Непрерывное медицинское образование для врачей поэтапные действия. Общество клинической онкологии успешно участвует в реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования Непрерывное образование медицинских работников

  • Дата: 28.01.2024

В России продолжается активный процесс смены систем оценки профессиональных навыков медицинских работников: сертификация врачей заменяется аккредитацией, а месячные сертификационные циклы - непрерывным медицинским образованием. С какими же проблемами столкнулись врачи после запуска новой системы?

Проблемы аккредитации врачей

Формально система аккредитации врачей заработала еще 1 января 2016 года. Однако страна оказалась к ней не готова – ни нормативно, ни финансово, ни организационно. Если в прошлом году первичную аккредитацию прошли выпускники стоматологического и фармацевтического факультетов медвузов страны, то с этого года в аккредитацию вступают так называемые «крупные» факультеты – выпускники лечебного и педиатрического факультетов. С 2018 года в систему вольются выпускники бакалавриата, сестринских факультетов, выпускники ординатуры и врачи, прошедшие профессиональную переподготовку.

«Предательство» со стороны медвузов

Одна из главных проблем – неготовность системы медицинской профессиональной подготовки следовать за новыми образовательными стандартами, которые, к слову сказать, были утверждены только в прошлом учебном году. Как подчеркивает проректор Тюменского государственного медицинского университета Ольга Фролова, система образования не может измениться мгновенно, и за такой короткий срок подготовить опытного специалиста невозможно.

Проблема неустойчивости системы образования волнует не только действующее медицинское сообщество, которому предстоит столкнуться с периодической аккредитацией. «Выпускники медвузов расценивают переход на новую систему, как определенное предательство со стороны учебных заведений, - пояснила проректор ТГМУ. - Они поступали на другие стандарты, и теперь не видят для себя возможности построить карьерную траекторию по системе, отработанной в течение десятилетий. Теперь студенты должны выходить на некую «мифическую» должность «врач терапевт участковый» или «врач педиатр участковый» что, разумеется, резко ограничит их функциональные возможности. Практическое здравоохранение тоже испытывает неуверенность в новых кадрах, так как выпускники приходят без опыта интернатуры, однако сразу начнут выполнять полноценные функции лечащего врача».

Что же касается самой методики прохождения аккредитации, добавила Фролова, то она будет представлять из себя тестирование и проверку практических навыков в условиях, максимально приближенных к реальным. В случае аккредитации специалистов собеседование будет заменено на профессиональное и образовательное портфолио, однако до тех пор, пока процедура периодической и специализированной аккредитации не будет окончательно утверждена, эти мероприятия будут проходить по методике первичной аккредитации выпускников медвузов.

Бойкот работы и самороспуск комиссий

Кстати, во время процедуры первичной аккредитации учебное заведение, выпускающее студента, не будет иметь доступ к месту проведения экзаменов - тестирование будет проводиться только в присутствии аккредитационной комиссии, состоящей из представителей общественных организаций и работодателей. Все члены комиссии работают бесплатно, подчеркнула Фролова. Оплата этого вида детальности запрещена категорически. К сожалению, как только работодатели и общественные организации узнают, что их работа не будет оплачена, возникают проблемы. В некоторых городах члены комиссии бойкотировали аккредитацию, после чего процесс был остановлен до формирования нового состава. Кроме того, частные аптечные организации не готовы предоставлять своих работников для работы в комиссиях с отрывом от выполнения своих функций, тем более, что с увеличением числа медработников, обязанных пройти аккредитацию, работа в комиссии может занимать месяц.

Аккредитация образовательных учреждений

После прохождения процедуры подтверждения соответствия медицинские работники окажутся внутри системы непрерывного медицинского образования и за следующие 12 месяцев должны будут набрать 50 образовательных часов. Из них 36 часов – обучение в образовательных организациях и 14 часов - образовательные мероприятия в общественных структурах. И здесь, по словам проректора, необходимо обратить особое внимание на то, что образовательные организации, предоставляющие сертификаты о прохождении обучения, сами должны быть аккредитованы.

