Демонтаж сплит системы своими руками. Снятие кондиционера: инструкция по демонтажу своими руками Как правильно демонтировать кондиционер сплит системы

  • Дата: 27.06.2020

За демонтаж самой популярной разновидности кондиционеров - сплит-системы - специалисты берут плату из расчёта 1 р. за каждый киловатт мощности. Многие владельцы охлаждающих устройств, которым приходится переезжать, с целью сэкономить свои кровные берутся демонтировать кондиционер своими руками. Сделать работу чисто, избежав фатальных ошибок, поможет ряд полезных рекомендаций.

Возможные проблемы при самостоятельном снятии

Рассказ о том, как демонтировать кондиционер своими руками, следует начать с предупреждения о подводных камнях, ожидающих неподготовленного мастера. Вот что может случиться:

  1. Утечка хладагента: улетучившийся в атмосферу фреон причиной экологической катастрофы не станет, этого бояться не нужно. Но и даром такое событие не пройдёт: при установке кондиционера на новом месте придётся оплатить его заправку. Поэтому весьма желательно демонтировать прибор так, чтобы весь имеющийся хладагент остался внутри него.
  2. Попадание во внутренний контур воды или пыли: такая «добавка» к хладагенту быстро приводит компрессор в негодность. Возможно, на первый взгляд вода может показаться вполне безобидным веществом, но нужно учесть, что в испарителе она будет замерзать, превращаясь в лёд. А это уже твёрдые частички, наличие которых «не совместимо с жизнью» компрессора. Чтобы свести риск попадания влаги во внутренний контур к минимуму, следует избегать производить демонтаж кондиционера во время дождя или снегопада.
  3. Падение наружного блока: даже если внешний блок висит рядом с балконом или окном, работать с ним крайне неудобно. При этом данный узел является довольно тяжёлым, так что, не рассчитав свои силы, его легко можно уронить. Профессионалы от подобных случайностей застрахованы, так как при работах выше первого этажа пользуются автовышкой или снаряжением для промышленного альпинизма. Обывателю же для надёжности следует пригласить помощника.
  4. Повреждение элементов прибора: наиболее ощутимыми являются повреждения, вызывающие разгерметизацию контура. Трещина может быть совсем незаметной, но вполне достаточной для утечки фреона или попадания внутрь грязи и воды. Чтобы избежать подобных неприятностей, в первую очередь следует быть аккуратным.

При выполнении своими руками такой сложной операции, как отсоединение испарителя внутреннего блока, весьма желательно пользоваться не подручными инструментами - отвёрткой и пассатижами, а профессиональными, предназначенными специально для неё.


Набор необходимых инструментов и материалов для демонтажа

Пользователи же на этом этапе зачастую орудуют, чем придётся, в результате чего повреждаются трубки испарителя, расположеные близко к креплениям. Проблема в том, что профессиональный инструмент стоит довольно дорого и даже его аренда может обойтись в сумму, вполне соизмеримую со стоимостью услуг квалифицированного мастера.

Подготовка кондиционера: «упаковываем» фреон

Итак, прежде всего, необходимо обеспечить сохранность хладагента. Чтобы понять, как это делается, нужно вспомнить устройство сплит-системы. Она представляет собой заполненный фреоном замкнутый контур, который состоит из компрессора, двух условно говоря, камер (испаритель и конденсатор) и связывающих эти элементы фреонопроводов (медные трубки).


Схема устройства сплит-системы

Из конденсатора в испаритель хладагент поступает в жидком виде, поэтому трубка, по которой он течёт, имеет меньший диаметр.

По второму фреонопроводу - из испарителя в компрессор - фреон следует уже в газообразном состоянии, поэтому диаметр этой ветки увеличен.

Чтобы осуществить демонтаж без потери газа, необходимо собрать его в конденсаторе:

  • во время работы кондиционера на охлаждение перекрывают вентиль между конденсатором и тонкой трубкой;
  • когда весь хладагент благодаря работе компрессора «переберётся» в конденсатор, нужно будет закрыть ещё и вентиль между толстой трубкой и компрессором.

Перекрываем хладагент

Важный момент: через какое время следует перекрывать второй вентиль? Правильнее всего отслеживать давление газа по вакуумному манометру. Но для этого придётся одолжить у мастеров специальный инструмент - манометрический коллектор.

Те, у кого такой возможности нет, просто выжидают около минуты: как показывает опыт, за это время бытовой кондиционер обычно успевает закачать в конденсатор почти весь фреон.


