Древний город Мачу-Пикчу в Перу – точка гибели великой цивилизации. Мачу-Пикчу — загадочный памятник культуры древних инков Мачу пикчу потенциальные

  • Дата: 25.02.2024

В 1911 году решением учёного совета Йельского университета в Перу была направлена экспедиция во главе с американским исследователем Хайрамом Бингемом. Целью экспедиции был поиск затерянного города инков, который в свое время не смогли найти испанские конкистадоры. Из различных древних источников предполагалось, что наиболее вероятное место поиска - неприступные горные районы в окрестностях Куско. В один из июльских дней Бингем и его коллеги наткнулись на несколько крестьянских семей, проживавших в горах так, как жили их предки сотни лет назад - без правительства, налогов, призывов в армию и прочих достижений цивилизации. Один из местных мальчишек не упустил случая подзаработать и показал американцам и сопровождавшим их солдатам неприметную тропу, которая привела их к хорошо сохранившемуся древнему городу…

Мачу-Пикчу - город построенный на века

Никакой информации о городе, кроме невнятных преданий о его существовании, не было. Неизвестно было даже его название. Местные жители уже после открытия Бингема назвали город инков Мачу-Пикчу - "Старая гора". Соответственно, расположенную рядом вершину назвали "Молодая гора" - Уайна-Пикчу. Сам первооткрыватель долгое время был убеждён в том, что открыл город Вилкабамбу, который на самом деле находится в сотне километров ближе к тихоокеанскому побережью.

Город прекрасно сохранился, чему способствовало мастерство строителей-инков. Дома из превосходно отёсанных и подогнанных камней простояли под открытым небом половину тысячелетия в не самом благоприятном климате и в условиях сейсмической нестабильности. При их возведении не использовались никакие связывающие вещества типа цемента или извести. Показательными в отношении качества строительства инков являются события 2010 года. Тогда многодневные проливные дожди размыли все современные дороги к Мачу-Пикчу, и тысячи людей эвакуировали из города вертолётами. Город же не получил никаких повреждений. Подобная устойчивость построек даже позволила выдвинуть гипотезу о причастности к созданию Мачу-Пикчу вездесущих инопланетян.

Главные сооружения Мачу-Пикчу

Мачу-Пикчу, в отличие от подавляющего большинства древних городов, строился по общему плану. Город можно разделить на три зоны: район официальных и культовых зданий, территорию с жилыми домами, и темницы с кладбищем. Все постройки, начиная от храмов и заканчивая загонами для скота, выполнены из камня. На южном склоне оборудованы террасы для сельского хозяйства, общая площадь которых достигает 5 гектаров. Плодородная почва была доставлена на террасы вручную, а посадки орошались сложной ирригационной системой, сохранившейся и поныне.

Храм трёх окон, по мнению учёных, был построен в память об основателе империи Инков и его предках. Рядом расположена обсерватория. Находящийся в ней причудливо иссеченный камень Интиуантана, по мнению многих учёных, служил сочетанием календаря и солнечных часов. С помощью этого камня жрецы определяли наступление солнцестояний. Астрономические наблюдения сопровождались красочными празднованиями. Жрецы, способные точно уловить момент наступления солнцестояния и "привязать" солнце, пользовались особым уважением. В одном районе с Храмом солнца и Храмом трёх окон, условно называемым Акрополь, находится и Дом принцессы. В этом здании жили либо королева инков, либо дочь императора.

Храм Кондора получил своё название из-за внешнего сходства с этой красивой птицей. Перед ним есть каменная площадка со стоками. Их наличие наталкивает на предположение о том, что здесь проводили жертвоприношения. Самое большое здание в храмовой области, от которого сохранились только голые стены без окон, без затей назвали Главным храмом.

Дома в жилой части Мачу-Пикчу выстроены не столь тщательно, как храмы, но оказались не менее прочными. Судя по их количеству и площади обрабатываемой земли, в городе одновременно проживало от 500 до 2 тысяч человек. Для проживания в городе отбирали, видимо, самых лучших ремесленников и крестьян - растениеводство на высоте около 2 500 метров требует очень высокой квалификации. Дома ремесленников выглядят чуть хуже, чем храмы. Камни отёсаны не так тщательно, и сложены не столь искусно, как в храмовых постройках. Однако это никак не повлияло на сохранность стен.

За жилым кварталом находится здание, по всей видимости, выполнявшее роль аналогичную современному суду, а сразу за ним располагается темница с намертво вмурованными в стену крюками. Неподалёку расположено и кладбище.

Археологические исследования

Учёные возлагали большие надежды на археологические исследования Мачу-Пикчу, однако труды археологов поставили ещё больше загадок. Раскопки, конечно, помогли обнаружить Дорогу Инков, но не дали ответа на основные загадки Мачу-Пикчу. Было обнаружено около двух сотен скелетов, причём подавляющее их большинство были останками женщин. В месте, которое Бингем назвал "Гробницей верховного жреца", нашли женский скелет с несколькими керамическими изделиями. Однако ни предназначение Мачу-Пикчу, ни количество его жителей, ни причину внезапного опустошения города с помощью раскопок узнать не удалось.

По распространённым представлениям историков и археологов, древний город Мачу-Пикчу был построен в первой половине 15-го века великим правителем империи инков Пачакутеком. По своим размерам Мачу-Пикчу не мог быть столицей огромной империи инков. Скорее всего, он играл роль священного города или временной резиденции правителя. Так или иначе, судьба отмерила Мачу-Пикчу весьма недолгий срок существования. Уже в 1532 году, когда на территорию страны инков пришли испанцы, город был мёртв. Почему его покинули жители, неизвестно.

