1 методы социологического исследования. Методы социологического исследования

  • Дата: 24.10.2019

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и орга­низационно-технических процедур, связанных единой це­лью - получить достоверные данные об изучаемом явле­нии для их последующего практического применения.

Из определения следует, что социологическое исследо­вание имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Под методологическим уровнем понимает­ся совокупность общих теоретических принципов и поло­жений, на основе которых проводятся исследования, интер­претируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработ­ки эмпирических данных. Процедурный уровень характери­зует непосредственную организацию проведения самого ис­следования.

В зависимости от решаемых задач различают три основ­ных вида социологического исследования: разведыватель­ное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) - наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидно­стью разведывательного исследования является экспресс-опрос, задача которого - выявить отношение людей к ак­туальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения).

Описательное исследование - более сложный вид со­циологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.

Аналитическое исследование - самый глубокий вид соци­ологического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разно­видность аналитического исследования - это эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора ин­формации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.

По частоте проведения выделяют разовое и повторное социологические исследования. Разовое исследование (его также называют точечным) дает информацию о состоянии объекта анализа в момент его изучения. Повторные иссле­дования позволяют получить данные, отражающие изме­нение изучаемого социального объекта, его динамику. Су­ществуют две разновидности повторных исследований - панельные и лонгитюдные. Первые предусматривают нео­днократное изучение одних и тех же социальных объектов через определенные интервалы времени, вторые исследу­ют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет.

Наконец, по масштабности социологические исследова­ния подразделяются на международные, общенациональ­ные, региональные, отраслевые, локальные.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три этапа: подготовительный, основной и завер­шающий.


На подготовительном этапе происходит разработка программы исследования, которая представляет собой из­ложение основных задач, методологических принципов, гипотез, правил процедуры и логических последователь­ных операций для проверки высказанных предположений.

Методологический раздел программы составляют сле­дующие элементы:

формулировка проблемы, объекта и предмета иссле­дования;

определение цели и задачи исследования; интерпретация основных понятий;

предварительный системный анализ объекта иссле­дования;

выдвижение гипотез.

В методический раздел программы входят: конкретизация общей схемы исследования; определение обследуемой совокупности социальных объектов;характеристика методов, основных процедур и поряд­ка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических
данных.

В программе должно быть четко указано, является ис­следование сплошным или выборочным. Сплошное иссле­дование охватывает генеральную совокупность, под кото­рой понимается совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению. Выборочное исследова­ние охватывает выборочную совокупность (выборку), т.е. лишь часть объектов генеральной совокупности, отобран­ную по специальным параметрам. Выборка должна быть репрезентативной, т.е. отражать основные характеристики генеральной совокупности. Исследование считается репре­зентативным (достоверным), если отклонение выборки от генеральной совокупности не превышает 5%.

На основном этапе исследования происходит сбор со­циологической информации. К основным методам сбора эмпирических данных относят опрос, наблюдение и доку­ментальный метод.

1. Социологический опрос - это самый распространен­ный метод сбора первичной информации, предусматрива­ющий письменное или устное обращение к группе лиц, на­зываемых респондентами.

Опросы, проводимые в письменной форме, называются анкетированием. Анкетирование может быть индивидуаль­ным или коллективным, очным или заочным (например, че­рез почту, газету или журнал).

Центральная проблема анкетного опроса - правильная постановка вопросов, которые должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно, в соответствии с решением задач исследования. Анкетные данные можно клас­сифицировать по следующим критериям

Форма: открытые (без предварительно сформулиро­ванных ответов), полузакрытые (наряду с данными вариан­тами ответов предусматриваются свободные ответы), закры­тые (с заранее сформулированными вариантами ответов);

Функции: основные (направлены па сбор информа­ции по теме опроса), неосновные (вопросы-фильтры для выявления адресата основного вопроса и контрольные во­просы для проверки искренности респондента).

Опросы, проводимые в устной форме, называются ин­тервьюированием. Главное различие между анкетным оп­росом и социологическим интервью состоит в форме кон­такта исследователя и респондента: при анкетировании он осуществляется с помощью анкет, а при интервьюи­ровании - путем непосредственного общения. Интервью имеет определенное преимущество: если респондент затруд­няется с ответом, он может обратиться за помощью к ин­тервьюеру.

Социологическое интервью может быть прямым («ли­цом к лицу») и опосредованным (телефонное интервью), индивидуальным и групповым, однократным и многократ­ным. Наконец, в прикладной социологии различают три вида интервью: стандартизованное (проводимое по заранее разработанному плану), фокусированное (менее формали­зованное интервью, цель которого - сбор информации по конкретному вопросу) и свободное (в форме непринужден­ной беседы).

2. Социологическое наблюдение - это метод сбора пер­вичных данных путем непосредственного восприятия како­го-либо явления, свойства и особенности которого фикси­руются исследователем. Формы и приемы такой фиксации могут быть самыми различными: записи в бланке или днев­нике наблюдения, фото- или кинопленка, аудио- или видео­запись и др.

В социологии различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и на­ходится в непосредственном контакте с наблюдаемыми.

Невключенным называется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта.

Как правило, метод наблюдения в конкретных социоло­гических исследованиях применяется в сочетании с други­ми способами сбора фактического материала.

3. Документальный метод - это способ получения со­циологической информации с помощью изучения докумен­тов. Этот метод связан с использованием двух основных приемов анализа документальных материалов: традицион­ного, предполагающего раскрытие содержания документов, и формализованного, связанного с количественным подхо­дом к изучению документальных источников. Последний получил название контент-анализа.

Применение контент-анализа целесообразно в следую­щих случаях:

1. когда требуется высокая степень точности или объек­тивности анализа;

2. при изучении больших массивов документов (прес­сы, записей радио- и телепередач и т.д.);

3. при обработке ответов на открытые вопросы анкет.

Разновидностью документального метода является до­кументально-биографический метод, при котором с помо­щью изучения личных документов (писем, автобиографий, мемуаров и т.д.) извлекается информация, позволяющая исследовать общество через жизнь конкретной личности. Этот метод чаще используется в историко-социологических исследованиях.

Завершающий этап социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выво­дов и рекомендаций. Процесс обработки и анализа данных включает следующие последовательные действия:

1) редактирование информации, основное назначение которого - проверка и унификация полученных данных. На этой стадии осуществляется выбраковка некачественно заполненных анкет;

2) кодирование информации - перевод данных на язык формализованной обработки и анализа;

статистический анализ, в ходе которого выявляются статистические закономерности, позволяющие исследовате­лю сделать определение обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи применят програм­мы математико-статистической обработки.

Результаты социологического исследования оформляют­ся в виде отчета, который включает характеристику иссле­дования, анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации.

Одним из важных этапов социологического исследования является собственно сбор социологической информации. Именно на этом этапе приобретаются новые знания, последующее обобщение которых позволяет глубже понять и объяснить реальный мир, а также предсказать развитие событий в будущем. В этих целях социология использует различные виды и методики сбора социальной информации, применение которых непосредственно зависит от целей, задач исследования, условий, времени и места его проведения.

Методика социологического исследования - это система операций, процедур и приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы (методы) сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и другие процедуры.

Одним из видов исследования является пилотажное, т.е. разведывательное или пробное исследование. Это наиболее простой вид социологического исследования, поскольку решает ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Целью пилотажного исследования могут быть, во-первых, предварительный сбор информации для получения дополнительных знаний о предмете и объекте исследования, для уточнения и корректировки гипотез и задач, во-вторых, предшествующая массовому исследованию процедура проверки инструментария для сбора первичной информации на предмет его корректности.

Описательное социологическое исследование - более сложный вид социологического исследования, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование применяется в тех случаях, когда объект исследования представляет собой относительно большую общность людей, характеризующихся различными признаками.

Аналитическое социологическое исследование является наиболее углубленным исследованием, позволяющим не только описать явление, но и дать причинное объяснение его функционирования. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выявляется, носит ли обнаруженная связь причинный характер.

Точечное (или разовое) исследование дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.

