Авианосцы: прошлое и будущее. Россия получит уникальный легкий авианосец

  • Дата: 12.01.2024

Петербургский Крыловский государственный научный центр занялся разработкой концепции легкого многоцелевого авианосца, сообщает FlotProm со ссылкой на осведомленный источник в оборонной промышленности. Строительство новых кораблей можно будет вести на северодвинском заводе «Севмаш» или керченском «Залив».

В июне текущего года заместитель главкома ВМФ России по вооружению Виктор Бурсук заявил, что для флота планируется построить новый авианосец; работы начнутся в 2024 году. При этом российский флот пока еще не выбрал проект, по которому будет построен новый корабль.

Принято считать легкими авианосцами считаются корабли длиной до 270 метров и водоизмещением до 27 тысяч тонн, а тяжелыми - корабли длиной до 315 метров и водоизмещением до 75 тысяч тонн. Эта классификация не является каноничной. Так, в США легкими авианосцами считаются корабли водоизмещением до 50 тысяч тонн, тяжелыми - до 70 тысяч тонн, а «суперавианосцами» - свыше 70 тысяч тонн.

Достоинствами авианосцев - плавучих аэродромов - является возможность обеспечивать воздушное прикрытие на большой площади. Тяжелый авианосец может нести большее количество самолетов, чем легкий. При этом легкий авианосец имеет меньшую осадку и может заходить в относительно мелководные районы.

Проект легкого российского авианосца предполагает разработку корабля водоизмещением 30-40 тысяч тонн. Он сможет нести до 40-50 самолетов и вертолетов. Предполагается, что на нем будут базироваться палубные истребители Су-33 и МиГ-29К, палубные версии Су-35, а также вертолеты и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения.

Когда именно планируется завершить этот проект, пока неизвестно. Крыловский государственный научный центр занимается разработкой корабля в инициативном порядке.

В мае 2015 года Крыловский государственный научный центр представил проект тяжелого авианосца 23000Э «Шторм» . Новый корабль, как ожидается, сможет ходить вдали от побережья в открытом море, наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолетов авиагруппы, а также обеспечивать противовоздушную оборону.

Длина авианосца составит 330 метров, ширина - 40 метров. Авианосец водоизмещением около ста тысяч тонн сможет развивать скорость до 30 узлов. В авиагруппу «Шторма» будут входить палубные истребители МиГ-29К, палубные версии Су-57 . самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и многоцелевые вертолеты Ка-27. Полетная палуба авианосца будет смешанного типа с четырьмя стартовыми позициями.

В настоящее время на вооружении российского флота стоит только один авианесущий крейсер - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», построенный по проекту 1143.5 «Кречет» в 1980-х годах. Его водоизмещение составляет 61,4 тысячи тонн при длине 306 и ширине 71,9 метра. Авианесущий крейсер способен развивать скорость до 29 узлов, а дальность его хода составляет 8,4 тысячи миль.

На борту корабля могут базироваться 26 истребителей Су-33 и МиГ-29К, а также 24 противолодочных вертолета Ка-27 или Ка-29, Ка-27ПС и Ка-31. Корабль вооружен противокорабельными ракетами, ракетами противоторпедной защиты, зенитными ракетными и зенитными артиллерийскими комплексами.

Военно-морской флот РФ в обозримом будущем получит в свое распоряжение экспериментальный плавающий аэродром. Новый корабль будет в два раза меньше обычных авианосцев, при этом на нем смогут разместиться столько же самолетов и вертолетов.

Над созданием уникального судна трудятся специалисты Крыловского государственного научного центра. Свой концепт они представили в рамках форума "Армия-2018".

"Этот авианосец отличается тем, что у него качественный состав авиакрыла такой же, как на тяжелом авианосце. Это – тяжелые истребители типа Су-33, легкие истребители типа МиГ-29К, многоцелевые и спасательные вертолеты, 4 самолета радиолокационного дозора, всего – 46 летательных аппаратов", – передает "Интерфакс-АВН" слова руководителя центра Владимира Никитина.

Для сравнения, на тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов" водоизмещением 60 тыс. т проектом предусмотрено размещение 50 самолетов и вертолетов, но в реальности их всегда было намного меньше.

