Приемы реализации компетентностного подхода во внеурочной деятельности. Как я реализую компетентностный подход во внеурочной деятельности

  • Дата: 13.07.2020

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Реализация компетентностного подхода в организации внеучебной деятельности учителем начальных классов

Формирование личности младшего школьника в условиях внедрения компетентностного подхода является актуальной проблемой образовательной практики. Это связано с тем, что, во-первых, необходимо определить набор компетентностей, возможных в этом возрасте, во-вторых, выявить механизмы внедрения компетентностного подхода в деятельность учащихся и педагогов.

Внедрение компетентностного подхода, начиная с начальной ступени образования затруднено тем, что большинство школьных программ, используемых в современной начальной школе, создавались до появления компетентностного подхода.

Применительно к системе начального образования ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться:

искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;

думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовывать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Компетентность не может быть определена через определённую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Именно компетентность позволяет индивиду ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях, что означает успешность социализации. Социализация – это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Результат социализации – социализированность, т. е. сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.

Организация внеучебной деятельности среди учащихся начальной школы

Наиболее тесная интеграция обучения и воспитания возможна именно в условиях компетентностного подхода.

Реализация внеучебной деятельности предполагает формирование в каждом ученике нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, их развитие и становление.

Нравственный /ценностный/ потенциал предполагает восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как " семья", " школа", "родина", "учитель", " природа", " дружба со сверстниками", " уважение к старшим". Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и других общественных местах. Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно-полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выполнения поручений и заданий в процессе организации классной и школьной жизни.

Познавательный потенциал - наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.

Коммуникативный потенциал - овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.

Эстетический потенциал - эстетическая восприимчивость явлений и предметов окружающей природной и социальной среды, наличие личностного, эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Физический потенциал - соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким, закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой спортом.

Средствами внеучебной (воспитательной) деятельности преимущественно формируются: ценности деятельности, общения, самообразования; привычка быть мобилизованным; личностные умения - рефлексивные, оценочные; личностные качества - самостоятельность, ответственность; опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.

В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя и включает как минимум три задачи:

Собственная деятельность классного руководителя по организации жизни и развития классного коллектива и отдельных учащихся;

Координация и отслеживание результативности деятельности учителей-предметников, работающих с классом, по формированию ключевых компетенций урочными и внеурочными средствами учебной деятельности по предмету;

Организация совместных форм работы классного руководителя с учителями-предметниками.

Установка классного руководителя на формирование ключевых компетенций требует истинно демократического подхода к организации жизни класса. Классный руководитель не вправе навязывать цели развития классного коллектива и совместной жизнедеятельности, формы организации и методы достижения поставленной цели. Его задача - выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки по крайней мере большинству учеников, и те пути их достижения, которые, согласно общим ощущениям, будут наиболее плодотворными.

Необходимым условием жизни класса в условиях компетентностного подхода является открытое выражение учениками:

Своих переживаний, радостей, разделение чужих чувств для более глубокого понимания человеческих взаимоотношений;

Своего понимания возникающих в жизни класса проблем и путей для их разрешения;

Своих оценок учебной и внеучебной деятельности класса в целом и личного вклада отдельных учащихся в эту деятельность.

Организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает и такие элементы, как:

Технологии воспитания: коллективная творческая деятельность, игровая, творческая мастерская, моделирование воспитательной деятельности класса.

Формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.

Ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива.

Оценка сформированности компетентности учащихся

Содержание общего образования формируется из сочетания многих предметных областей, сфер деятельности, отношений, которые осваивает ребёнок. Комплекс систематических знаний и представлений, умений и навыков, традиций и ценностных ориентаций может быть назван системой культурной компетентности личности. Общекультурная компетентность характеризует человека как носителя ценностей общечеловеческой и национальной культуры, нравственных норм и принципов, обусловленных ими взглядов, действий и поступков, культуросообразного и природосообразного поведения и деятельности, владеющего устной и письменной речью, способами коммуникации с другими людьми. Она предполагает определённую степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять внешнему давлению.

Информационно-познавательный;

Ценностно-ориентационный;

Регулятивно-поведенческий. (Приложение 1).

В построенном таким образом понятии «компетентность» ассимилируются личные и потенциальные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения и воспитания. Компетентность не привязана жёстко к определённому образовательному содержанию, знаниям или иным способностям.

Для определения компетентности школьника предлагается перечень показателей в соответствии с выделенными аспектами по трём уровням:

Примитивно-поведенческий;

Эмоционально-поведенческий;

Мотивировано-поведенческий. (Приложение 1).

Структура общекультурной компетенции отражает основные сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром в процессе социализации.

Сфера экологической компетентности – отношения между человеческой цивилизацией и природой на различных уровнях. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: знает правила поведения в лесу, на водоёмах, в местных природных зонах в разное время года; различает живую и неживую природу; знает правила личной гигиены; умеет разводить костёр, собирать грибы и ягоды; наблюдает за явлениями природы, описывает их; принимает участие в озеленении класса, школы, двора; ходит в походы, посещает дендропарки и бережно относится к природе рядом; знает правила поведения при пожаре и других стихийных бедствиях.

