Дать определение понятию социальная установка. Социальная установка: понятие, структура, функции

  • Дата: 25.10.2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Социальная установка это — фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты.

Это определение вполне согласуется с Теорией Психологической Установки разработанной Д.Н. Узнадзе . и выступает в качестве частного случая в отношении мнений и действий, ориентированным на социальные объекты и явления.

Формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.

Существует понятие установка и аттитюд – социальная установка.

Установка рассматривается общепсихологически – готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен.

Понятие Аттитюд

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта », или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности ».

Аттитюд понимался всеми как определенное состояние сознания, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

Функции аттитюдов:

  1. Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.
  2. Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
  3. Функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.
  4. Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Личности.

Через усвоение установок происходит социализация .

Выделяют:

  1. Базовые – система убеждений (ядро личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.
  2. Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.

Установочная система – это система базовых и периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки :

  1. Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).
  2. Эмоциональный. компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.
  3. Поведенческий компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки.

Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию. А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.

Одним из главных понятий в психологии является личность, наделённая всеми основными, полезными для социума характеристиками, которые возникают и развиваются при взаимодействии с людьми.

Личностные качества указывают на принадлежность индивида к различным социальным группам, в рамках которых происходит социализация человека и формирование социальных установок.

Понятие социальной установки сложилось и развивается в европейской социальной психологии и социологии. Нередко используют синонимичный термин «аттитюд» — на русский язык его можно перевести как «социальная установка».

Социальная установка личности – это то или иное ментальное переживание человека, опирающееся на приобретённый жизненный опыт и определяющее ценности индивида, его положительное или отрицательное восприятие чего-либо. Установки формируют мотивы поведения личности, то есть раскрывают скрытые намерения человека, подталкивающие его действовать.

В 1918 году этот термин ввели учёные Томас и Знанецкий. В рамках классической психологии аттитюд можно охарактеризовать как психологическое опознавание личностью ценностей, значений, смысла важного для социума объекта или же ментальное отношение индивида к общечеловеческим ценностям.

Исследование аттитюдов является полностью обособленной отраслью в общей психологии. В наши дни изучение аттитюда включает в себя множество небольших теорий и практических исследований.

В обычной жизни социальная установка и реальное поведение зачастую существенно отличаются. Это может происходить из-за воздействия внешних факторов, например когда человека принуждают что-то сделать, или ему стыдно отказать оппоненту, или в экстренных, необычных ситуациях, когда решение приходится принимать не совсем осознанно, например в состоянии , паники, сильного .

Обычно ментальное состояние индивида обусловлено факторами существования потребности и наличия подходящей и адекватной ситуации, в которой принимаются взвешенные и обдуманные решения, основанные на знаниях и опыте человека. Именно в такой ситуации проявляются фиксированные установки, а не ситуативные.

При выборе той или иной модели поведения индивид основывается на имеющихся в его сознании концептах, или стереотипах. — слишком явное обобщение чего-либо, плавно перетекающее в устоявшееся в социуме суждение и активно влияющее на позицию индивида, схемы его поведения, ментальные процессы, формирование оценки.

Образование стереотипов называют стереотипизацией. Вследствие стереотипизации появляется аттитюд – способность личности осознавать что-либо конкретным образом и действовать в соответствии с опытом.

Основные функции

Аттитюды нужны для того, чтобы удовлетворить основные личностные потребности, и чтобы определить, какие именно, выделяют следующие функции социальных установок:

1. Автомативная – эта функция социальной установки делает более простым для сознания управление действиями в знакомых ситуациях, которые уже ранее встречались.

2. Адаптивная – эту функцию иногда называют приспособительной или утилитарной. Она определяет направленность, ориентированность личности на те объекты, которые являются мишенью ее желаний или намерений.

3. Защитная – с помощью этой функции индивид делает всё для разрешения своих внутренних противоречий, которые могут приносить дискомфорт, а порой вызывать депрессию. В связи с наличием внутреннего дискомфорта мы можем наблюдать значительное ухудшение поведения человека и его эффективности при сотрудничестве с другими.

4. Когнитивная – в этой функции установка способствует правильному выбору схемы поведения субъекта по отношению к определённой личности. У человека существует несколько личностей внутри, и изменение социальных установок происходит каждый раз, когда мы контактируем с человеком из другой социальной группы. При взаимодействии с мамой, братом, подругой, боссом наша модель поведения будет меняться в зависимости от ситуации.

5. Регулятивная – иногда эту функцию называют функцией выражения или ценности. В этом случае аттитюд является методом освобождения субъекта от внутреннего дискомфорта или напряжения, личностные проявления варьируются в зависимости от ситуации.

6. Ригидная – из-за этой функции аттитюда человек с трудом приспосабливается к неожиданному положению. Когда происходят какие-либо внеплановые изменения, личность с трудом адаптируется, что может вызвать её не совсем адекватное поведение, поэтому стоит отметить, что установка и поведение напрямую связаны между собой.