Тайна древнего города

История знает много примеров упадка и гибели городов. Помпеи уничтожило извержение вулкана. Многие поселения приходили в упадок из-за появления новых средств производства или развития коммуникаций. Но процесс упадка в этом случае растягивался минимум на десятилетия. Мачу-Пикчу не подвергался ударам стихии и не зависел от промышленности и торговли. И всё же город, в который было вложено столько искусного труда, просуществовал меньше века. При этом сделанные в Мачу-Пикчу фото при внимательном рассмотрении создают впечатление какой-то организованности ухода. Кажется, что жители аккуратно собрали утварь, демонтировали деревянные детали зданий и ушли до лучших времён. Это и является главной тайной этого древнего города.

Если по оставшимся вещественным свидетельствам можно строить гипотезы о предназначении или населении Мачу-Пикчу, то причина, по которой его покинули люди, остаётся абсолютно неизвестной.

Современный Мачу-Пикчу

Современный Мачу-Пикчу является местом паломничества туристов. В день древний город и расположенные рядом достопримечательности Перу посещают до 2 500 человек. Скорее всего, туристов было бы и больше, но их количество ограничено по требованию ЮНЕСКО, ведь город инков Мачу-Пикчу признан одним из новых чудес света. Посетителей не останавливает даже трудная дорога. Нужно добраться в Перу на самолёте, затем ехать на поезде до станции Агуас-Кальентес, откуда до Мачу-Пикчу ходит автобус.

Есть и пешеходные туры продолжительностью от 1 до 4 суток. В них можно идти только подготовленным людям - тропа проходит на высотах от 2 400 до 4 200 метров. Сутки похода в сопровождении гида обойдутся примерно в 250 долларов. За дополнительную плату можно нанять носильщиков. По желанию туристов пешеходный трекинг начинается в трёх разных местах и может длиться несколько дней. Всё посещения Мачу-Пикчу строго регламентированы, фиксируются и осуществляются только при наличии паспорта.

Илья Мельник

Как я уже писал, самым ярким путешествием первой половины 2018 года для меня и моей семьи стала поездка в Перу. Не побоюсь еще раз высказать самые восторженные эпитеты в ее адрес и еще раз порекомендовать всем обязательно ее посетить.

Многие думают, что Перу интересно лишь тем, что в нем находится легендарный Мачу-Пикчу — затерянный в облаках город инков, однако это совсем не так. В предыдущих публикациях я подробно рассказывал про так называемую Священную долину инков и регион Куско , которые представляют не меньший интерес для путешественника. Причем и за пределами Священной долины инков в Перу есть много любопытного — камни Ика, линии Наска, озеро Титикака, Амазонские джунгли, — так что Перу — это страна, в которую можно приезжать снова и снова.


Мысль посетить Мачу-Пикчу родилась в нашей семье спонтанно, как расширение запланированной поездки в Бразилию. Сначала эта идея была отвергнута по причине очень сложной логистики. Беглый поиск показал, что Мачу-Пикчу — довольно труднодоступное место, куда и взрослым-то людям доехать непросто, а у нас предполагалась поездка с детьми. Однако на самом деле до Мачу-Пикчу можно добраться достаточно легко, в том числе, с ребенком-дошкольником при условии грамотного заблаговременного планирования. Как это сделать, я подробно описывал вот

Мачу-Пикчу — одно из новых чудес света, самая посещаемая достопримечательность Перу (более 1 млн туристов в год). Древний город инков, основанный, как полагает официальная наука, в середине XV века, расположен в труднодоступном месте высоко в горах на высоте 2450 метров над уровнем моря. У подножия скалы течет река Урубамба (священная река инков, протекающая через всю их священную долину).

Перед тем, как подробно рассказать об удивительной истории Мачу-Пикчу, хочу сразу подчеркнуть, что это действительно самое потрясающее увиденное мной место из созданных руками человека. Эмоции, когда оказываешься в этом городе, переполняют, даже несмотря на толпы туристов (а если приехать с утра, толп можно и избежать). Это однозначный must-see, друзья. Заносите в свои календари путешествий в обязательном порядке.

«Открытие» Мачу-Пикчу

«Официальной» датой открытия Мачу-Пикчу считается 24 июля 1911 года, когда профессор Йельского университета Хирам Бингхэм добрался до него, сопровождаемый сыном местного жителя. Бингхэм с экспедицией изучал склоны Анд и остановился на ночлег в хижине индейской семьи.

Маленький сынишка хозяев был буквально очарован большим белым незнакомцем и весь вечер не отходил от него ни на шаг. Бингхэм подарил мальчишке блестящую монетку в один соль, даже не подозревая, что в ответ получит поистине бесценное сокровище. Маленький индеец привел ученого к развалинам древнего города.

Даже беглого осмотра Бингхэму было достаточно, чтобы понять, что только что он совершил величайшее открытие.


«Первооткрыватель» Мачу-Пикчу Хирам Бингхэм (первый слева)

Как и многое, что связано с Мачу-Пикчу, эта дата «открытия» — миф (или условность — называйте, как хотите). Дело в том, что еще в конце XIX века европейцы стали узнавать о существовании «поднебесного» города. Есть документы о том, что в 1894 году другой местный фермер Августин Лизарага показывал Мачу-Пикчу некоему Луису Угарте, а в 1901 году Лизарага с двумя своими друзьями написали свои имена на скале возле Мачу-Пикчу. Бингхэм прекрасно знал об этом, но старался не афишировать такие факты.

Неизвестным Мачу-Пикчу оставался только для европейцев: есть множество свидетельств того, что местные жители хорошо знали о существовании этого места. Так, террасы Мачу-Пикчу использовались индейцами уже после прихода испанцев, что оказалось зафиксировано в налоговых отчетах монахов-августинцев XVI века. Более того, к моменту «открытия» Мачу-Пикчу Бингхэмом на территории древнего города проживало несколько семей, которые использовали эти же террасы для выращивания местных культур.

