Перерасчет за газ. Перерасчет по газу Производится ли перерасчёт при длительном отсутствии

  • Дата: 02.05.2020

Перерасчет платы за газ имеет, как показывает практика, некоторые особенности. Размер и порядок начислений зависят от субъекта Российской Федерации и не всегда соответствуют федеральному законодательству.

Порядок перерасчета платы за газ: что говорит законодательство

Правила поставки газа для обеспечения нужд граждан регулируют в действующем законодательстве два подзаконных нормативных акта: постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (Правила № 549) и от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Правила № 354).

Порядок применения норм законов уточнен в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14. При поставке газа для коммунально-бытовых нужд граждан регулирование осуществляется в соответствии с Правилами № 549, а Правила № 354 не применяются, о чем сказано в подп. «б» п. 2 Правил № 354.

Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (МКД), жилых домов, в т. ч. отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (п. 1 Правил № 354).

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». В соответствии с указанным законом разработаны Правила № 549, которые регулируют правоотношения между поставщиком газа и собственниками помещений в МКД:

  • непосредственно управляющими МКД;
  • выбравшими управление ТСЖ, ЖСК, СПК либо управление управляющей организацией (УО), в случае если такой МКД не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета газа;
  • в домах, оборудованных прибором (узлом) учета газа, в случае если они не заключили договор о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с организацией, которая приобретает у поставщика газ для оказания такой коммунальной услуги;
  • УО, ТСЖ, ЖСК, СПК, приобретающими газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.

Жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о чем указано в пп. 10 и 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ газоснабжение (в т. ч. поставка бытового газа в баллонах) отнесено к коммунальным услугам. Жилищные отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг, в соответствии со ст. 5 и 8 ЖК РФ регулируется специальным законодательством с учетом требований Жилищного кодекса.

  • Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, при проведении ремонтных и профилактических работ

Отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами № 354.

В Правилах № 549 не урегулированы отдельные вопросы взаимоотношений между поставщиками газа - исполнителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами № 354, и потребителями, в т. ч. порядок перерасчета размера платы за газ в период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, случаи и основания изменения размера платы за газ при отклонении его свойств и давления от требований действующего законодательства и превышения допустимой продолжительности перерыва в его подаче, срок снятия потребителем показаний приборов учета, а также передачи их поставщику.

Урегулирование указанных правоотношений между поставщиками газа и непосредственными потребителями необходимо в силу требований Жилищного кодекса. В частности, при временном отсутствии граждан плата за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемая исходя из нормативов потребления, в соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ определяется с учетом периода временного отсутствия потребителей в порядке, утверждаемом Правительством РФ. Норматив потребления коммунальных услуг - месячный расчетный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем. Ответственность за соответствующее требованиям состояние внутридомовых инженерных систем и оборудования, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в МКД несут собственники помещений или УО, заключившая с ними договор на управление МКД.

  • Непосредственное управление МКД в новых правовых условиях

В соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальные услуги изменяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Сущность указанных разъяснений, содержащихся в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14, сводится к тому, что из комплексного анализа положений Жилищного кодекса, Правил № 549, Правил № 354 следует, что отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами № 354.

Итак, указанное разъяснение прямо акцентирует внимание правоприменителей на том, что порядок перерасчета платы за газ Правилами № 549 не установлен и руководствоваться в данном случае надлежит Правилами № 354. Порядок перерасчета регламентируется в пп. 86–97 Правил № 354 и применяется в случае отсутствия потребителя в жилом помещении более пяти календарных дней подряд. Причем это отсутствие должно быть задокументировано.

В некоторых субъектах РФ для расчета энергопотребления в квартирах, где никто не зарегистрирован, исходят из среднестатистического количества членов семьи.

Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» (Постановление № 373) предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.

При этом некоторые субъекты РФ пошли по весьма неоднозначному пути, установив, условно говоря, вмененный норматив потребления газа даже в случае, если в жилом помещении никто не зарегистрирован.

Так, например, в постановлении правительства МО от 09.11.2006 № 1047/43 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа» указано, что при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и газовых водонагревателей в жилых помещениях (жилых домах, квартирах, комнатах) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан нормативы потребления природного газа определяются в целом на жилое помещение (жилой дом, квартиру, комнату) исходя из среднестатистического количества членов семьи в Московской области (2,7 чел.). При представлении в филиал ГУП газового хозяйства Московской области справок администрации муниципального образования о количестве проживающих в жилом помещении (жилом доме, квартире, комнате) норматив потребления природного газа принимается на 1 человека.

  • Заключение договоров на поставку коммунальных ресурсов между управляющей и ресурсоснабжающей организациями

Согласно приказу министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области от 16.08.2012 № 195 «Об утверждении норм и нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа» при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и (или) газовых водонагревателей в жилых домах (помещениях) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан расчеты за пользование газом производятся согласно действующим тарифам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Самарской области (2,5 чел.).

При этом практика в отношении действительности подобных региональных нормативных правовых актов является неоднозначной.

Так, например, собственник комнаты в двухкомнатной коммунальной квартире, в которой никто не зарегистрирован, обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим в части примечания упомянутого приказа минэнерго и ЖКХ Самарской области № 195. Свои требования заявитель обосновал тем, что он проживает по месту регистрации в квартире, не оборудованной индивидуальным прибором учета газа, и поэтому оплачивает услуги газоснабжения в адрес ОАО «Самарагаз» по нормативу по месту регистрации.

Как сделать перерасчет платы за газ: опыт регионов

В разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ.

Заявитель считает, что указанное приложение к Приказу № 195, предписывающее оплачивать газопотребление в помещениях, где никто не зарегистрирован, из расчета норматива потребления на 2,5 человека, ограничивает его права, так как было принято с нарушением требований Постановления № 373 и Правил установления и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (Правила № 306).

Самарский областной суд решением от 22.03.2013 удовлетворил заявленные требования, отметив, что Правилами № 306 установлена конкретная формула № 11 по расчету норматива потребления коммунальной услуги газоснабжения в жилых помещениях, которая не содержит такого показателя, как среднестатистическое количество членов семьи. Определением Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7 решение Самарского областного суда от 22.03.2013 оставлено без изменения.

