Синтаксический разбор предложения ива неприхотливое дерево. Годовые диктанты по русскому языку (7 класс)

  • Дата: 17.01.2024

7 класс

Зелёную иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растёт её по берегам лесных речонок, вдоль ручьёв. Люди по-разному называют иву.

Ещё не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветёт, отражаясь в талой воде жёлтыми пуховками, нежная ива. Как только чуть-чуть пригреет солнце, сразу вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчёлы.

Ива – неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать её тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю – примется, пустит корни, начнёт расти.

В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.

(116 слов) (По И. Соколову-Микитову )

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия:

чуть-чуть (1 вариант); невзначай (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов:

по-разному, вздрагивая, свесившаяся (1 вариант);

по-весеннему, отражаясь, устроенные (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. (1 вариант);

Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев. (2 вариант).

АНАЛИЗ ДИКТАНТА ____класса

Учитель________________________________Дата проведения________________

ГРАМОТНОСТЬ

«5»

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

«5»

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Название орфограммы

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

Название ошибки

1

Контрольный диктант по итогам учебного года

7 класс

Великий Четверг

В Великий Четверг красили пасхальные яйца. По старинному обычаю варили их в луковичных перьях, отчего получались они похожими на густой цвет осеннего кленового листа. Пахли они не то кипарисом, не то свежей доской, прогретой солнцем. Лавочных красок мать не признавала: «Это не по-деревенски, не по-нашему».

В десять часов ударили в большой колокол. Звонили уже не медлительно и скорбно, а полно и часто. Шли в церковь по весеннему лесу, пробуждающемуся от зимы. И думалось, что скоро-скоро эти бурые склоны покроются травами, первыми цветами...

В церкви было все по-другому. Священник был не в черной ризе, а в голубой. Какая-то барыня, глядя на мою рубашку, сказала: «Чудесная русская вышивка!»

Вечером, лежа в постели, сквозь сон слышу, как отец тачает сапоги и по-старинному напевает. (116 слов)

(По рассказу В.Никифорова-Волгина «Причащение»)

Грамматическое задание

    Выполните морфологический разбор наречия:

по-деревенски (1 вариант); скоро-скоро (2 вариант).

    Морфемный разбор слов:

по-нашему, глядя, прогретой (1 вариант);

по-старинному, лежа, пробуждающемуся (2 вариант).

    Выпишите из текста 4-5 служебных слов (предлог, союз, частица), укажите их вид или разряд.

4. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Шли в церковь по весеннему лесу, пробуждающемуся от зимы. (1 вариант);

Пахли они не то кипарисом, не то свежей доской, прогретой солнцем. (2 вариант).

АНАЛИЗ ДИКТАНТА ____класса

Учитель___________________________________Дата проведения_______________

Количество обучающихся по списку – _________чел.

Количество обучающихся, выполнявших работу – _________ чел.

ГРАМОТНОСТЬ

«5»

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

«5»

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Название орфограммы

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

Название ошибки

ОШИБКИ В ГРАММАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ

1

Зелёную иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растёт её по берегам лесных речонок, вдоль ручьёв. Люди по-разному называют иву.

Ещё не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветёт, отражаясь в талой воде жёлтыми пуховками, нежная ива. Как только чуть-чуть пригреет солнце, сразу вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчёлы.

Ива – неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать её тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю, но он примется, пустит корни, начнёт расти.

В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.

Грамматическое задание

  • Выполните морфологический разбор наречия:
  • 1 вариант чуть-чуть
  • 2 вариант невзначай
  • Морфемный разбор слов:
  • 1 вариант по-разному, вздрагивая, свесившаяся
  • 2 вариант по-весеннему, отражаясь, устроенные
  • Выпишите из текста 4-5 служебных слов (предлог, союз, частица), укажите их вид или разряд.
  • Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
  • 1 вариант Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины.
  • 2 вариант.Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.
  • Ива

    Зелёную иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растёт её по берегам лесных речонок, вдоль ручьёв. Люди по-разному называют иву.

    Ещё не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветёт, отражаясь в талой воде жёлтыми пуховками, нежная ива. Как только чуть-чуть пригреет солнце, сразу вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчёлы.

    Ива – неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать её тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю, но он примется, пустит корни, начнёт расти.

    В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.

    Грамматическое задание

    1. Выполните морфологический разбор наречия: чуть-чуть (1 вариант); невзначай (2 вариант).

    2. Морфемный разбор слов: по-разному, вздрагивая, свесившаяся (1 вариант); по-весеннему, отражаясь, устроенные (2 вариант).

    3. Обозначьте в тексте 2-3 вида орфограмм, изученных в 7-ом классе.