«В настоящее время предлагается множество конференций, которые на деле оказываются спекуляций, - отметила проректор Тюменского ГМУ. - Поэтому все мероприятия такого рода обязательно нужно проверять по реестрам образовательных организаций». Впрочем, добавила она, подобные проблемы стабилизации программы и качества ее выполнения характерны для любого переходного периода. Уже к 2021 году регулярная аккредитация для специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием войдет в рутинную систему и примет тот самый вид, который, по логике Минздрава, позволит значительно улучшить профессиональные качества российских медицинских работников. Впрочем, удастся ли министерству достичь своей цели, будет понятно не раньше, чем через пять лет.

Проблемы НМО

Не меньше вопросов вызывает и программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки, считает завкафедрой медицины катастроф Московского государственного медико-стоматологического университета Николай Ярыгин.

Схема оценки специалистов в настоящее время зависит от сроков ее проведения. Если сертификат получен до 1 января 2016 года, то дальнейшее образование будет проходить либо по классической схеме (обучение раз в пять лет в течение 144 часов и последующий экзамен), либо в рамках пилотного проекта непрерывного медицинского образования, по которому уже пытаются работать образовательные учреждения. Если сертификат получен после 1 января 2016 года, то образовательный процесс будет проходить по индивидуальному пятилетнему плану, включающему 250 часов занятий (50 часов ежегодно). При этом неясно, справятся ли с таким планом учебные учреждения, так как контингент обучающихся специалистов увеличится к 2020 году в три раза.

Не больше трех

Прежде всего, медработник должен зарегистрироваться на портале непрерывного медицинского образования. И здесь начинаются вопросы. На портале НМО можно указать только три специальности, которыми владеет медработник в рамках своего профиля. Однако многие врачи владеют четырьмя и более специальностями. Как регистрироваться в этом случае, совершенно непонятно, говорит Николай Ярыгин. Кроме того, неясно, должны ли учебные часы распределяться на все три специальности, или необходимо тратить по 50 часов на каждую дисциплину. Это весьма актуальный вопрос, подчеркивает он, так как преподаватели высшей школы должны проходить аккредитацию и по этому виду деятельности. В этом случае на выполнение своих должностных обязанностей у них практически не остается времени.

Еще одна проблема - отсутствие возможности внести в личный кабинет на портале данные о ранее полученных сертификатах, выданных за участие в образовательных мероприятиях. «Лично мне соответствующую ячейку обнаружить не удалось. Следовательно, сертификаты, полученные до появления аккаунта на портале, останутся незарегистрированными», - говорит Николай Ярыгин.

Другая проблема состоит в том, что зарегистрированный пользователь обязан заключить договор с образовательным учреждением, которое выстраивает программу пятилетнего обучения. Однако как именно выстраивать эту программу, учебные заведения не знают, тем более что примерных программ, которые можно переработать в соответствии со специальностью, до сих пор нет. Более того, создавать такие программы пока практически не для кого - на портале зарегистрировано крайне мало специалистов.

Недостаток образовательных семинаров

Серьезной проблемой для врача может стать ограниченное количество образовательных мероприятий в рамках его специальности. Как известно, минимум 36 часов в год врач должен потратить на обучение в образовательном учреждении и 14 - на участие в аккредитованных образовательных конференциях. Но если такие направления, как терапия и кардиология проявляют в достаточную активность, то в других специальностях конференции носят разовый характер. В частности, количество сертифицированных конференций по терапии составляет примерно 250 в год, тогда как по травматологи планируется всего две, причем одна в Казани, а другая – в Ярославле. А сертифицированных конференций по таким специальностям, как мануальна терапия, иглотерапия нет вообще. В большинстве случаев слушатели посещают смежные мероприятия, большинство из которых на самом деле даже не сертифицированы. Например, ежемесячные заседания общества хирургов, на которых проходят образовательные конференции, предоставляют участникам определенное количество баллов, но так как само общество не сертифицировано, эти баллы в итоговое портфолио не войдут.

Аккредитацию планируется поводить во многих образовательных учреждениях, однако главные врачи в Москве уже заявили о том, что намерены брать на работу специалистов, прошедших тестирование только в определенных вузах, таких как Первый МГМУ имени И.М. Сеченова, и Российская медицинская академия последипломного образования. Но в этом случае с учетом всех врачей, которые работают в Москве, оба учреждения ежедневно должны пропускать через себя триста человек, включая субботу и воскресения, работая без перерывов и выходных - с таким потоком справиться физически не возможно.

