Гедонизм ценностный антипод. Понятие гедонизма и образ мыслей гедонистов

  • Дата: 25.10.2019

Цели образовательные: Учить употреблять вежливые формы обращения, содержащие просьбу, благодарность. Учить формам вежливого общения между людьми.

Коррекционные: Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас. Развивать мышление, корректировать поведение.

Воспитательные: Воспитывать навыки и привычки культурного поведения дома, в общественных местах. Формировать привычки внимательного, доброго отношения к людям.

Оборудование: таблицы по культуре поведения, рассказ В.А.Осеевой "Волшебное слово", бумажный домик к игре "Магазин вежливых слов".

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, вы как думаете, почему мы должны культурно, вежливо себя вести? (... с вежливым человеком приятно общаться...)

Когда закончите школу, вы станете строителями, механизаторами, животноводами, швеями. Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти хорошими, культурными людьми: добрыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться.

Слово "вежливость" произошло от древнерусского слова "вета" - знаток, "ведать" - знать.

Буквальное значение слова "вежливость" - знающий как себя вести. Иначе сказать.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Человеческие качества - вежливость и доброта - неразделимы. Добрый человек всегда вежливо говорит с собеседником. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту. Если у друга удача - добрый человек поздравит его, а если беда - добрые слова помогут утешить и успокоить. Не зря говорят:

"Доброта - она от века
Украшает человека".

Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится теплее, радостнее. Вежливые слова иначе называют "волшебными".

Подумайте, почему их так называют? (...)

III. Сообщение темы урока

О таких словах будем говорить на уроке.

Тема урока: "Вежливые формы обращения, содержащие просьбу или благодарность". (Запись темы на доске и в тетрадях)

IV. Чтение рассказа В.А. Осеевой "Волшебное слово".

V. Беседа по прочитанному:

1. Почему в начале рассказа все и во всем отказывали Павлику?

(... он был грубым, невежливым)

2. Что ему помогло?

(... слово "пожалуйста")

3. Почему слово "пожалуйста" мы называем "волшебным" словом?

4. Какие еще "волшебные" слова вы знаете, когда обращаетесь с просьбой?

VI. Работа с таблицами (чтение таблиц)

а) "Слова, выражающие просьбу":

Пожалуйста,

Разрешите,

Позвольте,

Будьте добры,

Прошу Вас.

А какие слова употребляете, когда вы благодарны человеку за что-то?

(Ответы учащихся)

б) "Слова благодарности":

Спасибо,

Благодарю,

Вы очень любезны,

Очень признателен

А вы пользуетесь такими словами в интернате? дома? в транспорте?

(- В столовой - скажите "спасибо"

Если тебе что-то дали (книгу), скажи "спасибо"

Если тебе сказали "спасибо", ответь - "пожалуйста")

Из истории слов.

Спасибо - старинное слово, "спаси Бог" - спаси вас Бог за ваши добрые слова, дела.

Благодарю - дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость, хорошее дело.

VII. Работа в тетрадях. Записать слова благодарности и слова, выражающие просьбу (с таблицы).

VIII. Чтение стихотворения "Невежливая вежливость".

Всегда ли "вежливые" слова имеют волшебную силу? Ответить на этот вопрос вам поможет стихотворение "Не вежливая вежливость".

Мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться "вежливыми" словами, послушайте, что у него получилось.

Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым "здравствуй" говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок,
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернул за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку -
Как невежлива девчонка...
Нес вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды - прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал! Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?

Мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться "вежливыми" словами. Хотя и произносил "волшебные" слова, но оказался невежливым. Почему?

(... произносил Петрусь "волшебные" слова резким тоном, грубо)

Сила "волшебных" слов зависит от того, как ты их произносишь.

Х. Чтение таблицы

Произносить волшебные слова нужно вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься. Тем самым проявляешь уважение к собеседнику.

А если ты обращаешься резким тоном, отвернувшись в сторону, хотя и произносишь "волшебные" слова, но ты проявляешь неуважение к человеку.

ХI. Сценка "Пожалуйста"

Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отвернулась. Она боялась, что Лена испачкает ей брюки.

Девочка, сиди спокойно, пожалуйста.

