4 м периоде. Общая характеристика d-элементов

  • Дата: 24.10.2019

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Детская поликлиника - лечебно-профилактическое учрежде­ ние, являющееся структурным подразделением детской больни­цы или самостоятельным медицинским учреждением, которое обеспечивает в районе деятельности внебольничную помощь де­тям.

Принципы и порядок работы детской поликлиники во мно­гом схожи с таковыми в поликлинике для взрослых, однако име-я характерные только для данного учреждения особенности. Основные принципы работы детской поликлиники:

1. Принцип участковости (800 детей на одном территори­альном участке).

2. Преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-филактическую помощь детям.

3. Этапность в лечении

4. Непрерывность активного динамического наблюдения за здоровьем ребенка, начиная с антенатального периода.

Детская поликлиника может входить в состав ТМО, работая в контакте с другими лечебно-профилактическими учреждениями

или района. Основные задачи детской поликлиники: - организация и проведение комплекса профилактических оприятий среди детского населения, которая включает: обес­печение динамического медицинского наблюдения за здоровыми детьми; проведение профилактических осмотров и диспансериза­ции детей; проведение профилактических прививок; организацию сбора грудного молока и обеспечение бесперебойной работы входящих в ее состав молочных кухонь и молочно-раздаточных пунктов; проведение лекций, бесед, занятий в школе матерей и т.п.

Лечебно-консультативная помощь^детям на дому и в поли­клинике, в т.ч. квалифицированная специализированная меди­цинская помощь;

Направление детей на лечение в стационары, больницы на восстановительное лечение в санатории, отбор их в специализи­рованные детские ясли-сады, лесные школы и др.

Лечебно-профилактическая работа в детских дошкольных учреждения и школах.

Противоэпидемиологические мероприятия.

Правовая защита детей.

В детской городской поликлинике целесообразно организо­вать методический совет по воспитанию здорового ребенка, а также совет медицинских сестер, которые работают в соответст­вии с действующими положениям ч.

Структура детской поликлиники:

Фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами;

Кабинеты врачей-педиатров и врачей узких специально­стей;

Кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет

здорового ребенка);

Отделение восстановительного лечения;

Лечебно-диагностические кабинеты;

Регистратура, гардероб, другие вспомогательные помеще­ния, холлы для ожидания;

Административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках).

В современных условиях в городах строятся преимущест­венно крупные детские поликлиники на 600-800 посещений в смену. Они имеют все условия для правильной организации ле­чебно-профилактической работы: необходимый набор помеще­ний для специализированных кабинетов, залы лечебной физкуль­туры, бассейны для плавания, водо- и грязелечебницы, кабинеты для свето- и электролечения, перелвижные физиотерапевтические кабинеты для дошкольных и школьных учреждений.

В соответствии с действующим нормативом в детской поли­клинике работают:

1. Врачебный персонал (на 10.000 детей):

Врач-педиатр (участковый) ■ 12,5 должности;

Врачи узких специальностей - 4,64 должности.

2. Врачи детских учреждений:

Детские ясли - врач-педиатр - на 180-200 детей;

Детский сад - врач-педиатр - на 600 детей;

Школа - врач-педиатр - на 2000 учащихся.

3. Заведующий педиатрическим отделением:

При наличии в штате отделения 6,5 должности врачей - 0,5 ставки;

При наличии более 9 указанных должностей -1,0 ставка.

4. Средний медицинский персонал:

Участковые медсестры - 1,5 ставки на каждую должность врача-педиатра;

Медсестры по профилактической работе со здоровыми детьми;

В поликлинике, обслуживающей до 10.000 детей, - 1,0 должность, более 10.000 детей - 2 должности.

Во главе самостоятельной детской поликлиники стоит глав­ный врач, во главе поликлинического отделения объединенной больницы - заведующий отделением.

На должность главного врача детской городской поликли­ники назначают врача, имеющего опыт лечебной и организаци-

1ой работы. Главный врач осуществляет непосредственное руководство деятельностью поликлиники и несет ответственность за качество и культуру лечебно-профилактической помощи детям, а также административно-хозяйственную и финансовую деятельность ^поликлиники. Он разрабатывает план работы поликлиники по указанию лечебно-профилактической помощи детям в районе вятельности и обеспечивает его выполнение. J Главный врач проводит подбор и укомплектование поли­клиники медицинским персоналом и административно-хозяйст­венными кадрами и несет ответственность за их работу, осущест­вляет расстановку кадров в поликлинике, организует повышение квалификации врачей и другого персонала поликлиники, осуще­ствляет мероприятия, направленные на улучшение материально-технической базы поликлиники.

Права и обязанности главного врача детской городской по-шклиники регламентированы положением о главном враче дет­ской городской поликлиники.

Ответственность за качество лечебно-профилактической по­мощи в детской городской поликлинике, культуру работы персо­нала несет также заведующий педиатрическим отделением.

На должность заведующего педиатрическим отделением на­значают врача-педиатра, имеющего опыт лечебной и организаци­онной работы в поликлинике. Он непосредственно подчиняется главному врачу учреждения.

Заведующий педиатрическим отделением осуществляет не­посредственное руководство и контроль за лечебно-профилак­тической работой врачей; консультирует больных с тяжелыми, сложными для диагностики формами заболеваний; контролирует обоснованность выдачи листков нетрудоспособности по уходу за больными детьми; обеспечивает своевременную госпитализацию больных, которым необходимо стационарное лечение. Лечение детей, нуждающихся в госпитализации, но оставленных по ка­ким-либо причинам на дому, проводится под постоянным кон­тролем заведующего отделением. Заведующий отделением обес­печивает проведение мероприятий по повышению квалификации врачей-педиатров и среднего медицинского персонала.

Главной задачей участкового врача-педиатра является проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение гармоничного физического и нервно-психического развития детей, проживающих на территории участка, на сниже­ние заболеваемости и смертности путем оказания своевременной и высококвалифицированной медицинской помощи.

Права и обязанности участкового педиатра регламентиро­ваны положением об участковом враче-педиатре детской город­ской поликлиники.

Участковый врач-педиатр работает под руководством заве­дующего отделением, по плану, составленному на основе анализа состояния здоровья детей.

Участковый врач-педиатр имеет права выдавать листки ц трудоспособности, давать распоряжения подчиненным ему сред ним и младшим медицинским работникам, вносить предложения о поощрении этих работников или наложении на них дисципли­нарных взысканий за отдельные упущения в работе или наруше­нии правил внутреннего распорядка.

