Большая ордынка 20 храм. Храм на Ордынке "Всех скорбящих Радость"

  • Дата: 09.02.2024
Московский храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", на Ордынке Московский храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москворецкое благочиние Московской городской епархии)

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 1570-м годам. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду . Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.

Во время московского пожара года храм сильно пострадал и в - гг. был почти заново выстроен архитектором О. И. Бове , который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом . Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь - подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества - в году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

В году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушинском переулке потребовали снять колокола - жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и перенесены внутрь храма.

Здесь же был создан знаменитый церковный хор регента Н. В. Матвеева . В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии.

При храме действуют Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий , Приемная для помощи лицам, страдающим недугом наркомании и алкоголизма, библиотека, воскресные школы для детей и взрослых, кружки золотошвейного шитья, рисования, театральный,церковного пения и иконописи.

По благословению патриарха Алексия II ежегодно проводится чин присоединения к Русской Православной Церкви людей, по тем или иным причинам отпавших от нее. Чин присоединения проводится два раза в год (как правило, в Лазареву субботу и 19 ноября - в день памяти преподобного Варлаама Хутынского).

Светлое Христово Воскресение. ПАСХА

Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67).

Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале (Фалалея), Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (начало II века) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372).

Сщмч. Александра Гневушева пресвитера (1930).

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–8. Ин., 1 зач., I, 1–17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19–25.

Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии 9-й песни канона Плащаница вносится в алтарь. Отпýст полунощницы: «Христос, Истинный Бог наш...». В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...» совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом «Слава Святей...» и пением «Христос воскресе...» со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии.)

При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И сýщим во гробе́х живо́т даровáв») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Каждение на каждой песни канона. По каждой песни – катавасия и малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог...» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху: «Аще кто благочестив...», после чего поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня...».

На литургии антифоны Пасхи; вхо́дный стих: «В це́рквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся...». Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше... Светися...». Причастен «Тело Христово приимите...». Вместо «Благословен Грядый во Имя Господне...», «Видехом Свет Истинный...», «Да исполнятся уста наша...», «Буди Имя Господне» и 33-го псалма поется «Христос воскресе...». (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпýст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых...» (на вечерне, утрене и литургии). Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.

Вечером совершается великая вечерня. Вход с Евангелием и великий прокимен. Чтение Евангелия иереем, по традиции, в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении.

Описание:

История

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома. Часто перед ней, как и перед Иверской, молятся неправославные люди.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

В 1961 году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушинском переулке потребовали снять колокола — жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и на сей раз перенесены внутрь храма.

Престолы

Главный — Спаса Преображения, приделы — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского.

Святыни

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона преподобного Варлаама Хутынского чтимые иконы мч. Лонгина сотника, прп. Алексия, человека Божия; апостола Андрея Первозванного.

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 8.00, вечернее богослужение в 18.00,в воскресные и праздничные дни — Литургия в 7 и 10 час., накануне — всенощное бдение в 18 час., по четвергам — в 11.30 водосвятный молебен у чудотворной иконы мч. Лонгина сотника об исцелении от глазных болезней; по субботам — в 15.30 молебен у чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» об исцелении людей, подверженных недугу алкоголизма и наркомании.

Весь мир полон символов, и каждое явление имеет двойной смысл , - Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Паломничество (от латинского palma «пальма», - от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа). Паломник буквально, - странник, возвратившийся с пальмовой ветвью из святых мест.

Вильям Васильевич Похлёбкин в «Словаре международной символики и эмблематики» называет пальму символом долговечности и одной из эмблем мира. Вместе с тем укрепилось и значение пальмы как награды за победу, в то время как ее первоначальный смысл как символа долговечности постепенно смазался. Поэтому мы до сих пор употребляем выражение «пальма первенства», что должно означать «высшая награда».

Пальметта, - внизу две ромашки или хризантемы, что по сути одно и то же, в виде октаграммы, - в окружении листьев аканта.

Изображения архангелов Михаила и Гавриила на дверях в жертвенник и святых Николая Чудотворца и архидиакона Лаврентия в местном ряде выполнил знаменитый художник Владимир Лукич Боровиковский. Ходит легенда, что он расписывал и стены храма, но это доподлинно неизвестно. К большому огорчению, иконы Боровиковского были утеряны в советское время.

Многое во внутреннем убранстве храма очень не типично для православной церкви. Слева и справа, по обе стороны центральной арки, мраморные клиросы с двумя же парами мраморных ангелов. Центральная арка же, ведущая в круглую ротонду, опирается на две колонны.

Картина голландского художника XVI века Яна Мостарта «Се человек» в строгой ампирной раме находилась в правой ячейке стеклянной перегородки, разделяющей трапезную и ротонду. Картина изображала Христа идущего на смертную муку, Христос изображен в бороде с выбритыми усами. О самой картине ниже.