Точечные исследования, повторяющиеся через определенные интервалы, называют повторными. Особым видом повторного исследования является панельное, которое предусматривает неоднократное, регулярное исследование одних и тех же объектов.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос, позволяющий в течение короткого времени собрать необходимую, качественную, разнообразную информацию на большой территории. Опрос - это метод сбора данных, при котором социолог непосредственно либо опосредованно обращается с вопросами к определенной совокупности людей (респондентам). Метод опроса используется в ряде случаев: 1) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации либо когда такие источники вообще отсутствуют; 2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения; 3) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.; 4) в качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются опросы письменные (анкетирование) и устные (интервью), которые осуществляются по месту жительства, по месту работы, в целевых аудиториях. Опрос может быть очным (личным) и заочным (обращение с анкетой через газету, телевидение, по почте, телефону), а также групповым и индивидуальным.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - это анкетирование. Эта методика позволяет собирать информацию о социальных фактах и социальной деятельности практически без ограничений, в силу того, что анкетирование носит анонимный характер, и общение анкетера с респондентом осуществляется через посредника - анкету. То есть респондент сам заполняет вопросник (анкету), причем может это делать как в присутствии анкетера, так и без него.

Результаты анкетирования во многом зависят от того, насколько грамотно составлена анкета (примерный образец анкеты см. в Приложении 1). Являясь основным инструментом сбора информации, анкета должна состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части анкеты необходимо отразить следующую информацию: кто проводит исследование, каковы его цели, какова методика заполнения анкеты, а также указание на анонимность анкетирования.

Основная часть анкеты содержит непосредственно сами вопросы. Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать по содержанию и по форме. К первой группе (по содержанию) относятся вопросы о фактах сознания, фактах поведения. Вопросы о фактах сознания выявляют мнения, пожелания, ожидания, планы респондентов. Вопросы о фактах поведения направлены на выявление мотивации поступков, действий больших социальных групп людей. По форме вопросы анкеты могут быть открытые (т.е. не содержащие подсказок ответов), закрытые (содержащие полный набор вариантов ответов) и полузакрытые (содержащие набор вариантов ответов, а также возможность свободного ответа), прямые и косвенные.

Заключительный раздел анкеты должен содержать вопросы о личности респондента, которые образуют своеобразную «паспортичку» анкеты, т.е. выявляют социальные признаки респондента (пол, возраст, национальность, род деятельности, образование и т.д.).

Достаточно распространенным методом социологического исследования является интервью. При интервьюировании контакт между интервьюером и респондентом осуществляется непосредственно, «с глазу на глаз». При этом интервьюер сам задает вопросы, направляет беседу с каждым отдельным респондентом, фиксирует получаемые ответы. Это более затратный по времени, по сравнению с анкетированием, метод опроса, имеющий, кроме того, целый ряд проблем. В частности, ограничение сферы применения в связи с невозможностью соблюсти анонимность, возможность влияния интервьюера на качество и содержание ответов («эффект интервьюера»). Интервьюирование применяется, как правило, в целях пробного (пилотажного) исследования, для изучения общественного мнения по какой-либо проблеме, для опроса экспертов. Интервью может проводиться по месту работы, по месту жительства, а также по телефону.

В зависимости от методики и техники проведения различают стандартизированное, нестандартизированное и фокусированное интервью. Стандартизированное (формализованное) интервью представляет собой методику, при которой общение интервьюера и респондента строго регламентировано заранее разработанными вопросниками и инструкцией. Интервьюер должен придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Фокусированное интервью имеет целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его причин и последствий. Специфика данного интервью заключается в том, что респондент заранее знакомится с предметом беседы, готовится к ней, изучая рекомендованную ему литературу. Интервьюер же заранее готовит перечень вопросов, которые он может задать в свободной последовательности, но на каждый вопрос он должен обязательно получить ответ. Нестандартизированное (свободное) интервью представляет собой методику, при которой определяется заранее только тема беседы, вокруг которой ведется свободный разговор между интервьюером и респондентом. Направленность, логическая структура и последовательность беседы зависит исключительно от того, кто проводит опрос, от его представлений о предмете обсуждения.

Достаточно часто социологи прибегают к такому методу исследования, как наблюдение. Наблюдение - метод сбора информации, при котором производится непосредственная регистрация происходящих событий.

Наблюдение как метод заимствован у естественных наук и является способом познания мира. Как научный метод оно отличается от простых житейских наблюдений. Во-первых, наблюдение проводится с вполне определенной целью, ориентировано на сбор нужной для социолога информации, т.е. до начала наблюдения всегда решается вопрос «Что наблюдать?». Во-вторых, наблюдение всегда осуществляется по определенному плану, т.е. решается вопрос «Как наблюдать?». В-третьих, данные наблюдения должны быть зафиксированы в определенном порядке. То есть, социологическое наблюдение - это направленное, систематическое, непосредственное слуховое и визуальное восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов.

В зависимости от характера процесса наблюдения выделяются его следующие типы: формализованное и неформализованное, контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое, структурализованное и неструктурализованное и пр. Выбор типа наблюдения определяется целями исследования.

Особым видом наблюдения является самонаблюдение, при котором индивид (объект наблюдения) фиксирует те или иные моменты своего поведения по программе, предложенной исследователем (например, через ведение дневника).

Основное достоинство этого метода - непосредственный личный контакт социолога с изучаемым явлением (объектом) - в определенной степени является проблемой метода, его слабым местом. Во-первых, трудно охватить большое количество явлений, поэтому наблюдаются локальные события и факты, что может иметь следствием ошибки в интерпретации поступков людей, мотивов их поведения. Во-вторых, ошибки в интерпретации могут быть вызваны субъективной оценкой наблюдаемых процессов и явлений со стороны самого наблюдателя. Поэтому сбор первичной информации методом наблюдения должен сопровождаться применением различных способов контроля, в том числе: наблюдение за наблюдением, повторное наблюдение и т.д. Наблюдение считается достоверным, если при повторении наблюдения с тем же объектом и в тех же условиях получен аналогичный результат.

Огромное число задач, стоящих перед социологией, связано с изучением процессов, происходящих в малых группах. Для анализа внутригрупповых (межличностных) отношений в малых группах применяется такой метод, как социометрия. Эта методика была предложена в 30-х годах ХХ века Дж. Морено. В этом исследовании используется специфический тип опроса, который более всего близок к психологическому тестированию (часто его называют социометрический тест). Опрашиваемым предлагается ответить, кого из членов группы они хотели бы видеть своими партнерами в той или иной ситуации, а кого, напротив, отвергают. Затем по специальным методикам анализируют количество положительных и отрицательных выборов для каждого члена группы в различных ситуациях. С помощью социометрической процедуры можно, во-первых, выявить степень сплоченности - разобщенности в группе; во-вторых, определить позиции каждого члена группы с точки зрения симпатии-антипатии, выявив при этом «лидера» и «аутсайдера»; и, наконец, выявить внутри группы отдельное сплочение, подгруппы с их неформальным лидером.

Специфика социометрического опроса заключается в том, что его проведение не может проводиться анонимно, т.е. социометрические анкеты носят именной характер, а значит, исследование затрагивает жизненно важные интересы каждого из членов группы. Поэтому данная методика требует соблюдения ряда этических требований, в том числе неразглашение результатов исследования членам группы, участие в исследовании всех потенциальных респондентов.

В качестве разновидности углубленного, аналитического социологического исследования и метода сбора информации о факторах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия, применяется эксперимент. В социологию этот метод пришел из естественных наук и направлен на проверку гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы и помещения ее в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора) проследить направление, величину, устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные. В полевом эксперименте объект изучения находится в естественных условиях своего функционирования. В лабораторном эксперименте ситуация, а часто и экспериментальные группы формируются искусственно.

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперимент. В линейном эксперименте анализу подвергается одна группа, которая является одновременно и контрольной, и экспериментальной. В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы. Характеристики первой, контрольной, группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а второй, экспериментальной, группы - изменяются. По итогам эксперимента характеристики групп сравниваются, и делается вывод о величине и причинах происшедших изменений.

По характеру объекта исследования различаются реальные и мысленные эксперименты. Для реального эксперимента характерно целенаправленное вмешательство в действительность, проверка объяснительных гипотез путем планомерного изменения условий социальной деятельности. В мысленном эксперименте проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них. И реальные, и мысленные эксперименты проводятся, как правило, не на генеральной совокупности, а на модели, т.е. на репрезентативной выборке.

По специфике поставленной задачи различаются научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены на получение нового знания о заданных социальных явлениях, а прикладные - на получение практического результата (социального, экономического и др.).

Эксперимент является одним из наиболее сложных методов сбора социальной информации. Для выявления эффективности эксперимента необходимы его многократные проведения, в ходе которых проверяются основные варианты решения социальной проблемы, а также чистота эксперимента. При проведении эксперимента в качестве дополнительных методов сбора информации могут быть использованы опрос и наблюдение.