Так нельзя вести себя - заметила Леночке старушка, сидевшая напротив.

А что я сделала? возразила Леночка.

Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И она, надувшись, стала смотреть в окно.

И девочка, и старушка произнесли слово "пожалуйста".

Можно ли назвать Леночкино "пожалуйста" волшебным словом? Почему?

ХII. Вспомнить пословицы о вежливости, добре, воспитанности.

Пословицы.

Учись доброму - дурное на ум не придет

Про доброе дело говорите смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Как проживешь, так и прослывешь.

Худо жить без ласкового слова.

Не мудрен привет, а сердце покоряет.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

- "Спасибо" - великое дело.

Вежливости открываются все двери.

Ничего не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Вежливость украшает человека.

- "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть))

Ласковым словом и камень растопишь.

Красив тот, кто красиво поступает.

Добро помни, а зло забывай.

За добро платят добром.

ХIII. Закрепление.

Теперь проверим, как вы научились употреблять "волшебные слова".

1. Игра-упражнение "Магазин вежливых слов".

На полках в магазине стояли вежливые слова: благодарности (спасибо, благодарю, Вы очень любезны, очень признательны) и просьбы (пожалуйста, разрешите, позвольте, будьте добры, прошу Вас).

Но вдруг подул сильный ветер, и все слова упали и перепутались.

Надо их снова расставить по полкам.

(На доске прикрепляется бумажный домик. Окна домика служат полками-ветринами. "Волшебные" слова написаны на карточках. Два ученика расставляют карточки со словами на полки).

2. Упражнения - ситуации

Как бы вы поступили в той или иной ситуации:

а) Вы забыли ручку в спальне, попросите ее у товарища.

б) Вы пришли в столовую, и вам не хватило чая. Как вы поступите?

в) Вы едете в автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров прокомпостировать билет.

г) Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря нужную книгу.

XIV. Чтение стихотворения М. Танича

И закончим наш урок стихотворением - призывом, которое написал Михаил Танич

"Извини", "пожалуйста", "прости" и "разреши"

Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы, таблицы умноженья,
Есть еще таблица, таблица уваженья.
Помните как азбуку,
Как дважды два:
"Спасибо" и "пожалуйста" -
Волшебные слова.
Всюду, где нескромному укажут от ворот,
Вежливый попросит, попросит и пройдет.
Перед словом вежливым двери отворяются,
Пусть оно почаще, почаще повторяется.
На доске написана пословица

Вежливости открываются все двери.

Вот оказывается, как. Чтобы куда-то пройти, о чем-то попросить надо вежливое слово сказать, или за что-то вежливо поблагодарить и тогда перед тобой "откроются двери", откликнутся на твою просьбу.

XV. Итог урока:

1. О каких словах говорили на уроке?

2. Как правильно произносить "волшебные" слова?

3. Оценки за работу на уроке.

4. Поблагодарим гостей за то, что они нас посетили и скажем им слово благодарности... (хором) "спа-си-бо".

Гедонизм – это философское течение, суть которого заключается в том, что удовольствие является наиболее важным стремлением человечества. Термин происходит от греческого «Hedone » и в прямом смысле значит – удовольствие.

Что такое ГЕДОНИЗМ — значение, определение простыми словами.

Простыми словами, гедонисты считают, что смысл жизни и величайшее благо для человека заключается в получении удовольствия. А злом являются любые проявления боли и страданий.

Гедонизм и общество.

Как правило, гедонизм предполагает индивидуальную позицию человека, неразрывно связанную с эгоизмом. Что означает стремление каждого человека искать свое собственное благо во всех сферах жизнедеятельности.

Более развитой и формой гедонизма является – утилитаризм . В данной концепции заложены принципы всеобщего блага. ценность любого действия, определяется вкладом в общую полезность по отношению к умножению блага для всего общества.

Гедонизм с точки зрения психологии.

С точки зрения психологии, люди изначально построены таким образом, что бы желать исключительно удовольствие во всех проявлениях. Это является абсолютно нормальной и здоровой чертой любого индивидуума.