Манометры для контроля давления при перекачке фреона

Переходим от теории к практике:

  1. Если вам удалось раздобыть манометрический коллектор, присоедините его к ниппелю (клапан шредера) на штуцере, к которому подсоединён «газовый» фреонопровод. При отсутствии такого инструмента этот пункт просто пропускаем.
  2. Включаем кондиционер и вводим с пульта настройки: работа на охлаждение, режим «турбо», температура - как можно более низкая (допустимый минимум нужно уточнить в паспорте). Так прибор должен отработать 10 мин.
  3. На внешнем блоке найдите вентиль, к штуцеру которого подключён жидкостный фреонопровод (напомним, что он является тонким). Под защитным колпачком, который необходимо снять, обнаружатся шлицы под шестигранник. Вставив ключ, вентиль необходимо закрыть.
  4. Теперь следует наблюдать за манометром либо, если его нет, за часами. В первом случае ожидаем, когда прибор покажет наличие вакуума; во втором - засекаем 1 минуту.
  5. Далее нужно произвести снятие защитного колпачка со второго вентиля на наружном блоке, к которому подсоединена толстая «газовая» магистраль, и также закрыть его при помощи шестигранника. Кондиционер после этого сразу же выключаем. Защитные колпачки возвращаем на свои места.

Всё, теперь фреон в ловушке и систему можно смело разбирать и демонтировать.

Инструкция по демонтажу кондиционера своими руками

Переходим непосредственно к деинсталляции.

Наружный блок

Отсоединяем фреонопроводы. Это можно сделать путём отвинчивания гаек, которыми магистрали прикручены к штуцерам наружного блока. К такому способу прибегают в том случае, если длина трубок позволяет использовать их на новом месте. Открытые штуцеры нужно надёжно заклеить изолентой или скотчем - это предотвратит их засорение.


Демонтаж наружного блока

Но в большинстве случаев фреонопроводы повторно не используют, тем более что их наращивание не допускается. Тогда трубки просто обрезают труборезом на расстоянии в 150–200 мм от штуцеров, сразу же зачеканивая их концы слесарными тисками.


Зачеканенные магистрали

Совет. Если известно, что кондиционер будет храниться в разобранном виде достаточно долго, трубки можно заполнить азотом и плотно закупорить. В отличие от воздуха, точнее, содержащегося в нём кислорода, азот не приводит к окислению материала.

После всех манипуляций с наружной части фреонопроводов необходимо снять теплоизоляцию.

Убедившись, что прибор отключён от сети, снимаем защитную крышку над местом присоединения электрокабеля. Его клеммы необходимо каким-либо образом пометить, чтобы избежать путаницы при подключении на новом месте. После этого нужно открутить зажимы, при помощи которых жилы прикручены к контактам наружного блока. Освободившийся конец кабеля прикручивают к фреонопроводам, которые после этого вручную выпрямляют, чтобы иметь возможность вытащить их через отверстие в стене.

Теперь откручиваем гайки, удерживающие наружный блок на кронштейнах, и вместе с помощником снимаем его, а затем и сами кронштейны.

Обратите внимание! Во время хранения и перевозки наружный блок должен быть в вертикальном положении. При транспортировке очень важно избежать тряски и ударов - для этого лучше поместить блок в коробку с предварительно уложенным в неё пенопластом.

Отсоединение компрессора

Если демонтаж кондиционера производится с целью ремонта компрессора, последний нужно правильно отсоединить. Делается это так:

  1. С наружного блока снимаются крышки.
  2. После этого можно будет отсоединить от компрессора трубки всаса и нагнетания.
  3. Отключаем провода, питающие компрессор и вентилятор.
  4. Откручиваем крепления, удерживающие вентили и конденсатор.
  5. Снимаем конденсатор, получая доступ к креплениям компрессора.
  6. Снимаем компрессор.

Действуя таким образом, вы исключите риск повреждения трубопроводов обвязки. Ещё один плюс: появляется возможность вести ремонт нескольких элементов наружного блока одновременно, что позволит справиться с задачей быстрее.

Чтобы с компрессором можно было работать, нужно вылить имеющееся в нём масло.

В случае с поршневой моделью оно без проблем сливается через всасывающий патрубок. У спиральных и роторных моделей приходится просверливать днище (диаметр отверстия - 5–6 мм). Насквозь сверлить нельзя, иначе внутрь попадёт стружка. Оставляют тонкую перегородку, которую затем протыкают пробойником.

Как снять внутренний блок

Чтобы получить доступ к фиксаторам внутреннего блока, необходимо снять с него лицевую панель. Затем отсоединяют фреонопроводы, электропровода, отщёлкивают фиксаторы и снимают блок с направляющих.


Демонтаж внутреннего блока

Обратите внимание! На этом этапе обыватель сталкивается с некоторыми трудностями: при неосторожных действиях легко можно повредить защёлки испарителя.