Сфера социальной компетентности – отношения в обществе. Для младшего школьника характерно: знает содержание понятия Родина; знает свои права и обязанности; знаком с профессиями шофёра, продавца, врача, воспитателя, почтальона, швеи, строителя, машиниста; имеет первоначальное представление о собственности; самостоятельно делает покупки; знает законные способы зарабатывания денег; знает безопасный маршрут в школу, в магазин; знает подробный адрес, основные социальные объекты; имеет представление о личностном пространстве человека; умеет соблюдать очередность и правила игры; осуществляет взаимодействие с другими людьми в соответствии с установленными нормами и правилами; умеет принимать на себя частичную ответственность за происходящее; осознаёт, что он может что-то делать без обязательной поддержки взрослых и их одобрения; осуществляет индивидуальный выбор поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и в школе.

Сфера когнитивной компетентности – объединяет интеллектуальную, информационную культуру и культуру самоорганизации. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: учится работать вместе с товарищем; учится правильно читать (соблюдать ударения, паузы, интонацию конца предложения, выделять важные по смыслу слова и т.д.); осваивает основные виды письменных работ (запись под диктовку, изложение текста, отзывы и т.д.); планирует учебные занятия в режиме дня; учится контролировать свои действия и действия товарищей; учится правильно работать с учебником; слушает чтение различных текстов, объяснения учителя; выделяет главные факты и мысли в тексте, составляет простой план, пересказывает содержание текста; учится правильно работать с литературой; сформированы навыки самообслуживания; учится правильно излагать мысли, работать в группе.

Сфера гуманитарной компетенции – ориентация человека в идеях, смыслах, текстах культуры. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: понимает образный язык сказок, рассказов, стихотворений; проявляет интерес к художественной литературе; знает произведения русских писателей, поэтов; выделяет главную идею произведения; высказывает оценочные суждения, сравнивает и оценивает поступки героев; читает стихи известных поэтов; начинает овладевать иностранным языком; проявляет ценностное отношение к предметам и явлениям окружающей жизни.

Сфера эстетической компетентности – ориентация человека в мире искусства, в мире изобразительных искусств; воспитание эстетического вкуса. Для младшего школьника характерно: различает виды ИЗО; свободно владеет карандашом и кистью при разных приёмах рисования; лепит скульптуры; знаком с народными инструментами;знает и исполняет русские народные песни, пословицы, поговорки; сформирован навык слушания музыки; узнаёт известные музыкальные произведения русских композиторов; имеет представление о картинах известных художников; участвует в художественной самодеятельности; иллюстрирует.

Сфера коммуникативной компетентности – повседневные отношения между людьми, отношения в семье, между полами, друзьями, партнёрами, соседями; поведение в разного рода ситуациях. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: умеет принимать других как данность; умеет работать самостоятельно в большом детском коллективе не требуя к себе внимания учителя; умеет сосредоточенно слушать, не переспрашивать просто так, чтобы привлечь к себе внимание; быстро и точно исполнять требования учителя; умеет самостоятельно проверить себя и не отвлекается; умеет вставать на точку зрения другого, оценивает и контролирует действия другого; проявляет терпимость по отношению к другим; реализует взаимодействие с учителем и другими учениками в соответствии с установленными правилами; знает правила поведения в столовой, в актовом зале; на концерте, в общественных местах; бережно относится к книгам, одежде, имуществу; расширяет знания о формах обращения к старшим, сверстникам, незнакомым людям; знает общие сведения о различных этикетных ситуациях (поздравления, пожелания, просьбы, умеет сопереживать, спорить); осваивает товарищеские нормы отношений (проявляет заботу, оказывает взаимопомощь, сочувствие); проявляет манеры поведения; обладает привычкой быть приветливым, доброжелательным; не приемлет грубую речь; обладает навыками общения с младшими, сверстниками, старшими детьми, взрослыми.

Сфера рекреативной компетентности – сфера отдыха, здоровья, спорта, питания. Объём компетентности младшего школьника включает в себя: общее понятие о здоровье и факторах на него влияющих; имеет представление о строении и работе органов и систем организма человека; ежедневно ухаживает за телом; соблюдает утренний и вечерний туалет, ухаживает за волосами, руками, лицом в течение дня; занимается закаливанием организма, физической культурой, спортом; соблюдает режим дня, учёбы, отдыха; соблюдает правила самоконтроля за правильной осанкой, походкой, позой; проявляет аккуратность в одежде и обуви, ухаживает за ними; распознаёт признаки утомления, умеет правильно вести себя во время болезни, имеет навык аккуратного обращения с лекарствами; способен адекватно оценивать эмоции окружающих, проявляет свои эмоции и управляет ими.

Сфера хозяйственной компетентности – повседневные бытовые ситуации и проблемы. Для младшего школьника характерен следующий объём компетентностей: умеет играть в подвижные, интеллектуальные игры; знает и умеет пользоваться утюгом, стиральной машиной, тёркой, мясорубкой, электроплитой, холодильником; использует столовые приборы по назначению, знает правила сервировки стола; умеет готовить простые блюда; знает правила подготовки и уборки мест для учебной, трудовой, досуговой деятельности и отдыха; выращивает комнатные растения; участвует в сельскохозяйственных работах; ухаживает за домашними животными; делает своими руками аппликации из разных материалов; работает простыми инструментами.

