На обиженных воду возят как понять. Что означает фраза "на обиженных воду возят"

  • Дата: 03.07.2020

На ком только воду не возят!

На обиженных воду возят — обижаться, коли того заслуживает ситуация, нужно. Не следует демонстрировать обиду окружающим, потому что, во-первых, это бальзам на душу обидчику, во-вторых, стремление ответить, отомстить, как-то отреагировать делает обиженного фигурой, себе не принадлежащей, несамостоятельной, куклой, марионеткой, объектом манипуляций

«Воду возят» значит используют в своих интересах, эксплуатируют

    «Я не раз упоминал о насмешках, об издевательстве…Иногда, хлебнув чаю, я плевался там была кем-то насыпанная соль или был брошен в чайную кружку полуфунтовый кусок моего же сахара. При мытье палубы, которую растирали щетками, я подвергался как бы случайному обливанию из шланга и постоянным бранчливым замечаниям, что медленно мету палубу или слабо тру ее щеткой…Я относился серьёзно, обидчиво не только к брани или враждебности, но и к шуткам, конечно, грубым, что вызывало удовольствие моих мучителей » (А. Грин «Автобиографическая повесть»)

Синонимы поговорки «на обиженных воду возят»

  • Сердитый с горшками не ездит
  • Жестокое слово воздвигает гнев
  • Гнев - плохой советчик
  • Злая обида горше полыни
  • Господин гневу своему - господин всему
  • Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь
  • Смола - не вода, брань - не привет
  • Язык держи, а сердце в кулаке сожми

Применение фразеологизма в литературе

«Глядите, она даже аппетита не потеряла ― кушает за двоих… ― На сердитых воду возят. Бабушка не расслышала этих слов » (М. Зощенко «Лёля и Минька»)
«Стукнув донышком, поставил штоф. ― На дураках воду возят, ― сказал. Смело сел » (А. Н. Толстой «Петр Первый»)
«А ты не сердись. На сердитых, говорят, воду возят… Пошли » (Николай Дубов «Мальчик у моря»)
«Сколько раз говорить, Туманов, старшины служат в милиции, а на обиженных воду возят » (Олег Селедцов «Учебка»)
«Ну, давай, давай, обижайся! На обиженных воду возят! Давай, давай! » (Николай Коляда «Рогатка»)

Существует три версии происхождения данного выражения.

Одна из них находит свое начало в девятнадцатом веке. В то время многие пользовались услугами водовозов, которые доставляли чистую питьевую воду в бочках на телегах. Вода продавалась за недорогую, можно сказать символическую плату.

Однако некоторые водовозы завышали цену, что вызывало справедливое возмущение среди покупателей. В наказание алчных водовозов впрягали в телегу вместо лошади, заставляя самого развозить воду.

Вторая версия также связана с водовозами. Стоит отметить, что в те времена наряду с питьевой водой развозили и техническую воду, которая применялась для хозяйственных нужд, например мытья чего-либо или полива, и была соответственно дешевле. Бочки, в которых перевозили воду, были разного цвета в зависимости от качества воды. В белых возили питьевую воду, а в синих и желтых — техническую. Так вот жуликоватые водовозы порой выдавали техническую воду за питьевую. Когда подлог выявлялся, то заслуженная "народная кара" настигала "героя" в виде наказания, описанного выше.

Третья версия относится к временам Петра Первого, по чьему указу человека, который публично будет показывать свою обиду и злость, надо заставить бегать с коромыслом и двумя ведрами, наполненных ледяной водой, пока раздражение не пройдет.

А вообще обида не стоит своих душевных переживаний, ведь они проявляются у тебя самого, а не у того, на кого направлена обида.


Часто мы говорим устоявшиеся фразы, не вникая в их смысл. Почему, например, говорят "гол как сокол"? Кто такой "курилка"? Зачем, наконец, на обиженных воду возят? Мы раскроем скрытый смысл этих выражений.


