожках

Прыгали, скакали,

Лапками стучали.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Понравилась вам игра «Зайка»?

Дети. -Да

Воспитатель. А теперь послушаем стихотворение А. Л. Барто «Кораблик».

Воспитатель .

Матросская шапка, веревка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке

И скачут лягушки за мной по пятам

И просят меня: «Прокати, капитан! »

Воспитатель . Показываю шапку - это бескозырка, её носят матросы на корабле.

Дети повторяют слова хором и индивидуально.

Воспитатель. Что кричали лягушки?

Ответы детей : - Прокати, капитан!

Воспитатель . Вот кораблик, сделанный из бумаги. Кто хочет быть капитаном?

Выходит ребенок, надеваю ему бескозырку, даю в руки кораблик. Воспитатель. - А теперь мы будем плавать на корабликах. Если ветра нет, то плывем без паруса (легко бежим, а если ветер сильно подует, вы поднимете паруса (руки вверх) и побежите быстрее.

Кораблики опустили паруса и поплыли в порт

(Дети садятся на месте ).

Воспитатель. К нам пришло письмо «Что в нём»? А в нем задания.

Задание называется «Слушай и исправляй стихотворение…». Я буду читать строчки стихотворений, вы должны исправить те слова, которые я прочитала неверно. Будьте внимательны!
Игра «Слушай и исправляй стихотворение…»
- Уронили зайку на пол, (мишку)
Оторвали зайке лапу…
- Идет медведь, качается (бычок)
Вздыхает на ходу…
- Я люблю свою мартышку,(лошадку)
Причешу ей шерстку гладко…
- Наша Маша громко плачет,(Таня)
Уронила в речку мячик.
Тише Машенька не плачь…
- У меня живет слоненок, (козленок)
Я сама его пасу.
Рано утром в сад зеленый,
Я слоненка отведу…

Захотел иметь усы

Маленький Геннадий:

Отращу себе усы,

Сразу стану дядей.

Если буду полосат,(усат)

Не пойду я в детский сад.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Справились с заданием, вы очень хорошо знаете стихи этой замечательной писательницы.
Ребята, а о чем любила писать АгнияЛьвовна?
Ответ: о природе, об игрушках, о детях, о птицах.
Воспитатель: Конечно, же она писала о птицах. Послушайте стихотворение.

Нет синиц: Не прилетели.
Нет синиц: не прилетели!
Где же две синицы?
В нашей книжке опустели
Пестрые страницы.
Что же с птицами случилось?
Где они, скажи на милость?!
Поглядите, возле вас
В садике, на скверике
Скачут, может быть, сейчас
Две пичужки сереньких?
Или в дом влетели птицы,
Прямо с книжного листа?
Любопытные синицы
Любят новые места.
Просим вас: бегите вслед,
За каждою синицею.
Нет синиц!
Все нет и нет!
Хоть звони в милицию.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю подойти ко мне. Перед вами на столах лежат картинки птиц, найдите среди них синичек, а затем, распределите птиц, которые улетают в теплые края к солнышку, а зимующих птиц посадите к снежинке.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Следующее задание: как звали девочку, в произведении «Помощница», которая ничего не делая, очень уставала?
У …..дел немало,
У …много дел
Утром брату помогала –
Он с утра конфеты ел.
Вот у … сколько дела:
…ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.(Танюша)

Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, как нужно обращаться с книгой?

Дети.
Воспитатель: Ребята, вам нравятся стихи Агнии Барто? Чем они вам нравятся?
Дети.

Воспитатель . Мы с вами говорили о стихах Агнии Барто, Давайте нарисуем иллюстрации к её стихам при помощи шаблонов и оформим коллективный рисунок к стихам А. Барто.

Рисование и оформление плаката.

В конце занятия предлагаю детям посмотреть портрет А. Л. Барто и её книги, предлагаю рассмотреть их.


«В мире игрушек»

Цель: познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто.