В Московской области действует постановление правительства МО от 23.01.2014 № 9/1 «Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области». Указанное постановление содержит весьма интересную норму, согласно которой при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и (или) водонагревателей в жилых домах (помещениях) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них зарегистрированных граждан расчеты за пользование газом производятся согласно действующим ценам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Московской области (2,7 чел.). Это правило, установленное постановлением правительства МО от 09.11.2006 № 1047/43, также обжаловалось, однако недействительным признано не было (решение Московского областного суда от 24.01.2013 по делу № 3–8/13). Таким образом, в разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ.

Итак, весьма резонно поставить вопрос о возможности сделать перерасчет платы за газ в случае отсутствия зарегистрированных в жилом помещении граждан.

Поскольку в спорном жилом помещении собственник не зарегистрирован как по постоянному месту жительства, его непроживание в данном жилом помещении не может рассматриваться как временное отсутствие.

Пример

Собственник помещений в МКД обратился в суд с иском к ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс», ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» о возложении обязанности сделать перерасчет платы за коммунальную услугу, взыскании неосновательного обогащения в связи с тем, что в указанном жилом помещении никто не зарегистрирован, не проживает и услугой газоснабжения не пользуется, поскольку собственник зарегистрирован и постоянно проживает в другом городе. Прибором учета газа жилое помещение не оборудовано. На неоднократные обращения к ответчикам о перерасчете и возврате излишне уплаченных денежных средств получен отказ.

Признавая доказанным факт неиспользования коммунальной услуги газоснабжения в принадлежащем истцу на праве собственности жилом помещении, суд первой инстанции исходил из того, что собственник постоянно проживает и работает в другом городе, в квартире не зарегистрирован.

Апелляция с такой позицией не согласилась, отметив, что истец, зарегистрированный и проживающий в другом городе, либо иные лица не лишены возможности пользоваться услугой газоснабжения в жилом помещении, требования по перерасчету потребления газа в котором стали предметом спора. Доказательств приостановления или отказа от потребления коммунальной услуги, а также доказательств, с достоверностью подтверждающих факт непотребления услуги газоснабжения, суду истцом не предоставлено.

Поскольку в спорном жилом помещении собственник не зарегистрирован как по постоянному месту жительства, его непроживание в данном жилом помещении не может рассматриваться как временное отсутствие, в связи с чем суд посчитал невозможным применение к рассматриваемым правоотношениям положений о перерасчете платы за коммунальные услуги, предусмотренных пп. 86–97 Правил № 354, и отказал в удовлетворении заявленных требований (апелляционное определение Мурманского областного суда от 18.12.2013 по делу № 33–4178).

Рассматриваемый пример - это классический случай возложения обязанности доказать «наличие отсутствия», что объективно не всегда возможно. При этом суд посчитал, что постоянное отсутствие в жилом помещении в данном случае не может считаться основанием для перерасчета платы по правилам о временном отсутствии, согласно которым заявление на перерасчет можно подать до начала периода временного отсутствия или по окончании такого отсутствия, но не позднее 30 дней после возвращения домой. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие продолжительность отсутствия потребителя.

Пример

Д. обратилась в суд с иском к ответчику об обязании сделать перерасчет объема потребленного газа, указав, что 5 июля 2013 г. в принадлежащей ей квартире произведен первичный пуск газа, при этом было выявлено, что срок поверки счетчика истек. Истцом был приобретен новый счетчик и 15 июля 2013 г. установлен. 19 июля 2013 г. между истцом и ответчиком был заключен договор на поставку газа. Вместе с договором была выдана абонентская книжка и начислена по нормативу плата за потребленный газ. Ссылалась на то, что газом она не пользовалась, проверка первоначального счетчика установила, что он исправен, с учетом уточнения иска истец просила отменить расчет по нормативу, вернуть ей денежные средства, затраченные на экспертизу.

Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, отклонив довод о непроживании в квартире в спорный период времени. Суд указал, что п. 31 Правил № 549 дает поставщику газа основание для начисления стоимости потребленного газа исходя из норматива потребления. Единственным основанием для неприменения п. 31 Правил № 549 является заблаговременное уведомление поставщика газа абонентом о непредоставлении показаний по приборам учета при отсутствии всех проживающих в жилом помещении (жилом доме) граждан более 1 месяца. При этом отсутствие в жилом помещении истца носило не временный, а постоянный и продолжительный характер (апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.04.2014 по делу № 33–1190/2014).

Таким образом, в разных регионах складывается различная практика начисления платы за поставляемый газ и различные правила по его перерасчету. Впрочем, с учетом последней позиции Верховного Суда, отраженной в судебном акте (определении Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7), которым был признан недействительным пункт о введении повышающих коэффициентов постановления правительства Самарской области, есть небольшой шанс на выравнивание практики с учетом как минимум признания незаконности повышающих коэффициентов.

На какиие законы, положения ссылаться?
Ксения
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 25.12.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
86. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «е» и «д» пункта 4 настоящих Правил.
91. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
За какой период можно сделать перерасчет за газ в случае отсутствия прописанного человека (имеется свидетельство о регистрации в другом городе и справки об отсутствии задолженности за газ на том месте проживания).
Ксения

За весь период отсутствия, при условии, что вы подали заявление в теч 30 дней после окончания периода отсутствия

имеется свидетельство о регистрации
Ксения

О временной регистрации или постоянной?

93. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

В разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ.

Правила поставки газа для обеспечения нужд граждан регулируют в действующем законодательстве два подзаконных нормативных акта: постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (Правила № 549) и от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Правила № 354). Жилищный кодекс

ФЗ об электроэнергетике

ФЗ о теплоснабжении

ФЗ о водоснабжении и водоотведении

Правила предоставления коммунальных услуг

Правила изменения размера платы. Порядок применения норм законов уточнен в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14. При поставке газа для коммунально-бытовых нужд граждан регулирование осуществляется в соответствии с Правилами № 549, а Правила № 354 не применяются, о чем сказано в подп. «б» п. 2 Правил № 354. Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (МКД), жилых домов, в т. ч. отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (п. 1 Правил № 354). Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В соответствии с указанным законом разработаны Правила № 549, которые регулируют правоотношения между поставщиком газа и собственниками помещений в МКД: непосредственно управляющими МКД; выбравшими управление ТСЖ, ЖСК, СПК либо управление управляющей организацией (УО), в случае если такой МКД не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета газа; в домах, оборудованных прибором (узлом) учета газа, в случае если они не заключили договор о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с организацией, которая приобретает у поставщика газ для оказания такой коммунальной услуги; УО, ТСЖ, ЖСК, СПК, приобретающими газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению. Жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о чем указано в пп. 10 и 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, при проведении ремонтных и профилактических работ Отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах — Правилами № 354.