Этот элемент производитель обычно закрывает крышкой, фиксаторы которой прижаты к стене. Труднодоступными их сделали специально: такая мера предосторожности, по мнению разработчиков, является гарантией того, что демонтажом прибора будут заниматься только специалисты. Чтобы подобраться к фиксаторам, воспользуйтесь двумя тонкими отвёртками. При этом необходимо, чтобы кто-нибудь придерживал блок.

Соблюдать осторожность следует и при отщёлкивании фиксаторов, удерживающих блок на направляющих. Если их повредить, прибор не удастся прочно зафиксировать на новом месте и он быстро выйдет из строя из-за вибраций.


Соблюдайте осторожность с защелками!

Сняв внутренний блок, откручивают монтажную пластину, извлекают из стены фреонопроводы с питающим кабелем и откручивают декоративный короб, уложенный вдоль наружной стены.

Особенности работы в зимнее время

При низких температурах нет возможности перекачать фреон в конденсатор: масло в компрессоре становится густым и попытка включить в таких условиях кондиционер приведёт к поломке нагнетателя. Такая опасность не грозит только моделям, оснащённым так называемым зимним комплектом, в котором имеются подогрев картера компрессора и дренажа, а также замедлитель скорости вращения вентилятора.

Манометрическая станция для сбора хладагента

Те, у кого подобной системы нет, могут изъять хладагент при помощи манометрической станции для сбора фреона. Подключается она, как и манометрический коллектор, к клапану шредера.

Видео: демонтируем кондиционер с последующей установкой на новом месте

Процедура демонтажа кондиционера технически является достаточно простой. Сложность, с точки зрения обычного пользователя, состоит в том, что некоторые операции трудно выполнить без профессионального инструмента. Если вы все же твёрдо решили не обращаться к специалистам, рекомендуем пригласить ещё одного человека в помощь - тогда даже без специнструментов задача окажется вполне посильной.

Современные кондиционеры – это в основном сплит-системы одной из нескольких разновидностей, от настенного до канального внутреннего блока. За высокую энергоэффективность, холодопроизводительность и шумоизоляцию сплит-систем (по сравнению с оконными моделями) потребитель расплачивается сложностью монтажа и снятия таких устройств.

Распространённые причины снятия

Сплит-кондиционер снимают по причине:

  • переезда владельца на новое место жительства;
  • замены отслужившей свой срок техники на новую (аналогичную);
  • переноса кондиционера в другое помещение;
  • на время ремонта (перекрашивание, побелка, снятие блока со стены для поклейки новых обоев, установка стеновых панелей, кафеля и т. д.);
  • капитальная перестройка и перепланировка одного помещения, всего этажа или крыла здания.

В последнем случае демонтаж производится, когда помещение превратилось, например, в склад и тесно заставлено, а специфика комнаты такова, что в ней какое-либо охлаждение вообще не требуется.

Необходимый инвентарь

Вам понадобится следующий инструментарий:

  • шуруповёрт и набор бит для него;
  • устройство вакуумирования и заправки фреоном, баллон со сжатым хладагентом;
  • бокорезы и пассатижи;
  • пара разводных ключей (на 20 и 30 мм);
  • пара накидных или рожковых ключей (номинал зависит от используемых гаек);
  • плоская и фигурная отвёртки;
  • набор шестигранников;
  • изолента или скотч;
  • набор головок под ключи;
  • струбцина или мини-тиски;
  • монтажный нож.

Если кондиционер на первом этаже – со стремянки или облегчённого «трансформера» вы легко достанете до наружного блока. Демонтаж кондиционера на втором этаже может потребовать трёхсекционной раздвижной лестницы. Для третьего и более высоких этажей арендуется автокран. Подъём выше 5-го этажа может потребовать специальный наружный подъёмник, используемый строителями, или услуги промышленных альпинистов. Демонтаж наружного блока, если требуется сохранение фреона, не выполняется по частям. Разъединять компрессор и холодильный контур нельзя. Чтобы снять наружный блок безразборно, требуется помощь напарника: мощная сплит-система весит порядка 20 кг.

Подготовка рабочего места

Необходимо выпроводить лишних в данный момент людей с территории или места работ, обеспечить безопасность прохожих, поставив опознавательные знаки. Если работы ведутся на несущей стене высотного дома, место оцепляется красно-белой лентой. Дело в том, что если запчасть или инструмент случайно упадёт с 15-го этажа – то этот предмет может убить прохожего или разбить стекло автомобиля.

В месте работ уберите из комнаты мебель и личные вещи, домашних животных и т. д. Если кондиционер демонтируется зимой, примите меры к тому, чтобы не замёрзнуть самому и не причинить неудобства другим людям.

Если используется страховочный инвентарь – проработайте план его использования. Он убережёт вас от неприятных и даже катастрофичных последствий. Расположите инструменты в доступном месте – это придаст вашей работе оперативности.