Интерес к гедонизму как направлению мысли и жизненной философии зашкаливает, потому что все человечество, получив определенную порцию свободы, не знает, как ей лучше распорядиться. Трех вещей никогда не бывает достаточно человеку: счастья, удовольствия и времени. В настоящей статье мы поговорим о феномене гедонизма и о том, гедонист - это кто? Как его распознать?

Серен Кьеркегор и его понимание гедониста как типа

Датский мыслитель свою антропологию выстроил на духовной эволюции человека от эстетика (гедониста) через этика к «рыцарю веры». Мы не будем рассматривать в нашей статье ни этика, ни рыцаря веры. Нас прежде всего интересует эстетик.

По мнению С. Кьеркегора, гедонист - это человек без четкой системы взглядов. Он очень зависим от внешних впечатлений, вернее, внешних удовольствий. Он ничего не предлагает реальности, он лишь от нее ждет каких-то движений. Мир обязан гедонисту, он должен удовлетворять его потребности.

Для философа крушение такого миропонимания предопределено его пустотой, т. е. сколько бы эстетик ни пробыл в своем состоянии, он все равно обречен пережить кризис, который заканчивается переходом к следующей антропологической ступени, а именно к этику. Надеемся, этот не слишком сложный пример разъяснит читателю значение слова «гедонист».

Как нетрудно догадаться, этик - это человек с жестким внутренним моральным каркасом. На нем держится его субъективность. Но мы, как и обещали, останавливаемся на этом и продолжаем о гедонизме.

Зигмунд Фрейд и естественный человеческий гедонизм

Родоначальник психоанализа полагал, что гедонист - это человек без всяких оговорок. Каждый из нас стремится к наслаждению. И это незаметно лишь потому, что чем старше человек становится, тем труднее ему получать удовольствие от жизни. Все будет понятно на простых примерах.

Младенец испытывает наслаждение от удовлетворения своих потребностей в сне, еде и ласке. Затем, когда ребенок растет, он вынужден ограничивать свое естественное стремление к наслаждению. На психоаналитическом языке это называется так: принцип удовольствия подчиняется принципу реальности.

Взрослый же вообще получает удовольствие зачастую только социально одобряемым способом и только в то время, когда он свободен от своих общественных обязанностей, т. е. у взрослого человека времени на наслаждения не так уж и много.

Но нет худа без добра. Если человек может отодвинуть свое наслаждение на некоторое время, дождавшись подходящего момента, то в процессе ожидания он может, например, написать книгу или статью. Таким образом, он с одной стороны, сделает что-то полезное для общества, а с другой стороны, получит некоторый заменитель удовольствия, найдет временное успокоение в творчестве. Небольшая ремарка: удовольствие мыслится Фрейдом исключительно в контексте сексуальности или ее производных.

Явление, когда сексуальная энергия перенаправляется на культурнозначимые цели, называется сублимацией. Собственно, так и созидается культура, согласно Фрейду. Человек хочет все время наслаждаться, а общество постоянно его подавляет, играя на этом естественном стремлении. И первый вынужден подчиняться.

Почему постоянное наслаждение - это плохо?

Из всего вышесказанного может сложиться впечатление, что панацея такова: пусть цивилизация отпустит человека на волю, даст ему возможность наслаждаться, и он обретет счастье. Если это так, то очень жаль, что создалось такое впечатление. Человек существо нелинейное и чрезвычайно сложное. Он - есть сумма различных факторов и влияний, но если оставаться в системе координат «наслаждение-страдание», то только индивидуальное соотношение и создает личность человека. Далее читателя ждет пример, который поможет ему понять поведение гедониста.

Если людей отдать на откуп только наслаждению, то они превратятся в крыс из известного опыта. Напомним читателю, что суть опыта такова. К центру удовольствия в мозге крысы подключили электроды и научили ее жать на педаль, таким образом стимулируя центр удовольствия, и она умерла от голода и истощения, так как только и делала, что нажимала на злосчастный рычаг. Если дорогому читателю этого мало, то пусть он подумает о наркоманах и алкоголиках, которые пожелали, чтобы их жизнь была беспрестанным кайфом. В итоге про первого можно сказать, что гедонист - это он. Правда, человек с зависимостью потерпел фиаско в своей погоне за удовольствием.

Гедонисты современности, кто они?