Одним из важных методов сбора социальной информации является анализ документов, применяемый для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач. Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Документальным источником информации - документом - для социолога является все, что каким-то «видимым» образом фиксирует информацию. К документам относятся различные письменные источники (архивы, пресса, справочные издания, литературные произведения, личные документы), статистические данные, аудио- и видеоматериалы.

Выделяются два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Например, является ли документ подлинником или копией, если копией, то насколько она достоверна, кто автор документа, с какими целями он создавался. Формализованный анализ документов (контент-анализ) рассчитан на получение информации из больших массивов документов, не доступных традиционному интуитивному анализу. Суть этого метода заключается в том, что в документе выделяются такие его признаки (фразы, слова), которые можно посчитать и которые существенным образом отражают содержание документа. Например, устойчивые повторяющиеся в течение достаточно длительного времени тематические разделы газеты (частота их встречаемости), размер отводимой им газетной площади (частота строк) отражают интерес читательской аудитории, а также информационную политику данной газеты.

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Результаты научного анализа обычно обобщаются в научном отчете, который содержит информацию о решении поставленных в исследовании задач. В отчете излагается последовательность выполнения программы исследования, анализ полученных эмпирических данных, обосновываются выводы и даются практические рекомендации. Кроме того, к отчету даются приложения, в которых приводятся цифровые и графические показатели, а также все методические материалы (анкеты, дневники наблюдений и т.д.).

Ключевые понятия темы: респондент, пилотажное исследование, социологический опрос, анкетирование, интервьюирование, включенное наблюдение, невключенное наблюдение, социометрия, эксперимент, контент-анализ.

Стратегия социологического исследования - это методологический анализ, позволяющий определить основополагающие принципы исследования, его цели и задачи, последовательность и способы их реализации. Это логика исследования деятельности в социальной сфере. Результатом стратегии исследования в социальной сфере является выбор исследовательских методов, обусловленных главными и дополнительными целями, а также ресурсными возможностями.

Тактика исследования представляет собой алгоритм осуществления социологического исследования на основе выбранных методов и поставленных целей и задач. Алгоритм социологического исследования включает ряд этапов:

  • - выявление дефицита информации, необходимой для решения конкретной социальной проблемы;
  • - определение объема, вида и срока получения необходимой информации для выработки решений существующей социальной проблемы;
  • - разработка способов и методик получения необходимых эмпирических данных;
  • - сбор эмпирических данных и их обработка;
  • - обобщение и первичный анализ имеющихся эмпирических данных;
  • -аналитическое сопоставление, сравнение, выявление одиночных фактов, тенденций и закономерностей, прогнозирование; 100
  • - подготовка итоговых выводов, предложений, рекомендаций.

Социологическому исследованию предшествует замысел на его проведение (стратегический план исследовательского поиска). При его составлении определяются главная цель исследования, сроки и ресурсы для проведения. Затем происходит его детализация, которая заключается в составлении рабочей программы.

Уровень знаний об изучаемом объекте определяет характер замысла на исследование (стратегического плана), который может быть поисковым, описательным и экспериментальным.

Замысел на поисковое исследование направлен на формулировку научной проблемы исследования и применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Он состоит из трех этапов: анализ документов, опрос экспертов и наблюдение. Анализ документов предполагает изучение литературы по данной теме и составление библиографии. Опрос экспертов (специалистов-ученых и специалистов- практиков) дает возможность получить дополнительные знания об изучаемом объекте и сформулировать первичные гипотезы. Завершает поиск неформализованное наблюдение. Результатом замысла поискового исследования является формулировка проблемы и выдвижение гипотез.

Замысел на описательное исследование направлен на подтверждение той или иной гипотезы. Цель описательного исследования - проверить гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные количественные и качественные характеристики. Для этого используются выборочное обследование, опрос, статистический анализ данных и др.

Причинно-следственные связи в изучаемом объекте, его структура, причины его функционирования и развития раскрывают замысел на экспериментальное исследование.

Помимо отмеченных основных стратегических замыслов существуют специфические исследовательские стратегии:

  • - монографическое исследование;
  • - сравнительное исследование;
  • - панельное исследование;
  • - трендовое (повторное) исследование;
  • - когортное исследование.

Монографическое исследование представляет собой изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов. Цель сравнительного исследования заключается в сравнении и сопоставлении социальных явлений и процессов. Панельное исследование применяется при изучении изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности. Трендовое (повторное) исследование ориентировано на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. Когортное исследование изучает специфические совокупности (когорты) в течение времени.

Стратегический замысел на исследование сопровождается определением метода сбора и анализа данных, иначе говоря, создается методический план исследования. Замысел на социологическое исследование предполагает установление инструментария исследования: методов сбора, обработки и анализа социальной информации. Он должен обеспечить неразрывное единство рабочих понятий и рабочих гипотез не только со способами сбора информации, но и со способами ее дальнейшей обработки.

Замысел также включает в себя описание методов и технику сбора информации. Социологическое исследование состоит из следующих компонентов: объект исследования, субъект исследования и окружающая среда. Качество замысла зависит от степени знания всех компонентов исследования и учитывает максимальное число характеристик данных элементов, таких как:

  • - свойства субъекта исследования,
  • - уровень знаний об объекте;
  • - умение субъекта взаимодействовать с объектом;
  • - умение субъекта использовать исследовательские средства;
  • - свойства объекта исследования (сложность, социальная значимость изучения данного объекта, разработанность данного объекта);
  • - особенности окружающей социальной среды (рамки социума, ограничивающие объект и субъект исследования).

Замысел на исследование включает определение четырех компонентов: цели, средства, процесса, результата. Средством является все, что служит достижению цели: теории, методики, методы, методология и т. д. Процесс - это реализация средств исследования. Результат научного исследования - новые знания об исследуемом объекте. Качественное или достоверное новое знание об объекте может быть получено при отсутствии ошибок исследования. Существуют три вида ошибок при получении результатов исследования:

  • - субъективные (результат неправильного замысла из-за низкой квалификации исследователя);
  • - систематические (регулярное, повторяющееся смещение при количественной оценке объекта исследования из-за ошибок в организации исследовательского процесса);
  • - случайные (обусловленные возможными техническими и организационными погрешностями и сбоями; полностью устранить их невозможно, но вполне реально свести к минимуму при многократных замерах).

При составлении замысла на исследование и выборе методов сбора и анализа информации необходимо учитывать все факторы, влияющие на объект исследования.

Результативность социологического исследования во многом зависит от степени разработанности программы. Программа представляет собой методологическую основу исследования. Построение программы - это подробное описание логики, методов и методик исследования объекта соответственно решаемым задачам. Программа исследования выполняет методологическую, методическую и организационную функции. Методологическая функция программы исследования состоит в определении научных проблем, формировании цели и задач исследования; фиксировании исходных представлений об объекте, сравнении исследования с ранее проведенными научными работами.

Методическая функция программы состоит в том, что в ней разрабатывается общий логический план исследования. Методическая функция показывает, как использовать методы и способы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, провести сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований. В методическую часть программы исследования включаются также характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и др.); логическая структура применяемого инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.

Наряду с перечисленным программа содержит и логические схемы обработки собранной информации, которые показывают предполагаемый диапазон и глубину анализа первичной эмпирической информации.

Подготовка программы социологического исследования - достаточно сложное дело. Оно требует определенных затрат и усилий. На разработку программы уходит больше времени, чем на проведение самого исследования. Но детально продуманная программа исследования - непременное условие его осуществления на высоком научном уровне. От того, насколько профессионально и продуманно составлена программа исследования, будут зависеть в будущем качество и достоверность полученной с ее помощью информации.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, обеспечивает контроль за ходом исследования.

Составление программы имеет определенный алгоритм, который включает:

  • - постановку проблемы;
  • - формулировку рабочих гипотез;
  • - определение объекта и предмета исследования;
  • - описание целей и задач исследования;
  • - интерпретацию основных понятий;
  • - разработку стратегического плана исследования;
  • - описание методов сбора данных;
  • - описание схемы анализа данных;
  • - расчет необходимых затрат и ресурсного обеспечения.

Эффективность научного исследования, значимость его

теоретических и практических выводов во многом зависят от степени разработанности программы исследования. Исследование, имеющее сформулированную программу, называется целенаправленным, в противном случае оно называется де- скриптивным. Непосредственным поводом к проведению научного исследования служит проблемная ситуация как реально возникшее противоречие, та или иная социальная проблема. Для решения практически любой социальной проблемы всегда требуется дополнительная информация. В связи с этим необходимо проведение различных по масштабу теоретических и эмпирических исследований. На основе полученной информации создается теоретическая модель того или иного социального явления.