Этапы демонтажа

Сохранение фреона поможет снизить стоимость повторного монтажа кондиционера на новом месте, где он впоследствии и продолжит работу. Правильная перекачка фреона – без потерь, о чём и сообщает инструкция по эксплуатации. Фреон разрушает озоновый слой земной атмосферы и сам по себе является парниковым газом. Да и перезаправка кондиционера на 2019 г. новым фреоном, когда вы потеряли старый, обойдётся в несколько тысяч рублей.

Освобождение контура системы от хладагента

Обязательно перекачайте фреон в наружный блок. Это делается следующим образом.

  1. Запустите «холодный» режим работы.
  2. Выберите с помощью пульта нижний температурный предел, например, 17 градусов. Это позволит внутреннему блоку быстрее перекачать фреон в наружный. Дождитесь, пока не подует холодом.
  3. Выкрутите бронзовые заглушки, закрывающие вентили трубок «трассы».
  4. Закройте вентиль между уличным блоком и тонкой трубой. У кондиционеров, выпущенных за последние несколько лет, задвижки крутятся с помощью шестигранных ключей.
  5. Подключите к отводу большей задвижки манометр.
  6. Подождите несколько минут, чтобы фреон весь ушёл в контур уличного блока. Процесс перекачки фреона удобно отследить с помощью стрелки, которая должна дойти до нулевой отметки манометра.
  7. Дождитесь, пока не подует тёплым воздухом, и закройте вентиль на толстой трубке. Отключите кондиционер. О его выключении свидетельствуют горизонтальные и/или вертикальные жалюзи, закрывающиеся автоматически после остановки обоих блоков.
  8. Навинтите обратно заглушки на вентили. Так вы обезопасите внешний блок от проникновения внутрь посторонних частиц, мешающих его работе. Если отдельные заглушки отсутствуют – замотайте эти отверстия изолентой.

Прогоните кондиционер в режиме вентиляции (без компрессора). Поток тёплого воздуха выдует остатки водного конденсата. Обесточьте устройства.

Если вытащить трубки из стены нельзя, то перекусите с помощью бокорезов медные трубки на расстоянии в 20 см от штуцеров, сплющите и загните образовавшиеся концы.

Отключение электрических цепей

Снятие электрики и трубопроводов производится по следующей схеме.

  1. Корпус внутреннего блока снимается. Отсоединяются и вынимаются электропровода.
  2. Отключается и снимается дренажный шланг.
  3. Откручиваются и снимаются фреонопроводы.

После этого внутренний блок легко сдвинуть и снять. Внешний блок разбирается ещё проще, но в такой же последовательности.

  1. Отключите кабели электропитания. Перемаркируйте их – это позволит вам при повторной установке сплит-системы быстро, за пару минут подключить их к соответствующим клеммам.
  2. Отвинтите трубку меньшего диаметра от штуцера. Аналогично снимите с другого штуцера трубку большего диаметра.
  3. Отключите дренаж и слейте воду, не удалённую при работе кондиционера в режиме продувания.

Съём внутреннего и внешнего модулей

Для съёма внутреннего блока сделайте следующее.

  1. Определите места защёлок и замков корпуса, аккуратно отщёлкните их. Для этого используйте особый съёмник, рассчитанный именно под защёлки и замки. Плоские отвёртки (даже с тонким остриём), ножи и монтажные лопатки, которыми, например, снимают резину с колёс велосипеда, могут сломать эти замки. Действуйте крайне аккуратно.
  2. Ориентируясь по стрелкам на корпусе, отвинтите саморезы, удерживающие внутренний блок на монтажной пластине.
  3. Освободив корпус от нижних креплений, отодвиньте его нижний край от стены. Пока не снимайте его полностью.
  4. Снимите электрокабель, питающий внутренний блок. Для этого демонтируйте крышку клеммника, освободите концы кабеля и вытащите его за пределы внутреннего блока.
  5. Отключите сливной шланг. На вас может вылиться до стакана воды – заранее подставьте стакан или кружку.
  6. Снимите термоизолятор и открутите со штуцеров фреонные трубки. Сразу же заглушите штуцеры, чтобы во фреонопроводы внутреннего блока не попала пыль и влага из воздуха.
  7. Приподнимите внешний блок вверх. Снимите его с удерживающей пластины.
  8. Отставьте блок в сторону. Снимите саму монтажную пластину.

Внутренний блок снят. Для снятия внешнего блока сделайте следующее.

  1. Снимите монтажную крышку сбоку, отсоедините электропровода от кондиционера и вытащите их из клеммника. Завинтите винты клемм и закройте эту крышку.
  2. Отключите дренажный шланг, сливающий конденсат из наружного блока на улицу.
  3. Снимите фреонопроводы аналогично, как и на внутреннем блоке. Отодвиньте их в сторону.
  4. Выкрутите болты на кронштейнах, удерживающих внешний блок. Снимите сам блок с этих креплений.
  5. Выкрутите болты, удерживающие кронштейны в стене. Снимите с нее крепления.
  6. Вытяните из отверстий в стене «трассу» и электрокабели.