Скорее всего, на новом корабле будут размещаться уже самолеты нового поколения, созданные на базе Су-35. При этом легкие истребители, вероятно, останутся в прежнем варианте – МиГ-29К, поскольку этот самолет "отработан и серийно производится". "Такая номенклатура обеспечивает качественное выполнение любых задач", – подчеркнул Никитин.

Уникальность перспективного авианосца состоит в том, что, проигрывая тяжелым авианосцам по абсолютным физическим параметрам, он обладает той же емкостью. Оригинальная компоновка корпуса позволила сделать огромную палубу, на которой комфортно разместятся все воздушные суда.

"Корпус легкого авианосца меньше по абсолютным размерам, то есть у него длина 260 м вместо 300 м, как у тяжелого авианосца. Водоизмещение 44 тыс. т вместо 90 тыс. т, то есть по корпусу выигрыш получается в два раза. Его стоимость может быть несколько сотен миллиардов рублей, то есть почти в два раза меньше, чем у полноразмерного", – рассказал глава Крыловского центра.

Характеристики корабля поражают воображение. Легкий авианосец будет способен нести авиационный боезапас в 600 т, запас авиакеросина – до 2 тыс. тонн. Авианосец предполагается оснастить газотурбинной главной энергетической установкой из четырех турбин М-90ФР при общей расчетной мощности 81 МВт. Дальность плавания составит 8 тыс. миль, автономность – 60 суток. Авианосец получит мощную противовоздушную, противоторпедную и противолодочную защиту.

Не исключено, что заказы на уникальный корабль поступят не только от Министерства обороны РФ. По сведениям "Российской газеты", представленным проектом заинтересовались иностранцы, в частности французы.

Легкий авианосец «Инвинсибл»

После окончания Второй мировой войны могучий флот Великобритании начал постепенно сокращаться. Крушение колониальной империи уменьшило надобность в больших военно-морских силах, членство в НАТО позволяло разделить бремя ответственности за многие военно-политические решения с партнерами, а далеко не блестящее финансовое положение страны вызывало стремление к сокращению расходов.

В конце 1960 х гг. стало очевидным, что британская палубная авиация устаревает и быстро теряет былую мощь, а после того как в 1979 г. из состава флота вывели авианосцы «Булварк» и «Арк Ройял», в составе флота не осталось ни одного корабля этого класса. Уцелел лишь бывший авианосец «Гермес», в 1977 г. переклассифицированный в противолодочный вертолетоносец.

Однако в 1973 г. началось строительство принципиально нового авианесущего корабля, призванного воплотить в жизнь новейшие тенденции развития военной мысли. Дело в том, что в 1969 г. на вооружении британской авиации был принят многоцелевой самолет с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) «Харриер» GR.1, разработанный фирмой «Бритиш Аэроспейс». Они могли подниматься в воздух с совсем небольших площадок, и просторные палубы для этого прекрасно подходили. Моряки по достоинству оценили преимущества новой машины, и в 1975 г. последовало решение оснастить флот ее морским вариантом – «Си Харриер» FRS.1. Первый прототип истребителя-штурмовика был облетан летом 1978 г., а с марта 1978 г. начались поставки серийных машин.

В это время полным ходом шло строительство новых необычных кораблей, специально строившихся как носители СВВП. Контракт на постройку «Инвинсибла» (R-05 «Invicible»), головного в серии легких авианосцев, был подписан в апреле 1973 г., а заложили его на верфи «Виккерс» в Барроу-ин-Фёрнесс 20 июля 1973 г. Кстати, по сугубо политическим соображениям легкие авианосцы до 1980 г. классифицировали как крейсера-вертолетоносцы: находившиеся у власти лейбористы всеми силами демонстрировали, что выступают против строительства авианосцев. Спуск «Инвинсибла» на воду состоялся 8 мая 1975 г., корабль официально вступил в строй 11 июля 1980 г. Он имел следующие характеристики: водоизмещение стандартное – 16 000 т, полное – 19 810 т, длина – 206,6 м, ширина – 31,9 м, осадка – 7,9 м. Энергетическая установка газотурбинная, четыре турбины общей мощностью 112 000 л.с. Корабль имел два гребных винта. Наибольшая скорость – 28 узлов, дальность плавания экономическим ходом – 7000 миль. Экипаж – 1000 человек (на апрель 1982 г. – 725 членов экипажа корабля и 365 человек в составе авиагруппы). Первоначально вооружение состояло из одной пусковой установки зенитных ракет «Си Дарт», но, учитывая опыт Фолклендской войны, его довооружили двумя 20 мм зенитными автоматами, а затем к ним добавились три 30 мм автомата «Голкипер».