Вместе с тем, умалять заслуги Бингхэма также не стоит — ведь именно он первым начал изучать Мачу-Пикчу как профессиональный историк, археолог, ученый. Правда, ряд авторов считают, что он недалеко ушел от обычных грабителей, расхищающих древности, поскольку в ходе трех своих последующих экспедиций (1912-1915 гг.) он отправил в США более 5,000 артефактов якобы на время, для исследований, но они так и остались в Америке и были возвращены Йельским университетом лишь в 2007 после длительных требований и угроз Перуанского правительства.

Несмотря на все усилия, историки и археологи так и не смогли нигде найти указаний на настоящее название города, использовавшееся инками. Слова «Мачу-Пикчу» (в переводе с языка индейцев кечуа, населявших Перу до испанцев, означает дословно «Старая гора» — в противовес «Уайна-Пикчу — «Молодая гора») для обозначения этого города первым использовал Хирам Бингхэм, как говорится, за неимением лучшего.

Дата основания

Мачу-Пикчу и возраст древнего города Основание города историки связывают с именем Верховного инки Пачакутека (1438-1471 гг.), т.е. официальной датой основания Мачу-Пикчу считается середина XV века. Однако есть множество фактов, косвенно свидетельствующих о гораздо более древнем возрасте этого города.

Официальная версия истории апеллирует к сравнению построек, расположенных в центре Мачу-Пикчу, с постройками, расположенными в Священной долине инков и в Куско. Эти постройки выполнены в схожей манере полигональной кладки, о которой я уже писал в прошлый раз с восхищением и восторгом, и официальная историография считает их авторами инков, а значит, и Мачу-Пикчу мог быть построен только когда империя инков была создана. Да-да, речь именно о тех инках, 12-миллионная империя которых была завоевана отрядом из двухсот испанцев, которые не знали колеса и письменности. Звучит как полный бред, на мой взгляд, бредом и является, однако, если вы приедете в Мачу-Пикчу и возьмете экскурсовода, вас будут убеждать в том, что так оно и было.

Если же обратиться к фактам, то они неумолимы: наряду с инкскими предметами Бингхэм нашел в городе множество каменных топоров, костей древних бизонов, обсидиановых наконечников и керамических изделий доинкского периода. Речь, безусловно, не о том, что город был построен каменными топорами, однако известен он живущим здесь людям был очень давно, явно не за 100 лет до испанского завоевания.

В своих описаниях Мачу-Пикчу Бингхэм, посвятивший ему всю свою жизнь, неоднократно говорит не об инках, а о неизвестной древней цивилизации:

«Главное — восторг от обнаружения тут и там под свисающими виноградными лозами или взгромоздившихся на вершину нависших скал массивных каменных сооружений прошлой расы» (Х. Бингхэм)

Говоря о возрасте Мачу-Пикчу, историки приводят в качестве аргумента данные радиоуглеродного анализа, что удовлетворяет основную часть широкой публики. Однако радиоуглеродный анализ применим лишь к органике, т.е. с его помощью в принципе невозможно определить возраст камня и построек из него. Анализируется найденная возле этого камня органика (например, посуда), и делается по меньшей мере странный вывод о том, что если кувшин датируется XV веком, то и постройка, в которой он находится, тоже имеет этот возраст. Это как если через 1000 лет археологи станут определять возраст Московского кремля по какой-нибудь случайной тарелке из президентского сервиза.

На мой взгляд, самый главный аргумент в пользу гораздо более древнего возраста Мачу-Пикчу находится на поверхности. Как и многое в Перу, Мачу-Пикчу сочетает в себе два типа построек:


  • те, при создании которых использовались технологии, не уступающие или даже превосходящие современные (перефразируя — построенные какой-то другой, явно не инкской цивилизацией),

  • и те, которые были построены непосредственно инками.

Официальной историографии трудно отмахнуться от столь явного различия в качестве построек в Мачу-Пикчу, и историки придумали версию о том, что в городе были дома знати и дома простых жителей, ради которых никто, образно говоря, не заморачивался. Постройки из тщательно обработанных блоков, уложенных без какого-либо раствора, попадают в разряд «храмов» или «дворцов», а конструкции из плохо обработанного или вообще необработанного камня на глиняном растворе — в разряд домов для низших сословий и хозпостроек.

На первый взгляд, архитектура Мачу-Пикчу хорошо укладывается в эту формулу — центр города занимают как раз «дома для знати» и «храмы» с высококачественной кладкой (на карте очерчены красной линией), а гораздо более простые постройки находятся на окраине города (в зоне, очерченной желтым) — см. карту Мачу-Пикчу (она на испанском, но фотографии и надписи достаточно понятны):


Карта Мачу-Пикчу. Желтым цветом выделена «профанная» зона, красным — «сакральная» зона. Слева на карте — террасы (сельскохозяйственный сектор). Между ним и городом проходит небольшой ров.

Однако есть целый ряд мест, где эта стройная логика явно нарушается, причем нарушается очень серьезно. Наиболее показателен комплекс построек, который обычно в путеводителях называется «мастерскими». Это целый ряд домов, расположенных возле центральной площади (на карте — граница между желтой и красной зонами), как раз напротив так называемых «храмов»:


Два уровня технологий в «мастерских» (из книги А. Склярова «Священная долина инков»)

Самый нижний ярус комплекса «мастерских» представлен уже хорошо знакомой нам мегалитической полигональной кладкой из хорошо обработанных гранитных блоков, уложенных без какого-либо раствора. Однако второй ярус этих же домов демонстрирует нам совсем другую технологию строительства: выше отчетливо видимой границы идет уже кладка из гораздо более мелких, плохо обработанных блоков, скрепленных глиняным раствором. Это вполне объяснимо, если предположить, что инки «получили в наследство» Мачу-Пикчу и достраивали здесь свои сооружения на остатках древних зданий. Но это практически необъяснимо с позиций официальной историографии, разве что архитекторы и строители внезапно потеряли квалификацию или же внезапно погибли (спрыгнули в пропасть или типа того). Налицо принципиально разные фазы строительства, разнесенные по времени и кардинально отличающиеся по технологиям, причем более поздние технологии оказываются гораздо более примитивными.

