Основоположник теории ролей. Теория взаимодействия

  • Дата: 18.01.2024
Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди

Так уж сложилась моя судьба, что вначале своей профессиональной деятельности я занимался исследованиями в области криминальной психологии и многое узнал о том, каким бывает насилие, кем и в каких ситуациях оно проявляется и что чувствуют проявившие его люди. Этот опыт сильно изменил мое представление о мире и о людях, которое до моего знакомства с криминальной средой основывалось преимущественно на искусственных догмах, сильно противоречащих как человеческой природе, так и природе в общем. Люди не такие, какими хотят себя считать и какими пытаются себя сделать с помощью культуры. На самом деле люди, не скажу, что хуже, чем они о себе думают, они просто ближе к природе, к ее жестоким, но в какой-то степени разумным законам. И хотим мы это признавать или нет, но тяга к насилию – это часть нашей природы. Не единственная и, пожалуй, что все-таки не основная, но довольно существенная часть. Мы жаждем насилия, потому оно является одним из способов выживания, но часто принимает извращенную форму, смысла которой мы не всегда можем понять.

Давайте определимся с тем, что такое насилие. В словарях я нашел два определения этого понятия, которые передам своими словами. А третье определение – мое собственное, которое лично для меня является более полным и точным.

Насилие - это такое действие, когда кто-то заставляет вас делать то, чего вы не хотите, в одних случаях при помощи угроз, в других с помощью физической силы.

Насилие - это жестокое обращение с кем-либо, при котором жертве наносятся физические повреждения, а также причиняется физическая и моральная боль.

Мое собственное определение насилия следующее: насилие – это стремление причинить вред или ущерб кому-либо с помощью силы, выраженной в той или иной форме. Цель этого стремления может быть разной, но она всегда связана, либо с защитой от кого-то или чего-то, либо с желанием что-то таким образом получить. Поясню смысл своего определения. В природе любое насилие связано с выживанием. Звери совершают насилие ради выживания – они либо защищаются от кого-то, либо нападают на жертву ради пропитания. При этом ни один зверь не нападает на более сильного, щадя при этом слабого. Нападать на сильного, когда есть слабый, просто глупо. И только в исключительных случаях зверь может это сделать. Это указывает на то, что задача выживания в природе является основной. И все живые существа стремятся именно к этому, когда совершают насилие. При этом сила в природе, как и в человеческом обществе, может быть разной. Не всегда это именно физическая сила. Кто-то кусает и царапает, кто-то давит и душит, кто-то жалит, кто-то обманывает, кто-то изматывает. У всех живых существ есть свои сильные и слабые стороны. И как мы с вами знаем, некоторые живые существа выживают благодаря обману, а не благодаря физической силе. При этом их обман может причинить серьезный вред другому живому существу, в том числе и физически сильному.

Подумайте, можно ли считать насилием способность травоядных обманывать хищника так хорошо, что это негативно скажется на его выживании? То есть, речь идет о совершенной защите, которая наносит вред нападающему. К примеру, если волк не сможет себя прокормить из-за того, что все, на кого он охотится научатся от него успешно убегать, то это будет равносильно тому, как если бы сами волки уничтожили бы какой-то вид благодаря своим совершенным охотничьим навыкам. То есть, волк может с помощью одной формы насилия уничтожить какой-то вид, если получит над ним большое преимущество, а это вид, например, зайцы, могут с помощью другой формы насилия уничтожить волка, получив над ним преимущество в виде более успешной защиты с помощью бегства. Смысл в том, чтобы выжить за счет другого.

В человеческом обществе дела обстоят также, как в животном мире. Физически сильные люди далеко не самые приспособленные и живучие. Хитрость куда более полезна для выживания нашего вида. Поэтому, если какой-то человек, подобно жертве хищника в животном мире, сможет с помощью каких-то приемов, каких-то хитростей обойти в борьбе за выживание более физически сильного человека, причинив при этом ему какой-то ущерб, то разве это не насилие? На мой взгляд, любая хитрость, любое действие, позволяющее одному живому существу причинить вред другому, ради какой-то выгоды или ради выживания – это проявление насилия. И подходя к насилию именно с этой позиции, мы сможем увидеть его в том, в чем раньше никогда не видели. Например, в искусной лжи и манипуляциях. Или в равнодушии к бедам и страданиям других. Или в доносах и подставах. Пусть это будет в некоторых случаях пассивное насилие, тем не менее оно позволяет добиться тех же целей, как и явное физическое насилие.

