Сценарий внеклассного мероприятия «Войди в природу другом! Сценарий мероприятия «Войди в природу другом! задание «Живые синонимы».

  • Дата: 12.03.2024

Сценарий мероприятия. Воспитательный час - экологическая игра «Войди в природу другом!»

Цель: развитие познавательной активности детей.

Задачи:
-Расширение кругозора детей;

Формирование у детей навыков работы в группе;

Воспитание бережного отношения к природе;

Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Форма проведения: командная соревновательная игра.

Примечание: Во время игры работает жюри, в состав которого входят учителя и старшие школьники. Ведущими в игре выступают учащиеся 8-9 классов, кроме того, на каждой станции также есть ведущие из числа учащихся 8-9 классов.

Для участия в игре приглашаются 4-5 команд; каждая команда заранее выбирает название, капитана команды, придумывает эмблему, готовит девиз и приветствие для команд соперников.

Предполагаемыми результатами проведения данного классного часа являются развитие познавательной активности детей, воспитание бережного отношения к природе, формирование навыка работы в группе. Хочется отметить важность проведения экологических мероприятий в связи с тем, что необходимо воспитывать экологическую культуру в детях.

Ход игры:

1) Ведущие (2 человека) приветствуют команды, на экране через проектор показывается визуальное приветствие (Приложение 1).

2) Представление команд.

3) Ведущие знакомят команды с ходом игры.

4) Конкурс «Экологическая разминка». Ведущие по очереди задают командам вопросы, требующие краткого ответа. Ответы команды пишут на листках, которые им раздаются заранее. Для ответа на каждый вопрос дается 1 минута, по истечении этого времени второй ведущий быстро собирает ответы у команд и передает их жюри. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для «Экологической разминки»:

1-Почему в жару собака высовывает язык, а лошадь - нет? (У собаки на коже нет потовых желез)

2-Лесник весной увидел, что кора деревьев обгрызена зайцами на высоте 1,5 метров от земли. Как это могло произойти? (Зимой в лесу глубокий снег)

3-Почему утки, гуси с особенным удовольствием купаются в сильные морозы? (Температура воды даже в сильный мороз не бывает ниже +3 градусов, поэтому в воде они греются)

4-Почему соловьи осенью улетают на юг, а, например, воробьи – нет? (Воробьи могут зимой добыть пищу, а соловьи питаются насекомыми)

5-Почему над лесом в жаркий день облаков больше, чем над полем? (Деревья испаряют больше воды)

6-Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)

7-Многие люди, путешествующие по морю, выбрасывают в море разнообразный мусор, который затем вылавливают экологи, чтобы сохранить окружающую среду. Какого мусора в море больше всего? (Окурков)

8-Назовите причины осеннего листопада (Растения избавляются от вредных веществ, защищаются от обезвоживания, избегают поломки ветвей зимой из-за тяжести снега)

5) Конкурс «В здоровом теле – здоровый дух». Ведущие предлагают командам вопросы. После каждого вопроса команды совещаются, находят ответ, капитан команды поднимает руку и озвучивает ответ. Если капитан команды дал неправильный ответ, право ответа переходит к другой команде. Если правильный ответ не звучит, его озвучивает ведущий. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы к конкурсу «В здоровом теле – здоровый дух»:

1-В русских сказках говорится о мёртвой и живой воде. Какую воду на Руси называли живой? (Родниковую воду)

2-Многие средства народной медицины используются в официальной медицине. Это растение издавна используется как лекарственное, без него не обходятся кулинары, про него сложили много пословиц, он во сто шуб одет, и от семи недуг. Медики говорят, что оно содержит витамин С, а также вещества, убивающие микробов. Что это за растение? (Лук)

3-Эта вредная привычка настолько распространена, что ВОЗ учредила день (31 мая), в который от нее предлагают отказаться. Что это за привычка? (Курение)

5-Врачи доказали, что это занятие снижает артериальное давление и помогает быстро успокоиться без лекарств. Что это за занятие? (Чтение)

6-Почему щёки на морозе сначала бледнеют, а потом краснеют? (На морозе кровеносные сосуды сначала сужаются, а потом расширяются)

6) Конкурс «Экологической марафон». Ведущие выдают командам путевые листы с названиями станций (Приложение 2), в которых ведущие на станциях будут записывать количество баллов, полученное командами. На каждой станции команда находится 7 минут.

А) Муха домашняя

Б) Таракан рыжий

В) Блоха

2) Кто из этих птиц не летает?

А) Куропатка

Б) Киви

В) Курица домашняя

3) Какой из этих организмов - не животное?

А) Актиния

Б) Ламинария

В) Коралл

4) Кто из этих насекомых – хищник?

А) Колорадский жук

Б) Жук-олень

В) Водомерка

5) Назовите растение короткого дня

А) Хризантема

Б) Сон-трава

В) Ландыш

6) Какое из этих растений хищное?

А) Мох Кукушкин лён

Б) Росянка

В) Петров крест

7) Какое из этих растений не цветёт?

А) Папоротник

Б) Хлорофиттум

В) Верблюжья колючка

8) Кто из них не ящерица?

А) Комодский дракон

Б) Веретеница ломкая

В) Саламандра огненная

9) Кто из этих животных не рыба?

А) Мурена

В) Дельфин

10) Назовите домашнее насекомое

Б) Тутовый шелкопряд

В) Таракан рыжий

2-«На привале». Ведущий предлагает командам рассортировать мусор (кусочки хлеба, апельсиновые корки, пластиковые пакеты, упаковки от чипсов, банка от консервов, батарейки, компьютерный диск) на 3 группы по степени опасности для окружающей среды и просит пояснить свой выбор, а также придумать рассказ о том, как этот мусор мог появиться в лесу. Мусор готовится заранее, участникам команды выдаются одноразовые перчатки. Ведущий на станции начисляет баллы по своему усмотрению, в зависимости от правильности ответа и рассказа, который придумали участники (чувство юмора очень приветствуется). Максимальное количество баллов за этот конкурс-10.

3-«Загадочный ящик». Для проведения конкурса на этой станции требуется заранее изготовить ящик с отверстием (подойдет коробка из-под обуви, в которой прорезается отверстие, для красоты коробку можно оклеить цветной бумагой). Внутрь коробки помещаются различные мелкие предметы, например, раковины, небольшие плоды, листья растений, пуговицы, стеклянные шарики, крышки от пластиковых бутылок, батарейка. Команда выбирает участника, который засовывает в ящик руку, ощупывает предметы и на ощупь пытается определить, что за предмет у него в руках. За каждый правильно названный предмет команда получает 1 балл, общее количество баллов заносится в путевой лист.

4-«На лесной тропинке». Ведущий на станции предлагает детям составить пищевые цепи. Для работы этой станции заранее требуется приготовить картинки (рисуют дети), на которых изображены: дерево (трава), кузнечик, куропатка, мышь, лиса, змея, коршун и т.д., а также на отдельных листах бумаги рисуются стрелки, при помощи которых дети показывают направление вещества и энергии от одного трофического уровня к другому.

5-«Экоэрудит». Ведущий на станции предлагает детям вопросы, на которые они могут ответить только «Да» или «Нет». За каждый правильный ответ дается 1 балл, общее количество баллов заносится в путевой лист.

Кит - большая рыба? (Нет)

Белые медведи нападают на пингвинов? (Нет)

Пауки - насекомые? (Нет)

Яйцекладущие млекопитающие встречаются только в Австралии? (Да)

Сосна – светолюбивое растение? (Да)

Можно ли назвать ласточку хищной птицей? (Да)

Одуванчик – лекарственное растение? (Да)

Самый ядовитый гриб в России - мухомор? (Нет)

Предок домашней собаки – дикая собака Динго? (Нет)

Слон – самое крупное млекопитающее? (Нет)

Бегемота в Африке называют «Водяная лошадь»? (Да)

Команды проходят по всем станциям и возвращаются в актовый зал. Капитан каждой команды сдает путевой лист жюри. Когда все команды собираются, ведущие объявляют последний конкурс.