В Правилах № 549 не урегулированы отдельные вопросы взаимоотношений между поставщиками газа — исполнителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами № 354, и потребителями, в т. ч. порядок перерасчета размера платы за газ в период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, случаи и основания изменения размера платы за газ при отклонении его свойств и давления от требований действующего законодательства и превышения допустимой продолжительности перерыва в его подаче, срок снятия потребителем показаний приборов учета, а также передачи их поставщику. Сущность указанных разъяснений, содержащихся в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14, сводится к тому, что из комплексного анализа положений Жилищного кодекса , Правил № 549, Правил № 354 следует, что отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах — Правилами № 354. Итак, указанное разъяснение прямо акцентирует внимание правоприменителей на том, что порядок перерасчета платы за газ Правилами № 549 не установлен и руководствоваться в данном случае надлежит Правилами № 354. Порядок перерасчета регламентируется в пп. 86-97 Правил № 354 и применяется в случае отсутствия потребителя в жилом помещении более пяти календарных дней подряд. Причем это отсутствие должно быть задокументировано. В некоторых субъектах РФ для расчета энергопотребления в квартирах, где никто не зарегистрирован, исходят из среднестатистического количества членов семьи. Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» (Постановление № 373) предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. При этом некоторые субъекты РФ пошли по весьма неоднозначному пути, установив, условно говоря, вмененный норматив потребления газа даже в случае, если в жилом помещении никто не зарегистрирован.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством

У потребителя есть право на перерасчет коммунальных платежей в сторону уменьшения в таких случаях:
— потребитель временно отсутствовал в жилом помещении;
— предоставленные коммунальные услуги были ненадлежащего качества;
— перерыв в предоставленных коммунальных услугах продолжался дольше, чем это положено по закону.

Порядок проведения перерасчётов начислений


При временном (более 5 дней) отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за природный газ. Перерасчет начислений производится на основании письменного заявления потребителя о перерасчете, но не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия.

Документы, необходимые для перерасчета при временном отсутствии:

Документ органа, осуществляющего временную регистрацию потребителя по месту его временного пребывания;

Справка от председателя садоводческого кооператива, подтверждающая период временного проживания в дачном кооперативе;

Справка от председателя ЖСК или ТСЖ, подтверждающая период временного проживания потребителя по данному адресу;

Справка, подтверждающая период временного пребывания потребителя по месту нахождения учебного заведения;

Справка из воинской части, подтверждающая временное пребывание в воинской части;

Проездные билеты, оформленные на имя потребителя;

Копия командировочного удостоверения;

Справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

Справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной.

Документы, необходимые при перерасчете при изменении численности прописанных человек:

Справка из ЖКО о составе семьи;

Прописка или выписка по данным паспорта.

Документы, необходимые при перерасчете при изменении типа учета потребления:

Акт о снятии или установки счетчика;

Акт об установки газового котла.

Документы, необходимые при перерасчете в связи с отключением от газоснабжения:

Акт о непроживании;

Справка из ГРО об отключении;

Акт об установке пломбы на кран опуска (благоустроенное жилье);

Акт об установке заглушки, замка, сгона на кран опуска.

Если у вас имеется прибор учета газа и вы не сообщили показания в текущем месяце, начисления производятся исходя из среднемесячного объема потребления, но не более 3 месяцев подряд. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного природного газа определяется в соответствии с нормативами потребления. После сообщения показаний начисления, произведенные при отсутствии показаний расхода газа, сторнируются (пересчитываются).

В последнее время участились случаи нарушений, связанных с периодичностью проведения абонентами поверки индивидуальных приборов учета - газовых счетчиков. В большей степени это связано не только с не знанием обязанностей потребителя коммунальных услуг, но и зачастую и поверхностным отношением и самих работников газовой службы. Если подойти с точки видения законодательства, то в соответствии с п. 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунальных нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008, с момента истечения срока межповерочного интервала счетчиков, начисления за газ производится по нормативам потребления.

Согласно п.21 данных Правил обязанность обеспечивать в установленные сроки представление счетчика газа для проведения поверки возложена на абонента. Доставка газовых счётчиков на поверку, затраты на поверку, а также на ремонт счётчиков, их замену и возможные затраты на изменение внутридомовых газовых сетей в связи с заменой счётчика возложены так же на абонентов, поскольку они являются собственниками и несут ответственность по их содержанию, что предусмотрено ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Существует два способа проведения поверки - с демонтажем счетного узла и без демонтажа. При выбраковке газового счетчика Государственная поверка производится специалистами аккредитованной организации - ФБУ «Государственный региональный Центр стандартизации, метрологии и испытаний. Проверка оборудования производится предприятием газового хозяйства не реже одного раза в полугодие и, поскольку обязанность её проведения возложена на поставщика газа Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, она должна осуществляться на безвозмездной основе. Оплата за дополнительные услуги производится абонентом в момент оказания услуг.

Что касается абонентского обслуживания вашего газового оборудования, то в целом заключение такого договора законом не запрещено, но навязывать техническое обслуживание поставщик газа не имеет права (ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»). Таким образом, вы можете отказаться от оплаты любых дополнительных платежей, кроме собственно стоимости потребляемого газа.

Иными словами, подобные действия поставщика газа возлагают на население дополнительные расходы по оплате услуг сверх регулируемых государством цен, что является неправомерным и нарушает права неограниченного круга граждан.

Для защиты своих прав вам следует обратиться с жалобой в территориальное управление Роспотребнадзора, а также — в Федеральную антимонопольную службу с просьбой о привлечении организации к ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ.

Еще один важнейший аспект: требование о заключении договора является нарушением статьи 421 Гражданского кодекса РФ («Свобода договора»: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Всякое ПОНУЖДЕНИЕ к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством…»). Ст.3 п.6 ГК РФ позволяет сделать вывод, что постановление правительства РФ — это «…иной нормативный акт…», но юридически законом не является и высший юридический приоритет принадлежит Гражданскому кодексу РФ. Того, кто вынужден впервые подключаться к газу, можно заставить подписать договор благодаря формулировке

«…или добровольно принятым обязательством…» А как быть с теми, кому услуга по техническому обслуживанию газового оборудования уже давно предоставлена? Эту категорию граждан никак нельзя заставить: никаких новых «добровольно принятых обязательств» они на себя не взяли… В советские времена стоимость обслуживания газового оборудования входила в цену поставляемого газа. Сейчас никто не может объяснить, по какому принципу формируются навязываемые потребителю цены. Никто не может ответить на вопрос: почему создают «иные правовые акты», содержание которых противоречит действующему законодательству. Объяснение только одно: наши люди самые послушные в мире. Что ожидает нас, послушных людей, если мы откажемся заключать договор на техобслуживание газовых приборов? Нам остается только посочувствовать.