7. Стабилизирующая – благодаря этой функции формирование аттитюдов происходит стабильно, последовательно, направлено на результат деятельности в резко меняющемся положении. Личность обладает высокой стрессоустойчивостью и выносливостью, что бы ни происходило.

Все вышеперечисленные социальные функции аттитюд выполняет в силу своей сложной структуры.

Структура

В психологии разработана структура социальной установки. В 20 веке М. Смит обнаружил в структуре аттитюдов три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий.

  • Когнитивный, который содержит информацию, некое знание, предрассудки и впечатление о субъекте социума.
  • Аффективный, который отражает эмоционально-оценочное суждение об объекте социума.
  • Поведенческий, который выражает намерение индивидуума реализовать конкретную схему поведения по отношению к социальному объекту.

По мнению М. Смита, социальные установки представляют собой ментальное отношение к чему-то или намерение действовать эффективно.

Изменение социальной установки в основном связано с одним из компонентов её структуры. Взаимодействие людей строится на суждениях-предрассудках, по конкретным схемам поведения, в разных условиях.

Некоторые учёные называют предрассудки неприязнью, которая основывается на неверном и нелепом мнении. В наше время более всего исследованы межличностные и гендерные предрассудки.

Существующие формы и уровни аттитюдов

Можно перечислить следующие виды социальных установок:

  • Диффузная.
  • Социальная.
  • Моторная.
  • Умственная.
  • Сенсорная.

Социально-психологические установки делятся на:

1. Стандартные — формируют модели поведения на бытовом уровне.

2. Просто социальные установки.

3. Основные аттитюды — показывают оценку человеком главных областей его деятельности (работа, взаимодействие с людьми, хобби).

4. Инструментальные — показывают процесс становления личности в ценностной и нормативной системах в рамках определенной социальной группы.

Психологические установки структурируют действия на нескольких этапах:

  • Смысловой – аттитюды определяют направленность и отношение индивида к каким-либо значимым положениям.
  • Целевой – аттитюды показывают стабильность деятельности, они граничат с определёнными намерениями или устремлением личности довести что-либо до конца.
  • Операциональный – аттитюд помогает воспринять и объяснить происходящее, опираясь на предшествующие знания о похожих ситуациях; формирует адекватную и эффективную схему действий в определённых условиях.

Также существуют этапы формирования социальных установок, по профессору Ж. Годфруа:

  • Аттитюды, которые складываются в возрасте до 12 лет, соотносятся с семейными схемами.
  • Аттитюды принимают отчётливую форму в возрасте с 12 до 20 лет, что связано с социализацией.
  • Далее происходит преображение установок в возрасте от 20 до 30 лет. На их основе образуются многие социальные убеждения, являющиеся устоявшимися психологическими образованиями.
  • В возрасте от 30 лет установки уже более стабильны, зафиксированы, зачастую неизменны.

Чем старше становится индивид, тем неизменнее его социально-психологические установки. Люди меняют что-либо, когда хотят приобрести новый, необычный опыт, познать мир с новой стороны. Также перемены могут произойти неожиданно: болезнь, переезд, рождение ребёнка.

Что-то новое также могут нам навязать друзья, родители, родственники. Информацию можно черпать отовсюду, и тогда наши устоявшиеся стереотипы меняются, мы начинаем замечать новые краски в жизни, но стоит помнить: изменение социальных установок – непростой и продолжительный процесс. Автор: Дарья Сергеева

Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом, основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. (Олпорт). В заподной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

Социальная установка имеет 3 компонента:

  1. Когнитивный, предполагающий рассудочную деятельность;
  2. Аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление чувства симпатии или антипатии);
  3. Конативный (поведенческий) предполагает последовательное поведение по отношению к объекту.
  1. Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция: выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с их собственными. Так, аттитюд может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с социальными установками других членов группы).
  2. Эгозащитная функция: социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.
  3. Функция выражения ценностей (функция самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своими аттитюдами, индивид реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.
  4. Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью аттитюда существует возможность, оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации. Посредством выполнения этой функции аттитюд включается в процесс социального познания.

Виды социальных установок:

  1. Социальная установка на объект – готовность индивида вести себя конкретным образом. 2. Ситуативная установка – готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях. 3. Перцептивная установка – готовность видеть то, что человек хочет видеть.4. Парциальные или частные установки и общие или генерализованные установки. Установка на объект – всегда частная установка, перцептивная установка становится общей тогда, когда большое количество объектов становится объектами социальных установок. Процесс от частной к общей идет по мере увеличения. Виды установок по их модальности: 1. позитивная или положительная,
  2. негативная или отрицательная,
  3. нейтральная,
  4. амбивалентные социальные установки (готов вести себя как положительно, так и отрицательно) – супружеские отношения, управленческие отношения.

Стереотип - устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло по предложению Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Динамика стереотипов: Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д. Механизмы социализации: Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты + факторы =механизмы социализации. Подразделяются на:

  1. Социально-психологические механизмы
  2. Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референты (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.