В работе участкового педиатра выделяют несколько основ­ных разделов работы: профилактическая, противоэпидемическая, лечебная, работа по формированию здорового образа жизни, ра­бота с медицинской документацией.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Лечебная работа участкового педиатра включает:

Лечение на дому детей с острыми заболеваниями к отношение активных посещений к первичным вызовам составля­ет 2:1.

В лечении детей, особенно раннего возраста, имеет исклю­чительное значение своевременное начало лечения. Участковые врачи-педиатры, выполняя вызов к больному ребенку, должны иметь с собой набор необходимых медикаментов ив случае на­добности оказывать больному помощь на дому сразу же после установления диагноза, даже если ребенок сразу направляется в стационар. При необходимости врач должен обеспечивать ребен­ка медикаментами на один прием.

Участковая медицинская сестра выполняет назначения врача по лечению больного ребенка на дому, контролирует вы­полнение родителями врачебных рекомендаций по лечению, пи­танию, режиму и уходу за больным ребенком.

По заявке лечащего врача детская городская поликлиника обеспечивает больному ребенку проведение на дому необходи­мых лабораторных, функциональных исследований и консульта­ций врачей узких специальностей.

Заведующая отделением детской городской поликлиники осуществляет контроль за организацией лечения больных детей на дому, в необходимых случаях оказывает консультативную пс мощь.

Участковый врач в случае необходимости организует питализацию ребенка и продолжает наблюдение за его здоровьем после выписки ребенка из стационара, уделяет особое внимание нуждающимся в долечивании - систематическом наблюдении в домашней обстановке. При направлении ребенка в стационар ле­чащий врач подробно указывает диагноз заболевания, тяжесть состояния, длительность и течение заболевания, проведенное ле­чение и обследования, индивидуальные особенности ребенка, пе­ренесенные инфекционные заболевания, сведения об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и в школе. При невозможности госпитализировать ребенка (отказ родителей, отсутствие места в стационаре, каран­тин и др.) организуется стационар на дому. При этом ребенку обеспечивается весь комплекс необходимых лечебных и диагно­стических мероприятий, лабораторных обследований в соответ­ствии с тяжестью и характером заболевания, пост медицинской

сестры или ее регулярное посещение несколько раз в день. Но­чью ребенку оказывает помощь врач-педиатр неотложной или скорой помощи. Участковый врач посещает ребенка ежедневно до полного выздоровления. Ребенок должен быть осмотрен заве­дующим отделением.

Важным элементом работы участкового педиатра следует считать экспертизу временной нетрудоспособности в связи с за­болеванием ребенка. При выдаче листков нетрудоспособности участковый врач руководствуется действующими инструкциями. Непосредственным помощником участкового врача - педи-

а является участковая медицинская сестра. Обязанности участковой медицинской сестры: - профилактическая работа по развитию и воспитанию здо-Ьго ребенка; - оказание медицинской помощи больным детям на дому по назначению врача;

Проведение дородовых патронажей беременных женщин своего территориального участка, активное выявление наруше­ния самочувствия беременной и своевременное информация акушера-гинеколога женской консультации и участкового врача- v диатра;

Совместное (с участковым врачом-педиатром) посещение Новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного до­ма;

Обеспечение систематического наблюдения за здоровыми и больными детьми;

Контроль выполнения родителями лечебных назначений;

Проведение ежемесячного планирования профилактиче­ских прививок детям, не посещающим дошкольные учреждения;

Работа по своевременной организации врачебных осмотров детей, состоящих на диспансерном учете;

Выполнение назначенных врачом лечебных процедур на дому;

Оказание помощи врачу при проведении медицинских ос­мотров детей;

Санитарно-просветительная работа по установленной фор­ме;

Повышение своей квалификации.

Наряду с участковой службой в детских поликлиниках орга­низована специализированная помощь, которая является со­ставной частью единой цепочки поликлиника - стационар - сана­торий.

С учетом распространенности заболеваний специализиро­ванная помощь может быть представлена:

В виде специализированных кабинетов поликлиники;

В виде районных и межрайонных специализированных диспансеров.

В крупных городах создаются специализированные центры, в состав которых входят: амбулаторное звено (консультативный поликлинический прием), специализированный стационар, спе­циализированный санаторий.

В зависимости от мощности поликлиники объем представ­ленной в ней специализированной помощи может быть различ­ным.

Исходя из распространенности отдельных видов патологии, обычно в поликлинике может быть организован прием враче следующих узких специальностей: ЛОР, хирург, окулист, невр< патолог. Врачи-урологи-нефрологи, ортопеды, эндокринолог врачи функциональной диагностики и др. представлены район ными (в крупных городах) и межрайонными специалистами.

Районные специалисты ведуг прием на базе одной из дет­ских поликлиник, межрайонные - в каждом из прикрепленных районов.

Специализированные кабинеты поликлиник должны быть оснащены современной аппаратурой для проведения диагности­ческих и лечебных мероприятий.

Основные задачи врачей узких специальностей:

Организация и проведение лечебной и профилактическо работы с детьми;

Прием детей с отклонениями в состоянии здоровья и пр филактические осмотры согласно утвержденному администраци ей графику;

Оказание консультативной и лечебной помощи на дому;

Диспансерное наблюдение детей с длительными заболева­ниями и обеспечение систематического наблюдения и лечения до снятия с учета по медицински!-! показаниям, изучение эффек­тивности диспансеризации и лечения;

Проведение санитарнс~пгюсветительной работы среди на-селения по профилактике заболеваний;

Повышение своей квалификации, участие в работе по по­вышению квалификации врачей и среднего медицинского персо­нала по своей специальности;

Внедрение в практику работы новейших методик я схем диагностики и лечения;

Заполнение медицинской документации;

Составление заявок на необходимую медицинскую аппара-

медикаменты, инструментарий и оборудование. Врач узкой специальности работает в тесном контакте с ши врачами детской поликлиники, участвует в оздоровле-_ летей в школах и дошкольных учреждениях.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Главной целью профилактической деятельности участково-

ед натра является проведение мероприятий, способствующих ильному физическому и нервно-психическому развитию де­тей, внедрение гигиенических навыков в повседневную жизнь семьи.

Основным методом в профилактической работе является диспансерный метод - метод активного динамического наблю­дения не только за больными, но и за здоровыми детьми.