7) Конкурс «Эконевидаль». Для проведения этого конкурса необходим ноутбук и интерактивная доска, где демонстрируются ответы на вопросы с фрагментами-иллюстрациями (Презентация 2). Первый ведущий устно задаёт вопросы, после каждого вопроса на интерактивной доске появляются 4 варианта ответа, из которых команды выбирают один правильный и отмечают его на заранее выданном листке. Второй ведущий переводит слайды презентации. По окончании этого конкурса ведущий собирает листки с ответами команд и передает их жюри. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл.

1- Эти птицы – самые многочисленные на планете.

Б-Воробей

В-Курица

2- Умение этого животного менять окраску вошло в поговорку, у А.П.Чехова так называется рассказ. О ком идет речь?

А-Хамелеон

В-Василиск

Г-Ящерица

3-Древние славяне называли это растение «Перуновым деревом», его древесина обладает уникальными свойствами, живет это растение долго.

В-Дуб

4-За всю историю человечества по вине этого животного погибло больше людей, чем во всех войнах. Что это за животное? (Пояснение ведущего после конкурса: крысы являются переносчиками чумы)

Б-Крыса

5-В переводе на русский язык название этого животного-«Лесной человек». О ком идет речь? (Пояснение ведущего после конкурса: этот уникальный человекоподобный примат живёт только в лесах Азии и строго охраняется)

А-Горилла

Б-Шимпанзе

Г-Орангутан

6-Одно из этих интересных животных - грызун.

Б-Броненосец

Г-Дикобраз

7-Это уникальное растение имеет много названий, самое распространённое из них-«Мамонтово дерево», а также название, которое ему дали индейцы племени Чероки в честь своего вождя. О каком растении идёт речь? (Пояснение ведущего после конкурса: секвойя - хвойное растение, самый известный долгожитель среди деревьев. Предполагают, что самым древним деревьям более 6000 лет)

А-Секвойя

Б-Кипарис

Г-Эвкалипт

8-В честь этого цветка древние персы назвали свою столицу, в христианстве его связывали с Девой Марией, во Франции он был символом королевской власти. (Пояснение ведущего после конкурса: столица древних персов называлась Сузы, что в переводе означает лилия. У христиан лилия-символ чистоты и непорочности. Во Франции лилия-символ королевской власти)

А-Тюльпан

Б-Гиацинт

В-Нарцисс

Г-Лилия

9-Это мирное травоядное животное очень похоже на медведя, хотя большинство ученых считают его близким родственником енота.

Б-Панда

Г-Тасманский дьявол

10-Семена этого растения часто неправильно называют орехами, а на самом деле это растение – близкий родственник гороха и фасоли.

Б-Грецкий орех

В-Арахис

Г-Миндаль

11-Это животное обладает, пожалуй, самым мощным в природе химическим оружием, действие которого почти невозможно вынести. Кто это? (Пояснение ведущего после конкурса: скунс распространён в Северной Америке. В момент опасности он поворачивается к противнику хвостом и выбрызгивает в него струю с невыносимым запахом)

А-Скунс

В-Голый землекоп

Г-Выхухоль

12-Вопреки распространенному мнению, это животное практически не ест растительную пищу. (Пояснение ведущего после конкурса: ежи относятся к отряду Насекомоядных и питаются в основном червями, жуками, лягушками, мышами)

А-Гиппопотам

В-Дикобраз

Г-Бурый медведь

13-Перед вами изображения мифических существ из известных фильмов. Одно из них действительно существует в природе, хотя нужно отметить, что режиссер преувеличил, изображая его в кино. Что это за существо? (Пояснение ведущего после конкурса: кракены - гигантские кальмары, обитающие на большой глубине. Документально подтверждены встречи с кальмарами длиной до 20 метров, но зоологи предполагают, что эти животные могут достигать 30 метров в длину)

В-Кракен

Г-Единорог

По окончании этого конкурса один из ведущих собирает листки с ответами и передает их жюри. Второй ведущий называет правильные ответы, при этом презентация показывается заново. Когда правильные ответы названы, ведущий благодарит команды за участие, и предлагает им просмотреть небольшой фильм о природе (можно выбрать произвольно). В это время жюри подводит итоги.

Когда итоги подведены, один из членов жюри объявляет команду-победителя. Ведущий поздравляет команды, проводится награждение команд (призы готовятся заранее, награждаются все команды, команде-победителю вручается кубок, все команды получают грамоты).

Приложение 2. Путевой лист

Название команды:________________________

Станция

Баллы

1-«Экознайка».

2-«На привале».

3-«Загадочный ящик».

4-«На лесной тропинке».

5-«Экоэрудит».

(Библиотека МУК «Покровский центр досуга»,
Рыбинский МР)

Цель турнира: воспитание любви к природе, бережного к ней отношения; развитие коллективных навыков в игре, творческих способностей учащихся в процессе игры ; развитие воображения, кругозора, воспитание доброжелательности друг к другу.

Здравствуйте, ребята!

Много во Вселенной удивительных планет, но только на одной нас окружает живая природа: солнечный свет, воздух, вода, растения, животные. Природа нашей планеты кормит, поит и согревает нас, лечит от разных болезней.

Природа нашей Земли прекрасна. И... мы очень часто природу обижаем, а то и просто губим. Замечательный писатель Бернард Шоу сказал: «...мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам осталось только одно: научиться жить на Земле, как люди». Это совсем не сложно: не рвать зря цветы и не ломать ветви деревьев, кормить зимой птиц, убирать за собой мусор...

На шаре нашем земном,

Где мы родились и живём,

Где в травах летняя роса,

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес,

Полно таинственных чудес.

Не разрушайте этот мир

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжках.

Земля – планета людей, и если люди хотят жить на ней всегда, они должны ее любить и беречь. И, конечно, знать родную природу.

Для этого сегодня мы проведем турнир знатоков . В игре принимают участие 3 команды. В каждой команде есть капитан, выбранный с помощью жеребьевки. Капитаны получают маршрутный лист и путешествуют по станциям. На каждой станции вас будут ждать испытания. Если вы с ними справитесь , то получите букву. В конце игры из букв вы должны будете составить слово.


Станция «Лесные чудеса»


Здравствуйте ребята! Приветствую вас на станции «Лесные чудеса».

Лес – это наше богатство! Лес – защитник человека. Лес – это дом для зверей и птиц .

Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых. Лес – помощник земледельца.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

А сейчас мои задания. Выполните их правильно – и получите букву.


  1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла).

  2. Какие грибы растут на пнях? (Опята).

  3. Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка).

  4. Хвойное дерево, которое сбрасывает свою хвою на зиму. (Лиственница).
Загадки про лесные деревья:

Что же это за девица?


Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год . (Ель)

Зелена, а не луг,


Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Береза)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Этой бабке сто лет,
Горба у нее нет,
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой. (Сосна)

Весной зеленела,


Летом загорала,
Осенью надела,
Красные кораллы. (Рябина)

А ещё есть для вас задачка «Лесные находки». Слушайте внимательно и считайте.

Ваня по грибы пошел, вот что он в лесу нашел:

Один рыжик, два орешка, три малютки сыроежки,

Муравейников четыре, подберезовиков пять,

Шесть улиток, семь лягушек, восемь розовых волнушек,

Девять мухоморов красных, и десяток шишек разных.

А теперь, дружок, подумай и ответь на мой вопрос:

Сколько этот славный мальчик из лесу грибов принес? (17)

В лесу, ребята, встречается много преград: корявых деревьев, ям. Вот сейчас мы посмотрим, как вы справитесь с моими преградами .