    4. Выпишите из текста 4-5 служебных слов (предлог, союз, частица), укажите их вид или разряд.

    5. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

    Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. (1 вариант);

    Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев. (2 вариант).

    7 класс

    Великий Четверг

    В Великий Четверг красили пасхальные яйца. По старинному обычаю варили их в луковичных перьях, отчего получались они похожими на густой цвет осеннего кленового листа. Пахли они не то кипарисом, не то свежей доской, прогретой солнцем. Лавочных красок мать не признавала: «Это не по-деревенски, не по-нашему».

    В десять часов ударили в большой колокол. Звонили уже не медлительно и скорбно, а полно и часто. Шли в церковь по весеннему лесу, пробуждающемуся от зимы. И думалось, что скоро-скоро эти бурые склоны покроются травами, первыми цветами…

    В церкви было все по-другому. Священник был не в черной ризе, а в голубой. Какая-то барыня, глядя на мою рубашку, сказала: «Чудесная русская вышивка!»

    Вечером, лежа в постели, сквозь сон слышу, как отец тачает сапоги и по-старинному напевает.

    (По рассказу В. Никифорова-Волгина «Причащение»)
    (116 слов)

    Грамматическое задание

    1. Выполните морфологический разбор наречия: по-деревенски (1 вариант); скоро-скоро (2 вариант).

    2. Морфемный разбор слов: по-нашему, глядя, прогретой (1 вариант); по-старинному, лежа, пробуждающемуся (2 вариант).

    3. Выпишите из текста 4-5 служебных слов (предлог, союз, частица), укажите их вид или разряд.

    4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

    Шли в церковь по весеннему лесу, пробуждающемуся от зимы. (1 вариант);

    Пахли они не то кипарисом, не то свежей доской, прогретой солнцем. (2 вариант).

    Предлагаем вам несколько диктантов по русскому языку с видео, рассчитанных на школьников 2 класса. Каждый звуковой файл состоит из двух частей. В первой текст читается быстро, для ознакомления с текстом. Второй раз текст читается медленно, для записи в тетрадь или на экран.

    Ива

    Слова для справок: стоит, притаилась, жужжит, согревают

    Текст диктанта для проверки:

    Показать текст

    На берегу речки стоит ива. Она спустила ветки в воду. Под ветками притаилась щучка. Ива цветет. Летит пчела за первым медком. Весело над ивой жужжит шмель. Лучи солнышка согревают землю. Теплый ветерок быстро бежит по веточкам.

    Июнь

    Слова для справок: звенят, до вечера, носят

    Текст диктанта для проверки:

    Показать текст

    Теплый июнь раскрыл двери в лето. Идут самые долгие дни. Пестрый ковер укрыл луга и поля. Весело шумит лес. Звенят песни птиц. Много работы у птиц. С утра до вечера носят они малышам пищу.

    Весна

    Слова для справок: ходить, светит

    Текст диктанта для проверки:

    Показать текст

    Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки. Алеша и Миша пускают бумажные кораблики. Они быстро мчат по мутной воде. Мальчики любят играть. Скоро они будут ходить в школу.

    Кораблик

    Слова для справок: кораблик, его, выдался

    Текст диктанта для проверки:

    Показать текст

    Наступил теплыный апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне надулись почки. Пушистые сугробы снега осели. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.

    На лугу

    Слова для справок: тёлочка, успокоил, бычок

    Текст диктанта для проверки:

    Показать текст

    Ушла шумная весна. Настали жаркие летние дни. Дядя Илья пасет коров на лугу. Пугливая тёлочка Зойка тихо мычит. Он успокоил её. Бычок Буян весело прыгает по лугу. В траве гудит шмель. Хорошо весной на лугу.

    Птицы

    Слова для справок: любят, солнечный

    Текст диктанта для проверки:

    Показать текст

    Много разных птиц живет в наших лесах. Это дрозд, сова, зяблик, соловей. Птицы вьют свои гнезда на сучьях деревьев. Они прячут их в густой траве. Любят птицы веселый солнечный лес. Птичьи голоса слышны со всех концов. Хорошо летом в лесу.

    Пушок

    Слова для справок: Пушок

    К концу 2 четверти в 8 классе уже изучены типы словосочетаний, способы выражения главных членов, виды сказуемых, типы односоставных предложений. В 9 классе основное внимание уделялось сложносочинённым предложениям и сложноподчинённым с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными образа действия, меры и степени, места и времени.

    Диктанты с грамматическими заданиями помогут провести итоговый контроль в 8-9 классах.