При изучении общекультурной компетентности школьников используется несколько диагностических методов: наблюдение, тестирование, анкетирование. Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики.

Литература

    Алексютина, Н. Зачем ребенку октановое число? Вопросы компетентностного обучения обсуждались в Петербурге [электронный ресурс]/Н. Алексютина // Учительская газета. - 2002. - №51.

    Виноградова, Н.Ф. Модернизация начального образования и проблемы целеполагания [электронный ресурс]/Н. Ф. Виноградова/Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

    Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся [текст]/Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова.- Самара,2003.- 91 с.

    Доманский, Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции [электронный ресурс]/Е. В. Доманский // Интернет–журнал «Эйдос». - 2003. - 24 апреля.

    Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО [электронный ресурс]/А. В. Хуторской // Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.

    Краевский, В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования [электронный ресурс]/ В. В. Краевский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

    Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. [текст]/И. Ю. Кулагина.- Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1997.-176с.

    Лебедева,Г.А. Общекультурная компетентность как показатель социализированности школьника. [текст]/Г. А. Лебедева.- Соликамск, 2006.

    Лобок, А. Главная сложность «компетентностного подхода» [электронный ресурс]/А. Лобок // Первое сентября. - 2005. - №18. -

    Маскин, В.В., Петренко, А. А., Меркулова, Т. К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. [текст]/В. В. Маскин, А.А. Петренко, Т. К. Меркулова/ Практическое пособие.- М.: АРКТИ,2006.-64 с.

    Мухина, В.С. Детская психология. [текст]/В. С. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.- 352с.

    Пиявский, С.А. Научно-ориентированное обучение [электронный ресурс]/С. А. Пиявский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). -

    Перелыгина, Е.А., Фишман, И. С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы.[текст]/Е. А. Перелыгина, И. С. Фишман.- Самара,2007.-128 с.

    Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [текст]/Дж. Равен / Пер. с англ. - М.: «Когито–Центр», 2002.

    Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756–р (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

    Тихоненко, А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников [текст]/А. В. Тихоненко /Начальная школа. - 2006. - №4. - С. 78–84.

    Фрумин, И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [текст]/И. Фрумин/ Учительская газета. - 2002. - №36. - http://www.ug.ru/02.36/t24.htm

    Харламова, Т. Компетентное обсуждение [электронный ресурс]/Т. Харламова / Школьный психолог. - 2002. - №20. - http://psy.1september.ru/2002/20/2.htm

    Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [электронный ресурс]/А. В. Хуторской/ Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.

    Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы [текст]/А. В. Хуторской / Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58–64.

    Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [электронный ресурс]/ А. В. Хуторской / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Характеристика уровней компетентности

Информационно-познавательный аспект

Ценностно-ориентационный аспект

Регулятивно-поведенческий аспект

Примитивно- поведенческий

Знание норм, правил поведения, простейших способов выполнения действий в стандартных ситуациях.

Понимание необходимости в соблюдении нравственных и правовых норм; способность воспринимать явления, поступающие из окружающего мира; ситуативная восприимчивость к потребностям других людей и общественной жизни; отклик на требование взрослых.

Выполнение норм и правил поведения по требованию взрослых или сверстников; сделать «как все» или по принуждению; выбор и выполнений способа деятельности с помощью окружающих.

Эмоционально-поведенческий

Знание норм, правил поведения и способов деятельности в решении учебных задач; восприятие, интерес, эмоциональная готовность к усвоению новой информации.

Осознание необходимости правомерного поведения; выражение предпочтений и отстаивание ценностных ориентаций; эмоционально-ситуативный характер реагирования на поступки и действия других людей; проявление устойчивых интересов в отдельных видах деятельности.

Эмоциональная регуляция деятельности и поведения в зависимости от настроения, от отношения к окружающим людям, от ситуации.

Мотивировано-поведенческий

Систематизированные знания об общих принципах, нормах, правилах, регулирующих социальное взаимодействие.

Осознание ценностей и смысла собственных поступков и действий; потребность в правомерном поведении; сформированность личностных, гуманистических установок и ценностных ориентаций; понимание своих способностей и ограничений.

Волевая регуляция поведения и деятельности; принятие самостоятельных решений и прогнозирование их последствий; ответственность за свои действия и поступки в различных ситуациях.

Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности. Учитель английского языка Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности. Учитель английского языка Соколова О.В год Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт. Санчурск Кировской области




Ценности, принципы, цели Это могут быть следующие суждения: свобода учащегося быть самим собой; каждый человек обладает своим "совершенством"; помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными; индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям; человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя; чтобы быть успешным в современном обществе выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций; приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.