Организация профилактических мероприятий, направлен­ных на охрану здоровья ребенка» фактически начинается до его рождения. Наблюдение за здоровьем беременной женщины осу­ществляете! совместно женской консультацией и детской поли­клиникой. С момента взятия беременной женщины на учет поли­клиника организует проведение патронажей беременной, совме­стно с женской консультацией проводит занятия школы молодых матерей.

По указанию и под руководством участкового врача-педиатра участковая медсестра детской поликлиники должна провести не менее двух дородовых патронажей. Цель проведения дородовых патронажей:

Выясняй состояние здоровья беременной, социальное положение и психологический климат в семье, условия жизни будущего ребенка.

Первый дородовый патронаж проводится посте поступления

сведений о беременной из женской консультации, второй обычно на 31-32 педелях беременнхти.

В случае отягощенного акушерского анамнеза, неблагопо­лучного протекания беременности, участковый педиатр проводит третий дородовый патронаж, непосредственно перед родами

Согласно существующему положению, врач-педиатр я ме­дицинская сестра детской поликлиники посещают новорожден­ного в первые 2 дня после выписки из родильного дома. Если в семье родился первый ребенок, двойня или у матери нет молока, патронажное посещение рекомендуется сделать в первый день после выписки. В дальнейшем участковая медсестра посещает ребенка на дому через 1-2 дня в течение первой недели и ежене­дельно - в течение первого месяца жизни.

Участковый врач повторно посещает ребенка на дому на 14 лень, затем на 21 день жизни.

Близнецы, недоношенные детч, дета, родившиеся с крупной массой тела, получившие родовую травму, родившиеся у матерей " с патологией беременности и родов или перенесших инфекцион­ные заболевания во время беременности, дети, выписанные из отделений патологии новорожденных, дети из неблагополучных в социальном плане семей - относятся к группам риска и нахо­дятся под особым наблюдением участкового педиатра (по инди­видуальному плану).

При патронажном посещении на 4-й неделе жизни новорож­денного участковая медицинская сестра приглашает мать на пер­вый прием в поликлинику.

Участковый педиатр наблюдает здорового ребенка на пер­вом году жизни 1 раз в месяц, желательно в условиях поликлини­ки Во время приема врач осуществляет контроль за правильным физическим я нервно-психическим развитием ребенка, дает не­обходимые рекомендация матери по вскармливанию, организа ции режима дня, закаливанию,физическому воспитанию, профилактике рахита и по другим вопросам

Участковая медицинская сестра посещает на дому здорового ребенка первого года жизни не реже одного раза в месяц

Медицинское наблюдение за развитием детей ЭТОЙ Возрастной группы должно проводнться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и наиболее ответственных периодов в жизни детей первого года жизни.

Участковый врач-педиатр обеспечивает профилактическое

наблюдение за «неорганизованными» детьми и возрасте ОТ 3 до 7 лет. В этот период врач осматривает детей но реже I раза в год с заключительной диспансеризацией перед поступлением в школу. Антропометрию проводят у детей в возрасте 5 лет и 6-7 лет. Осо­бое внимание в этот период обращают на организацию режима, нервно-психическое и физическое развитие ребенка, готовность детей I школе.

Для осуществления профилактической роботы со здоровыми детьми раннего возраста в составе детской поликлиники органи густея кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка).

В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или меди­цинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической ра­боте с детьми и санитарно-просветительной работы с населением.

Руководство работой кабинета осуществляет заведующий одним из педиатрических отделений.

Медицинский персонал кабинета здорового ребенка работа­ет под контролем главной (старшей) медицинской сестры детской городской поликлиники.

Основные задач и кабинета здорового ребенка:

Пропаганда здорового образа жизни в семье;

Обучение родителей основным правилам воспитания здо­рового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закали­мте, уход и др.);

санитарное просвещение родителей по вопросам гигиени­ческого воспитания детей, профилактики заболеваний и отклоне­ний в развитии ребенка.

В этих целях медицинский персонал кабинета здорового ребёнка:

Оказывает помощь участковым врачам-педиатрам в проведении занятий школ молодых матерей, отцов;

Проводит индивидуальные и коллектнвные беседы с родителями детей раннего возраста, выдает им памятки и методическую литературу по вопросам охраны здоровья ребенка;

Обучает родителей методик-е ухода за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, про­ведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма;

Проводит работу по профилактике рахита у детей, выдай витамин «Д», организует кварцевнние детей и др.;

Совместно с участковым педиатром и участковой медицин­ской сестрой проводит индивидуальную подготовку детей к поступлению в детское дошкольное учреждение;

Обучает участковых медицинских сестер вопросам профи­лактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, за­каливающих процедур и др.;

Сообщает участковым врачам-педиатрам и медицинским сестрам о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошиб­ках, допускаемых родителями в уходе за детьми;

Осуществляет связь с центром здоровья для изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и вос­питанию здорового ребенка;

Комплектует материалы для оформления кабинета, саднитарно-просветительну ю литературу, таблицы, плакаты, пособия, памятки, выставки по основным вопросам профилактической ра­боты со здоровыми детьми;

Вед ет необходимую рабочую документацию и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста.

Кабинет здорового ребенка должен быть обеспечен методическими материалами по вопросам развития и воспитания здорового ребёнка, профилактике заболеваний

Медицинское обслуживание населения представляет собой сложную систему как по видам оказываемых лечебно-профилактических услуг, так и по типам учреждений.

В «Основах законодательства об охране здоровья граждан Российской федерации » выделены три вида лечебно-профилактической помощи населению: первичная медико-санитарная (ПМСП), скорая медицинская и специализированная медицинская. Но есть и другие подходы к классификации видов медико-социальной помощи. Так, по уровню квалификации выделяют доврачебную, первую врачебную, квалифицированную, специализированную и узкоспециализированную помощь.

Лечебно-профилактическую помощь населению разделяют по следующим видам: внебольничная помощь (в основном амбулаторно-поликлиническая), больничная (стационарная, или госпитальная), скорая и неотложная помощь , реабилитационная и санаторно-курортная.

Медицинская помощь детям обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений к которым относятся: детские городские больницы, ведомственные детские больницы, детские областные (краевые) окружные больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические и др.), дневные стационары, детские консультативно-диагностические центры, центры перинатологии, диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, дома ребенка, детские бальнеологические и грязелечебницы, детские санатории, специализированные санаторные лагеря круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля, детские клиники НИИ, вузов и др.

