Как выучить артикли в немецком языке. Артикли в немецком языке

  • Дата: 22.02.2024

О том, как выучить род немецких существительных со специфическими окончаниями, я рассказала в 1-ом видеоролике. Но нужно иметь ввиду, что предыдущий метод не подойдет для большинства немецких существительных. Почему? Большая часть существительных не имеет окончаний-подсказок. Род таких существительных, к сожалению, придется просто-напросто запоминать, т.к. артикли распределены без какой-либо логики. Для того чтобы запомнить род таких существительных, воспользуйтесь 2-ым способом. Способ 2 – Парное запоминание Прежде чем показать, как можно запомнить с помощью этого метода немецкие артикли, нужно понять, как работает сам метод. Представьте, что Вам нужно запомнить одну пару слов: Мужчина – чай Как видите, это просто 2 несвязанные друг с другом слова. Для того чтобы хорошо их запомнить, нам нужно сделать 1-ый шаг:

  1. Эти слова нужно друг с другом связать.
Например, составим с ними такое предложение: мужчина пьет чай. Теперь между двумя отдельными словами есть понятная взаимосвязь. Шаг 2:
  1. Слова нужно визуализировать.
Для этого нужно использовать фантазию! Придумайте яркую картинку. Представьте себе конкретного мужчину с чашкой чая в руке. Как использовать этот метод с немецкими артиклями? По сути, немецкое существительное и артикль – это тоже 2 слова. Но как запомнить эту пару слов, если одно из них (артикль) не имеет для нас никакого смысла? Ни один из артиклей мы не можем визуализировать, представить в картинке. Нам нужно сделать следующее: Заменить артикль на понятный для нас образ (метод подмены). Нам нужно подыскать образы для трех артиклей: derdiedas Der – артикль мужского рода, следовательно, нам нужно заменить его на образ, который ассоциируется у нас с мужественностью. Это может быть сильный мужчина или, допустим, лев. Die – артикль женского рода. Спросите себя, какая картинка у Вас появляется перед глазами, когда Вы думаете о женственности. Это может быть образ хрупкой девушки. Das – артикль среднего рода. Найти образ для этого артикля немного сложнее. Пусть это будет что-то нейтральное, не ассоциирующееся с мужским и женским родом. Например, море, вода. Итак, еще раз рассмотрим данный метод на конкретном примере. У нас задача: выучить род существительного dasPapier (бумага) Для того чтобы запомнить артикль, делаем следующее :
  1. Замена. Заменяем артикль das на символический образ – образ моря, воды.
  2. Взаимосвязь. Строим взаимосвязь между словами бумага – море при помощи предложения: бумага промокла от воды.
  3. Визуализация. Представляем данную ситуацию в картинке.
Важно! Вы можете выбрать любые картинки-образы. Важно работать с одними и теми же картинками для запоминания рода существительных. Как визуализировать абстрактное слово? Для того чтобы запомнить род существительного, нам нужно построить взаимосвязь между существительным и словом-символом и визуализировать их. Как визуализировать абстрактное слово, например, слово «свобода»? – Для этого нужно заменить абстрактное слово на символ. Произнесите слово «свобода», какой образ у Вас возникает? Может быть, статуя свободы? Это и есть символ! Нам осталось связать образ статуи свободы и образ, выбранный для женского рода (т.к. слово свобода в нем. яз. женского рода). Допустим, женщина несет в руке статую свободы.

Любой, кто только начинает изучать немецкий язык, сталкивается с проблемой артиклей. Русскоговорящему сложно понять эту тему, ведь в нашей речи мы не используем ничего похожего на артикли в немецком языке. В этой статье мы доступно и просто отвечаем на самые распространенные среди новичков вопросы по этой теме.

Артикли в немецком языке бывают нескольких видов: определенные, неопределенные и нулевой. Рассмотрим каждый из них по порядку.

Определенный артикль

Их существует всего четыре:

Der - для существительных мужского рода (дер);

Die - для женского рода (ди);

Das - для среднего рода (дас);

Die - множественное число (ди).