Ценности, принципы и цели Свобода учащегося быть самим собой Помочь каждому учащемуся его индивидуальные способности сделать плодотворными Индивидуальное развитие каждого ученика, соответствует его способностям, интересам, возможностям Чтобы быть успешным в современном обществе выпускник должен владеть соответствующим ключевых компетенций


Ключевые компетенции -учиться вместе со своими учениками; -планировать и организовывать самостоятельную деятельность учеников (помогать определять цели и образовательные результаты); -мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать требуемые компетенции; строить учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая учеников в разные виды работы, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы владеть проектным мышлением (уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью); владеть исследовательским мышлением (уметь организовать исследовательскую работу и руководить ею); использовать систему оценивания, позволяющую ученикам адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их; осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий; владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.






Формы, методы, приёмы используемые на занятиях кружка: Формы обучения Типы занятий Методы обучения Приёмы обучения Учебные занятия игры путешествия конкурсы Изучение нового материала. Обобщающего повторения. Систематизация знаний и умений. Комбинированное Объяснительно- иллюстративный Репродуктивный Частично- поисковый Словесные: рассказ, Беседа Наглядные: таблицы, схемы,рисунки Практические самостоятельная работа




Компетентностный подход предполагает, что: Учитель должен: владеть теми компетенциями, которым он обучает; учиться вместе со своими учениками; мотивировать учащихся через использование различных видов деятельности; строить учебный процесс, используя различные формы организации познавательной деятельности с учётом их склонностей и индивидуальных особенностей; Осуществлять рефлексию своей деятельности и уметь организовать её у учащихся в процессе учебной и внеурочной деятельности.


Цели и задачи работы кружка «PLAY AND LEARN ENGLISH» «Играя, учись!» Цели: Сформировать умения общаться на английском языке с учётом речевых возможностей и интересов младших школьников; Создать наиболее благоприятные условия для развития иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников. Задачи: Совершенствование коммуникативных умений младших школьников. Развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком.


«PLAY AND LEARN ENGLISH» Электронный вариант учебного плана работы кружка «PLAY AND LEARN ENGLISH» /п Наименование тем Количество часов 1.Часы. Времена года Мой дом 8 3.Россия-родина моя Моя семья 10 5.Одежда 9 6. Животные 5 7.Еда 10 8.Посуда 5 9. Итоговое занятие 1 всего 68 часов


Основные педагогические принципы, реализуемые в ходе кружковой деятельности: Принцип систематичности и последовательности обучения (темы расположены последовательно, изучение каждого нового раздела опирается на знания, приобретенные в предыдущих разделах); Принцип доступности (соответствие содержания обучения индивидуальным возрастным способностям ребенка); Принцип творческой активности (создание творческого мышления детей); Принцип природосообразности (предполагает формирование общей культуры личности ученика, развитие активности и самостоятельности); Принцип взаимодействия научности и гуманизма (предполагает всесторонние взаимодействия педагога и ученика).






Для усвоения учебного материала детьми использовать такие формы работы, как заучивание стихов, рифмовок, песенок, ситуативных диалогов и небольших инсценировок. Общие правила проведения занятий Чередовать виды занятий. постепенно увеличивать нагрузку по формированию лексических навыков.




Ожидаемые результаты работы кружка «Играя, учись!» Сформируются первичные умения младших школьников в общении на английском языке. Полученные знания будут способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников. Расширится словарный запас младших школьников. Продолжат развитие общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком в классах второй ступени.


Реализации компетентностного подхода во внеурочной деятельности Методическая литература о проблеме рреализации компетентностного подхода во внеурочной деятельности «Компетентностный подход в современном образовании» Д.А.Иванов.ЗАО «МЦФЭР», 2009 г. «Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со Стандартом образования». Журнал «Завуч» г. «Английский язык для самых маленьких».Г.П.Шалаева. Москва. Эксмо г «Играя, учись!» Ш.М.Амамджян. Москва. Просвещение.1978 г

Компетентностный подход во внеурочной деятельности студентов колледжа

Основной целью компетентностного подхода в профессиональном образовании является формирование компетентного специалиста во всех областях, в том числе и профессиональной. Для реализации этой цели преподаватели работают над содержанием программ, современными педагогическими технологиями, средствами контроля и оценочными материалами, поскольку ориентирован компетентностный подход на новое видение профессионального специалиста, новую оценку профессионального образования, и главное здесь - применение таких педагогических технологий, которые бы включали студентов в разные виды деятельности - дискуссии, решение профессиональных задач, выполнение исследований, проектов, общение и др. Немалую роль при этом играет внеурочная работа студентов: участие в играх, соревнованиях, конкурсах, проектно- исследовательской деятельности, где студенты могли бы применить теоретические и практические знания, полученные в результате изучения профессиональных модулей и дисциплин ОПОП, которые должны перестать быть "мертвым грузом" и стать средствами объяснения и решения тех или иных профессиональных задач, проблем, явлений. Внеурочная работа может усилить интерес студентов к получаемой профессии, мотивировать их к работе по формированию общих и профессиональных компетенций, ведь компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Для реализации общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности ОПОП, применяются разные приемы и формы внеурочной работы, которые способствуют развитию коммуникативных навыков и умений командной и самостоятельной работы.

