Евразия в I тысячелетии нашей эры. История Восточной Европы в I тысячелетии нашей эры

  • Дата: 23.09.2019

Исторические события, повлиявшие на развитие славянской истории, связаны с одним из самых крупных государств древности – Римской империей… Падение Римской империи, сопровождавшееся «великим переселением народов» (III–IV вв.), повлияло на историческую ситуацию в Европе. Варварские завоевания повлекли за собой новую организацию жизни не только на бывших римских территориях, но на всем огромном пространстве Европы и Средней Азии.

… Западная Римская империя закончила свое бытие в 476 г. Но еще до этого, в 455 г., вслед за вестготами в Риме побывали вандалы. История средневековой Европы началась с вандализма.

В это время на севере от земледельческих районов Средней Азии жили тюркоязычные племена – усуни и гунны, которые в первые века нашей эры начали двигаться в южном и западном направлениях. Тюркоязычные кочевники в IV в. создали сильный союз гуннских племен и в 70-х гг. IV в. обрушились на славян и готов.

Варвары «тучами» шли с Востока. То было великое переселение народов: в распаде первобытнообщинного строя и все нарастающем развитии производства множество племен, особенно скотоводческих, пришло в движение, захватывая новые земли в поисках новых просторов и новых оборонительных рубежей. В этом водовороте гибли и возникали недолговечные государства, в смешении племен рождались новые народы, новые культуры. Тесня на запад готские и сарматские племена, гунны ворвались в причерноморские степи, и тогда вместе с гуннами, опережая их или сливаясь с ними, весь мир кочевников, мир бескрайних степей, обрушился на те земли, где издавна царил «римский порядок». Гунны все сметали на своем пути, не делая различия между римлянами и варварами: вытаптывали своей конницей засеянные поля, вырубали сады, сжигали города и убивали их жителей.

В V в. вождь гуннов Аттила властвовал над мощным союзом племен, центром которого была долина Среднего Дуная. Провоевав в Европе около 80 лет, этот племенной союз распался… Могущество гуннов было подорвано…. Часть гуннов ушла на восток, но другая часть осталась на Дунае и в Причерноморье.

В конце VI в. в Средней Азии возникает еще одно тюркское государство – Тюркский каганат. В Причерноморье, на Северном Кавказе и Поволжье образовались три тюркских государства – Аварское, Хазарское и Болгарское.

Авары повторили движение гуннов, обрушившись на славян и создав Аварский каганат на территории между Карпатами и Дунаем.

Хазарское государство сложилось в VII в в низовьях Волги. Хазары вплоть до Х в. были кочевниками-скотоводами, во главе их стоял каган. Главные доходы давала дань и таможенные пошлины с купцов. Они распространили свою власть на Крым, Приазовье и на часть болгарских и славянских племен на Нижнем Дону.



Около VIII в. на северо-западе от Хазарии появились венгры – приуральские племена, кочевавшие на запад. В IX в. они прошли на Дунай, где основали свое государство.

Родственные хазарам болгары в VII в. кочевали из района Азовского моря на северо-запад, разделившись на четыре группы. Две из них остались в Приазовье – черные болгары, третьи в конце VII в. пришли на Дунай и подчинили себе часть славянских племен, проживавших в этом районе. Четвертая группа болгар – серебряные болгары – перекочевала в Среднее Поволжье, подчинила местные племена и создала государство Волжская Булгария, просуществовавшее до XIII в.

Сильным государством периода раннего средневековья оставалась Византия. После падения Рима в V в., восточная половина империи укрепила свои рубежи, военную мощь, государственную власть. В VI в. Византия представляла собой огромное государство, в состав которого входили земли Балкан, Малой Азии, большая часть Италии, земли Причерноморья и Северной Африки. При императоре Юстиниане началось продвижение греков на Дунай и вглубь Причерноморья, в земли славян. Славяне ответили на это, прорвав укрепления Византии на Дунае, дошли до центра Балкан, а их флотилии осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям. Восточная часть Балкан была заселена славянами из Поднестровья и Приднепровья, а также славянами-хорватами, пришедшими из Прикарпатья. В заселении центральной Европы принимали участие и западнославянские племена. Откуда же пришли славяне? Кто они? Где их прародина?