Предварительный анализ объекта исследования на системной основе предполагает следующее:

  • - рассмотрение объекта исследования в качестве единой целостной системы;
  • - выявление составляющих элементов данной системы - объекта исследования;
  • - описание функций элементов системы объекта исследования;
  • - описание взаимодействия элементов системы между собой и с системой в целом;
  • - рассмотрение условий функционирования всей системы - объекта исследования и особенностей ее взаимодействия с другими системами;
  • - изучение истории возникновения и существования объекта, перспектив его эволюции.

Одна из задач этапа составления программы исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развернутое описание объекта как целостной системы. Социальный объект рассматривается с двух сторон: как часть целого и как целое, состоящее из частей.

В первом случае объект является элементом более широкой системы и характеризуется внешними связями. Во втором случае объект сам является системой и характеризуется внутренними связями.

Специфика социологического исследования состоит в создании гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Эта модель становится как бы заместителем исследуемого объекта. Опираясь на системный анализ, исследователь мысленно расчленяет объект исследования, выделяет его элементы, его внешние и внутренние связи, его структуру и выдвигает предположение о механизмах его функционирования и развития. Существуют различные факторы, влияющие на системный анализ объекта исследования:

  • - внешние (исходят от окружающей среды);
  • - внутренние (содержатся в самом объекте);
  • - функциональные (обусловливают функциональные связи элементов объекта);
  • - структурные (обусловливают способ связи элементов объекта);
  • - генетические (обусловливают последовательность состояний объекта);
  • - общие (присущи всему классу подобных объектов);
  • - специфические (проявляются во всем классе подобных объектов);
  • - объективные (предпосылки действий субъекта; которые не зависят от него);
  • - субъективные (зависят от сознательного отношения субъекта к условиям деятельности);
  • - прямые (результаты их действия проявляются непосредственно);
  • - косвенные (действуют опосредованно через другие факторы);
  • - факторы индивидуальной деятельности отдельных участников;
  • - факторы совместной деятельности социальной организации, группы, коллектива и т. д.

Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является создание гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.

Путь эмпирического исследования от гипотетической модели изучаемого объекта к результатам исследования, а от них снова к гипотетической модели, но уже эмпирически обоснованной, составляет суть метода восхождения от абстрактного к конкретному. Абстрактное - это сторона, часть целого, нечто одностороннее, неразвитое, неразвернутое. Конкретное - это целое, состоящее из многих частей, сторон, нечто многостороннее, развитое, развернутое. Мысленный образ изучаемого объекта при помощи логических средств распадается на множество частей, элементов и связей. Эмпирические знания, полученные в результате исследования, несут в себе новое знание о реальности. В итоге создается возможность раскрыть внутреннюю структуру и механизм функционирования и развития социального объекта. Тем самым создается возможность проверить соответствие исходной гипотетической модели изучаемому объекту.

Исследование, в котором ясно сформулирована проблема, четко интерпретированы понятия и имеется одна или несколько общих гипотез, допускающих выведение частных гипотез и их эмпирическую проверку, может обеспечить получение достоверных, объективных знаний.

В программе исследования приводятся расчеты научных, организационно-технических, материальных и временных ресурсов, которые требуются для его осуществления. Нормативные показатели учитываются особенно тогда, когда нужно четко представить, сколько понадобится времени для проведения исследования, какова должна быть численность анкетеров для сбора первичной информации, за какой срок она должна быть собрана, закодирована и обработана.

Кроме того, рассчитываются общие материальные расходы на исследование, которые подсчитываются в виде суммы затрат человеко-дней, материальных и денежных ресурсов на каждый этап исследования.

Учет нормативов при планировании исследования не загромождает работу, наоборот, делает ее более осознанной, упорядоченной, способствует как бы дополнительному контролю, самопроверке готовности и обработке всех элементов социологического исследования.

Предварительный анализ объекта исследования представляет собой средство построения гипотезы. Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, проверки в ходе исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана.

Любое социологическое исследование начинается с постановки проблемы. Это начальный момент в научном исследовании. Решение о проведении исследования должно быть обосновано практической целесообразностью. Нацеленность на практику - первое правило. Проблема - это противоречие между информацией о потребностях людей в конкретных практических или теоретических действиях и отсутствием знаний о способах и средствах их удовлетворения. Решить проблему - значит получить новое знание или создать социальную модель, которая объясняет явление, выявить факторы, которые могут воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

При постановке проблемы прежде всего необходимо изучить ситуацию и существующие недостатки, которые нужно устранить. Затем надо сформулировать их как научную проблему. Для этого надо выяснить, какие количественные или качественные показатели адекватно отражают существующие недостатки. Надо уточнить, существуют ли учет и статистика по этому показателю, затем определить насколько полно и достоверно они отражают положение дел по данной проблеме.

Затем необходимо отобрать наиболее существенные для исследования этой проблемы компоненты, изучение которых поможет устранить выявленные недостатки. При классификации социальных проблем их подразделяют на информационные и ситуационные.

Информационные проблемы - это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения социальных процессов.

Ситуационные проблемы - это противоречия, которые вызваны столкновением интересов, дестабилизирующие деятельность и побуждающие к активным действиям.

По масштабам распространенности социальная проблема может носить общенациональный (федеральный), региональный (федеральный округ или субъект федерации), местный (муниципальное образование или район) характер. По времени действия проблема может быть краткосрочной, среднесрочной и длительной.

По глубине противоречия различают одноплановые проблемы и системные. Одноплановые проблемы затрагивают одну из сторон изучаемого явления или процесса. Системные проблемы отражают совокупность элементов целостного явления или процесса, изучение которого должно осуществиться в комплексе составляющих его элементов. Сформулировать проблему исследования нужно таким образом, чтобы в ней нашли как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее.

Далее при составлении программы социологического исследования нужно определить имеющуюся информационную базу, которая поможет в исследовании проблемы. Это могут быть данные ранее проведенных исследований, государственная статистическая отчетность, исторические документы и т. п. Надо изучить всю литературу по данному вопросу, провести беседы с компетентными людьми - экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты: ученые, практические работники, руководители и т. п.

В проблемной ситуации следует выделять главные и второстепенные элементы, чтобы определить основное направление исследовательского поиска и сформулировать основную цель исследования. Причем формулировка может приобрести несколько иной вид и отличаться от первоначальной, которая была сформулирована при замысле на исследование. После формулирования проблемы наступает этап детальной проработки программы исследования. Программа является обязательным исходным документом для социологического исследования.

Построение гипотезы практически можно рассматривать как важнейший этап исследования, а все остальные основные этапы -- как вспомогательные. Она является промежуточным звеном между проблемой и теоретической моделью. Построение гипотезы присуще любой исследовательской работе. В самом начале исследования, когда вырабатывается общий план, руководствуются определенными предположениями (или гипотезами) о том, какие факторы играют ведущую роль и какие почти определенно не имеют к ней отношения. Гипотезами также руководствуются при сборе и истолковании фактов, формулировании выводов и изложении рекомендаций.

Формулировка гипотезы во многом зависит от проблемы. Постановка научной проблемы в начале исследования определяет его направление и задает содержание будущей теоретической модели через гипотезу. Исходя из этого, необходимо избегать постановки мнимых гипотез, не отражающих реальных социальных проблем.

Под гипотезой, как правило, подразумевается всякое предположение, догадка, основанная на неполной информации об объекте исследования. Гипотеза выступает промежуточным этапом, связующим звеном между теорией и практикой. В научном исследовании в социальной сфере - это научно обоснованное предположение о состоянии и структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и перспективах развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного системного анализа изучаемого объекта. Она должна соответствовать ряду критериев:

  • - не содержать неточных и неопределенных понятий;
  • - не содержать оценочных суждений;
  • - не противоречить уже научно установленным научным фактам;
  • - не иметь множество ограничений и допущений;
  • - всегда иметь возможности для проверки и доказуемости.

Таким образом, гипотеза - это теоретическое логическое

обоснованное предположение о сущности и состоянии социального объекта, о его структуре и связях, о факторах, определяющих эти связи, и о его эволюционных особенностях. Гипотеза позволяет сформулировать круг факторов, необходимых для решения поставленной задачи и достижения намеченных научных целей. Формулирование гипотезы происходит из следующих источников: на основе ранее проведенных научных исследований, на основе представлений о предмете и объекте исследования, на основе наблюдений, на основе логических и интуитивных умозаключений и выводов. Трудности при построении гипотезы обусловлены многообразием и сложностью объекта исследования.