Задача ребят пробежать всей командой паровозиком, оббегая кегли и не задев их. Если задели, дается еще одна попытка.

Молодцы, справились с заданиями. Ваши буквы – две буквы «А».

А теперь мое напутствие:

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считай – не сочтешь!

Свято помни, что лес – наша радость.

В век не сойдутся. (Берега)

Игра «Собрать мусор». Каждый участник бросает в корзинку клочок бумаги. Если не попал, то бросает до тех пор, пока не попадет.

Зачитывается рассказ «Нужны ли комары?».

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров . «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту нечисть!» – в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами.

Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

В природе всё находится в равновесии, всё связано.

Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Давайте будем беречь планету,


Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,


От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю цветами, садами...
Такая планета нужна нам с вами!

Ваша буква «К».

Команды все собрались, задача составить слово из букв, одной буквы не хватает. Итоговое слово «ЛАСТОЧКА».

Внимание! Команды должны составить за 2 минуты как можно больше слов (имя существительное, единственное число).

Помните: защита окружающей среды – обязанность каждого! Находясь в лесу, соблюдайте меры противопожарной безопасности, ведь лес – природные лёгкие нашей планеты!

Не засоряйте лес!

Посадите дерево!

Берегите природу!

Сохраним природу вместе!!!

Охранять природу – значит охранять Родину!


Литература


Занимательное азбуковедение: Кн. для родителей, учителей и милых детей / авт.-сост. Волина В.В. – М.: Просвещение, 1994. – 400 с.

Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

Плешаков А.А. Зелёные страницы: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. – 222 с.

Птицы и их гнезда // Отчего и почему. – 2012. – №3. – С. 13.

Составитель:
Заонегина Е.П., библиотекарь

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Войди в природу другом ! »

учитель географии

Головченко Марина Васильевна

Описание работы

Тема работы: «Войди в природу другом!»

Тип работы: сценарий внеклассного мероприятия с презентацией

Предмет: география

Классы: 5-6

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в природе.

Задачи:

- способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

Формировать негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

Побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Ожидаемые результаты: бережное отношение учащихся к родной природе, участие в природоохранных мероприятиях.

Методы и приемы: метод рассказа, беседы, использование ИКТ.

Оборудование и материалы:

- плакат «Войди в природу другом!»;

Экологические рисунки и знаки, выполненные учащимися;

Презентация «Войди в природу другом!»;

Компьютер, проектор и экран для демонстрации презентации;

Магнитофон для прослушивания песен;

Записи песен об охране природы;

Памятки по охране природы.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня для вас мы проводим мероприятие «Войди в природу другом!» (Слайд 1). Находясь в природе во время экскурсий, прогулок, походов, оглянитесь вокруг и вы увидите, как прекрасен мир, который нас окружает.

Вряд ли найдётся на земле человек, который скажет о себе: «Я не люблю природу!». На словах природу любят все. Но каждому понятно, что любовь проявляется прежде всего в желании защитить, сохранить. Тогда почему же, оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья, относятся к окружающему миру потребительски, часто не знают, как вести себя в лесу, поле, на лугу, реке и в других местах? Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, поймать птенца. А это совсем не так.

Чтец 1: Мы рубим лес, устраиваем свалки.

(Слайд 2) Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Ведущий: Быть или не быть человечеству, останется зелёной и цветущей наша

планета или же превратится в безжизненную пустыню – вот в чём вопрос. Ответ на

него зависит от каждого из нас.

Чтец 2: Рощи сосновые, дубравы зелёные,

(Слайд 3) Бабочки пёстрые, птицы свободные

К вам обращаются – людям сегодняшним:

Чтобы реки и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

Ведущий: Чтобы человек помнил об ответственности за окружающую природу во время походов, прогулок, существуют знаки предупреждения, которые помогают усвоить ряд несложных правил поведения в природе.

Правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить «спасибо». И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что обозначают знаки предупреждения. Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак. Как вы объясните друзьям, что это за знак и для чего он нужен?

Ученик 1 (Показывает первый знак на слайде 4). Правило первое:

Не ломайте ветки деревьев и кустарников! Растение – живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Неслучайно там, где много деревьев, дышится легко.

Ученик 2 (показывает второй знак на слайде 5) . Правило второе:

Не топчите цветы и грибы! В лесу старайся ходить только по тропинкам. От вытаптывания травы и почвы погибают многие растения, насекомые. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню». Не сбивай грибы, даже несъедобные. Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы, поганки. Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает его и не любит. Мухоморы помогают расти соснам, елям, берёзам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки. Многие грибы участвуют в разложении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные деревья, упавшие сучья, отмершую листву. Они – санитары леса.

Ученик 3 (показывает третий знак на слайде 6) . Правило третье:

Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострище – это своеобразные раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. Если есть старое кострище, новое делать не следует. Костёр служит мощным источником теплового излучения. Жар от него распространяется не только вверх, но и в стороны. Деревья, находящиеся неподалёку от огня, нагреваются в нижней части, что приводит к отмиранию живых тканей ствола. От сильного жара погибают корни деревьев. Всё это вызывает их гибель.

Огонь отпугивает всех лесных обитателей. Это всегда сигнал тревоги для диких зверей и птиц. Увидев огонь, они обычно спасаются бегством. Если в лесу горит костёр, то в радиусе 100-150 м покидают гнёзда совы, певчие дрозды, другие птицы, покидают надолго, и насиживаемые яйца успевают остыть, кладка погибает.

От костра может возникнуть пожар в лесу в ветреную погоду. Даже правильным образом разведённый, а затем тщательно потушенный костёр может вызвать пожар: часто внутри полусгоревших дров остаётся незамеченной маленькая искорка.

Ученик 4 (показывает четвёртый знак на слайде 7). Правило четвёртое:

Не разоряйте птичьи гнёзда! Если вы увидели гнездо птицы, не вытаптывайте траву у гнезда, если оно на траве. Не трогайте яйца руками и не берите их из гнезда. Не берите в руки птенцов, иначе птицы-родители навсегда могут покинуть гнездо.

Ученик 5 (показывает пятый знак на слайде 8) . Правило пятое:

Не рвите цветов в лесу и на лугу! Любовь к цветам не должна выражаться в истреблении растений. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к скорой смерти! Пусть лучше это чудо природы радует глаз, сердце, душу всех, кто придёт следом за вами. Сбор цветов для букетов прежде всего опасен тем, что мы не даём возможности растениям образовывать семена. При постоянном сборе цветов в одних и тех же местах некоторые виды могут просто исчезнуть. Чтобы из семени ландыша

выросло цветущее растение, необходимо 7-8 лет, а до цветения венерина башмачка проходит целых 18 лет! Именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.

Слайд 9. Во Франции на горных лугах вывешены «обращения цветов» к путешествующим: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даёте произвести потомство. Цветы.»

Ученик 6 (показывает шестой знак на слайде 10) . Правило шестое:

Не ловите диких животных и не уносите их домой! Нельзя раскапывать норы и тревожить лесных зверей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверёнышей, не берите их с собой. Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью, никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей.

Ученик 7 (показывает седьмой знак на слайде 11). Правило седьмое:

Не разоряйте муравейники! Лес здоров, если на каждый его гектар приходится по крайней мере четыре муравейника. Установлено, что если бы леса оставались без муравьёв, то урон, нанесённый вредителями, мог бы сравниться

пожаром. Муравьи – самые трудолюбивые санитары леса. Всего за 1 час муравьи берут в «плен» на 0,4 га леса вокруг муравейника более 2 тыс. гусениц. Если лесных санитаров нет, гусеницы уничтожают около 10% листьев, значит, гибнут деревья. Только за один день муравьи приносят в муравейник около 20 тыс. насекомых. В истреблении вредителей леса рыжие муравьи не уступают птицам: одна муравьиная семья уничтожает в день 7 200 гусениц дубовой листовёртки, 3 500 гусениц сосновой совки и тысячи других гусениц, куколок, личинок у самой земли, куда пернатые почти не опускаются.

