Когда ставится троеточие в конце предложения. Памятка о знаках препинания

  • Дата: 30.09.2019

Перед тем, как нам начать разговор об этом знаке препинания, выясним, что такое многоточие. Многоточие - это знак пунктуации, при помощи которого на письме в русском языке обозначают паузу или незавершенность.

Чтобы правильно понимать какой бы то ни было текст, следует непременно осознавать, какие именно функции выполняет каждый знак препинания, это касается и многоточия. Так для чего же нам столь необходим этот знак в системе пунктуации и в каких случаях его следует использовать?

Как уже было сказано выше, многоточие выражает некий обрыв мысли и незаконченность, которые могли быть спровоцированы волнением либо внешними помехами. «Она была столь красива… До сих пор не верится, что она оказалась способной на столь мерзкий поступок…».

Многоточие используется и там, где продолжается прерванное ранее повествование. Этот знак препинания также можно встретить в тех местах письменного текста (или предложения), где пропущено его начало. «… но эти самые помехи не стали для нас серьезными препятствиями, и мы решили не останавливаться».

Использование многоточия актуально и в тех случаях, когда необходимо обозначить паузу, которая возникает вследствие перехода от одного действия к другому. Такой переход может быть вызван сменой мыслей, каких-то решений и даже при неожиданных выводах. «Погода была прекрасной, солнце согревало теплом своего яркого света, и казалось, что ничто не может предвещать беды…. Вдруг, всего через несколько мгновений небо затянули мрачные тучи, стало темно, и неожиданно прогремел гром».

Без многоточий не обойтись и при работе с цитатами. В этом случае подобным знаком препинания обозначают выделенную часть текста или предложения из текста. При выделении фрагмента из предложения тоже используется многоточие. Некоторые лингвисты ассоциируют многоточие со следами слов, которые на цыпочках сбежали из предложения.

Так, где пропускается целое предложение или несколько предложений, используются многоточия с угловыми скобками. Такой знак препинания ставится в месте пропущенных предложений. Многоточие встречается и там, где обозначаются интервалы, например: «6…9 месяцев» или «ожидается понижение температуры -2…-4 градусов».

О функциях и случаях употребления многоточия необходимо знать выпускникам школ и, желательно, использовать этот знак препинания, наряду с другими знаками пунктуации, при написании изложения или сочинения. Особенно важно не просто использовать многоточие, а использовать его правильно и не забывать об этом знаке при работе с цитатами. Уровень знаний школьников проверяет ГИА, то есть государственная итоговая аттестация.

Может, кому из выпускников придет в голову написать сочинение, например, о многоточии? Прекрасно! В своей работе можно прибегнуть к этому знаку при подчеркивании неожиданных моментов, которым многоточие придаст некую загадочность и даже изысканность, при этом отпадет необходимость акцентировать внимание на очевидных деталях и выводах. Именно их вполне логично заменить многоточием, которое также позволит дать не только некоторую свободу читателю в интерпретации прочитанного, но и выдержать паузу перед любым драматическим моментом.

    В зависимости от целевого назначения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак: В восьмом часу он подходил к дому. Вся его фигура изображала решимость: что будет, то будет! (Ч.); - Да что с тобой? - изумилась старуха. - Отчего так скоро? Алексей Степаныч где? (Ч.).

    При недоговоренности, возможности продолжения перечисления в высказывании, его незаконченности в конце предложения ставится многоточие: Закрывай глаза и спи... Отлично... (Ч.); Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелою листвою... (Бун.); ...В тумане низко плывет малиновый шар солнца и в белом шевелении парят над землей дальние силуэты ветел, крыши деревни... (Бонд.); Петя не спеша вытирает руки, плечи... И думает... (Шукш.); - Да если б я знал, я б пошел и... (Шукш.). Многоточие может указывать на особый смысл, многозначительность, подтекст: Однако дни шли... Жена успокаивалась. Андрей ждал... (Шукш.); Положил газетку на видное место... И включил газ, обе горелки.. . (Шукш.).

