Как отличить теплый цвет от холодного. Как определить температуру цвета? (Теплые и холодные оттенки) Красный теплый или холодный

  • Дата: 09.11.2019

Понимание основных законов колористики необходимо не только художникам. Цвета и их сочетания — неизменный атрибут окружающего пространства. Одновременно они являются и инструментом, с помощью которого легко преобразить помещение, наполнить его новой атмосферой, сформировать иной образ себя, влиять на настроение и даже физиологические реакции других людей. Однако чтобы делать это умело, необходимо понимать, как все работает, то есть знать законы колористики. Сегодня в центре нашего внимания — холодные цвета: их отличия и свойства, связанные с ними ассоциации, а также сферы применения.

Немного теории

Для удобства художников существует несколько схем, позволяющих подбирать оптимальные цветовые сочетания. Самой распространенной из них является круг (Иттена, Освальда или Ньютона — есть несколько вариантов). Такую схему можно поделить пополам. Часть круга, включающая синий, зеленый и фиолетовый, это холодные цвета. Красный, желтый, оранжевый, соответственно, причисляются к теплым. При этом зеленый часто относится к изначально нейтральным. Его «температура» зависит от того, какой из главных цветов в нем преобладает: синий или желтый. Запомнить такое разделение достаточно просто. Красный и желтый всегда ассоциируются с солнцем и теплом. Синий и голубой — постоянные спутники зимы.

Не все так просто

Однако подобное разделение, скорее, условность. Касается оно в первую очередь чистых цветов. Если рассматривать оттенки каждого из них, в глаза бросаются различия их «температуры» по сравнению друг с другом и чистым цветом. Не всякий красный греет и не каждый синий способен охладить в жару.

На практике оказывается, что определить температуру одного цвета проще всего в сравнении с другим. Если рассматривать все многообразие оттенков, то самым "жарким" общепризнанно считается чистый оранжевый. На холодном же полюсе располагается комплементарный к нему синий. То, в какую сторону тяготеет конкретный цвет, можно определить по его подтону (иногда яркому, но чаще еле уловимому следу, похожему на едва заметные нотки в сложном аромате духов, чуть слышные, но до неузнаваемости меняющие всю гамму). Если в оттенке чувствуется присутствие оранжевого, он теплый. Синий подтон перемещает любой цвет в сторону холодного полюса.

Примеры

Оранжевый в любом варианте считается теплым. Холодные оттенки цветов — это лимонный, винный, соломенный, мятный. В каждом из них можно заметить присутствие синего. Медовый, оливковый, васильковый и кирпичный, напротив, содержат примесь оранжевого, то есть относятся к теплым цветам.

Конечно, такое деление несколько условно. Определение «температуры» во многом остается субъективным. И как уже говорилось, проще вычислить «градус» оттенка, если сравнить его с другим.

Холодные цвета

Согревающие и остужающие оттенки влияют на человека по-разному. Сине-зеленая часть спектра, определяемая все же как более холодная, нежели красно-желтая, способствует возникновению спокойного или несколько меланхоличного состояния, в крайних вариантах граничащего с депрессией. Интерьеры, выполненные в морском стиле с преимущественным использованием голубого и белого, хороши для сосредоточенной работы и не терпят суеты.

В дизайне и живописи часто применяется и другое свойство: холодные цвета и оттенки визуально отдаляют предметы или детали рисунка. Именно поэтому помещение, окрашенное во льдисто-голубой или лимонный (холодный оттенок желтого), будет казаться просторнее. В такой комнате хорошо в жаркую погоду: она всем своим видом навевает прохладу.

Интересно, что ощущение повышения и понижения температуры является не только умозрительным. Оно базируется на изменениях в организме. В голубой комнате гораздо проще замерзнуть, а желто-оранжевое помещение помогает согреться. Эта связь была подтверждена несколькими экспериментальными исследованиями.

Одежда

Выбор элементов гардероба и умение их сочетать — целое искусство, и цвет играет в нем не последнюю роль. Правильно подобранные оттенки способны подчеркнуть все достоинства внешности, сделать образ более интересным и привлекательным. Основы этого искусства отражены в теории цветотипов. В ней выделяется четыре варианта внешности: «Лето», «Осень», «Зима» и «Весна». Каждому из них подходят свои оттенки. Холодные цвета идеальны для «Лета» и «Зимы». Причем представительницам первого типа лучше использовать приглушенные оттенки, а второго — чистые.