Представляет проблему и отсутствие понимания, как будет проводиться аккредитация врачей, проучившихся по определенной программе. Многие медработники являются узкими специалистами в рамках своего профиля, а значит, имеют квалификацию в определенных направлениях, не затрагивая остальных векторов отрасли. Будут ли образовательные программы разбиты на конкретные дисциплины, и как они будут обновляться каждые пять лет, до сих пор непонятно.

Оплата образования

Важным аспектом, тормозящим процесс непрерывного медицинского образования, могут стать проблемы с возможностью выполнения учебно-производственного плана, особенно в тех районах России, где количество конференций минимально, или доступность обучения медработника ограничена в силу больших расстояний. Кроме того, ряд клиник не намерен отпускать своих работников в длительный отпуск на период обучения. В этом случае положение может спасти дистанционное обучение в совокупности со снижением объема госзадания по дополнительному профессиональному образованию.

Наконец, важный вопрос - оплата образования медработников. Согласно программе, аккредитация врачей должна проходить за счет средств ОМС, однако современная система страхования к этому не готова. Средства ФОМС, выделяемые на образование, входят в ту же расходную часть, что и средства на ремонт, закупку оборудования и приобретение лекарственных препаратов. Главный врач, которому необходимо обеспечить больницу лекарствами и медикаментами, в первую очередь покроет именно эти затраты. В итоге на образование медперсонала, особенно в больших клинках, практически не остается средств, хотя для руководства клиники должно быть очевидно, что качество медицинской помощи полностью зависит от качества полученных медработником знаний и умений, и не может быть выше, чем уровень образования врача.

Все эти проблемы требуют оперативного решения - если существующие недочеты в ближайшее время не будут устранены, реализация проектов непрерывного медицинского образования и аккредитации врачей может оказаться под вопросом.

Что такое система НМО

НМО, - непрерывное медицинское образование, - новая форма повышения квалификации медицинских работников. НМО отличает непрерывность, использование инновационных технологий (дистанционные, электронные, симуляционные технологии), а также возможность выстраивания персональной траектории обучения, что обеспечивает получение знаний, умений, навыков и компетенций, соответствующих потребностям специалистов. В рамках развития системы НМО Минздравом России совместно с профессиональными НКО запущена модель отработки основных принципов НМО (см.приказы 837 , ).

Как применить накопленные баллы (кредиты)

Баллы (часы, кредиты), накапливаемые медицинскими работниками при участии в образовательных мероприятиях и изучении электронных образовательных материалов могут быть использованы ТОЛЬКО в рамках Модели отработки основных принципов НМО.

Зачем участвовать в реализации модели

В настоящее время медицинские работники обязаны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию, - проходить обучение в объеме 144 часа (4 недели) для продления права осуществлять профессиональную деятельность.

В модели реализации отработки основных принципов НМО врачам предлагается пройти обучение по новой программе, в которой 108 академических часов реализуется образовательной организацией (не менее 50% с использованием дистанционных технологий), а 36 часов - за счет образовательной активности, предоставляемой медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по специальностям. Из указанных 36 часов 16 часов набираются путем участия в аудиторных (конференции, семинары, мастер-классы и т.п.) или онлайн (вебинары, интернет-лекции) учебных мероприятиях, и 20 часов - при самостоятельном изучении электронных учебных модулей.

Врачи принимают участие в Модели на добровольной основе.

По окончании обучения врач представляет в образовательную организацию отчет об образовательной активности в рамках НМО.

Как принять участие в реализации модели

Врачу необходимо:

  1. выбрать программу ДПО в образовательной организации (список организаций доступен в разделе Организации)
  2. заключить договор с образовательной организацией на обучение по выбранной программе
  3. Зарегистрироваться на сайте www.sovetnmo.ru в разделе "План обучения" (это Ваш "личный кабинет" на сайте) и начать планирование образовательной активности
  4. выбрать интересующие мероприятия и электронные модули, опубликованные на сайте sovetnmo.ru в разделах "Мероприятия" и "Модули" соответственно

Как вести учет образовательной активности

По итогам учебных мероприятий, обеспеченных кредитами всем слушателям выдается Свидетельство НМО установленного образца с указанием индивидуального кода подтверждения. При вводе (активации) данного кода в специальном поле в разделе "План обучения" (Ваш "личный кабинет" на сайте) появляется запись о прохождении учебного мероприятия.