Особое внимание следует обращать в случае смены владельца собственности. При покупке собственности необходимо получить от продавца выписку из лицевого счета об отсутствии задолженности на момент продажи с указанием показания прибора учёта газа (если установлен), а при продаже собственности предоставить такую справку покупателю, чтобы избежать неприятностей для обеих сторон по поводу неожиданного обнаружения наличия долга по оплате за потреблённый газ.

Заявитель считает, что указанное приложение к Приказу № 195, предписывающее оплачивать газопотребление в помещениях, где никто не зарегистрирован, из расчета норматива потребления на 2,5 человека, ограничивает его права, так как было принято с нарушением требований Постановления № 373 и Правил установления и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (Правила № 306).

Таким образом, в разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ. Итак, весьма резонно поставить вопрос о возможности сделать перерасчет платы за газ в случае отсутствия зарегистрированных в жилом помещении граждан. Поскольку в спорном жилом помещении собственник не зарегистрирован как по постоянному месту жительства, его непроживание в данном жилом помещении не может рассматриваться как временное отсутствие.

Пример абонент (потребитель газа) обратился в суд с иском к ответчику об обязании сделать перерасчет объема потребленного газа, указав, что 5 июля 2013 г. в принадлежащей ей квартире произведен первичный пуск газа, при этом было выявлено, что срок поверки счетчика истек. Истцом был приобретен новый счетчик и 15 июля 2013 г. установлен. 19 июля 2013 г. между истцом и ответчиком был заключен договор на поставку газа. Вместе с договором была выдана абонентская книжка и начислена по нормативу плата за потребленный газ. Ссылалась на то, что газом она не пользовалась, проверка первоначального счетчика установила, что он исправен, с учетом уточнения иска истец просила отменить расчет по нормативу, вернуть ей денежные средства, затраченные на экспертизу. Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, отклонив довод о не проживании в квартире в спорный период времени. Суд указал, что п. 31 Правил № 549 дает поставщику газа основание для начисления стоимости потребленного газа исходя из норматива потребления. Единственным основанием для неприменения п. 31 Правил № 549 является заблаговременное уведомление поставщика газа абонентом о не предоставлении показаний по приборам учета при отсутствии всех проживающих в жилом помещении (жилом доме) граждан более 1 месяца. При этом отсутствие в жилом помещении истца носило не временный, а постоянный и продолжительный характер (апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.04.2014 по делу № 33-1190/2014). Таким образом, в разных регионах складывается различная практика начисления платы за поставляемый газ и различные правила по его перерасчету. Впрочем, с учетом последней позиции Верховного Суда, отраженной в судебном акте (определении Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7), которым был признан недействительным пункт о введении повышающих коэффициентов постановления правительства Самарской области, есть небольшой шанс на выравнивание практики с учетом как минимум признания незаконности повышающих коэффициентов.

Споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства (статьи 22 и , главы 11 , и 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ).

Стоит отметить что, с июня 2016 года процедуру взыскания долга по ЖКХ упростили. При подаче документов суд выносит положительное решение в течение 5 дней без публичного слушания. На отмену судебного постановления должнику дается 10 дней - для этого достаточно написать заявление, указав на неправильность расчета либо необоснованность претензий. В этом случае решение отменят, и коммунальной организации будет необходимо повторно подать иск. После этого дело будет рассмотрено уже в общем порядке с вызовом обеих сторон. Если этого не происходит, то после получения судебного приказа коммунальная организация может обращаться в службу судебных приставов. Чаще всего взыскание производят из доходов должника. Это может быть зарплата, пенсия. Хотелось бы вас предупредить, что в месяц сумма удержаний не может превышать половину от общего месячного дохода. Если квартира не приватизирована, за неуплату из нее даже могут и выселить. Да, да, вы не ослышались!

Потому как Конституции РФ гарантирует гражданам право на жилище, а Гражданско-процессуальный кодекс гласит, что взыскание не распространяется на жилое помещение, если оно числится единственным пригодным для проживания. А размер квартиры не прописан.

Таким образом, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи более шести месяцев не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги без уважительных причин, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. Но принудительное выселение не допускается, если причины задолженности по квартирной плате - уважительные, например, длительная невыплата зарплаты. Помимо судебных разбирательств газовая компания может вам приостановить подачу газа, после двух предупреждений - одно за 40 дней, другое за 20. И придётся вам бежать оплачивать счета. Иначе без газа жизнь не та! Этот вопрос регулируется постановлением правительства от 21 июля 2008 года номером 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан". Конечно, зачастую работники газовой службы в порыве выполнить план по сбору денежных средств от поставки газа, могут и упустить все правомерные нюансы приостановления подачи газа, поэтому если все же это произойдёт, то пишите в специальные инстанции, например прокуратуру, ну можно и в суд с исковым заявлением о возмещении морального вреда и немедленном восстановлении подачи газа. За мою практику, обычно суды удовлетворяли такие требования, только в части подключения, а в части морального вреда отказывали, этот момент ещё доказать надо. Что касается надзорной инстанции, тот тут все просто, придёт требование с прокураторы устранить нарушения в той части в которой жалуется абонент (потребитель газа). Конечно игнорировать надзорную инстанцию никто не осмелится и дочерняя компания Газпрома не исключение, но все же бывало и такое, а если затеряется это заявление или затянут все сроки ответов, то после этого придёт другая бумага только в форме представления для привлечения к отвественности и наложения штрафа на сотрудников газовой службы которые виноваты во всей этой вакханалии и немедленному устранению всех нарушений.

Давайте ещё раз пройдёмся по судебной практике о взыскании коммунальных услуг и я вам вот что скажу, что она не имеет одного прецедента и в разных регионах по разному строится, но в целом позиции и применении норм похожи. Допустим квартира принадлежит на праве собственности нескольким лицам, то иск о взыскании задолженности в солидарном порядке предъявляется ко всем собственникам квартиры (например, Кассационное определение Московского городского суда от 30.06.2015 N 4г/2-7092/15, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.03.2016 по делу N 33-5204/2016).Также иск о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги можно предъявить к нанимателю квартиры, предоставленной по договору социального найма (например, Определение Московского городского суда от 13.11.2015 N 4г/9-11823/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2015 по делу N 33-48286/2015).

