Арзамас, Россия. Свято-николаевский женский монастырь города туринска алапаевская епархия Арзамасский николаевский женский монастырь требы

  • Дата: 28.03.2024

На одном из изгибов реки Теша в 1552 году Иван Грозный заложил пограничный город Арзамас. В последней четверти XVI века в самом центре города на главной Соборной площади был поставлен еще один монастырь (женский), освященный во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.

Строителем монастыря явился арзамасец Феофилакт Яковлев. Первоначально он выстроил храм во имя Святителя Николая с приделом в часть святых бессеребренников Космы и Дамиана. В этот храм игумен Арзамасского Спасопреображенского монастыря Сергий пожертвовал большой резной образ святителя, прославившийся вскоре многочисленными чудотворениями и исцелениями больных. Строитель храма был рукоположен во священники и стал служить в приходе выстроенной им церкви. Тот же игумен Сергий подал ему мысль об устройстве женской обители при храме. Тогда отец Феофилакт для нужд будущей обители построил еще теплую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, колокольню и кельи для тридцати сестер. Так было положено начало первой женской обители в Арзамасе, которая от образа Николая Чудотворца стала называться Никольской - Никола Новые Прощи (проща означает прощение, освобождение от болезни, а значит и от греха).

Дважды за свою историю - в 1650 и 1726 гг. - монастырь выгорал дотла. Первый раз он восстанавливался на средства вдовы отца Феофилакта Пелагии и его сыновей Григория и Афанасия. Во второй раз город, а вместе с ним и монастырь, был опустошен пожаром, пожалуй, самым ужасным за все время существования Арзамаса. Каменная церковь Свт. Николая Чудотворца, выстроенная после первого пожара, от сильного огня обрушилась. Однако благодаря стараниям игумений, неустанным трудам сестер, пожертвованиям жителей города, Никольский девичий монастырь снова был восстановлен.

В 1738 году в монастыре была построена новая холодная каменная церковь Святителя Николая Чудотворца. Узорчатые карнизы и наличники окон, крыльцо и терраса с южной стороны делали фасад храма особенно нарядным. Храм славился своей прекрасной акустикой. В стенах были устроены голосники в виде кувшинов, которые позже были заделаны. Этот храм, а также деревянная церковь во имя Богоявления были возведены стараниями и трудами игуменьи монастыря Марии (Грузинки), управлявшей обителью 30 лет (1719-1749).


В 1764 году после церковной реформы правительства Николаевский девичий монастырь сделался штатным третьеклассным, с окладом жалования игуменье и 16 сестрам.

С 1777 по 1784 год монастырем управляла тоже игуменья Мария. В 1777 году ее усилиями деревянная Богоявленская церковь была заменена каменной. В 1779 году она украсила Никольский храм деревянной скульптурной группой, изображающей Погребение Спасителя. Ее автором был талантливый арзамасский священник Василий Ильин. Все фигуры были вырезаны в рост человека. Они представляли собой четырех евангелистов, стоящих у гроба, в котором лежал Спаситель, в главах Его стояли ангел с настоящей свечой и Иосиф Аримафейский, у ног - еще один ангел и Никодим. Близь гроба - плачущая Богоматерь, поддерживаемая Иоанном Богословом, и Мария Магдалина. Это был образец выразительного, доселе невиданного церковного искусства.

В XIX веке в Арзамасе процветали самые разнообразные женские рукоделия. Около 1840 года в Николаевском монастыре появился новый промысел: там стали вязать ботинки и сапожки из разноцветной шерсти с узорами в виде цветов и листьев. Все арзамасские модницы хотели иметь такую нарядную обувь, монастырь был буквально завален заказами и вскоре это рукоделие переняли городские девицы и женщины. В 1860-х годах такие ботинки вязали по 10.000 и более пар в год, этот товар увозили во все города России. Так Николаевский монастырь дал городу новый промысел и обогатил женщин Арзамаса.

5 апреля 1886 года на 81 году жизни скончался старейший протоиерей Николаевского монастыря, духовник арзамасского духовенства Авраамий Некрасов. По окончании Нижегородской семинарии, из-за расположенности к иноческой жизни Авраамий был склонен принять монашеский постриг, но не получил благословения на это. В 1828 году он женился и в том же году был рукоположен во иерея. Служил в Троицкой церкви села Павлово, при которой состоял 25 лет до 1853 года.



