Конкуренция в коммерческой деятельности. Тема vi конкуренция в коммерческой деятельности Конкуренция в сфере торговой деятельности

  • Дата: 11.08.2020

Предпосылки изменения роли коммерческой деятельности в новых условиях хозяйствования

В условиях рыночной экономики при осуществлении коммерческой деятельности следует использовать в большей степени экономические методы управления, ориентирован­ные на получение прибыли через удовлетворение спроса потребителей.

В этом случае для адаптации коммерческой деятельности к рыночным условиям необходимо формировать предпосылки, наиболее благоприятные для активного развития товарно-денежных отношений. Важнейшими из них являются:

Юридическое равноправие всех форм собственности;

Экономическая самостоятельность хозяйственных субъек­тов рынка, их ответственность за результаты своей работы;

Свобода выхода на рынок;

Демонополизация, разгосударствление, обеспечивающие появление на рынке большого количества конкурентов, созда­ющие условия для здоровой конкуренции;

Свободное ценообразование, балансирующее спрос и предложение;

Устойчивая финансовая система;

Открытость экономики;

Развитие рыночной инфраструктуры.

Создание рыночного механизма требует длительного време­ни для проведения реформ. Важно правильно определить роль государства в формировании рыночных отношений, степень и формы участия. Эта роль должна проявиться:

В совершенствовании правовой базы, способствующей развитию рыночных отношений;

Стабилизации экономики;

Использовании эффективной системы налогообложения и кредитования;

Таможенной политике;

Защите конкуренции;

| защите прав потребителей;

Формировании механизма управления природными и сырьевыми ресурсами, обеспечивающего их эффективное использование и приумножение.

Направления совершенствования коммерческой деятельности

По мере развития рыночных отношений возникает необхо­димость следующим образом совершенствовать коммерческую деятельность:

Адаптировать коммерческие функции, операции к рыноч­ным условиям;

Формировать конкурентные преимущества товара, кон­центрировать усилия за счет улучшения методов продажи и сервисного сопровождения;

Просчитывать коммерческие риски и принимать упрежда­ющие меры к их снижению;

Постоянно повышать квалификацию работников коммер­ческих служб, обеспечивая творческий, инновационный под­ход к решению поставленных задач;

Использовать стратегический подход к организации ком­мерческой деятельности, обеспечивающий ее динамичное раз­витие на длительный период;

Эффективно удовлетворять имеющиеся потребности, фор­мировать новые, развивать спрос, вести поиск дополнительных сегментов рынка, создавать конкурентные преимущества;

добиваться получения прибыли через наилучшее удовлет­ворение спроса потребителей при снижении затрат.

Повышению эффективности коммерческой деятельности способствует использование принципов, инструментов и мето­дов маркетинга в ее организации. Это сориентирует коммер­ческую деятельность на конкретных потребителей, их требова­ния к товарам, продаже. Такой подход позволяет достичь по­ставленных целей при снижении затрат и коммерческих рисков.

Рассмотрим особенности коммерческой деятельности, ба­зирующейся на маркетинговой концепции.

Торговые организации, которые работают в рыночных усло­виях, вынуждены применять иные методы для получения при­были - главной коммерческой цели. Эта цель может быть до­стигнута в первую очередь путем выявления, формирования и удовлетворения потребностей покупателей. Для решения та­кой задачи нужно больше внимания уделять маркетинговым исследованиям, анализу и использованию полученной инфор­мации для обоснования коммерческих решений.

Если торговая организация ставит перед собой цель до­биться получения прибыли и устойчивого положения на рынке, то она вынуждена применять наиболее эффективные инструменты и методы, которые предлагает маркетинг. Чем жестче конкуренция, тем более активно и грамотно необхо­димо это делать. Конкуренция заставляет постоянно совер­шенствовать коммерческую деятельность, используя инно­вационный подход.

Коммерческая деятельность в рыночных условиях при вы­соком уровне насыщения рынка товарами должна быть направ­лена на комплексное изучение рынка и требований потребите­ля к товарам и услугам, эффективное управление коммерчески­ми процессами. Для этого необходимо использовать рыночные механизмы управления коммерческой деятельностью, эконо­мически обосновывать принимаемые коммерческие решения, обеспечивающие наиболее полный учет интересов конкретных потребителей и с наименьшими затратами их удовлетворять.

В условиях конкуренции недостаточно уделять внимание только товару и его качеству, очень важно усилить коммерче­ское и маркетинговое сопровождение товара, являющееся активным средством конкурентной борьбы на рынке.

Использование инструментов маркетинговой концепции в коммерческой деятельности в новых условиях хозяйствования позволит повысить ее эффективность, обеспечит формирова­ние конкурентных преимуществ, решение стратегических задач. Именно в этом заключается практическая значимость мар­кетинга при применении его в коммерческой деятельности на потребительском рынке в новых условиях хозяйствования.