Нужно заметить, что цветотипы в чистом виде практически не встречаются. Выбор подходящих оттенков поэтому достаточно трудно стандартизировать. Залогом правильного сочетания становятся вкус, доверие интуиции, опыт или консультация специалистов по имиджу.

Преображение

Темные и светлые холодные цвета, конечно, используются не только в дизайне одежды. Непостоянная мода время от времени начинает благоволить к «прохладной» части спектра. Однако не стоит бездумно следовать новым веяниям. Выбор цветовой палитры макияжа также необходимо основывать на особенностях собственной внешности, а не на предписаниях модных журналов. Не все, что в тренде, полезно.

Например, холодный цвет волос, остающийся популярным, подходит девушкам с соответствующим типом внешности. Теплая гамма, свойственная «Осени» и «Весне», вряд ли выиграет, если ее дополнить таким образом. Блонд, холодный русый, пепельный и иссиня-черный хороши для «Лета» или «Зимы».

Холодный цвет волос или оттенок кожи — понятия неоднозначные. Разобраться в «температуре» внешности или красок бывает непросто. Однако учитывать эти моменты все же стоит как в дизайне, так и при создании нового образа. Все приходит с опытом. Кроме того, колористика - очень увлекательная дисциплина, да и материала для развития способности различать «температуру» цвета и составлять гармоничные сочетания сегодня имеется огромное количество.

Цвет в живописи - очень важное и сложное понятие. Это вытекает из физической природы света и из устройства человеческой системы зрения, из процесса цветового восприятия. Давно известно, что нет двух людей, одинаково видящих одни и те же предметы и пейзажи, но при всем богатстве колоритов в цветовых ощущениях художников есть общие принципы.

Деление живописной палитры на теплые цвета и холодные цвета - одно из таких понятий.

Разделение спектра

Великий физик Исаак Ньютон (1643-1727) первым выяснил цветовой состав солнечного света. Луч, пройдя сквозь стеклянную призму, разложился на семь основных оттенков. В дальнейшем научные разработки привели к созданию цветового круга из двенадцати основных цветов, из которых путем смешивания можно получить то цветовое многообразие, что окружает нас, то богатство оттенков, которое издавна вдохновляет живописцев. Это цветовой круг носит имя швейцарского художника и ученого Иоганнеса Иттена (1888-1967).

Цветовой спектр и цветовой круг принято делить на две части - на от зеленого к красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному - холодные. Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие - нейтральный.

Такое разделение всем понятно, все с ним согласны, но об объективности причины такого деления спорят давно, выдвигая свои версии.

Главный критерий - температурные ассоциации

Конечно, первое, что можно принять, рассуждая о происхождении разделения на теплые цвета и холодные цвета, — это природные ассоциации. Желтый, красный, оранжевый - это цвета солнца, огня. Не зря в русском языке есть оборот, объясняющий нагрев металла: раскалить докрасна. Такие температурные изменения цвета можно увидеть в костре или в камине, хотя некоторые газы при горении могут окрашиваться в, казалось бы, холодные цвета: как не вспомнить голубоватое горение бытового газового топлива. И всё-таки синеватые и голубоватые цвета вызывают логичные ощущения прохлады: это цвет неба, воды, льда, снега.

День-ночь, лето-зима

«Температура» цвета явственно связана со временем суток: восходящее, согревающее мир солнце окрашивает небо в пылающую гамму: красные, розовые, оранжевые оттенки, а ночная прохлада явственней чувствуется в голубоватом лунном свете, который придает природному окружению приглушенную и неяркую окраску, хотя вечерняя заря - закат солнца - может также вспыхнуть горячей гаммой.

Интересно, что перед наступлением холодов, в предзимье, теплые цвета лета ярко вспыхивают в огненных красках осени, чтобы смениться голубоватым и синеватым цветом снега, льда и холодного неба.

Итог: определяющий смысл понятия цветовой «температуры» имеет эмоциональная составляющая, что придает ему большую субъективность, хотя согласие с общепринятым делением на теплые цвета и холодные цвета среди всех имеющих дело с цветовыми характеристиками предметов носит глобальный характер.