Задачи: 1. Образовательная:

2. Развивающая:

Развивать навык сознательного, беглого, выразительного чтения.

3. Воспитательная:

Воспитывать добрые чувства, вкус.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А. Л. Барто, выставка книг, игрушки, сюжетные картинки к стихотворению, компьютер и мультимедийный проектор, дерево без листьев, листочки для дерева из белой бумаги, полоски бумаги двух цветов, облака, тучки.

I этап. Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Ай болит).

Чем лечил Айболит зверей? (шоколадками). А какое самое лучшее лекарство от всех болезней? (смех, улыбка и хорошее настроение). А давайте посмотрим, какое настроение у вас перед уроком.

На доске ствол дерева без листвы.
- Когда бывают такие деревья? (зимою)
- Давайте оденем дерево: если настроение отличное приклейте

– зеленый листочек, не очень – желтый листочек, настроение плохое – красный листочек.
-Какое дерево получилось? (преобладание зеленой листвы)
-Улыбнитесь друг другу и гостям, пожелайте удачи в работе на уроке.

Скажем хором :

“Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!”

Настраиваемся на работу.

II этап. Актуализация знаний.

Для того, чтобы определить тему нашего урока, давайте расскажем стихотворения, которые вы выучили. Но вы должны не только рассказать стихотворение, но и выбрать предмет, о котором вы рассказываете. (рассказывают по очереди).

МИШКА

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу -

Потому что он хороший.

БЫЧОК

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается.

Сейчас я упаду!

ЛОШАДКА

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

ГРУЗОВИК

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

МЯЧИК

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

ЗАЙКА

Зайку бросила хозяйка,-

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

ФЛАЖОК

Горит на солнышке

Как будто я

Огонь зажег.

Что общего у всех этих предметов?

- Это игрушки.

Правильно. И все стихотворения, которые вы сейчас прочитали, входят в один цикл, который так и называется «Игрушки». Как вы думаете, о творчестве какого автора мы будем сегодня говорить на уроке. Обоснуйте свой ответ.

- Это стихотворения Агнии Барто. Значит, мы сегодня будем говорить о творчестве Агнии Львовны Барто.

(Открыть на доске место, где записаны имя, отчество, фамилия поэтессы или слайд. Обратить внимание на портрет)

Какова цель нашего урока?

- Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто и ее произведениями. Научиться правильно, выразительно читать стихи, отвечать на вопросы.

III этап. Изучение нового материала.

У. Учитывая свой читательский опыт, скажите, кому посвящено творчество Агнии Борто?

Д. Творчество Агнии Барто посвящено детям.

Фото на слайдах

У. Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Нет в нашей стране человека старше 5 лет, который не знает наизусть хотя бы одного стихотворения замечательной писательницы. Но мало кто знает, что Агния Львовна мечтала стать балериной и даже училась в балетном училище. Но увлекалась поэзией и решила сменить профессию. В годы ВОВ А. Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. Конец войны связан с горем в семье А.Барто – в мае 1945 года погиб её сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей. Поэтесса встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. Первая ее книга вышла почти 90 лет назад. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были веселыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас. Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики. Со стихотворениями Агнии Львовны мы встречались на внеклассном чтении, некоторые вспомнили сегодня. Как вы думаете, какая она, Агния Барто?

- добрая, любит детей, понимает их.

А как вы думаете, есть ли у Агнии Львовны любимое стихотворение? Давайте послушаем, как она сама отвечает на этот вопрос.

Видео

Настала пора немного отдохнуть

Физминутка .

Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд,
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый.

Как вы думаете, ребята, к какому циклу стихов может относиться стихотвоние «Барабан»?

К циклу «Игрушки»

Для чего люди придумали игрушки?

Чтобы играть

Где чаще всего играют с игрушками?

Дома, в детском саду

А в школе?

А что мы делаем в школе?

Мы учимся

А все-таки на уроках можно играть?