Евразия в середине 1 тысячелетия нашей эры //

История России с древнейших времен до 1917 г.:

Учебное пособие / под ред. В.Ю. Халтурина.

Иваново, 2003. С. 6–8.

Тесты по теме «Образование Древнерусского государства»

Вариант I

1. Поляне жили

2. Кривичи жили

3. Столицей Хазарского каганата был

4. Раньше других киевским князем стал(и)

5. Год призвания князя Рюрика с дружиной в Новгород –

1) 910 г.; 2) 862 г.; 3) 882 г; 4) 941 г.

6. Одной из причин призвания варягов на княжение в северные славянские земли стала(о)

7. Князь, «отмстивший неразумным хазарам» и разрушивший Хазарский каганат, –

1) Олег; 2) Святослав; 3) Владимир I; 4) Игорь.

8. Стремление князя Владимира сплотить славянские племена и укрепить свою власть в X в. стало причиной

9. Принятие христианства на Руси произошло в

1) 862 г.; 2) 988 г.; 3) 1051 г.; 4) 945 г.

10. Сторонники норманнской теории считали, что Древнерусское государство сложилось как результат

1) завоевания восточных славян варягами;

2) завоевания восточных славян финно-уграми;

3) торговой деятельности восточных славян с соседями;

4) развития внутренних процессов в землях восточных славян.

11. Главным признаком феодализма является:

12. Сословия Киевской Руси, упоминаемые «Русской Правдой»

13. Древнерусское государство имело наиболее активные дипломатические отношения с

1) Польшей; 2) Хазарией; 3) Византией; 4) Венгрией.

14. Установите соответствие между событиями и датами:

15. В феодально–зависимое население не входили

1) закупы; 2) дружинники; 3) холопы; 4) челядь.

16. Культурные контакты Руси и Византии в VIII – первой половине X в. способствовали

1) принятию Русью христианства;

2) началу книгопечатания на Руси;

3) широкому развитию грамотности на Руси;

4) бурному развитию деревянного зодчества.

17. Монахи Кирилл и Мефодий работали над созданием

Вариант II

1. Вятичи жили на берегах реки

3. Столицей Волжской Булгарии был

4. Раньше других в XI в. стал править в Киеве

5. Раньше других поход на Византию совершил киевский князь

6. Первым возглавил общерусский поход против половцев князь

7. Образование Древнерусского государства было ускорено

8. Князь Олег повесил свой щит на врата Царьграда в

1) 882 г.; 2) 941 г.; 3) 907 г.; 4) 944 г.

9. Восстание древлян в середине X в. послужило причиной

1) захвата Киева князем Олегом;

2) установление точного размера дани и мест её сбора;

3) поражение в войне с печенегами;

4) отказа от похода на Византию.

10. Владимир Святой в качестве христианского вероисповедания выбрал

1) католицизм; 2) протестантизм; 3) православие; 4) иудаизм.

11. Стремление князя Ярослава укрепить международное положение Руси в XI в. привело к

1) подписанию первого письменного договора с Византией;

2) участию Руси во всех европейских войнах первой половины XI века;

3) принятию православного христианства в качестве государственной религии;

4) заключению династических браков детей Ярослава с представителями европейских правящих династий.

12. Установите соответствие между событиями и датами.

13. На Руси не имели права обладать вотчиной

1) бояре; 2) рядовичи; 3) сыновья князей; 4) монахи.

14. Крестьяне, берущие в аренду у феодала скот, орудия труда, назывались

1) смердами; 2) закупами; 3) холопами; 4) боярами.

15. В класс феодалов Древней Руси не входили

1) тиуны; 2) бояре; 3) великие князья; 4) дворяне.

16. Любечский съезд князей состоялся в

1) 1097 г.; 2) 1113 г.; 3) 1054 г.; 4) 1147.

17. Монах Нестор работал над созданием

1) росписи стен Софийского собора в Киеве;

2) правил новых церковных обрядов;

3) летописного свода «Повесть временных лет»;

4) текстов православных молитв.