Для повышения вероятности подтверждения гипотезы следует руководствоваться следующим правилом: формулировать главную гипотезу и необходимые для ее подтверждения показатели и условия, выдвигать дополнительные взаимосвязанные гипотезы и стремиться найти наибольшее число эмпирических показателей исследуемого объекта.

Существует классификация гипотез по содержанию предположений относительно изучаемого социального объекта. Различают описательные и объяснительные гипотезы. Описательные гипотезы содержат предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирической проверки.

В процессе эмпирической проверки выделяют главные и дополнительные гипотезы. Главные гипотезы отражают основную цель научного исследования. Дополнительные гипотезы показывают второстепенные цели научного исследования. Кроме того, гипотезы подразделяются на первичные и вторичные. Первичными считаются гипотезы, сформулированные до получения информации об исследуемом объекте. Вторичные гипотезы формулируются после получения дополнительной информации об объекте.

На этапе замысла на социологическое исследование выдвигаются рабочие гипотезы, которые представляют собой исходные предположения о характере и свойствах исследуемых связей объекта. Назначение гипотезы - придать упорядоченность и эффективность работе по сбору необходимых сведений относительно важнейших факторов, действующих в изучаемой области. Этой рабочей гипотезой руководствуются при сборе первичных эмпирических данных до тех пор, пока не будет сформулирована иная, более совершенная гипотеза.

Каждая наука располагает своим инструментарием, набором методов, с помощью которого осуществляется исследовательская деятельность и познается истина. Набор специфических методов исследования позволяет на отследить происходящие в обществе процессы, т.е. провести прикладное социологическое исследование — систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач , в соответствии с чем различают три основных вида социологического исследования:

  • разведывательное;
  • описательное;
  • аналитическое.

Разведывательное исследование - наиболее простой вид прикладного социологического анализа, решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи; как правило, оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрошенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии — специально разрабатываемом для каждого исследования пакете инструментов, предназначенных для сбора первичной информации (бланк-интервью, массовая или экспертная анкета, проекты выборки, математический анализ первичной информации и т.д.). Этот вид социологического исследования может применяться:

  • на предварительном этапе глубоких и масштабных исследований для проверки методического инструментария и его коррекции;
  • для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения;
  • в ситуации, когда предмет социологического исследования мало изучен или вообще не изучен, с тем чтобы получить дополнительные сведения о предмете и объекте исследования, уточнить некоторые задачи и гипотезы исследования, а также его методический инструментарий.

В разведывательном социологическом исследовании обычно используются такие методы сбора первичной информации, как интервью или анкетный опрос, групповое интервью методом фокус-групп, позволяющие провести его в сжатые сроки.

Описательное исследование представляет собой более сложный вид социологического анализа, чем разведывательное исследование, так как по своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирической информации, дающей относительно целостное представление об изучаемом объекте, явлении. Проведенние исследования описательного типа требует разработки более сложной и подробной программы исследования с использованием методически апробированного инструментария, что обеспечивает его большую надежность в процессе изучения важнейших элементов исследуемого объекта. Данное исследование обычно применяется тогда, когда объектом исследования выступает относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (население города, района, области, региона и т.д.).

Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического анализа. Его цель состоит не просто в описании структурных элементов изучаемого явления, но и в выяснении причинно-следственных связей, лежащих в основе распространенности, динамики, стабильности/нестабильности данного явления. Аналитическое исследование рассматривает комплекс факторов, влияющих на объект исследования, выделяя среди них основные и второстепенные, временные и устойчивые, явные и латентные (скрытые), управляемые и неуправляемые. Программа такого исследования разрабатывается тщательно и занимает много времени, поскольку часто требуется собрать предварительную информацию об отдельных сторонах исследуемого явления, обращаясь к разведывательному или описательному исследованию. В ходе аналитического исследования применяется комплекс социологических методов, которые дополняют друг друга, — различные формы опроса, анализ документов, наблюдение.

Социальный эксперимент является разновидностью аналитического исследования. Его проведение предполагает создание специальной экспериментальной ситуации путем изменения обычных условий функционирования исследуемого объекта.

Социологическое исследование предполагает определенную последовательность .

На первом этапе формируется программа исследования: формулируются цель исследования, ее задачи, план, гипотеза на основе актуальности выбранной проблематики, определяются методы сбора информации, способы ее обработки, сроки проведения исследования и т.д.

На втором этапе социологического исследования осуществляется непосредственный сбор первичной информации. При этом могут применяться различные методы сбора информации — социологический опрос в форме анкетирования или интервьюирования; контент-анализ (записи исследователей, выписки из документов и другие сведения, полученные из различных источников документального характера); наблюдение, эксперимент и др.

На третьем этапе производится цифровая (электронная) обработка полученной информации, собранной в ходе социологического исследования на основе специальных компьютерных программ.

На четвертом этапе, заключительном (аналитическом), проводятся анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Виды методов социологического исследования

Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах:

  • , когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным; среди форм заочного анкетирования наиболее распространен почтовый опрос, а также прессовый (через газету, журнал); значимым преимуществом анкетирования является принцип анонимности, однако даже он не гарантирует, что ответы респондента (опрашиваемого) будут правдивыми, поэтому исследователь должен всегда учитывать данный фактор при анализе полученной информации;
  • , которое предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью).

Участник социологического опроса, отвечающий на вопросы интервьюера (исследователя), называется респондентом.

В системе методов прикладной социологии различают массовые опросы и специализированные, представленные в виде экспертного опроса.

Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области.

Массовые опросы применяются в тех случаях, когда необходимо опросить большое число людей. Основным источником информации в массовом опросе являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и другие группы населения.

Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников эксперимента и т.д.). Наблюдение как научный метод широко применяется в психологии и социальной психологии, специализирующихся на изучении поведения людей, однако в социологии данный метод также нашел свое предметное полей позволяет с успехом решать многие вопросы социологического анализа.

Контент-анализ представляет собой количественный анализ любого рода социологической информации, в частности документов- протоколов, докладов, публикаций различного рода, писем и т.д. Данный социологический эмпирический метод помогает уменьшить субъективность качественного анализа полученной в результате социологического исследования информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий.

Главной чертой развития современного информационного общества становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. Распространение интернет-практик, или онлайн-практик, не могло не отразиться на развитии методологии социологической науки, изучающей общество и все многообразие процессов, происходящих в нем.

Так, на «круглом столе» III Всероссийского конгресса, проходившего в Москве в октябре 2008 г., Н. В. Корытниковой была обозначена проблема применения метода онлайн-опроса в социологии. Социологам, как правило, бывает недостаточно информации, получаемой только традиционными методами сбора и обработки информации; им требуются методы интерактивного и доступного взаимодействия с «онлайн»-респондентами. Чтобы обеспечить доступ к информации из различных источников, а также электронное взаимодействие с респондентами, используются новые средства обработки и получения информации, подобные глобальным поисковым системам и электронной почте. Однако несмотря на то что общество становится сетевым, возможностям интернет-технологий при создании нового программного обеспечения для работы социологов с эмпирической информацией уделяется недостаточно внимания.

Применение онлайн-опросов в эмпирической социологии требует анализа репрезентативности данных, добытых таким способом, поскольку возникают вопросы о достоверности информации, полученной по сети Интернет, а также о процедуре сбора информации в процессе онлайн-опроса. Пока ответов на данные вопросы нет, что препятствует распространению онлайн-методов в социологии и серьезному отношению к ним социологического научного сообщества.

Один и тот же предмет исследования может подвергаться социологическому анализу несколько раз, благодаря чему можно проследить его развитие в динамике. В зависимости от этого в прикладной социологии принято различать точечное и повторное исследование.

Точечное (разовое) исследование обеспечивает информацию об изучаемом объекте на момент его изучения, но не позволяет сделать выводы о динамике его изменений и тенденциях развития.

Повторные исследования проводятся на протяжении определенного времени через конкретный промежуток времени на основе единых программ и методического инструментария с целью сбора информации об изучаемом явлении, объекте и ее сравнения, с тем чтобы выявить динамику изучаемого объекта. При этом повторное исследование имеет свои особенности, связанные с исследуемой выборочной совокупностью (совокупность респондентов).

Если на протяжении нескольких исследований их участниками остаются одни и те же лица (респонденты), то такое исследование называется панельным.

В целом классификация видов социологического исследования приведена на рис. 1.1

Учебное пособие

Кемерово 2014


ББК С5в6я73

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Кемеровского государственного университета

Рецензенты:

кафедра социологии, политических отношений и права Кузбасского государственного технического университета (зав. кафедрой д-р филос. наук, доц. В. М. Золотухин );

д-р философских наук, профессор кафедры философии, права и социально-политических дисциплин ФГБОУ ВПО «КемГУКИ» П. И. Балабанов

Маженина, Е. А.