«Инвинсибл»

В марте 1982 г. аргентинцы – пропаганда называла их рабочими, прибывшими для разборки на металл старых китобойных судов, – подняли национальный флаг на расположенном в южной части Атлантического океана острове Южная Георгия. Затем последовала высадка на этот остров и Фолклендский архипелаг десанта, оказать которому серьезного сопротивления малочисленные и не имевшие тяжелой техники британские гарнизоны не могли. Но возглавляемое премьер-министром Маргарет Тэтчер правительство консерваторов отказалось признать захват островов и решило силой восстановить над ними суверенитет Соединенного Королевства. В Южную Атлантику были направлены подводные лодки, надводные корабли, а также многочисленные вспомогательные и транспортные суда с войсками и самыми различными грузами на борту. Основу 317 го оперативного соединения составили легкие авианосцы «Инвинсибл» и «Гермес» (ставший носителем СВВП в 1981 г.).

«Инвинсибл», которым командовал кэптен Дж.Дж. Блэк, вошел в зону конфликта 25 апреля 1982 г. В это время на нем базировались восемь самолетов «Си Харриер» из состава 801 й эскадрильи и 11 вертолетов «Си Кинг» 820 й эскадрильи. Оба авианосца с кораблями охранения в период боевых действий старались маневрировать на пределе дальности аргентинской авиации.

В первый же день начавшегося воздушно-морского сражения – 1 мая, аргентинцы понесли серьезные потери, не добившись никаких успехов. Летчики 801 й эскадрильи записали на свой счет истребитель «Мираж» и бомбардировщик «Канберра», еще три самолета они повредили (один из них по ошибке добили аргентинские зенитчики). Собственные потери – один слегка поврежденный «Си Харриер». Всего за время конфликта действовавшие с «Инвинсибла» истребители сбили восемь вражеских самолетов (например, 21 мая – три истребителя-бомбардировщика «Даггер» и штурмовик «Пукара»), а один вертолет «завалили» совместно с пилотами базировавшейся на «Гермесе» 800 й эскадрильи. Собственные потери составили четыре СВВП, причем всего один «Си Харриер» стал жертвой аргентинского зенитного огня, а три – несчастных случаев. И это неудивительно: в Южном полушарии заканчивалась осень, действовать приходилось в сложной метеорологической обстановке, при низкой облачности и отвратительной видимости.

Действия британских авианосцев произвели такое впечатление на аргентинское командование, что оно решило: потопление или серьезное повреждение одного из них может привести к прекращению всей операции! Естественно, что аргентинская авиация предпринимала попытки атаковать столь важные цели. По утверждениям пилотов, им удалось добиться двух бомбовых попаданий в «Инвинсибл» во время атаки 30 мая, но никаких достоверных подтверждений этому не существует.

На «Инвинсибл» 17-20 мая для 801 й эскадрильи доставили четыре «Си Харриера» из состава 809 й эскадрильи, пополнялся и состав вертолетной группировки. Боевые действия фактически завершились после капитуляции аргентинских войск на островах 14 июня, победа британцев была полной и безоговорочной. После того как боевые действия закончились, авианосец вернулся в Портсмут 19 октября 1982 г.

В последующие годы корабль совершил немало дальних походов, участвовал в различных учениях и операциях как Ройял Нэви, так и НАТО. Довелось «Инвинсиблу» и повоевать: в 1995 г. его самолеты участвовали в нанесении ударов по позициям боснийских сербов, в 1998 г. – действовали над Южным Ираком, в 1999 г. – против Югославии. Впрочем, во время крупномасштабных операций значение сравнительно небольшой авиагруппы (18 «Си Харриер» GR.7/9 и четыре вертолета) оказывалось далеко не столь существенным, как во время Фолклендской войны. Очередные сокращения затрат на оборону и постепенное устаревание вынудили командование вывести корабль в резерв в августе 2005 г.