    В конце предложения могут сочетаться: вопросительный и восклицательный знаки, вопросительный знак и многоточие, восклицательный знак и многоточие. Комбинация знаков препинания объясняется усложненной целевой установкой предложения или сочетанием разных оттенков значения и эмоциональной окраски предложения: вопрос может сопровождаться негодованием, недоумением; сильное чувство может послужить причиной недоговоренности и т.д. Чаще всего такое сочетание знаков наблюдается при передаче прямой речи: - Как это так взяли?! - крикнул, побагровев, Давыдов (Шол.); - Это еще что такое?.. Ну?.. - Давыдов злобно ощерил щербатый рот (Шол.); - Ну, что? Как дело?.. - Плохо... Беда!.. - Что? Говори живее!.. - Половцев вскочил, сунул исписанный лист в карман (Шол.); Сорок раз видел весну, сорок раз!.. И только теперь понимаю: хорошо (Шукш.); Но меня поразило: откуда он-то знает такие слова?! (Шукш.); - Да нет, зачем же?.. Это ведь труд лишний (Шукш.).

    При акцентировке отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения знаки препинания могут ставиться после каждого из этих членов. Каждый акцентируемый член предложения принято оформлять как самостоятельную синтаксическую единицу, т.е. начинать ее с прописной буквы : Сева спросил, оглядываясь: - А что же вы его не доделываете? - Это кого? Д ом-то? (Бун.); - Что вас привело к ним? - неожиданно бытовым, ворчливым голосом спросил он. - Н едомыслие? С трах? Г олод? (А. Т.); - Так что же это? К априз? П рихоть? Я думаю, нет (Сол.); - Где же те силы, которые питают национальный дух и делают русского русским, узбека узбеком, а немца немцем? П рирода? С реда обитания? В ообще среда? Я зык? П редания? И стория? Р елигия? Л итература и вообще искусство? И что тут стоит па первом месте? Или, может быть, просто воспитание при действии всех вышеназванных сил? (Сол.).

    Примечание . Как правило, такое расчленение конструкции в прошлом не влекло за собой употребления прописных букв: Зачем же здесь? и в этот час? (Гр.); Все отвергал: з аконы! с овесть! в еру! (Гр.); Чем хуже положение мое, тем язык мой становится связаннее и холоднее. Что мне делать? п росить прощения? х орошо, да в чем? (П.). У некоторых современных авторов еще можно встретить такое оформление подобных конструкций .

    Вопросительный и восклицательный знаки могут оказаться внутри предложения, если они относятся к вставным конструкциям или сами образуют вставки, передавая соответствующее авторское отношение: Вот опять была ночь - сон или действительность? - И опять наступает утро (Бун.); - Да, - продолжал ученый, - наш мозг не готов к восприятию этой идеи, как и многих других, до которых (парадоксально! ) он сам же додумался (Сол.); У Пушкина читаем в конце пятой главы: «Молва приписывала смерть его действию яда, будто бы данному ему одним из конфедератов» (! ) (Сол.).

    Вопросительный и восклицательный знаки могут замещать предложение, неся в себе самостоятельную информацию: выражают разнообразные чувства (удивление, сомнение и т.п.). Это возможно при оформлении диалога, где соответствующие (невербальные) реплики становятся понятными благодаря контексту: - Этому и была посвящена моя кандидатская диссертация. - А сколько времени заняла работа над ней? - Примерно два с половиной месяца. - !!! - Потому что до этого было четыре года исследований (газ.); - Такие красивые детеныши и у орангутангов - большая редкость. А вы обратили внимание, как он похож на свою мать? - ? - А как же! У обезьян все как у людей (газ.).

    Многоточие ставится в начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, перехода от одной мысли к другой (когда они не связаны друг с другом). Такое многоточие обычно ставится в начале абзаца:

    Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, кон-че-но, кон-че-но, кон-че-но...

    Резко, будто влетев в тупик, вагон остановился, тормоза взвизгнули железным воплем, громыхнули цепи, зазвенели стекла. Несколько чемоданов тяжело упало с верхней полки (А. Т.);

    Он смотрел на гордую в посадке голову Ольги Николаевны, отягченную узлом волос, отвечал невпопад и вскоре, сославшись на усталость, ушел в отведенную ему комнату .

    И вот потянулись дни, сладостные и тоскливые (Шол.);

    Перекресток странного города опустел, и цветочницы опять расставили на перекрестке двух самых нарядных улиц свои зеленые табуретки с ведрами и синими эмалированными мисками, где плавали розы, мучившие спящего своей невероятной красотой и яркостью, способной убить его во сне, если бы длинная морская волна, гладкая и прохладная, не успокоила спящего .

    Он снова увидел яхту, обходящую известково-белую башню портового маяка (Кат.).