Если совместно с нанимателем жилого помещения по договору социального найма проживают члены его семьи, то иск предъявляется к нанимателю и членам его семьи, указанным в договоре социального найма, как к солидарным должникам (ч. 1 , , 3 ст. 69 ЖК РФ) (например, Определения Московского городского суда от 06.05.2016 N 4г-4416/2016, от 29.04.2016 N 4г-0269/2016).

Если же ответчик имеет задолженность по квартире, собственником которой является, но при этом ответчик зарегистрирован по другому адресу, то иск о взыскании задолженности следует подавать по месту (адресу) регистрации ответчика. В этом случае иск нужно предъявлять в суд, к юрисдикции которого относится адрес регистрации ответчика (Определение Московского городского суда от 22.04.2016 N 4г-3876/2016, Апелляционное определение Московского городского суда от 12.10.2015 по делу N 33-37753/2015). В противном случае будет иметь место нарушение правил территориальной подсудности (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2015 по делу N 33-12182).Срок исковой давности по рассматриваемой категории споров составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Применяя срок исковой давности при рассмотрении конкретного спора, суд пояснил, что моментом, когда истец узнал о нарушении своего права, является неисполнение ответчиком обязанности вносить платежи за содержание, ремонт жилого помещения и коммунальные услуги в месяц, когда их необходимо было произвести (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.11.2015 по делу N 33-34515/2015). В зависимости от периода, за который истец требует взыскать задолженность, срок исковой давности можно применить ко всем требованиям истца или только к их части (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.07.2015 N 33-24810/2015).

Если суд удовлетворит ходатайство, то во взыскании с ответчика задолженности за период ранее трех лет до дня предъявления иска будет отказано (например, Определения Московского городского суда от 29.04.2016 N 4г-0269/2016, от 11.04.2016 N 4г-3243/2016).

Следует учитывать, что п. 2 ст. 199 ГК РФ не предусмотрено какого-либо требования к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме. Если заявление было сделано устно, это указывается в протоколе судебного заседания (п. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").

Обращаем внимание, что суд может отклонить ходатайство ответчика о применении срока исковой давности, если установит перерыв течения срока исковой давности. Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Такими действиями может признаваться заключение ответчиком с истцом (управляющей компанией) соглашения о погашении задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в конкретном размере (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 02.10.2014 по делу N 33-33600). Кроме того, о перерыве течения срока исковой давности могут свидетельствовать заявления ответчика и произведенные им платежи по оплате задолженности перед истцом (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2014 по делу N 33-28887).

Имеется точка зрения, согласно которой периодическое исполнение ответчиком принятых на себя обязательств по своевременной оплате коммунальных услуг не может означать признание долга в том смысле, о котором говорится в ст. 203 ГК РФ (например, Определение Московского городского суда от 25.09.2015 N 4г/5-9851/15). Согласно этой позиции оплата ответчиками части задолженности не означает перерыва течения срока исковой давности, если в квитанциях об оплате отсутствуют сведения о том, что ответчики вносят денежные средства в счет погашения задолженности за прошедший период времени, и ответчики не обращались к истцу с соответствующим заявлением. В этом случае периодическая оплата ответчиками отдельных сумм за предоставленные жилищно-коммунальные услуги сама по себе не может свидетельствовать о полном признании ими долга за весь период образования задолженности, а в связи с тем, что периодические платежи носят длящийся характер, то для каждого платежа, в случае совершения обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, срок исковой давности исчисляется отдельно (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.09.2014 по делу N 33-24447).

Эту точку зрения разделяет Верховный Суд РФ, который разъяснил, что признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности"). Если ответчик погасил задолженность в принудительном порядке в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании решения суда, такие действия ответчика нельзя расценивать как признание долга, и в этой ситуации положения о перерыве течения срока исковой давности не подлежат применению (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2015 по делу N 33-9701).

Таким образом, в разных регионах складывается различная практика начисления платы за поставляемый газ и различные правила по его перерасчету. Впрочем, с учетом последней позиции Верховного Суда, отраженной в судебном акте (определении Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7), которым был признан недействительным пункт о введении повышающих коэффициентов постановления правительства Самарской области, есть небольшой шанс на выравнивание практики с учетом как минимум признания незаконности повышающих коэффициентов.

В последнее время «Газпром межрегионгаз» оказался связан с еще одним громким скандалом: прощением долгов за газ жителям Чечни на 9 млрд рублей. Такое решение принял Заводский районный суд Грозного, однако региональная «дочка» газовой монополии оспорила его в вышестоящей инстанции.

По оценкам самого «Межрегионгаза», к началу текущего года объем просроченной задолженности только населения оценивался в 37,9 млрд руб, притом что годом ранее долг составлял чуть более 30 млрд рублей, а долг всех категорий потребителей оценивается в 137,7 млрд рублей. Долги за газ, сформированные физическими и юридическими лицами, по нашей большой стране распределены неравномерно, и традиционно в регионах с депрессивной экономикой, в число которых входит большинство субъектов федерации на юге и Северном Кавказе.

В заключении скажу, что Пленум Верховного суда РФ вначале этого года вынес постановление, в котором указано, что долг за предоставление коммунальных услуг не может быть поводом для их отключения воды, света или газа. Другими словами ресурсоснабжающие организации должны предупредить человека о возникшем долге, предоставить ему отсрочку или рассрочку по оплате коммуналки. Только после того, как будут исчерпаны возможности «мирного» решения ситуации, можно отключать коммунальные услуги.

Кроме того, отключение коммуналки не должно создавать угрозу жизни и здоровью других лиц. Это означает, что отключение услуги не может причинять вред лицам, которые не являются должниками. Например, если в квартире проживает мать с ребенком. Собственником квартиры является мать и платить за коммуналку должна она. Часто бывает так, что денег нет, возникает долг. Отключение воды в этой ситуации ставит под угрозу здоровье ребенка, поэтому отключение невозможно.

Также в документе указывается, что собственники жилья могут требовать снижения платы за ЖКХ или ремонт общего имущества, если они оказывались некачественно или предоставлялись с перерывами, длительность которых превысила максимально допустимый срок.

20 июля 2016 года мне пришло извещение об имеющейся задолженности за потребление газа. В квартире нет счетчика, имеются газовая плита и титан.