Например, реферативная работа способствует расширению и углублению знаний по изучаемому материалу. Рефераты пишутся с соблюдением определенных требований. Каждый реферат должен состоять из введения, основной части, выводов и заключения. В введении рассматривается актуальность темы, формулируются цели и задачи работы и способы их реализации. В основной части исследуются вопросы, соответствующие теме реферата, прослеживаются пути решения поставленной проблемы. Основная часть может состоять как из цельного текста, так и из нескольких параграфов. Основной текст должен сопровождаться необходимыми рисунками, схемами, графиками, таблицами. Выводы завершают основную часть. В них кратко излагаются основные результаты работы по пунктам, соответствующим задачам работы. В выводах должно быть показано, что цель исследования достигнута. Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением этапов выполненной работы. Защита работ производится по подготовленным презентациям. При оценивании реферата используются следующие критерии: умение сформулировать цель работы; правильный подбор информационных источников по теме; полнота и логичность раскрытия темы; самостоятельность мышления; грамотность изложения; корректность выводов; правильность оформления работы; качество презентации и защиты. Работа над рефератом формирует умение находить и извлекать необходимую информацию из различных источников (учебников, профессиональных периодических изданий, нормативной документации, Интернета), а также обобщать, структурировать найденную информацию, то есть способствует развитию общих и профессиональных компетенций.

Игровая деятельность – проведение КВН, викторин, игр, соревнований во внеурочное время позволяет вводить игровые компоненты, объединяющие несколько профессиональных модулей. Эмоциональный настрой, состязательность и азартность студентов наиболее способствуют развитию компетентности. Так, для воспитания у студентов патриотических чувств и гордости за свою страну, формирования стремления к здоровому образу жизни и сплочению студентов перед открытием XXII Олимпийских игр в Сочи было проведено внеклассное мероприятие «Зимняя Олимпиада – впервые в России», в течении которого прошло знакомство студентов с историей Зимних Олимпийских игр, Олимпийскими символами и традициями, олимпийскими чемпионами разных лет, зимними олимпийскими видами спорта. Теоретические сведения сопровождались веселыми стартами.

В период проведения недели биологии была проведена интеллектуальная игра «На перекрёстках биологии и химии». Соревновательные действия проходили между командами из трёх групп. Были проведены разные конкурсы: «Науки разные нужны, науки разные важны!», «Связь биологии с другими науками», «О, эти ученые люди…», между которыми прослеживались переходы от конкурса к конкурсу со вставками отрывков стихотворений, исторических сведений. В игре широко использовались межпредметные связи, проверялось умение использовать логичность, профессионализм, научность при формировании ответов на поставленные вопросы, рационально использовать время и критически оценивать свои знания, работать в группах. При этом происходит воспитание научного мировоззрения, формирование познавательных навыков, развитие коммуникабельности, мотивации обучения, творческих способностей.

При организации и планировании внеурочной работы следует использовать различные методы и формы, стимулирующие общение студентов в процессе внеурочной деятельности, строить работу с учетом индивидуальных особенностей студентов. Таким образом, внеурочная работа помогает сформировать у студентов профессиональные компетенции, а также понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

(эссе учителя физической культуры МОУ СОШ № 40)

Происходящие в конце ХХ и начале XXI вв. существенные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) все более явно, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Компетентностный подход предполагает, что критерием оценки качества образование должны стать не усвоение учениками определенных знаний, умений и навыков, а формирование и развитие ключевых личностных компетенций, к числу важнейших из которых относят социальную компетенцию и компетенцию здоровьесбережения. В XXI веке будут востребованы такие качества человека, как индивидуальность, творческая активность и способность ориентироваться на будущее: умение прогнозировать, фантазировать, гибко переходить на новые виды деятельности , принимать решения и активно действовать даже в ситуациях неопределенности.

Как учитель физической культуры, я считаю своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды.

Цель моей педагогической деятельности – обеспечить сохранение и развитие здоровья детей в период школьного обучения. При этом «здоровье» я понимаю не только как отсутствие болезней, но как полная гармония человека со своим природным и социальным окружением (определение Всемирной организации здравоохранения). Школа сегодня должна заниматься не только обучением детей, но и заботится о воспитании физически, психологически и нравственно здоровой личности и большая роль в этом отводиться именно физической культуре.


Физическая культура – это не только комплекс определенных двигательных умений и навыков, но и высокий личностный, нравственный уровень человека.

Учитель может способствовать личностному росту ребенка в том случае, если будет укреплять его веру в себя, формировать способность опираться на себя, раскрывать свой потенциал, для этого необходимо, прежде всего, принять ребенка таким, какой он есть сейчас, поверить в него. Относясь к ребенку как к личности, учитель помогает ему таким же образом относиться к себе, а затем и к другим людям. Таким образом, путь к открытию мира для ребенка лежит через обретение себя.

Для успешного осуществления своей педагогической деятельности, учитель должен положительно относиться к себе, ориентироваться на внутренние, а не на внешние цели развития (признание, материальный успех) и строить учебный процесс как диалог с учениками, ориентированный на личностный рост. Очень важно, чтобы учитель отказался от авторитарной позиции, от претензии на безошибочность. Он должен стремиться создавать такую обучающую среду, в которой ребенок не теряет своего личного опыта и связей с жизнью, доверия к себе и к учителю. Гуманистическое обучение предполагает открытость будущему, способность к прогнозированию и переоценке ценностей.