Близко - далеко

Со времени Возрождения появляется хорошо проработанная теория воздушной перспективы, которая основана на еще одной эмоциональной и психологической характеристике теплых и холодных цветов: предмет, окрашенный в холодный цвет, кажется расположенным дальше, чем желтый, красный, оранжевый или их оттенков. Даже не пейзаж, а просто содержащая теплые и холодные цвета таблица может дать представление об этом.

Хорошо видно, как использует такое свойство цвета один из титанов Возрождения Тициан Вечеллио (1488-1576) в картине «Вакх и Ариадна».

Мастер четко делит цветовое пространство по диагонали на две части в полном соответствии с цветовым кругом Иттена, который появится спустя четыре с половиной века. Холодные и теплые оттенки цветов использованы для построения огромного пространства картины. На переднем плане доминируют теплые цвета, фоном - синеватые разбеленные цвета неба, моря и уходящей вдаль земли, а на границе - зелень деревьев, которая по всем теориям считается нейтральной, а холодная по цвету драпировка у главной героини и теплый цвет плаща у центрального персонажа делают цветовое решение изысканным и гармоничным.

Всё познается в сравнении

Необходимо понимать, что «теплохолодность» цветов в живописи - понятие не абсолютное, то есть его нельзя измерить, и правильно оценить это свойство можно только в сравнении с другим цветом.

Использование спектральных, однозначно теплых или определенно холодных цветов - вещь в живописи экзотическая, картины из существенных по площади плоскостей, окрашенных одним колером, - вещь скорее концептуальная, например, абстрактная живопись Марка Ротко.

В более традиционной живописи взаимоотношения разных по «температуре» цветов происходят на уровне сочетания небольших мазков, в силу оптического смешивания делающих соседние цвета более теплыми или более холодными. Понять, какие цвета теплые, а какие холодные, невозможно, рассматривая содержащие их участки живописного пространства отдельно от окружения.

Оттенок дороже цвета

Одним из самых явных качеств высокого живописного мастерства является умение увидеть и нанести на холст те миллионы оттенков, что содержатся в каждом элементе окружающей нас природы. Умение различить в холодных цветах теплые нотки и наоборот придает особую выразительность изображению. Здесь важно упомянуть о принципе цветового моделирования объёма: если на объект падает свет, окрашенный теплым цветом,- тень должна быть холодной и наоборот. Не все живописцы согласны с ним, но применяется этот закон очень широко.

Отдельные исследователи говорят о некорректности выражения "теплые и холодные цвета". Таблица показывает цвета, которые очень редко применяются без смешивания с другими оттенками, и для более точного определения красок следует говорить «теплее» или «холоднее». К примеру, берлинская лазурь и ультрамарин - оттенки синего сектора из холодной части цветового круга, и каждая из этих красок будет явно холоднее любого оттенка красного, но даже начинающий художник скажет, что лазурь теплее ультрамарина.

Использование сложных цветовых сочетаний и оттенков, полученных путем смешивания, позволяет обогатить палитру, даже если в ней преимущественно нейтральные цвета. Так, сделать нужной «температуры» зеленый цвет - теплый или холодный - можно, добавив к нему нужную краску из синей или красной гаммы.

Насыщенность и чистота

Художники учитывают в процессе создания живописных полотен еще некоторые свойства ощущений теплоты или прохлады в цвете. Так, чтобы «повысить температуру» на нужном участке пространства картины опытный живописец применяет менее чистые и менее насыщенные оттенки, которые будут приближаться к ахроматическим белому или серому. Соответственно, более холодными являются самые чистые и насыщенные оттенки.

Такое определение восходит к вопросам психологии: мы считаем более холодным все, что выглядит строже, правильнее, лаконичнее, симметричнее, логичнее и т. д. Более душевное и теплое всегда содержит какую-нибудь неправильность, недоговоренность, незавершенность. Так можно характеризовать не только живопись, но и архитектуру, дизайн, полиграфию и другие подобные отрасли искусства.

Теория - лишь помощь

Исторический опыт тех мастеров прошлого, кто применял теплые и холодные цвета в живописи, показывает важность этого аспекта восприятия цвета. Знания о нём, но только в сочетании с опытом и талантом, помогают в творчестве и современным художникам.