Причем, разумеется, это происходило не только «по вертикали» — как в случае с мастерскими, но чаще всего — по горизонтали. Инки строили свои сооружения на периферии, вокруг центра города, возведенного задолго до них совершенно иной цивилизацией.

Население и предназначение Мачу-Пикчу

В Мачу-Пикчу около 200 построек, из чего археологи делают вывод, что на пике его население должно было составлять около 1000 человек. Вместе с тем, уже в середине XV века город резко опустел (почему — так никто и не знает), и Бингхэму удалось найти в нем лишь 173 человеческих скелета.

В разных источниках тиражируется информация о том, что из этих 173 скелетов 150 принадлежат женщинам. Такой вывод сделал сам Хирам Бингхэм, из чего он заключил, что в Мачу-Пикчу свозили лучших девушек со всей империи, очевидно, для формирования гарема Верховного инки. Это — заблуждение, не более, чем легенда. Ученые из массачусетского университета сделали вывод, что из 173 найденных останков женщинам принадлежит только половина. Да и внешний вид города больше напоминает не женский монастырь, а неприступную крепость.

Против версии о «гаремной столице» империи инков работает полное отсутствие в Мачу-Пикчу каких-либо золотых предметов, и украшений, которые так активно использовали инки при оформлении своей главной столицы — Куско (вспомните про поле из золотых початков кукурузы возле Кориканчи).

Итак, версия уединенного места, куда императору свозили отборных наложниц, кажется несостоятельной. Каково же тогда было предназначение этого города? Разными учеными высказываются разные версии, из которых наиболее убедительной кажется версия своего рода «Ватикана», существование которого особенно не афишировали. Любому, кто побывал в Мачу-Пикчу, очевиден священный характер данного места — оно действительно чрезвычайно необычно и наполнено совершенно непередаваемой энергетикой.

Размышляя о предназначении города, нельзя забывать, что он был основан не инками, а другой, гораздо более развитой цивилизацией. В уже упоминавшейся мной книге «Священная долина инков» Андрей Скляров выдвигает версию о том, что это место идеально подходило для отдыха «богов», вдали от «человекообезьянок», сбивающих бананы с пальм палками. Как бы то ни было, окончательной правды, по-видимому, узнать не суждено никому.

Важные советы по посещению Мачу-Пикчу


  • с 1 июля 2017 года в очередной раз изменился порядок доступа туристов в Мачу-Пикчу. Внедрено новшество, что нельзя разворачиваться и ходить по городу в разных направлениях — все дорожки организованы так, что образуют большое кольцо. В разных его частях стоят охранники, которые не позволяют идти против потока и заставляют идти вперед. Так вот, эта дорожка неминуемо приводит вас к выходу из Мачу-Пикчу, и чтобы снова зайти в город, вам нужно вновь проходить через турникет. Когда мы были в Мачу-Пикчу (май 2018), можно было сделать неограниченное число заходов по одному билету в указанный в билете интервал времени (с 6:30 до 12:30 или с 12:00 до закрытия комплекса). Во время подготовки этого материала я читал, что в скором будущем планируют отменить возможность многократного прохода в комплекс по одному билету.


  • Купить билеты перед входом в Мачу-Пикчу нельзя! Это нужно делать хотя бы в Агуас-Кальентес (а еще лучше — заранее заказать их через интернет). Как это сделать, подробно описано в моей публикации «Как добраться до Мачу-Пикчу и не сойти с ума ».

  • Официально с собой нельзя проносить ни еду, ни напитки, однако сумки практически не обыскивают, и обычно что-то можно пронести (бутерброд или хотя бы воду). Поесть-попить можно прямо перед входом в Мачу-Пикчу, цена задрана, но не дороже, чем на Красной площади:).

  • К сожалению, в Мачу-Пикчу категорически запрещены квадрокоптеры. Прямо совсем. На форуме Винского есть статья о том, как ребята все же запустили коптер, пронеся его по частям с привлечением гидов, однако их быстро поймали и они огребли кучу проблем. Я пытался получить разрешение заблаговременно, но без результата. К слову, в принципе ввоз квадрокоптера в Перу — геморройное предприятие. На границе вам надо заплатить таможенную пошлину в размере 25% стоимости коптера, а затем, при выезде, получить ее обратно. Однако это занимает время, которое не всегда есть в аэропорту, а перуанские таможенники такие же, как наши (ну, вы понимаете).

  • Не верьте прогнозу погоды. Погода наверху непредсказуема — лучше всего подстрахуйтесь и купите полиэтиленовые плащи-дождевики. Погодные программы могут показывать вам, что будет солнце, однако вы можете попасть в жуткий ливень (собственно, как с нами и произошло).

Собственно, Мачу-Пикчу. Красота ведь!

В завершение этой длинной публикации — несколько фотографий и заметок непосредственно с нашей прогулки по этому древнему городу.

Поднявшись по получасовому серпантину на специальном автобусе, мы попали в жуткий ливень. Пока натягивали на себя плащи, успели вымокнуть, плюс сами плащи оказались тоже не айс. Настроение было так себе, потому что небо казалось беспросветно затянутым облаками. Решили все же не пережидать дождь под крышей у входа (как это сделало большинство прибывающих), а побрести наверх, воспользовавшись возможностью сделать кадры Мачу-Пикчу с минимумом туристов.


На заднем плане — гора Уайну-Пикчу. Чтобы подняться на нее, нужно покупать специальный билет, но оно того стоит. Рекомендуем всем, кто едет без маленьких детей.