Сегодня мы тоже поиграем,но вот во что...расшифруйте слово и узнаем. (зашифровать игрушками)

с л о в а

ИТАК: сегодня мы будем играть в слова. (открываем произведение А.Л.Барто).

Почему же на уроке мы будем играть в слова?

так называется стихотворение

Я прочитаю, а вы внимательно послушайте и скажите:

О чем стихотворение? Кому понравилось? Не понравилось? Почему?

читает учитель, затем дети отвечают на поставленные вопросы).

Какое явление природы мы встретили?

Дождь, гром

Мы встречались с дождем сегодня? Где?

В стихотворении «Зайка»

Повторное чтение текста.

Сколько было мышей?

Читают сами, проверяют

Сколько кукушек?

СРАВНИТЕ: кукушка и мышата. - Какой звук есть в обоих словах?

2)Лексическая работа со словами.

(гром, гроза, листопад, родник, журчащий, наяву)

Какое слово не встречалось в стихотворении?

РЕЛАКСАЦИЯ: - Когда журчат ручьи?
- Послушайте журчание воды. (под запись звуков природы, закрываем глаза и слушаем).

Представим, что видим сон. Мы гуляли по зеленой прохладной роще. Присев у ручейка, мы услышали звуки журчащей воды… Проснулись. Кто увидел сон? Как себя чувствуете? Продолжаем работу.

Работа с текстом.

Какие знаки препинания бывают? Какие есть в тексте? (можно показать слайд)

Сколько точек? Посчитаем.

ВЫВОД: Раз точек 6, значит и предложений 6.

(Читаем каждое предложение еще раз и делим текст на смысловые части).

ИТОГ: Сколько предложений? А на сколько частей разделили?

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОРЯДКА СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК. (вывешиваются картинки или рисунки к тексту в перепутанном порядке, и одна картинка не подходит по смыслу)

Развесьте картинки по порядку.

ВЫВОД: картинка с ключом от замка не подходит, т.к. в тексте слово “ключ” обозначает родник, ручеек.

А почему так случилось, что эта картинка сюда попала?

слово “ключ” - многозначное

Какие еще многозначные слова знаете?

Ручка, нос, рукав…

Теперь вам надо узнать название следующего стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в этой записи;

П Р О Е М Г О Д Щ Л Н У И В Ц Т А Ф Скажите,как называется произведение и как вы определили его название?

Д. Произведение называется «Помощница». Мы прочитали запись на доске через одну букву.

У. Скажите, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей?

Д. Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами.

У. Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идет о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

Чтение стихотворения учителем.

Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?

Столярный клей- клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия.

У. О ком рассказывается в стихотворении «Помощница»?

Д. В стихотворении рассказывается о девочке Тане

У. Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

Ответы детей

У. Подумайте,что привлекало Таню: настоящие дела или легкие занятия?

Д. Таню привлекли приятные и легкие занятия.

У. Чем вы это можете доказать?

Д. Таня пошла помогать брату, который ел конфету.

Выборочное чтение

Д. Таня открыла дверь кошке.

Д. Таня ела,чай пила.

У. Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

Д. Таня пролила стоярный клей. А убирала его, наверное, мама или бабушка.

Д. Таня не стала сама раздеваться перед сном,а попросила об этом маму. Выборочное чтение

У. Права ли я буду, если скажу, что Таня часто ничего не делала?

Д. Да, Вы правы. Таня то сидела с мамой, то побыла с бабушкой. Но им ничем не помогла.

Д. Таня обещала вымыть ложки, но этого не сделала.

У. Докажите это словами текста.

Выборочное чтение

У. Можно ли назвать Таню помощницей?

Д.Таню нельзя назвать помощницей. Она в делах семьи не участвовала. Даже иногда мешала своими поступками.

Ответы детей

Другие мнения детей

У. Каково ваше отношение к Тане?

Ответы детей

Работа в парах

– Есть у Агнии Львовны Барто разные смешинки. Познакомьтесь с некоторыми из них. (Сценки. Быстрая смена действий.)