Коммерческое предприятие, как правило, встречается с соперничеством других участников рынка, выпускающих и продающих аналогичные товары. Конкуренция - непременное условие современной коммерции и предпринимательства. Су-ществование независимых конкурентов заставляет предпри-нимателя с большим уважением относиться к запросам потре-бителей из опасения, что они станут клиентами конкурентов. В коммерции конкуренция понимается как борьба за потреби-теля, борьба за право данной фирмы продать свой товар и по-лучить максимально возможную прибыль. Конкуренция вы-ступает в роли своеобразного раздражителя, побуждающего участников рынка совершенствовать и обновлять свои товары, расширять ассортимент, повышать их качество, снижать цены, улучшать систему торгово-сбытового обслуживания.
Монополизм ведет к стагнации, игнорированию реальных интересов потребителей и, в конечном счете, к замедлению темпов экономического и социального развития. Главная цель конкуренции - получение конкурентного преимущества
и, по возможности, устранение или хотя бы ослабление со-перника. Многие коммерческие предприятия и организации стремится занять лидирующее положение на рынке, продать как можно больше товаров. Конкурентная борьба на рынке проявляется в форме роста продажи товаров в больших, чем у конкурента количествах, продажи товаров лучшего качества, чем у конкурента, в появлении новых товаров, которыми не располагает конкурент.
Конкуренция (от лат. сопсиггеге - сталкиваться) пред-ставляет собой механизм соперничества на рынке товаров.
В процессе конкурентной борьбы каждое предприятие занимает определенное место в иерархической лестнице ком-мерции. Конкуренция может быть весьма ожесточенной, но в то же время она должна быть упорядоченной, введенной в определенные рамки, исключающей недобросовестные приемы. Конкурентная борьба, как совокупность действий предприятия, направлена на завоевание прочных позиций на рынке и на вытеснение конкурента. Присутствие конкурента создает элемент состязательности. Конкуренция оживляет рынок, благотворно действует на цены, вызывает к жизни новые формы сервиса, заставляет производителей проводить активную инновационную политику. В известном смысле конкуренция - двигатель прогресса.
Коммерческое предприятие, выступающее на рынке, действует в конкурентной среде, т.е. в совокупности незави-симых покупателей и продавцов, обладающих правом и воз-можностью свободно выступать на рынке и покидать его. Конкуренты-продавцы соперничают между собой за право и возможность продать свой товар. Покупатели тоже могут вести между собой спор за право и возможность купить товар. Это соответствует основным требованиям коммерции. Обычно, чем больше участников рынка при данной емкости рынка, тем острее соперничество между ними. На рынке товаров единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель, который голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар. Инструментами конкурентной борьбы в коммерции являются методы стимулирования сбыта и продажи, гибкое ре-гулирование цен, сервис, технологическое, экономическое и маркетинговое обеспечение конкурентоспособности товара.
В конкуренции и конкурентной борьбе существуют два важных социально-экономических фактора: ценовая конку-ренция, позволяющая коммерсанту воздействовать на рыночную ситуацию с помощью ценовых рычагов, и неценовая кон-куренция, использующая механизмы рекламы и брендинга, управления качеством и надежностью товаров, сервиса, пре-стижности и т.п. В странах с развитой рыночной экономикой ценовая конкуренция уступает место неценовой. Ценовые войны слишком разрушительны по свои макрои микроэко-номическим последствиям.
Однако, цены продолжают в ряде случаев оставаться ору-дием обеспечения конкурентоспособности товара. Продажа нового товара по цене со скидкой, близкой к себестоимости - повсеместная и достаточно распространенная практика. Про-дажа товара по ценам ниже себестоимости, нацеленная на вы-теснение соперника с рынка, называется демпингом и запре-щается антимонопольным законодательством многих стран. В неценовой конкуренции главным фактором конкурентной привлекательности выступает качество товара, проявляется связь между ним и той прибылью, которую получает фирма, сумевшая продвинуть данный товар. Потребитель, как правило, согласен платить дороже за высококачественный, подходящий ему по своим свойствам товар, но есть некоторый предел удорожания, за которым круг покупателей начинает сужаться, объем продажи проявляет тенденцию к падению, а рост прибыли соответственно замедляется.
В коммерции различаются две формы конкуренции. предметная (внутриотраслевая), которая ведется между фирмами, предлагающими потребителю аналогичные товары, рассчитанные на удовлетворение одних и тех же потребностей, и функциональная (межотраслевая), которая проявляется в борьбе между фирмами и отдельными отраслями, производящими и продающими различные по своему потребительскому назначению товары. Борьба ведется путем повышения уровня конкурентоспособности своего товара или/и улучшения способа реализации.
Конкурировать между собой могут и монополии (это т.н. монополистическая конкуренция). Монополисты-производители товара соперничают между собой за более выгодные условия сбыта продукции. Особой формой предметной конкуренции является олигополистическая конкуренция крупных производите-лей за лучшие, более выгодные условия производства и продажи товара. Важную роль здесь играет переговорный процесс с целью устранения возможности ценовой войны. Обычно достигается договоренность о единых ценах и квотах продаж. Конкуренция проявляется в форме укрепления марки товара, дифференциации потребительских свойств товара, организации сбыта и поставки, сервиса и т.п.
Когда же на рынке выступает большое число предприятий, предлагающих массовую продукцию с однородными свойствами (зерно, нефтепродукты, некоторые виды сырья и т.п.), их соперничество принимает вид чистой (простой) конкуренции, где отсутствуют явные конкурентные преимущества. Важным фактором такой конкурентной борьбы становится устойчивая, надежная репутация фирмы, сложившаяся в результате неизменно высокого качества и надежности товара, постоянно строго выдерживаемых сроков и условий поставки, системы сбытовых льгот и т.п.
Каждый товар обладает таким важным для коммерции признаком как качество. Это относится как к самому продукту, так и к процессу обслуживания покупателя товара. Уровень качества товара определяется степенью соответствия тех-нологических свойств и параметров товара установленным стандартам и требованиям покупателей, степенью отражения взглядов и мнений потребителей. Уровень качества товара определяется степенью соответствия технологических свойств и параметров товара установленным нормативным стандартам и требованиям покупателей, степенью отражения взглядов и мнений потребителей.
Качество - это совокупность свойств и характеристик товара и торгового обслуживания, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предпо-лагаемые потребности.
Качество товара можно рассматривать как комплекс, ко-торый включает:
- физические свойства: объем, вес, цвет, срок служб, техно-логические параметры и т.п.;
- эстетические признаки: дизайн, стайлинг, эргономика, социально-культурный ранг товара, престижность, при-влекательность, доступность и т.п.;
- экономические характеристики: цену, производительность, затратоемкость и др.).