Гол как сокол
Гол как сокол", говорим мы о крайней нищете. Но это поговорка к птицам не имеет никакого отношения. Хотя орнитологи утверждают, что соколы действительно во время линьки теряют свои перья и становятся почти голыми! "Соколом" в старину на Руси называли таран, орудие из железа или дерева в форме цилиндра. Его подвешивали на цепях и раскачивали, таким образом пробивая стены и ворота крепостей неприятеля. Поверхность этого орудия была ровной и гладкой, попросту говоря, голой. Словом "сокол" в те времена называли инструменты цилиндрической формы: железный лом, пест для растирания зерна в ступе и т.д. Соколов на Руси активно использовали до появления огнестрельного оружия в конце XV века.

Жив курилка
"Жив курилка!" - выражение из старинной русской детской игры "Курилка". Правила были просты: участники садились в круг и передавали друг другу горящую лучину, приговаривая: "Жив, жив курилка! Ножки тоненьки, душа коротенька". Тот, в чьих руках лучина гасла, выходил из круга. Получается что "курилка" - это вовсе не человек, как можно было подумать, а горящая щепка которой в старину освещали избу. Она едва горела и дымила, как тогда говорили "курила". Александр Пушкин не упустил шанса воспользоваться этой языковой двусмысленностью в эпиграмме на критика и журналиста Михаила Каченовского: - Как! жив еще Курилка журналист? - Живёхонек! всё так же сух и скучен, И груб, и глуп, и завистью размучен, Все тискает в свой непотребный лист И старый вздор, и вздорную новинку. - Фу! надоел Курилка журналист! Как загасить вонючую лучинку? Как уморить курилку моего? Дай мне совет. - Да… плюнуть на него.

Злачное место
Выражение "злачное место" встречается в православной заупокойной молитвы ("...в месте злачнем, в месте покойнем..."). Так в текстах на церковнославянском языке называется рай. Иронически переосмыслило значение этого выражения разночинно-демократической интеллигенция времен Александра Пушкина. Языковая игра заключалась в том, что наш климат не позволяет выращивать виноград, поэтому на Руси хмельные напитки производили главным образом из злаков (пиво, водка). Иными словами злачное значит – пьяное место.

На обиженных воду возят
Существует несколько версий происхождения этой этой поговорки, но самой правдоподобной кажется та, что связана с историей петербургских водовозов. Цена привозной воды в XIX веке составляла около 7 копеек серебром в год, и конечно всегда находились жадные торговцы, которые завышали цену с целью нажиться. За это незаконное деяние у таких горе-предпринимателей отнимали лошадь и заставляли возить бочки в тележке на себе.

Затрапезный вид
Выражение это появилось при Петре I и было связано с фамилией купца Затрапезникова, Ярославская полотняная мануфактура которого выпускала и шелк, и шерсть, ни в чем не уступавшие по качеству изделиям заграничных фабрик. Помимо этого на мануфактуре делали и очень-очень дешёвую пеньковую полосатую ткань – пестрядь, "затрапеза" (шероховатую на ощупь), которая шла на тюфяки, шаровары, сарафаны, женские головные платки, рабочие халаты и рубахи. И если для богатых людей такой халат был домашней одеждой, то у бедняков вещи из затрапезы считались одеждой "на выход". Затрапезный вид говорил о невысоком социальном статусе человека.

Друг ситный
Считается, что друга так величают по аналогии с ситным хлебом, как правило - пшеничным. Для приготовления такого хлеба используется мука куда более тонкого помола, чем в ржаном. Чтобы удалить из нее примеси и сделать кулинарное изделие более “воздушным”, используется не решето, а приспособление с более мелкой ячейкой - сито. Поэтому хлеб и назвали ситным. Он был довольно дорог, считался символом достатка и выставлялся на стол для угощения самых дорогих гостей. Слово «ситный» применительно к другу означает «высшую пробу» дружбы. Разумеется этот оборот иногда используется в ироническом оттенке.

7 пятниц на неделе
В старину пятница была базарным днем, в который было принято исполнять различные торговые обязательства. В пятницу товар получали, а деньги за него договаривались отдавать в следующий базарный день (в пятницу следующей недели). О нарушителях подобных обещаний говорили, что у них семь пятниц на неделе. Но и это не единственное объяснение! Пятница считалась раньше свободным от работы днем, поэтому подобной фразой характеризовали бездельника, у которого каждый день - выходной.