Основной объем лечебно-профилактической помощи детям выполняют детские городские поликлиники. Массовость этого вида помощи определяется тем, что в поликлиниках проводится широкий комплекс мероприятий по предупреждению и раннему выявлению патологии, снижению заболеваемости и инвалидности.

Кроме того, только около 20 % всех больных, обращающихся за медицинской помощью, подлежат госпитализации, остальные начинают и заканчивают свое лечение в поликлиниках.

ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА.

ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА обеспечивает в районе своей деятельности лечебно-профилактическую помощь детям до 18 лет включительно.

Оказание медицинской помощи предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.

Городская детская поликлиника может быть самостоятельным учреждением, или на правах структурного подразделения входить в состав детской городской больницы или городской поликлиники

В структуре детской городской поликлиники предусматриваются следующие подразделения:

  • руководство поликлиникой
  • регистратура
  • фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами
  • кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка)
  • кабинеты педиатров и других врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, ревматолога и пр.)
  • дошкольно-школьное отделение
  • отделение восстановительного лечения
  • параклинические службы (физиотерапевтический и рентгеновский кабинеты, лаборатории, кабинет функциональной диагностики)
  • дневной стационар и стационар на дому
  • административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках)

Основные функции и задачи детской городской поликлиники:

Детская поликлиника обеспечивает в районе своей деятельности:


  • организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий (динамическое наблюдение за здоровыми детьми,профилактические осмотры и диспансеризация в установленном порядке, профилактические прививки в установленные сроки, обеспечение бесперебойной работы входящих в состав поликлиники молочных кухонь, проведение лекций и бесед для родителей, занятия в школе матерей и т.д.
  • лечебно-консультативную помощь на дому и в поликлинике, в том числе квалифицированную специализированную медицинскую помощь, направление детей на лечение в стационары больниц,на восстановительное лечение в санатории, отбор в специализированные детские ясли-сады,и др.
  • лечебно- профилактическую работу в дошкольных учреждениях и школах
  • противоэпидемические мероприятия (совместно с учреждением роспотребнадзора)
  • правовую защиту детей.

Детская поликлиника имеет в штате должности врачей участковых педиатров, врачей узких специальностей, а также должности врачей для работы в детских дошкольных учреждениях и школах.

Должности участковых медицинских сестер устанавливаются из расчета 1,5 должности на 1 участкового врача - педиатра.

Большую роль в правильной организации работы детской поликлиники играет регистратура, являющаяся очень важным звеном в ее структуре.

В регистратуре на каждого ребенка заводят “Историю развития ребенка” (ф.112), которую передают во все отделения и кабинеты.

Важную роль в организации работы детской поликлиники занимает отделение (кабинет) здорового ребенка , включающее кабинет здорового ребенка и прививочный кабинет, где выполняется основной объем профилактической работы. В этом отделении проводится профилактическая работа с детьми раннего возраста. В кабинете здорового ребенка работают фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической и санитарно-просветительной работе

В кабинете здорового ребенка организуются занятия школ молодых матерей, отцов; проводятся индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей раннего возраста, обучение родителей методике ухода за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма; работа по профилактике рахита у детей; индивидуальная подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения.

Педиатрическое отделение детской поликлиники осуществляет основной комплекс профилактических мероприятий, направленных на правильное развитие и воспитание детей, обеспечивает лечебные и противоэпидемические мероприятия

Специализированную медицинскую помощь в условиях детской поликлиники оказывают врачи - специалисты. Максимально приближена к детскому населению отоларингологическая, офтальмологическая, хирургическая и психоневрологическая помощь. Специализированную помощь детям оказывают также специализированные диспансеры.

Дошкольно-школьное отделение детской поликлиники организуется для оказания лечебно- профилактической помощи детям в детских дошкольных учреждениях и школах. Руководит работой врачей педиатров и медицинских сестер,обслуживающих дошкольные учреждения и школы заведующий дошкольно-школьным отделением, который осуществляет тесный контакт со всеми подразделениями детской поликлиники, с подростковым кабинетом городской поликлиники, учреждением

Отделение восстановительного лечения . Целью восстановительного лечения детей является возвращение больного в характерные для его возраста условия жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, общения со сверстниками, а при отсутствии такой возможности - обеспечение стойкой компенсации нарушенных функций и адаптации к новым условиям. Проведение восстановительного лечения направлено на предупреждение и снижение инвалидности в детском возрасте.

Отделение восстановительного лечения создается в составе одной или нескольких крупных поликлиник для лечения последствий заболеваний органов дыхания, нервной системы, а также врожденных и приобретенных болезней опорно-двигательного аппарата. В состав отделения восстановительного лечения входят: кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, иглорефлексотерапии, для сурдологопедических занятий и пр.

Основной задачей этого отделения является проведение комплекса лечебно- оздоровительных мероприятий восстановительного лечения с учетом характера, степени и тяжести заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Детская поликлиника работает по территориально-участковому принципу. Это означает, что весь район обслуживания поликлиники разделен на участки с определенной численностью населения, за каждым из которых закреплены свой постоянный участковый педиатр и медицинская сестра. Территориальный педиатрический участок является основной структурной единицей поликлиники. На больного ребенка первого года жизни наблюдает ежедневно

Детская поликлиника организует проведение патронажей беременных совместно с женской консультацией с момента взятия беременной на учет, проводит занятие школы молодых матерей.

Наблюдение за детьми проводится с учетом возраста ребенка и состояния здоровья.

Значительное место в этой работе занимает патронаж. Согласно существующему положению фельдшер (акушерка) ФАПа посещает новорожденного в первые 3 дня после выписки из родильного дома; если в семье родился первый ребенок, то его посещают в первый же день после выписки, а в дальнейшем через 2-3 дня в течение первой недели и еженедельно в течение первого месяца жизни.

Кратность наблюдения детей первого года жизни фельдшером (акушеркой) ФАП:

1-й месяц - только на дому - 5 раз;

2-й месяц - на дому - 3 раза;

3-4-й месяцы - наблюдение на дому - 2 раза в месяц;

6-12-й месяцы - наблюдение на дому - 1 раз в месяц.

Кроме того, ребенка до 1 года должен осматривать на ФАП педиатр не менее 1 раза в месяц.

Таким образом, фельдшер (акушерка) должен видеть ребенка в течение первого года жизни 12 раз на профилактических приемах врача и 20 раз при патронаже на дому.

Уровень развития и состояния здоровья детей 2-го года жизни оценивают 4 раза в год (1 раз в квартал), на 3-ем году жизни - 2 раза в год (1 раз в 6 месяцев), затем 1 раз в год.