- функциональные свойства: отражающие основное предна-значение товара, ради чего он создан.
К ним примыкает понятие сервиса или сервисного об-служивания. В широком смысле сервис как раз и расшифро-вывается как обслуживание, набор разнообразных услуг в про-цессе продажи или доставки товара. В коммерческой деятель-ности сервис повышает конкурентоспособность товара, сти-мулирует расширение круга продаваемых товаров и т.п.
Физические, эстетические и экономические свойства то-вара сочетаются с функциональными характеристиками, отра-жающими предназначение товара. Наряду с товаром как та-ковым покупателю продается сервис, набор продажных и по-слепродажных услуг. Чем шире этот набор, тем выше конку-рентоспособность товара. Особым видом товара, который с течением времени расширяет свое присутствие на рынке. яв-ляются информационные технологии.
В конкурентном анализе осуществляется сравнение по-требительских свойств товаров с помощью квалиметрической системы параметрических индексов. В ходе сопоставлений с конкурирующими товарами качество товара определяется набором потребительских параметров, т.е. признаков, харак-теризующих важнейшие потребительские функции и свойства товара. Каждому параметру товара (как количественному, так и качественному) присваивается определенное число баллов, которое считается эталонным. Параметры делятся на жесткие, которые соответствуют стандартам, т.е. четко регламен-тируемым конструктивным и технологическим признакам, а также его потребительским свойствам и функциям, и мягкие, отражающие эстетические и психологические свойства товара. Степень отклонения каждого параметра от эталонного уровня характеризуется параметрическим индексом, который пред-ставляет собой процентное отношение фактического потре-бительского параметра к эталонной величине (определяемой проектом, государственными стандартами, экспертными оценками и опросами потребителей).
Параметрический индекс представляет собой процентное отношение фактического потребительского параметра к эталонной величине, т.е. степень отклонения каждого па-раметра от эталонного уровня.
В конкурентную борьбу вовлекаются не только продавцы, но и покупатели. Покупатели вступают между собой в конкурентную борьбу, когда объект покупки ограничен и достается покупателю, предлагающему максимально высокую цену. Такая конкуренция ведется на аукционах, торгах, тендерах.
В последние годы распространенной формой конкурентной борьбы в коммерции стала недобросовестная конкуренция. К ней в частности относится т.н. недружественное поглощение, а иногда попросту криминальный или полукриминальный захват собственности. Нередко она угрожает стабильности экономики. Одной из форм недружественного поглощения (acquisitions) является слияние (mergers), когда из нескольких компаний образуется одна. При этом, как правило, остается одна «приобретающая» компания, выступающая инициатором подобной сделки и обладающая более мощным экономическим потенциалом.
Приобретающая (поглощающая) компания выкупает у акционеров приобретаемой (поглощаемой) компании все или большую часть акций, т.е. происходит смена собственности.
Процесс слияний и поглощений включает как приобретение полностью или большей части акций компании, так и продажу каких-либо подразделений, дочерних компаний, изменение структуры собственности фирмы. Однако слияния или поглощения носят не только негативный характер, так как обычно при этом происходит модернизация производства, делаются инвестиции.
В рейдерстве существуют четыре основных способа недружественного захвата предприятия:
рейдеры скупают 10-15 % акций предприятия, что позволяет принять нужное рейдеру решение, например, сменить руководство;
в этом случае менеджмент может просто «выводить» активы на подконтрольные рейдеру структуры или брать кредиты под залог собственности под нереальные проценты;
если у предприятия имеется несколько мелких задолженностей, рейдер скупает их и предъявляет к единовременной оплате;
путем оспаривания приватизации, если она происходила незаконным путем.
К недобросовестной конкуренции относится также распространение ложной и искажающей информации о себе и конкуренте, (в частности приписывание в рекламе собственному товару свойств, которыми он на самом деле не обладает). Запрещается публикация информации, порочащей честь и достоинство конкурента, дискредитирующей его фирменный знак и т.п., наносящей ему коммерческий или моральный ущерб.
Проявлением недобросовестной конкуренции является получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца, а также все виды коммерческого шпионажа.
К недобросовестной конкуренции также относятся такие ее формы, как демпинг, т.е. продажа товара по цене ниже себестоимости (если она имеет целью подорвать позиции конкурента на рынке), тайный сговор между участниками торгового процесса (создание тайных картелей), установление дискриминационных цен или коммерческих условий, навязывание клиентам при поставке товаров каких-то ограничений. Законом преследуется самовольное использование торговой марки, названия чужой фирмы, имитация или копирование чужих товаров (особенно исполненных на низком качественном уровне и продаваемых по заниженным ценам), нарушение качества, стандартов и условий поставки.
В процессе конкурентной борьбы каждая коммерческая фирма выбирает свою определенную стратегию достижения поставленной конкурентной цели.
Стратегия маркетинга - это комплекс базовых решений и принципов, направленных на достижение генеральной цели рыночного предприятия и исходящих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей.
Стратегия коммерции представляет собой искусство руководства рыночной деятельностью, комплекс основных решений и принципов, вытекающих из расстановки и соотношения сил - коммерческих фирм, занимающихся куплейпродажей товаров. В коммерческой деятельности выделяются три типа стратегии:
- наступление или атака (обычно расширение объема или совершенствование структуры продажи);
- оборона (обеспечение стабильности товарооборота, накопление финансовых ресурсов);
- отступление (сокращение объема продажи, распродажа остатков, постепенный или резкий уход с рынка).
Выбор стратегии в значительной степени обусловлен сложившейся рыночной ситуацией и имеющимся социальноэкономическим потенциалом, которым может располагать фирма и который зависит от следующих элементов:
- доли, занимаемой фирмой на рынке;
- производственных и торгово-сбытовых мощностей;
- ресурсов товаров определенного качества;
- товарооборота и его ассортимента за определенный период;
- прибыли и рентабельности за определенный период;
- инвестиционного потенциала, окупаемости инвестиций и результатов инновационной деятельности; затрат времени на проектирование нового товара;
- научно-технического потенциала (наличия ноу-хау), состояния НИОКР;
- финансово-кредитных ресурсов;
- трудового потенциала и его эффективности;
- уровня сервиса.
Для того, чтобы успешно противостоять конкурентной угрозе, фирма и ее товар должны быть конкурентоспособными. Капитал и производственно-сбытовые или торговые мощности должны быть ориентированы не только на нормальный процесс товародвижения, но и на экстремальные условия, когда предприятию противостоят конкуренты. В заключение следует сказать, что единственным рыночным арбитром в конкурентном споре фирм и товаров является потребитель, который своим кошельком голосует за тот или иной товар/фирму.