«Непослушная кошка»

Мама. Светлана, где кусочек шоколада, который я оставила на столе?
Света. Его кошка съела.
Мама. Зачем ты ей позвонила?
Света. Да я не позволила, я ей сказала: «Не трогай», а она говорит: «Не твоё дело!»

«Волшебные очки»

Серёжа. Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стёклами. Их наденешь, посмотришь в тетрадку – ни одной ошибки не видно.
Мама. Кому же нужны такие очки?
Серёжа. Нашей учительнице. А то она очень расстраивается, что в наших тетрадях много ошибок.

«Вот так защитник»

Чтец. Я свою сестрёнку Лиду
Никому не дам в обиду.
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно
Я и сам её побью.

«Разведчица»

Дочь. Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?
Мама. Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?
Дочь. А меня Вова на разведку прислал.

– Почему это смешинки? В чём их смысл?

Итог урока

– Чему вы научились?

– Понравилось ли вам на уроке?

– Что больше всего понравилось?

Что нового узнали на уроке?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Кому какая часть стихотворения понравилась больше? Нарисуйте к ней рисунок.

Кто хочет дополнительное задание? (Выбор цветной полоски с дополнительным заданием: легким – желтая, более трудным - красная).

Желтая - выразительное чтение, красная – наизусть.

VI. РЕФЛЕКСИЯ

Вот и заканчивается наш урок. Нам осталось только посмотреть, какое настроение осталось после урока. Если хорошее приклейте цветочки и облака, если плохое-тучку.

А это мое настроение от урока (приклеиваю солнышко). А заодно и оценка вашей работе на уроке. Вы все сегодня хорошо работали.

Спасибо за урок!!!

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент) .

Воспитатель :

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки, а отгадки найдите среди игрушек :

Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята.

Отчего беднягу бьют?

От того что он надут. (Мяч)

Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешки)

Воспитатель : Как одним словом можно назвать эти предметы? (игрушки) .

Воспитатель : А вы знаете, что про игрушки можно написать стихотворения и создать целую книгу? Посмотрите какую красивую книгу со стихами я вам принесла, Это книга детской поэтессы Агнии Барто . Давайте ее рассмотрим и прочтем. Ребята, послушайтестихотворение :

Зайка

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка .

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

(Стук в дверь)

Воспитатель : -Ой, кто это?

Зайка :-Это я, зайка . Пустите меня к вам в группу

Воспитатель :-Ребята, пустим зайку ? (дети : да) -А ты откуда к нам пришел, зайка ?

Зайка :-Из книжки Агнии Барто «Игрушки» . Меня бросила хозяйка…

Мне пора обратно в книжку, вот только не знаю, как туда попасть.

Воспитатель :-Зайка , а давай мы тебя проводим в книжку?

Зайка :-Конечно. Да, давайте вы меня проводите. В моей книжке «Игрушки» Агнии Барто столько всего интересного. Только нам идти далеко, думаю, мы устанем.

Воспитатель :-Тогда давайте выберем транспорт. Ребята, на чем можно поехать?

Дети :-На поезде, велосипеде, машине, автобусе и т. д.

Воспитатель :-Нас много и в машину мы не поместимся…-А давайте поедим на автобусе?

Дети :-Давайте!

ФИЗМИНУТКА

(звучит песенка «Автобус» Железновой, дети сели на стульчики и повторяют движения по словам песенки)

Путешествие по станциям .

Зайка :

Вот мы и в книжке. Первая остановка –знакомство.

Воспитатель : Агния Львовна Барто - замечательный детский писатель. Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством А . Л. Барто . Она родилась в Москве. Писать стихи начала ещё в школьные годы. В 1925 году вышла её первая детская книга. С тех пор она стала писать стихи и поэмы для детей разных возрастов. Агния Барто очень любила детей , у нее были и свои дети, а потом родился внук. Назвали его Володя. Своему внуку Агния Барто посвятила стихи “Вовка - добрая душа”. На стихи А. Барто написано много песен для детей. Она писала стихи о хороших и плохих детях и об игрушках…

2 остановка –«Магазин игрушек» .