М 13 Методология и методика социологических исследований: учебное пособие / Е. А. Маженина, Т. Н. Протасова; отв. ред. д-р социол. наук, проф. Л. Л. Шпак. – Кемерово, 2014. – 131 с.

ISBN 978-5-8353-1693-9

Учебное пособие разработано по базовой дисциплине профессионального цикла Б3.Б.4 «Методология и методика социологического исследования» в соответствии с ФГОС ВПО.

В пособии представлен материал по проблемам методологии, изучаемым студентами-социологами в бакалавриате. Затрагиваются отдельные вопросы концептуализации исследования и составления программы, подчеркивается связь методологии, метода и процедуры исследования. Освещаются основные методы социологического исследования.

Пособие адресовано студентам-бакалаврам по направлению подготовки «Социология».


Предисловие. 4

Раздел 1. Методологические основы социологического исследования. 7

1.1. Методология исследования. 7

1.2. Концептуализация исследования. 10

Раздел 2. Организационно-методические основы социологического исследования 13

2.1. Виды социологических исследований. 13

2.2. Программа социологического исследования. 16

2.3. Выборочный метод в социологическом исследовании. 21

Раздел 3. Использование традиционных методов социологического исследования 26

3.1. Опросные методы.. 26

3.2. Метод анализа документов. 31

3.3. Вторичный анализ. 37

3.4. Метод наблюдения. 39

3.5. Социальный эксперимент. 43

Раздел 4. Исследовательский потенциал некоторых менее распространенных методов. 48

4.1. Дневниковый метод. 48

4.2. Метод социального картографирования. 49

4.3. Конверсационный анализ. 56

4.4. Психосемантические методы в социологическом исследовании. 61

Литература. 71

Контрольные вопросы, практические и тестовые. 75

задания. 75

1. Контрольные вопросы и практические задания. 75

2. Контрольно-измерительные материалы.. 85

Глоссарий. 106

Приложения. 116


Предисловие

В результате освоения дисциплины «Методология и методика социологических исследований» у студентов формируются следующие компетенции:

Код компетенции Содержание компетенции Результат освоения
ОК-9 Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач. Знать: - знать существующие теоретические подходы, понятийный аппарат, необходимый для разработки методологии социологического исследования; - особенности построения показателей, индикаторов, шкал, индексов. Уметь: - использовать теоретические подходы, понятийный аппарат, применительно к конкретной исследовательской проблеме; - использовать методы социологических исследований применительно к конкретной исследовательской проблеме. Владеть: - терминологией в области методологии и методики исследования; - навыками разработки программы исследования; - навыками использования методов сбора, обработки и интерпретации социологических данных.
ПК-1 Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования. Знать: - знать существующие теоретические подходы, понятийный аппарат, необходимый для разработки методологии социологического исследования; - знать структуру и содержание программы социологического исследования; - знать особенности организации и проведения отдельных видов социологических исследований; - систему методов социологического исследования. Уметь: - разработать концептуальную и операциональную исследовательские модели; конструировать показатели, индикаторы, шкалы, индексы применительно к конкретной исследовательской проблеме. Владеть: - терминологией в области методологии и методики исследования; - навыками разработки программы исследования; - навыками разработки методики, инструментария социологического исследования; навыками использования методов сбора, обработки и интерпретации социологических данных.
ПК-3 Способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории. Знать: - знать особенности организации и проведения отдельных видов социологических исследований; - способы обобщения и представления данных социологического исследования; структуру и логику научного отчета. Уметь: - подготовить научный отчет по итогам социологических исследований. Владеть: - навыками представления и интерпретации данных социологического исследования.
ПК-4 Способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности. Знать: - особенности организации и проведения отдельных видов социологических исследований. Уметь: - использовать методы социологических исследований применительно к конкретной исследовательской проблеме. Владеть: - навыками разработки методики, инструментария социологического исследования; - навыками использования методов сбора, обработки и интерпретации социологических данных.

Пособие состоит из конспекта лекций, списка литературы, контрольных вопросов, практических и тестовых заданий по дисциплине, глоссария, приложений.

Конспект лекций включает 4 раздела, первые три из которых посвящены основным темам дисциплины «Методология и методика социологических исследований», а четвертый раздел включает материал по менее распространенным методам, которые используются в социологических исследованиях.

Изучение дисциплины невозможно без решения практических заданий, выполнение которых является элементом активной творческой формы обучения. От студентов требуется самостоятельно проявить поисковые и аналитические навыки, разработать программу, инструментарий, обратиться к дополнительной литературе, список которой дан в пособии.

Для проверки приобретенных знаний и самоконтроля предлагаются вопросы, тестовые задания, глоссарий.

В конце пособия помещены приложения. При составлении приложения использовались работы ведущих российских ученых, а также наработки преподавателей кафедры социологических наук, в том числе и авторов.

Учебное пособие дает возможность эффективно организовать самостоятельную работу студентов.

Маженина Е. А. канд. социол. наук, доцент кафедры социологических наук (предисловие, 1. 1 в соавторстве с Т. Н. Протасовой; 1. 2; 2. 1; 2. 2; 2. 3; 3. 3; 3. 4; 3. 5; 4. 1; 4. 2; 4. 3; литература, контрольные вопросы и практические задания по указанным темам, контрольно-измерительные материалы, автор-составитель тестовых заданий, глоссария, составитель приложения 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9).

Протасова Т. Н. канд. социол. наук, доцент кафедры социологических наук (1. 1. в соавторстве с Е. А. Мажениной, 3. 1; 3. 2; 4. 4; контрольные вопросы и практические задания по указанным темам, составитель приложения 4, 5).


Раздел 1. Методологические основы социологического
исследования

1.1. Методология исследования

Обращение к фактическому материалу в социологии диктуется ее собственными нуждами, прежде всего, требованием тщательного изучения социальных объектов и явлений.

В современной социологии разработана логика обоснования социальных фактов, включения фактического знания в систему науки (см. приложение 1). При установлении социального факта необходимо отделить случайное и найти значимое, типическое, стержневое, устойчивое.

В феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматривается отдельный случай, событие, состояние социального взаимодействия, подлежащие интерпретации с позиций деятельного субъекта.

Социальные факты – это «сырой строительный материал». Расставляя факты в определенной последовательности, устанавливая причинно-следственные связи между ними, действуя в рамках исследовательских задач, социолог выстраивает новое знание, обогащает социологическую теорию. С помощью фактического знания мы воспринимаем социальную реальность и устанавливаем с ней отношения как с устойчивым, понятным и предсказуемым образованием.

Социолог, проводя исследование, стремится к получению достоверных и надежных результатов, объективному изучению социальной реальности. При этом его действия подчинены разработанным в науке нормам, правилам, принципам, образующим методологию науки.

В широком смысле слова методология представляет собой сложную целостную систему знаний о способах получения и систематизации нового знания.

Методология социологической науки, с одной стороны, является учением об исходных принципах научного познания и включает общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теорий. С другой стороны, является учением о способах и приемах исследования, опирающихся на эти принципы. При этом социолог занимается процедурными вопросами организации исследования, объединяя исследовательские методы, процедуры, техники.

Методологию можно определить как принципы организации исследований, «нормы», при помощи которых выбираются и оформляются процедура и техника. Общий взгляд на социологическую методологию заключается в вопросе: «Как проводить исследование?», а также в ответе о нормах и стандартах получения нового знания.

Цель социологической методологии – в обосновании генерализаций (общих суждений об определенной области действительности) и упорядочении результатов исследований с помощью соответствующих методологических инструментов.

Структура методологии отражает трехуровневую концепцию структуры социологического знания. В. А. Ядов выделил три взаимообусловленных и взаимосвязанных уровня социологической методологии:

Самый высокий уровень – всеобщая научная методология, в основе которой диалектический метод. На этом уровне ведущим является принцип, согласно которому явления и процессы следует рассматривать в многообразии их связей и в динамике, выявляя их устойчивые и изменчивые свойства. Сюда можно отнести также и другие общенаучные принципы: универсализма, всеобщности, историчности, конкретности, организованного скептицизма, процессуальности, приоритетности истины и др.

На втором уровне расположены методологии различных областей знания, в том числе общесоциологическая методология, функцию которой реализует социологическая теория. На этом уровне находятся теоретические знания о том, как изучать социальную реальность, указывающие принципиальные основы разработки частных социологических теорий. К методологическим принципам социологии, как науке об обществе, относят принципы историко-генетического анализа, многофакторности объяснений социальных изменений, субъектно-деятельностного анализа, гуманистической направленности исследований, полипарадигмальности, конкретизации, типологизации, объективизации и др.