39. Понятие конкуренции

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке (п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Под хозяйствующим субъектом понимаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Совершенная конкуренция имеет место лишь при полиполии, т. е. когда на рынке много продавцов и много покупателей. Тогда рынок открыт для каждого, рекламная кампания является не обязательной, так как на продажу предлагаются однородные товары, отсутствуют какие-либо предпочтения.

Цена товара на таком рынке – заданная величина, продавец же решает лишь, какое количество товара нужно продать по данной цене.

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе и такими мерами, как:

1) предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центробанком РФ.

Целью ФЗ «О защите конкуренции» является соблюдение положений Конституции РФ, таких как: обеспечение единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Защита конкуренции в РФ, связана с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, распростра-няетсяна отношения, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Центробанк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели; а также на соглашения между российскими и (или) иностранными лицами и организациями, достигнутые за пределами территории РФ, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:

1) соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов, прав в отношении российских коммерческих организаций;

2) соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в РФ.

Из книги Наживемся на кризисе капитализма… или Куда правильно вложить деньги автора Хотимский Дмитрий

Риск конкуренции В тяжелые для какой-либо отрасли времена жесткая конкуренция всегда ведет к массовым банкротствам. В 1990 году началась война в Персидском заливе. Ирак вторгся в Кувейт. Туристические потоки резко уменьшились. Авиаперевозчики теряли клиентов. А цена

Из книги Менталитет богатства автора Максвелл-Магнус Шэрон

В них живет дух конкуренции Один из наиболее характерных аспектов мышления, свойственного миллионерам, был выявлен во время телепередачи «Разум миллионера». Группе из 15 миллионеров, самостоятельно сколотивших свое состояние и начинавших с нуля, было предложено

Из книги Хочешь быть богатым? Будь БОГатым внутри! автора Альпеншталь Анджелика

Закон отсутствия конкуренции Вы должны понять, как стать богатым, созидая, а не соревнуясь. Вы должны избавиться от мыслей о конкуренции. Вы должны создавать, а не конкурировать из-за того, что уже создано. Вы не должны отнимать что-либо у другого. Вы не должны совершать

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора

1. Понятие конкуренции Конкурентоспособность – реальная и потенциальная способность компаний проектировать, производить и сбывать продукцию, которая по своим ценовым и неценовым параметрам более привлекательна, чем продукция конкурентов.Главные условия обеспечения

Из книги Экономика предприятия автора Душенькина Елена Алексеевна

48. Понятие конкуренции Конкурентоспособность – реальная и потенциальная способность компаний проектировать, производить и сбывать продукцию, которая по своим ценовым и неценовым параметрам более привлекательна, чем продукция конкурентов.Главные условия обеспечения

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Структура конкуренции Основополагающий труд М, Портера, посвященный конкурентной стратегии, сильно изменил представление многих компаний о своих конкурентах. Портер выделил пять факторов, которые определяют конкуренцию: текущие конкуренты; опасность появления новых

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 46. Понятие о системе национальных счетов (СНС). Понятие экономического производства и его границ в СНС Система национальных счетов – это система расчета макроэкономических показателей, предназначенная для характеристики и анализа развития рыночной экономики на

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

2.4.1. Технология как средство конкуренции В последние 30 лет значительное внимание уделялось управлению процессом исследовании и разработок: их организации, планированию, контролю, финансированию и особенно стимулированию творческих процессов и управлению ими.Однако

Из книги ИСТИНА в тезисах автора Мороз Юрий

В своем деле нет конкуренции! Свое дело – это не поганый бизнес – который нам сюда внедрили.Цель бизнеса – прибыль – а если цель прибыль, то есть деньги – то есть чистоган – то во-первых, как ты уже знаешь – это псевдоцель – а во, вторых, она предполагает не само дело, а