    Примечание . Начальное многоточие помогает сгладить различие в форме подачи мысли при перечислении и одновременно указать на незавершенность этого перечисления:

    Зубр не понимал, почему ни в Москве, ни в Ленинграде не устанавливают памятник Вернадскому. В школах должны были проходить Вернадского, должен быть музей Вернадского, должна быть премия Вернадского.

    Он никогда не мог определить - за что же он преклонялся перед Вернадским:

    Вселенский масштаб мышления, космический человек.

    Интересовала всякая всячина: живопись, история, геохимия, минералогия.

    Был ученым высшего типа, не лез в академики, в начальники.

    - ...вокруг Вернадского никогда не было ни шума, ни крика, никто не нервничал, политикой после революции не занимался. Его либерально-демократическая натура объединила многих порядочных людей <...> (Гран.).

    Многоточие внутри предложения передает затрудненность речи, большое эмоциональное напряжение, многозначительность сказанного, подтекст, а также прерывистый характер речи, указывает на сознательно пропущенные слова и т.п.:

    - Вот... дали за ударную работу... - Андрей прошел к столу, долго распаковывал коробку... И, наконец, открыл. И выставил на стол... микроскоп (Шукш.);

    - Не надо было! Зачем... помешали? (Шукш.);

    - Я тут... это... характеристику принес, - сказал мужчина (Шукш.);

    Отчасти я сама не чужда авторства, то есть, конечно... я не смею назвать себя писательницей, но... все-таки и моя капля меда есть в улье... Я напечатала разновременно три детских рассказа, - вы не читали, конечно... и... и мой покойный брат работал в «Деле».

    Так-с... э-э-э... Чем могу быть полезен?

    - Видите ли... (Мурашкина потупила глаза и зарумянилась.) Я знаю ваш талант... ваши взгляды, Павел Васильевич, и мне хотелось бы узнать ваше мнение, или, вернее... попросить совета (Ч.);

    - Жить бы да жить вам, молодым... а вас... как этих... угорелых по свету носит, места себе не можете найти (Шукш.);

    - Дала бы девке образование закончить хоре... хоре... - не с первого раза, с раскачки берет мудреное слово дед - хо-ре-огра-фи-чес-кое (Аст.).

    Многоточие внутри предложения может выполнять особую функцию: оно «разводит» слова, указывая на несовместимость их значений, на необычность, алогичность сочетания слов: Клад... под общежитием (газ.); Преступника... на пьедестал (газ.); Аэростат... в сумочке (газ.); Награда... до старта (газ.); Купаются... на берегу (газ.).

    Многоточие в цитате обозначает пропуск, т.е. то, что она приводится не полностью: К.Г. Паустовский писал: «Импровизация - это стремительная отзывчивость поэта на любую чужую мысль, на любой толчок извне...»; «...Левитан ощутил свою близость не только к пейзажу России, но и к ее народу - талантливому, обездоленному и как бы притихшему, не то перед новой бедой, не то перед великим освобождением», - писал К.Г. Паустовский; В своем дневнике Л.Н. Толстой писал: «...наше довольство, недовольство жизнью, наше впечатление от событий происходят не от самых событий, а от нашего душевного состояния. И этих душевных состояний... есть очень много. Так, есть состояние стыда, состояние упрека, умиления, воспоминания, грусти, веселости, трудности, легкости» .

    Если цитата предшествует авторскому тексту, то после многоточия употребляется прописная буква ; если же цитата идет после авторских слов, то после многоточия употребляется строчная буква : «...Книги Олеши полностью выражают его существо, будь то «Зависть», или «Три толстяка», или отточенные маленькие рассказы», - писал В. Лидин; В. Лидин писал: «...книги Олеши полностью выражают его существо, будь то «Зависть», или «Три толстяка», или отточенные маленькие рассказы» .

    При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие автора, цитирующего текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки: В дневнике Л.Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <...>. У нее, как у всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве... Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <...>» .

Точка может ставиться при расчленении грамматически законченного предложения на части, т.е. при парцелляции. Разделенные точками парцеллированные члены предложения или их группы становятся самостоятельно оформленными частями высказывания: - Кто нынче у вас работает? - Здесь все профессиональные физики. В основном московский физтех . Еще несколько человек с мехмата, математики по цифровой обработке. Всего двадцать пять человек. И двадцать студентов. Опять-таки физтеха (газ.); От экспериментатора требуются неслыханное мастерство, опыт, интуиция, чтобы правильно ответить на этот вопрос. И предельная объективность (газ.); О Зубре ходили легенды, множество легенд, одна невероятнее другой. Их передавали на ухо... Были просто сказочные истории, интересно, что не всегда для него лестные, некоторые так прямо зловещие. Но большей частью героические или же плутовские, никак не связанные с наукой (Гран.); И он [Лермонтов] писал. Ночами, при зажженной свече, во время прогулок по парку, затаиваясь в его уголках (Чив.).