    8 класс

    Зимнее зеркальце

    Морозно. Трещат в лесу, раскалываясь от холодов, де-ревья. А под склонившейся в инее ивой блестит небольшое зер-кальце лесного ручья. Овально-круглое, оно красиво в своей бело-мраморной оправе искристых снегов. Живые зелёные травинки на дне ручья, как первые вестники будущей весны, так радуют и веселят глаз.

    Зимнее зеркальце! Смотрится в его живую тёмную гладь сонная ива. И снится ей весёлая весна, ласковое солнце и звонкие песни лесного вольного ветра.

    Зябко. Колюче искрится высокий снег на спя-щем лугу. Кругом безмолвие. Звенящая зимняя тишина. А возле полыньи вороний грай. Вертлявые сороки-белобоки то взмывают на верхушки черноталов, то резко падают к самой полынье.

    Заинтригованный, замираю под кустом ивы. И вижу, поражённый, как две бойкие вороны азартно рвут силь-ными клювами длинную жидкую ниточку водо-рослей, только что добытую ими из тёплых струй голубо-го ручья. Да ведь это же птичья столовая! Не простая. Диетическая. С витаминами. (138 слов.)

    Грамматическое задание

    1. Обозначьте разные виды сказуемых в 1 абзаце (1 вариант); в 3 абзаце (2 вариант).

    2. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Вертлявые сороки-белобоки то взмывают на верхушки черноталов, то резко падают к самой полынье. (1 вариант); Живые зелёные травинки на дне ручья, как первые вестники будущей весны, так радуют и веселят глаз. (2 вариант).

    8 класс

    Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти

    Жизнелюбивое растение

    Мороз. В бахроме узорчатых кружев заснув-шие леса. Тихо. Нигде ни души. Иду лесной просекой по пухлым высоким снегам на широких кленовых лы-жах к реке. Хочется посмотреть на парующие быстрины неугомонной речки, забросить раз-другой в её теплые воды блестящую мормышку 1 .

    Кругом белым-бело. От снежной голубизны на душе спокойно. Только нет радости: ведь до весны далеко! Когда ещё увидишь и сможешь полюбоваться зе-лёной веточкой, травинкой, нежным цветочком?

    Из-под осыпавшегося на лыжне крупитчатого от мороза снега пружинисто выстрелила зелёная веточка в огрубевших от холода лакированных листиках. Срезал я перочинным ножом тонкий деревянистый стебе-лек, поднёс к губам и ласково дохнул на растеньице.

    И тут же увидел вытаявшие из-под седой изморози ру-биновые ягоды брусники. Глянцевые, румяные, они лежа-ли на моей тёплой ладони.

    Я несказанно был рад неожиданной встрече с жизне-любивым растением, способным сохранить в лютые мо-розы нежно-зелёный цвет и рубиновую прелесть зрелых ягод. (138 слов.)

    1 Сказать о правописании слова "мормышка". Это рыболовная снасть: крючок, впаянный в свинцовую или оловянную дробинку.

    Грамматическое задание

    1. Обозначьте разные виды сказуемых в 1 абзаце (1 вариант); во 2 абзаце (2 вариант).

    2. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Хочется посмотреть на парующие быстрины неугомонной речки, забросить раз-другой в её тёплые воды блестящую мормышку. (1 вариант);

    Я несказанно был рад неожиданной встрече с жизне-любивым растением, способным сохранить в лютые мо-розы нежно-зелёный цвет и рубиновую прелесть зрелых ягод. (2 вариант).

    3. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.

    4. Обозначьте в тексте типы односоставных предложений.

    8 класс

    Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти

    Солнце Севера

    Поднимись на вершину небольшой сопки и почти прикоснёшь-ся к солнцу ладонью. Не бойся обжечься! Солнце Севера ласковое и не такое яр-кое, как в южных широтах. Иногда оно розового цвета, чаще белого. Порой думаешь, что солнцу самому холодно.

    Приблизительно с восьми часов ве-чера солнце начинает устраиваться на ночлег, будто бы понимает, что земля за Полярным кру-гом теплее воздуха. И наконец, облюбо-вав себе место между двумя сопками, садится оно, словно большая птица, в гнездо, свитое из ярких и пышных цветов.

    Каких только растений здесь нет! Вполне можно было бы решить, что ты попал в безмолвное царство арктиче-ской ромашки, цветки которой величи-ной с блюдце.

    Самые различные промысловые суда можно встретить у причалов Мурманско-го порта: стоят на якорях, прижавшись друг к другу бортами, средние рыбо-ловные траулеры. Их называют малыша-ми. Ведь команда — всего 24 человека. Рыболовный траулер покрупнее. Такие суда оповещают ба-систыми гудками о заходе в порт в отличие от мелких. (120 слов.)