Это сложный вопрос. С одной стороны, нужно четко знать среду современных искателей наслаждений, а с другой, быть как бы за ее пределами, чтобы трезво оценить. Но мы попробуем ответить. Прежде всего надо четко различать медийные конструкты такого рода людей и подлинных любимцев жизни, купающихся в наслаждении.

Медийные конструкты, или поддельные гедонисты (честные труженики)

Существует живучий миф о том, что работать на заводе - плохо, а петь на сцене - хорошо, т. е. в первом случае - тяжело, а во втором - жизнь заливается арбузным сахаром. Это миф фабрикуется сознательно теми, кто делает деньги на российском шоу-бизнесе. Скрывая от зрителя и потенциального участника то, на каком труде стоит мимолетная слава поп-звезд, даже при условии, что у них нет ни слуха, ни голоса, и они - есть полностью продукт своих продюсеров. Все, кто светятся на экране в прямом и переносном смысле слова, не являются по-настоящему прожигателями жизни, ибо они только создают определенный эффект для зрителя, а на построение миражей уходит много жизненных сил.

Истинные гедонисты, или ходячие мертвецы

Жаль разочаровывать читателя, но об истинных современных гедонистах мы не знаем ничего, ибо к ним относится «золотая молодежь», которая пропадает в дорогих заграничных клиниках, специализирующихся на лечении наркомании, алкоголизма и пристрастии и азартным играм. Последовательный искатель наслаждений не может жить долго. Это противоречит самой идее полного и абсолютного удовольствия. Фактически удел таких людей, которые хотят только наслаждаться, мало чем отличается от участи той крысы из знаменитого опыта (мы его приводили чуть выше). Таковы безрадостные примеры гедонистов.

Все хорошо в меру

Не стоит думать, что наслажение - это плохо. Все хорошо в меру. Давление и время формируют идеальный образец человеческой породы. Люди не должны излишне чем-то увлекаться, кроме любви (и то в определенном возрасте). Много наслаждения сформирует тип личности «гедонист», который мало на что способен в жизни. Уж слишком ему все легко давалось. В итоге не обнаружилось в нем умения противостоять сложным жизненным обстоятельствам, а выход - наркотики, дабы убежать от проблем.

Но и чрезмерные страдания не сулят ничего хорошего. Озлобленность и внутренняя сломленность - это результаты постоянных трагических испытаний. Каждое поколение людей вынуждено искать баланс между страданием и наслаждением, чтобы род человеческий не сгинул. Пока мы справляемся, судя по всему, но не без затруднений.

Сейчас почти каждый представитель рода человеческого хочет трех вещей:

  • удовольствия;
  • вечной молодости (здоровья);
  • счастья.

Причем удовольствие и счастье в большинстве случаев сливаются в один феномен. Люди полагают, что, достигнув наслаждения, они доберутся и до высшей точки человеческого существования - счастья.

Что такое гедонизм

Гедонизм - это система ценностей, усматривающая высшую цель человеческого существования в наслаждении. Для гедониста наслаждение и счастье - синонимы. Причем здесь совершенно неважно, от чего человек получает наибольшее удовольствие: от чувственных (сексуальных, гастрономических) или интеллектуально-духовных (чтение книг, просмотр фильмов) наслаждений. Интеллектуальные усилия и чувственные удовольствия ставятся в один ряд тогда, когда первые не преследуют цель обучения, а совершаются исключительно ради наслаждения. Другими словами, можно сказать, что гедонизм - это, помимо всего прочего, еще и деятельность, не отягощенная целью и какими бы то ни было внешними или внутренними результатами. Например, человек смотрит фильмы и читает книги только ради развлечения или повышения самооценки.

Гедонизм глубоко укоренен в природе человека

Наверное, самый широко известный психолог XX века З. Фрейд положил в основание своего учения (психоанализа) принцип гедонизма (удовольствия). По мнению австрийского врача, человек - природный гедонист. В младенчестве его потребности удовлетворяются непосредственно и быстро: жажда, голод, потребность в материнской опеке. Когда же человек вырастает, общество предъявляет к нему требования и настаивает на том, чтобы он контролировал, сдерживал свое стремление к удовольствию и удовлетворял свои потребности в подходящее время. Говоря психоаналитическим языком, общество хочет, чтобы "принципу реальности" подчинялся "принцип удовольствия".