Информация об успешном изучении размещенных на сайте электронных образовательных модулей добавляется в раздел "План обучения" автоматически.

Свидетельство НМО

Свидетельства НМО выдаются организаторами (провайдерами) учебных мероприятий. Информационные электронные сообщения о начислении кредитов направляются зарегистрированным пользователям по электронному адресу, указанному при регистрации, после активации индивидуальных кодов или по прохождению электронного учебного модуля. Пользователи должны обеспечить сохранность указанных документов и информации для подтверждения, при возникновении такой необходимости, накопленных кредитов.

Индивидуальный код подтверждения (ИКП)

Индивидуальный код подтверждения является буквенно-числовой комбинацией состоящей 13 символов и имеет вид XXXX-XXXXXXXX. В коде используются латинские буквы (кроме "О") и цифры. Для активации коды необходимо ввести код без учета регистра ввода, дополнительных пробелов и символов. ВНИМАНИЕ: Буква "О" в коде не используется, следует вводить "ноль"!

Не удается активировать ИКП

Если Вам не удается активировать ИКП указанный в Свидетельстве НМО или при активации ИКП появляется сообщение "Код не был активирован. Возможно код неверен или уже был активирован ранее", необходимо направить письмо на адрес [email protected] с со следующей информацией:

  1. Название мероприятия
  2. Дата проведения
  3. Место проведения
  4. ИКП, который необходимо активировать.

Когда появятся учебные мероприятия и/или электронные учебные модули по специальности

Информация о новых учебных мероприятиях и электронных учебных модулях, обеспеченных кредитами, размещается на сайте Комиссии по мере поступления заявок на оценку для НМО от провайдеров мероприятий и электронных модулей. То есть наличие учебных мероприятий и электронных модулей зависит только от активности провайдеров. Обращаем Ваше внимание на то, что сама Комиссия НЕ создает электронные учебные модули и НЕ проводит учебные мероприятия.

После участия в учебном мероприятии не получил Свидетельство НМО

По вопросам выдачи Свидетельства НМО необходимо обращаться к Провайдеру (организатору) учебного мероприятия. Комиссия НЕ выдает Свидетельств НМО.

Могут ли учитываться баллы (кредиты), полученные на зарубежных учебных и научных мероприятиях

Баллы, полученные за учебные мероприятия в системе непрерывного медицинского образования (непрерывного профессионального развития) ЕС, США и других стран, не могут учитываться в системе НМО в Российской Федерации. Баллы будут учитываться в будущем при условии реализации достигнутого соглашения о намерении гармонизации системы НМО Российской Федерации и Евросоюза (с учетом всех мероприятий, проводимых в странах, которые принимаются к зачету в ЕС).

Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России http://edu.rosminzdrav.ru

Портал для специалистов в сфере здравоохранения, обеспечивающий организацию и учет образовательной активности в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования.На портале Вы сможете:

  • Получать общую информацию о системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
  • Вступать в пятилетний цикл обучения по специальности, планировать и учитывать свою образовательную активность;
  • Выбирать программы для обучения в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования и/или с применением образовательного сертификата вне пятилетних циклов обучения по специальности.

Для чего нужно синхронизировать аккаунты на порталах http://edu.rosminzdrav.ru и www.sovetnmo.ru

Синхронизация аккаунтов необходима для того чтобы образовательная активность за счет различных образовательных мероприятий (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары), дистанционные интерактивные образовательные модули), учет которой специалист ведет на сайте www.sovetnmo.ru отображалась в Личном кабинете на портале http://edu.rosminzdrav.ru

Как синхронизировать аккаунты на портале http://edu.rosminzdrav.ru и www.sovetnmo.ru

Процедура синхронизации аккаунтов описана в Личном кабинете на портале http://edu.rosminzdrav.ru, в разделе Личные сведения. Синхронизация проводится один раз и занимает определенное время.

У меня есть Личный кабинет на http://edu.rosminzdrav.ru и www.sovetnmo.ru. Где я должен активировать ИКП, полученные по итогам образовательных мероприятий?

ИКП, полученные по итогам участия в образовательных мероприятиях и за изучение образовательных модулей необходимо активировать в Личном кабинете на сайте www.sovetnmo.ru.