    Грамматическое задание

    1. Обозначьте разные виды сказуемых во 2 абзаце (1 вариант); в 4 абзаце (2 вариант).

    2. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Поднимись на вершину небольшой сопки и почти прикоснёшь-ся к солнцу ладонью. (1 вариант);

    И наконец, облюбо-вав себе место между двумя сопками, садится оно, словно большая птица, в гнездо, свитое из ярких и пышных цветов. (2 вариант).

    3. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.

    4. Обозначьте в тексте типы односоставных предложений.

    9 класс

    Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти

    Звуки рояля

    Анна сидела на скамейке, в саду, в том его месте, куда выходило окно комнаты, где стоял рояль. Было слышно стрекотание цикад, хлопанье крыльев голубя, взлетевшего в воздух, крик ночной птицы, далёкий звон колокола из деревни, находившейся в двух километрах от их дома.

    Слышался иногда лёгкий треск туго пригнанных половиц паркета, когда в вечерней тишине кто-нибудь проходил через комнаты. 4 По хрусту гравия в саду можно было знать, в каком направлении шёл её отец, совершавший одинокие прогулки в поздний час. 4 В её комнате было отворено окно, и она не могла заснуть от смутного и непонятного волнения.

    Кроме того ощущения, что она выздоровела после очень долгой и тяжёлой болезни, Анна впервые чувствовала теперь, насколько жизнь может быть спокойной и счастливой. Она садилась за стол и начинала сочинять. Незаметно для неё самой страницы шли за страницами, и перед ней возникали зрительные воспоминания, потом всё наполнялось звуками. (170 слов.)

    (По Г. Газданову.)

    Грамматическое задание

    1. Сделайте полный синтаксический разбор указанного предложения.

    9 класс

    Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти

    Этюд настроения

    Те, кто любит природу, знают, как изменчив её облик и как много прелести в её мимолетных настроениях. Вот массивные серые тучи заволокли небо, и листья деревьев кажутся свинцовыми, тяжёлыми, неподвижными. В этом есть суровая, строгая красота, затаённое ожидание грозы. А стоит сквозь тучи глянуть солнцу — и всё вокруг будто осветит лёгкая светлая улыбка.

    Если вы попытаетесь изобразить всё до последней чёрточки, точно выписать то, что видите, у вас получится только жалкая копия.

    А может быть, лучше попытаться ухватить что-то основное, особенно яркое, много вам сказавшее? Именно так делают многие художники. К таким работам относится и та, которую мы сегодня показываем вам. 4 Автор её — Михаил Владимирович Маторин.

    «Луч солнца» — этюд настроения. Вы не рассмотрите трещины коры, не узнаете, есть ли на снегу следы птиц. 4 Но зато, глядя на картину, вы вспомните то настроение, какое бывает в солнечный морозный день, когда воздух кажется особенно лёгким, а снег почти звенит под ногами и рассыпается суховатыми блёстками.

    Из огромного арсенала средств, которыми располагают художники, Маторин придирчиво отобрал только самое необходимое, подсмотренное в самой природе.

    Грамматическое задание

    2. Составьте схему выделенного курсивом предложения, укажите вид придаточной части.

    9 класс

    Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти

    Звонкий день

    Утром, когда я встаю, уже почти рассветает. 4 Небо постепенно светлеет и из тёмно-фиолетового превращается в серовато-голубое, с редкими грязноватыми облачками. Солнце не такое тягучее и ослепительное, как летом или весной, а тускловатое.

    Белоснежные сугробы, как накрахмаленные простыни, покрывают землю. Лёгкие снежинки, почти не касаясь друг друга, лежат на земле, чуть шевелясь под порывами ветра, блестя, как крохотные осколки алмазов. Снег переливается искрящимися чудесными оттенками. Кажется, что он отражает ослепительные лучи солнца и охлаждает их в своём белоснежном пуху 4 .

    В морозный зимний день ветви деревьев и провода в колючем инее. Он опушает голые ветки деревьев, торча во все стороны иголочками-кристаллами, сияет и переливается множеством огоньков. Ветви деревьев становятся похожими на ветви какой-то чудной, ослепительно белой ёлки.

    К вечеру вдруг пойдёт снег. Пушистыми хлопьями опускается он на землю и мягко ложится на белые сугробы. Невесомый, как пух тополя, он долго кружит в воздухе, выделяясь на темнеющем небе, но теперь он уже не такой, как днём. Только изредка в свете вечернего фонаря блеснёт та или иная снежинка, и снова падают крупные хлопья, покрывая землю новым ковром. (172 слова.)

    Грамматическое задание

    1. Сделайте полный синтаксический разбор предложения.

    2. Составьте схему выделенного курсивом предложения, укажите его вид.