Когда я изучал различные преступления и преступников, то поначалу испытывал массу негативных эмоций. Знаете, когда во всех деталях изучаешь всякие зверства людей, то важно уметь защищать свою психику от сильных негативных эмоций, чтобы просто не сойти с ума. А самый лучший способ психологической защиты – это рационализация и осмысление всего, что ты наблюдаешь и что с тобой происходит. И именно эта потребность в защите своей психики от неприемлемой для меня на тот момент информации позволила мне многое понять в природе насилия. Я увидел в насилии не зло, а смысл и необходимость. Самое интересное, что я обнаружил, изучая самые разные преступления, что разные люди совершают насилие по-разному. То есть, потребность в причинении вреда другим людям есть, ну уж если не у всех, не буду так смело это утверждать, то у многих. Но удовлетворяется эта потребность разными людьми по-разному. Кто-то прибегает к физическому насилию, а кто-то к более изощренным способам причинения вреда другим людям, например, к натравливанию одних людей на других. Я считаю, что это связано в первую очередь с возможностями людей, а во вторую с их убеждениями. Человек может совершить насилие, если, во-первых, ему представится такая возможность, когда он будет точно знать, что не понесет наказания за свои насильственные действия, а во-вторых, если желание совершить насилие не будет противоречить его убеждениям. Хотя во втором случае люди умудряются находить самые разные оправдания своим поступкам. И надо заметить, иногда им это хорошо удается сделать. Например, в целях самообороны можно убить человека, но при этом явно превысить самооборону.

Что касается так называемых добрых людей, то часто их доброта поверхностна. Они добрые только потому, что слабы. Поэтому ведут себя так, как этого хотят другие люди, а не так, как они сами этого хотят. Но стоит им стать сильнее, например, с помощью власти и денег, как они сразу же являют окружающим свое истинное нутро. Точнее, они демонстрируют свой целостный образ, который имеет не только светлую, но и темную сторону. Мы-то потом говорим, что деньги и/или власть, и/или безнаказанность и избалованность испортили человека. Но на самом деле эти вещи просто позволили ему быть собой, быть тем, кем он всегда был, но тщательно это скрывал. Это не говорит о том, что человек стал плохим, он просто стал свободным в своих желаниях, когда стал сильней. Таким образом, некоторые, а возможно и многие люди не проявляют насилия только потому, что не могут этого сделать – они слабы и трусливы, поэтому осторожны в своем поведении на людях. Но стоит им только получить возможность действовать более смело, эгоистично и расковано, как они сразу же изменятся. Говорят, что в тихом омуте черти водятся. Я уточню – во всех людях живут черти, только не все люди позволяют этим чертям себя проявить.

Особую роль в поведении человека играют его убеждения. Убеждения позволяют нам контролировать свою природу посредством разума и веры. Некоторые люди не причиняют другим вреда потому, что считают это неправильным. Может быть даже иногда они это делают в ущерб своим интересам и в ущерб собственной безопасности, но если их убеждения сильны, то они будут вести себя так, как считают нужным, а не так, как им хочется или как они должны. Эти люди неидеальны, у них свои грешки, свои недостатки, свои слабости, но до определенного момента они могут быть весьма миролюбивыми. Этим определенным моментом может стать, к примеру, вопрос их выживания, когда они предпочтут сохранить свою жизнь в ущерб интересам других людей. Но убеждения дело тонкое, люди склонны их менять, когда им это выгодно или в тех случаях, когда они перестают во что-то верить. К примеру, есть люди, которые придерживаются убеждений, согласно которым причинять вред другим людям не только можно, но и нужно. Некоторые преступники, с которыми мне довелось общаться в свое время, говорили, что считают людей мусором и грязью, поэтому от них нужно избавляться. Они были твердо убеждены в том, что насилие, которое они чинили, было таким же естественным явлением, как, например, поедание хищниками травоядных. Так что не все видят мир так, как его видим мы. Поэтому наличие хороших законов и суровость наказания за проявление насилия, нашему обществу необходимы как воздух. Однако даже самые суровые законы и страх перед наказанием не способны полностью лишить общество насилия, так как люди испытывают в нем потребность. Речь может идти как о защите от кого-то, как в животном мире, так и о преследовании каких-то своих хищнических целей. И в том и в другом случае приходится прибегать к насилию. А некоторые люди совершают насилие потому, что получают от него удовольствие. Ниже я объясню смысл этого удовольствия.

Но прежде мне хотелось бы обратить ваше внимание на взгляды некоторых людей на проблему насилия в нашем обществе. Некоторые психологи в частности утверждают, что телевидение и компьютерные игры провоцируют насилие в обществе. Якобы, жизнь отражает телевидение, а не наоборот. Я так не считаю. Я считаю, что именно телевидение отражает жизнь, причем лишь частично. В действительности, никакое насилие на экране телевизора или на мониторе компьютера не отразит всех тех форм насилия, которые существуют в нашем обществе. Мы ведь с вами знаем, что насилие было всегда, задолго до телевидения, компьютерных игр и даже книг. Люди всегда были злыми и жестокими. Разумеется, хорошие качества в них тоже были и есть, такие как доброта, сострадание, милосердие, любовь. И эти качества также не имеют прямого отношения к различным источникам информации, включая телевидение. Они есть внутри нас. И если мы хотим руководствоваться преимущественно ими, то их нужно развивать. Различные источники информации, включая телевидение, могут программировать нас на определенный образ жизни и определенные действия. Но почему-то к хорошему, доброму, чистому и светлому многих людей приучить сложнее, чем к плохому. Иначе бы нам не нужны были законы в качестве сдерживающего фактора.