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективов , в которых принимают участие как школьники, так и гости праздника. Сценарий праздника ежегодно обновляется с учетом главных событий школьной жизни.

Я стараюсь стимулировать собственную активность учеников, их стремление к физическому и нравственному совершенствованию, при этом существенную роль играет самостоятельная работа школьников над собой, направляемая учителем.

Мои ученики не только выполняют в свободное время определенные комплексы упражнений, закрепляют и совершенствуют полученные на уроках навыки, но и размышляют о значении физической культуры в жизни общества и в своей собственной жизни, читают, пишут рефераты и сочинения. «Стремиться к совершенству и идти вперед по силам каждому, для кого спорт не пустой звук», эти слова из сочинения выпускницы 2003 года Лены Масловой ярко иллюстрируют отношение моих учеников к физической культуре.

В нашей школе ежегодно проводится научная конференция учеников «Я и мир вокруг меня». В учебном году в этой конференции принял участие мой ученик Павел Ким (11 А класс), который по собственной инициативе разработал сайт, посвященный гиревому спорту и своим спортивным достижениям. Серьезные занятия спортом не помешали Павлу закончить школу с серебренной медалью. В этом году я также планирую подготовить участника школьной конференции.

В 2009 году мною была задумана и реализована новая форма проведения традиционного осеннего спортивного праздника «День здоровья». Особенность этого праздника в том, что в нем одновременно должны принять участие одиннадцать восьмых и девятых классов. Чтобы провести столь масштабное мероприятие, я обратилась за помощью к ученикам девятых классов. Девятиклассники заранее составили маршрутные листы, придумали конкурсы, и во время праздника каждый девятый класс организовал прием последовательно всех восьмых классов на одной станции. На каждой станции проводились конкурсы спортивного, развлекательного или познавательного характера. Девятиклассники стали не только организаторами, но и судьями. Кроме того, ученики девятых классов проводили фото - и видеосъемки, что позволило им позднее создать красочный коллаж, посвященный празднику. Все участники праздника получили большое удовольствие.

На мой взгляд, учитель не может ограничивать себя ролью передатчика знаний, умений и навыков, а должен стремиться стать образцом для подражания, нравственным идеалом для своих учеников. Для этого педагогу необходимо постоянно заниматься самосовершенствованием, самому развиваться в физическом, интеллектуальном и нравственном отношениях и тогда он сможет увлечь за собой учеников. Иными словами, ключ к личностному росту ребенка – в личностном росте учителя.

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Актуальность проекта

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования.

В "Концепции модернизации российского образования », выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования указывается, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".

К числу таких образовательных результатов относятся:

1. Развитие способности ориентироваться:

В окружающей действительности;

В явлениях природы;

В социальных явлениях;

Во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей.

2. Формирование ключевых компетенций.

Целью моего профессионального проекта является реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования.

С учетом этого, свои задачи вижу в следующем :

Изучение теоретического материала по реализации компетентностного подхода в начальной школе на уроке и во внеурочной деятельности;

Обоснование важности формирования информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников, учитывая возрастные особенности учащихся;

Планирование и организация работы по формированию информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников.

Термин "компетенция" в переводе с латинского – соответствие, соразмерность.

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция - это готовность действовать в ситуации неопределенности.

Компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания.

Выделяют пять основных компетенций:

Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;

Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

Социальная компетенция и толерантность – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируются на основе двух предыдущих;

Самообразование – готовность к постоянному совершенствованию, формируется на основе четырех предыдущих.

Я считаю, что эффективная адаптация младших школьников в образовательной среде возможна при наличии у выпускников школы первой ступени информационно-коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно:

Вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомство и т.д.), учитывая его особенности;

Поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения;

Слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;

Высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;

Стимулировать собеседника к продолжению общения;

Грамотно разрешать конфликты в общении;

Изменять при необходимости свое речевое поведение;

Оценивать успешность ситуации общения;

Корректно завершать ситуацию общения.

Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно:

Интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;

Делать аргументированные выводы;

Использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации;

Структурировать имеющуюся информацию;

Представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

Эти компетенции взаимообусловлены. Владение определенной информацией вызывает потребность высказаться. А для того чтобы принять участие в диалоге – нужна определенная информативность.

Я наметила следующие пути формирования информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников.

Программа реализации проекта

С 1991 года я работаю учителем начальных классов. Основная цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья.

Понятие "оптимальное развитие" носит относительный характер. Цель – не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальные способности каждого и, независимо от того, считается он "сильным" или "слабым", способствовать его развитию.

Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением, поэтому особое внимание уделяю организации учебной деятельности и социализации детей (развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе).

Учебники и учебные программы «Школа России» , представляют собой интегрированные курсы, которые раскрывают перед детьми целостную картину мира, соответствующую и возрастным особенностям младших школьников, и требованиям современного информационного общества. Например: в курсе

" Окружающий мир" активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизни человека в их историческом развитии.

Важное значение для младшего школьника имеет развитие речи.

Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий. Надо прийти к согласию в использовании понятия или заменить другим подходящим словом. Лучшим источником в этом отношении является справочная литература, словари. Таким образом, обогащение речи детей происходит за счет интенсивной словарной работы, глубокого проникновения в смысл слова.

Результатом моей работы стало то, что учащиеся:

Научились уважительно и творчески обращаться со словом;

Появилась потребность в самостоятельной творческой работе;

Повысился уровень развития внимания, наблюдательности, памяти, фантазии;

Ученики умеют пользоваться словарями;

Самостоятельно работают с текстом;

Показывают неплохие результаты при проверке техники чтения.

Таким образом, введение в лексическую систему языка поможет в воспитании речевой культуры, в лингвистическом развитии учащихся и будет способствовать процессу формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

Важно, чтобы дети узнавали об окружающем мире не только через чтение и рассматривание картинок, но и благодаря своим непосредственным наблюдениям.

Я тесно сотрудничаю с работниками городской детской библиотеки им. Гайдара. Они проводят беседы с детьми.

План занятий для младших школьников на 2018-2019 учебный год.

Сентябрь. «Страна невыученных уроков».

«Занимательно о русском языке».

Октябрь. «Что за прелесть эти сказки».

Ноябрь. «Волшебник из Амстердама».

Декабрь. «Уроки этикета».

Январь. «Веселые истории Драгунского».

Февраль. «Народные традиции и праздники».

Март. «Любимые книги наших бабушек и мам».

Апрель. «Первый полет звездного корабля».

Май. «В небе Покрышкин».

Изучая то или иное литературное произведение, я знакомила своих учеников с произведениями живописи. Но в какой-то момент поняла, что этого для них недостаточно знакомство с репродукциями картин. Я стала организовывать экскурсии в выставочные залы (г.Сызрань, г.Хвалынск)

План занятий по курсу « Знакомство с искусством» для младших школьников на 2011-2012 учебный год.

Сентябрь. И. И. Шишкин- певец русского леса.

Октябрь. И. И. Левитан. «Золотая осень».

Ноябрь. А. И. Куинджи. «Свет живописи».

Декабрь. «Удаль молодецкая, сибирский характер».

Январь. В. М. Васнецов, М. А. Врубель. «Сказка в живописи».

Февраль. В. М. Васнецов. «Богатыри».

Март. Русские народные игрушки.

Апрель. Загадка синего цвета. Керамика в гжели.

Май. Знакомство с музеем. «Здесь живут картины».

На таких занятиях школьников учат «видеть» произведение искусства. На них учащиеся открывают для себя иные точки зрения, кроме собственной, а с другой стороны, получают возможность выразить свои мысли и чувства, а через них и себя. У школьников не только формируется художественный вкус, но и развивается вдумчивое отношение к собственному опыту, к различным жизненным ситуациям, совершенствуется умение обоснования своей точки зрения, их наблюдения становятся более конкретными и тонкими. Школьники учатся воспринимать живопись как глубоко своеобразный, отличающийся своими приемами и особенностями вид искусства, а не просто как иллюстрацию к литературным произведениям, видеть «точки соприкосновения» между разными видами искусства. Таким образом, результатом этих занятий считаю: заинтересованность большинством учащихся этим видом искусства и как следствие решение учиться рисовать.

Доверительные отношения на уроке создают условия, в которых дети самостоятельно добывают знания, а учитель лишь помогает им. Основной формой добываний знания, решения проблемы становится дискуссия.

Итак, общение на уроке и после него выполняет не только информативную, но и социальную, а также развивающую функцию. Оно представлено в двух аспектах: общение учителя и учащихся, общение учащихся между собой. В таком общении целенаправленно и интенсивно формируются социальные установки, образцы поведения, приобретаются навыки общественной жизни, основы информационно-коммуникативной компетентности.

На основе содержания изучаемых дисциплин, я включаю учащихся в поиск информации, учу выделять главное. В этот период я вижу свою задачу в том, чтобы предоставить ребенку больше инициативы в организации своей познавательной деятельности.

Выделяются следующие основные методы формирования информационно-коммуникативной компетенции.

    Поиск и сбор информации:

Задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;

Задачи с избытком информации;

Задачи с недостатком информации.

2. Обработка информации:

Задание на упорядочение информации;

Составление планов к тексту;

Подготовка вопросов к тексту;

Задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

    Передача информации:

Подготовка сообщений по теме;

Подготовка учебных пособий по теме;

Подготовка стенгазет, стендов и т.д.

    Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые).

    Учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования.

    Все формы учебного диалога.

    Ролевые и деловые игры.

    Обсуждения, дискуссии.

    Выступления в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах и т.д.

    Вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Одной из форм внеурочной деятельности по учебным предметам

является экскурсия , которая способствует:

Развитию внимания и познавательного интереса школьников;

Обеспечивает здоровьесохраняющее обучение;

Дает наглядные ответы на вопросы;

Помогает выявить существенные и несущественные признаки предметов и явлений;

Расширяет и систематизирует знания ребенка об окружающем мире.