Перерасчет начислений за газ

За газ плачу по нормативам за каждого проживающего. Регулярно стараюсь оплатить авансом за год вперед. До 17 июля 2013 года в квартире проживали 4 человека. В июле скончался отец, о чем был в курсе наш участковый контролер, поскольку мы регулярно сверяли с ним оплату газа.

В феврале 2015 года я приватизировала квартиру, уплатив стоимость газа за год вперед уже за трех человек. Участковый контролер выдал мне справку об отсутствии задолженности. А 20 августа 2015 года умерла мама. На тот момент за газ уплачено было за год за трех человек, а с сентября 2015 года газом пользовались уже два человека.

В этом году я опять заплатила за потребление газа за двух человек за год вперед. Обратилась в компьютерный отдел горгаза, там сообщили, что мне произвели начисления, перерасчет делать не будут, поскольку я вовремя не представила справки о составе семьи из махалли, и что мне надо заплатить 311 тыс. сум. до конца года. Причем их ответ опирался не на законодательные акты, а на то, что в компьютере установлена такая программа. Правомерны ли действия горгаза в отказе перерасчета?

Л.Варгина.

Пункт 4.2 Договора на поставку природного газа розничному потребителю устанавливает, что потребитель обязан при изменении состава членов семьи или местожительства немедленно представить сведения поставщику. Абонент обязан своевременно известить письменно поставщика об изменениях в лицевом счете с указанием фамилии, имени, отчества потребителя, местожительства, домашнего телефона, паспортных данных с представлением подтверждающих документов. За непредставление или несвоевременное представление данных потребитель несет ответственность в установленном порядке (пп.6.11, 6.8 Договора).

Если вы не передали в письменном виде документы, указанные в Договоре, а также копии свидетельств о смерти родителей, то изменения в составе семьи не будут включены в электронную базу, и начисления будут производиться на основании прежних данных.

Оплата полученного газа розничным потребителем должна производиться в течение 10 дней после окончания каждого месяца (п.6.2 Договора). В случае частичной или полной неуплаты стоимости газа в установленный срок поставщик письменно уведомляет розничного потребителя об уплате за поставленный газ в течение 10 дней (п.6.3 До-говора). При неуплате розничным потребителем стоимости поставленного газа в течение 10 дней после получения уведомления он подлежит отключению от сети газоснабжения. Дальнейшее взыскание задолженности производится в судебном порядке (п.6.4 Договора).

Те же самые требования установлены Положением о порядке взаиморасчетов между потребителями природного газа и газоснабжающими организациями (прил. №1 к ПКМ от 26.05.2005г. №132, пп.23, 14).

Если поставщик не уведомил вас о произведенных начислениях в установленные сроки, он нарушил требования Договора и Положения.

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спец. корр.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

Перерасчет за газ при временном отсутствии

Право потребителя на проведение перерасчета начислений за предоставленные услуги по газоснабжению при отсутствии счетчика газа в случае временного отсутствия потребителя или членов его семьи по основному месту жительства установлено пунктом 28 Правил предоставления населению услуг по газоснабжению, утвержденных Постановлением КМУ oт 09.12.1999г. .№ 2246 (с изменениями), действующих в Луганской Народной Республике в порядке, определенном частью 2 статьи 86 Главы 10 Временного Основного Закона (Конституции) ЛНР (далее — Правила).

В соответствии с требованиями Правил указанный перерасчет производится за период не более шести месяцев при условии представления в месячный срок с момента окончания каждого шестимесячного периода газоснабжающему предприятию письменного заявления с соответствующими подтверждающими документами.

То есть для выполнения указанного перерасчета потребителю необходимо в установленные сроки направить представителю услуг по газоснабжению соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих факт и продолжительность его временного отсутствия по основному месту жительства, а в дальнейшем при необходимости каждые шесть месяцев подтверждать данный факт в аналогичном порядке.

Согласно разъяснений Национальной Комиссии Регулирования Электроэнергетики Украины от 07.02.05 № 05-39-14/607, которая в соответствии с п.40 Правил уполномочена контролировать соблюдение требований Правил в пределах своих полномочий, доказательствами отсутствия потребителя или членов его семьи в данном случае могут служить любые справки из другого места пребывания, выданные юридическими лицами, заверенные печатью, содержащие расшифровки подписей должностных лиц, упомоченных выдавать данные документы, и иметь регистрационный номер и дату выдачи.

Ключевым моментом изложенного является необходимость документального подтверждения факта непрерывного (в течение определенного промежутка времени) пребывания потребителя вне основного места жительства, исключающего возможность потребления услуг по газоснабжению по адресу регистрации места проживания. В частности, такими документами могут быть:

— справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или санаторно-курортном лечении;

— счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

— документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания с указанием периода проживания по месту временной регистрации или его заверенная копия;

— заверенная копия документа, удостоверяющая личность гражданина, содержащего отметки о пересечении границы при осуществлении выезда из страны и въезда в неё;

— справка дачного, садового товарищества, подтверждающая период временною пребывания гражданина по месту нахождения товарищества (кооператива);

— справка из поселкового (сельского) совета за подписью председателя совета, заверенная соответствующей печатью;

— иные документы, которые подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Данный перечень документов не является исчерпывающим и приведен в качестве примеров, определяющих указанные выше требования филиалов ГП «Луганскгаз» к оформлению и содержанию подтверждающих документов, в случае обращения потребителей о проведении соответствующего перерасчета начислений.

Вместе с тем предоставляемые потребителями в качестве обоснования своих требований справки о взятии на учет временно перемещенных лиц и/или акты (справки) о непроживании по месту регистрации, заверенные подписью соседей или должностных лиц (представителей ЖЭУ, правоохранительных органов, местных органов самоуправления, депутатов и пр.), не соответствуют указанным выше требованиям и не являются основанием для выполнения перерасчета по следующим причинам.

В первом случае справка «переселенца» содержит только дату ее составления и не ограничивает свободу перемещения гражданина, что не исключает возможность потребления им услуг по газоснабжению по основному месту регистрации в Луганской Народной Республике.

Во втором случае правовой статус актов (справок) о фактическом непроживании лица по адресу его регистрации действующим законодательством не установлен, форма и порядок их оформления не регламентирован. Указанный акт (справка), как правило, составленный в произвольной форме, не устанавливает и не может установить место и период (продолжительность) фактического пребывания потребителя газа вне основного места жительства, поскольку лица, его подписавшие, могут засвидетельствовать только факт отсутствия человека в помещении на конкретный момент составления акта, но не факт его непроживания на протяжении определенного периода времени.