Мне известны случаи, когда дети, не видевшие в своей жизни, ни телевизора, ни компьютера, тем не менее были очень жестокими по отношению к слабым, а в некоторых случаях и к своим родителям. Их никто не учил тому, как совершать насилие, к некоторым из них никто никогда не применял насилия, из-за которого они могли бы озлобиться. Тем не менее, эти дети совершали насильственные действия, просто потому что хотели этого. Они давали волю своей природной агрессии. А хотите знать, почему от доброты, бывают так жестоки дети? Потому что доброта для них – это проявление слабости. А в природе, как мы с вами знаем, на слабых нападают. Слабость провоцирует агрессию. Но вернемся к телевидению и прочим источникам информации, чтобы понять еще один очень важный момент, связанный с насилием.

Давайте подумаем, почему средства массовой информации так много рассказывают нам о насилии? Ведь его действительно очень много в тех же новостях. Может быть они хотят нас запугать, показав, в каком опасном мире мы живем? Может это заговор какой-нибудь, цель которого контролировать общество с помощью страха? Думаю, что все намного проще – нам предоставляют именно такую информацию, к которой мы проявляем наибольший интерес. А мы проявляем большой интерес к насилию. Нам часто рассказывают о том, как где-то кого-то убили, обокрали, обманули и мы все равно никак не насытимся этой негативной информацией. Почему? Почему негатив привлекает наше внимание и удерживает его? Я считаю, что все дело в том, что такая информация важна для нашей жизни – она способна уберечь нас от потенциальной опасности, предупреждая нас о ней, поэтому мы придаем ей такое важное значение. Хорошие новости могут поднять нам настроение, но они для нас не столько важны, по сравнению с негативными новостями, ибо все хорошее для нас является нормой. А вот все плохое и страшное задевает нас лучше, потому что обращается к нашей потребности в выживании. Чтобы выжить, любое живое существо должно придавать значение всем видам угроз, с которыми оно сталкивается или может столкнуться. Если этого не делать, тогда можно погибнуть. Представьте себе не бдительную и безразличную к любым шевелениям в кустах антилопу, да она сразу же станет добычей хищника. И если все антилопы станут такими безразличными к одним только намекам на опасность, они вымрут. Вот поэтому человеческий мозг так жадно потребляет информацию, связанную с опасностью. Если не хочешь, чтобы тебя съели, тогда проявляй интерес ко всему тому, что представляет для тебя опасность.

И еще один важный момент, связанный с мнением людей о насилии. По мнению некоторых психологов, насилие связано с неудовлетворенными потребностями людей. И якобы, если эти потребности удовлетворить, то люди не станут прибегать к насилию. Я считаю, что это частичное заблуждение. Действительно, если у человека не удовлетворены его основные потребности, он становится агрессивным и склонным к насилию. Но и удовлетворив свои потребности, человек может прибегать к насилию, что мы неоднократно наблюдаем со стороны некоторых неплохо устроившихся в жизни людей, которые, как говорят в народе, с жиру бесятся, когда причиняют вред другим людям. Это происходит потому, что насилие – это сама по себе потребность, нуждающаяся в удовлетворении. Сколько человеку не дай того, в чем он нуждается и чего он хочет, он все равно будет совершать насильственные действия в отношении других людей, преимущественно тех, кто слабее его, имея на то желание и возможности. Поэтому в людей, которые в своей жизни мухи не обидели, я не верю. Но я верю в то, что человек может быть по большей части хорошим, добрым, миролюбивым, отзывчивым, нежели злым и агрессивным, если в его жизни все будет складываться хорошо и он будет придерживаться миролюбивых убеждений.

Человек не плохой и не хороший, не злой и не добрый, он такой, каким должен быть, чтобы выжить в этом мире. Но это не означает, что нам можно перекладывать вину за свое дурное поведение на обстоятельства, оправдывая тем самым свое или чужое насилие. Нам хочется думать, что мы хорошие, добрые, что это жизнь делает нас злыми, а обстоятельства вынуждает совершать насилие, но это не так. Мы добрые, хорошие, только не всегда и не со всеми. Иногда мы можем быть злыми, мстительными, коварными, подлыми и жестокими. И это не всегда связано с теми обстоятельствами, в которые мы поставлены. Часто это связано с теми качествами, которые мы сами в себе поддерживаем и развиваем, делая тот или иной выбор в различных ситуациях. Очень легко сделать выбор в пользу насилия, когда у тебя есть возможность его совершить и тебе это может помочь добиться своих целей. Гораздо сложнее воздержаться от такого соблазна и поступить по совести, по справедливости, по-человечески, принимая во внимание интересы и желания других людей, даже если они намного слабее тебя.