На этом демонтаж сплит-кондиционера завершён. Упакуйте наружный и внутренний блок (и весь крепёж).

Нюансы при снятии сплит-систем разных типов

Если демонтаж (перемонтаж) простой сплит-системы сравнительно прост, то более сложные устройства, например, канальные кондиционеры, значительно сложнее в их переносе. Они обладают большим набором комплектующих и весом, требуют особых подходов при встраивании в интерьер помещений. Электрическая линия обесточивается и отсоединяется до снятия гидравлики, а не после неё. Перед установкой кондиционера на новом месте необходимо продуть и отвакуумировать фреонные контуры обоих блоков. Замурованные жёстко коммуникации попросту обрезают.

Если отверстие довольно широкое, чтобы их вытащить, то начинают с наиболее лёгких в вытаскивании частей. Затем извлекают остальные.

Нельзя хранить разобранный сплит-кондиционер в течение года и более. Со временем фреон весь улетучится. Внутрь сквозь рассыхающиеся прокладки вентилей попадёт воздух с влагой и окислит трубопроводы. В таком случае весь контур подлежит замене. Зачастую деталей для старого кондиционера не оказывается ни у одного мастера, т. к. вся линейка совместимых моделей давно снята с производства, и владелец вынужден покупать новую сплит-систему.

Разборка канального кондиционера

Разборку канальной сплит-системы начинают с демонтажа воздуховодов. Работа начинается там, где решётки воздуховодов сообщаются с воздухом в охлаждаемых помещениях. Сняв каналы, приступают к извлечению комнатных и уличных модулей техники. Прогон кондиционера осуществите после перекачки фреона в уличный блок – вентили, удерживающие его, должны перекрываться и изолироваться с помощью заглушек. По окончании продувания системы отключается силовой кабель.

Переезды часто подразумевают частичный или полный демонтаж кондиционера. И если некоторая разновидность техники не требует применения специального инструмента и определённых технических навыков (например, стиральная машина), то к другим устройствам необходим бережный подход. И к таким устройствам относятся кондиционеры.

Можно ли демонтировать кондиционер своими руками

Достаточно иметь под рукой заранее приобретённый специализированный инструмент, знать некоторые технические тонкости и не торопиться. Возникает вопрос: зачем тратить время и силы, если можно вызвать соответствующих специалистов, которые произведут необходимые операции за короткое время? Можно, но существует две причины, по которым делать этого не следует:

  • Цена – самый важный аспект. Средняя ценовая политика на демонтаж современной сплит-системы составляет 4000 рублей. Речь идёт о небольших квартирных моделях. Если устройство имеет солидные габариты и устанавливается преимущественно в офисах, то цена поднимется до 10000 рублей. Довольно существенно для бюджета.
  • Вероятность попадания на низкокачественных «специалистов». Современное желание населения на своё собственное дело приводит к массовому появлению людей, не разбирающихся в той работе, которую они выполняют. Также и с некоторыми «мастерами» кондиционеров. Поэтому увеличивается шанс, что за большие деньги процедура будет выполнена некачественно.

Но следует сразу сказать, что не всегда снятие сплит-системы вручную может завершиться успехом. Частой проблемой является полное вытекание фреона, который достаточно дорогостоящий, и цена нового составляет не менее 1500 рублей. Поэтому при снятии все действия следует выполнять точно.

Необходимый инструмент и возможная его замена

Если есть средства, можно нанять мастера по снятию и установке современных сплит-систем, при этом даже не обращая внимания на производителей данного инструмента, от которого меняется ценовая политика. Но тогда пропадает смысл самостоятельного демонтажа, который выполняется с целью экономии средств. Поэтому некоторые разновидности инструмента лучше всего заменить более дешёвым, а от некоторого и вовсе придётся отказаться.

Перечень инструмента, который необходим при разборке:

  • Манометрический коллектор. Вещь необходимая, так как он покажет давление при перекачке фреона в наружный блок. И именно данный измерительный прибор подпадает под категорию инструментов, от которых стоит отказаться (на свой страх и риск), так как его минимальная стоимость составляет 1500 рублей. Более надёжный обойдётся в 3000-3500 рублей.