Муравьи разносят семена растений, рыхлят почву, помогая тем самым возобновлению леса.

Муравьи часто спасают лес от пожаров. Они быстро гасят непотушенную спичку или окурок, брошенные около муравейника.

Встаньте же на защиту лесных санитаров, если увидите варварское истребление муравьиных семей.

Ученик 8 (показывает восьмой знак на слайде 12). Правило восьмое:

Не шумите в лесу! В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои гнёзда и норы (Слайд 13). Нужно ценить и охранять извечную и мудрую тишину, уметь слушать прекрасную музыку природы, волшебные звуки леса, птичьи перепевы, разговор ветра, журчание ручья.

Ученик 9 (показывает девятый знак на слайде 14). Правило девятое:

Не оставляйте после себя мусор! Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу, озере, реке. Помните, что брошенная бумага до полного разложения будет лежать более

2 лет, консервная банка – 90, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – свыше 1000 лет. (Слайд 15)

Надо всегда помнить золотое правило туриста: сколько мусора в лес принёс, столько и унеси с собой. На худой конец консервные банки следует обжечь на костре, расплющить и вместе с другими несгоревшими отбросами закопать в землю.

Если остался хворост, дрова, нужно аккуратно сложить их.

Покидая лес, луг, берег реки, посмотрите, что вы оставляете после себя. Сделайте всё возможное, чтобы после вашего ухода река осталась прозрачной, лес – зелёным и здоровым, трава – пушистой, а ваша совесть – чистой!

Ведущий: Да, именно наедине со своей совестью остаётся человек, оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте. Совесть для человека – единственный контролёр. И быть может, одна из самых важных задач, которая стоит перед теми, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Чтец (читает стихотворение И. Северянина «В парке плакала девочка»).

В парке плакала девочка: «Посмотрите-ка, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, -

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…»

И отец призадумался, потрясённый минутою,

И простил все грядущие и капризы и шалости

Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

Ученик 10. Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Звучит песня «Дружба с природой» на мотив «Песенка крокодила Гены»

Защитим нашу Землю

Мы от рук браконьеров

Не позволим глумиться над ней.

Пусть живут на планете –

Заяц, волк и пантера

И в лесу пусть живёт соловей.

Припев:

Будут рады звери, птицы,

Будет счастлив человек.

И с природой подружиться

Сможем мы навек!

Знай, наш милый дружочек,

Даже лист и цветочек

Нам без дела не следует рвать

Зайца, белку, синицу,

В речке чистой водицу

Надо в братья свои записать.

Припев:

Будут рады звери, птицы,

Будет счастлив человек.

И с природой подружиться

Сможем мы навек!

Ведущий: Мы познакомили вас с основными правилами поведения в природе: не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не мусорить! А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдите из ситуаций, которые могут вам встретиться в природе.

1. Во время прогулки вы нашли в лесу поляну с редкими растениями. Каковы будут ваши действия?

2. Вы увидели, что ребята, оказавшись в лесу до вас, нарвали букет первоцветов (ландышей). Как вы поступите?

3. Вы отправились в лес, вам навстречу идут ребята и несут маленького зайчонка, чтобы ухаживать за ним. Ваши действия.

4. Вы увидели в лесу ребят, которые сбивали ногами и топтали мухоморы. Что вы скажите по этому поводу?

5. Собирая в лесу ягоды, некоторые ребята обламывают побеги черники. Ваше отношение к этому.

6. Вы увидели упавшего из гнезда птенца. Что вы предпримете?

7. Вы увидели в лесу ребят, которые сильно шумели, громко включали музыку. Ваши действия.

Ведущий: Надеюсь, вы навсегда запомните правила поведения в природе и будите их выполнять. (Слайд 16) А мне сейчас вспомнились слова знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который говорил: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (Слайд 17).

Чтец 1: Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья.

Чтец 2: И при всём честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе –

Но со знаньем и умом.

Чтец 3: Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек.

Ведущий: А сейчас мы хотим вам вручить памятки по охране природы.

Ведущий: У нас в школе создан экологический отряд. Ребята из этого отряда оказывают помощь природе. Они развешивают скворечники и кормушки для птиц, очищают берег местной реки, станичный парк и сквер от мусора, озеленяют территорию школы, проводят экологические мероприятия для младших школьников.

Велика сила доброго примера. И пусть каждый из вас выступает примером дружелюбного отношения к природе, непримиримости ко всякому браконьерству.

Любите отчий край, уважайте природу, бережно и рационально относитесь к использованию природных сокровищ.

Сделайте всё, чтобы каждый из вас мог с гордостью сказать: «Я живу на Кубани, в Краснодарском крае, и являюсь настоящим другом родной природы!»

(Слайд 18)

Звучит песня «Гимн Природе» на мотив «Солнечный круг».

Против стрельбы, против беды

Встанем за нашу планету.

Звери навек, счастье навек,

Так повелел человек!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома – цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

Приложение

ПАМЯТКИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

1. Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.

2. В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.

3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего оборачивается против нас.

Убил сову – потерял тонну зерна; вылил в речку или озеро негодное автомобильное масло – погибли сотни мальков рыб; разорил гнездо птиц – оставил в живых тысячи вредных насекомых; сломал дубок или кленок – лишился нескольких кубометров древесины.

4. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.

5. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.

6. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.

7. Брошенная бумага лежит не сгнивая 2 года, а консервная банка или осколок от бутылки могут поранить ногу и через 90 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зарубина Л.Я. Экскурсия в Арбеновский лес. Журнал «Биология в

школе», № 3, 1996.

2. Захлебный А Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение,

1986.

3. Игнатьева Л.Е., Долгорукова Т.И. и др. День Земли. Воспитание экологи-

ческой культуры. – Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2005.

4. Князева Е.Л. Карточки-символы «Правила поведения на природе –

«девять нельзя». Журнал «География в школе», № 3, 2008.

5. Планета Земля. Энциклопедия окружающего мира. – М.: Росмэн, 1998.

Анализ внеклассного мероприятия

«Войди в природу другом!

Внеклассное мероприятие «Войди в природу другом!» было проведено для учащихся 5-6-х классов в рамках недели географии и экологии.

Целью данного мероприятия явилось знакомство учащихся с правилами поведения.

При подготовке к мероприятию учащиеся рисовали рисунки на экологическую тему и экологические знаки. Участниками мероприятия явились члены экологического отряда школы.

Достижение цели мероприятия осуществлялось через показ на слайдах презентации экологических знаков, рассказ ребят о правилах поведения в природе, чтение стихов и исполнение песен на экологическую тему. Зрителям предлагалось решить различные ситуации, которые могут возникнуть в природе. Ребята активно принимали участие в их обсуждении.

Привлекая присутствующих на мероприятии детей к участию в природоохранных мероприятиях, ребята экологического отряда рассказали о том, какой личный вклад они вносят в дело по охране окружающей природы. В конце мероприятия всем присутствующим были вручены памятки по охране природы, а победителям конкурса экологических рисунков и знаков – грамоты и памятные призы.

Внеклассное мероприятие «Войди в природу другом!» прошло с большим успехом. Намеченная цель и задачи были выполнены. В проведении мероприятия приняло большое количество учащихся. Все остались довольны и ушли с твердым мнением о том, что родной природе нужно быть не врагом, а настоящим другом.

Тема внеклассного мероприятия актуальна в наше время в связи с возрастающим антропогенным воздействием на окружающую среду.