На третьем уровне находится специальная методология социологического исследования, включающая принципы, методические приемы, правила сбора, обработки и интерпретации информации. Здесь частные социологические теории выступают в качестве прикладной логики, реализуют поисковую функцию.

Таким образом, методология, метод и методика тесно взаимосвязаны.

Методы, методики, техники, проце дуры – это частные (прикладные) приемы социологического исследования.В социологии не сложилось единое их определение. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие – техникой, третьи – процедурой, четвертые – методикой или методологией. Однако общепринято понимать под методом основной способ сбора, обработки и анализа данных, под техникой – совокупность специальных приемов для эффективного использования определенного метода. Совокупность технических приемов (частные операции, их последовательность и взаимосвязь), связанных с использованием метода, называется методикой . Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования, сбора и обработки социологической информации.

Внутренняя структура любого социологического метода содержит четыре группы элементов: (а) отражательная часть, основывающаяся на теоретических положениях и законах социальных объектов; (б) нормативная часть, задающая регуляцию познавательной деятельности социолога (определенные правила, приемы, процедуры); (в) инструментальная часть в виде особых средств (например, опросный лист, дневник наблюдения и т. п.); (г) процедурная часть, представляющая строго заданную последовательность действий, каждое отдельное действие несет строго определенный смысл, содержит функцию в структуре процедуры (есть простые процедуры, например, регистрация определенных событий в ходе наблюдения, есть более сложные – проектирование анкеты и т. д.).

Классификация методов обычно представляется следующим образом:

По масштабу применения:

§ общенаучные (системный анализ, сравнительный анализ, математические);

§ частнонаучные (например, метод социологического опроса).

По уровню знания:

§ теоретические (индукции, дедукции и пр.);

§ эмпирические (наблюдение, контент-анализ и пр.).

По стадиям исследования:

§ методы формулирования гипотез, проблем, целей и задач (моделирование, анализ и синтез, дедукция и индукция т. п.);

§ методы сбора информации (социологический опрос, метод наблюдения, изучения документов, биографический метод и пр.);

§ методы анализа информации (обобщение, качественный анализ, теоретическая и эмпирическая типологизация, факторный анализ и пр.);

§ методы обработки информации (группировка, ранжирование, корреляционный, регрессионный анализы и пр.).

В современной социологии существует деление на количественные (анкетный опрос, стандартизованное интервью, эксперимент и др.) и качественные методы (индивидуальное нестандартизованное интервью, фокус-группа, биографический метод (личные документы), включенное наблюдение и др.) в зависимости от исследовательского подхода (см. приложение 3).

Каждый метод или группа методов имеют специфическое предназначение, например, методы качественного анализа представляют смысловую интерпретацию данных, тогда как статистические методы направлены на поиск статистической закономерности.

1.2. Концептуализация исследования

Процесс интерпретации факта представляет собой систему логических умозаключений, которые воспринимаются как истинные. Результатом этого процесса является построение концепции исследования.

Концепция – ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, вокруг которого организуется социологическое исследование. Социологическую концепцию составляет совокупность научных связанных между собой терминов и понятий и имеющих качество признаков эмпирических индикаторов, поддающихся проверке.

Концепция разрабатывается на основе познания социальной реальности. Фактически она является неполной, нестрогой теорией. Социологические концепции предваряют теорию как более сложный и завершенный продукт осмысления реальности (Шпак Л. Л., 2007).

Построение концепции начинается с конструкции, в которой конструкты (элементы, составляющие конструкцию) наполняют основную идею информацией и фактами о предмете исследования. Конструкция перерастает в концептуальную схему (приложение 2).

Осмысление факта на уровне прошлых знаний о нем и новых идей формирует гипотезу – связь между эмпирическими фактами, повседневным знанием о них и теорией.

Концептуализация – процесс изучения социальных фактов с помощью соответствующих теоретико-аналитических методов. Это логическое движение от конкретного (факты) через операционализацию и осмысление концепта – к концептуальной схеме, а от неё – к абстрактному (построению концепции). Цель концептуализации – обозначить характер и способы работы на теоретическом уровне, обеспечить внутреннюю связность используемых концептов и конструктов, предложить угол видения предметного поля, определить исследовательский режим.

Концептуализация основана на работе с понятиями. Основное содержание работы – операциональное определение понятий (операционализация).

Операционализация понятий – движение к конкретному. Это онтологическое подтверждение концептуальной схемы. Содержание оформляется в русле определенной парадигмы с учетом всех ее постулатов.

Специфика работы при концептуализации: построение концептуальной схемы, работа с понятиями на теоретическом уровне, гипотетическое осмысление предмета исследования, применение теоретических методов исследования. Понятие – одна из логических форм мышления в противоположность суждению или умозаключению. К понятию предъявляются требования постоянности, определенности, однозначного языкового выражения. Работа над понятием не сводится к этимологии (происхождению слова в языковом словаре), а включает анализ составных частей понятия, смысловую нагрузку в соотнесении с концептом, дефиницию (определение) и формулировку.

Рассматривая понятие, исследователь отмечает важные его характеристики и устанавливает логическую связь характеристик. Ограничить понятие – значит перейти от рода к виду (добавить отличительные признаки предмета исследования). Определение дефиниций – это работа с понятием через перечисления признаков, путем указания на содержание понятия. Иногда дефиниция может заключаться лишь в указании существенных признаков, так как эти понятия могут иметь большое количество признаков.

Категории – это предельно широкие понятия. Необходимо определиться, на каких категориях будут выстроены умозаключения и выводы в исследовании (например, уточнить возрастную категорию объекта).

Выполняется переход от концептуальных определений к операциональным в виде методического комплекса, где каждому понятию соответствуют переменная и операциональное определение. На теоретическом уровне идет работа с двумя типами определений понятий: операциональными и концептуальными, на которых основано любое социологическое исследование. Концептуальное определение понятия (либо переменной) подразумевают словесную расшифровку, или дефиницию, позаимствованную, как правило, из словаря. Концептуальное означает теоретическое определение, при котором более абстрактные понятия расшифровываются через более конкретные. Операциональное определение – это логический выход на эмпирическое понимание содержания понятия (измерение параметров объекта по сконструированным показателям), при этом концептуальное объяснение увязывается методикой исследования, так как дальнейшие уровни операционализации связаны с применением шкалирования и объяснением показателей, согласно концепции (интерпретацией).

Задачи концептуализации. Ограничить содержание и определить объем понятий. Выявить границы предметной области. Определить основные категории исследования. Сформировать и интерпретировать производные понятия. Уточнить однозначность смыла определяемых понятий.

Основные методы и приемы. Применяются логические приемы: анализ, синтез, абстрагирование, аналогии, приемы и правила формальной логики. Важную роль могут играть научная интуиция и опыт исследователя.

Основные процедуры концептуализации. Конкретизация – это нахождение для понятия отношений рода и выведение из него отношений вида. Абстрактное родовое отношение (абстракция) может конкретизироваться видообразующими конструктами или концептуальными схемами («конкреторами»). Последовательная конкретизация обеспечивает восхождение от абстрактного к конкретному.

Интерпретация – процесс сопоставления с конструктом других элементов концептуальной схемы и одновременно результат этого процесса. Интерпретация обеспечивает смысловую однозначность понятий, адекватность понятийного аппарата предметной области и методологических характеристик объекта исследования.

Диагностические процедуры объекта заключаются в установлении соответствия между конструктами и реальностью, требующей в дальнейшем измерений. При первом типедиагностической процедуры подбирают инструментарий согласно концептам, который может считаться универсальным и воспроизводимым в сходных исследовательских условиях. Согласно второму типу идет поиск скрытых симптомов (причин появления определенных свойств) у объекта исследования: если свойство объекта проявляет себя в сходных условиях, значит, есть причина, как правило, закономерного характера, которая действует неявным образом. Третий типдиагностической процедуры предполагает определение некоторых синдромов (устойчивых комплексов или групп переменных). Синдром объединяет некоторое количество взаимосвязанных переменных, требующих объяснения в процессе исследования. Социальный статус, доход, пол, возраст, семейное положение, национальность – наиболее часто применяемые социологические переменные. В процессе концептуализации выдвигается гипотеза о существовании связей между группами переменных, результат исследования содержит доказательства о закономерности данных связей.