Примечание . Расчленение возможно лишь при смысловой завершенности первого, базового предложения: Он мог стать писателем. Художником. Ученым. Врачом. Мореходом. Переводчиком. Актером . Все у него получалось - за что бы ни брался. Стал разведчиком. Судьба? Может быть... (газ.); Весной, в начале сева, в Быстрянке появился новый парень - шофер Пашка Холмянский. Сухой, жилистый, легкий на ногу. С круглыми, изжелта-серыми глазами, с прямым тонким носом, рябоватый, с круглой ломаной бровью, не то очень злой, не то красивый (Шукш.). Ср. невозможность постановки точки: «Произведение написано в стиле. Романтическом » ; ср. также: Вошел молодой человек с портфелем. Большим, тяжелым. - Вошел молодой человек с лицом красивым, по неприветливым (невозможно: «Вошел молодой человек с лицом. Красивым, но неприветливым » ).

1. Многоточие имеет ряд разнообразных значений, связанных с содержательной, логической и эмоциональной сторонами речи. В начале предложения многоточие означает логический или содержательный разрыв в тексте, переход от одной мысли к другой (когда они не связаны друг с другом).

Такое многоточие обычно ставится в начале абзаца: Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, кон-че-но, кон-че-но, кон-че-но...

Резко, будто влетев в тупик, вагон остановился, тормоза взвизгнули железным воплем, громыхнули цепи, зазвенели стекла, несколько чемоданов тяжело упало с верхней полки (A. T); Он смотрел на гордую в посадке голову Ольги Николаевны, отягченную узлом волос, отвечал невпопад и вскоре, сославшись на усталость, ушел в отведенную ему комнату.

И вот потянулись дни, сладостные и тоскливые (Ш.);

Перекресток странного города опустел, и цветочницы опять расставили на перекрестке двух самых нарядных улиц свои зеленые табуретки с ведрами и синими эмалированными мисками, где плавали розы, мучившие спящего своей невероятной красотой и яркостью, способной убить его во сне, если бы длинная морская волна, гладкая и прохладная, не успокоила спящего. ...Он снова увидел яхту, отходящую известково-белую башню портового маяка (Kaв.).

2. Внутри предложения многоточие передает затрудненность речи, вызванную большим эмоциональным напряжением, многозначительность сказанного, подтекст, а также прерывистый характер речи, указывает на сознательно пропущенные слова и т.п.:

Да вы не беспокойтесь... это не я, это Ромка-шут... Я порядки знаю. Тут все правильно...

Дежурные желания... а то можно по заказу... (Haб.);

Так и так... дело в том... вы понимаете... (Наб.)

3. Экспрессивные функции многоточия проявляются в речи, эмоционально или интеллектуально напряженной. Поэтому многоточие наиболее характерно для текстов художественных и публицистических, в частности для диалогов:

Отчасти я сама не чужда авторства, то есть, конечно... я не смею называть себя писательницей, но... все-таки и моя капля меда есть в улье... Я напечатала разновременно три детских рассказа, - вы не читали, конечно... много переводила и... и мой покойный брат работал в «Деле».

Так-с... э-э-э... Чем могу быть полезен?

Видите ли... (Мурашкина потупила глаза и зарумянилась).

Я знаю ваш талант... ваши взгляды, Павел Васильевич, и мне хотелось бы узнать ваше мнение, или, вернее... попросить совета (Ч.);

Моего отца уволили после забастовки с завода, сослали в Сибирь... У матери нас четверо... мне, старшему, девять лет тогда... (Ш.).

Жить бы да жить вам, молодым... а вас... как этих... угорелых по свету носит, места себе не можете найти (В. Ш.);

Дала бы девке образование закончить хоре... хоре... - не с первого раза, с раскачки берет мудреное слово дед - хо-ре-огра-фи-чес-кое (Аст.).

4. Внутри предложения многоточие может выполнять и особую функцию: оно «разводит» слова, указывая на несовместимость их значений, на смысловые сдвиги, на необычность сочетания слов: Клад... под общежитием (газ.); Отправили в отставку... должность (газ.); Аэростат... в сумочке (газ.); Награда... до старта (газ.); Купаются... на берегу (газ.).

Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 4. Многоточие

§ 4. Многоточие

1. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами (волнением говорящего, внешними помехами и т. д.): А, так ты… - Я без души лето целое всё пела (Кр.); «И вы не боитесь…» - «Чего не боюсь?» - «…Ошибиться?»; «И кроме того… - подумалось мне, - и кроме того…»

2. Многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки: В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте (Г.); «А… а… а, как же иначе», - заикался он (ср.: «А-а-а», - протяжно и понимающе произнёс он ).

3. Многоточие ставится в конце предложения для указания на то, что приводимое перечисление могло бы быть продолжено: На выставке в зале Музея искусств Грузии представлено свыше 50 произведений Пикассо, Ренуара, Гогена, Дега, Бернара, Модильяни, Сезанна, Моне… (газ.)

4. Многоточие ставится для указания на неожиданный переход от одной мысли к другой: Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря… (П.)

5. Многоточие в начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени: …А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся двадцать лет.

6. Многоточие ставится при перечислении слов с не раскрытым содержанием: Фестивали… Конкурсы… Концерты… (название рубрики в газете).

7. О постановке многоточия в цитатах см. § 55.

8. О сочетании многоточия с вопросительным или восклицательным знаком см. § 68, п. 1.

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 4. Многоточие 1. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами (волнением говорящего, внешними помехами и т. д.): А, так ты… - Я без души лето целое всё пела (Кр.); «И вы не боитесь…» - «Чего не боюсь?» - «…Ошибиться?»; «И

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МН) автора БСЭ

§ 55. Многоточие при цитатах 1. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:1) перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 68. Многоточие и другие знаки 1. После вопросительного или восклицательного знака ставятся не три точки (обычный вид многоточия), а две (третья точка стоит под одним из названных знаков): Сколько жить ещё на свете?.. (Тв.); А как вы вчера играли!.. (Остр.)2. При «встрече»

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги автора

§ 125. Многоточие при цитатах 1. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится: 1) перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала

Из книги автора

§ 137. Многоточие и другие знаки 1. После вопросительного или восклицательного знака ставятся две точки (третья точка стоит под одним из названных знаков), например: Сколько жить ещё на свете?.. (Твардовский); А как вы вчера играли!.. (А. Н. Островский).2. При встрече многоточия с

Из книги автора

§ 78. Многоточие 1. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, для указания на перерывы в речи, неожиданный переход от одной мысли к другой и т. д., например: В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте

Из книги автора

§ 125. Многоточие при цитатах 1. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:1) перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала

Из книги автора

§ 137. Многоточие и другие знаки 1. После вопросительного или восклицательного знака ставятся две точки (третья точка стоит под одним из названных знаков), например: Сколько жить еще на свете?.. (Твардовский); А как вы вчера играли!.. (А. Н. Островский).2. При встрече многоточия с

Текст обеднеет и рассыплется ничего не выражающими фразами. А точки и запятые - естественные барьеры, без которых нельзя придумать ни одного предложения.

Есть еще один знак, заслуживающий внимания - многоточие. Что означает и где оно применяется? Как не переборщить с точками, уместно вставить их для большей эмоциональности текста? Узнаете в этой статье.

Что такое многоточие?

Многоточие - это знак препинания в тексте. В зависимости от языка оно состоит из трех точек (русский, английский) или из шести (китайский). Также многоточие может быть горизонтальным или вертикальным.

Интересно, что многоточия используются не только при письме, но и в математике, к примеру при составлении числовых рядов: 1, 2, 3, 4...100.

В этом случае многоточие означает, что пропускаются цифры, которые можно вывести логическим путем. Их слишком много для того, чтобы прописывать все, так что на замену ставят несколько точек.

История знака

Нельзя назвать точную дату появления многоточия, что означает его несомненную древность.

Одним из первых случаев употребления этого можно считать трактаты Древней Греции. В них многоточие заменяло смысловую часть предложения, которая и так всем была ясна. К примеру, "Не лезь не в свои дела, а то пострадаешь!" могло быть записано как "Не лезь, а то..."

В Греции и Риме многоточия в предложениях означали незавершенность мысли. Так же знак использовался в записях на латыни.

Квинтилианус, один из древних мыслителей, призывал своих соотечественников не злоупотреблять многоточиями, поскольку из-за них предложения сливались в один большой кусок текста, никому не понятный. Этот клич вызвал многие споры: как понять, где "уместно" использовать знак, а где он не нужен? Как правильно использовать многоточие и что означает его переизбыток?