Памятник Тысячелетию Государства Российского … Википедия

Тысячелетие: Тысячелетие единица измерения времени, равная 1000 годам. «Тысячелетие» американский мистический сериал от создателей «Секретных материалов». «Тысячелетие» (англ. Millennium) фантастический кинофильм о путешествиях во… … Википедия

Тысячелетие - ист. период, обозначаемый либо арабскими цифрами с наращением падежного окончания в изданиях для подготовленного читателя (2 е тысячелетие до н. э.), либо словами в массовых изданиях (второе тысячелетие до нашей эры), либо арабскими цифрами с… … Издательский словарь-справочник

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, тысячелетия, ср. 1. Период времени в 1000 лет, десять веков. 2. чего. Годовщина события, случившегося 1000 лет тому назад. В 1862 г. праздновалось тысячелетие основания русского государства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

Тысячелетие Millennium Жанр Драма, хоррор Автор идеи Крис Картер В главных ролях Лэнс Хенриксен Терри О Куин Меган Галлахер Клеа Скотт Brittany Tiplady Страна … Википедия

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, я, ср. 1. Срок в тысячу лет. 2. чего. Годовщина события, бывшего тысячу лет тому назад. Т. города (тысяча лет со дня основания). | прил. тысячелетний, яя, ее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 годовщина (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (1000 летие) … Орфографический словарь-справочник

У этого термина существуют и другие значения, см. Тысячелетие (значения). Тысячелетие (также миллениум) единица измерения времени, равная 1000 годам. Содержание 1 Летосчисление 1.1 Порядковый … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Тысячелетие (значения). Тысячелетие Millennium … Википедия

Книги

  • Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X-XI веков , М. П. Сотникова, И. Г. Спасский. Книга, посвященная тысячелетию русской национальной монетной чеканки, состоит из двух основных частей - исследования и сводного каталога монет первоначального русского чекана - и приложения.…
  • Тысячелетие русской истории , Н. А. Шефов. Книга богато оформлена огромным количеством иллюстраций, наглядно показывающих яркую многовековую палитру тысячелетней истории России. Эта книга - словно лента небывалого кинофильма; то…

4. Палестина в I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство

Израильско-Иудейское царство.

В начале I тысячелетия до н. э. положение дел в Палестине определялось тремя силами - Израилем, Иудеей и Филистией. Все они уходят своими корнями в Позднебронзовый период.

Израильский племенной союз пережил в конце XIII в. серьезные перемены. Его ядро было разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно, распалось. Другая группа

израильтян еще раньше осела в Египте, но в конце XIII в. покинула эту страну и поселилась на Синае, что отразилось в древнееврейском предании об Исходе из Египта. В смутные для Восточного Средиземноморья времена рубежа XIII-XII вв. до н. э. израильские группы воссоединились (по-видимому, при значительной культурной и организационной гегемонии выселенцев из Египта) и вновь вторглись в Палестину из-за Иордана. Впоследствии древнееврейская традиция связывала Исход и новое оформление Израильского союза племен с Моисеем, а вторжение в Палестину - с Иисусом Навином.

В XII в. до н. э. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз двенадцати племен. Выборные вожди - «шофеты» («судьи») являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы. Культ Израиля в это время, несомненно, носил обычный языческий характер. В качестве верховного бога ими был к этому времени принят Яхве - местное доизраильское божество одной из горных местностей Южной Палестины.

В начале XI в. до н. э. в Палестине установилась военная гегемония филистимлян, лидировавших в металлургии железа, а значит, в производстве вооружения. Израильская племенная система продемонстри-ровала свою неспособность к сопротивлению. В борьбе с филистимлянами выдвигаются удачливые военные предводители или просто разбойники, поставившие себя вне традиционных племенных отношений. Одного из них, Саула, израильские племена избрали первым царем Израиля, т. е. надплеменным наследственным прави-телем (конец XI в. до н. э.); как обычно, становление царской власти было энергично поддержано основной племенной массой вопреки сопротивлению аристократии. Саул назначал своих приближенных тыся-ченачальниками и сотниками армии, наделял полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако Саул оказался неудачливым полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от фи-листимлян, бросился на меч.