Врачи - специалисты (хирург, ортопед, отоларинголог, офтальмолог) осматривают детей на первом году жизни, в 3 и 5 лет, перед поступлением в школу, в 3-ем, 6-ом и 8 классах, невропатолог - на первом году жизни, перед поступлением в школу, и в 8 классе, прочие специалисты - по показаниям.

Все дети из двоен, недоношенные, родившиеся с крупной массой тела, получившие родовую травму, родившиеся у матерей с патологией беременности и родов, дети из неблагоприятных социально-бытовых условий относятся к группам риска и наблюдаются по индивидуальному плану.

Диспансеризация здоровых детей на первом году жизни , кроме ежемесячного профилактического осмотра, заключается в консультациях, ортопедов в 1, 6 и 9 мес, в консультации окулиста в 1 мес. В 3 или 6 мес следует сделать анализ крови для выявления анемии.

В 1 год ребенок осматривается окулистом, ортопедом, психоневрологом, следует сделать анализ крови, мочи.

Ежемесячно - антропометрия (измерение массы тела, роста, окружности груди и головы), отмечать психофизическое развитие.

Под особое диспансерное наблюдение должны быть взяты:

Дети с железо дефицитной анемией алиментарно-инфекционной этиологии осматриваются (с контролем анализа крови) 1 раз в 2 нед, в период ремиссии — 1 раз в 3 мес.

Наблюдаются дети с анемией в течение 1 —1/2 лет, с учета снимаются через год после нормализации анализов крови, проведенных с интервалами 1, 2, 3 мес после курса лечения. Профилактические прививки разрешаются через 6 мес после нормализации анализа крови.

Дети с гипопластической и гемолитической анемиями наблюдаются с контролем анализа крови 1 раз в месяц. С учета они не снимаются, профилактические прививки им противопоказаны. Если при микросфероцитарной анемии была сделана спленэктомия, то при отсутствии рецидива дети с учета снимаются через 2 года.

Дети с рахитом в разгар заболевания осматриваются 1 раз в 2 нед, в фазе реконвалесценции — 1 раз в месяц.

С учета дети с рахитом снимаются через 12 мес при отсутствии рецидивов.

Дети с хроническими расстройствами питания (гипотрофия и избыточная масса тела) осматриваются 1 раз в 2—3 нед.

Дети с аномалиями конституции (экссудативный и лимфатический диатезы) наблюдаются 1 раз в месяц, их следует консультировать со специалистами — дерматологом и аллергологом. Этим детям 2 раза в год производят анализы крови, мочи, копрологические исследования, следят за динамикой массы тела. При наблюдении за указанными детьми следят за состоянием кожи, слизистых оболочек, за лимфатическими узлами, увеличением вилочковой железы (по данным рентгенологического обследования — 1 раз в 6—8 мес). Дети с выраженными кожными проявлениями экссудативного диатеза и увеличенной вилочковой железой отводятся от профилактических прививок до 1/2—2 лет и снимаются с учета в зависимости от проявлений диатеза.

Дети, перенесшие острое респираторное заболевание до 3 мес , повторно болеющие ими и перенесшие пневмонию до 1 года, находятся на диспансерном наблюдении до 1 года. Осматриваются они в первом полугодии 2 раза в месяц, во втором — 1 раз в 2 мес. Критерием эффективности наблюдения является снижение частоты рецидивов и повторных заболеваний пневмонией и острыми респираторными инфекциями. Снятие с учета детей, перенесших пневмонию и повторно болеющих, проводится спустя 10—12 мес после клинического и рентгенологического выздоровления.

Дети, перенесшие острое кишечное заболевание , наблюдаются 1 раз в 2 — 3 нед с учетом стула, динамики нарастания массы тела. Проводятся исследования кала на кишечную флору, копрологическое исследование, анализ крови. С учета они снимаются при перенесенной дизентерии через 1 мес, при перенесении сальмонеллеза — через 3 мес при условии отрицательных бактериологических анализов.

Дети с внутричерепной родовой травмой в периоде новорожденности должны быть осмотрены невропатологом, по его назначению проводится лечение, при необходимости организуются консультаций окулиста, хирурга, оториноларинголога. В первом полугодии их осматривают 1 раз в 2 нед, во втором — 1 раз в 3 мес. Психоневролог осматривает детей 1 раз в 2 — 3 мес, окулист — 1 раз в 6 мес. Профилактические прививки и снятие с учета производятся только по заключению психоневролога.

Дети недоношенные и близнецы с весом 2—2,5 кг наблюдаются на 1-м месяце еженедельно, в возрасте 1—6 мес — 1 раз в 2 нед, во втором полугодии — 1 раз в месяц. На 1-м месяце жизни рекомендуются консультации хирурга, ортопеда, невропатолога, окулиста.

Критерием эффективности наблюдения за недоношенными и детьми из двойни является правильное психофизическое развитие ребенка, который по всем основным показателям должен догнать к 1 году своих сверстников.

Группы здоровья:

1- Здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения или имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья, не требующие коррекции.

2- Здоровые дети, с неблагоприятным генеалогическим анамнезом (IIА группа); с риском возникновения хронической патологии, склонные к повышенной заболеваемости, с наличием функциональных отклонений, обусловленных морфологической незрелостью органов и систем, отягощенным акушерским анамнезом, часто болеющие или перенесшие 1 тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и т.п. (IIБ группа).

3- Дети, страдающие каким-либо хроническим заболеванием или дефектом развития, но находящимся в состоянии полной компенсации.

4- Больные дети с состоянии субкомпенсации.

5- Больные дети с состоянии декомпенсации.

Детский врач (педиатр). Когда нужно обращаться к детскому врачу? Как проводится прием у педиатра?

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Записаться к Педиатру

Чтобы записаться на прием к врачу или диагностику, Вам достаточно позвонить по единому номеру телефона
+7 495 488-20-52 в Москве

Или

+7 812 416-38-96 в Санкт-Петербурге

Оператор Вас выслушает и перенаправит звонок в нужную клинику, либо примет заказ на запись к необходимому Вам специалисту.

Или же можно нажать зеленую кнопку «Записаться Онлайн» и оставить свой телефон. Оператор перезвонит Вам в течение 15-ти минут и подберет Вам специалиста, соответствующего Вашему запросу.

В данный момент запись ведется к специалистам и в клиники в Москве и Санкт-Петербурге.

Когда нужна консультация педиатра?