Таким образом, общество в некотором смысле управляет человеком посредством «жетонного метода»: поучился, потрудился - насладись. При этом понятно, что жизнь не может состоять из одного сплошного удовольствия, потому что такая форма существования, хоть она и возможна для некоторых (например, дети очень богатых родителей), ведет к моральному распаду и в итоге к социальной деградации.

Алкоголики и наркоманы как жертвы бездумного стремления к наслаждению

Есть один очень известный эксперимент: к центру удовольствия в мозге крысы присоединили электрод, а провод, идущий от него, прикрепили к педали и сделали так, чтобы каждый раз, когда крыса нажимала на педаль, электрический разряд стимулировал центр удовольствия. Через некоторое время крыса отказалась от воды и еды и только жала на педаль, беспрестанно наслаждаясь, утопая в сладостной истоме, но удовольствие постепенно убивало ее. Именно поэтому гедонизм - это система ценностей, нуждающаяся в нравственно-моральном ограничителе.

Может быть, это прозвучит жестоко и цинично, но алкоголики и наркоманы - это такие же "крысы", которые забыли мир ради наслаждения. Алкоголик ради бутылки. Наркоман ради дозы. Уловка зависимостей в том, что они дают быстрое ощущение счастья. А вообще-то в жизни миг счастья следует заслужить. Например, человек трудится-трудится, и когда работа закончена, он испытывает внезапный (может быть, ожидаемый) «укол» счастья. Но через некоторое время снова надо работать. Кто же на это согласится?

Стимуляторы же дают безбрежное ощущение счастья почти без усилий по сравнению с реальным трудом, фактически воплощая основной постулат человеческого существования, на котором настаивает этика гедонизма в своем вульгарном выражении: нужно жить так, чтобы бытие доставляло как можно больше удовольствия. И по возможности наслаждения должны быть максимально интенсивными.

Еда и секс как ловушки для ценителей чувственных удовольствий

Но в группе риска не только любители экспериментов со своим сознанием. Обжорам и сластолюбцам тоже не следует расслабляться. Правда, первые теряют человеческих облик и разрушают только себя, а вот вторые вполне могут навредить и другим.

Фильм «Основной инстинкт». Случай Кэтрин Трамелл

Здесь не будет подробного описания сюжета фильма, потому что это не входит в задачи, но следует сказать, что Кэтрин Трамелл - это классический случай гедониста, перешедшего границы добра и зла. Почему она это сделала? Потому что ей стал скучен обычный секс, и она обратилась к сексу, сопряженному с убийством для остроты ощущений. Если наслаждение не преследует никакой моральной цели, то оно быстро наскучивает. Человек переходит от одного наслаждения к другому, нигде не находя покоя (классическое описание такого состояния дано у С. Кьеркегора в его книге "Наслаждение и долг"). Затем он также случайно, не замечая, оставляет позади все моральные общественные установления. И если мера скуки превысила все возможные пределы, то гедонист не остановится даже перед убийством - все только для того, чтобы себя хоть как-то развлечь. Кстати, таким человеком был еще и римский император Нерон. При этом вышесказанное не означает, что само наслаждение или стремление к нему преступно. Само удовольствие не может быть каким-то образом морально окрашено. Гедонизм - это преступление, но только тогда, когда удовольствие для человека самоценно и ему решительно все равно, из какого источника его черпать.

Формы морального ограничения желаний

  1. Золотое правило нравственности. Наслаждение - это результат, а побудительной силой выступают человеческие желания. Поэтому в идеале все стремления человека должны согласовываться с золотым правилом нравственности, которое звучит (в самом общем виде) так: «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой».
  2. Творчество. В нем есть и страстность, и стремительность порывов, и свобода. Когда человек творит, он восходит на Эверест наслаждения, и это удовольствие высшей пробы. В нем смешаны и духовные, и чувственные наслаждения. В нем есть и отдохновение, и труд. И вместе с тем оно требует от творца высочайшей концентрации и самоотверженности.