Из книги Глобальный кризис. За гранью очевидного автора Долан Саймон

От конкуренции к сотрудничеству Сотрудничество – это способ совместной работы, основанный на общих взглядах (ОВ), открытом общении (ОО) и взаимном доверии (ВД):Сотрудничество = ОВ x ОО x ВД.Эта формула – двигатель социального развития, следовательно, все три фактора

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

18.3. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

7.3. Коэффициенты конкуренции Мы предлагаем два простых коэффициента как частные индексы уровня ожидаемой конкуренции в конкурентных торгах в рамках различных сценариев относительно количества и размера лотов, на которые поделена закупка. Первый коэффициент мы

Из книги Озарение. Как выйти за границы привычного и увидеть в переменах новые возможности для бизнеса автора Буррус Даниэль

Будьте о конкуренции Однако способ преодолеть инстинктивное желание защищать и оберегать то, что «нажито непосильным трудом», существует: необходимо избавиться от основного, выкованного за годы рыночных баталий принципа современной экономики. Я говорю о конкуренции,

Из книги Маркетинг для государственных и общественных организаций автора Котлер Филип

Анализ конкуренции Теперь необходимо рассмотреть сильные и слабые стороны конкурентов – как прямых, так и непрямых. Прямыми являются те конкуренты, предложения которых подобны вашим (например, книжные магазины для библиотек). Непрямыми являются те конкуренты,

Из книги Вся правда об ИКЕА. Что скрывается за успехом мегабренда автора Стенебу Юхан

Преимущества конкуренции Несмотря на все свои недостатки, логистическая система компании была и будет системой мирового класса. Очень немногие розничные торговцы используют глобальные закупки так же эффективно, как ИКЕА, передвигают такие же горы кубометров из одной

Из книги Жить в России автора Заборов Александр Владимирович

Особенности конкуренции - Скажите, в чем разница между этими телефонами?- Разница в том, что вот это, вообще-то, плейер,а это - фотоаппарат.Конкуренция - один из основных механизмов развития общества, поэтому неудивительно, что в России она имеет специфические черты.

Одним из необходимых и значимых условий осуществления коммерческой деятельности является создание конкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов. Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и, соответственно, - за лучшие результаты обращения товаров на рынке. В предпринимательстве это, в конечном счете, борьба за достижение более высокой прибыли.

Борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в товарном, рыночном обществе. Государство со своей стороны обязано поощрять конкурентную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направлениях. Важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

Придание подобной направленности конкуренции связано с узловыми проблемами развития экономики. Здоровая конкуренция обеспечивает перелив капиталов от менее эффективных к более эффективным отраслям хозяйства и видам деятельности. Она служит оптимизации обмена и подчинению производства запросам потребителей.

Можно без преувеличения утверждать, что конкуренция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и торговли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. В наших условиях из-за отсутствия конкуренции в качестве первоочередной стоит задача формирования конкурентной среды в торговле и других сферах бизнеса.

Социально-экономическая роль конкуренции, ее значимость в жизни общества много выше, чем обычно указывается в правовой и экономической литературе.

Реальное значение конкуренции вовсе не ограничивается стимулирующим воздействием на экономику. Так, отсутствие или недостаточность конкуренции выступает критерием для определения необходимости и степени вмешательства государства в регулирование экономической деятельности, осуществления защиты рыночных отношений. При слабости конкурентных процессов обостряется потребность в воздействии на хозяйственную жизнь со стороны государственных органов.

Не менее значимо и то, что конкуренция позволяет выявить реальное потребительское значение произведенных продуктов, их соответствие желаниям и предпочтениям людей. В данном отношении конкуренция служит одним из главных показателей, какие вещи следует считать благом, затрачивать на их производство общественные силы и средства. Через конкуренцию обеспечивается свобода выбора. А это весьма важный фактор обеспечения личных свобод, формирования человеческой личности как иерархии ценностей.

Создание нормальных конкурентных отношений непосредственно связано с оздоровлением российской экономики, обеспечением ее успешного развития. Именно поэтому поддержка конкуренции закреплена в ст. 8 Конституции в качестве одной из конституционных основ нашего строя. ГК определяет конкуренцию как принцип осуществления имущественных, а следовательно - и товарных, отношений. Статья 10 ГК устанавливает, что не подлежат защите права, когда они используются в нарушение конкуренции.

В деле развития конкуренции важно выделять и учитывать соотношение трех направлений данной деятельности.

Во-первых, это собственно меры по созданию и развитию конкуренции, или стимулирующие меры. Данное направление имеет главенствующее значение. Наряду со специальными мерами по созданию и задействованию конкурентных механизмов решения по формированию конкурентной среды должны предусматриваться буквально в каждом законодательном акте, так или иначе затрагивающем экономическую жизнь. Стимулирующие меры включают в себя различные виды помощи со стороны государства немонополизированному сектору экономики.

Во-вторых, это меры по ограничению монополизма и злоупотреблений доминирующим положением на товарном рынке, или ограничительные меры. При этом следует учитывать, что опасность для экономики представляет не само по себе монопольное или доминирующее положение фирмы на рынке, а злоупотребление таким положением в ущерб интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей. Основанная на конкуренции рыночная модель хозяйствования не содержит в себе внутренних эффективных антимонопольных механизмов. Сама монополия вырастает из свободной конкуренции, но затем ее же и подавляет. В результате действий монополий останавливается нормальное течение экономической жизни. Меры, препятствующие развитию и негативному влиянию монополизма, составляют прерогативу и необходимую часть государственного регулирования экономики.