Используются они в следующих случаях:

  1. Когда мы знаем, о чем идет речь. Если об этом предмете уже говорили ранее. Например: der Hund (определенная собака, о которой уже упоминалось).
  2. Для обозначения явлений, единственных в своем роде, аналогов которым не существует в природе (die Erde - Земля).
  3. Для обозначения многих географических объектов: рек, городов, гор, морей, океанов, улиц и так далее (die Alpen - Альпы).
  4. Если перед нашим существительным стоит (der dritte Mann - третий человек), или же прилагательного (der schnellste Mann - самый быстрый человек).

Неопределенный артикль

Ein - мужской и средний род (айн);

Eine - женский род (айне).

Для множественного числа в данном случае артикля нет.

В немецком языке употребляется в случаях:

  1. Когда мы говорим о незнакомых нам предметах (ein Hund - какая-то собака, о которой мы слышим в первый раз).
  2. После словосочетания «es gibt» (дословно «имеется»), для простоты можно провести аналогию с английским «there is» (Es gibt einen Weg - здесь есть дорога).
  3. Для обозначений вида или класса (Der Löwe ist ein Raubtier - лев - хищное животное).
  4. С глаголами Haben (иметь) и Brauchen (нуждаться). Например: «Ich habe eine Arbeit» - у меня есть работа.

Нулевой артикль

Не все артикли в немецком языке на самом деле есть. Существует такая вещь, как По сути, это отсутствие артикля совсем. Итак, мы ничего не пишем перед существительным, если:

  1. Оно обозначает профессию или род деятельности (Sie ist Ärztin - она - врач).
  2. Перед многими собственными именами (London ist die Hauptstadt von Großbritannien - Лондон - столица Великобритании).
  3. Для обозначения множественного числа (Hier wohnen Menschen - здесь живут люди).
  4. При обозначении какого-либо химического вещества, материала (aus Gold - из золота).

Почти всегда в русском и соответствующие ему артикли в немецком языке отличаются друг от друга. Например, если «девочка» у нас женского рода, то в немецком - среднего - «das Mädchen». То есть как бы «девочко». Есть набор окончаний, с помощью которых можно облегчить определение рода существительного, но в большинстве своем выход только один - запомнить.

Еще одна сложность - склонение артиклей в немецком языке. Как в русском мы не говорим: «Я вижу девочка», так же и в немецком. Каждый артикль склоняется по падежам. Задача облегчается тем, что здесь падежей всего четыре: Nominativ (именительный), Genetiv (родительный), Dativ (дательный) и Akkusativ (наподобие винительного). Склонение нужно просто запомнить. Для вашего удобства мы приведем ниже таблицу.

Что касается неопределенных артиклей, то они склоняются по тому же приниципу. Например, мужской артикль ein в Akk будет einen, к нему просто добавляется -en. Так происходит и со всеми остальными артиклями.

Все изучающие немецкий язык просто стонут от артиклей мужского, среднего и женского рода, потому что в общем и целом, по самому существительному трудно определить, к какому же роду оно принадлежит.

Недавно я увлеклась эйдетикой - способом запоминания информации без определенных усилий, а с помощью воображения, без утомительных зазубриваний. Как говорят методологи эйдетики - "людям ничего не нужно запоминать, они и так запоминают все автоматически, им нужно просто научиться извлекать информацию".

Итак, какие я варианты предложила бы?

1) окрасить слова в три разных цветах согласно роду.

Стандартная цветовая ассоциация , это конечно же, синий - для мужского рода, красный - для женского рода, и зеленый - для среднего рода. Разными цветами стоит записывать эти слова в словарик. Это очень старая методика, ее используют в учебниках немецкого языка для детей.

Stuhl

Lampe

Buch

2) Эту методику можно усовершенствовать по эйдейтике,а именно использовать расширенный ассоциативный ряд . Например, представим, что к мужскому роду относятся все ассоциации, связанные с синим цветом, например море, небо, бирюза, синие птицы, синяки, синюшные алкоголики, синие носы, морозы и так далее. Чем более яркие ассоциации, тем лучше. А еще можно добавить звуковую ассоциацию шума моря, например.