Кроме того, указанные выше лица, заверяющие акт своей подписью, не уполномочены составлять такие акты, так как это не относится к их компетенции, и не несут никакой ответственности за достоверность содержащейся в них информации. Любые их суждения о факте непроживания потребителя по сути являются предположениями, основанными на их личном мнении, следовательно, не могут служить доказательством при урегулировании рассматриваемого вопроса.

Альтернативным вариантом решения затронутого вопроса является приобретение и установка потребителями счетчиков газа, что позволит производить оплату за фактически потребленный газ в соответствии с его показаниями, или прекращение газоснабжения по их заявлению на основании и в порядке, определенном абзацем 9 пункта 28 Правил.

Перерасчет начислений за газ будет осуществляться, только если у абонента нет технической возможности установить прибор учета

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в постановление правительства РФ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах". Основные изменения касаются порядка начисления оплаты газа.

Так, действует новый порядок перерасчета платы за услугу газоснабжения при временном отсутствии абонента в жилье - то есть более 5 календарных дней. Для оформления перерасчета теперь необходимо предоставить не только документы об отсутствии абонента, но и документы, подтверждающие отсутствие технической возможности установки прибора учета газа.

Еще одна новая норма касается порядка расчета платы за газ при отсутствии постоянно и временно и проживающих в жилом помещении людей. В расчет теперь берется количество собственников такого помещения.

Другими важными новшествами стали изменения, которые касаются санкций за нарушения при эксплуатации газоиспользующего оборудования и счетчиков газа. В случае если обнаружится, что абонент несанкционированно подключил то или иное оборудование, ему будет доначислена плата за газ. Доначисления производятся с даты подключения, исходя из мощности оборудования.

Перерасчет за газ

Если же нельзя точно установить мощность несанкционированного оборудования, тогда размер доначислений рассчитывается как норматив потребления газа в десятикратном размере. Например, при площади дома 200 квадратных метров ежемесячное доначисление составит 89 тыс. рублей.

Жестче теперь наказание за вмешательство в работу прибора учета газа. В случае обнаружения срыва пломб, отверстий или трещин на приборе учета газа, предусмотрен перерасчет оплаты по нормативам потребления газа в десятикратном размере. Например: семья из трех человек потребляет газ на пищеприготовление и ежемесячно оплачивает по показаниям прибора учета газа в среднем 30 рублей. При обнаружении несанкционированного вмешательства в прибор учета газа ежемесячное доначисление будет составлять 1882 рубля.

Справка

В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» несвоевременная оплата счетов за поставленный газ физическими лицами влечет:

1.Ежедневное начисление пени при задержке платежа на срок

от 31 до 90 дней – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ;

от 90 дней и более – 1/130 ставки рефинансирования ЦБ;

2.Приостановку газоснабжения до полной оплаты долга.

Работы по отключению и повторному включению газа выполняются за счет абонента.

3.Взыскание долга в судебном порядке с возмещением судебных издержек.

Если физическое лицо игнорирует решение суда, судебные приставы могут в установленном порядке:

— наложить арест на имущество;

— принудительно реализовать имущество;

— ограничить выезд такого лица за границу.

При отсутствии у потребителя прибора учета в силу вступают нормативы потребления газа без счетчика, установленные органами госвласти субъектов РФ. Нормативы вводятся на основе норм потребления газа на человека, которые (как и тарифы) нельзя увеличивать чаще, чем два раза в год. Нормы эти в каждом отдельном субъекте РФ формируются на местах согласно методике расчета потребления газа для населения и утверждаются Минрегразвития РФ. Однако они не должны быть меньше допустимого минимума, который фиксируется в приложении к ПП № 373. Кроме того они должны быть приведены в соответствие с положениями Жилищного кодекса, ПП РФ № 306.

Потребление газа по счетчику согласуется с нормами ПП № 549 при соблюдении определенных условий.

Расчеты за газ при наличии счетчика

Потребитель газа (абонент) обязан сообщать Поставщику показания счетчика ежемесячно до 10-го числа, отчитываясь за потребление прошлого месяца. Если абонент этого не сделал, то насчитывается объем ресурса, который абонент использует за месяц в среднем. Для высчитывания среднего значения берутся показания за последний год (или больше) и делятся на количество месяцев. Если счетчик установлен меньше года назад, то берутся данные за все фактическое время его работы. Однако среднее значение могут применяться не дольше 3 месяцев. Если и через 3 месяца абонент не проинформировал поставщика о показаниях счетчика, оплата начинает начисляться по нормативам.

Потребителю, однако, надо обратить внимание на характеристики прибора учета и условия подсчета объема в зависимости от типа устройства.

Помимо того, что необходимо устанавливать газомеры, входящие в список Госреестра, и следить за целостностью пломб, существует еще условие.

  1. Показания прибора учета, установленного в помещении, или вне его, но с устройством температурной компенсации фиксируется как разница между данными последнего и первого дня учетного периода.
  2. Показания прибора, установленного вне помещения без температурной компенсации, фиксируется как та же разница, но умноженная на температурный коэффициент, который устанавливается для каждого месяца отдельно в различных субъектах РФ. Так, например, на 2016 год федеральным метрологическим агентством установлены следующие коэффициенты (в порядке убывания):
  • январь, февраль – 1,09,
  • март, ноябрь, декабрь – 1,07,
  • октябрь – 1,06,
  • апрель – 1,04,
  • сентябрь – 1,02,
  • май, август – 1,01,
  • июнь, июль – 1,00

Нормы потребления газа без счетчика

Минимальные значения норм газопотребления без приборов учета указаны в приложении постановления и расписаны для каждого отдельного субъекта с группировкой по федеральным округам. При этом отдельно приводятся значения для:

  • газовой плиты в жилищах с централизованным горячим водоснабжением и отоплением,
  • плиты и газового нагревателя в жилищах без централизованного горячего водоснабжения,
  • плиты при отсутствии и нагревателя и централизованной системы ГВС,
  • среднегодовые нормы потребления для отопления жилых помещений (м3/м2)

Установленные минимальные нормы потребления газа при отсутствии счетчика иногда могут значительно отличаться (для некоторых областей – почти в 2 раза). Так по 4 колонкам таблицы:

  • Для Смоленской области (Центральный округ) эти показатели составляют: 10; 22; 15 м3/чел и 8,4 м3/м2 соответственно.
  • Для Тульской области (тоже Центральный округ): 11,2; 25; 15,9 и 8.
  • В Челябинской области (Уральский федеральный округ): 12; 25,2; 16,5; 8,5 и т. д.