Вследствие допущенных просчетов российское конкурентное законодательство и деятельность соответствующих государственных структур сведены в основном к антимонопольным мерам. Ограничительная практика, антимонопольное законодательство нередко ошибочно трактуются в юридической литературе как основное содержание и самоцель регулирования конкуренции. Более того, все конкурентное законодательство иногда безосновательно предлагается рассматривать как антимонопольное.

Антимонопольные, ограничительные меры при всей их значимости и масштабности должны рассматриваться как вспомогательные, придаточные по отношению к задаче развития конкуренции. Сами по себе антимонопольные меры не способны создать конкурентную среду в экономике.

В-третьих, надо выделять меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие нарушения.

Развитие конкуренции предполагает создание в обществе соответствующего психологического настроя, соревновательного тона. На Западе дух лидирования, первенства сознательно поддерживается государством, предпринимательскими, общественными структурами, средствами массовой информации. И в России стремление людей к достижению лучших результатов так же должно стимулироваться поощрительными мерами, селекцией, продвижением. Это функция государства и общества в целом, если они заботятся о самосохранении.

В условиях неразвитости конкуренции необходимы правовые и организационные меры по ее созданию. Анализ зарубежного опыта позволяет указать следующие пути формирования конкурентной среды.

Во-первых, это увеличение числа организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящих одновидовую продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Этому служит создание новых производственных, торговых и иных организаций; перепрофилирование (диверсификация) действующих с учетом имеющихся потребностей; отказ производителей от узкой специализации и освоение одновременного выпуска других видов товаров. Чем больше организаций предлагают однородные товары и услуги, тем больше они стремятся привлечь потребителей и для этого улучшают качество, расширяют спектр предлагаемых услуг, снижают цены и тарифы. Достигается же это за счет модернизации производства, его технического совершенствования, сокращения излишних затрат.

Во-вторых, необходима поддержка малого и среднего предпринимательства. Она отличается высокой степенью гибкости, оперативностью реагирования на изменения спроса. Мелкий бизнес своей практикой непосредственной ориентации на потребителей оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их полнее учитывать запросы населения.

Государственная помощь малому предпринимательству может оказываться первоочередным предоставлением государственных заказов, субсидий, гарантированием получаемых кредитов на развитие. В законодательном порядке может быть предусмотрена обязанность включения в предпринимательские договоры условия о привлечении в качестве субисполнителей (субподрядчиков) только малых предприятий, обязанность передачи им и оказания содействия в освоении передовых технологий со стороны головных производителей и др.

В-третьих, нужно систематическое сопоставление, общественное сравнение качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями. Государство обязано содействовать регулярному проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективному сопоставлению характеристик, должно публиковать сравнительную информацию. Подобную работу при поддержке государственных органов призваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, союзы защиты интересов потребителей и другие организации.

В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Государство должно выработать и использовать новые приемы экономического и морального поощрения. Важны поддержание средствами массовой информации деловой репутации фирм, учет таких показателей при распределении государственных инвестиций и заказов. При этом основными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торговцем общественных интересов, запросов потребителей.

Здесь реализуется важное правило коммерческого права. Оно состоит в том, что обязательным условием работы каждой организации должно быть создание соперничества, конкурентной ситуации между своими контрагентами.

Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конституции. Согласно ст. 10 ГК не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается как обществом в целом, так и юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпринимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.

Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

Статья 6 Закона РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.

Закон о конкуренции запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные:

1) на установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.

Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках, хотя колонки принадлежат разным собственникам. То же самое можно сказать и про продукты питания. Это - очевидный результат ценовых сговоров;

  • 2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;
  • 3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
  • 4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; и др.

Следующая группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т.п.

Меры по защите конкуренции сейчас необходимы на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Статья 178 УК ещё в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен и иные монополистические действия, предусмотрев наказание в виде крупных штрафов и даже лишения свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Основные способы недобросовестного ведения конкуренции названы в ст. 10 Закона о конкуренции. Таковы, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

В соответствии с Законом был образован федеральный антимонопольный орган с территориальными органами на местах. Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе давать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. При неисполнении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных лиц могут налагаться взыскания в виде административных штрафов.

Наряду со специальными антимонопольными органами в создании конкурентной среды призваны участвовать другие государственные органы исполнительной власти: федеральные министерства, службы, агентства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Одним из необходимых моментов осуществления ры­ночных отношений является создание конкурентной сре­ды в хозяйственной сфере. Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и соответственно - за лучшие результаты деятельности. В предпринимательстве это в конечном счете борьба за достижение более высокой прибыли.

На протяжении 70-летнего советского периода кон­куренция рассматривалась как явление, присущее лишь капиталистической системе и чуждое социализму. Само слово «конкуренция» употреблялось в негативном зна­чении, ему придавался отрицательный оттенок. Более того, конкуренция подавлялась силами контролирующих и даже правоохранительных органов.

Свойственные командно-административной системе методы стимулирования труда не обеспечивали долж­ного экономического роста. Взамен конкуренции внедря­лись искусственные методы псевдосоперничества за дос­тижение лучших результатов. Основной такой способ - социалистическое соревнование еще свежо в памяти. Со­ревновались в обязательном порядке не только на пред­приятиях, но и в банях, парикмахерских, государствен­ных учреждениях.