Пример манометра для сплит-систем

  • Набор шестигранников. Эта позиция обязательна, так как штуцера по-другому открутить не получится. К счастью, цена таких ключей не заоблачная – 3000-350 рублей.
  • Труборез. Стоит он недорого (около 300 рублей), но можно ещё больше снизить расходы и приобрести обыкновенную ножовку по металлу, которая потом неоднократно пригодится по хозяйству.
  • Плоская и фигурная отвёртки. Сейчас продаются в любом как строительном, так и хозяйственном магазине.
  • Страховочное снаряжение, если кондиционер расположен на верхних этажах. Здесь экономить не стоит, и не обращать на товар, стоимость которого менее чем 1000-1500 рублей.

И ещё одно обязательное условие – наличие помощника, а лучше двух. Как внешний, так и внутренний блок имеет солидный вес, поэтому самому будет справиться проблематично, можно случайно повредить устройство.

На что обращать внимание при демонтаже

Самым хрупким местом в кондиционере является насос компрессора. Не взирая на компактные размеры, конструкция такого насоса включает в себя сложные механические составляющие: роторы с кулачками, герметичные элементы системы и камера, в которой происходит основная работа.

При попадании обыкновенной пыли могут быть повреждены стенки камеры, соответственно – фреон будет бесцельно перемещаться по системе, не совершая какую-либо полезную работу. Поэтому основным лозунгом при демонтаже кондиционера является сохранность вакуума в системе, что, в свою очередь, требует герметичности всех наружных отверстий.

Основные разновидности снятия: с сохранением фреона и без него

Как снять или перевесить кондиционер со стены, и не потерять фреон? Как было сказано выше, фреон является достаточно дорогостоящим, и при снятии кондиционера своими руками его следует сохранить. Но если срок эксплуатации устройства продолжителен, и фреон подлежит замене, то при переезде его можно и не сохранять, а просто слить и утилизировать.

  1. На наружной части сплит-системы установлены сервисные вентили с защитными колпачками, закрывающими специальные шлицы. Для доступа к шлицам колпачки следует разобрать и установить шестигранник только в вентиль на тонкой трубке, расположенной снизу устройства.

Снятие специальных шестигранных шлицев

  1. Теперь следует установить самую низкую температуру охлаждения воздуха и включить устройство на максимальный режим работы. На некоторых моделях предусмотрена опция «турбо».
  2. После включения усиленного режима работы вентиль (с установленным шестигранником) следует закрутить. С этого момента система должна проработать не менее одной минуты, за которую весь фреон перетечёт во внешний блок.
  3. После перекачки фреона в наружный блок перекрывается газовая магистраль и устройство выключается. Следует помнить, что продолжение работы кондиционера в таком режиме с двумя перекрытыми вентилями приведёт к порче сплит-системы.
  4. Открутить гайки крепления медных магистралей, покрытых теплоизоляционным слоем, который также следует снять. Теперь трубки аккуратно сгибаются и их можно достать через отверстие в стене.

При снятии внешнего блока необходим помощник

После выполнения всех вышеперечисленных операций можно приступать к непосредственному демонтажу кондиционера, который лучше начинать со снятия внешнего блока.

Очень важно помнить, что трубы после снятия следует закупорить. Часто для этого используют простой скотч, плёнку или изоленту. Более надёжным способом является их закрытие с помощью простых пассатижей. Если же подходить к проблеме со всей ответственностью, то концы труб следует надёжно закрыть, используя слесарные тиски, препятствуя таким образом проникновению влаги и пыли в испарительную камеру.

Как правильно и быстро демонтировать внешний блок сплит-системы

Данную процедуру не следует выполнять, если система установлена на верхних этажах многоэтажного дома. Это может быть опасно для жизни.

Снятие внешнего блока на верхних этажах

Снятие внешнего блока сплит-системы происходит только после того, как будут правильно выполнены все вышеописанные операции. Начинать демонтаж следует с отключения входного электрического кабеля, провода которого подходят к клеммной коробке кондиционера, расположенной под специальной защитной крышкой. Для упрощения подключения устройства на новом месте провода следует промаркировать соответствующими цветами (красный – фаза, синий – ноль, жёлто-зелёный – заземление).

Остаётся только открутить гайки, которые крепят кондиционер к кронштейнам. Проблемы в этом нет, но необходим помощник, поддерживающий внешний блок во время всего процесса. Когда гайки откручены, можно аккуратно снимать блок и готовить к транспортировке.

Не стоит забывать кронштейны, к которым крепится кондиционер. Обычно их монтируют с помощью дюбелей к внешней части стены, и на демонтаж уходит немного времени.

Следует знать, что производители сплит-системы категорически запрещают перевозить устройства, в которые закачан фреон. Почему? Ответ прост: после всех вышеописанных действий, в системе образуется чрезмерное давление, а корпус кондиционера не рассчитан на даже на малейшее механическое воздействие. Поэтому без необходимых условий (обкладывание блока уплотнителем или специальной плёнкой) корпус блока может просто прорвать. Понять это можно по характерному шипению.