У нас с вами нет денег, а чтобы купить игрушку, вам нужно рассказать стихотворение про ту игрушку которую вы хотите купить.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу :

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

Зайка

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка .

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Наша Таня громко плачет :

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь :

Не утонет в речке мяч.

Воспитатель : Следующая остановка-поэтическая.

Зайка : -Ребята, а какое сейчас время года? (Весна)

Воспитатель : Агния Барто написала разные стихи. Есть и про весну. Послушайте :

Холодная весна

Уже весна в календаре,

Но всюду лужи во дворе,

И сад пустой и голый.

Везде вода течет рекой,

Давно пора сажать левкой

На клумбах перед школой.

Давно купили семена,

И вдруг - холодная весна.

Воспитатель : Остановка-спортивная :

А сейчас мы с вами и превратимся в животных из книги, согласны? Закройте глазки. Раз, два, три превратились мы! Откройте глазки. Вот теперь мы с вам пойдем гулять. А Зайке даже не нужно превращаться.

1.«Осторожно звери идут, огладываются по сторонам» . (Мягкая ходьба друг за другом с поворотом головы вправо, влево.)

2. «Знакомую тропинку в траве ищут» (ходьба с наклонами) .

3. «Вот услышали какой то шум, испугались, побежали» (бег «Змейкой» между кеглями.)

4. «Наконец на узкой тропинке следы отыскались» (бег по узкой дорожке)

5. «Затих шум, звери успокоились и побежали» (Прыжки на двух ногах с пpoдвuжeниeм вперёд до ориентира)

6. «Через сухие ветки» (прыжки из обруча в обруч)

7. «Высоко висят игрушки» (прыжки на месте, касаясь руками подвешенных колец)

8. «Испортилась погода Пора убегать» (бег друг за другом.)

9. «ВОТ животные пришли обратно» (бег, ходьба)

Воспитатель : вот какие мы молодцы! А теперь опять пора превращаться в ребят. Закройте глазки. Раз, два, три - снова ребята мы! И стали вы опять ребятами.

Следующая остановка-творчество . Вот мы с вами пришли к самому интересному, мы с вами будем делать кораблик. Зайка , ты с нами будешь делать кораблик?

Зайка : Да, мне очень хочется!

Конструирование «Кораблик»

Детям предлагается вырезать три паруса из цветной бумаги. Можно нарисовать на парусах какое-либо предметы (солнце, цветок и т. п., можно украсить паруса узорами или разноцветными полосами. А можно оставить так. Затем дети вырезают ножницами паруса.

У губки для мытья посуды обрезаются края так, чтобы получился острый нос корабля. Отрезанные треугольные кусочки крепятся с другой стороны кораблика – это кормовые надстройки. Все детали приглаживаются и выравниваются. Раскрашенные бумажные паруса протыкается зубочисткой и втыкается в центре кораблика.

Можно предложить детям сделать из бумаги флаг на мачте.

Воспитатель : Дети, вот мы с вами смастерили кораблики, давайте сделаем выставку работ,

а Зайке понравилось с нами путешествовать по его книге ?

Зайка : Да!

Воспитатель : Но нам пора прощаться с Зайкой и возвращаться в детский сад.

До свидания Зайка !

Зайка : До свидания! (уходит)

Воспитатель : Вам понравилось наше с вами путешествие ?

Дети : Да!

Воспитатель :

Дети любите стихи А. Л. Барто . Ведь ее стихи добрые и Агния Львовна делится с вами частичкой своего душевного тепла. Ребята, мне хочется добавить : дарите тепло друг другу, будьте вежливы, терпимы и внимательны друг к другу и к окружающим. Мы часто будем встречаться со стихами этой замечательной поэтессы.