Любовь к природе необходимо закладывать человеку с детства. Данное мероприятие рекомендую проводить в рамках недели географии и экологии, биологии и экологии, на классных часах.

Москвина Татьяна Алексеевна,

Учитель музыки МБОУ г.Иркутска СОШ №23

Классный руководитель 5 «в» класса

г. Ангарск, 2017 г.

Открытое внеклассное мероприятие было проведено в кинотеатре «Родина» г. Ангарска для дошкольников и младших школьников 11 ноября 2011 года.

Цель: формирование экологической культуры у дошкольников и младших школьников.

Задачи:

    формирование у обучающихся знаний о нормах и правилах поведения в природе.

    способствовать уточнению представлений детей о значении леса для природы и в жизни человека, повторить экологические правила поведения в природе;

    развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, самостоятельность суждений;

    воспитывать стремление беречь и любить природу, заботиться о ее обитателях.

Действующие лица: Баба Яга, Красная шапочка. Медведь, Водяной, Рассеянный, Айболит, Хозяйка Леса, Айболит, Кукушка, Зайка, Сойка, Белки (2), Лисички (2), Дети: Маша и Витя.

Оборудование: экран, компьютер со слайдами, микрофоны.

Маша: Ребята, отгадайте загадки.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой. (лес)

Витя: Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Витя :

Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

Какие чудеса можно увидеть в лесу? (ответы детей)

Почему лес для ребят друг? (ответы детей)

А как вы думаете, кто главный в лесу? (ответы детей)

Сегодня мы с вами отправляемся в гости к Хозяйке леса. Посмотрим, легко ли в наше время жить в лесу. И начнем мы наше путешествие с лесной опушки. Отправляемся в путь.

Смотрим мультфильм «Лес наш дом».

Вдруг верхом на метле влетает Баба-яга. Неожиданно она останавливается перед большой кучей мусора и произносит страшные заклинания, но мусор не исчезает. Разъяренная Баба-Яга замечает детей.

А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие! Лес поганят!

Дети :- Мы не всякие! Мы – туристы!

Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите что натворили!

Ах, какая была поляна! Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было всего 100 лет.

Ах, какой был воздух! Аромат!

А теперь…?! Эта бумажка пролежит 3, а может и больше лет, пока природа переварит её.

А эта металлическая консервная банка за 15 и 20 лет не исчезнет.

А эти бутылочные осколки, чует мое сердце, вызовут пожар.

Дети : - Как?

Б.Я . – Очень просто! это же настоящие линзы. Солнце пройдет через них…. Такое уже случалось на моем веку! А это изобретение химиков (берет полиэтиленовый пакет) , как бельмо на глазу. Ух! Лежит на земле, всякая трава гибнет под ним, а сам мешок всех переживет и даже меня, Бабу-Ягу.

Что уставились? Убирайтесь! сказано: не пущу!

Маша: - Уважаемая Баба-Яга, я думаю, что ребята знают, как надо вести себя в лесу.

Б.Я. – А это мы проверим сейчас. Скажите, куда девать мусор после себя?

Дети в зале отвечают, как надо убрать поляну после привала. Маша и Ваня называют свой девиз: «После нас лучше, чем до нас». Ребята убирают мусор в свои мешочки, приглашают с собой Б.Я. и продолжают путь.

Навстречу из леса выходит Красная Шапочка, дети здороваются с ней.

Кр. Ш.: - Здравствуйте. Куда путь держите!

Дети : - Мы идем к Хозяйке леса на волшебную поляну. Не знаешь ли дорогу туда?

Кр. Ш.: - Как же? Знаю. Но покажу дорогу только тому, кто ответит на мои вопросы.

Маша и Витя кричат детям в зале: - Ребята, помоги нам ответить на вопросы Красной Шапочки.

    название какого ядовитого растения связано с названием птицы? (Вороний глаз)

    как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы)

    какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)

    назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы)

Маша и Витя проводят игру «Если я приду в лесок».

Кр. Ш .: А какие Заповеди леса вы знаете? (Дети из зала отвечают вмести с Машей и Ваней):

1. не шуметь

2. не рвать цветы

3. не сорить

4. не ломать деревья и кусты

5. не разжигать огонь

6. не резать ножом кору деревьев

7. не разорять птичьих гнёзд

8. не разорять муравейники

9. знать ядовитые растения и грибы и не брать их в руки

10. не пробовать плоды растений, которых не знаешь

11. бережно относиться к дарам природы…

Смотрим мультфильм «Пожар в лесу».

Кр. Ш .: (показывает дорогу и идет вместе с ребятами)

- Через некоторое время ребята встречают Рассеянного. Он сидит на тропе, перед ним разбросаны вещи, он тщательно пытается уложить их в рюкзак. Ребята здороваются с ним.

Рассеянный: (обращается к детям из зала)

Что это за ребята? И куда они идут?

Ваня и Маша : Мы туристы. Идем на волшебную поляну. А вы кто такой?

Рассеянный: - Знаете такого? (Читает несколько строк из стихотворения С.Я. Маршака)

Я тоже иду на Волшебную поляну. Сначала ехал я в вагоне, не доехал. Решил, что лучше всего шагать пешком с заплечным мешком. Всё, что нужно, закупил. Да не могу разобраться, где тут мешок, а где заплечник. Помогите ребята.

Дети помогают ему уложить в рюкзак только то, что нужно туристам, отложив в сторону ненужные вещи. Все вместе продолжают путь.

Под деревом сидит доктор Айболит. На дереве плакат «Добрый доктор Айболит». Перед ним больные.

Айболит: (испуганно) – Ой, дети! И вы ко мне? Но я лечу только зверюшек.

Дети: - Нет, мы не больные. Мы – туристы. Идем на волшебную поляну к Хозяйке леса.

Айболит: - Какие вы счастливые! Давно мечтал попасть на эту Волшебную поляну. Но всегда я очень занят. И сегодня столько больных. О нет, никогда мне туда не попасть. Надо больным зверюшкам рассказать о лесной аптеке.

Маша : - Ребята, давайте поможем доброму доктору Айболиту.

Айболит: (детям в зале задает вопросы – игра «Лесная аптека»):

    листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья подорожника)

    какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту)

    плоды каких кустарников очень богаты витамином С ? (Черная смородина, шиповник)

    какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля)

    какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (валериану; валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице)

    какое растение является противовоспалительным, успокаивающим и желчегонным средством? (Ромашка)

Айболит : - Молодцы, ребята. Зверюшки хорошо усвоили урок и теперь не будут болеть.

Витя: - Доктор Айболит, а еще ребята знают стихи про лекарственные растения.

Шиповник.

Он шипы свои выставил колкие,

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

Крапива.

Растёт она вокруг,

Она – и враг и друг,

Как иглы волоски,

Покрыли все листки.

Сломи хоть волосок –

И капнет едкий сок.

На кожу – хоть ори!

О-о-ой, волдыри!

Но если дружись с ней –

Ты многих здоровей:

В ней витаминов клад,

Весной её едят.

Подорожник.

Почему я от дороги

Далеко не отхожу?

Если ты поранишь ноги,

Я им помощь окажу.

Приложу ладошку к ране –

Боль утихнет, и опять

Будут ноги по дороге

В ногу с солнышком шагать

Одуванчик.

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший …(одуванчик)

Береза.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой,

Стоит под горой.

Доктор Айболит благодарит детей и вместе с ними отправляется в путь.

Ребята со сказочными героями подходят к реке. Рассеянный хочет напиться из речки.

Витя : - Постой, Рассеянный. Не пей эту воду. Она грязная. Ребята, как вы думаете, почему она стала такой. Кто в этом виноват? (ответы детей).