К счастью, примерно через час дождь утих, облака стали исчезать и погода стала налаживаться, причем изменения эти произошли довольно быстро. Довольная альпака обсыхает на солнце:


Одна из множества альпак, пасущихся на террасах Мачу-Пикчу

Скажу банальность, но — фотографии не передают даже сотой доли тех эмоций, которые испытываешь в этом городе. Процитирую «первооткрывателя» Мачу-Пикчу Бингхэма:

«По разнообразию его чар, по мощности его очарования я не знаю никакого места в мире, которое может сравниваться с ним. Помимо громадных снежных пиков, вздымающихся выше облаков более чем на две мили; гигантских обрывов разноцветного гранита, поднимающихся отвесно вверх на тысячи футов над пенящейся, сверкающей и ревущей стремниной, это место обладает также поразительным контрастом орхидей, папоротников и деревьев, притягательной красотой роскошной растительности и таинственным очарованием джунглей. Неотразимо притягивают непрерывные сюрпризы в глубоком продуваемом ущелье, поворачивающемся и извивающемся мимо нависающих утесов невероятной высоты». (Хирам Бингхэм)


Ощущение такое, что ты ходишь просто рядом с облаками — так оно и есть!

Необязательно интересоваться историей цивилизации инков, чтобы знать о Мачу-Пикчу. Таинственный святой горный город просуществовал недолго: чуть больше столетия на рубеже 15-16 веков. Machu Pikchu в дословном переводе с кечуанских языков означает «старая гора». Рядом находится вершина Уайна-Пикчу – «молодая». Два пика горы Мачу-Пикчу расположены на высоте 2,5 км над уровнем моря. Средневековые инки ценили такое расположение благодаря удобству: отсюда открывался контроль над долиной реки Урубамбы, плодородными полями, джунглями.

История Мачу-Пикчу непродолжительна, но окутана тайнами, мистериями, таит множество загадок. Четыре столетия город скрывался за облаками от нежелательного внимания. Сегодня «старая вершина» доступна для посещения.

История города среди облаков

По историческим меркам, Мачу-Пикчу относительно молод. Его возведение связывают с эпохой правления императора Пачакути Юпанки. Недаром императора-полководца называют «изменившим мир»: Пачакутек вывел Империю Инков на новый уровень.

15 век. Приблизительно 1440. До испанского завоевания Перу остается столетие. Точных сведений, кто именно построил Мачу-Пикчу, не осталось. Наиболее вероятно, что город стал резиденцией Пачакутека. Продовольствие поставляли из Куско, столицы Империи. Сам город небольшой: две сотни строений (преимущественно общественного назначения). Несколько храмов, склады для продовольствия, общественные пространства. Помимо резиденции Пачакути, тут также были резиденции других аристократов-инков того периода.

Вокруг поселения раскинуты деревушки. Общая вместимость города «с пригородами» – не больше полутора тысяч человек. Существует мнение, что место выбрано неслучайно, поэтому Мачу-Пикчу называли точкой энергетической связи с божеством солнца Инти (которому активно поклонялись в местных храмах). Крестьяне возводили на склонах горы новые поселения, разбивали земледельческие уделы на каменистых террасах.

Юго-восточная часть города отведена под дворцовый комплекс. Неподалеку угадывается силуэт Уайна-Пикчу. Там было расположено аналогичное сооружение, а также жили люди. Западная сторона города – храмовый центр. Здесь расположен алтарь, где приносили жертвы (часто человеческие) богам инков. Дома в городе – преимущественно двухэтажные строения. Структура поселения удивительно четкая: на улицах легко ориентироваться, хотя некоторые проулки оканчиваются тупиками.

Исследователей восхищало другое: знаменитая полигональная кладка Мачу-Пикчу. Удивительно, как инки, не использующие техник колеса, не славящиеся техническим прогрессом, сумели сделать четкую, геометрически выверенную кладку. Каждый камень обработан особым образом, идеально подогнан под остальные. Поверхность отшлифована до стопроцентной гладкости, которая не уменьшилась с течением лет. Считается, что между камнями кладки невозможно просунуть тончайшее лезвие (настолько они плотно прилегают друг к другу). Никаких скрепляющих смесей инки не использовали. Полигональная кладка – один из секретов мастерства инков, погибших вместе с ними.

Интересный факт!

Достопримечательность Мачу-Пикчу имеет аналог на другом конце Земного шара. Строения турецкого древнего города Аладжа-Хююк, сооруженного еще в эпоху неолита (приблизительно 10 тысяч лет до нашей эры), по технике строительства имеют много сходства с перуанским памятником.

Также восхищает мастерство инков в строительстве дорог. Российскому дорожному строительству стоит у них поучиться: прошло семь сотен лет после постройки, а вымощенный булыжником путь Куско в Мачу-Пикчу ничуть не изменился. Колоссальные усилия приложены для укрепления склонов горы. Работы столь серьезного уровня, что сомнений не возникает: Мачу-Пикчу строили на века.

Смерть Пачакути (1471) не затронула город. Здесь проходили обучение потомки знатных семей Куско: изучали астрономию, ткачество, гончарное мастерство, текстильное дело. Поселение и окрестности продолжали жить.

1532. Вторжение испанцев на территорию Империи Инков. Прошло меньше ста лет, и Мачу-Пикчу опустел. Столицу империи, Куско, захватили испанские войска. Поставки продовольствия прекратились, жителей священного города охватил голод. Это одна из теорий, почему Мачу-Пикчу прекратил существование. Другая гласит, что большинство жителей города отправились воевать с испанскими завоевателями, часть забрала сокровища, скрывшись в Вилькабамбе (претендент на звание «сокровищницы золота инков»).

Третья теория – о вымирании населения города. Якобы испанцы завезли оспу, которой заразили местных аборигенов. Священный город оказался в центре эпидемии. Теория не выдерживает критики: поселение не было известно испанцам, находилось далеко, эпидемия никак не могла разрастись.