Царем стал его зять Давид (ок. 1000- 965 г. до н. э.), проводивший политику создания централизованной монархии. При нем был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового царства. Для управления страной был образован центральный государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев - критян и фили-стимлян. Сильное недовольство вызвало распоряжение Давида о проведении всеобщей переписи населения в целях податного обложения. Еще больший ропот вызвало введение правила, по которому все являющиеся перед лицом царя, начиная от рядовых подданных и кончая военачальниками и царевичами, должны были «падать лицом своим на землю». Внешняя политика Давида была довольно удачной. С филистимлянами он заключил мир, а территориальные приобретения на юге продвинули границы государства до Акабского залива.

Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965-928 гг. до н. э.). Традиция прославляет его за мудрость, изображает проницательным и справедливым судьей и объявляет автором ряда литературных произведений, вошедших в Библию. В действительности Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом, унаследовавшим деспотические замашки своего отца, и не стеснялся устранять людей, стоявших на его пути.

В правление Соломона много внимания уделялось строительной деятельности. Восстанавливались запустевшие ханаанейские города и основывались новые, строились дворцы. В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме роскошно украшенный храм. Для строительства всех этих зданий тирский царь Ахирам прислал Соломону лучших мастеров и художников, а также строительные материалы. За это Соломон снабжал Ахирама зерном и оливковым маслом и уступил ему двадцать городов.

Широкий размах строительной деятельности и содержание двора требовали больших средств, в связи с чем правительство прибегло к усилению налогового обложения. Территория Израильско-Иудейского царства была разделена на 12 округов, и каждый из них доставлял царю продовольствие один месяц в году. Введена была трудовая повинность. Сначала она коснулась покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и израильтян, которые должны были четыре месяца в году трудиться на царских строительных работах.

К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло сильное Дамасское царство. Большинство племен отпало от Иудеи и образовало новое Израильское царство. Столицей его несколько позднее (в IX в. до н. э.) стал вновь основанный город Самария. Династия Давида продолжала править в южной части страны (в Иудейском царстве), сохранив столицу Иерусалим.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 925 г. до н. э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив не только Иудейское, но и Израильское царство. Однако ослабление Египта при преемниках Шешонка помешало восстановлению его былого господства в Восточном Средиземноморье.

Социально-экономические отношения и социальный кризис в Израиле и Иудее.

Как и в большинстве кочевых обществ, перешедших к оседлости и выработавших свою государственность, в древнеизраильском обществе первой половины I тысячелетия до н. э. бурно развивались частновладельческие отношения и частная эксплуатация. Этот процесс шел как за счет растущих притеснений, чинимых племенной и надплеменной столичной верхушками над народной массой, так и за счет естественной дифференциации и развития товарно-денежных отношений. То и другое приводило к концентрации имущества и земли, разорению и закабалению рядовых общинников. О развитии торговли свидетельствуют также организация торгово-ремесленных кварталов в городах, создание особых ремесленных поселков и случаи спекуляции зерном. Пропасть между государственно-племенной аристократией и ее рядовыми соплеменниками быстро росла. Одновременно слабел сам общинный строй: поля и сады общины стали продаваться посторонним лицам (не родственникам и даже не соседям). Общинные участки, перешедшие в частные руки, а также земли государственного фонда, розданные придворным, составили сектор частного землевладения, прежде всего крупного.

Источники VIII-VI вв. упоминают четыре сословия, на которые делилось свободное население страны: 1) светская аристократия (вельможи и князья); 2) духовная аристократия (жрецы и профессиональные 228

пророки); 3) так называемый народ земли - основная масса свободного населения. Они владели общинными наделами и обязаны были служить в ополчении и платить налоги; 4) чужеземцы (пришельцы и поселенцы), ограниченные в правах. Бедные общинники становились жертвами насилия, их угнетали и ростовщики, и царские чиновники.

Но на самой низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. Хотя они составляли меньшинство трудового населения, количество их неуклонно увеличивалось. Рост товарного земледелия и развитие ремесла повышали спрос на подневольный труд не только в поместьях царей и знати, но и в хозяйствах зажиточных общинников.