Посмотрите, кто это? (Появляется Водяной )

Водяной:

Я – одинокий водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои, лягушки,

Болеют как старушки!

На дне моей квартиры –

Бутылки, тряпки, вилы,

Не озеро – помойка!

Кругом лежат жестянки,

Запчасти, склянки, банки –

Тьфу, какая гадость!

А мне так жить охота!

Здравствуйте, ребята. Вы тоже пришли загрязнять мой водоем. Уходите, нам и так здесь тяжело жить. Перед вами тоже были туристы, так они взяли и весь мусор побросали в воду. Разве так можно?

Маша: - Нет. Мы не будем загрязнять реку. Мы любим природу и заботимся о её красоте.

Витя: - Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится. Это только при условии, что никто больше ничего не бросит в воду, даже бумажку. А если еще и помочь воде: убрать все, что сбросили, - возвратиться жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки!

Маша и Витя:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной.

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Т.Н. Самсон.

Маша: - Водяной, укажи нам, пожалуйста, дорогу на Волшебную поляну.

Водяной: - Идите вот по этой тропинке и никуда не сворачивайте.

Дети: - Большое спасибо.

(выходят на Волшебную поляну)

Витя: - Вот мы с вами и пришли на Волшебную поляну.

Выходит Хозяйка леса.

Х.Л. – Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Хозяйка леса!

Х.Л. – Я очень рада, что вы посетили мою Волшебную поляну. Я знаю, что вы друзья природы. И я хотела бы провести небольшой экзамен. Хочу знать: умеете ли вы вести себя в моих владениях.

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, и птицы бы пели

Зелень от солнца в жару бы спасала

Каждому правила знать не мешало бы.

1 задание

Что обозначают эти плакаты? (набор слайдов на экране «Бережное отношение к природе)

2 задание «Экологическая викторина»

    назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка, пропуская через себя воду, улитка очищает ее; вот почему нельзя брать улиток из пруда и реки)

    кого, по праву, в народе называют «лесным доктором»? (Дятла)

    как называется трава от 99 болезней. (Зверобой)

    какой цветок лето начинает? (колокольчик)

    почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых)

    может ли гриб дерево съесть? (Да; трутовики разрушают древесину, превращают ее в труху)

    почему весной строго запрещена охота на пушных зверей?

    кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда)

    почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо)

    почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их?

    пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их)

    почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых)

    где у кузнечика ухо? (На ноге)

3 задание «Живые синонимы»

    Хитрый, как … (лиса ).

    Трусливый, как … (заяц ).

    Запасливый, хозяйственный … (белка ).

    Косолапый, как … (медведь ).

    Голодный, как … (волк ).

    Колючий, как … (еж ).

    Мчаться, как … (олень).

    Переваливаться, как … (медведь ).

    Выть, как … (в олк).

4 задание «Угадай по описанию»

    Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника)

    В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)

    Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя. Но и не уничтожай, он нужен лесу. Для некоторых животных этот гриб лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд. (Мухомор)

    Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно сразу собрать чуть не целое лукошко. (Опята)

    Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены вместе (Малина, ежевика)

Х.Л. – Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете природу леса, правила поведения в лесу и надеюсь, что вы всегда их будете соблюдать.

(Появляются ребята в масках животных)

Медведь.

Что в этот раз задумал человек:

Сломать, спилить или поджечь?

Что после вас останется, друзья,

В лесу, где много так зверят красивых?

Маша . Мы мусор весь хотим убрать.

Витя . Лес посадить, кормушки сделать.

Медведь. Вот чудеса! Что будет здесь?

Маша. Прекрасный лес,

Лес для зайчат,

Бельчат, лисят и медвежат.

Здесь будет чисто и красиво.

Витя . Здесь не убьют и не покалечат

Смотри кругом:

И не осталось-то чудес

На шарике земном.

Маша . И надо срочно мир спасать,

В котором мы живем.

Появляются дятел, мухомор и заяц.

Дятел. Весь дом почистить и помыть.

Мухомор. Очистить воздух нужно,

Дышать всем нужно.

Заяц. А сколько исчезло с планеты зверья,

Растений, и это восполнить нельзя.

Дятел. И если теперь не спасти нам остатки,

Мы завтра в Сахаре проснемся. Ребятки!

Появляются кукушка, белки и сойка.

Кукушка. Все надо беречь и лелеять:

Копать осторожно, умеючи сеять,

Ловить и стрелять не подряд, а с умом.

Что нынче посеем – то завтра пожнем.

Сойка. На шарике нашем земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес,

Полно таинственных чудес.

1-белка. По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

2-я белка . Гремит на скалах водопад.

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит,

Большой, как дом, на волнах спит.

Медведь. Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Появляются лисички.

1-я лисичка . Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2-я лисичка . Природу не уродуй,

Природу не обидь.

Родился человеком,

Так надо им и быть.

3-я лисичка . Вот в лесу растет фиалка,-

Разве рвать ее не жалко?!

Голубеют, как из сказки,

Незабудок нежных глазки.

Носят юбочки цветные

Колокольчики лесные.

Даже старый мох седой

Вырос с рыжей бородой!

Все цветы для всех растут,

Их не рвите! Пусть живут!

Маша и Витя проводят Игру «Это я, это я, это все мои друзья».

Х.Л. Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба – парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Маша . – Вот и заканчивается наше путешествие на Волшебную поляну. Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас. Надеюсь, что после этого занятия вы еще больше будете любить и лучше охранять природу, научитесь слушать ее и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла.

Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья».

(Дети читают стихотворения)

1. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

2. В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

3.Летят, звеня дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа.

Давайте же сердца ей отдадим!

4. Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется всё это,

Давайте же её любить всегда!

- До новых встреч!

Литература:

1 . Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение», Ярославль, «Академия развития», 1997г.

2 . Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», Москва, «Педагогика- Пресс»,1994г.

3 . «Тайны живой природы». Энциклопедия, Москва, «РОСМЭН»,1998г.

4. Н.В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Академия развития», 1997г.

5 Т.М. Бондаренко «Экологические занятия», Воронеж, ТЦ «Учитель»,2004г.

6 . .Е.А. Тимофеева «Экологическое воспитание», Йошкар-Ола, «Марий Эл учитель», 2002г.

7 . Л.М.Потапова «Детям о природе»-экология в играх, Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г.

8 Журналы «Начальная школа»

9 . И.Н. Горенко «Экологическое воспитание в школе», Волгоград, «Учитель», 2007 г.

10 . Журналы «ПедСовет», «Педагогическое творчество» и «Школьные игры и конкурсы»

11 . Е.М. Елизарова «Знакомые незнакомцы» (кружковая работа), Волгоград, «Учитель», 2007 г.

12. Г.Н. Решетникова, Н.и. Стрельникова «Окружающий мир» (занимательные материалы), Волгоград, «Учитель», 2007 г.

«Войди в природу другом»

Цель : Обучающие узнают, о разнообразии растений Хабаровского края, об их вреде и пользе для человека и животных.

Задачи: 1. Образовательная: познакомить с растительным миром Хабаровского края. 2. Развивающая: развивать слуховое восприятие через сценки, загадки, экологические загадки; зрительное восприятие через иллюстрации растений, слайды презентации. Развивать память, мышление; расширять кругозор, активный словарь учащихся. 3. Воспитательная: прививать любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к природе.

Сегодня мы проведем клуб природа на тему: «Войди в природу другом»

А начать наше занятие хочется строками из стихотворения

«Я славлю лес»

Ведущий 1:

Я славлю лес.

Когда идешь усталый, запыленный,

Дорогой длинной в полуденный зной,

Сверни смелее в тихий лес зеленый,

И он усталость снимет как рукой.

Я славлю чудо из чудес-

Родимый лес, Зеленый лес!