В росписи храма много деталей выполненых в технике гризайли, опять же с нетипичными для православия мотивами. Это головки херувимов и факелы. Иконостас храма не имеет ничего общего с классическим иконостасом в смысле распределения икон и ярусов. Классический иконостас состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Здесь же иконостас состоит только из одного местного ряда. Очень интересен круглый чугунный пол ротонды сделанный по рисункам Бове. На чугунных плитах три переплетающихся кольца, точно такие же как и на дверях.

В 1930-1940 годах в храме находились центральные реставрационные мастерские и запасники Третьяковской галереи, и, благодаря музейным работникам, внутренне убранство храма оказались практически нетронутыми.

Из протокола, составленного после осмотра храма в 1933 году. Мастерские решили пока не трогать «всю восточную часть - произведение архитектора Бове, вплоть до материи балдахина в алтаре, подсвечников и паникадила, имеющих рисунок руки самого Бове», не вынимать икон из иконостаса. «Чугунный рисунчатый, художественно выполненный пол тоже останется, как образец чугунного литья». «…В западной части, созданной архитектором Баженовым, остаются неприкосновенными оба иконостаса с клиросами и иконами, два больших художественных подсвечника (один из них с 3-мя фигурами на основании), 4 панно в золоченых рамах на южной и северной стенах между окнами, как интересные по композиции и живописи. Остается на месте двойная стеклянная стенка между обеими помещениями, то есть западным и восточным.

В 1947-1948 годах в храме проводились реставрационные работы, во время которых была покрыта штукатуркой гризальная роспись на стенах и уничтожена стеклянная перегородка между трапезной и ротондой, возведенная когда-то по рисунку Бове.

В 1948 году в храме были возобновлены богослужения.

Масонский посыл «Всевидящего Ока Господне», - Бог тебя видит и ему есть до тебя дело.

И еще одна цитата Леонида Мациха из цикла лекций «Великие идеи и книги человечества», - глаз в треугольнике - это пожелание успехов и знак того, что Бог надзирает за нами, Богу есть до нас дело - очень важная для масонов идея. Чем масонская идея отличается от многих иных? Что Бог неравнодушен к людям, ему не все равно. Бог - личностное существо. На этом настаивает Каббала, и масоны очень эту идею любят, что Бог смотрит за всем, что происходит в мире. То, что он смотрит, графическим образом выражается глазом в треугольнике или иной раз просто точкой в треугольнике. Это по-разному называется: всевидящее око и так далее. У масонов этот знак - глаз в треугольнике называется лучезарная или сияющая дельта.

На ограде храма со стороны Ордынского тупика можно увидеть тамплиерские кресты, - но ограда явно не штатная. Такие же кресты я видел . Осип Иванович Бове принимал участие в ее строительстве.

А эти столбы ограды со стороны Большой Ордынки явно штатные.

Леонид Александрович Мацих в программе «Братья» на «Эхо Москвы» лишь намекнул на цвет куполов церкви Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке, - Посмотрите, кто зайдет в эту церковь, обратите внимание на ее купол из черной меди, что крайне редко , - что он хотел этим сказать?

Эти две фотографии отсканированы мною из справочника-путеводителя «Москва и Подмосковье» Ильина и Моисеевой 1979 года. Была такая потрясающая серия «Памятники искусства Советского Союза», отпечатаная в ГДРовском издательстве «Эдицион» в Лейпциге. На верхней хорошо виден шахматный пол. Честно говоря, заметить этот эффект сложно, потому что он достигнут поворотом рифленых чугунных плит на 90 градусов. Необходимо поймать свет.

Символика шахматного пола сводится к следующему толкованию: в мире существует добро и зло и они находятся в постоянном противоборстве. Добро - белые клетки, зло - черные. Поэтому человек, решивший двигаться к свету, должен балансировать между светом и тьмой.

Восприятие складывается по законам контраста. Мы отдыхаем по мере усталости, мы ценим удовольствие лишь в сопоставлении его с той же мерой страдания. Радость пропорциональна горю и тоске, им предшествовавшим. Обнаружение ошибки открывает истину. Добро влечет нас в той мере, в какой нас отталкивало зло. Ценность выживания измеряется силой борьбы против побежденных трудностей, стоявших на пути.

На этой фотографии чугунного пола из Скорбященской церкви на Большой Ордынке, - отлично видны пять переплетающихся венков, - точно таких же как и на дверях храма.

А на этом фото, - помимо пяти переплетающихся колец, - еще виден меандр и гексограмма.

Возвращаюсь к картине Яна Мостарта «Се человек». Картина была подарена Скорбященской церкови на Большой Ордынке купцами Куманиными.