Человек является очень восприимчивым к цвету, воспринимая его как зону комфорта или же, напротив, дискомфорта. Условно цвета делятся на холодные и теплые тона. Надо заметить, что температура цвета определяется только с помощью наших ассоциаций.

Человеческое восприятие теплых тонов связано интуитивно с солнцем, огнем, жгучим песком, потому что базой во всех случаях является желтый цвет. Теплый оттенок вызывает положительные эмоции, внутреннюю радость, состояние уюта и блаженства. Это всё напоминает ощущение лета. А кто из нас не любит лето, жаркое солнце, теплый и золотой песок, буйство разнообразных цветов?

Как отличить теплые тона от холодных

Отличить теплый тон от холодного довольно просто. Дело в том, что весь окружающий нас основывается на трех базовых цветах. Теплые тона - желтый и красный, синий - холодный. Вся остальная палитра образуется путем смешивания базовых цветов.

За счет преобладания того или иного цвета создаются уникальные оттенки. Поэтому цвета, которые занимают почетную середину в этой градации, а именно зеленый и фиолетовый, могут оказаться как теплыми, так и холодными.

Спокойные теплые тона обладают терапевтическим эффектом, помогают снять стресс и избежать депрессии.

Но в природе всё гораздо сложнее - встретить идеально чистый цвет просто невозможно. В реальности мы видим и используем гамму оттенков, которые только подчеркивают настоящую глубину и красоту основного цвета, делая нас в нём неповторимыми. Именно оттенки помогают корректировать цвет в рамках холодно-тепло.

Это интересно! Известен эксперимент, когда разные группы людей поместили в помещения с одинаковой температурой, но выкрашенные красным и синим цветами. Через некоторое время люди, чья комната была выкрашена в первые стали жаловаться на прохладу, а вторым, что в красной комнате, было жарко.

Теплые цвета

  • Красный.
  • Оранжевый.
  • Желтый.
  • Коричневый.

Популярные оттенки тёплых цветов

Красного:

  • Марсала.
  • Фрез.
  • Шарлах.
  • Брусничный.
  • Танго.
  • Померанцевый.
  • Винный.
  • Голливуд.

Оранжевого:

  • Абрикосовый.
  • Персиковый.
  • Апельсин.
  • Мандарин.
  • Морковный.
  • Медный.
  • Заварной крем.
  • Жемчужный.
  • Палевый.
  • Кремовый.
  • Лимонный.
  • Соломенный.
  • Канареечный.
  • Песочный.

Коричневого:

  • Терракота.
  • Кофейный.
  • Шоколадный.
  • Каштановый.
  • Ореховые.
  • Золотисто-коричневый.
  • Цвет кофе с молоком.
  • Цвет шампанского.

Теплые тона и оттенки применяются:

  • В декоре.

Самыми популярными для декораторов считаются желтый и оранжевый теплые тона, которые применяют в качестве красочных акцентов. Специалисты считают, что эти цвета обладают магнетизмом, приковывают внимание, делают интересным решение, оживляют идею. А сочетание теплых тонов с холодными создают интересные и неожиданные решения. К примеру, бирюзовая оббивка мебели красиво сочетается с теплым коричневым полом.

  • В макияже.

Теплые тона являются союзниками всех женщин, потому что обладают особенностью зрительно омолаживать образ. Эту потрясающую способность теплых оттенков используют визажисты, снимая с женщин десяток лет.

Несколько советов:

  1. Если ваша кожа кажется бледноватой, улучшить ее можно кремами, пудрой, румянами легкого золотистого оттенка, как солнечным поцелуем. Они будут незаметны на лице, но создадут ощущения свежести.
  2. Счастливым обладательницам нежного в макияже рекомендуется использовать всю линию оттенков золотого. сделает образ законченным и ярким.
  3. Секрет идеального лица - в золотом сиянии.

Современная техника нанесения макияжа может скорректировать ваш тип лица с помощью средств на основе золота или бронзы. Несколько взмахов кисточкой на определенные зоны, и вы сможете приподнять веко, выделить скулы, утончить носик, придать пухлость губам. Это будет 100% попадание в желаемый образ.