В зависимости от назначения используемого газа, применяются различные единицы измерения.

Как правильно сделать перерасчет платы за газ

Так норматив потребления газа на 1 человека в месяц (м?/чел./мес.) указывается, например, для пищеприготовления, подогрева горячей воды при наличии и отсутствии газового нагревателя. Отопление жилых помещений (октябрь-апрель) выражается в м3, потраченных на 1 квадратный метр общей площади жилых помещений в месяц.

Так для уже упомянутых трех областей по нормативу пишеприготовления с использованием газовой плиты (м?/чел./мес.) и по отоплению жилых помещений (м?/ м?/мес.) значения соответственно составляют:

  • 10,6 и 8,1 – в Смоленской обл.,
  • 11,8 и 14,2 – в Тульской обл.,
  • 12 и 8,5 – в Челябинской обл..

В связи с региональной разницей совет: когда необходимо найти новые нормы потребления газа, следует обязательно вписывать и название интересующей области. При этом необходимо уточнить, что на региональном уровне некоторые параметры могут быть расписаны более подробно с градацией по исходным условиям. Так на примере Челябинской области нормативы для населения в детализированном виде выглядят так (в м3 на одного человека в месяц): плита с ГВС – 12, плита без ГВС – 16,5, плита с проточным водонагревателем 25,2. По отоплению местными газовыми приборами норматив при равномерной оплате, вносимой в течение всего года, равен 8,5 кубометра на квадратный метр жилой площади, а при оплате только в течение отопительного периода (7 месяцев) – 14,6.

Нормативы потребления газа на отопление частного дома складываются из показателей для жилых и нежилых помещений: бань, теплиц, гаражей, значения которых тоже отличаются (иногда значительно) в различных областях. А так же, в случае содержания животных в хозяйстве, показатели расписаны для различных видов домашнего скота из расчета количества кубов на голову в месяц: лошадь (5,2-5,3), корова (11,4-11,5), свинья (21,8-21,9) и т. д.

В целом при последующем бесприборном начислении платы учитываются:

  • Размер жилых и нежилых отапливаемых площадей.
  • Число лиц, временно или постоянно проживающих в доме (квартире).
  • Вид и число сельхоз. животных и птицы.
  • Степень благоустройства (в том числе – наличие централизованного ГВС).
  • Любые другие факторы, влияющие на расход ресурса.

Еще статьи по теме

Перерасчет за газ

«Комсомолка» продолжает публикации в проекте «Газовый вектор», в котором на вопросы омичей о газоснабжении природным газом отвечают специалисты ООО «Газпром межрегионгаз Омск».

Можно ли произвести перерасчет потребления газа за то время, пока человек, в квартире которого нет приборов учета (счётчика) газа, находился в отъезде и, соответственно, эту услугу не потреблял?

Это было возможно до 1 января 2017 года. Действительно перерасчет потребления газа в случае, когда нет счётчика, производился на основании заявления собственников при предоставлении документов, подтверждающих их отсутствие более 5 дней, - комментирует ситуацию начальник Кировского участка отдела по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Газпром межрегионгаз Омск» Владислав Гребенщиков. - Однако, с указанной выше даты, порядок перерасчетов изменился (Постановление Правительства РФ № 354 , п. 86). Теперь при временном, более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) счётчиком газа, перерасчет осуществляется только в случае, если отсутствует возможность установить прибор учёта. И это подтверждается соответствующим актом обследования.

- В какую организацию обращаться за актом обследования?

Законодателем чётко не определён перечень организаций, составляющих подобный документ. Наша организация принимает акты обследования, предоставляемые управляющими компаниями, организациями, с которыми у абонентов заключён договор на обслуживание внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования, ТСЖ и от других организаций, занимающихся аналогичным видом деятельности. В большинстве случаев абоненты не подозревают о необходимости составлять такой акт и о том, как правильно это делать. Кстати, форма акта обследования утверждена законом (Приказ Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 г. № 627 (приложение № 2)).

В акте обязательно указывается наименование организации, которая проводит такое обследование, документы, подтверждающие полномочия на проведение обследования, ФИО лиц, в присутствии которых проходило обследование, данные, подтверждающие их полномочия, ФИО представителя собственника. Далее описывается факт обследования на предмет отсутствия возможности установить счетчик. В заключение перечисляются критерии, которые не позволяют установить счётчик газа и подписи лиц, принимающих это решение.

Квартир, где узел учета газа установить невозможно, не так много. Чаще всего они находятся на первых этажах старых домов. А вот остальным абонентам, которые не хотят устанавливать приборы учета, надеяться на перерасчет не стоит. Впрочем, правило обязательно устанавливать счётчики газа распространяется не на всех пользователей.

Когда счётчик не ставят

Вы имеете в виду использование газа только для пищеприготовления? В этом случае законодатель разрешает не ставить счётчики газа. Так?

Совершенно верно. Согласно действующему законодательству (Федеральный закон № 466 от 29.12.2014 г.) обязанность по установке приборов учета с абонентов, максимальный объем потребления природного газа оборудованием которых составляет менее 2 кубометра в час, сняли, - рассказывает Владислав Васильевич. - Например, обычная газовая плита с духовкой имеет расход 1,25 кубометра в час, а без духовки 0,82. Если считать по тарифу, то абонент в месяц заплатит за пользование газом чуть больше ста рублей и это экономичнее, чем установка счётчика газа с учётом затрат на его приобретение и платежа за саму процедуру установки. Поэтому законодатели предусмотрели возможность в случаях, когда газопотребление меньше 2 кубометров, счетчик не устанавливать.

Если никто не прописан

А как происходит начисление платежей за газ, если в квартире вообще никто не прописан и прибора учета там нет?

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников этого помещения. Поэтому газовики, как и представители других ресурсоснабжающих организаций, начисляют платежи по нормативу на количество собственников (п. 56.2 постановления Правительства РФ № 354).

Замечу, каким бы образом не производилось начисление - по нормативу или показаниям счётчика, за природный газ следует платить своевременно - до 10 числа месяца следующего за расчётным. Платить ежемесячно и не копить долги - самый экономичный способ платежей!