В первый год своего священства отец Авраамий посетил Саровский монастырь. Отец Авраамий взял у прославленного старца Серафима благословение и спросил о своей судьбе. Великий подвижник преподал ему наставление и предсказал, что он будет обличителем раскольников, будет много терпеть нападок и неправд и станет благочинным. Все это в свое время и сбылось. Отец Авраамий вел обширную переписку со своими духовными чадами. Два наиболее любимых его духовных чада поступили в Саровский монастырь, один из них впоследствии стал настоятелем монастыря.

Епископ Нижегородский и Арзамасский Иеремия, будучи сам строгим иноком, особенно благоволил к арзамасским женским монастырям. Желая еще больше их возвеличить, он перевел в них лучших иереев своей епархии. С 1853 года и до самой своей смерти отец Авраамий служил и духовно окормлял сестер Арзамасского Николаевского монастыря, ставшего для него родным. Не будучи монахом, отец Авраамий совершенно отказался от мяса. Позволяя старым и больным сестрам более питательную пищу, он усугублял свой пост, принимая их тяготу на себя. Батюшка был очень внимателен к сестрам, летом обязательно бывал в келье у каждой, беседуя о спасении, поддерживая их и утешая. Богослужения он всегда совершал благоговейно и неспешно.


Отец Авраамий благоговейно чтил память Серафима Саровского, охотно делился с сестрами воспоминаниями о встречах с ним. Ежегодно накануне дня кончины преподобного (15 января н. ст.) служил по нему панихиду, за свой счет покупал множество свечей, которые ставил перед всеми иконами в храме и раздавал в руки всем молящимся. Как величайшие святыни хранил лоскут от мантии преподобного, зуб, некогда выбитый напавшими на него разбойниками, и часть власов с головы батюшки Серафима. Все это он передал накануне своей смерти монахине Евфросинии, которая впоследствии стала игуменьей монастыря.

Кончина отца Авраамия была легкой и спокойной, такой, какая бывает только у праведников - «непостыдной и мирной». Возможно, что благодаря мудрому руководству этого ученика преподобного Серафима Николаевская обитель не знала ни дрязг, ни ссор и, находясь на главной соборной площади города, сохраняла строгость монашеской жизни.

После 1928 года монастырь был закрыт. Келии были переданы под жилье, а церковные здания постепенно ветшали и разрушались.

В 1994 году монастырь был возвращен Церкви, в нем стала возрождаться монашеская жизнь. С большими трудностями был восстановлен теплый Богоявленский храм, кельи для сестер. Арзамасцы любят свой монастырь, тем более, что он единственный, который сейчас восстанавливается из десяти бывших здесь до революции. Обитель живет от трудов своих и поэтому возрождается медленно, надеясь на помощь благодетелей.



В 2001 году в монастыре проживали 25 сестер во главе с игуменьей Георгией (Федотовой).

У Свято-Николаевского женского монастыря, являющегося одним из наиболее древних женских монастырей, действующих по сегодняшний день, богатая и интересная история. Он был основан на территории города Арзамас еще в шестнадцатом веке. Сегодня он принадлежит Нижегородской епархии РПЦ.

История монастыря

Долгую и красочную историю монастыря знают многие горожане. А само здание является замечательным украшением улиц Арзамаса.

Основание, архитектура

Свято-Николаевский женский монастырь был основан и впервые построен еще в 1580 году на этапе правления царя Ивана IV Грозного. Строителем первого здания считают горожанина Феофилакта Яковлева, который позднее был назван святым. Тогда первым был построен деревянный храм, позднее на месте выстроилась и женская обитель.

Никольская деревянная церковь была подвержена пожарами несколько раз за период своего существования. Чтобы предотвратить новый пожар, на ее месте сложили каменное здание в 1683 году. Однако в 1723 году храм снова пришлось восстанавливать после очередного разрушения.

Позднее на месте храмов была сложена Церковь Богоявления Господня из камня, освященная в 1813 году, а в 1878 году реставрировали и Никольский. В таком виде постройки функционировали вплоть до 1924 году, в период прихода к власти революционеров обитель, как большинство в те времена, закрыли.

Свою работу храм возобновил только в 1994 году. Позднее к нему был достроен и верхний, зимний, отдел.

Современное состояние

Сегодня в монастыре действует два храма: в честь иконы Божией Матери и в честь Святого Богоявления. Последний располагается на цокольном этаже. Кроме того, на этапе строительства находится храм во имя Николая Чудотворца.