И помните, что к теплым тонам в макияже нужно подбирать теплые оттенки одежды!

При выборе одежде

Человек в красном смотрится стильно, привлекает внимание. Этот цвет в одежде выбирают люди сильные, независимые, смелые. Считается, что оптимисты используют яркий оттенок красного цвета гораздо чаще пессимистов.

Надев одежду желтого цвета, вы почувствуете легкость и солнечное настроение. В то же время, если вам предстоит серьезная умственная нагрузка, то именно желтый цвет избавит вас от напряжения. Это рекомендация психолога, прислушайтесь к ней!

Если вы психологически устойчивы, то можете подчеркнуть это коричневым цветом. Прекрасно подходит для деловой обстановки. Очень элегантен.

Используется в интерьере

Эмоциональная нагрузка интерьеров квартир в теплых тонах разнообразна и интересна. Все дело в выбранном цвете. Красный цвет подойдет для создания творческой атмосферы, повышения аппетита, влечения к противоположному полу.

Вам нужен позитив, движение, радость, значит, сочетание оранжевого цвета - ваш идеальный выбор.

Ощущения домашнего очага, уюта, спокойствия подарит желтый интерьер.

Коричневый цвет создаст ощущение фундаментальности, основательности, защищенности.

Это интересно! Предметы, которые имеют спокойные теплые оттенки, зрительно кажутся гораздо ближе. Удивительная особенность, не правда ли?

Из всех теплых тонов самый радостный и нарядный, безусловно, оранжевый. Главная ассоциация с этим цветом - апельсин, сочный и бодрящий на вкус и цвет. На самом деле оранжевый цвет самый тёплый в данной категории и просто идеально сочетается с другими цветами.

Принять окончательное решение по сочетанию и совместимости оттенков вам поможет в котором все цвета взаимодействуют по определенной схеме. И вы поймете, для того, чтобы сделать это со вкусом, нет необходимости получать специальное образование.

Наиболее удачные сочетания оранжевого цвета

С белым (разных оттенков) - очень яркое и радостное сочетание.

Оранжевый с чёрным безошибочно идёт практически всем.

Сочетание оранжевого цвета с оттенками зелёного - неожиданно, но стильно и изысканно.

В жизни часто встречаются ситуации, когда нужно приглушить или, наоборот, подчеркнуть какой-либо цвет. В этом случае на помощь приходят которых великое множество в палетке теплых тонов. Главное, умение грамотно найти применение этой красоте и жить в гармонии с собой, наслаждаясь и купаясь в теплой цветовой гамме. Верно утверждение специалистов, призывающих научится использовать холодные и теплые тона цветов во благо, и тогда навсегда отступит негативное настроение и плохое самочувствие.

Понятия "теплые" и "холодные тона" широко используются в самых разнообразных жизненных сферах, а особенно в искусстве. Практически во всех книгах, связанных с живописью, модой или дизайном интерьера, упоминаются цветовые оттенки. Но авторы в основном останавливаются на том, что выполнения произведения искусства в том или ином тоне. Поскольку понятия теплых и холодных цветов широко распространены, они требуют более детального и внимательного рассмотрения.

Теория Арнхейма

Существует одна теория, которую создал Р. Арнхейм, объясняющая теплые и холодные тона как явление. Согласно этой теории, любой оттенок может быть как теплым, так и холодным. Если какой-нибудь цвет отклоняется в направлении другого, то он может стать по тепловой нагрузке иным, чем был вначале. К примеру, желтый или красный с примесью голубого будут выглядеть холодными, а желтый и голубой с оттенком красного - теплыми. Отсюда можно сделать вывод: изначально теплый цвет с примесью холодного оттенка тоже станет холодным. Но данная теория не бесспорна. Ведь нужно учитывать и всю систему, где расположен конкретный цвет. Каждый может стать теплым или холодным, смотря какую примесь к нему добавить. В живописи оттенок считается более важным, чем сам цвет. Ведь изначальный чистый цвет всегда выглядит строго и беспристрастно.