Результат концептуализации – построение концептуальной схемы. Сформулированы гипотезы о природе исследуемого объекта, основанные на имеющихся теоретических выводах и заключениях. Схема схватывает в общих чертах тенденции, зависимости между конструктами и является основой для выхода на эмпирической уровень исследования. Рождается концепция как самостоятельная форма организации знания. В практическом плане результат данного этапа – текст первой главы, например, диссертации, дипломной работы.


Раздел 2. Организационно-методические основы
социологического исследования

2.1. Виды социологических исследований

Социологическое исследование представляет собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. Это один из основных способов развития социологии, видов профессиональной деятельности людей, получивших специальную подготовку. Социологическое исследование становится необходимым тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего решения.

Различают социологическое исследование и социальное исследование. Социальное исследование является междисциплинарным исследованием, которое проводится на стыке наук, например, социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и др.

Социологические исследования можно классифицировать по разным основаниям.

По характеру исследовательских задач:

Ü фундаментальное исследование, направлено на анализ социальных закономерностей, тенденций, выработку научных знаний с последующим построением теории;

Ü прикладное исследование, направлено на применение научных знаний, а также устойчивых конструктов обыденного знания, бытующих в социальной практике, на выработку путей и механизмов преобразования общественной жизни;

Ü фундаментально-прикладное (комплексное) исследование, цель которого – содействие решению социальных проблем путем разработки новых теоретико-методологических оснований для их изучения, интерпретации и более глубокого и всестороннего, чем ранее, объяснения.

По глубине и сложности анализа:

Ü поисковое (разведывательное) – направлено на поиск исследовательских проблем, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез. Наиболее простой вид социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо сбора «прикидочных» сведений об объекте исследования для общей ориентации;

Ü пилотажное – направлено на апробацию методик и социологического инструментария. В результате его проведения принимается окончательное решение относительно того, какие методы сбора информации и в каком соотношении применять, а также отрабатывается организация сбора информации. По его итогам уточняются формулировки вопросов, инструментарий проходит проверку на надежность и достоверность. Такое исследование проводят на малой выборке (50-100 чел.), но так, чтобы в выборку были включены все значимые для целей исследования группы респондентов;

Ü описательное – получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой;

Ü аналитическое – это самый углубленный вид социологического анализа, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают его характер и специфику (выявление причинно-следственных связей). Разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент.

По объему охвата объекта исследования:

Ü сплошное – охватывающее все единицы генеральной совокупности (например, перепись населения);

Ü выборочное – охватывающее небольшую часть генеральной совокупности (выборочную совокупность), отобранную по специальной процедуре.

По масштабу:

Ü международные;

Ü общенациональные;

Ü региональные;

Ü отраслевые;

Ü локальные.

По срокам проведения:

Ü стратегические (долгосрочные) – от двух лет и более;

Ü продолжительные – 7-9 месяцев;

Ü средние – 4-6 месяцев;

Ü короткие – 2-3 месяца;

Ü оперативные (экспересс-опросы) – от 10 дней до 1 месяца.

По частоте проведения:

Ü разовое (точечное) дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такая информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает моментальный «срез» характеристик объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени;

Ü повторное направлено на выявление динамики статистически постоянного социального объекта и осуществляется на основе единой программы и методики сбора информации в два или несколько этапов через определенные промежутки времени.

Существует несколько видов повторного исследования.

ü Панельные исследования – предусматривают неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени по одной и той же программе или методике с целью определения динамики процессов и явлений. Основной проблемой при проведении панельных исследований является сложность сохранения выборки от одного исследования до другого. Также существует вероятность того, что с течением времени члены выборки уже станут нетипичными для генеральной совокупности, и данные о них не будут достоверными для нее. Поэтому для панельных исследований необходимо соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу.

ü Когортные исследования – особая разновидность панельных, специфика состоит в том, что выборочный объект – определенная возрастная группа, изучаемая на протяжении достаточно длительного временного периода (когорта – люди одного поколения или, более строго, одного года рождения). Цель – изучение того, как с течением времени у когорты меняются условия и образ жизни, интересы, ценностные ориентации и установки.

ü Трендовые исследования – это исследования на единой генеральной совокупности или на аналогичных выборках (без обязательного требования сохранения прежней выборки) с определенными интервалами во времени, с целью установить тренды (тенденции) социальных изменений.

ü Лонгитюдные исследования – длительное периодическое исследование одних и тех лиц по мере достижения обследуемой совокупности определенной стадии своего развития. Фиксируются индивидуальные и групповые изменения при изменении или сохранении внешних факторов. Объектом таких исследований, чаще всего, является молодежь, как динамично развивающаяся возрастная группа (например, профессиональное становление молодежи).

Социальный мониторинг – форма организации социологических исследований, обеспечивающая постоянное получение информации о состоянии определенного социального объекта, процесса или социальной ситуации. За объектом мониторинга организуется постоянное слежение с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые его определяют.

Монографическое исследование – такой вид исследования, при котором в качестве объекта изучения выступает только одна единица какого-либо класса социальных процессов или явлений. При этом данный объект рассматривается в качестве характерного для всего класса изучаемых процессов. Монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации, а ограничивается детальным анализом только нового явления, отсутствие достаточной информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования.

Омнибус – это исследование, проводимое одновременно для нескольких заказчиков по нескольким темам. Вопросы, задаваемые по заказу разных клиентов и затрагивающие разнообразные темы и сюжеты, входят в единую анкету, по которой идет работа на стадии полевого исследования, но по его окончании разбивается на отдельные блоки, соответственно запросам заказчиков, обработка и анализ которых осуществляется индивидуально. Омнибус позволяет снизить затраты (стоимость участия в таком исследовании существенно ниже, чем стоимость отдельного проекта), получить в сжатые сроки информацию, интересующую различных клиентов.

Любое социологическое исследование планируется и осуществляется поэтапно. В научной литературе встречаются различные схемы проведения социологического исследования, но обычно выделяют три этапа.

1. Подготовительный этап. На этом этапе определяется трудоемкость исследования, разрабатывается программа исследования, методики, изучается обстановка, проводятся пробные исследования (пилотажные) для проверки инструментария и методик на малой выборке, осуществляются некоторые организационно-подготовительные работы.

2. Оперативный (полевой) этап. Характеризуется сбором социальной информации, осуществляется экспериментирование.

3. Результирующий этап (заключительный). На данном этапе информация обрабатывается, анализируется, обобщается и интерпретируется. Вырабатываются рекомендации, составляются отчеты.

2.2. Программа социологического исследования

Программа социологического исследования является научным документом, в котором содержатся методологические, методические и организационно-процедурные основы исследования. Программа – это изложение теоретико-методологических предпосылок исследования (общей концепции) в соответствии с основными целями и гипотезами предпринимаемой работы с указанием правил и процедур, а также логической последовательности операций и их проверки. Программа объединяет комплекс теоретических, методических и организационно-технических задач, которые решает исследователь, и является, с одной стороны, неким наброском всего хода исследования, а с другой, – документом, позволяющим обеспечивать надежность получаемых данных и на их основе делать выводы.

Назначение программы раскрывается через ее функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция позволяет определить научную проблему, для решения которой проводится исследование; установить систему внешних связей данного исследования с другими ранее выполненными, по схожей проблематике; зафиксировать исходное представление о первоначальном состоянии изучаемого объекта, определить предмет исследования; сформулировать цель и необходимую для ее достижения совокупность задач.

Методическая функция заключается в организации перехода от теории к эмпирическим фактам, а от них – к теоретическим обобщениям.

Организационная функция позволяет объединить усилия членов исследовательской группы для решения поставленной цели; обеспечивает четкое разделение труда между исследователями; облегчает контроль над ходом исследования; создает основу для систематизации социологических данных.

При разработке программы социологического исследования требуется выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы, которые в дальнейшем подвергаются эмпирической интерпретации. Это отражено в двух разделах программы – методологическом и методическом. Все составляющие части программы логически связаны и подчинены общему замыслу научного поиска.

Методологический раздел включает определение проблемной ситуации, формулировку проблемы, объекта и предмета исследования, цели и задач исследования, гипотезы, интерпретацию понятий, используемых в исследовании.

Проблемная ситуация – это некое противоречие между адекватным (идеальным) состоянием объекта и реальностью. При этом объект характеризуется неустойчивостью, несоответствием функционирования актуальным потребностям. В качестве проблемной ситуации могут выступать, например, социальные разногласия, конфликты; трудности в реализации целей какой-либо деятельности или ее неэффективность.

Описание проблемной ситуации закрепляется формулировкой проблемы исследования – во