Куда Макар телят не гонял
Одна из версий происхождения этой поговорки такова: Петр I находился в рабочей поездке по рязанской земле и в "неформальной обстановке" общался с народом. Так случилось, что все встретившиеся ему в пути мужики назвались Макарами. Царь сначала очень удивлялся, а потом сказал: "Быть же вам всем отныне Макарами!"Якобы с тех пор, "Макар" стал собирательным образом русского крестьянина и всех крестьян (не только рязанских) стали называть Макарами.

Шарашкина контора
Свое странное название контора получила от диалектного слова "шарань" ("шваль", "голытьба", "жульё"). В старину так называли сомнительное объединение жуликов и обманщиков, а сегодня это просто " несолидная, ненадежная" организация.

Не мытьем, так катаньем
В старину прачки-искусницы знали, что хорошо прокатанное белье будет свежим, даже если стирка произведена совсем не блестяще. Поэтому, погрешив в мытье, они добивались нужного впечатления "не мытьем, так катаньем".

В зюзю пьяный
Это выражение мы находим у Александра Пушкина, в романе в стихах «Евгений Онегин», когда речь идет о соседе Ленского - Зарецком: С коня калмыцкого свалясь, Как зюзя пьяный, и французам Достался в плен... Дело в том, что в Псковской области, где Пушкин долгое время находился в ссылке, «зюзей» называют свинью. Вообще «как зюзя пьяный» аналог просторечного выражения «пьяный, как свинья».

Делить шкуру неубитого медведя
Примечательно, что еще в 30-х годах XX века в России было принято говорить: «Продавать шкуру неубитого медведя». Эта версия выражения кажется более близкой к первоисточнику, и более логичной, ведь от «поделенной» шкуры пользы нет, она ценится только тогда, когда остается целой. Первоисточник - басня «Медведь и два товарища» французского поэта и баснописца Жана Лафонтена (1621 -1695).

Пыльная быль
В XVI веке во время кулачных боев нечестные бойцы брали с собой мешочки с песком, и в решающий момент схватки бросали его в глаза соперникам. В 1726 году этот прием был запрещен специальным указом. В настоящее время выпажение "пускать пыль в глаза" употребляется в значении "создавать ложное впечатление о своих возможностях".

Обещанного три года ждут
По одной из версий - отсылка к тексту из Библии, к книге пророка Даниила. Там сказано: "Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи тридцати пяти дней", т. е. трех лет и 240 дней. Библейский призыв к терпеливому ожиданию был шутливо переосмыслен в народе, ведь полностью поговорка звучит так: "Обещанного три года ждут, а на четвертый отказывают".

Отставной козы барабанщик
В старину у бродячих трупп главным актером был ученый, дрессированный медведь, за ним шествовала "коза", ряженый с козьей шкурой на голове, и только за "козой" – барабанщик. Его задача состояла в том, чтобы бить в самодельный барабан, зазывая публику. Перебиваться случайными заработками или подачками – довольно неприятно, а тут еще и "коза" не настоящая, отставная.

Квасной патриотизм
Выражение ввел в речевой оборот Петр Вяземский. Под квасным патриотизмом понимается слепая приверженность отжившим и нелепым "традициям" национального быта и безапелляционное неприятие чужого, иностранного, "не нашего".

Скатертью дорожка

В одном из стихотворений Ивана Аксакова можно прочитать о дороге, которая "пряма, как стрела, широкою гладью, что скатерть легла". Так на Руси провожали в дальнюю дорогу, и никакого дурного смысла в них не вкладывали. Это первоначальное значение фразеологизма присутствует в Толковом словаре Ожегова. Но там же сказано, что в современном языке выражение имеет смысл обратный: "Выражение безразличия к чьему-нибудь уходу, отъезду, а также пожелание убираться вон, куда угодно". Отличный пример того, как ироничекси переосмысляются в языке устойчивые этикетные формы!