На картине изображен Христос в венце, которого ведет на казнь жестокий палач. За спиной Иисуса - Пилат в перчатках на омытых руках, шепчущий ему на ухо «Распни!» первосвященник и глашатай, трубящий о неумолимости приговора. Судьба предопределена.

В 1924 году из Преображенской церкви на Большой Ордынке картина была передана в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке. Раньше считалось, что это полотно кисти знаменитого Альбрехта Дюрера, и лишь после того как оно попало в Музей изобразительных искусств на Волхонке, было определено авторство Мостарта.

Может быть, именно картину Яна Мостарта «Се человек» описывает князь Мышкин в романе Достоевского «Идиот»? ...лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу, - все это можно нарисовать как бы на третьем плане, в тумане, для аксессуара...

Фото Скорбященской церкви на Большой Ордынке из альбомов Николая Александровича Найдёнова «Москва. Соборы, монастыри и церкви» выпущенных в четырёх томах в 1882-1883 годах. «Всевидящее Око Господне» на месте, а двери явно другие.

Обожаю историков, - и тут не смогли придти к консенсусу. Каждый остался при своей точке зрения. Два историка, - три мнения.

И еще один интересный символ в приделе Варлаама Хутынского, - развернутая книга с римскими циферками от I до X, - совершенно небезосновательно предполагаю, - это скрижали Завета с десятью заповедями. Точно такие же римские циферки встречались мне , а на на скрижалях десять заповедей обозначены даже не цифрами, а латинскими буквами (sic!). А ведь похоже, что медная табличка что-то прикрывает?

На постаменте, где стоит книга, начертан акафист, - Радуйся предивный Варлааме великих добродетелей зерцало!

Под иконой, - табличка с молитвой, - В предсветлом предстоя новосозданном храме, о святе Варлааме, ходатайствуй у Престола Владыки об украсивших оный и молящихся перед образом Пречистой Его Матери, да сподобимся вняти в чертоге праведных!

Корона в приделе иконы «Всех скорбящих Радость». На табличке под короной написано, - Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки , - это часть псалма из «Часослова», - глава «Час шестой», - полностью выглядит так, - Яко не имамы дерзновения за премногия грехи наша, Ты иже от Тебе Рождшагося моли, Богородице Дево, много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки. Не презри грешных мольбы, Всечистая, яко милостив есть и спасти могий, Иже и страдати о нас изволивый.

Согласно московскому преданию, образ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви Преображения на Большой Ордынке, где ныне и находится.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева - Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа - Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского (до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь). Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Кстати, - икона «Всех скорбящих Радость» самая почитаемая среди масонов. Посыл, который здесь видят братья таков, - терпи, - будь упорен в получении знаний, - не сдавайся и награда твоя будет велика. Трудись не жалей сил.

Под иконой табличка с молитвой, - О всемилостивая владычица! Всем ты утешение в скорбях, в печалях, радости и веселии. И в недугах скорую помощь, и в бедах избавительницу, и предстательницу в искушениях.

Рядом с иконами «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского находятся два массивных подсвечника. Говорят, что эти подсвечники спасены из Храма Христа Спасителя во время его сноса. С другой стороны, - есть версия, что подарили подсвечники церкви братья Куманинины.

Один из подствечников, - который в приделе Варлаама Хутынского, - весьма любопытен, -

На навершии в виде шара надпись, - «ведомому Богу в 1836 году» , - подпираемая пальмовыми ветвями. Только на одном храме мне встретилась такая надпись, - .

Эта надпись связана с эпизодом из жизни апостола Павла, когда в Афинах он увидел жертвенник с надписью «неведомому Богу», - «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! Вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» , - Деяния Святых Апостолов Глава 17 стихи 22 и 23 .

Но, - самое интересное, как всегда, - осталось за кадром. Буквально в следующем стихе апостол Павел говорит, - он не в рукотворенных храмах живет. Зная, что из триады Бог, церковь и культ, масоны признавали только первое, - совершенно очевидно, что имеено сюда, - к нерукотворенному храму , - отсылает нас надпись на шаре «ведомому Богу» .

Масоны должны были построить храм в своей душе. Братство никогда не принадлежало к какой либо церкви или религиозной организации. Масоны никогда не были «за» или «против» какой бы то ни было религии. Вера в Бога, жизнь после физической смерти и всемирное братство универсальны.

На шаре четырёхконечный крест и «Всевидящее Око Господне».

Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест - четырехконечный.

Закончу замечательной мыслью Леонида Александровича Мациха, - символическая система любая надолго переживает своих создателей. Пока есть люди, интересующиеся масонским символизмом, будет жива и масонская символика. И люди будут спрашивать, что означает «лучезарная дельта», ветка акации и так далее. Тысяча человек пройдет, - не обратят на это внимания, - тысяча первый спросит, - вот ему-то все и расскажут. Для этого все и создавалось.