Консультация педиатра может быть плановой и внеплановой. Плановые посещения детского врача проводятся для определения состояния здоровья новорожденного и растущего ребенка. Внеплановые консультации могут потребоваться в том случае, если ребенок внезапно заболеет.

Зачем педиатр-неонатолог осматривает новорожденных?

Неонатолог – это специалист, который занимается обследованием детей 1 месяца жизни с целью выявления всевозможных заболеваний и их коррекции. Во время обследования новорожденного врач оценивает его общее состояние, а также функционирование всех жизненно-важных органов и систем. При выявлении каких-либо отклонений врач может направить малыша в специализированное неонатологическое отделение, где есть все необходимое для проведения адекватного лечения.

Поводом для перевода ребенка в отделение неонатологии могут быть:

  • низкая масса тела новорожденного;
  • нарушение дыхания;
  • нарушение работы сердечно-сосудистой системы;
  • врожденные пороки развития (которые могут угрожать жизни малыша );
  • септические (системные инфекционно-воспалительные ) состояния у ребенка 1 месяца жизни.

Как педиатр осматривает грудничков?

Дети в возрасте от 1 месяца до 1 года находятся в так называемом грудном периоде, который является для них крайне важным. Именно в течение 1 года жизни происходит максимально интенсивное развитие всех органов и систем. Дети начинают питаться, говорить, сидеть или даже ходить. Все это сопряжено с большими нагрузками на детский организм. Вот почему крайне важно чтобы врач-специалист регулярно оценивал функциональное состояние жизненно-важных органов, своевременно выявляя и устраняя возможные отклонения.

Во время осмотров ребенка 1 года жизни врач обязан:

  • Регистрировать антропометрические данные – вес, рост, окружность головы и грудной клетки.
  • Проводить полный клинический осмотр – включая обследование дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной и всех других систем.
  • При необходимости назначать лабораторные анализы – анализ крови , анализ мочи и так далее.
  • Информировать родителей о состоянии здоровья ребенка и давать рекомендации по поводу ухода за ним.

Как часто нужно посещать педиатра для профилактики (в течение 1 месяца, до года, после года, после двух лет )?

Целью профилактических осмотров ребенка является своевременное выявление и лечение всевозможных заболеваний на ранних стадиях их развития.

С профилактической целью педиатр должен осматривать:

  • Новорожденного – в течение 3 дней после рождения, а также еженедельно в течение 1 месяца жизни.
  • Грудничка (грудного ребенка ) – ежемесячно в течение 1 года жизни.
  • Детей в возрасте от 1 до 3 лет – дважды в год.
  • Детей в возрасте от 4 до 18 лет – 1 раз в год.
Стоит отметить, что при необходимости (то есть при выявлении каких-либо отклонений в развитии ) количество консультаций педиатра может увеличиваться.

Нужна ли консультация педиатра при беременности?

Во время беременности женщине нужно пройти многих специалистов, в том числе и педиатра. Консультация детского врача в данном случае нужна, для того чтобы оценить состояние здоровья матери, на основании которого можно судить о здоровье будущего ребенка. Во время консультации врач записывает данные женщины, уточная при этом срок беременности, какая это беременность по счету и каковы были исходы предыдущих беременностей.

Если у женщины уже есть дети, врач может поинтересоваться их возрастом, состоянием здоровья, а также перенесенными заболеваниями. Это поможет выявить предрасположенность к тем или иным патологиям (например, если у уже родившихся детей было выявлено какое-либо наследственной заболевание, высока вероятность того, что оно передастся и вновь родившемуся ребенку ). Также врач оценивает состояние здоровья самой будущей мамы (опрашивая ее о перенесенных заболеваниях ). На основании полученных данных он может предположить, какие патологии могу угрожать новорожденному ребенку. О своих выводах он должен проинформировать женщину, что позволит ей принять соответствующие меры профилактики и, тем самым, снизить риск заболеваемости новорожденного малыша.

Как получить справку от педиатра в детский сад, в школу, в бассейн?

Довольно часто для посещения любого общественного учреждения (будь то детский сад, школа, бассейн, спортивная секция и так далее ) нужно представить медицинскую справку о состоянии здоровья. Чтобы получить такую справку для ребенка, вначале нужно обратиться к участковому педиатру (вместе с самим ребенком ). Педиатр проведет клиническое обследование малыша, выдаст ему направления на необходимые анализы (общий анализ крови, анализы на вирусные инфекции и глистные инвазии ), а также направит на консультации к другим специалистам (обычно это дерматолог , офтальмолог , оториноларинголог и так далее ). Каждый из этих врачей обследует ребенка (с точки зрения его специальности ), сделав при этом соответствующую запись в его медицинской карте.

Пройдя всех специалистов и получив результаты лабораторных исследований нужно вновь посетить педиатра. Врач проанализирует данные исследований и заключения врачей-специалистов, после чего напишет свое заключение, в котором укажет, допускается ли конкретный ребенок к определенным занятиям, посещению детского сада, школы и так далее.

Если в процессе обследования у ребенка будут выявлены какие-либо заразные инфекционные заболевания, доступ в публичные учреждения ему будет закрыт, а врач направит его к соответствующему специалисту для дополнительной диагностики и лечения. После прохождения лечения ребенку придется вновь пройти все обследования. Если их результаты будут удовлетворительными, педиатр выдаст ему необходимую справку.

Как проходит прием у детского врача в поликлинике?

При консультировании пациентов в поликлинике врач проводит клиническое обследование ребенка, а также назначает ему дополнительные лабораторные исследования и анализы. После этого он выставляет диагноз и назначает лечение либо направляет ребенка к другим специалистам для дополнительной диагностики.

Оснащение кабинета педиатра

В кабинете детского врача должны быть все инструменты, необходимые для полноценного и комплексного обследования ребенка.

Кабинет педиатра должен быть оснащен:

  • Кушеткой – для обследования детей старшего возраста.
  • Пеленальным столом – для обследования детей младшего возраста.
  • Сантиметровой лентой – для измерения окружностей головы и грудной клетки ребенка, а также длины тела детей младшего возраста.
  • Ростомером – специальной линейкой, предназначенной для измерения роста ребенка или подростка.
  • Медицинским термометром – для измерения температуры тела ребенка.
  • Тонометром – прибором для измерения артериального давления , к которому прилагается набор манжеток для детей различных возрастов.
  • Весами – электронными (для детей до года ) и обычными (для детей старшего возраста ).
  • Стетоскопом – прибором для прослушивания легких и сердца ребенка.
  • Одноразовыми шпателями – длинными палочками, которыми врач прижимает язык пациента во время осмотра горла.
  • Набором для оказания срочной медицинской помощи.