Кричать на всю Ивановскую
В старину площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую. Раскусить человека Выражение раскусить человека пришло к нам из тех времен, когда в ходу были монеты из драгоценных металлов. Подлинность их проверяли на зуб: если нет вмятины – монета настоящая.

Тянуть канитель
Что такое канитель и почему ее надо тянуть? Это медная, серебряная или золотая нить, применяемая в золотошвейном деле для вышивки узоров на одежде и коврах. Изготовлялась такая тонкая нить путем вытягивания – многократного проката и вытягивания через все более мелкие отверстия. Вытягивать канитель было очень кропотливым занятием, требующим много времени и терпения. В нашем языке выражение тянуть канитель закрепилось в переносном своем значении – делать что-то долгое, нудное, результат которого не сразу виден.

Танцевать от печки
Танцевать от печки – значит действовать по раз и навсегда утвержденному плану, не применяя никаких своих знаний и смекалки. Это выражение стало известным благодаря русскому писателю XIX века Василию Слепцову и его книге «Хороший человек». Это история Сергея Теребенева, который вернулся в Россию после долгого отсутствия. Возвращение пробудило в нем детские воспоминания, самое яркое из которых – уроки танцев. Вот, он стоит у печки, ноги в третьей позиции. Родители, дворовая челядь находятся рядом и наблюдают за его успехами. Учитель дает команду: «Раз, два, три». Сережа начинает делать первые «па», но вдруг он сбивается с такта, ноги заплетаются. - Эх, какой ты, брат! – с укором говорит отец. – Ну, ступай о пять к печке, начинай сначала».

Не держите обиду в себе.
Старайтесь прощать друг друга.
Возможно, обидевшись на весь мир,
Вы не заметили, что
Другого сильнее обидели,
И делая вид, что обиделись на него.
Эта история с фото мне озеро напомнило,
Где обидели одного,
А сделали вид, что обиделись
Совсем другие.

Умение прощать –
Это сильная сторона человека.
Ведь, недаром поговорка есть:

Вы только вдумайтесь в эти слова,
И я постараюсь помочь вам в этом:

Есть несколько версий
Происхождения этой поговорки.
По одной, связана она
С петербургскими водовозами.
В 19 веке цена питьевой привозной воды
Стоила 7 копеек серебром в год,
По тем временам сумма довольно небольшая,
Но некоторые водовозы завышали цену,
За что их и наказывали,
Забирая лошадь и заставляя
Возить бочки с водой на себе...

Вторая версия очень близка к первой,
С той лишь разницей,
Что чистую питьевую воду возили в белых бочках
И цена на нее была самой высокой,
В желтых и синих бочках возили воду
Для технических нужд.
Жулики-водовозы иногда в белые бочки
Наливали техническую воду,
Вызывая эпидемии среди населения,
За что их и наказывали,
Впрягая в водовозные телеги их.

Третья версия связана с более ранним
Периодом российской истории.
По указу Петра Первого на всех тех,
Кто публично высказывал свою обиду,
Злость или недовольство,
Вешали коромысло с двумя тяжелыми ведрами
С ледяной водой,
И заставляли бегать вокруг водоема.
Вода расплескивалась, остужая их пыл.

"Таскание" собственной обиды-
Бесполезное занятие.
Ведь обида - чувство разрушительное,
Направленное не на того, кто обидел,
А на самого этого человека.
Это же он выбирает обидеться ему на кого-то
Или проанализировать событие
И сделать выводы самому.
02.03.2014г.

Рецензии

ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ!!!Обида горькая моя
Пришла, ушла не извинилась...
Скажу я прямо не тая,
Зазлоба в сердце мне вонзилась.

К обиде с лаской обращусь...
Кохать; лелеять ee буду...
На сини горы я взберусь...
-ПРОЩУ ЕЕ И ПОЗАБУДУ!!!

В поля, леса я забреду...
К березкам милым припаду...
Узду найду я непременно.
И заживу благословенно!
С ТЕПЛОМ АННЕТА!!!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.