С красным цветом мы можем проассоциировать пионеров, октябрят, мавзолей, кровь на мече, закаты и рассветы, пламя, Розу Люксембург и Клару Цеткин. Как звуковую ассоциацию я могу выбрать звук потрескивающихся поленьев в пламени. Или барабанную пионерскую дробь (например, каждое слово женского рода может ассоциироваться с барабанной дробью (для уставших мужей особенно актуально:))) Еще с красным цветом ассоциируется красота.

С зеленым цветом ассоциаций множество, все зеленое, луга, поля, и...зеленые инопланетяне. Чем неординарнее и смешнее, тем лучше. Звукой ассоциацией можно выбрать звуки шелеста листьев, например.

Вообще, если Вы очень музыкальны, присвойте каждому роду звучание определенного музыкального инструмента, например, для мужского рода - саксафон, для женского - скрипку, гитару и/или виолончель, для среднего рода - свисток. И тогда включайте в голове музыку к каждому слову.

А теперь представляем как это работает:

Stuhl - это стул. Представляем, как морским прибоем бьет поломанный стул о берег и при этом представляем шум моря.

а вот абстрактное понятие. слово der Tat - поступок, дело. Представляем себе синюшного алкоголика, который пляшет в такт венскому вальсу- совершает неординарный поступок.

На красной Площади 10 одинаковых Роз Люксембург несут огромную красную Lampe .

Или романтическая парочка смотрит на багряный закат и люб уется Liebe (любовь)

Зеленый главнокомандующий инопланетян - фельд маршал бегает как ошпаренный по полю (Feld): das Feld - поле.

Слышим шелест листьев у огромного зеленого бук а,а вместо листьев у него - книги - Buch .

Как Вы видите, я вплетала в ассоциации также сами слова. Это более эффективно: запоминается и артикль, слова.

3) Следующим методом запоминания является пространственное запоминание . Это когда мы представляем свою квартиру, и отдаем комнаты под разные роды.

Например, кухня - женский род, гостинная - мужской род, а ванна - средний род.

Все, что Вы размещаете в собственной кухне - женский род, все что кладете и ставите в гостинную - мужской род, и все, что смываете в ванной - средний род.

Пространственные ассоциации с использованием собственной квартиры очень эффективны.

Нам нужно выучить 10 случайно выбранных слов с артиклями, а именно:

der Schuh, der Stecker, die Mikrowelle, die Minute, der Helm, die Karte, die Gruppe, das Radio, der Schrank, das Bett.

А теперь представим, как в своей кухне мы открываем микроволновку Mikrowelle, кладем туда группу Gruppe георгафических карт Karte и ставим таймер на минутку Minute.

Можем добавить цветовые ассоциации для закрепления: открываем красную микроволновку, ложим красную игральную карту, и ставим таймер на минутку.

Можем добавить персонажные ассоциации: Клара Цеткин с большой грудью 7-го размера в красном в белый горошек фартуке и красном пионерском галстуке, кладет красную карту СССР в красивую микроволновку, и ставит таймер на красную минутку, и группируясь, делает сальто.

Сначала может казаться, что придумывание ассоциаций может занимать какое-то время, но на самом деле человеческий мозг обладает удивительным ресурсом- безграничной фантазией, где является сам себе режиссером со способностью снимать любые фильмы с любыми поворотами сюжетов и самыми грандиозными спецэффектами.

Также можно поработать и над продолжением истории. Тем временем синюшный алколик в одном ботинке Schuh входит в Вашу гостинную (помним, что все, что лежит в гостинной - мужского рода), растапыривает пальцы, и пытается сунуть их как штепсель Stecker в розетку. Его бьет разряд тока, он с силой ударяется о бирюзовый шкаф Schrank, но так как на голове у него синий мотоциклетный шлем Helm, это спасает его голову.

Про средний род не составит труда придумать историю, правда?

И запомните: чем нестандартнее и ярче ассоциация, тем легче она запоминается!

Благодаря этому простому приёму изучающие немецкий язык намного лучше смогут усвоить артикли,

даже несмотря на то, что Марк Твен в своей статье "Об ужасающей трудности немецкого языка" был прав:

У каждого существительного свой род, но не ищите здесь ни логики, ни системы; а посему род каждого существительного в отдельности нужно вызубрить наизусть. Иного пути нет. Чтобы справиться с этой задачей, надо иметь память, емкую, как гроссбух. В немецком девушка лишена пола, хотя у репы, скажем, он есть. Какое чрезмерное уважение к репе и какое возмутительное пренебрежение к девушке!