Источники пополнения рабской силы были разнообразны. Порабощению подвергались угнанные из вражеской земли женщины и дети (реже пленные воины) и преступники, иногда неплатежеспособные должники; рабов можно было купить у иноплеменников. К рабам приближались по положению кабальные должники и дети свободного от рабыни. Рабы были бесправны и подвергались наиболее интенсивной эксплуатации, но основным ее объектом оказывалась все же масса рядовых общинников. Последнее воспринималось тем более остро, что в обществе оставался жив племенной уклад и порождаемые им традиции клановой солидарности, на фоне которых социальное расслоение казалось отходом от основных норм общежития. Особое неприятие у рядовых общинников вызывала связанная с царем властная верхушка, сочетавшая частные и государственные способы эксплуатации. Тем самым недовольство вызывали и храмы, вписанные во властную систему общества.

Неспокойно было и на общественных верхах. Положение здесь осложнялось межплеменными противоречиями в Израиле, израильско-иудейским противостоянием, сложностями взаимодействия царской власти с военной знатью и жречеством и, наконец, собственно культовыми проблемами. Для древних евреев, осознававших себя пришельцами в Палестине, вопрос об обращении за божественным покровительством к тем или иным местным божествам стоял гораздо острее, чем для аборигенов, уже многие столетия связанных с определенными культами. Для царей Израиля этот воп-

рос имел особый аспект: сохранение центра почитания Яхве в иудейском Иерусалиме побуждало их особенно напряженно искать иных покровителей (хотя бы на случай войны с той же Иудеей). Наиболее могущественный царь Израиля Ахав (середина IX в. до н. э.) использовал в этом качестве финикийского Баала, а заодно строил жертвенники многим другим ближневосточным божествам. На фоне развернувшегося таким образом религиозного поиска и связанного с ним противостояния храмов разных божеств друг другу и военной знати и сформировался в конце концов так называемый «жреческий монотеизм». Заключался он в том, что жрецы Яхве настаивали на необходимости обеспечить этому божеству исключительное положение в израильско-иудейском культе и исключали возможность почитания других богов на общегосударственном уровне. Параллельно формировалась концепция соединения царской и высшей жреческой власти.

Исторические события, повлиявшие на развитие славянской ис­тории, связаны с одним из самых крупных государств древности – Римской империей. Все историческое пространство от Европы и Ближ­него Востока до Парфии в Средней Азии было связано общностью су­деб. Падение Римской империи, сопровождавшееся «великим переселе­нием народов» (III – IV вв.), повлияло на историческую ситуацию в Европе. Варварские завоевания повлекли за собой новую организацию жизни не только на бывших римских территориях, но на всем огром­ном пространстве Европы и Средней Азии.

24 августа 410 года вестготский король Алярих вступил в Рим. Победа варваров произвела огромное впечатление на правящую вер­хушку империи, ее охватил ужас. Церковный писатель Иероним так выразил эти чувства: «Когда погас самый блестящий свет, когда отсечена была глава Римской империи, скажу вернее, целый мир погиб в одном городе, онемел язык мой, и был я глубоко унижен».

Победа варваров была не просто победой над римскими легиона­ми. Начиналась новая страница истории. Римские рабы вышли ночью из темных подвалов и с радостью и надеждой открыли ворота вестго­там.

Западная Римская империя закончила свое бытие в 476 году. Но еще до этого, в 455 году, вслед за вестготами в Риме побывали вандалы. История средневековой Европы началась с вандализма.

В это время на севере от земледельческих районов Средней Азии жили тюркоязычные племена – усуни и гунны, которые в первые века нашей эры начали двигаться в южном и западном направлениях. Тюркоязычные кочевники в IV веке создали сильный союз гуннских племен и в 70-х годах IV века обрушились на славян и готов.

Варвары «тучами» шли с Востока. То было великое переселение народов: в распаде первобытнообщинного строя и все нарастающем развитии производства множество племен, особенно скотоводческих, пришло в движение, захватывая новые земли в поисках новых просто­ров и новых оборонительных рубежей. В этом водовороте гибли и возникали недолговечные государства, в смешении племен рождались новые народы, новые культуры. Тесня на запад готские и сарматские племена, гунны ворвались в причерноморские степи, и тогда вместе с гуннами, опережая их или сливаясь с ними, весь мир кочевников, мир бескрайних степей, обрушился на те земли, где издавна царил «римский порядок». Гунны все сметали на своем пути, не делая раз­личия между римлянами и варварами: вытаптывали своей конницей за­сеянные поля, вырубали сады, сжигали города и убивали их жителей.