Осмотр и обследование ребенка педиатром

После беседы с родителями малыша и сбора данных о его проблемах со здоровьем врач приступает к объективному клиническому обследованию, во время которого оценивает функциональное состояние различных органов и систем ребенка.

Во время обследования врач изучает:

  • Тип телосложения ребенка.
  • Кожные покровы – их цвет, эластичность, влажность, наличие или отсутствие пигментных пятен , трещин, сыпи , отеков, состояние глаз, век, ушных раковин, наружных слуховых проходов и так далее.
  • Лимфатические узлы – для этого врач пытается прощупать лимфоузлы в различных участках тела (в норме удается определить только подчелюстные лимфоузлы, которые мягкие, эластичные и безболезненные ).
  • Костную систему – оценивается форма костей конечностей, головы, состояние большого и малого родничков (углублений в области костей черепа, которые могут присутствовать у новорожденных, однако зарастают в течение первых месяцев жизни ребенка ).
  • Мышцы – оценивается их развитость и сила.
  • Суставы – оценивается объем движений в каждом суставе.
  • Дыхательную систему – врач определяет форму грудной клетки, осматривает нос и горло малыша, после чего прослушивает легкие с помощью стетоскопа.
  • Сердечно-сосудистую систему – проводится выслушивание тонов сердца, измерение артериального давления, подсчет частоты сердечных сокращений и пульса (для определения пульса врач нащупывает артерию в области руки малыша ).
  • Пищеварительную систему – проводится обследование ротовой полости и языка, осмотр передней стенки живота и пальпация (прощупывание ) органов брюшной полости.
  • Мочеполовую систему – проводится осмотр и перкуссия (легкое постукивание ) в поясничной области (боли во время выполнения процедуры могут указывать на заболевания почек ).
  • Физическое развитие ребенка – для этого врач использует специальные таблицы и стандарты.
Все полученные данные врач заносит в специальную карту, которую потом выдает родителям ребенка или оставляет на хранение в регистратуре поликлиники.

На какие анализы выдает направление педиатр?

Дополнительные исследования могут понадобиться для уточнения диагноза, а также для исключения тех или иных патологий.

Детский врач может назначить:

  • Общий анализ крови – для выявления анемии , признаков инфекции или воспаления.
  • Биохимические анализы крови – для оценки функций печени , почек, поджелудочной железы , обмена веществ и так далее.
  • Общий анализ мочи – для оценки выделительных функций почек.
  • Анализ кала – для выявления яиц глистов в нем.
  • Анализы на гормоны – для определения концентрации тех или иных гормонов в крови ребенка.
  • Анализ мокроты (выделяемой при кашле ) – для выявления возбудителя инфекции верхних дыхательных путей.
  • Серологические анализы – исследование крови с целью выявления антител к различным инфекционным агентам (позволяет определить, какие инфекции перенес ребенок ).
  • Посев из носа и горла – для выявления патогенных микроорганизмов в области верхних дыхательных путей.
  • Исследование кишечной микрофлоры – для выявления патогенных микроорганизмов.

Зачем детский врач назначает УЗИ?

УЗИ (ультразвуковое исследование ) – это безопасный и простой способ оценки состояния внутренних органов ребенка. Аппарат УЗИ работает на основе звуковых волн, которые, отражаясь от тканей внутренних органов, регистрируются специальными датчиками, на основании чего врач получает визуальное изображение исследуемых структур. Это позволяет выявить врожденные аномалии развития, патологические скопления жидкости в полостях организма, нарушения строения различных органов, нарушение сократительной активности сердца и многие другие показатели.

Педиатр может назначить:

  • УЗИ сердца;
  • УЗИ почек;
  • УЗИ печени;
  • УЗИ органов брюшной полости;
  • УЗИ поджелудочной железы;
  • УЗИ крупных кровеносных сосудов (используется режим УЗИ-допплер , позволяющий оценить характер тока крови по сосудам ).

Педиатр принимает платно или бесплатно?

Сразу после рождения ребенка (прямо в роддоме ) его осматривает работающий там педиатр-неонатолог. Данная консультация является бесплатной. После выписки из роддома родителям нужно как можно скорее оформить ребенку полис обязательного медицинского страхования. Для его получения нужно провести регистрацию ребенка по месту жительства, а также предоставить в страховую компанию свидетельство о рождении ребенка и копии паспортов родителей.

С момента получения полиса ребенок имеет право на бесплатные консультации и обследования педиатра и других специалистов, бесплатные анализы и инструментальные исследования, лечебные процедуры и так далее. Кроме того, стоит отметить, что все дети в возрасте до 3 лет (а дети из малообеспеченных или многодетных семей – до 6 лет ) имеют право получать бесплатные лекарства, внесенные в специальный список, утвержденный Министерством Здравоохранения.

В то же время, стоит отметить, что сегодня существует множество частных медицинских учреждений, в которых также работают врачи-педиатры. Посещение такого специалиста, а также выполнение всех назначенных им исследований будет платным.

Можно ли вызвать детского врача на дом?

В обязанности детского врача входит регулярное обследование ребенка в течение первых месяцев и лет его жизни. Если же ребенок внезапно заболел и не может самостоятельно посетить поликлинику, педиатра можно вызвать на дом. При посещении ребенка на дому врач сможет провести клиническое обследование, оценить тяжесть состояния малыша, выставить диагноз и назначить необходимое лечение, указав родителям дату, когда они должны прийти с ребенком в поликлинику на контроль или повторно вызвать врача на дом. Если состояние ребенка будет тяжелым, врач может порекомендовать его госпитализацию в то или иное отделение больницы (в зависимости от характера заболевания ).

Стоит отметить, что вызов на дом участкового педиатра также является бесплатным (при наличии полиса ). В то же время, вызов педиатра из частной клиники родителям придется оплачивать самостоятельно.

Анекдоты про педиатра

Отец жалуется педиатру:
-Жена три дня назад уехала в командировку, после чего ребенок начал быстро терять в весе. Я выполняю все ее указания – гуляю с ним 3 раза в день, купаю каждый вечер, делаю массаж, слежу, чтоб не простудился, даже музыку классическую ему включаю по вечерам, а он все худеет и худеет!
-Хм, а чем и как часто вы кормите ребенка?
-А! Вот оно что! Спасибо, доктор! Так и знал, что что-то обязательно забуду!