У монастыря действует скит в честь Сергия Радонежского (село Новый Усад) и скит Рождества Иоанна Предтечи (деревня Новая Слобода). Все они располагаются в Нижегородской области. В самой обители проживает около сорока насельниц. Ее сестры сегодня опекают Арзамасскую воспитательную колонию. При храме функционирует библиотека.


Святыни монастыря

Святыни храма бережно собирались и сохранялись в течение десятилетий. Сегодня в Арзамасе размещены:

  1. Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» (чудотворная). Считается, что она была передана в церковь в 1997 году почерневшей. Сестры тогда отнесли ее в запасник, а позже ее достали и поместили в рамку. После того, как ей начали произносить молитвы в монастыре, изображение постепенно становилось светлее.
  2. Икона Божией Матери «Достойно есть». Свое название, сохранившееся до сегодняшнего дня, получила по началу песни о Богородице.

В Богоявленской церкви внизу размещался больничный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)». всех скобящих радосте с грошикамиЭто название храм сохранил и поныне. Нет более высокого служения, чем нести радость скорбящим. Под скорбью подразумеваются не только горестные переживания, но и физические страдания от болезней. Недаром больничный храм назвали именем этой иконы. Вот сквозь эти беды и страдания, которыми полон мир, и несёт радость утешения икона Богородицы «Всех скорбящих радость». Сейчас в этом находятся две святыни монастыря – иконы Божией Матери «Избавление от бед страждущих» и «Достойно есть» (Рубленая). Здесь хранится дореволюционная плащаница, шитая серебряной нитью

Не уменьшается поток паломников в любое время года. Живым ручейком они стекаются в нижний храм, где сестры проводят им экскурсию, рассказывают о истории чудотворных икон. На коленях верующие поют акафист перед иконой Божией Матери «Избавление от бед страждущих», и каждый со слезами на глазах просит Царицу Небесную о помощи. Также благоговейно молятся перед другой чудотворной иконой «Достойно есть». Прикладываются в молитвенном прошении к иконам «Скорбящих всех радость», Святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Все дышит стариной и молитвенным духом. В 1994 году храм вернули монастырю. И под омофором Божией Матери все ожило. И уже, как страшный сон, канули в лету годы неумолимого богоборчества. И православный, с любых концов нашей необъятной страны» стремится сюда, к святому месту, помолиться и утешиться.

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет. По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской). Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств). 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла. С тех пор мно­гие бо­ля­щие и страж­ду­щие, при­бе­гав­шие к Пре­свет­лой Вла­ды­чи­це с ис­крен­ней ве­рой и го­ря­чей мо­лит­вой, по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние пе­ред Ее свя­тым об­ра­зом. В 1898 го­ду на ме­сте ча­сов­ни бы­ла по­стро­е­на цер­ковь. Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Николаевский монастырь Арзамаса (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Напротив Воскресенского собора на Соборной площади Арзамаса стоит старинный Свято-Николаевский монастырь. В нем два действующих храма: Богоявления Господня и иконы Богородицы «Всех скорбящих радость». В первом находится образ Николая Чудотворца, прославившийся еще в 17 веке своими исцеляющими свойствами, во втором - удивительная икона «Избавление от бед страждущих», ставшая знаменитой в начале 21 века. Женский монастырь каждый год принимает неиссякаемое число паломников, желающих приблизиться к его святыням. При этом, здание Богоявленской церкви еще и важный элемент, формирующий облик центра города, куда обязательно стоит зайти.

История

В конце 16 века местный житель Феофилакт Яковлев построил из дерева храм, названный впоследствии Никольским. Настоятель Спасо-Преображенского мужского монастыря Сергий посоветовал Феофилакту, ставшему главным священником нового храма, продолжить строительство и основать в Арзамасе женский монастырь. Вскоре рядом с первым храмом появились деревянная Богоявленская церковь, кельи и колокольня. Из-за пожаров обитель несколько раз перестраивали. Каменный Никольский собор был возведен в 1683 г., церковь Богоявления отстроена из камня в 1811 г.

В середине 19 века в монастыре изготавливали шерстяные цветастые сапожки, которые носили почти все модницы Арзамаса.

70 лет - с 1924 по 1994 гг., обитель была закрыта. Сегодня в ней проживают 25 монахинь. С 2005 г. ведется реставрация Никольской церкви.