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать с тоской,

Побудь в лесу на солнечной поляне,

И все печали снимет как рукой.

Я славлю чудо из чудес-

Красу земли, зеленый лес!

Когда раздумий вещий час настанет,

Когда мечтаешь о грядущем ты,

И окрылит он все твои мечты.

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес, зеленый лес!

Мы вместе в радости и в горе.

Он в дни войны стеною стал за нас.

Застыли сосны тихо, как в дозоре,

Лес и сегодня охраняет нас.

Я славлю чудо из чудес-

Красу земли, зеленый лес!

(В. Лукша)

Ведущий 2:

Лес - это мир, полный загадок и тайн. Лес - это гостеприимный дом, он многих приютил: зверей и птиц, ящериц и лягушек, жуков и бабочек. В лесу ни на мгновенье не замирает жизнь. А сколько в нем разнообразных растений! Сегодня мы постараемся хоть немного приоткрыть тайны леса.

-Отгадайте загадку:

Стоит Алена - платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан (Береза.)

Белоствольная березка - украшение пейзажа нашей Родины, эмблема ее лесов. Немало песен и стихов сложено об этом красивом дереве. С раннего детства вы поете песню «Во поле березка стояла», учили стихотворения о белоствольной кудрявой березке.

Чтец 1:

Встали в ряд березки, как подростки,

Ветка с веткой, как рука с рукой.

Признаюсь, Россия без березки

Не была бы солнечной такой!

Ведущий 1:

Березы оживляют лес, делают его уютней и праздничней.

Но не все знают, какими лекарственными свойствами обладают почки березы. В них содержится эфирное масло, виноградный сахар, вяжущие вещества. Поэтому почки березы используют в медицине.

Гриб чага, встречающийся на растущих стволах белых берез, считается полезным средством при лечении опухолевых заболеваний желудка.

Березовая кора, применяется как средство против лихорадки, а настой из листьев - как потогонное.

Ведущий 2:

Ребята, а как называется березовый лес?

Представьте, что вы попали в березовую рощу. Здесь много света, воздух прозрачен и чист. У древних славян существовало слово «бер», означающее «светлый», «ясный», «белый». От него и образовалось слово «Береза». Хороша береза! Стоит и красотой своей всех радует.

Чтец 2:

На березках беленькие блузки,

Для красы - полоски поперек

Словно парень ласковый, по-русски

Льнет к березке вешний ветерок.

Березовый сок - вкусный и полезный природный напиток, лечебные свойства которого признаны учеными. Он содержит много полезных веществ. Но варварский сбор березового сока наносит непоправимый вред деревьям. К сожалению, закон бережного отношения к природе многие забывают, и результатом варварского сбора березового сока становятся уродливые или даже погибшие деревья. Каждый год число таких покалеченных деревьев все растет и растет.

Конечно, береза не умеют говорить, но если бы могла, то поведала о себе следующее:

«И хорошо бы мне жилось, если бы не весенний сок. Весной стволы многих берез порезаны, и течет по ним потоками березовый сок или, как его называют в народе, - березовица. А ведь он дереву нужен. Этот сок, словно кровь, несет ветвям питательные вещества. Они необходимы для того, чтобы дерево пробудилось после зимнего сна, набухли его почки, развернулись листья. Так стоит ли ради одного - двух глотков сока губить деревья, наносить их здоровью непоправимый вред.

Ведущий 1:

Запомните правила сбора березового сока:

1. He делайте большие отверстия в коре.

2.Не берите много сока.

3.Замазывайте раны дерева пластилином или глиной.

Очень хочется, чтобы не только вы могли полюбоваться этим красивым деревом, но и ваши будущие дети, и внуки ваших детей. Берегите русскую березку!

Ведущий 2:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

А теперь давайте представим себе еловый лес. Полумрак, травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел, и снова тишина. Но, несмотря на такое мрачное описание, ель ассоциируется с самым сказочным праздником - Новым годом. Именно елочку украшают в каждом доме под Новый год. Но лучше, если вы будете использовать искусственные елочки, так как праздник прошел, и люди выбрасывают огромное количество елок в мусорные ящики. А ведь елка дерево полезное. Семенами ели питаются звери и птицы, из древесины мастера делают музыкальные инструменты, за что называют это дерево «певучим деревом», древесина используется в строительстве, из нее получают бумагу, искусственный шелк и много других полезных веществ.

Ведущий 1:

Послушайте и отгадайте, о каком дереве пойдет речь. С давних пор люди оценили замечательные свойства этого дерева. Одно из них стойкость. Дерево не боится ни мороза, ни жары, ни засухи, но не любит темноты. Это дерево относится к хвойным деревьям, семенами этого растения в суровую зимнюю пору питаются дятлы.

Что это за дерево?

Сосну считают деревом здоровья. Недаром санатории, дома отдыха и лесные школы строят там, где растут сосны.

Я прочитаю рассказ, а вы подумайте о каком растении идет речь.

«Ох, и вкусна ягодка!» - едят и нахваливают снегири. Я спасаю от голода зимой многих птиц и зверей. Мои красные гроздья видны издалека. Мои ягоды полны витаминов, поэтому их и собирают люди. Но иногда они по-варварски гнут ветки, чтобы достать высоко висящие гроздья. Из-за этого на ветках образуются трещины и болею.

Про эту ягоду есть такая загадка:

В сенокос я горька, А в мороз - сладка.

Красна, а не малина Это ягода.. .рябина.

Как называется, эта ягода? Помните! Идете в лес за рябиной запасайтесь специальным шестом, чтобы не повредить ветви и стебли рябины.

Ведущий 2:

Лес не только дарит нам свою красоту, но и щедро делится с людьми своими щедрыми ягодными запасами.

1 .Адрес этой ягоды - болото, где хозяином является зеленый мох. Когда они созревают, кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зеленому бархату мху. Собирают их осенью, после первого мороза (клюква).

2.Эта ягода созревает одной из первых - в июне. Очень любит солнце, поэтому ее надо искать на открытых местах, на сухих травянистых опушках, полянах, вырубках. Ягоды сладкие, душистые, ароматные (земляника).

З.Эта ягода любит солнце, отдельные кусты встречаются редко, как правило, они образуют заросли. Это одна из самых любимых ягод, к тому же незаменимое средство при простуде, при ангине. (Малина.)

4.Эта ягода внешне похожа на малину. Растет в светлых лесах по опушкам, вырубкам, берегам рек. Черные или черно- красные ягоды очень сладкие и сочные и хороши в любом виде. (Ежевика.)

5.Эта ягода растет на невысоких кустиках. Куст этой ягоды не знает листопада. Созревают ягоды в конце лета, и собирать их лучше после первых заморозков. Ягоды очень долго сохраняются, не портятся, благодаря содержанию в ней бензойной кислоты. По цвету ягоды темно-красного цвета. (Брусника.)

б.Эту ягоду называют «ягодой наоборот». Большинство ягод из зеленых и желтых превращаются в красные или черные, а эта при созревании сначала краснеет и только спелая приобретает желто - оранжевый цвет. Используют ее при заболеваниях сердца, при простуде и как кровоостанавливающее средство. Растет она на болотах, во мхе, не боится мороза. (Морошка.)

7.Ягода содержит большое количество витаминов и железа. В старину этими ягодами красили ткани в красный и фиолетовый цвет. Ягоды шаровидной формы, слегка приплюснутые на верхушке, черные, мякоть ягоды сочная, но очень пачкает зубы и губы. Вкус приятный, кисловатый, чуть вяжущий. (Черника.)

Физминутка

Ребята, а какая из ягод самая полезная, мы узнаем из сценки «Ягодная трагедия», ее покажут ребята пятых классов. «Ягодная трагедия»

(Выходит Сестричка - Брусничка, плачет. На плач выбегает Сестричка - Клюковка.