Марк Твен
Об ужасающей трудности немецкого языка

Но всё же ему удалось превосходно овладеть письменной и устной немецкой речью.

Давайте всё-таки подытожим то, что сказал об артиклях в немецком языке Марк Твен:
1. В принадлежности артиклей к словам нет никакой системы или логики! К сожалению, это правда.
2. Тот, кто хочет запомнить артикли к немецким словам, должен обладать супер-памятью ("как гроссбух"). И это также верно! Но сейчас, в этой теме Вы обнаружите, что у Вас уже есть эта супер-память. Для этого Вам нужна только методика!

Многие из Вас сейчас, возможно, подумали: "Секундочку, это не так. Методика уже есть!"
Вы, конечно же, правы. Есть особое правило, так называемое определение рода по окончанию слова. Это правило специальных окончаний, подсказывающих нам род слова.

Несколько примеров.

Слова, оканчивающиеся на -ung, всегда женского рода, следовательно, die

Слова, оканчивающиеся на -or, всегда мужского рода, следовательно, der

Слова, оканчивающиеся на -chen, всегда среднего рода, следовательно, das


Таких "специальных окончаний" несколько. Разумеется, среди них есть исключения. Некоторые лингвисты спорят из-за этого: какие окончания являются специальными (определяющими род),а какие - нет.

Мы не будем концентрироваться на исключениях, а перечислим те специальные окончания, которые действительно (почти) всегда точно определяют немецкий артикль:


В первой строке - окончания, определяющие мужской род, во второй - женский, в третьей - средний.

Но посмотрим правде в глаза - кто уже запомнил эти окончания?

Итак, совет для запоминания специальных окончаний: использование квазислов!

И что же такое квазислова?

"Квази" - латинское слово, которое означает "как". Квазислова - это ненастоящие, придуманные слова, которых нет в языке. И вот совет:

Мы соединим окончания так, что получим слово, которое можно произнести. И к этому слову мы придумаем историю и нарисуем картинку.

Итак:

der Ig-ling-or-(i)smus

Дер Иг-линг-ор-измус

Этот вирус прилип ко многим словам в немецком языке! Повторяйте его название медленно несколько раз, пока не запомните!

Видите, какие у этого вируса ИГлы, как у ежа? Подумайте об этом чуть позже! Это поможет Вам вспомнить первый слог названия этой бактерии: Иг-линг... Так Вы сможете лучше отличить это квазислово от двух следующих.

Эта женщина - учёный в институте, который называется

die Heit-ung-keit-ei-schaft-tion-(i)tät-ik

ди Хайт-унг-кайт-ай-шафт-цьон-тет-ик

И в заключении хочу представить Вам существо

das Tum-chen-ma-ment-um-lein

дас Тум-хен-ма-мент-ум-лайн

В будущем оно будет у Вас всегда под рукой, чтобы прошептать Вам на ухо нужный артикль.
Как видите, это слово покороче, поэтому его легко запомнить. Итак, поехали...

Это маленькое существо похоже на ТУМ ан: подсказав Вам нужный артикль, тут же растворяется в воздухе. Так Вы легко вспомните первый слог слова: Тум-хен-ма-мент-ум-лайн

И давайте признаем, что довольно часто этих специальных окончаний нет...

Вот неудача! Мы не сможем узнать артикль к этим словам по окончанию. И вспомним снова Марка Твена: "а посему род каждого существительного в отдельности нужно вызубрить наизусть"...

Почему это действительно так сложно?
- И как можно более быстро и просто выучить эти артикли?

Ответы на эти и другие вопросы Вы найдёте в справочнике для тех, кто всерьёз собрался выучить немецкий язык.

Петер Хайнрих
Перевод: команда Start Deutsch
Статья и все материалы размещены с разрешения автора.

В немецком языке существительные употребляются с артиклями. Артикль показывает определенность и неопределенность существительного, а также род, число и падеж. Если сравнить немецкий язык с русским, то во многом артикли напоминают окончания, вот только стоят они не в конце слова, а перед ним, например:

  • der — определенный артикль мужского рода,
  • die – определенный артикль женского рода,
  • das – определенный артикль женского рода.