Давайте вернемся к тому, каким бывает насилие, чтобы понять, как часто мы сами используем различные его формы для достижения своих целей. Ведь некоторые из нас могут думать, что они не пользуются насилием в своей жизни и всегда поступают справедливо, по совести, с учетом интересов и желаний других людей. Но это может быть не так. Потому что речь совсем необязательно может идти о физическом насилии, которое проявляется в явной форме. Обман, манипуляции, сплетни, подставы, предательство, оскорбления, унижения, подавление и даже бездействие в ситуациях, когда кому-то нужна помощь, я тоже, как вы уже знаете, отношу к определенным формам насилия. Для меня всякое желание одного человека причинить вред и ущерб другому человеку, другим людям является насилием. Потому что важен не метод достижения цели, а его результат и те последствия, к которым он приводит. Физическое насилие – это насилие в явной форме. А, скажем, ложь, провокации, подстрекательство, стравливание людей друг с другом – это завуалированное насилие, которое способно нанести людям такой же или даже более серьезный вред, как и физическое насилие. Поэтому проанализировав свое поведение, человек может понять, к какой форме насилия чаще всего прибегает именно он, желая добиться своих целей в ущерб интересам других людей. Если вы, ради достижения тех или иных своих целей, причинили другим людям вред или ущерб, действуя вопреки их желаниям, интересам и воле, я смею утверждать, что вы совершили в отношении них насильственные действия. Насколько это было необходимо, вам лучше знать. Но прибегнув к насилию вы, вполне возможно, пошли по легкому для вас пути. Можете не соглашаться с моим определением насилия, но тогда вам придется дать указанным выше поступкам, которые совершают люди для достижения своих целей, другое объяснение и другую оценку.

Давайте теперь подумаем над тем, можем ли мы обойтись без насилия, стремясь достичь своих целей или решая свои проблемы. Как вы считаете, может ли хрупкая женщина, защищая себя и своих детей от взбесившегося мужа-тирана, который намного сильнее ее, так рассчитать свои силы, чтобы не нанести ему несовместимых с жизнью увечий? А можно ли быть честным и одновременно успешным политиком? А выиграть войну, не умея стравливать своих врагов друг с другом можно? А может ли человек, поставленный в тяжелейшие жизненные условия, не причинять материального ущерба тем, кто его в эти условия поставил ради своих непомерных желаний? Может и можно воздержаться от разных форм насилия в указанных мною примерах, коих, как вы понимаете, может быть намного больше, да только зачем это делать? Зачем усложнять себе жизнь, идя против своих интересов, чтобы только воздержаться от насилия? Да и невозможно это сделать, ибо в таком случае придется сдать свои позиции везде, где только можно. Мы не можем жить без насилия, потому что оно является одним из наиболее эффективных способов решения разного рода проблем и задач. Как невозможно жить и выживать без взаимопомощи и сотрудничества, которые также часто встречаются в нашей жизни, так сложно жить и без насилия. Поэтому и имеем мы врожденное стремление к насилию, или можно сказать инстинкт – инстинкт насилия. Одни люди с его помощью отнимают, порабощают, завоевывают и захватывают, а другие защищаются и защищают, отстаивают и выживают.

Теперь поговорим о том, к чему я обещал вернуться выше – об удовольствии, которое человек может получать, совершая насилие. Это особенно интересный момент, благодаря которому можно понять природу и смысл данного явления. Не все люди готовы признать, что получают удовольствие от наблюдаемого или причиняемого ими насилия. Мне только ярко выраженные психопаты и социопаты об этом говорили открыто. Психопаты и социопаты практически ничем друг от друга не отличаются, с точки зрения симптома: антисоциальное расстройство личности. Разница только в том, что психопатами рождаются [по мнению некоторых психологов [речь идет о генетической предрасположенности]], а социопатами становятся под воздействием среды. Эти люди прямо говорили мне, что им нравится наблюдать насилие над другими и самим его использовать, даже без особой необходимости. Но я считаю, что и другие, так сказать, нормальные люди, тоже получают удовольствие от насилия, только не признаются в этом. Почему я так считаю? А вы посмотрите, сколько в нашем мире необоснованного, необязательного и часто абсолютно ненужного насилия, которое люди, либо любят наблюдать, либо совершать. Вспомните про гладиаторские бои в Колизее и посмотрите, как сегодня люди себя развлекают с помощью боев без правил или смотря фильмы, в которых много насилия и даже творя его в виртуальном мире с помощью компьютерных игр. Людей привлекала боль, страдания, мучения, унижения и гибель других людей. А уж про разного рода бытовые конфликты, когда люди желают зла друг другу и говорить нечего. Поэтому я считаю, что многие люди хотят получать удовольствие именно от насилия, совершаемого либо ими самими, либо кем-то другим.