Насыщенность и строгость

Цветовая "температура" зависит еще и от насыщенности. Если цвет имеет оптимальное насыщение, то он всегда будет выглядеть холоднее, чем менее насыщенный тон. Красота, в которой все соблюдено со строгостью, характеризуется как холодная. Архитектура, где ярко выражена геометрическая пропорциональность и четкость, строгая симметричность формы, всегда называется холодной. И наоборот, если в каком-либо произведении искусства заметны погрешности, нечеткости, отклонения от строгости, то оно считается более теплым, одухотворенным, близким ко всему земному.

Чистота цвета

Рассматривая теплые и холодные тона, надо учитывать и понятие чистоты цвета. В существуют некоторые тона, которые традиционно считаются смешанными, к примеру, желтый или оранжевый. Поэтому необходимо научиться определять главные чистые цвета, которые могут образовать остальные оттенки путем своего смешивания. Преобладание красного или синего является показателем температуры смешанного оттенка. Если цвет близится к красному, он считается теплым, а если к синему - холодным. С уверенностью можно сказать, что в живописи понятие теплоты и холодности цвета не несет никакого значения. Важным является разделение оттенков на «холоднее» или «теплее».

Светлота и ее влияние на цветовую температуру

Для начала надо определить, какими цветами являются черный и белый. Считается, что белый обозначает все цвета одновременно, то есть заключает в себе все существующие оттенки. Сбалансированность и температурная нейтральность - основные качества белого. Интересно, что к белому цвету по своим свойствам наиболее близок зеленый. Отсутствие цвета обозначает черный. У него нет своей цветовой волны, где обозначаются оттенки от светлых к темным.

Темный холод

Темные холодные тона всегда напоминают человеку о зимней стуже. К ним относятся зеленый, синий, фиолетовый, сиреневый. Эти цвета и некоторые их оттенки выглядят холодными, если они не слишком насыщенны. Также у них есть слегка пепельный оттенок. Главное в холодном цвете - это отсутствие красного оттенка, который традиционно считается теплым.

Светлый холод

Светлые холодные тона заключают в себе розовый, голубой, светло-зеленый цвет. Они не насыщенны и не слишком яркие. При взгляде на такой тон возникает чувство холода и дыхания зимы. Если в цвете будет больше желтого, то он перейдет в теплую гамму оттенков, а если голубого - в холодную.

Как определить, какой тон подойдет человеку?

Чтобы узнать, какой цвет и его тон будут человеку к лицу, главное - определить оттенок его кожи. Кому-нибудь пойдут холодные и контрастные зимние цвета, другому - яркие краски весны, светящаяся теплота лета. При желтоватой коже с золотистым оттенком лучше выбирать Комбинация с холодными цветами может стать неудачной, так как кожа приобретет болезненно-желтый вид. Если цвет лица имеет легкий сероватый подтон и несколько отливает голубым, то человек всегда будет смотреться в выигрыше, выбрав холодные тона. На фоне теплых оттенков кожа будет смотреться блекло и даже может потерять свой здоровый вид. Определяя подходящие тона, человек должен принимать во внимание и контрастность. Некоторым людям не идут насыщенные и яркие цвета, так как на их фоне личность может просто потеряться. В таком случае надо останавливаться на нежных и спокойных цветовых гаммах. Они помогут подчеркнуть тип лица и кожи, сделают человека заметнее и ярче.

Выглядеть достойно и уверенно - легко

Станут отличным выбором для людей, которые относятся к зимнему типажу. То есть для тех, кто обладает светлой кожей, ярко выраженными глазами и не блеклыми волосами. К примеру, людям с темным оттенком волос подойдут холодные оттенки синего, красного и зеленого цвета. Они подчеркнут достоинства и спрячут недостатки. Человек будет выглядеть запоминающимся и сможет выделиться из толпы.

Обладателям светлой шевелюры надо делать акцент на такие холодные тона, как фиолетовый, голубой, светло-красный. Они станут незаменимыми помощниками, если личность желает выглядеть уверенно и красиво. Такие цвета оттеняют светлые волосы и дают возможность человеку быть ярким и незаурядным. Люди будут обращать свое внимание не на одежду человека, а на его лицо, что очень важно, к примеру, при устройстве на работу. Определить свой тон, который будет помогать и подчеркивать достоинства, крайне важно. Выглядеть замечательно и всегда быть на высоте - желание каждого. Главное - уметь правильно пользоваться цветами и их оттенками.