Использовать многоточие в русской литературе стали в восемнадцатом веке с легкой руки Карамзина. Он ввел знак как художественный прием для обогащения текста. В прозе многоточие обозначало эмоциональность и незаконченность мысли.

Спустя время этот знак перешел в обычную жизнь, письма запестрели многоточиями, что означает: знак прижился и "ушел в народ".

Многоточие в литературе

В художественном тексте можно встретить многоточия гораздо чаще, чем в нехудожественной литературе. Дело в том, что многоточия в конце предложения означают незавершенность и незаконченность мысли, чего не могут себе позволить авторы научных статей. Помимо этого, многоточие в литературе может:

  • Говорить о депрессивности персонажа. Если в монологе героя встречается обилие многоточий, то, скорее всего, он чем-то опечален и речь дается ему с трудом.
  • Также многоточия обозначают задумчивость. Представьте: герой что-то бормочет, его речь прерывиста и непонятна. Чтобы точно передать ощущения от такого поведения, автор может писать его речь сплошным текстом, разделяя слова многоточиями.
  • Многоточия могут использоваться для передачи недосказанности, сохранения тайны, как в греческих манускриптах. Этот знак способен скрыть за собой то, что и так всем ясно.
  • Многоточия являются признаком открытого финала. Если они стоят в самом конце книги, то автор дает читателю придумать свой собственный финал на основе уже узнанной информации.
  • В речи героев многоточия также могут стать знаком прерывистого дыхания, затрудненной речи, трудностей с произношением.

И это далеко не все. С восемнадцатого века многоточия прочно вошли в русскую литературу и обрели множество значений. Обычно объяснять смысл этого знака препинания не нужно. Читателю из контекста становится понятно, что означают многоточия в конце предложений.

Правила использования

Существуют некоторые правила в использовании данного знака:

  1. При написании многоточия оно отделяется от последующих букв пробелом. При этом оно примыкает к замыкающему слову: она была... очень красива.
  2. Если многоточие по смыслу должно соседствовать с запятой, то оно ее "съест": я любил ее... но она была зла ко мне.
  3. Если вы хотите написать и многоточие, и вопросительный (восклицательный) знак, то они объединяться: действительно?.. Невероятно!..
  4. Интересно написание вопросительно-восклицательных знаков с многоточием: Да как вы смеете?!.
  5. Прямая речь, где после знака стоит тире, при наличии многоточия не отделяется пробелом: - Вы знали?..- спросила она.
  6. Эти знаки препинания при прямой речи остаются в кавычках: Она сказала: "Я не уверена..."
  7. При использовании многоточия в начале предложения оно не отделяется пробелом: ...он пришел поздним осенним вечером.
  8. В числовых рядах многоточия не делятся пробелами: 1, 2, 3...7.
  9. При цитировании неполного выражения недостающую часть заменяют многоточиями: в начале, в середине или в конце цитаты, в зависимости от того, откуда вырезали текст.
  10. Если в цитате вырезали значительную часть, то многоточия обрамляются угловой скобкой с двух сторон.
  11. Если цитата заканчивается многоточием, то после скобок ставится дополнительная точка:

М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писаных…».

Что означает многоточие в переписке

Многоточия перешли не только в литературу, но и в повседневную переписку. Если ваш собеседник шлет вам смс с кучей лишних точек, то вам хотят что-то сказать.

Итак, о чем говорит избыток многоточий в переписках:

  1. Ваш собеседник недоволен вами, вашими словами или поведением. Возможно, при помощи точек вас хотят устыдить.
  2. Излишек многоточий может значить, что собеседнику трудно собраться с мыслями, тема переписки его задела.
  3. Ваш собеседник хочет, чтобы его письмо было более таинственным и пространным.
  4. Отдельно присланное многоточие может быть знаком замешательства или неприятного удивления.
  5. Еще отдельное многоточие может расшифровываться как "ты серьезно?" или "даже комментировать это не буду".
  6. Многоточие в конце сообщения может быть признаком грусти. Обратите внимание на общий тон письма.

Когда ставить, а когда нет?

Вы должны интуитивно понимать, когда многоточие уместно, а когда нет. В том же случае, если вы не уверены, стоит ли использовать этот знак, лучше воздержитесь от него.

Помните, знаки препинания - как специи в блюде. Слишком много приправ никому не понравится, всего должно быть в меру!