Почему некоторые люди получают удовольствие от наблюдаемого или совершаемого ими насилия? Какая в этом может быть практическая польза с точки зрения природы? Обычно, любое удовольствие – это стимул и одновременно награда для человека, делающего что-то нужное природе. К примеру, мы получаем удовольствие от совокупления для того, чтобы стремиться к этому процессу, благодаря которому мы размножаемся. А что же дает нам удовольствие от насилия? Вероятно, все дело в том, что таким образом мы производим естественный отбор, позволяя самым приспособленным выживать, а самым слабым погибать. Вполне возможно, что человек радуется насилию потому, что видит, как его конкуренты в борьбе за ресурсы и жизненное пространство устраняются, либо им лично, либо кем-то другим. По крайней мере из рассуждений тех людей, которые раскрывали мне все тайны своей любви к насилию, я делаю именно такие выводы. Когда другим людям плохо, нам может быть хорошо от этого именно потому, что мы избежали той участи, которая постигла их. Это, конечно, не означает, что человек человеку всегда волк. Все, как я считаю, зависит от обстоятельств. Если человек удовлетворен своей жизнью, если он понимает, как сильно мы все друг от друга зависим и умеет проявлять эмпатию, то в большинстве случаев он будет проявлять жалость и сострадание к тем, кто подвергается насилию, а не получать от этого удовольствие. Борьба за выживание совсем необязательно должна сводится к уничтожению более слабого. Сотрудничество и взаимовыручка также этому способствуют и по мнению некоторых ученых в гораздо большей степени. Тем не менее, когда люди чем-то не удовлетворены и многого не понимают, то ими управляют преимущественно агрессивные инстинкты.

Так что совершая добрые дела и помогая другим людям, мы тоже можем получать удовольствие и не только из-за соответствующих убеждений, но и благодаря врожденному стремлению к выживанию с помощью сотрудничества и взаимовыручки. Жизнь, как видите, многогранна, в ней нельзя придерживаться всегда какой-то одной стратегии выживания и развития. Иногда нужно протянуть руку помощи ближнему, а иногда и силу использовать, чтобы кого-то обойти или убрать со своего пути. Поэтому природа позволяет нам получать удовольствие, как от условно хороших, так и от условно плохих поступков.

Иногда некоторые люди не могут и не хотят устоять перед соблазном использовать силу, неважно в какой именно форме, чтобы решить какие-то свои проблемы и реализовать свои желания. Все-таки сила в нашем мире решает многое, поэтому люди ее любят и уважают. Однако мы знаем, что на одном только насилии далеко не уйдешь, что чем больше его в нашем обществе, тем менее комфортно и более опасно в нем жить. Поэтому любая борьба с насилием, прежде всего идеологическая и культурная, и реже в виде ответного насилия, является благородным и с точки зрения природы перспективным делом. На естественный отбор можно смотреть, как с точки зрения выживания самых сильных и приспособленных особей, так и с точки зрения выживания всего вида. Вот во втором случае мы можем сделать вывод, что человечеству будет намного легче выжить, если оно будет сплоченным и миролюбивым, если сильные будут помогать слабым, а не уничтожать их.

дипломная работа

2.1Теория ролей в психологии

В социальной психологии теорию ролей разрабатывали Дж. Мид, Я. Морено, Р. Линтон.

Под влиянием Мида в социальной психологии возникла школа так называемого символического интеракционизма в рамках которой стали рассматриваться ролевые теории.

Морено является родоначальником экспериментального изучения личности как совокупности ролей.

Впервые на различение понятий роли и статуса указал Р. Линтон. Статус можно определить как сочетание прав и обязанностей. Роль - динамический аспект статуса; связующее звено между индивидуальным поведением и социальной структурой. Статус - социальная позиция личности, а роль - определенная демонстрация этой позиции .

Т.е. индивид выполняет роль, когда он осуществляет свои права и обязанности.

Э.Гоффман выдвинул концепцию «социальной драматургии», проводя в ней почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением.

Основными понятиями, которыми пользуются ролевые теории, являются понятия «статус», «позиция», «роль».

Наиболее общее определение этих понятий:

Т.Сабрин - статус как «сочетание прав и обязанностей, обусловленных положением человека в той или другой социальной группе».

Р.Кэттел - статус как результат выполнения роли человеком, занимающим определенную позицию в своей группе, т.е. достижения и репутации.

Термин позиция всегда относится к признанной категории лиц, для которых базисом такой дифференциации является общее их поведений или общие реакции других людей по отношению к ним. Позиция в отличии от статуса выражает не внешнее от личности условие, а скорее внутреннее отношение человека к статусу и своеобразие его деятельности в пределах статуса.

Влияние агрессивных видов спорта на личность спортсмена

Трудно определить, выбирает ли индивид с агрессивными наклонностями сам вид спорта и игровое амплуа в команде, требующее проявления агрессивности...

Влияние лидерских качеств баскетболисток 13-15 лет на эффективность тренировочной деятельности

Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: · роль инструментального, или делового, лидера...

Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье

По древней герметической доктрине, цивилизация, как и все живое, развивается и функционирует согласно семи герметическим законам, один из которых - закон пола. Мужское начало всегда задавало направление, структуру; женское - наполняло энергией...