Я стараюсь организовать такую экскурсию, чтобы ученики не только расширили или получили новые знания, но и приняли непосредственное участие в работе.

Целью проектно-технологического образования является развитие учащихся как субъектов творческой проектной деятельности, подготовка их к успешному и гармоничному функционированию в информационно - технологически насыщенном мире.

На сегодняшний день содержание образования в школе меняется с учетом социально-экономических потребностей общества. Если раньше экономические проблемы отодвигались от школьника, то сегодня это уже невозможно.

Использование разнообразных форм дает мне возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания интересным, доступным.

Изучая элементы экономики с учащимися, я знакомила детей с различными профессиями.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, учащиеся постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых, моделируют реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления учеников о мире экономических явлений. Совершая большое количество действий, ребята учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), Предусматриваются и другие формы проведения занятий: экскурсии на предприятия, встречи с предпринимателями и людьми различных профессий, деловые игры, выполнение творческих заданий.

Существенное место отводится совместной деятельности школьников, направленной на развитие у них социальных умений, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием; народный фольклор; пословицы, поговорки), где значительное место отводится сказке. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини – программу ознакомления детей с экономическими понятиями. (Э. Успенский, И. Агрон «Бизнес крокодила Гены» ; Г. М. Евменова, О. И. Меньшикова «Детский экономический словарь или маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике» ; П. Филипов, И. Петров «Беседы об экономике» ; В. Никифоров «Субботнее путешествие или урок экономики»; Т. А. Попова, О. И. Меньшикова «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»).

В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, информационно – коммуникативные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.

Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают логику рассуждений.

Формирование ключевых компетенций учащихся может решаться также через организацию взаимодействия образовательного учреждения и родителей.

Семья в первую очередь способствует формированию гармонически развитой личности человека.

Сила влияния семьи в том, что она осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек живет в семье. Здесь он проводит большую часть своего времени. Дома он отдыхает и трудится, учится, занимается любимым делом, заботится о своих близких и пользуется их заботой и вниманием. Сюда он идет и в радости и в горе. Все это происходит постоянно, многие годы и постепенно создает правила, которые, становясь традициями, составляют основу жизни человека.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Я считаю, что единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания.

При работе с семьей я ставлю перед собой следующие задачи:

Изучение состава семей родителей: возраст, социальная принадлежность, профессия, образовательный уровень, микроклимат и условия в семье и д.р.;

Выявление социально и профессионально состоявшихся родителей, способных работать с детьми;

Привлечение родителей к образованию и воспитанию учащихся в школе;

Разработка единых педагогических требований и подходов к воспитанию учащихся со стороны родителей и учителей;

Разностороннее педагогическое просвещение родителей, формирование у родителей потребности в самообразовании.

Я считаю, что уважение родителей учитель завоевывает прежде всего добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.

Работа с родителями строится по двум направлениям:

Участие в соуправлении школы:

Классные(общешкольные) родительские собрания;

Классный родительский комитет, общешкольный попечительский совет;

Участие в делах класса.

На первом собрании в сентябре вместе с родителями вырабатываем планы совместной работы учителя и родителей. Предлагаю каждому родителю выбрать, в каких мероприятиях он хотел бы принять участие. А разделы следующие:

    Проведение праздников.

Родители всегда являются активными участниками всех школьных праздников. Они помогают готовить костюмы, участвуют в подготовке сценариев, знакомят детей с новыми подвижными и интеллектуальными играми, придумывают конкурсы. Причем, собираясь с инициативной группой родителей по подготовке к различным мероприятиям, обдумываем, какие задания будут даны и родителям.

    Проведение классных часов.

Родители участвуют в подготовке и проведении классных часов.

    Организация экскурсий.

    Проведение спортивных мероприятий.

    Изготовление стенгазет к праздникам.

    Предлагайте что-то свое.

Каждый родитель имеет право выбора и в меру своих сил и способностей принимает участие в жизни классного коллектива. А как загораются глаза ребенка, когда именно его мама проводит классный час, различные конкурсы, его папа организовал спортивные состязания.

Эффективность реализации проекта

Реализуя компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности, мне удалось добиться определенных результатов в формировании информационно-коммуникативной компетентности у младших школьников:

100% учащихся владеют навыками работы со справочно-энциклопедическими изданиями;

Ученики выслушивают собеседника и в вежливой форме высказывают свою точку зрения; могут выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

Умеют планировать этапы предстоящей работы, осуществлять контроль и оценку их правильности, искать пути преодоления ошибок;

Умеют работать с разными видами информации; есть опыт работы на компьютере;

При итоговой аттестации ученики моего класса показывают стабильные результаты

Четыре ученика окончили начальную школу на одни пятерки.

Ученики моего класса участвовали в Обнинских предметных олимпиадах и показали высокие результаты.

Дальнейшее развитие проекта

Мои ученики, переходя в среднее звено, успешно проходят адаптацию. Показывают высокие результаты в учебной деятельности.

Список используемых источников

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

2. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика. 1996. № 8.

3.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.,2006.

4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1995.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1996.

6. prepod.nspu.ru

7.www.jurnal.org

8.aspirant.rggu.ru