Четыре сотни лет Мачу-Пикчу был известен исключительно местному населению. Редкие крестьяне продолжали жить здесь, укрываясь от испанцев: свободные, без налогов, обязательной военной повинности.

1911. Американский исследователь-археолог Хайрам Бингем путешествует по Перу, разыскивая Вилькабамбу. Где находится Мачу-Пикчу, обнаруживается случайно (благодаря маленькому местному мальчику). Юный проводник показывает Бингему дорогу, тем самым открывая город, охраняемый его предками, миру.

Есть свидетельства, подтверждающие, что путешественники находили Мачу-Пикчу на карте Перу до Бингема. Профессор Йеля несколько лет изучал город, вывез с собой множество местных сокровищ. Его находка вызвала живой интерес научного сообщества, историков архитектуры, инженеров. О Мачу-Пикчу снимают документальные фильмы.

Заинтересовались городом туристы. Каждого интересует, когда лучше ехать в Мачу-Пикчу. Чтобы сохранить историческое наследие целым, ЮНЕСКО ограничивает количество ежедневных туристов (2500 человек).

2011. Столетний юбилей открытия Бингема. Артефакты «старой вершины» возвращаются домой (соглашение между Перу и США). Сегодня вы найдете их в местном музее Куско.

Полезная информация для туристов

Мачу-Пикчу открыт круглый год, любой сезон подходит для путешествия. Летом в горах идут дожди, что не мешает наслаждаться восхождением. Дорога укреплена, ЮНЕСКО и Министерство культуры Перу внимательно следят за состоянием памятника, безопасностью туристов.

Всегда заранее покупайте билеты. Официально их продает сайт Министерства культуры Перу. Билеты есть отдельно на Мачу-Пикчу и комплексный, включающий восхождение на Уайна-Пикчу. Рекомендую брать комплексный «Machu Picchu&Montana». Первым делом посетить «молодую вершину», затем – исследовать город.

Вы можете взять экскурсию с гидом, лучше выбирайте испаноязычного проводника: подобного рода экскурсии интереснее, группы набирают быстрее, экскурсия длится час. Гид необязателен. Насладиться историей поселения можно, предварительно узнав информацию из Интернета.

Для любителей пеших путешествий есть официальная туристическая «Тропа Инков». Занимает маршрут четыре дня. Группа обязательно сопровождается гидом. Восхождение непростое, но крайне интересное. Если вам любопытен экстрим, очень рекомендую именно такое путешествие.

  • Мачу-Пикчу считают одним из вероятных сокровищниц золота инков: под городом расположена сеть лабиринтов (дата открытия: 2012), где могли хранить золото.
  • При входе заповедника ставят интересные, необычные штампы в загранпаспорт.
  • Настоящее название города утеряно, Мачу-Пикчу – прозвище.
  • По легенде город строили вместе с птицами. Логичное объяснение: птицы вида хакакльо. Сок растения, которым питались птицы, инки использовали для шлифовки сторон каменных блоков: он размягчал твёрдую массу.

Как добраться

Аэропорта в Мачу-Пикчу и окрестностях нет. Путь неблизкий, непростой. Чтобы добраться из Москвы в Мачу-Пикчу, придется сделать остановку в современной столице Перу. Из Лимы до Мачу-Пикчу добираемся поездом: до городка Агуаскальентес. Поезд прибывает вечером, соответственно, придется брать гостиницу, остаться ночевать. Утром отправляемся к вершине: автобус идет два часа, оптимально выезжать в 8-9 утра (самые маленькие очереди).

Хотя маршрут сложный, это того стоит. Мачу-Пикчу незабываемый, прекрасный древний город…

Название «Мачу-Пикчу» происходит из языка народности Кечуа и означает в переводе «старая гора». Поселение также часто называют «городом среди облаков» или «городом в небесах». Недалеко от города находится утес Уайна-Пикчу, что значит «молодая гора». Согласно легенде, этот утес — застывший в камне хранитель. И действительно, в определенном ракурсе, очертания Уайна-Пикчу напоминают профиль смотрящего в небо индейца.

Город состоит из нескольких сотен сооружений и имеет четкую структуру. В юго-восточной части расположены дворцовые постройки, дома знати и храмы. Одна из самых необычных построек — храм Кондора, который получил свое название из-за камня, очертания которого напоминают птичью голову с клювом. Вероятно, камень служил жертвенным алтарем, так как «клюв» окаймлен желобом. Существует гипотеза, что кондор был у Инков культовой птицей, олицетворявшей стихию воздуха и свободу. Две небольшие скалы позади жертвенного камня символизируют крылья.

Где находится Мачу-Пикчу

Мачу-Пикчу - это известный всему миру город инков, затерянный в Перу. Чтобы до него добраться потребуется сначала прилететь в Перу самолетом до столицы Лима. Затем потребуется сделать небольшую пересадку на самолет в Куско. Далее туристы на поезде смогут добраться до населенного пункта Агуас-Кальентес с железнодорожной станции под названием «Порой» или другой станции в Священной долине. Это поселок, который ближе всего располагается к заветной цели. Следующий шаг - это покупка билета на автобус до Мачу-Пикчу. По стоимости этот путь является самым дорогостоящим.

Если у туристов есть желание сэкономить денежные средства, потребуется из Куско на автобусе доехать до Урубамбы. Там можно пересесть на другой автобус до Ойянтайтамбо. В вечерние часы из указанного населенного пункта отходит поезд до Агуас-Кальентес. Общее время поездки превышает 6 часов.

В итоге путешествие окажется довольно утомительным. Тем более, что из Агуас-Кальентес потребуется подняться на автобусе в горы. Но на это уже уйдет не более четверти часа, и вы окажетесь в замечательном и таинственном городе инков.

Если вы не привыкли добираться куда-либо на перекладных, можно сесть на прямой поезд Агуас-Кальентес. Правда, стоимость билета может оказаться для кого-то чересчур высокой.