Что посмотреть

Большая двухэтажная церковь белого цвета, выходящая на Соборную площадь, довольно необычна: она поделена на две части. Первый ее этаж занимает больничный храм в честь образа «Всех скорбящих радость». Именно здесь находится икона «Избавление от бед страждущих» - святыня, которую принесли в церковь прихожанки в конце 90-х гг. прошлого века, и которая сама удивительным образом очистилась от налета времени. В храме хранится и другая ценная икона Богородицы - «Достойно есть», а также старинная плащаница, покрытая серебряными нитями.

Собственно Богоявленская церковь, в которой ведутся основные богослужения, занимает второй этаж. Для мужчин в нее ведет отдельный вход. Главная святыня, расположенная здесь, - это икона Николая Чудотворца, подаренная монастырю еще во времена его создания.

Храм отличает теплая и уютная атмосфера. Кроме старинных икон, в нем хранятся части мощей святых, в том числе, святой мученицы Татианы и преподобных старцев Оптинских. При монастыре работает церковная лавка, где можно не только приобрести предметы православной религии, но и задать вопросы о жизни обители.

Практическая информация

Адрес: Арзамас, Соборная площадь, 1.

Доброе время суток!

Хочу рассказать немного о городе Арзамас. В Арзамас мы заехали, сделав крюк, по дороге из Дивеево в Муром. Поскольку времени у нас было немного целью была Соборная площадь.

Это исторический центр города. На площади находятся храмы, монастырь, музей русского патриаршества.

Обратите внимание на Музей Русского Патриаршества . Здание музея построено в 1740 -1750 гг. в стиле барокко.

Музей Русского Патриаршества – это совместный проект Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и Нижегородской митрополии Русской Православной церкви. Это единственный в мире музей, где освещена жизнь русских Патриархов. Был открыт 1 августа 2013 г. Уникальность музея состоит и в том, что в нем показан период Патриаршества советского времени – жизнь Церковь в эпоху гонений, начиная со святейшего Патриарха Сергия – уроженца города Арзамаса.

Также на Соборной площади находится Воскресенский собор , построенный по проекту М.П.Коринфского в честь победы над Наполеоном.

Годы строительства собора: 1814-1842гг..

Очень красивый монументальный храм. Уникальны сохранившиеся в нем фрески, но так как храм летний, увидеть их мы не смогли.


Через дорогу от Вознесенского храма находится Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» . Построена в 1796г. Здание сохранило практически свой первоначальный вид. Храм зимний, но тоже был закрыт.

Главной достопримечательность Арзамаса считаю Арзамасский Николаевский женский монастырь .


Это действующий женский монастырь. Известен с 16 века.

Нас поразил храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» .



В этом храме находится много замечательных икон. Зайдите и увидите Иконы святителю Николаю Чудотворцу, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, иконы Божией Матери «Избавление от бед страждущих» и «Достойно есть» (Рубленная). Здесь хранится дореволюционная плащаница, шитая серебром.

Атмосфера храма поражает. Чувствуется, что здесь молились многие десятки страждущих.

Каждая святыня достойна внимания, но я хочу выделить икону «Избавление от бед страждущих».

В храме не фотографировали. На фото, купленная в церковной лавке иконка.


Икона «Избавление от бед страждущих» имеет свою непростую историю .

В 1997 году эту икону принесли в монастырь две жительницы Арзамаса. Тогда она имела вид темной доски, которую они нашли у себя в сарае. Разобраться, икона ли это вообще, не смогли. Понять, что на ней изображено, было невозможно. Икону отнесли в заказник.

Однажды настоятельница монастыря игуменья Георгия нашла эту икону, разбирая заказник, и повелела поместить ее в рамку, повесить в монастыре и молиться перед ней Пресвятой Богородице. Перед иконой стали молиться насельницы святой обители и просить помощи в разных своих нуждах.

Вскоре на иконе появилось маленькое светлое пятнышко , на котором были изображены шея Богородицы и ручка Богомладенца .

В середине 2000г. икона начала быстро очищаться, чернота пропадала, появились лики Богородицы и Спасителя, но название иконы прочитать было невозможно.

Летом 2001г. очистилась надпись с названием иконы . В монастыре говорят, что икона очищается до сих пор. Как сказали монахини, к ним приходили люди, купившие иконы, и рассказывали, что их иконки, на которые они молятся, меняются так же как и оригинал.

Нам очень повезло: мы приняли участие в чтение Акафиста перед иконой. После было помазание. Акафист читается каждую неделю, кроме Великого Поста.

В монастыре есть тетрадь, куда записывают свои истории избавления от болезней и бед.

Некоторые свидетельства чудотворений приведены в брошюре с Акафистом иконе Божией Матери «Избавление от бед страждущих».