************************************************************************************************************

Женщина с дочкой на приеме у педиатра:
-Доктор, выручайте, с моей девочкой что-то не так! У нее улыбка до ушей, постоянно что-то «мычит», а глаза из орбит вылезают!
-Хм, попробуйте немного ослабить ей косички…

*****************************************************************************************************************************************************************

Звонок педиатру. В трубке перепуганный мужской голос:
-Доктор, мой трехлетний сын выпил флакончик зеленки!!!
-И что?
-Как что!? У него весь рот зеленый, зубы зеленые, он мне язык показывает – тоже весь зеленый! Что мне делать, доктор???
Врач, смеясь, отвечает:
-Фотографируйте, потом будет что вспомнить!

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Современная формулировка Периодического закона, открытого Д. И. Менделеевым в 1869 г.:

Свойства элементов находятся в периодической зависимости от порядкового номера.

Периодически повторяющийся характер изменения состава электронной оболочки атомов элементов объясняет периодическое изменение свойств элементов при движении по периодам и группам Периодической системы.

Проследим, например, изменение высших и низших степеней окисления у элементов IA – VIIA-групп во втором – четвертом периодах по табл. 3.

Положительные степени окисления проявляют все элементы, за исключением фтора. Их значения увеличиваются с ростом заряда ядер и совпадают с числом электронов на последнем энергетическом уровне (за исключением кислорода). Эти степени окисления называют высшими степенями окисления. Например, высшая степень окисления фосфора Р равна +V.




Отрицательные степени окисления проявляют элементы, начиная с углерода С, кремния Si и германия Ge. Значения их равны числу электронов, недостающих до восьми. Эти степени окисления называют низшими степенями окисления. Например, у атома фосфора Р на последнем энергетическом уровне недостает трех электронов до восьми, значит, низшая степень окисления фосфора Р равна – III.

Значения высших и низших степеней окисления повторяются периодически, совпадая по группам; например, в IVA-группе углерод С, кремний Si и германий Ge имеют высшую степень окисления +IV, а низшую степень окисления – IV.

Эта периодичность изменения степеней окисления отражается на периодическом изменении состава и свойств химических соединений элементов.

Аналогично прослеживается периодическое изменение электроотрицательности элементов в 1-6-м периодах IA– VIIA-групп (табл. 4).

В каждом периоде Периодической системы электроотрицательность элементов увеличивается при возрастании порядкового номера (слева направо).




В каждой группе Периодической системы электроотрицательность уменьшается при возрастании порядкового номера (сверху вниз). Фтор F обладает наивысшей, а цезий Cs – наинизшей электроотрицательностью среди элементов 1-6-го периодов.

У типичных неметаллов – высокая электроотрицательность, а у типичных металлов – низкая.

Примеры заданий частей А, В

1. В 4-м периоде число элементов равно


2. Металлические свойства элементов 3-го периода от Na до Сl

1) силиваются

2) ослабевают

3) не изменяются

4) не знаю


3. Неметаллические свойства галогенов с увеличением порядкового номера

1) возрастают

2) понижаются

3) остаются без изменений

4) не знаю


4. В ряду элементов Zn – Hg – Со – Cd один элемент, не входящий в группу, – это


5. Металлические свойства элементов повышаются по ряду

1) In – Ga – Al

2) К – Rb – Sr

3) Ge – Ga – Tl

4) Li – Be – Mg


6. Неметаллические свойства в ряду элементов Аl – Si – С – N

1) увеличиваются

2) уменьшаются

3) не изменяются

4) не знаю


7. В ряду элементов О – S – Se – Те размеры (радиусы) атома

1) уменьшаются

2) увеличиваются

3) не изменяются

4) не знаю


8. В ряду элементов Р – Si – Аl – Mg размеры (радиусы) атома

1) уменьшаются

2) увеличиваются

3) не изменяются

4) не знаю


9. Для фосфора элемент с меньшей электроотрицательностью – это


10. Молекула, в которой электронная плотность смещена к атому фосфора, – это


11. Высшая степень окисления элементов проявляется в наборе оксидов и фторидов

1) СlO 2 , РСl 5 , SeCl 4 , SO 3

2) PCl, Аl 2 O 3 , КСl, СО

3) SeO 3 , ВСl 3 , N 2 O 5 , СаСl 2

4) AsCl 5 , SeO 2 , SCl 2 , Cl 2 O 7


12. Низшая степень окисления элементов – в их водородных соединениях и фторидах набора

1) ClF 3 , NH 3 , NaH, OF 2

2) H 3 S + , NH+, SiH 4 , H 2 Se

3) CH 4 , BF 4 , H 3 O + , PF 3

4) PH 3 , NF+, HF 2 , CF 4


13. Валентность для многовалентного атома одинакова в ряду соединений

1) SiH 4 – AsH 3 – CF 4

2) РН 3 – BF 3 – ClF 3

3) AsF 3 – SiCl 4 – IF 7

4) H 2 O – BClg – NF 3


14. Укажите соответствие между формулой вещества или иона и степенью окисления углерода в них



Бром.

1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 2 4p 5 .

Валентные электроны выделены жирным шрифтом. Относится к семейству р-элементов. Так как наибольшее главное квантовое число равно 4-м, а число электронов на внешнем энергетическом уровне равно 7, бром расположен в 4-м периоде, VIIA группе Периодической таблицы. Энергетическая диаграмма для валентных электронов имеет вид:

Германий.

1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 2 4p 2 .

Валентные электроны выделены жирным шрифтом. Относится к семейству p-элементов. Так как наибольшее главное квантовое число равно 4-м, а число электронов на внешнем энергетическом уровне равно 4, германий расположен в 4-м периоде, IVA группе Периодической таблицы. Энергетическая диаграмма для валентных электронов имеет вид:

Кобальт.

1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 7 4s 2 .

Валентные электроны выделены жирным шрифтом. Относится к семейству d-элементов. Кобальт расположен в 4-м периоде, VIIB группе Периодической таблицы. Энергетическая диаграмма для валентных электронов имеет вид:

Медь.

1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 1 .

Валентные электроны выделены жирным шрифтом. Относится к семейству d-элементов. Так как наибольшее главное квантовое число равно 4-м, а число электронов на внешнем энергетическом уровне равно 1, медь расположена в 4-м периоде, IВ группе Периодической таблицы. Энергетическая диаграмма для валентных электронов имеет вид.