«Инвинсибл» шесть лет стоял на приколе, на нем демонтировали вооружение и часть оборудования. Корабль служил источником запасных частей для однотипных «Илластриеса» и «Арк Ройяла». Лишь в марте 2011 г. его на буксире увели в Турцию, где в городе Алиага недалеко от Измира расположено предприятие по разделке кораблей на металл. В том же месяце из состава флота был исключен «Арк Ройял», а служба «Илластриеса» должна завершиться в 2014 г.

Из книги Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2 автора Барятинский Михаил

Легкий танк Т-26 28 мая 1930 года советская закупочная комиссия, возглавляемая И. А. Халепским - начальником недавно созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой Vickers на производство для СССР 15 двухбашенных танков Vickers Mk.E mod.A.

Из книги Техника и вооружение 1993 01 автора

Легкий танк БТ Колесно-гусеничный танк БТ-2 был разработан в 1931 году специальным КБ ХПЗ под руководством военинженера 2-го ранга М. Н. Тоскина, а затем А. О. Фирсова. В качестве прототипа использовался американский танк М.1940 конструктора Джона Уолтера Кристи. Приказом

Из книги Техника и вооружение 2004 11 автора Журнал «Техника и вооружение»

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-26 Серийное производство этой однобашенной машины было организовано в Ленинграде в 1933 г. От своего предшественника (двухбашенного) она отличалась усиленным пушечным вооружением, высотой, массой. Предназначалась для непосредственной поддержки пехоты. Т-26

Из книги Техника и вооружение 2004 12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9,10/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАРождение гигантаПервый в мире авианосец и второй по счету надводный корабль с атомной энергетической

Из книги Техника и вооружение 2005 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-11/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАПервые шаги «Энтерпрайза»«Энтерпрайз», которому был присвоен бортовой номер CVA(N)-65 (Carrier Vessel, Attack, Nuclear; 65 -

Из книги Техника и вооружение 2005 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Знтерпрайз» (CYN-65 Enterprise) Владимир ЩербаковПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-12/2004 г., № 2, 3/2005 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАЖизнь продолжаетсяЧерез некоторое время после прекращения боевых действий,

Из книги Техника и вооружение 2013 02 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Славянская броня Гитлера автора Барятинский Михаил

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

ЛЕГКИЙ ТАНК LT vz.35

Из книги Линейные крейсера Англии. Часть I автора Мужеников Валерий Борисович

ЛЕГКИЙ ТАНК Pz.38 (t) ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Танк Pz.38 (t) Ausf.S, находящийся в музее Словацкого национального восстания в г. Баньска-Быстрица.23 октября 1937 года в министерстве обороны Чехословакии состоялось совещание с участием представителей министерства, генерального штаба,

Из книги Легкие крейсера типа «Нюрнберг». 1928-1945 гг. автора Трубицын Сергей Борисович

Т-26 - легкий танк Наиболее массовым танком 30-х годов был легкий танк сопровождения пехоты Т-26, прототипом для которого послужил английский легкий танк «виккерс». В то время, несмотря на многочисленные экспериментальные работы, советские танкостроители не могли еще

Из книги автора

Из книги автора

Легкий крейсер "Нюрнберг" Проектирование и модернизации После выдачи заказа на постройку "Лейпцига" в строительстве легких крейсеров наступила почти пятилетняя пауза. Она была вызвана проходившими дискуссиями о том, какие крейсера нужны Германии. Обсуждалось

Где-то во френд-ленте видел отголоски замшелого уже холивара о перспективах легких авианосцев с акцентом на "УДК без док-камеры" . Насколько я понимаю, тогда все затихло в связи с отсутствием возможности проверить на практике результаты мысленных экспериментов. Прошлогодний поход "Кузи" в Средиземку ни на роль подтверждения, ни опровержения не подходит в силу известных причин. Но тут вдруг сами американцы собрались подбросить дровишек в топку приутихшей было дискуссии.