Город Инков

Священный город древней империи Инков Мачу-Пикчу — гордость современного Перу, одна из главных достопримечательностей и Латинской Америки. Также известен как «затерянный город Инков», ведь современный мир узнал о нем лишь в 1911 году, благодаря экспедиции американского профессора Хайрема Бингхема.

Древний архитектурный комплекс занимает территорию более 30 тысяч гектаров и по праву считается шедевром индейского зодчества.

Город расположен в удивительно живописном месте — среди неприступных утесов, на высоте более 2000 метров над долиной реки Урубамбы.

Почему Инки создали город в таком труднодоступном месте, до сих пор неясно. Возможно, причина в том, что эти земли не только издавна славятся красотой природы, но и считаются мистическим местом, имеющим мощную положительную энергетику. Возможно, вершины скал как нельзя лучше подходили для ведения астрономических наблюдений и приближали индейцев к Солнцу, которому они поклонялись как верховному божеству.

Большая Священная площадь отделяла район знати от жилищ простых обывателей, лавок, мастерских и кладбища, находившегося в Погребальной скале. В южном секторе города располагались дома крестьян с хозяйственными постройками и загонами для домашнего скота. Крыши своих домов Инки сооружали из деревянных балок, соединенных с помощью лиан, а сверху покрывали их соломой.

Главный храм Мачу-Пикчу расположен в западной части города. За ним находится возвышение с искусственными террасами и длинной лестницей, ведущей к одной из наиболее загадочных достопримечательностей в архитектурном комплексе — камню Интиуатана, известному также как «камень Солнца». Это огромный многоугольный камень, высеченный из гранитного монолита на вершине скалы. Считается, что камень использовался жрецами в ритуале «привязывания Солнца» — символическом действии, ежегодно совершаемом в день зимнего солнцестояния.

Назначение города

Многочисленные исследования ученых-историков так и не привели их к единому мнению относительно назначения города Мачу-Пикчу. И сейчас существует несколько гипотез, которые так и не стали аксиомами.

Согласно первой теории, город являлся родиной и последним оплотом Инков во время их борьбы с конкистадорами. Но только потом стало известно, что последним пристанищем загадочного древнего народа стал город Эспириту-Пампа.

Храм, построенный для Солнечных Дев - так долго именовали Мачу-Пикчу. Ученые предположили, что он был основан для женского религиозного ордена, поклонения им. Много лет назад американец Джордж Итон обнаружил на раскопках города огромное количество останков женских скелетов. Но сделанное предположение оказалось ложным, и выяснилось это лишь в 2000 году. Тогда были проведены более подробные исследования костей. Оказалось, что женское население в городе не преобладало.

Ряд ученых считают этот таинственный город резиденцией правителя Инков 15 века. Речь идет об императоре Пачакути. Гипотеза возникла в конце двадцатого века из-за одного испанского документа, но точно подтвердить ее еще никому не удавалось.

В 1991 году американец Рейнхард (знаменитый археолог) обратил внимание на то, что город построен на вершине горы, у подножия которой протекает бурная река Урубамба. В итоге был сделан вывод о том, что данный город имел священное значение для Инков. Рейнхард предположил, что Мачу-Пикчу объединял Небо и Землю, являлся неким «священным началом» для древнего народа, символизировал вечность, деталь мифологического ландшафта. Но подобные размышления весьма пространны и, по мнению других антропологов и археологов не имеют ничего общего с реальным предназначением Мачу-Пикчу.

И еще одна теория 2009 года. Итальянский астрофизик высказал свое мнение о том, что город был обычным местом паломничества, и в этом состояло его основное предназначение.

На сегодняшний день ни одна из вышеперечисленных гипотез не имеет реальной подоплеки и какого-то подтверждения данных. Поэтому назначение загадочного города древних Инков так и остается невыясненным.

Куда делись жители

Ответить однозначно на этот вопрос также не представляется возможным. Слишком долго люди пытались разгадать тайны прекрасного «небесного» города. Похоже, что сейчас какая-то нить реальности была навсегда утеряна многочисленными исследователями и учеными.

Некоторые полагают, что жители умерли от эпидемии оспы. Другие рассказывают о нападении диких племен. Но это кажется невероятным, ведь никаких следов их присутствия найдено не было. Разрушений на территории города также нет.

Еще одна гипотеза - это осквернение города, после которого жители спешно покинули его. Считается, что было совершено насилие над жрицей Солнца. Инки полагали, что находиться на оскверненной территории им не дозволяется и ушли в неизвестном направлении.

Возможно, натиск безжалостных испанских завоевателей заставил коренных жителей покинуть священные земли, навсегда утратившие свой высокий статус. Но опять де неизвестно, в каком направлении отправились инки, и что стало с ними после ухода из Мачу-Пикчу.

Возможно, еще одна загадка, таинственного города об исчезнувших жителях, так и останется навсегда неразгаданной. Но ученые не перестают искать ответы.

Исчезновение золота Инков

Тысячи экспедиций со всего мира безуспешно пытаются отыскать знаменитое золото Инков. Считается, что конкистадоров-завоевателей древний народ принял за богов и одарил своими неземными сокровищами. Когда был казнен последний правитель Инков, испанцы спрятали золото, а часть его вывезли из города. Но поиски продолжаются, а сокровища так и остаются не разысканными.

Существует несколько интересных версий, каждая из которых не нашла подтверждения. Кто-то считает, что слитки были найдены в Германии фашистами еще в тридцатые годы. Другие - указывают на Ватикан, утверждая, что именно католическая церковь завладела сокровищами.