Наслаждение и смысл жизни

Вооружившись вышесказанным, нетрудно понять, что девиз «смысл жизни - гедонизм» может существовать только в случае, если удовольствие одухотворено и подчиняется определенным моральным ограничениями. Сами наслаждения не могут быть положены в основу жизни или человеческого счастья, потому что они всегда приводят вместе с собой скуку, и этого никак не избежать.

Другое дело, когда человек находит удовольствие в труде или самопожертвовании, тогда выигрывает и он, и общество. К тому же любая, даже самая незначительная деятельность, которая не причиняет вреда окружающим и ведет к гармонизации внутреннего мира, может стать источником смысла жизни для человека. За редким исключением так полагали и мудрецы (Например, А. Шопенгауэр и Эпикур). Для них гедонизм в философии - это, прежде всего, не интенсивность удовольствий, а отсутствие страданий.

Были, конечно, и те, кто настаивал на наслаждении во всех его многообразных формах (например, мыслители эпохи Возрождения). Но сейчас и так большинство людей буквально сошли с ума на почве поклонения удовольствиям. Современный человек отчаянно жаждет наслаждений, гармонии внутренней и внешней жизни и поэтому покупает и покупает разные вещи, надеясь, что они заменят ему счастье. И в обществе тотального потребления всего и вся как нельзя кстати придется определение о том, что гедонизм в философии - это главным образом отсутствие страданий, а не постоянный мутный поток сомнительных чувственных удовольствий.

У каждого из нас, осознаем мы это или нет, есть свой жизненный стержень, определенное мировоззрение на цель существования человека и свой набор жизненных ценностей, которые мы ставим превыше всего. особенности и извечный поиск жизненных ценностей привели к появлению множества субкультур, среди которых готы, эмо, трэш, гедонисты и т.д. и т.п. Последние в наше время составляют довольно многочисленную группу, и потому поговорим о них в первую очередь.

История появления данного мировоззрения

Гедонист - это человек, для которого главной и наивысшим благом является получение наслаждений и удовольствия. Соответственно, он всячески старается избегать всего, что может принести страдание. Данная жизненная позиция имеет очень богатую историю. Начало учения, обосновывающего такой появилось примерно в 400 году до нашей эры в Древней Греции. В то время там жил Аристипп Киренский, который впервые развил и проповедовал данное учение. Изначально считалось, что гедонист - это человек, для которого добром является все то, что приносит наслаждение. Из этого вытекает, что приоритет потребностей индивида, разделяющего данное учение, всегда будет выше перед социальными установлениями, которые превращаются в условности, ограничивающие его свободу. Такая точка зрения нередко приводила к крайностям. Так, среди последователей Аристиппа появились и такие, которые считали, что гедонист - это тот, для которого любое удовольствие является оправданным, и этим объясняли все свои действия, направленные на получение наслаждения.

Мудрый Сократ критиковал эту крайность. Он признавал, что удовольствия играют большую роль в жизни, но вместе с тем подразделял их на хорошие и дурные, а также истинные и ложные. Аристотель вообще не признавал их за благо и считал, что сами по себе они не достойны быть Несмотря на такую критику, школа гедонистов не прекратила свое существование и получила развитие в виде умеренного варианта, предложенного Эпикуром.

Этот греческий философ учил, что лишь необходимые и естественные удовольствия, не разрушающие невозмутимость человеческой души, достойны быть целью устремлений личности. В эпоху Возрождения в основном преобладала мягкая эпикурейская версия этого течения. А начиная с конца 18 века, гедонизм плавно приобретает новую форму - утилитаризм. Его особенность в том, что моральная ценность поступка или поведения определяется полезностью.

Почему к гедонизму многие относятся негативно

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что все хорошо лишь в меру. Это же правило касается и получения удовольствий. Хотите узнать, кто такой настоящий гедонист? Это человек, который чересчур увлечен получением физиологических наслаждений. Он переедает вредную пищу, пьет разрушающий его тело и разум алкоголь, курит табак и полностью безответственен в сексе.

Классический портрет выглядит так: объевшийся гедонист отлучается, чтобы вызвать рвоту для возможности продолжить застолье. Гедонисты довольно эгоистичны, но вместе с тем легко сходятся между собой, если чувствуют, что это может принести им какую-то пользу, например, сделать карьеру.