Лично для меня тема представляет интерес чисто академический, но кому-то может быть интересна. Одна беда – текст голый совсем, без картинок. Ни рендеров, ни компьютерных анимаций почему-то нарисовать еще не успели, хотя вроде бы времени вполне хватало. Так что придется читателям терпеть многабукафф, а в качестве единственной иллюстрации пусть будет первое попавшееся, что более-менее подходит:

Звено F-35B "Лайтнинг-2" над УДК "Америка" © Photo: Andy Wolfe / US Navy

Вопрос об окончательном выборе количества кораблей в серии атомных авианосцев (АВМА) типа "Форд", которые планируются к постройке для ВМС США, в настоящее время остаётся открытым. Во многом это обусловлено запредельно высокой стоимостью строительства и эксплуатации каждого нового корабля, в связи с чем, вся программа подвергается резкой критике. Идут дебаты в конгрессе, министерстве обороны и ВМС США, вплоть до появившихся предложений разработать более дешевый легкий авианосец LAC (Light Aircraft Carrier) для замены или в дополнение к тяжелым, к каковым относят все корабли этого класаа, водоизмещением более 70 тыс. тонн.

Утверждается, что LAC смогут решать задачи, которые не требуют полного использования возможностей тяжелого авианосца и его авиагруппы (охрана заданного района, воздушная поддержка операций низкой интенсивности, усиление амфибийно-десантных и крейсерско-миноносных групп, конвойные действия, проецирование силы и демонстрация военного присутствия). В повседневных условиях это позволит экономить драгоценный ресурс тяжелых авианосцев для его использования в военное время. В случае войны лёгкие авианосцы могут также придаваться для усиления авианосных ударных групп тяжелых авианосцев.

Принципиально это соответствует концепции "Распределенного ударного потенциала" (Distributed Lethality - DL), которая с 2017 года официально является составной частью доктрины использования надводного флота ВМС США. Согласно её положениям, использование бóльшего числа корабельных групп должно повысить оперативную доступность надводных сил.

Большим сторонником нового подхода оказался председатель комитета по обороне верхней палаты конгресса США небезызвестный сенатор Джон МАККЕЙН. В январе 2017-го в своем специальном докладе он заявил, что в течение следующих пяти лет американские ВМС должны начать переход от закупки универсальных десантных кораблей (УДК) к строительству лёгких авианосцев в качестве дополнения к имеющимся тяжелым. По его мнению, передача флоту первого такого корабля должна состояться не позднее середины 2030-х годов.

В том же январе 2017-го в докладе "Восстановление американской морской мощи" (Restoring American Seapower) НИИ центра бюджетного и стратегического анализа (Center for Budgetary and Strategic Analysis) рекомендовал строить легкие авианосцы водоизмещением 40-60 тыс. тонн с обычной энергетической установкой. Его основные характеристики будут почти вдвое меньше соответствующих характеристик АВМА типа "Нимиц"/"Форд" (водоизмещение 100/110 тыс. т, длина 330/340 м, 80 самолётов, включая 48 ударных) и примерно соответствуют характеристикам французского атомного авианосца "Шарль де Голь" (43тыс. т, 283 м, 28-40 самолётов) или нового английского "Куин Элизабет" (65 тыс. т, 283 м, до 36 F-35), которые, кстати, у себя дома никто легкими не считает.

Заданным параметрам также соответствуют американские УДК, которые в ходе последних конфликтов фактически уже многократно использовались в роли легких авианосцев за счет вооружения самолётами с вертикальным взлётом и посадкой (СВВП) AV-8B "Харриер". После снятия их с вооружения с аналогичными целями планируется использовать СВВП F-35В "Лайтнинг-2". Следовательно, новые УДК типа "Америка" (45 тыс. т, 257 м, 20 самолётов) могут рассматриваться как основа для разработки проекта легкого авианосца, если решение о его создании всё-таки будет принято.

Кроме того, очевидно, что будут рассмотрены и другие концепции. Так, в июне 2017 года некто Бредли МАРТИН (Bradley Martin) в сотрудничестве с Майклом МАКМЕХОНОМ (Michael E. McMahon) под брендом корпорации "РЭНД" опубликовали доклад "Варианты будущего авианосцев" (Future Aircraft Carrier Options), в котором анализируются четыре возможных альтернативы продолжению строительства АВМА типа "Форд", включая:

1) тот же авианосец "Форд", но с более дешевыми и экономичными системами;

2) атомный авианосец водоизмещением 70 тыс. тонн с авиагруппой, аналогичной по составу авиакрылу АВМА типа "Форд";

3) вариант на основе проекта УДК типа "Америка";

4) чисто легкий авианосец водоизмещением около 20 тыс. тонн с авиагруппой из десяти СВВП.