Сестричка - Клюковка. Сестричка - Брусничка, что случилось? Что ты слезы льешь?

Сестричка - Брусничка. Все ягоды сладкие, вкусные.. .А

мы.. .Кислые.. .Как жить, когда знаешь, что от нашего вкуса язык и зубы

сводит? (плачет)

Сестричка - Клюковка. Ты - то что.. .А я еще кислее тебя.. .Я ведь Клюковка... Ох-Ох!!!

(Обе рыдают, входит Крыжовник)

Крыжовник. Сестрички, чего носы повесили? Что за проблемы? Сестричка - Клюковка и Сестричка - Брусничка (вместе). Уж больно мы кислые.. .Нас есть невозможно...

Крыжовник. А ведь правда.. .(задумался, чешет в затылке). А я вот, Крыжовник, колючий...Как начнет меня хозяйка собирать, все руки переколет.. .(плачет, вбегает черника) Черника. Приветик! Как делишки? А что это с вами?

Сестричка - Клюковка и Сестричка-Брусничка. Отстань, Черничка, у нас

горе - мы кислые...

Крыжовник. А я колючий.(Вздыхает)

Черничка. А у меня все хорошо! У меня нет недостатков...

Крыжовник. Как это нет? Когда тебя поедят, руки и рот у людей становятся

сине-черными! Фу - у - у.. .Я сколько раз слышал - жалуется на тебя народ,

жалуется.

Черничка. Правда твоя. (Опускает голову) С шарами в руках вприпрыжку вбегает Клубничка.

Клубничка. Хэллоу, друзья! Какой замечательный день! А что это с вами? (растерянно)

Все ягоды. Клубничка, а чего хорошего-то?

Сестричка - Клюковка и Сестричка - Брусничка. Мы - просто кислятина...

Крыжовник. А я, к сожалению, просто колючка. Черника. Позвольте представиться - растительные чернила. Клубничка. Да что такое с вами?

Черничка. А ты на себя взгляни! Чуть тронь тебя - сразу пятнами покрываешься, мнешься, неженка. Тоже ничего хорошего. Клубничка. Как вы правы, друзья!

(Все опустили головы, отвернулись друг от друга, входит Королева Ягод) Королева Ягод. Ягодки Мои хорошие, ягодки мои чудесные, кто вас обидел? Все ягоды. Нас никто не обидел, просто мы кислые, колючие, слишком нежные и чернила.

Королева Ягод. Глупенькие вы мои! Да кто ж вам такое сказал? (Подходит к каждому обнимает) Клюковка и Брусничка, в вас очень много витаминов, вы незаменимы при простуде. Крыжовник из тебя получается прозрачный изумрудный джем - просто объеденье! Черника, а ты нужна людям, у которых плохое зрение. Клубничка, а ты имеешь такой аромат и вкус, что даже голова кружится. Все ягоды. Правда? Вот здорово!!! Королева Ягод.

Все вы, ягодки, нужны!

Все вы, ягодки, важны!

Люди очень любят вас

И делают к зиме запас!

Скажите пожалуйста, можно ли из всех ягод выбрать самую полезную, почему?

Верно, каждая из ягод хороша по - своему, полезна для нас.

Ведущий 1:

Лес богат не только ягодами, но и грибами. Кто хоть однажды в детстве собирал грибы и ягоды, дышал незабываемым воздухом леса, приносил домой полный кузовок даров природы, навсегда полюбил это увлекательное занятие. Предлагаю конкурс загадок:

Лета первая примета

Под березкой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке

(подберезовик )

Этот гриб – боровик

И красив он и велик,

(белый гриб )

Это гриб любимец мой.

Очень строгий и прямой.

Поглядите, как горит

Шляпка ярким пламенем

На полянке он стоит,

Как солдат под знаменем,

(подосиновик )

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой,

(опята)

Зашел мужик в сосняк,

Нашел слизняк,

Бросить жалко,

Съесть сыро.

(груздь )

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный,

(мухомор )

Кто из вас знает почему этот гриб называют мухомор?

Мухоморы не только мух морят, но и людей. Старые хитрецы мухоморы приподнимают края своей шляпки, образуя чашечку - блюдечко. В них набирается дождевая вода и через некоторое время становится ядовитой для насекомых, которые прилетают утолить жажду.

Мухомора ругают за то, что он убивает насекомых. А разве это плохо? Как же избавиться от надоевших комнатных мух, которые являются переносчиками различных инфекций? Бороться с мухами помогает именно мухомор.(Войчук Саша)

Мухомор обожают животные: слизни, белки, некоторые птицы, например, сорока.

Лоси, коровы, олени лечатся мухоморами от глистов. Мухоморы лечат и растения. Мухомор обладает лечебными свойствами.

В пленке красного мухомора содержится вещество, которое тормозит развитие опухолей. Ценными лечебными свойствами обладает и мякоть гриба. Из мухомора получают лекарственные препараты для людей, страдающих головными болями, хронической ангиной. (Л. Миша)

Ведущий 2:

А сейчас вашему вниманию, я предлагаю следующие задачи:

1. Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.

Зачем ты это делаешь? - спросил Коля, ведь они нужны лесу, животным? -Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова. -Кто из мальчиков прав?

2 . Костя и Миша взяли корзины, и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзину крупных боровиков и пошел в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на поляну, Костя увидел своего друга, у которого была в руках полная корзина мухоморов.

    Ты зачем набрал мухоморов? - удивленно спросил Костя.

    Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.

    Правильно ли поступил Миша.

Расскажите, как надо правильно собирать грибы? Правила сбора грибов:

1.Гриб осторожно выкручивайте или аккуратно отрезайте ножку ножом.

2.Никогда не берите незнакомые грибы, так как среди них могут быть ядовитые.

3.Никогда не срывайте грибы зря: грибами питаются многие животные.

Ведущий:

Предлагаю посмотреть сценку «Я славлю Лес» в исполнении Кузнецова В. и Локтионова М.

Однажды в теплый летний день Саша собирался пойти погулять

в лес и позвал с собой друга Диму.

Да не хочу я в лес идти, - проворчал Дима.

Что ты, там ведь так интересно! - ответил Саша. - Пойдем, я покажу тебе лес, и ты тоже его полюбишь. По дороге Саша рассказывал:

«Смотри, это же настоящая сказка! Посмотри на небо!

А теперь наклонись и посмотри под ноги. Видишь, сколько здесь ягод, а если приглядеться, то можно найти и грибы, и лекарственные растения грибов.

    Ой, что это?! - воскликнул Дима.

    Да это же белка, - ответил Саша, она живет на деревьях.

Круглый год в лесу есть корм для животных, поэтому в лесу живет много зверей и насекомых. Здесь всем хватает места. Под густым валежником роют себе норы барсуки и лисы. Возле лесных рек селится бобер, в чаще леса можно встретить медведя, рысь, лося, кабана, волка.

Но, к сожалению, - ответил Саша, не все люди относятся к лесу бережно

Ведущий 2:

Приближаются летние каникулы, и вы с родителями или с друзьями будите ходить в лес. О чем, нужно помнить, идя в лес? Многие, приходя в лес, оставляют после себя кучи мусора и непотушенные костры, от которых часто случаются пожары. Это так ужасно, когда гибнут животные и деревья. Природа - наш общий дом, поэтому нельзя наносить ей вред.

Завершить наше занятие хочется следующими строчками: Лесному богатству и равного нет Как много тут ягод, грибов! Свисток смастерил и собрал я букет Из красных и синих цветов. Вот стать бы мне лесом, расти до небес, Жить тысячу лет это срок! Но тихо сказал мне задумчивый лес: « Ты будь Человеком, сынок»

    А что, значит, быть человеком?

    Подведение итогов, награждение участников.