В V веке вождь гуннов Аттила властвовал над мощным союзом племен, центром которого была долина Среднего Дуная. Провоевав в Европе около 80 лет, этот племенной союз распался. В 451 году ос­татки римлян в союзе с варварами – франками, вестготами и бургун­дами – остановили Аттилу, на Каталунасской равнине близ города Труа (Франция). Более двухсот тысяч воинов пало с обеих сторон. «Завязывается битва – жестокая и повсеместная, ужасная, отчаян­ная…, – писал в следующем веке про эту бойню готский историк. – Если верить рассказам стариков, протекавший… в низких берегах ручей широко разлился от крови, струившейся из ран сраженных». Могущество гуннов было подорвано. Гуннская держава распалась. Часть гуннов ушла на восток, но другая часть осталась на Дунае и в Причерноморье.

В конце VI века в Средней Азии возникает еще одно тюркское государство – Тюркский каганат. В Причерноморье, на Северном Кав­казе и Поволжье образовались три тюркских государства – Аварское, Хазарское и Болгарское.

Авары повторили движение гуннов, обрушившись на славян и создав Аварский каганат на территории между Карпатами и Дунаем.

Хазарское государство сложилось в VII веке в низовьях Волги. Хазары вплоть до Х века были кочевниками-скотоводами, во главе их стоял каган. Главные доходы давала дань и таможенные пошлины с купцов. Они распространили свою власть на Крым, Приазовье и на часть болгарских и славянских племен на Нижнем Дону.

Около VIII века на северо-западе от Хазарии появились венгры – приуральские племена, кочевавшие на запад. В IX веке они прош­ли на Дунай, где основали свое государство.

Родственные хазарам болгары в VII веке кочевали из района Азовского моря на северо-запад, разделившись на четыре группы. Две из них остались в Приазовье – черные болгары, третьи в конце VII века пришли на Дунай и подчинили себе часть славянских пле­мен, проживавших в этом районе. Четвертая группа болгар – сереб­ряные болгары – перекочевала в Среднее Поволжье, подчинила мест­ные племена и создала государство Волжская Булгария, просущество­вавшее до XIII века.

Сильным государством периода раннего средневековья остава­лась Византия. После падения Рима в V веке, восточная половина империи укрепила свои рубежи, военную мощь, государственную власть. В VI веке Византия представляла собой огромное государс­тво, в состав которого входили земли Балкан, Малой Азии, большая часть Италии, земли Причерноморья и Северной Африки. При импера­торе Юстиниане началось продвижение греков на Дунай и вглубь При­черноморья, в земли славян. ответили на это, прорвав ук­репления Византии на Дунае, дошли до центра Балкан, а их флотилии осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям. Восточная часть Балкан была заселена славянами из Поднест­ровья и Приднепровья, а также славянами-хорватами, пришедшими из Прикарпатья. В заселении центральной Европы принимали участие и западнославянские племена. Откуда же пришли славяне? Кто они? Где их прародина?

Цит. по: Евразия в середине 1 тысячелетия нашей эры // История России с древнейших времен до 1917 года: Учебное пособие/Под ред. В. Ю. Халтурина. Иваново, 2003. С. 6 – 8.

План:

I. Восточные славяне и Великая степь

1.1 Скифы и сарматы

1.2 Готы и гунны

1.3 Анты и авары

1.4 Славяне, хазары и болгары

1.5 Печенеги

1.6 Торки

Скифы и сарматы.

Между Черным морем и лесной полосой Русской равнины в древности простирались бескрайние степи. Эти степи были были дорогой для воинственных кочевников, которые двигались из Азии. Возникали, достигали расцвета и угасали империи, строились и превращались в руины города, появлялись и исчезали в небытие целые народы, а по этому степному пути, проходившему через Северное Причерноморье, с удивительной регулярностью прокатывались волна за волной все новые и новые завоеватели.