Снятие внутреннего блока

После того, как демонтирован внешний блок, необходимо произвести демонтаж внутреннего (размещённого в помещении) блока кондиционера. Проблем с ним меньше, так как нет необходимости работать даже на небольшой высоте, но определённый порядок демонтажа и дополнительные хитрости присутствуют.

Не стоит расслабляться и думать, что достаточно открутить несколько гаек, снять внутренний блок, и отправить на новое место. Основная хитрость заключается в желании производителей кондиционеров сделать максимально недоступным процесс снятия устройства для мастеров. Именно поэтому, на каждом внутреннем блоке предусмотрена система защёлок, с помощью которой он крепится к стене. Работать с такими креплениями можно только с помощью специального инструмента, но нет безвыходных ситуаций, и вполне можно подобрать что-то более простое.

Две отвёртки помогут быстро справиться с защёлками

Ещё один совет: при снятии блока, лучше всего иметь не одного помощника, а двух. Обусловлено это тем, что внутренний блок достаточно громоздкий и тяжёлый, и один человек может просто не справиться.

Два наиболее распространённых варианта снятия внутреннего блока:

  • Самая простая конструкция иногда бывает самой сложной, именно поэтому производители сплит-систем стараются спрятать защёлки под крышкой испарителя. Болты крышки расположены вовнутрь, поэтому для их откручивания потребуется специальная короткая бита в виде фигурной отвёртки и головка с трещоткой.
  • Помимо крепления крышки испарителя, сами защёлки стараются сделать внутренними. При отсутствии специального инструмента, можно воспользоваться двумя плоскими отвёртками и просунуть их между кронштейном и стеной. Теперь достаточно немного надавить (слишком усердствовать не стоит, снимаются они без усилий), и помощник может спокойно снимать внутренний блок.

Снятие внутреннего блока с помощником

Существует одно обстоятельство, которое может существенно помешать работе – это наличие большого количества испарительных трубок, и обычно они размещены возле кронштейнов крепления. Поэтому работая с кронштейнами, следует быть максимально осторожным, чтобы не повредить их.

Как правильно перевесить кондиционер

Часто возникают ситуации, при которых перенос кондиционера актуальнее, чем его полный демонтаж. При этом один из блоков оставляют на своём месте, а для второго просто удлиняют трубки. Процесс снятия как внутреннего, так и внешнего блока ничем не отличается от описанных выше, единственным отличием становится необходимость в наращивании медных или обыкновенных патрубков.

При демонтаже одного из блоков также следует следить за сохранностью фреона и перед проведением всех операций закачать его в наружный блок. Перевесить сплит-систему после её отстыковки необходимо максимально аккуратно, не повредив корпус кондиционера. Для большей экономии средств пайкой труб можно не заниматься самостоятельно, а поручить это дело специалистам. У мастеров по обслуживанию сплит-систем есть соответствующая графа в прайс-листе, которая называется, как удлинение межблочной трассы.

Приготовив необходимый инструмент, ознакомившись с инструкцией и просмотрев соответствующие видео в интернете, также следует узнать несколько важных тонкостей:

  • Как при полном демонтаже сплит-системы, так и при частичном переносе устройства не следует слишком беспокоиться за сохранность медных трубок. Их замена не будет стоить слишком больших средств и установка новых всегда лучше, чем ремонт старых.
  • Если тяжело понять, какой трубопровод жидкостный, а какой газовый, то необходимо обратить внимание на диаметр патрубков. Жидкостный трубопровод, он также отводящий, всегда тоньше чем газовый подводящий.

Примеры трубок на кондиционере

  • При транспортировке систему следует обкладывать любым уплотнителем, так как любой удар по корпусу может привести к потере фреона или выходу из строя устройства.

И самый главный совет – никогда не спешить, так как данные системы требуют точных и аккуратных движений, сила здесь поможет не всегда.

Демонтировать сплит-систему, состоящую из внутреннего и внешнего блока, намного сложнее, чем моноблочный оконный кондиционер . Основная проблема в распределенной схеме циркуляции хладагента, которую придется разгерметизировать. Давайте подробно поговорим о том, как снять сплит-систему и сохранить ее работоспособность.

В каких случаях можно провести демонтаж своими руками

Есть несколько обязательных условий, при которых имеет смысл проводить демонтаж сплит-системы своими руками:

  1. Расположение внешнего блока позволяет отключить трубы и кабели, демонтировать сам блок и монтажную конструкцию без использования снаряжения для промышленного альпинизма или специального оборудования.
  2. Есть в наличии (свой или взятый в аренду) манометр или манометрическая станция (коллектор) для работы именно с тем типом фреона, который закачан в систему.
  3. Для демонтажа довольно тяжелых внешнего и внутреннего блоков, а также для безопасного отключения компрессора необходим помощник.