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

С точки зрения Г.М.Андреевой для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим...

Изучение влияния стилей семейного воспитания на психическое развитие подростков

Психологический инфантилизм - форма задержки при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции...

Организация межличностных отношений в спортивной группе

Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: - роль инструментального, или делового, лидера...

Особенности гендерных ролей музыкантов

1.1 Представление о маскулинности, фемининности и андрогинности Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus -- мужской ufemininus -- женский) -- нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах...

Представление об адекватности организации своего внешнего вида у замужних и незамужних женщин

Каждый из нас имеет какой-либо статус и исполняют определённые роли. Довольно часто статус тесно взаимосвязан с ролью человека, а иногда под статусом подразумевают роль и наоборот. Нужно заметить...

Принятие роли в юношеской группе в зависимости от уровня идентичности

Существует ряд классификаций социальных ролей. Так, все их многообразие можно подразделить на роли приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу...

Должны ли женщины выполнять работу по дому? Должны ли они быть больше озабочены карьерой мужа, нежели своей собственной? Джон Уильямс, Дебра Бест и их коллеги задали эти вопросы студентам университета -представителям 14 разных культур...

Проблема гендерных различий в современном мире

За последние полстолетия гендерные роли резко изменились. В 1938г. Лишь один из пяти американцев одобрял “замужнюю женщину, работающую в бизнесе или промышленности, при условии если муж способен содержать её”. В 1993г...

Проблема доминирования в семье (главенство ролей)

Как уже говорилось, характер распределения обязанностей по их выполнению между супругами является основанием для деления семей на традиционные и эгалитарные...

Проблема социализации личности

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов...

Проблемы власти и зависимости в семье

Чем отличается семья с патриархальными нравами от большинства других семей? Это не обязательно конфликтная и проблемная семья, напротив, она может быть очень дружной, но отец здесь - это глава семьи, фактически, а не номинально...

Теория ролей

Работу выполнила:

Ахметсафина А.И.

Группа ОФ:118/165-3-1


Джордж Герберт Мид

Американский философ, социолог, представитель Чикагской социологической школы, один из основоположников символического интеракционизма.

Развил его идею об обществе как построенном на обмене жестами и символами: интеракции осуществляются посредством языка, через обмен жестами, символами. Благодаря значимым символам люди легче представляют последствия своего поведения с точки зрения других и легче адаптируются к их ожиданиям. Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение. Через принятие роли индивиды развивают «самость» - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль.


  • Мид Дж. Г. «Разум, Я и Общество» (1934)
  • Мид Дж. Г. «Философия действий» (1938)
  • Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований.

  • 1. Я (I) - это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.
  • 2. Мне (Me) - это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю. Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие. Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.

  • Стадия имитации, на которой ребенок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп.
  • Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».
  • Стадия игры (коллективного играния ролей) (game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами, например, когда группа детей 5-8 лет распределяет какие-либо роли: «дочки-матери», «казаки-разбойники», «Штирлиц-Мюллер» и т. д.

Теория ролей

Важным в Теории ролей является утверждение о том, что основной механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью. Личность рассматривается как совокупность ее социальных ролей. Согласно эти взглядам, человек никогда не остается «просто человеком», а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и общественных нормативов.


  • В социологическом – как система ролевых ожиданий, т.е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личности человека и овладения им социальными ролями;
  • В социально-психологическом – как исполнение роли и реализации межличностного взаимодействия;
  • В психологическом – как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет.

Взаимосвязь этих трех аспектов и представляет собой ролевой механизм личности. При этом ведущими считаются социальные ролевые ожидания, определяющие поведение человека, за что концепция интеракционизма самим основоположником, Дж.Мидом, названа «социальным бихевиоризм».

Одно из важнейших понятий Теории ролей – “принятие роли другого”, т.е. представление себя на месте партнера по взаимодействию и понимание его ролевого поведения. При этом человек приводит свои ожидания по отношению к этому человеку в соответствие с его социальными ролями. Без этого человек не может стать социальным существом и осознать значимость своих поступков.

Теория действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс). Социолог Т. Парсонс предложил описание структуры социального действия, которое включает в себя:

а) деятель;

б) «другой» (объект, на который направлено действие);

в) нормы (по которым организуется взаимодействие;

г) ценности (которые принимает каждый участник);

д) ситуация (в которой совершается действие).

Данная схема оказалась слишком абстрактной, а потому непригодной для эмпирического анализа.

Теория социального обмена (необихевиоризм) Дж. Хоманса. Хоманс считал, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Сформулировал 4 принципа взаимодействия :

Ч ем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться. Е сли вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия. Е сли вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения. К огда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Таким образом, Хоманс рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Теория социальной связи Я. Щепаньского. В данной теории описывается развитие взаимодействие. Центральным понятием является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

а) пространственного контакта;

б) психического контакта (взаимная заинтересованность);

в) социального контакта (совместная деятельность);

г) взаимодействия (определяется как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера);

д) социального отношения.