Многие кочевые племена пытались задержаться и закрепиться на этих землях. Им приходилось вступать в борьбу с оседлыми жителями пограничья между лесом и степью, для которых плодородная земля степей, дававшая им огромные урожаи, была бесценным богатством. Оседлые земледельцы готовы были упорно отстаивать эту пашню. Кочевников пашня не интересовала, но им нужны были пастбища. Одна и та же территория не может быть одновременно пашней и пастбищем, поэтому извечная борьба земледельца и скотовода за южнорусские степи шла с невиданным ожесточением.

Борьба кочевников с земледельцами в степях Юго-Восточной Европы началась еще задолго до появления здесь славян. Уже в X в. до н.э. земледельческие поселения Южного и Среднего Приднепровья были разорены и сожжены кочевниками — киммерийцами. Позд
нее в эти края пришли скифы , которые терзали набегами своих соседей и даже совершавшие далекие походы в Центральную Европу. В III в. до н.э. скифы и их союзники были разгромлены сарматами — ираноязычными кочевниками. Земледельцы нескифского происхождения отступили в леса, частично смешавшись с бежавшими на север побежденными скифами и с победителями сарматами.

В первые века нашей эры, судя по древнеримским источникам, на историческую арену выходят славяне . Они были известны историкам Рима под именем венеды , и сведения о них сохранились очень скупые и краткие. Совершенно точно определено только одно, что в середине I тыс. н.э. славянские племена уже обитали в степях в степях Юго-Восточной Европы.

В ту эпоху вся Евразия пришла в движение: громадные территории высокоразвитых стран Средиземноморья, которые держала под контролем Римская империя, после ее ослабления стали легкой добычей варварских народов, начавших Великое переселение. Европа превратилась в кипящий котел бесконечный войн. Славяне приняли в них самое активное участие.

Готы и гунны.

В IV веке в Причерноморье пришло древнегерманское племя готов . Они сыграют огромную роль в судьбах всей Европы. А пока силу их панцирной конницы испытали на себе славяне. Готы вели борьбу с восточнославянским союзом антов, подчинив их себе. Господство готов продолжалось недолго, так как во второй половине IV в. в степи Восточной Европы ворвались многочисленные монгольские и тюркские племена, известные под общим названиемгунны . В письменных источниках не сохранилось сведений о нападении гуннов на славян и борьбе между ними. Но во II — IV вв. на границе со степью были насыпаны оборонительные сооружения против кочевников высотой более 10 м — Змиевы валы.

Анты и авары.

Гуннский союз распался. Анты заселили причерноморские степи от низовьев Дуная до Приазовья (по другим данным земли между Днестром и Днепром вплоть до морского побережья). Здесь их застали новые пришельцы с востока — авары .

О результатах войны славян с аварми известно мало. Для славян исход ее был печальным. Пришельцами был образован — мощное государство, во главе которого стоял царь — каган. Однако даже во второй половине VI в., в период наибольшего могущества Аварского каганата, славянские вожди пользовались значительной свободой. Часть славянских племен была вовлечена завоевателями в походы против Византии в роли зависимых союзников. Отдельные племена славян в западной части Причерноморья были полностью порабощены. Они платили дань, составлявшую половину урожая, и страдали от насилий завоевателей.

Ответом была непрекращающаяся борьба славян с каганатом. Их сопротивление подтачивало силы аваров и стало важной причиной его постепенного упадка и гибели.

Славяне, хазары и болгары.

VII — VIII столетия были временем продвижения восточных славян в глубь степи, в юго-восточном направлении от Среднего Поднепровья. Славяне заселили пойму Дона, вышли к морю в устьях Южного Буга, Днестра и Дуная. Им удалось оттеснить мадьяр (угров) и болгар (тюрков), сменивших аваров в степях к западу от Дона. Однако борьба со степняками была крайне тяжелой. Часть славянских земель попала под власть — мощного полукочевого государства, возникшего во второй половине VII в. на Северном Кавказе.