Почему важно сохранить фреон

Если кондиционер исчерпал свой ресурс, то его можно демонтировать без сохранения фреона. Конечно, как утверждают ученые, такой способ нанесет определенный ущерб окружающей среде, но он будет совершенно незначительным (даже в сравнении с неправильной утилизацией лампы дневного света).

Проведение демонтажа без сохранения фреона «рабочего» внешнего блока сплит-системы технически проще, но после этого кондиционер придется выбросить. И причиной этого будет практически гарантированный выход из строя вакуумного насоса компрессора.

Герметичность камер насоса при его работе обеспечивается не прокладками или поршневыми кольцами (значительную разницу температуры и давления они просто не выдержат), а высокой точностью обработки и идеальной сбалансированностью деталей. Малейшая царапина на поверхности камеры от пыли или льдинки замерших паров воды, которые наверняка попадут в насос вместе с атмосферным воздухом, приведут к потере работоспособности этого основного узла компрессора после вторичного подключения и закачки фреона.

Демонтаж внешнего блока

На внешнем блоке расположены два штуцера, к которым подходят трубки: тонкая для жидкого фреона от конденсатора и толстая для газообразного фреона от испарителя из внутреннего блока.

Оба штуцера имеют перекрывающие клапаны, закрытые крышками на резьбе. Клапаны регулируются головками под торцевые гаечные ключи. От газового штуцера отходит ниппель, также закрытый крышкой.

Перед началом работ все крышки необходимо снять.

К ниппелю подключают манометр и включают кондиционер в режиме «холод».

Спустя 10 минут, когда кондиционер войдет в заданный рабочий режим, клапан жидкостного штуцера затягивают, чем отключают подачу фреона от конденсатора внешнего блока.

Затем снимают манометр и навинчивают на штуцеры все три крышки.

В это время весь фреон собран в конденсаторе внешнего блока, а в остальной части системы (испарителе и трубках) — технический вакуум.

Теперь необходимо отключить внешний блок от трубопроводов. Есть два варианта:

  1. Отвинтить накидные гайки, крепящие на фланцы штуцеров развальцованные трубки. Входы в штуцеры закрыть заранее подготовленными крышками с таким же диаметром и шагом резьбы, что и у гаек. Но если крышек нет, то идут вторым, более радикальным, путем.
  2. С помощью бокорезов обрезают (по очереди) трубки в 10-15 см от штуцеров. Сгибают обрезанный конец со стороны штуцера и крепко зажимают слесарными тисочками. Ту же процедуру проделывают с «ответной частью». Такой способ считается более надежным, так как снижает риск попадания пыли в сам штуцер во время отсоединения трубки.

Остается только отключить от внешнего блока кабели (силовой и сигнальный), открутить крепеж блока к монтажной конструкции, снять блок.

Особенности расположения и подключения внутренних блоков

Внутренние блоки сплит-систем имеют разные варианты размещения и крепления.

В принципе, большинство типов блоков (кроме канального) имеют схожий алгоритм демонтажа:

  • снимают крышку;
  • отключают кабели;
  • отсоединяют трубы системы циркуляции хладагента (те же два варианта, что и для внешнего блока);
  • обрезают дренажную трубу;
  • опорожняют дренажную емкость;
  • раскрывают защелки, крепящие внутренний блок к монтажной пластине (у каждого типа и торговой марки своя система);
  • снимают блок;
  • демонтируют пластину.

Самый сложный демонтаж у канального кондиционера. И не столько сложно снять внутренний блок, хотя до него надо еще добраться, сколько демонтировать систему воздуховодов, адаптеров, диффузоров и решеток.

Для проведения демонтаж сплит системы самостоятельно узнайте механизм оборудования. Процессы схожие, действия идут в обратном порядке. Начинаются процедуры с внутреннего блока – демонтаж заканчивается. Читайте дальше секреты мастера по установке сплит систем.

Порядок установки сплит систем обратный демонтажу

Кондиционер распаковывают, выверяют испещренные цифрами шильдики, на стену в помещении монтируется панель. Внутренний блок преимущественно крепится по верхней кайме – не бойтесь в последнюю очередь приподнять низ, добраться до узлов расстыковки коммуникаций.

Демонтаж сплит системы

Демонтаж сплит системы проводится в обратном порядке. О демонтаже наружного блока:


Прочие шаги очевидны. Каждый может снять внутренний блок, демонтировать несущую скобу, перетащить агрегат к месту нового базирования. Лучше использовать заводскую тару, не забывайте сверять шильдики.

Хотим поблагодарить энтузиастов, догадавшихся снимать видео. Догадки проверены по материалам, полученным при помощи кинокамер. Рассматриваем обзор как пояснение к материалу на Ютуб.