Чтобы правильно употреблять существительные в речи, нужно точно знать артикль, какого рода им соответствует. К сожалению, объяснить род многих существительных невозможно. Именно поэтому все учителя немецкого рекомендуют заучивать существительные вместе с определенным артиклем. В этой статье мы расскажем о 4 способах, которые облегчать Вам запоминание артиклей.

СПОСОБ 1: ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ

Для этого Вам понадобится тетрадь и три ручки разных цветов. Каждый из цветов будет соответствовать одному из трех артиклей, например:

  • синий цвет = der
  • зеленый цвет = das
  • красный цвет = die

Теперь, когда Вы находите новое существительное, обращайте внимание на его артикль и выписывайте его в свою тетрадь соответствующим цветом.

СПОСОБ 2: РИФМОВАННЫЕ СТИШКИ

В одной из наших предыдущих статей мы уже писали о том, что иногда род существительного можно определить по его суффиксу. Например:

  • суффикс ung – die,
  • суффикс er – der,
  • суффикс chen – das.

Подробнее о том, как определить род существительного по суффиксу читайте .

Выучить все суффиксы немецких существительных – не самая простая задача. Именно поэтому мы приготовили для Вас несколько рифмованых памяток с большей частью немецких суффиксов.

Мужской род
Der, der der, ein einfach Ding,
wenn’s Nomen endet mit
-et, -ant, -or, -eur, -loge und –ling

Средний род
Neutrum oder „das“ ganz fein,
wenn am End steht
-um, -o, -ment, -chen oder –lein

Женский род
Substantive heißen „die“
wenn sie enden auf
-ät, -ion, -anz, -ur, -nis und -ie
und natürlich jederzeit,
wenn’s Ende heißt
-schaft, -tum, -ung, -ik, -rei, -heit und -keit.

СПОСОБ 3: КВАЗИСЛОВА

Если у Вас плохая память на рифмы, то мы приготовили для Вас еще один способ для запоминания артиклей – квазислова. Квазислова – это выдуманные слова, которых не существует в языке. Вы можете составлять квазислова из суффиксов существительных одного рода и использовать их как ассоциацию для запоминания артиклей.

В качестве примера давайте рассмотрим квазислово из суффиксов –ent, –ling и, –er. Эти суффиксы являются показателями мужского рода. Если сложить их вместе, получается der Entlinger. Выучите это слово вместе с артиклем и больше у Вас никогда не возникнет проблем с этими суффиксами.

Для лучшего запоминания можно придумать визуальную ассоциацию с этим словом. Представьте, на что оно похоже. Предмет? Человек? Животное? Нарисуйте свою ассоциаю, чтобы лучше закрепить слово в памяти.

Квазислова можно придумывать и для других суффиксов, например:

  • die Inkeitschaftung (суффиксы -in, -keit, schaft, -ung).
  • das Leinchenment (суффиксы -lein, -chen, -ment).

СПОСОБ 4: КАРТОЧКИ СО СЛОВАМИ

Возьмите стопку стикеров (карточки на липкой основе) и подпишите ими по-немецки все предметы в Вашем доме. Не забудьте про артикли и форму множественного числа. Вот как может выглядеть типичная карточка:

das Regal — e
Substantiv, m
кровать

После того, как Вы подпишите все предметы в доме, возвращайтесь к привычному образу жизни. Теперь карточки со словами всегда будут у Вас на виду и уже скоро Вы выучите какой артикль соответствует какому существительному.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ

Теперь настало время проверить свои знания на практике. Ниже Вы найдете несколько упражнений, которые помогут Вам это сделать.
Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить.

БОЛЬШЕ ПРАКТИКИ С НОСИТЕЛЕМ НЕМЕЦКОГО

Если Вы хотите в совершенстве овладеть немецкими предлогами, запишитесь на бесплатное занятие с Кристофом Данингером . Кристоф — это профессиональный репетитор немецкого из Германии , который с удовольствием ответит на все Ваши вопросы связанные с немецким языком и культурой Германии, а также поможет составить оптимальное расписание.