Гнет хазарского кагана, обосновавшегося далеко на Волге, при всей его тяжести, защищал славян, живших в степной полосе, от других кочевников (мадьяр и болгар). Иначе к хазарам относились поляне, которые уже создали свое государство с центром в Киеве и находившиеся на окраине подвластных хазарам территорий. Они платили немалую дань, в то же время обеспечить защиту своих данников от нападений болгар хазары были не в состоянии. В VII — VIII вв. тюрко-болгары занимали огромные пространства в степях Юго-Восточной Европы. Хазары нанесли им сокрушительно поражение, в результате Великая Болгария распалась, а значительная часть болгар ушла на Балканы и в Среднее Поволжье.

Болгары не были столь сильны, чтобы представлять опасность для существования Киевского государства.

Печенеги.

Печенеги — это многочисленное тюркское племя, пришедшее из Средней Азии. Оттуда их вытеснили сильные соседи — гузы и кипчаки. обошли с севера владения хазар и заполонили причерноморские степи, где славянские поселения оказались маленькими островками в кочевой стихии. Под давлением новых пришельцев на запад, к Карпатам, двинулись угры — мадьяры. Проходя мимо Киева они разбили полян с заключили мир, который продержался около трех веков. Болгары же ушли на север, основав у слияния Волги и Камы свое новое государство — . Там они снова оказались в зависимости от хазар.

Печенежская орда стала серьезной опасностью для соседей., но поражение, нанесенное им киевским князем Аскольдом, печенеги запомнили надолго и на Русь больше не нападали, ища добычу на Балканах. Даже в 915 году печенеги приходили на Русь заключать мир. Через 5 лет киевский князь Игорь по неизвестным причинам нарушил этот мир и совершил поход на печенегов. После этого летописи не упоминали о них почти четверть века, что скорее всего говорит о мирных отношениях кочевников и земледельцев. Впоследствии печенеги дважды выступали как союзники Руси (поход на Византию 944 г., балканские походы Святослава). Однако в 968 г. печенеги, подкупленные византийским золотом, впервые со времен Аскольда напали на Русь и осадили Киев. Князь Святослав в это время был с походом в Болгарии.

Спустя время, население пограничных областей, по притокам Днепра, чтобы обезопасить себя выстроила сеть городков-крепостей с гарнизонами, состоявшими из воинов разных земель Руси. Киевское государство использовало все возможности, чтобы отгородиться от своих недавних союзников, но развернувшаяся тяжелая борьба с ними долго не приводила к успешным результатам.

Лишь в 1036 году Русь окончательно победила в долгой и изнурительной войне с печенегами, но потери были слишком велики. Под постоянной печенежской угрозой находились важные торговые пути в страны Причерноморья и Прикаспия. На длительное время были потеряны тучные степные черноземные земли.

Торки.

Через год после смерти Ярослава Мудрого печенегов у русских границ сменили — выходцы их Приаралья. Ранее они дважды выступали союзниками киевских князей, когда те воевали на Волге против хазар. Под давлением более многочисленных соседей торки вынуждены были отступать на запад, пока не оказались вплотную притиснутыми к русской границе. Сам кочевой образ жизни превратил их в потенциальных врагов Руси.

Зимой 1055 г. переяславский князь Всеволод Ярославич был вынужден выйти с войском против торков и по сведениям летописи, победил их. В следующей строке летописи впервые упоминаются : они пришли в Переяславль, заключили мир, хотя еще не имели общей границы. Скорее всего они это сделали, чтобы найти союзника против торков, которые оказались зажатыми между кипчаками и Русью.

Разгромленные остатки этого кочевого народа дорогой печенегов бежали на запад и перешли Дунай. Одни поселились в Македонии, другие нашли приют у короля венгров. Часть их подчинилась половцам. Но многие роды торков признали власть Руси и остались жить в пределах Переяславского княжества, а также по реке Рось, где был основан центр их поселений — город Торческ

Противостояние натиску кочевников в общегосударственном масштабе подняло роль Киева как центра единения всех русских сил. В целом борьба с кочевниками объединила восточнославянские племена в древнерусскую народность, позволила сосредоточить в руках киевского князя огромные военные силы и власть над славянским и угро-финским населением державы.

Постоянная угроза со стороны кочевников оказала противоречивое влияние на историческое развитие восточных славян. С одной стороны, она способствовала созданию у них государства, а с другой — обусловила сохранение в течение сотен лет примитивного общественного строя, при котором управление всей огромной страной было сосредоточено в руках великого князя и его дружины