ВНИМАНИЕ!! Учебные мероприятия и электронные учебные модули, не размещенные на сайте www.sovetnmo.ru, не обеспечиваются образовательными кредитами в рамках Модели отработки основных принципов НМО. Наличие в материалах учебных мероприятий или электронных модулей информации об образовательных кредитах не является гарантией того, что кредиты будут зачислены. Проверяйте эту информацию на нашем сайте.

Проект непрерывного медицинского образования

Качество оказания медицинской помощи населению страны, оптимальное использование ресурсов системы здравоохранения, повышение эффективности здравоохранения субъектов Российской Федерации, определенные указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.№ 598, напрямую зависят от уровня подготовки медицинских специалистов,владеющих современными методами диагностики и лечения заболеваний, способных применять новейшие достижения медицинской науки, обеспечить профилактическую направленность ведения пациента.

Для обеспечения качества медицинской помощи врач должен постоянно совершенствоваться. Он обязан быть в курсе новейших достижений медицинской науки и поддерживать свой уровень знаний и навыков. В этом врачу поможет непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (НМО).

Опираясь на действующую законодательную базу, термин НМО, можно определить, как обязательное для медицинских и фармацевтических работников, постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей жизни.

По инициативе Минздрава России, Национальной Медицинской Палаты и профессиональных медицинских обществ по различным специальностям с 01.12.2013 г. в России стартовал федеральный пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию для врачей первичного звена. Пилотный проект «Внедрение НМО» проводится Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России с целью отработки основных принципов внедрения непрерывного медицинского образования. Согласно приказу Минздрава России №328 от 09.06.2015г. было решено продление Пилотного проекта до 2020 г. с включением врачей всех специальностей и всех ВУЗов.

Основная цель НМО - обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями.

К 2018 г. необходимо достигнуть следующих значений этих показателей:

    Соответствие проводимого лечения пациентов клиническим рекомендациям профессиональных медицинских обществ (некоммерческих организаций) – не менее 90%.

    Доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационаре – не более 4%.

    Доля пациентов, завивших о медицинской ошибке во время лечения – не более 5%.

    Стандартизованный(по полу, возрасту, диагнозу и длительности пребывания в стационаре)коэффициент летальности или отношение фактической летальности к установленной– не менее 85%.

    Доля пациентов, госпитализированных в стационар, лечение которых можно было бы организовать в амбулаторных условиях – не более 5%.

    Доля пациентов, получивших на приёме у врача первичного звена рекомендации поведению здорового образа жизни – не менее 90%.

    Снижение доли случаев, в которых выявлены дефекты по результатам экспертизы качества медицинской помощи – не более 20%.

    Снижение доли случаев расхождения диагнозов по результатам патологоанатомических вскрытий в первичном звене – не более 10%.

    Повышение удовлетворённости пациентов качеством медицинской помощи с 33до 60% к 2018 г.

    Приведение квалификации медицинских и фармацевтических работников к международным стандартам к 2018 г.

К основным принципам НМО относятся:

1. Непрерывность процесса (1,5 часа в неделю, краткие циклы по 16 часов).

2. Разнообразие образовательных активностей (мероприятия, проводимые в режиме реального времени –аудиторные занятия, конференции, семинары, симуляционные курсы; электронное обучение - самостоятельное обучение с последующим тестовым контролем (электронные модули).

3. Обеспечение качества материалов и мероприятий:

  • присвоение кредитов утверждается Координационным Советом (КС) на основе международных требований
  • рассмотрение заявки проводится специальной Комиссией по оценке соответствия качества
  • независимая экспертиза проводится экспертами в Комиссии КС
  • обсуждение и утверждение проводится на специальном заседании Общества
  • проводится анализ отзывов врачей.

4. Контроль и учет образовательной активности:

  • регистрация медицинских работников на сайте http://nmorosminzdrav.ru в течение месяца после сертификации в 2016-2020 гг.
  • контроль через федеральный регистр медицинских работников (ФРМР)
  • индивидуальный план обучения(портфолио) - составляется медицинским работником путем добавления зарегистрированных на портале непрерывного медицинского образования Минздрава России образовательных программ вузов, электронных материалов для самостоятельного обучения, образовательных мероприятий, организованных некоммерческими профессиональными медицинскими организациями.

5. Обязанности работодателя:

  • предоставить время для обучения
  • предоставить возможность выбора через образовательный сертификат
  • оплатить мероприятие и командировочные расходы
  • обеспечить доступ на рабочем месте к бумажным и электронным библиотекам.