Как только была ликвидирована власть партийного аппарата, соревнование исчезло само собой, без каких-либо запретов. Это с бесспорностью свидетельствует о надуманности и безжизненности такого способа имита­ции соперничества за достижение лучших результатов в труде.

Борьба за более высокую прибыль возникает как есте­ственный процесс в товарном, рыночном обществе. Госу­дарство со своей стороны обязано поощрять конкурент­ную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направлениях. Здесь важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного разви­тия и совершенствования производства, внедрения на­учно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

Придание подобной направленности экономике связа­но с глобальными проблемами развития человеческого общества. Здоровая конкуренция обеспечивает переток ка­питалов от менее эффективных к более эффективным пред­приятиям. Конкуренция позволяет выявить реальное по­требительское значение произведенных продуктов, их соответствие желаниям и предпочтениям людей. Она слу­жит оптимизации обмена и подчинению производства зап­росам потребителей.

Можно без преувеличения утверждать, что конкурен­ция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и тор­говли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. В нашей российской ситуации из-за отсутствия конкуренции в качестве первоочередной стоит задача формирования конкурентной среды в производстве и торговле.

Рассуждения о необходимости создания конкурент­ной среды можно слышать часто. К сожалению, из-за слабой разработанности проблем конкуренции все осу­ществлявшиеся до сих пор меры оказались малорезуль­тативными.

В деле развития конкуренции важно выделять и учи­тывать соотношение трех направлений деятельности.

Во-первых, собственно меры по созданию и развитию конкуренции, или стимулирующие меры. Решения по формированию конкурентной среды должны предусмат­риваться в законодательстве о ценообразовании, об ин­вестиционной деятельности, по регулированию экспорта и импорта и в других областях.

Во-вторых, меры по ограничению монополизма и до­минирующего положения на товарном рынке, или огра­ничительные меры. Из-за слабой теоретической базы конкурентное законодательство в стране оказалось све­дено в основном к антимонопольным мерам. Ограничи­тельная практика, антитрестовское и антимонопольное законодательство ошибочно рассматриваются в юриди­ческой науке как самоцель. Между тем ограничительные меры носят вспомогательный, придаточный характер по отношению к задаче развития конкуренции.

В-третьих, надо выделять меры по защите конкурен­ции, пресечению действий, нарушающих нормальную кон­куренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие нарушения.

Развитие конкуренции предполагает создание в общест­ве соответствующего идеологического настроя, соревновательного тона. Дух лидирования, первенства сознательно поддерживается на Западе государством и средствами мас­совой информации. Так же и в России стремление людей к достижению лучших результатов должно стимулироваться поощрительными мерами, селекцией, продвижением. Это функция государства и общества в целом.

В условиях неразвитости конкуренции необходимы организационные и правовые меры по ее созданию. Ана­лиз зарубежного опыта позволяет указать следующие пути формирования конкурентной среды.

Во-первых, это увеличение числа организаций, осуще­ствляющих однородную деятельность, производящих од­новидовую продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Здесь подход рыночный прямо противоположен социалистическому, который, руководствуясь мотивом сокращения затрат, фактически культивировал моно­полизм в ущерб всему населению. Чем больше предприя­тий предлагают однородные товары и услуги, тем больше они стремятся привлечь клиентов и для этого улучша­ют качество, снижают издержки и взимаемые тарифы. Достигается же это за счет модернизации производства, его технического совершенствования, сокращения излиш­них затрат.

Во-вторых, необходима поддержка малого и среднего предпринимательства. Оно отличается высокой степе­нью гибкости, оперативностью реагирования на измене­ния спроса. Мелкий бизнес своей практикой непосред­ственных контактов с потребителем оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их постоянно ори­ентироваться на запросы населения.

В-третьих, нужно систематическое сопоставление, об­щественное сравнение качественных и цеповых показа­телей товаров и услуг, оказываемых различными пред­принимателями. Государство призвано содействовать постоянному проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективному сопоставлению характеристик, публиковать сравнительную информацию. Подобную ра­боту при поддержке государственных органов призва­ны проводить торгово-промышленные палаты, союзы за­щиты интересов потребителей и другие организации.

В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Взамен переходящих знамен и грамот государство должно вы­работать и использовать новые приемы экономического и морального поощрения. Важно поддержание средства­ми массовой информации объективной деловой репута­ции фирм, учет таких показателей при распределении государственных инвестиций и заказов. При этом ос­новными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торговцем обще­ственных интересов, запросов потребителей.

Таковы общие направления деятельности по разви­тию конкуренции. Они должны находить реализацию в конкретных приемах и решениях. Их также предстоит вырабатывать и внедрять в широкую практику, причем делать это придется прежде всего каждой фирме, делать постоянно и в обязательном порядке.

Здесь находит реализацию важный принцип коммер­ческого права. Он состоит в том, что обязательным ус­ловием работы каждой организации должно быть со­здание соперничества, конкурентной ситуации между своими контрагентами.

Вот как это выглядит, например, при установлении договорных связей. На Западе, когда покупателю нужна партия сырья или готовых изделий, он зачастую дробит ее и закупает частями у нескольких разных продавцов.

Это дает ряд преимуществ: достигается снижение заку­почных цен, сравниваются качественные характеристи­ки товара, выявляются более надежные контрагенты. Подобная практика, у нас совершенно непринятая и не­привычная, там всеми рассматривается как нормальная и вполне разумная.

Руководство, персонал каждой фирмы должны посто­янно отыскивать и апробировать такого рода решения для использования возможностей конкуренции.