Третьи - полагают, что золото было каким-то немыслимым способом вывезено в Польшу последним из рода Инков. Но все эти версии оказываются недостоверными, поскольку отыскать удивительный клад так никому и не удалось. Охотники за золотом продолжают наведываться и в заброшенный город Мачу-Пикчу. Кто-то считает, что основная часть золота так и покоится в его землях - другого и быть не может. Некоторые ученые даже приводят исторические доказательства того, что испанцы вывезли с территории Инков лишь малую часть удивительных сокровищ.

Стоит лишь отметить, что город древних Инков был исследован не полностью. Не исключено, что он еще таит в себе небывалые загадки, которые так хочется скорее разгадать. Тысячи смельчаков приезжают сюда, чтобы отыскать ответы на самые каверзные исторические вопросы, тесно переплетающиеся с современностью.

Заключение

Временем расцвета могущества города Инков стала вторая половина ХV столетия. В 30-е годы ХVІ века город внезапно опустел. Доподлинно известно, что город не был в числе поселений, разрушенных во время вторжения испанских конкистадоров, поэтому остается загадкой причина, по которой священный город обезлюдел.

Существует немало различных гипотез. Среди возможных причин называют эпидемию оспы либо осквернение священных мест. Наиболее вероятно, что «город в небесах» утратил свое значение после падения империи и потому был покинут жителями. Как бы там ни было, исследователей не покидает надежда, что когда-нибудь эта тайна будет раскрыта.

Фотографии

В 1532 году все его жители таинственно исчезли. Мачу Пикчу небольшой город — в нём не более 200 сооружений.

По многочисленным просьбам читателей, у нас тут кое-что поменялось. Теперь картинки хранятся на моем маленьком хостинге, а не на фликре, и я увеличил размер длинной стороны до 918 пикселей. Если есть замечания, пишите!

Мачу-Пикчу (буквально «старая вершина») иногда называют «потерянным городом инков». Этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года, когда испанцы вторглись на территорию империи инков. В 1532 году все его жители таинственно исчезли.

Добраться до Мачу-Пикчи можно двумя способами: на поезде, или на машине. На поезде получается дешевле и намного комфортабельнее, но надо заранее заказывать билеты, и стоит это дороже, чем на машине. Билеты на поезд лучше купить самим на станции в Куско. На свом автомобиле добраться из Куско для Мачу-Пикчи нельзя, поэтому придется брать тур. Цены на тур начинаются от 120 долларов за человека с ночевкой. Самая большая проблема это дорога, так как она идет через перевал, многие не выдерживают постоянного серпантина и перепада высот в несколько тысяч километров и приезжают зеленые. Больше половины дороги это грунтовка, по которой ухать вообще невозможно. Так как прямого автомобильного сообщения с Мачу-Пикчей нет, последний отрезок все равно придется проехать на поезде.

Город не представляет никакого интереса. Единственная достопримечательность это термальные источники (вход 10 долларов), но из-за большого количества народу, находиться там не очень приятно. Отелей мало, в основном хостелы пот 20-40 долларов за ночь, поиском отеля лучше озадачиться самостоятельно, так как турагентства попытаются подсунуть клоповник. Есть один хороший отель за 150$ за ночь.

Входной билет на Мачу-Пикчу стоит 40$, если у вас есть ISIC то 20$. Из города до комплекса с 5 утра курсируют автобусы. Стоимость билета 7 долларов, можно дойти пешком, но это тяжело, так как придется идти по лестнице вдоль серпантина, по которому курсируют автобусы. В территорию комплекса запрещено проносить большие сумки, их надо сдать в камеру хранения, также нельзя пользоваться профессиональной техникой фото-видео техникой. Профессиональной считаются объективы больше 200мм, поэтому из лучше заранее переложить в сумку или спрятать. Мне пришлось оставить видеокамеру и 28-300 на КПП.

По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города - в нём не более 200 сооружений. В основном это храмы, резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд. Большей частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нем и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти и возделывали сельскохозяйственные культуры на террасах.

Больше чем на 400 лет этот город был забыт и пребывал в запустении. Его обнаружил американский исследователь из Йельского университета, профессор Хайрем Бингхем 24 июля 1911 года. Когда он добрался сюда в сопровождении выделенного правительством отряда охранения и местного мальчика-проводника, он обнаружил живущих там крестьян. Как они рассказали ему, они жили там «свободными, без нежелательных визитеров, чиновников, вербующих в армию „добровольцев“, или сборщиков налогов». Кроме того, здесь прежде уже побывали любители достопримечательностей, оставившие свои начертанные углем имена на гранитных стенах.

Дорога из Мачу-Пикчу в Куско - прекрасный образец искусства инкских строителей. Даже в сезон дождей дорога в прекрасном состоянии. Вся империя была охвачена широкой сетью коммуникаций, протяженностью примерно в 40000 км. Дороги в государстве инков имели прежде всего стратегическое значение - по ним должны были проходить войска. Кроме того, они способствовали культурному обмену между всеми областями государства. Благодаря дорогам люди учились друг у друга искусству керамики, ткачества, обработки металлов, архитектуры и строительства.

Инки не знали колеса, и горные дороги чаще всего были ступенчатыми. Те, что проходили по океанскому побережью, специально огораживались с двух сторон глинобитными стенами, защищавшими от солнца, ветра и песчаных заносов. Если на пути встречалась болотистая низина, делали насыпь. Через реки строили каменные и перекидывали подвесные канатные мосты, которые у инков считались священными объектами - того, кто повредит мост, ожидала смерть.

Чтобы возвести город в столь неудобном для строительства месте, требовалось невероятное мастерство. По мнению инженера-строителя Кеннета Райта и археолога Альфредо Валенсии Сегарры, более половины усилий, затраченных на постройку, ушло на подготовку участка, дренаж и работы по закладке фундамента. Массивные подпорные стены и ступенчатые террасы более 500 лет держат город, не давая дождям и оползням снести его со скального карниза.


Утром на камни выбегают погреться шиншиллы, но об этом завтра!


Это я!