Сторонники концепции легких авианосцев считают, что они получатся намного дешевле тяжелых. В частности, в долгосрочной перспективе расходы на закупку новых авианосцев типа "Форд" оцениваются в 11,4 млрд. долл. за один корабль, тогда как новый УДК типа "Америка" стоит "всего" 3,4 млрд., а стоимость разработанного на его базе лёгкого авианосца якобы не должна превысить 5 млрд. долларов.

Впрочем, совершенство таких расчётов обоснованно оспаривается. Если легкие авианосцы пойдут в дополнение к тяжелым , а не вместо них, то это потребует соответствующего сокращения, если не остановки программы строительства УДК. Статьи закупок военного бюджета и так чрезвычайно перегружены, поэтому средства для строительства новых крупных боевых кораблей могут быть получены только за счёт сокращения других программ. А ведь командование морской пехоты несколько лет кряду жалуется, что количество кораблей амфибийно-десантных сил в боевом составе флота уже сейчас не обеспечивает выполнение всего спектра стоящих перед корпусом задач.

Если же легкие авианосцы будут вместо тяжёлых , это однозначно приведет к снижению ударной мощи флота. В частности, легкий авианосец на основе проекта УДК типа "Америка" из-за своей короткой полётной палубы будет способен нести лишь СВВП. Это приведёт к уменьшению радиуса действия его авиагруппы в сравнении с самолетами классической схемы взлёта-посадки. Также веским аргументом противников концепции является то, что в настоящее время нет СВВП ДРЛО и РЭБ, аналогичных E-2D "Эдвансед Хокай" и F/A-18G "Гроулер", без которых воевать считается немыслимым.

В среднесрочной перспективе эти недостатки частично можно устранить внесением изменений в конструкцию УДК типа "Америка" с удлинением его полетной палубы, установкой носовой рампы и стартовых катапульт или разработкой полностью нового корабля водоизмещением 60-70 тыс. тонн. Но это, в свою очередь, приведет к существенному удорожанию проекта, что, по меньшей мере, ставит под сомнение экономические преимущества новой программы в сравнении с продолжением строительства тяжелых авианосцев.

Так, согласно расчетам в докладе "РЭНД", постройка авианосца водоизмещением 70 тыс. тонн будет всего на 25% меньше стоимости постройки АВМА типа "Форд", однако он будет значительно уступать последнему в боевой эффективности, обеспечивая на 50% меньше самолётовылетов в сутки. Также у легкого авианосца меньше автономность, дальность плавания и живучесть. Последние факторы особенно актуальны для двух последних из четырех альтернативных вариантов в докладе.

В заключение специалисты "РЭНД" делают вывод, что легкий авианосец водоизмещением 20 тыс. тонн сможет использоваться только в кризисных ситуациях низкой интенсивности или для сопровождения тяжелого авианосца в составе АУГ. На основании этого рекомендуется продолжить строительство серии АВМА типа "Форд", не исключая в случае необходимости разработку для них менее затратного в производстве и эксплуатации атомного реактора.

В самих американских ВМС особой радости от возможных перспектив не испытывают. По мнению командования, только использование тяжелых авианосцев обеспечивает сочетание высоких наступательных (ударных) возможностей, требуемых темпов ведения операций и длительного участия в военных конфликтах средней и высокой интенсивности. Понимая, что такие высокие материи мало волнуют политиков, выражаются опасения, что количество атомных авианосцев в боевом составе ВМС США придется сократить до 6-9 единиц только для того, чтобы высвободить личный состав на формирование экипажей новых кораблей и комплектование летно-техническим персоналом авиагрупп легких авианосцев.

Как бы то ни было, но в том же в июне 2017-го бюджетное управлением Конгресса США (Congressional Budget Office – CBO) внесло поправку в проект военного бюджета на 2018 год, предусмотрев выделение 30 млн. долларов на разработку первоначальной концепции легкого авианосца. В рамках принятия окончательного решения об их строительстве для американских ВМС в Сенате планируют рассмотреть важнейшие технологические вопросы, обосновывающие оперативную и экономическую целесообразность такого решения. Старый авианосник и палубник МАККЕЙН радостно потирает руки – уж теперь он им всем там покажет!