Психоаналитическая теория взаимодействия (З. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливан). З. Фрейд считал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Семья является прототипом взаимоотношений с внешним миром.

К. Хорни 3 возможные компенсирующие стратегии, которые вырабатываются с детства и определяют характер взаимодействия с окружающими людьми:

    движение к людям ;

    движение против людей ;

    движение от людей.

Обычно все три стратегии используются достаточно равномерно, преобладании какой-нибудь одной может указывать на невроз.

Теория управления впечатлением Э. Гофман. В основе теории лежит предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление. Для проявления и выражения символического значения, с помощью которого можно произвести хорошее впечатление на других, люди сами готовят и создают соответствующие ситуации. Эту концепцию называют также теорией социальной драматургии.

Интеракционистская теория (Г. Блюмер, Дж. Мид, Ч. Кули, Р. Линтон и др.). Ключевое понятие «взаимодействие» - откуда и название направления, в рамках которого разрабатывались теория символического интеракционизма, ролевая теория.

Теория символического интеракционизма Дж. Мида, Г. Блюмера. Любое взаимодействие людей осуществляется с помощью символов. Без символов не может быть ни человеческого общения, ни человеческого общества, так как символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут общаться. Блюмер сформулировал 3 основных положения теории : ч еловеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям; э ти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами; з начения являются результатом интерпретации символов, окружающих каждого индивида.

Теория роли (Т. Сарбин, Дж. Мид, Т. Шибутани). Чтобы интеракция продолжалась, каждый вовлеченный в нее должен еще и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли».

Социальная роль –

1. совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию;

2. сумма ожиданий человека по отношению к самому себе - «каким я должен быть»;

3. реальное поведение человека в той или иной позиции.

Т Шибутани (1969) различает конвенциональные и межличностные роли. Конвенциональные роли означают предписанный шаблон поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Обучение этим ролям происходит в процессе участия в организованных группах. Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.

включение во взаимодействие; этап контроля – установление иерархии в отношении, стремление контролировать ситуацию или, в противном случае, находиться под контролем другого человека; интимность .

Экспериментальная схема регистрации взаимодействий Р.Ф. Бейлза. Бейлз разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия людей. При помощи метода наблюдения фиксируются реальные проявления взаимодействия в соответствии с 4 категориями или областями взаимодействия:

1. Область позитивных эмоций:

а) солидарность

б) снятие напряжения

в) согласие

2. Область решения проблем:

а) предложение, указание

б) мнение

в) ориентация других

3. Область постановки проблем:

а) просьба об информации

б) просьба высказать мнение

в) просьба об указании

4. Область негативных эмоций

а) несогласие

б) создание напряженности

в) демонстрация антагонизма.

Теория транзактного анализа Э. Берна.

Э. Берн для обозначения функциональной единицы общения ввел понятие трансакции. Трансакция представляет собой взаимодействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я – субъекта . Выделено три основных эго – состояния, в которых может находиться человек:

Эго-состояние Родитель проявляется в стремлении человека соответствовать нормам социального контроля, реализовывать идеальные требования, запреты, догмы и т.п.

Эго-состояние Взрослый обнаруживает себя в стремлении человека реально оценить ситуацию, рационально и компетентно решить все вопросы.

Эго-состояние Ребенок связано с эмоциональными переживаниями индивида.

Таблица 3. Внешние проявления эго-состояний

Проявления

Родитель

Взрослый

Ребенок

Характерные слова и выражения

    Все знаю, что…

    Ты никогда не должен…

    Я не понимаю, как это допускают…

Как? Что? Когда? Где? Почему?

Возможно… Вероятно… и т.п.

    Я сердит на тебя…

    Здорово…

    Отлично…

    Отвратительно…

Интонации

Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие и т.п.

Связанные с реальностью.

Очень эмоциональные.

Характерное состояние

Надменное, сверхправильное, очень приличное и т.п.

Внимательность, поиск информации.

Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное.

Выражение лица

Нахмуренное, недовольное, обеспокоенное.

Открытые глаза, максимум внимания.

Угнетенное, подавленное, удивленное, восторженное и т.п.

Характерные позы.

Руки в бока, «указующий перст», руки сложены на груди.

Тело наклонено к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним.

Спонтанная подвижность (сжимает кулаки, дергает пуговицу и т.п.

Виды транзакций:

    Дополнительные или параллельные: трансакции – стимул и трансакция – ответ не пересекаются, но дополняют друг друга. Бывают равные и неравные дополнительные трансакции.

    Пересекающиеся: трансакции – стимул и трансакции – ответ не совпадают (на схеме изображаются в виде пересекающихся векторов). Именно пересекающиеся трансакции часто являются причиной или следствием конфликта.