6. Средства для НМО (образовательный сертификат – это средства, которые врач может потратить на участие в образовательных программах)

  • выбор программы обучения – бронирование места на курсе (срок бронирования 10 дней)
  • путевка с индивидуальным кодом подтверждения высылается на адрес больницы
  • подтверждение руководством больницы – передача врачу индивидуального кода подтверждения (распечатка путевки).
  • подтверждение бронирования – внесение индивидуального кода подтверждения в поле подтверждения.
  • явка на курс с распечатанной путевкой.
  • списание средств с образовательного сертификата.

7. Мотивация участников

В соответствии с этими принципами, каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 часов образовательной активности), а за 5 лет – 250 кредитов.

В рамках этого проекта подготовлены специальные учебные материалы - электронные образовательные модули для дистанционного непрерывного медицинского образования врачей.

Для обучения врачей на территории РФ были переведены на русский язык и отредактированы электронные обучающие модули от компании BMJ PUBLISHING GROUP LIMITED - издательства Британского общества врачей, представляющего доступный информационный ресурс для врачей-терапевтов и врачей общей практики. Данные модули уже активно используются врачами первичного звена в Великобритании, а также в Австрии, Испании, США, Австралии, Новой Зеландии, ОАЭ и др., всего более чем в 50 странах. Для России все модули отредактированы ведущими специалистами профессиональных медицинских обществ по различным специальностям, руководителями медицинских вузов, научно-исследовательских учреждений, академиками РАН.

Готовые модули рекомендованы для использования в системе НМО Координационным советом по развитию НМО и размещаются на информационном портале Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России: http://www.sovetnmo.ru . Врач может выбирать модули по своей специальности, ориентируясь на аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля. После успешного изучения модуля врач получает 1 кредит, который зачисляется в его персональное портфолио. Образовательная активность приведении портфолио измеряется в кредитах. 1 кредит присуждается за 1 час учебной деятельности.

Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются:готовность Национальной медицинской палаты и многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации; наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности(компьютеры, выход в Интернет); наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации «образовательной среды».

Непрерывное медицинское образование (НМО) - это образовательная система для медицинских работников.

Цель: совершенствование базы теоретических знаний и практических навыков, расширение профессиональных компетенций на протяжении всей трудовой жизни медика.

Больше статей в журнале

Рассмотрим в материалах статьи особенности работы системы и алгоритмы обучения медработников в рамках образовательных программ.

Система непрерывного образования медицинских работников

По сути НМО - это инновационная форма повышения квалификации медицинских работников.

Система непрерывного медицинского образования вводится поэтапно. Полный переход к системе планируется завершить к 2026 году. Официальный сайт НМО - sovetnmo.ru .

Если врач получил сертификат специалиста после 1 января 2016 года, то в дальнейшем он будет допускаться к работе только через процедуру аккредитации, которую он будет проходить каждые 5 лет.

Сертификат получен до этого времени - врач сможет получить допуск к работе через привычную процедуру сертификации.

Пятилетний цикл

Медработник должен сформировать индивидуальный пятилетний цикл обучения.

Общая трудоемкость - 250 часов. В течение 5 лет ежегодно надо набирать по 50 часов/ЗЕТов:

  • 36 - по общеобразовательным программам,
  • 14 - по образовательным мероприятиям и интерактивным модулям.

Через 5 лет - пройти периодическую аккредитацию.

Одно их основных преимуществ программы НМО - возможность обучаться дистанционно. Известно, что сегодня здравоохранение в регионах испытывает сильнейшую нехватку специалистов.

Дистанционные образовательные модули позволяют обучаться на дому или на рабочем месте. Проблема необходимости отпустить практикующего врача на учебу сама по себе сходит на нет.

Возможности дистанционного обучения

Для руководящих сотрудников медицинских учреждений открыты специальные учебные программы Школы Главного врача.

По итогам обучения слушатели получают удостоверение установленного образца о повышении квалификации, а также возможность продлить сертификат специалиста. 283 российских руководителя уже проходят курсы.

Выберите курс и начните обучение

Основные принципы НМО

Для того, чтобы непрерывное образование медицинских работников было оплачено из средств ОМС, необходимо подать на имя главврача ЛПУ заявление о направлении на ДПО по программе повышения квалификации.