А напоследок хотел бы обратить внимание коллеги

В течение 15 лет после принятия на вооружение авианосца «Джузеппе Гарибальди» командование ВМФ Италии рассматривало различные проекты нового авианосца. И было принято решение построить более крупный боевой корабль с расширенными возможностями.
Легкий авианосец С550 «Cavour» ВМС Италии был заложен 17 июля 2001 года на судоверфи в Riva Trigoso корпорации «Fincantieri» и был спущен на воду 20 июля 2004 года, а официально передан ВМС 27 марта 2007 г.
В начале 2009 года авианосец «Cavour» стал флагманом итальянского флота и был приписан к новой базе Мар-Гранде в Таранто.


Корабль назван в честь одного наиболее видных государственных деятелей Италии ХIХ века - министра Кавура, который много сделал для объединения страны, а в 1861 году принял решение об организации Королевского флота.
Авианосец «Cavour» рассчитан на 16-20 истребителей Harrier или F-35B, или 18 вертолетов EH101, NH 90 или SH-3D. Длина авианосца составляет 244 метра, ширина - 39 метров. Он способен взять на борт 1210 военнослужащих, более 27 тысяч тонн груза.

Верхняя палуба имеет носовую и кормовые площадки для стоянки авиатехники на 4 и 8 единиц соответственно. Взлетная площадка для самолетов имеет размер 184 х 14,2 м и оснащена 12° рампой. За ней расположены площадки для одновременного взлета 6 EH-101 или 4 CH-47. Взлет и посадка обеспечиваются при волнении моря до 6 баллов, максимальная интенсивность полетов может достигать 60 самолето-вылетов в сутки.
Ангар для авиатехники размерами 134х21х7,2 м. Для подъёма на лётную палубу имеется шесть подъёмников: два для летательных аппаратов (грузоподъёмностью 30 т), два для боеприпасов (грузоподъёмностью 15 т) и два служебных (грузоподъёмностью 7 т).


Легкий авианосец «Cavour» одновременно может использоваться в качестве универсального десантного корабля, для чего он оборудован помещениями для 400 морских пехотинцев и 60 единиц бронетехники, выгружаемой своим ходом.
В случае необходимости в ангарной палубе может размещаться колесная или гусеничная техника массой до 60 тонн. Для ее перемещения корабль оснащен кормовой и бортовой рампами максимальной грузоподъемностью 60 тонн. Кроме того, корабль может нести 4 десантных катера LCVP.

Электронное оборудование авианосца «Cavour» включает в себя:
— многофункциональную РЛС с фазированной антенной решёткой;
— трёхкоординатную РЛС обнаружения воздушных целей дальнего радиуса действия;
— РЛС обнаружения воздушных и надводных целей ближнего и среднего радиуса действия;
— 2 х РЛС управления огнём 76-мм артустановок;
— РЛС управления авиацией, навигационную РЛС;
— ГАС для обеспечения плавания и обнаружения мин;
— инфракрасная система освещения обстановки;
— инфракрасная система кругового обзора;
— система посадки летательных аппаратов на палубу.


Также имеется две пусковые установки помех и две системы противоторпедной защиты типа SLAT.
Легкий авианосец «Cavour» может находиться в автономном плавании 18 дней и пройти 7000 морских миль. Например, он способен дойти до Персидского залива, при этом использовав всего половину своего топлива. Его максимальная скорость составляет 28 узлов.

Основные характеристики авианосца «Cavour»:
Водоизмещение, т: стандартное - 27 910, полное - более 35000;
Длина, м: 244;
Ширина, м: 39;
Осадка, м: 8,7:
Двигатели: 4 газотурбинных двигателя LM2500;
Мощность: 118 000 л. с. (86,8 МВт);
Скорость хода, уз.: 30 (55,56 км/ч);
Дальность плавания, миль: 7000 на скорости 16 узлов;
Экипаж, чел: 528, в том числе 203 - лётно-технический состав авиагруппы (помимо них на корабле может быть размещён штаб численностью до 145 человек);
Вооружение: 2 х 76-мм АУ «Супер Рапид», 3 х 25-мм АУ «OTO Мелара», 4 х 8 УВП «Сильвер» A43 (ЗУР «Астер-15»);
Авиационная группа: 20-24 самолета (AV-8B«Харриер-2» и F-35B) и вертолета (ЕН-101, NH-90 или SH-3D)