    Скрытые: те трансакции, смысл которых не связан с наблюдаемым поведением; включают в себя одновременно два уровня – явный, выраженный вербально (социальный) и скрытый, подразумеваемый (психологический). Явное и скрытое взаимодействие происходит с различных позиций. Обычно явное, открытое другим присутствующим, происходит с позиций Взрослый – Взрослый, скрытое взаимодействие, направленное только к партнеру, происходит с иной позиции. Скрытые трансакции бывают угловые и двойные.

Стандартные цепочки трансакций образуют игры , которые противопоставляется спонтанному, открытому общению. Игры осуществляются для получения определенных «вознаграждений»: снятия напряжения, похвалы, структурирования времени, сочувствия и т.д. Различают 3 типа игр: в жертву, преследователя и избавителя.

Кроме анализа игр Э.Берн считал важным анализировать жизненные сценарии . Под сценарием он понимал «то, что человек собирается сделать в будущем» (Берн Э., 2003). То, что получается на самом деле, он называл жизненным путем. Основой жизненного сценария человека является его Родительское программирование. Ребенок принимает его по следующим причинам:

    он получает уже готовую цель жизни, которую в противном случае пришлось бы выбирать самому;

    программирование родителей дает ребенку уже готовый вариант структурирования своего времени, тем более что он будет одобрен родителями;

    ребенку нужно просто объяснить, как делать те или иные вещи и как вести себя в некоторых ситуациях (узнавать все самому интересно, но очень непродуктивно учиться на своих ошибках).

Следующий шаг транзактного анализа – анализ позиции , которая отражает отношение человека к миру вообще, к своему окружению – друзьям и врагам. Позиции бывают двусторонние и трехсторонние.

Двусторонние позиции базируются на понятиях «хорошо» (+) и «плохо» (-). Выделяют 4 основные позиции:

    Я (-) – Ты (+). Я – плохой, ты – хороший. Это позиция, с которой человек рождается. С психологической точки зрения она депрессивна, а с точки зрения социальной – это самоуничижение. У взрослого человека может способствовать появлению зависти по отношению к окружающим. А ребенка эта позиция часто побуждает подражать окружающим, учится у них, она может трансформироваться со временем в 3 другие;

    Я (+) – Ты (-). Я – хороший, ты – плохой. Это точка зрения превосходства, высокомерия, снобизма. Может сформироваться в детоцентрических семьях, когда ребенок видит, что все делается для него и ради него. В транзактной теории эта позиция трактуется как тупиковая: если я – лучше всех, то на кого мне равняться, у кого учиться, к чьим словам прислушиваться?

    Я (-) – Ты (-). Я – плохой, ты – плохой. Это установка безнадежности, которая может лежать в основе аутоагрессии и быть причиной суицидального поведения. Часто формируется в семьях риска, где ребенок чувствует себя заброшенным, никому не нужным, а поведение родителей не соответствует социальным нормам.

    Я (+) – Ты (+). Я – хороший, ты – хороший. Это позиция здоровой, социально зрелой личности, которая отражает достойную жизнь, позитивный взгляд на ситуацию, веру в успех.

Трехсторонние позиции включают компоненты Я, Ты и Они.

    Я (+), Ты (+), Они (+). В демократическом обществе эту позицию могут занимать целые семьи. Ее можно считать идеалом. Лозунг: «Мы любим всех!»

    Я (+), Ты (+), Они (-). Эта позиция необъективная, как правило, ее занимает болтун, сноб или хулиган. Лозунг: «Мне нет до них дела!»

    Я (+), Ты (-), Они (+). Это позиция недовольного человека, например, миссионера: «Вы не так хороши, как те».

    Я (+), Ты (-), Они (-). Это позиция критически настроенного человека, который смотрит на всех свысока: «Все обязаны преклоняться предо мной и быть таким, как я».

    Я (-), Ты (+), Они (+). Позиция унижающего себя человека, святого или мазохиста. Лозунг: «Я хуже всех в этом мире!»

    Я (-), Ты (+), Они (-). Позиция подхалима, когда человек делает это не по необходимости, а из снобизма: «Я пресмыкаюсь, и награда ждет меня, а не тех людей».

    Я (-), Ты (-), Они (+). Позиция угодливой зависти или политической акции: «Она не любят нас, потому что мы хуже их».

    Я (-), Ты (-), Они (-). Позиция пессимистов и циников, тех, кто уверен: «В наше время нет хороших людей».

Позиции тесно связаны с жизненным сценарием и часто влияют на характер игр.

Вопросы для самопроверки:

    Опишите структуру взаимодействия.

    Какие социально-психологические феномены могут возникнуть в процессе интеракции?

    Какие стратегии взаимодействия описал К. Томас?

    Назовите функции конфликта?

    Какие психоаналитические теории взаимодействия вы знаете?

    Перечислите аспекты социальной роли.

    Какие Эго – состояния выделил Э.Берн?

    Назовите виды транзакций.

    Какие области взаимодействия выделил Р. Бейлз?

    Перечислите принципы социального взаимодействия, сформулированные Дж. Хомансом?