В России, к сожалению, крайне мало делается для раз­вития конкуренции. Постановлением Правительства РФ от 09.03.94 № 191 (в ред. постановления Правительства РФ от 04.09.95 № 880)* утверждена Государственная про­грамма демонополизации экономики и развития конку­ренции на рынках Российской Федерации. Основной упор в ней сделан на мерах по демонополизации, вопросы развития конкуренции изложены декларативно.

* Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 14. Ст. 1052; Собрание законодательства РФ. 1995. № 37. Ст. 3627.

В целях развития конкуренции в названной програм­ме, в частности, предлагается:

Устранение экономических и административных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов;

Снижение финансовых, организационных и право­вых барьеров для выхода на рынок новых конкурирую­щих структур;

Диверсификация (перепрофилирование) и разук­рупнение предприятий с целью создания конкурирую­щих структур;

Увеличение числа поставщиков и объемов поставок продукции из различных регионов;

Предоставление информационного и экономическо­го доступа к кредитам и рынкам сбыта для любого кру­га субъектов;

Широкое информирование покупателей о ценах на товары различных продавцов;

Проведение селективной экономической политики в отношении новых предпринимателей: предоставление им налоговых льгот на период становления, кредитова­ние по сниженным процентным ставкам, уменьшение раз­меров арендной платы за помещения и другие меры.

К сожалению, указанная программа развития конку­ренции во многом носит лозунговый, рекомендательный характер. В ней не содержится конкретных заданий для федеральных и региональных органов, не указаны ис­полнители и сроки выполнения задач, не предусмотре­но финансовое обеспечение. Поэтому положения про­граммы реализуются медленно.

Юридическая и экономическая науки не проявляют должного интереса к этим проблемам, не обсуждают не­обходимых практических мер по их решению.

Наряду с развитием конкуренции необходима ее пра­вовая защита. Требование о поддержке конкуренции закреплено в ст. 6 Конституции РФ и, следовательно, яв­ляется конституционным положением. Статья 10 ГК РФ определяет конкуренцию в качестве принципа осуществ­ления имущественных рыночных отношений. Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается обще­ством в целом, в том числе юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпри­нимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результа­тов. Рыночная самоорганизация должна разумно соче­таться с административным и даже силовым воздействи­ем, в том числе в деле защиты конкуренции.

Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

Статья 6 Закона РФ от 22.03.91 № 948-1 «О конку­ренции и ограничении монополистической деятельнос­ти на товарных рынках» (в ред. Законов РФ от 24.06.92 № 3119-1; Федеральных законов от 25.05.95 № 83-ФЗ; от 06.05.98 № 70-ФЗ)* запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещен­ными и признание в установленном порядке недействи­тельными достигнутых в любой форме соглашений (со­гласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.

* Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499; 1992. № 34. Ст. 1966.; Собрание законодательства РФ. 1995. № 22. Ст. 1977; 1998. № 19. Ст.2066.

Закон запрещает и предусматривает признание в ус­тановленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения, или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направ­ленные на:

1) установление или поддержание цен (тарифов), ски­док, надбавок, наценок.

Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновремен­но на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это - очевидный результат ценовых сговоров;

2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализу­емых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;

3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве про­давцов определенных товаров или их покупателей;

4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями и др.

Следующая, вторая, группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных дей­ствий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конку­ренции. Закон запрещает федеральным органам испол­нительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправле­ния принимать акты и совершать действия, которые мо­гут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять от­дельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т. п.

Меры по защите конкуренции сейчас требуются на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нару­шающих товарную и ценовую конкуренцию. Обществен­ность пока плохо сознает, что зажим конкуренции не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уго­ловной ответственности. Статья 178 У К РФ еще в июне 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен, предусмотрев круп­ные штрафы и даже лишение свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений не­обходимо осуществление мер по борьбе с недобросо­вестной конкуренцией.

Основные способы недобросовестного ведения конку­ренции названы в ст. 10 Закона «О конкуренции...». Таковы, в частности, введение потребителей в заблужде­ние относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, ко­пирование чужих товарных знаков и способов индиви­дуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

Важный аспект развития конкуренции - демонопо­лизация экономики. Закон о конкуренции во многом ко­пировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено антимонополистичес­ким мерам, а не формированию конкурентной среды. Между тем в России первоочередной задачей было и остается именно создание и задействование конкурент­ных механизмов. В результате закон оказался неэффек­тивным, отвлекая от действительно актуальных мер.

В соответствии с законом был образован федератив­ный антимонопольный орган с территориальными орга­нами на местах. Федеративный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе давать хозяйству­ющим субъектам предписания о прекращении наруше­ний антимонопольного законодательства. При неиспол­нении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных могут налагаться административные взыскания в виде предупреждений и штрафов: от 1000-кратного до 25000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) - на юридических лиц и от 80-кратного до 200-кратного ММОТ - на руководителей организаций, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного управления.

Деятельность федеративного антимонопольного орга­на и его территориальных звеньев пока не оказывает заметного влияния на состояние конкуренции в эконо­мике и соблюдение законодательства о конкуренции. Эти органы не несут ответственности за формирование конкурентной среды.

Наряду с системой антимонопольных органов в со­здании конкурентной среды призваны участвовать дру­гие государственные органы исполнительной власти: ми­нистерства, ведомства, администрации, а также органы местного самоуправления. Формы и методы их работы в этом направлении пока четко не определены. Здесь тре­буются научные разработки и дополнительные законо­дательные решения.