Работник может самостоятельно выбрать учебное заведение и программу, в которой он будет учиться, в том числе и с помощью сети интернет.

Чтобы сделать выбор и пройти обучение, медработник должен:

  1. Пройти регистрацию на указанном ресурсе.
  2. Выбрать программу обучения из перечня.
  3. Подать предварительную заявку на зачисление на обучение согласно выбранной программе.
  4. Согласовать тему учебной программы, место и сроки прохождения обучения с главврачом своего ЛПУ.
  5. Подать на имя главного врача заявление на прохождение обучения (к заявлению прикладывается распечатанный экземпляр предварительной заявки).

После того, как медработник включен в план мероприятий по организации ДПО по программам повышения квалификации, по месту работы на его имя приходит путевка, содержащая индивидуальный код подтверждения. Ее следует распечатать и с ней явиться на курс обучения.

Администрация ЛПУ, в свою очередь, заключает с образовательным учреждением договор на обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе.

Помимо этого, работодатель обязан предоставить медицинскому работнику время для освоения учебной программы и обеспечить доступ к бумажным и электронным библиотекам на рабочем месте.



Программа медобразования

Программа непрерывного профобразования предполагает самостоятельное формирование учебного плана с последующим его освоением и прохождением процедуры аккредитации через пять лет. По словам Рошаля, НМО в первую очередь должно затронуть врачей первого звена, то есть специалистов участковой службы.

Кроме того, он отметил, что важнейшей составляющей системы является личная заинтересованность медицинских работников, чтобы дополнительная нагрузка была им по силам. Большую роль в этом играют дистанционные учебные модули, которые можно осваивать в любое удобное время. Посмотрите на портале .

Что главврач не вправе требовать от подчиненных

Сейчас система непрерывного медицинского образования - эксперимент. Участие - добровольное. Медработник сам решает, как поступить. За самоуправство работодателю грозит административная ответственность.

4 нельзя в системе НМО

Нельзя требовать учиться в свободное время. Учеба в системе непрерывного медицинского образования может проходить в рабочее время с отрывом либо без отрыва от места работы. Врач должен написать соответствующее заявление на имя главврача. Руководитель обязан его удовлетворить.

Схема направления медработников на курсы: 11 шагов

Направление медицинских работников на курсы складывается из следующих этапов:

  1. Разработка внутреннего нормативного документа, с котором указан порядок выбора сотрудников, подлежащих прохождению КПК в рамках НМО за счет средств ОМС.
  2. Выбор сотрудников, составление их перечня.
  3. Регистрация сотрудников, подлежащих обучению, на сайте НМО, выбор учебных программ.
  4. Написание сотрудниками заявлений о направление на обучение (с подтверждением заявки).
  5. Подтверждение направления на прохождение обучения.
  6. Передача перечня сотрудников в МЗ региона.
  7. Получение из органа исполнительной власти окончательного списка сотрудников.
  8. Заключение договора с учебным заведением.
  9. Направление копии договора в территориальный ФОМС и региональное МЗ.
  10. Получение от сотрудника копии документа о прохождении обучения в течение 10 дней со дня его завершения.
  11. Направление копии документа о завершении обучения в территориальный ФОМС и региональное МЗ.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[О системе непрерывного медицинского образования]

По пунктам, изложенным в обращении, сообщаем следующее.

1. Как уже было указано в предыдущем ответе (наш исходящий N 16-2/2030010 от 11.04.2017), в настоящее время дорабатывается нормативная база системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая позволит учитывать различные виды образовательной активности - обучение по дополнительным профессиональным программам, участие в очных образовательных мероприятиях и освоение дистанционных образовательных модулей.

Нормативно-правовых актов, обязывающих специалистов вступать в систему НМО через портал непрерывного медицинского образования Минздрава России, в настоящее время не существует.

2. До появления соответствующей нормативно-правовой базы участие специалиста в системе НМО является добровольным.

3. В настоящее время не существует нормативно-правовых актов, содержащих подобные нормы, образовательные организации независимо от формы собственности самостоятельно принимают решение о формировании тех или иных образовательных программ. Аккредитация программ в системе НМО в настоящее время не предусмотрена ни одним действующим нормативно-правовым актом.

4. Согласно приказу Минздрава России от 02.06.2016 N 334н первичная аккредитация специалистов проводится в отношении лиц, завершивших обучение в программах высшего медицинского, фармацевтического или иного образования.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями может для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения применяться система зачетных единиц.

Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом.

Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Необходимо отметить, что освоение образовательных программ высшего образования не имеет отношения к НМО.

5. Утверждение о проведении первичной аккредитации образовательными организациями не соответствует действительности. В соответствии с действующей нормативной базой первичная аккредитация проводится в отношении лиц, завершивших обучение в программах высшего образования, и не имеет отношения как к новой модели НМО, так и к действующей системе дополнительного профессионального образования.

Первичная аккредитация проводится аккредитационными комиссиями в помещениях и с использованием оборудования, предоставляемого образовательными организациями. Состав аккредитационных комиссий формируется приказом Минздрава России из числа представителей профессионального сообщества и работодателей.

Заместитель

директора Департамента

А.И.Тарасенко

«Медицина – это не сфера
обслуживания в виде медицинских
услуг, а искусство
врачевания»

В.В. Путин

Президент Российской Федерации


«Внедрение системы непрерывного
медицинского образования является
настоятельным требованием времени и должно
проводиться максимально комфортно»

Д.А. Медведев

Председатель Правительства Российской Федерации


«Качество медицинской помощи
напрямую зависит от
квалификации медицинских
работников»

В.И. Скворцова

Министр здравоохранения Российской Федерации


«Аккредитация – принципиально
новая система, а не смена
названия»

Т.В. Семенова

Заместитель Министра здравоохранения
Россиийской Федерации

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Высокая потребность современного здравоохранения в квалифицированных специалистах и значительный уровень ответственности медицинских и фармацевтических работников перед отдельным гражданином и обществом в целом в настоящее время диктуют необходимость непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков.

Особое значение непрерывность повышения квалификации приобретает в связи с изменением государственного регулирования права на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности:

  • в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 года процедура сертификации поэтапно сменяется процедурой аккредитации специалистов;
  • в соответствии с после 1 января 2021 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности будет подтверждаться через процедуру периодической аккредитации;
  • в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 года №334н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов» , первый этап периодической аккредитации предусматривает оценку отчета за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающего сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации (портфолио).

Однако в условиях стремительного развития медицинских и фармацевтических технологий, подходов к диагностике, лечению, мониторингу и профилактике заболеваний даже систематическое обучение по программам повышения квалификации может оказаться недостаточным для поддержания необходимого профессионального уровня. Поэтому в соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года (далее – Концепция), утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 года №926 , непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (далее – непрерывное образование) осуществляется через :

  • освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ("формальное образование" );
  • обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций ("неформальное образование" );
  • индивидуальную познавательную деятельность ("самообразование" ).

С 2016 года инструментом управления образовательной активностью и учета её результатов является Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России сайт (далее – Портал), который содержит образовательные элементы, соответствующие всем компонентам непрерывного образования (Схема 1.).


Схема 1. Компоненты непрерывного образования и соответствующие им образовательные элементы Портала сайт

Настоящий Портал поможет Вам выполнить минимальные требования к обучению для допуска к профессиональной деятельности, а также воспользоваться полным спектром возможностей обучения в рамках непрерывного образования.

На данный момент обучение с использованием возможности Портала позволяют сформировать личные кабинеты для:

  • специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием;
  • специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ДЛЯ ДОПУСКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Минимальные требования к обучению зависят от предстоящей Вам процедуры допуска к профессиональной деятельности.

Сертификационный экзамен

Если Ваш допуск к профессиональной деятельности заканчивается до 1 января 2021 года, т.е. предыдущий сертификат специалиста был получен до 1 января 2016 года

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 августа 2016 года N 575н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования» из средств нормированного страхового запаса территориального ФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или несколькими образовательными технологиями: стажировки, симуляционного обучения, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также в сетевой форме.

Вы можете выбрать программу повышения квалификации для обучения за счет средств нормированного страхового запаса территориального ФОМС исключительно с использованием настоящего Портала.

Формируемая на Портале заявка на обучение по соответствующей программе после согласования с работодателем является основанием для направления Вас на ее освоение за счет средств нормированного страхового запаса территориального ФОМС (Схема 3.)


Схема 3. Алгоритм обучения за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС