Королева франции украинского происхождения. Анна ярославна-королева франции

  • Дата: 03.04.2024

АННА ЯРОСЛАВНА (около 1024 – не ранее 1075) – дочь в. кн. киевского Ярослава Мудрого, жена (1049–1060) французского короля Генриха I, правительница Франции на правах регентства при малолетнем сыне, короле Филиппе I.

Получившая в детстве хорошее воспитание и образование при киевском княжем дворе, к юности она уже знала греческий и латынь, знала азы врачевания. По свидетельству французских хроник, «золотоволосая» дочь могущественного киевского правителя славилась красотой. В 1044 прослышавший об этом овдовевший французский король Генрих I (сын короля Роберта II Благочестивого (996–1031), считавшегося ученым-богословом) послал первое свадебное посольство в далекую Русь. Он получил отказ. Возможно, в то время Ярослав надеялся с помощью аналогичного брачного союза закрепить отношения с Германией.

Однако бездетному Генриху I был необходим наследник. Зная о молодости и красоте русской княжны он послал в 1049 для новых переговоров шалонского епископа Роже. Тот привез в подарок русскому князю боевые мечи, заморские сукна, драгоценные серебряные чаши и добился согласия. Помимо него, в посольстве присутствовал епископ города Мо, богослов Готье Савейер, который стал впоследствии учителем и духовником Анны.

14 мая 1049 Анна прибыла во Францию в Реймс, где традиционно проводились коронации в церкви Святого Креста, привезя туда из Киева собственное Евангелие.

В этом поступке проявилась настойчивость будущей королевы: она отказалась присягать при возложении на ее голову золотой французской короны на латинской Библии и принесла клятву на славянской церковной рукописи.

Париж Анна не сочла красивым городом. «В какую варварскую страну ты меня послал, – писала она отцу в родной Киев. – Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, а нравы ужасны». Однако ей было суждено стать королевой именно этой страны, где даже королевские придворные были неграмотными.


В 1053 Анна родила долгожданного наследника, Филиппа (это имя стало с тех пор королевским именем во Франции). Следом ею были рождены Роберт (умер во младенчестве) и Гуго (ставший Гуго Великим, графом Верманду). Дети получили под надзором матери хорошее домашнее воспитание, и Филипп стал впоследствии одним из образованнейших правителей своего времени.

Между тем, Анна стала по сути соправительницей мужа, Генриха I. Об этом говорят документы, скрепленные двумя подписями – короля и королевы. На государственных актах, на грамотах, дарующих льготы или жалующих вотчины монастырям и церквям, можно прочитать: «С согласия супруги моей Анны», «В присутствии королевы Анны».

«Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей. И с великою радостию слышим мы, что вы выполняете свои обязанности в этом очень христианском государстве с похвальным рвением и замечательным умом» – писал ей римский папа Николай II.

Когда в 1060 Генрих I умер, по его завещанию, Анна стала регентшей при малолетнем сыне короле Филиппе I, поселилась в Санлисе, небольшом замке близ Парижа, где основала костел и женский монастырь.

Позже, при реконструкции костела на нем было воздвигнуто лепное изображение Анны Ярославны в полный рост с моделью воздвигнутого ею храма в руке: «Анна Русская, королева Франции, воздвигла этот собор в 1060».

В 1062 один из потомков Карла Великого, граф Рауль Крепи де Валуа, влюбился в королеву и «похитил ее, когда она охотилась в Санлисском лесу, увезя в свой замок как простую смертную». Местный священник в поместье графа обвенчал их.

Однако Рауль был женат, и его жена Алинора пожаловалась римскому папе Александру II на неблаговидное поведение мужа. Тот объявил брак недействительным, но знатные молодожены пренебрегли этим.

Есть и иная версия: граф развелся с Алиной, уличив жену в неверности после чего обвенчался с Анной. Так или иначе, Анна продолжала жить с Раулем в укрепленном замке Мондидье и в то же время управлять Францией вместе с сыном-королем.

От этого времени сохранились хартии с подписями «Филипп и королева, мать его», «Анна, мать короля Филиппа». Примечательно, что Анна подписывалась все так же, кириллицей, реже – латинскими буквами.

В 1074 умер второй муж Анны, и она вновь вернулась ко двору, к государственным делам. Сын окружил мать вниманием. Младший ее сын женился на дочери графа Вермандуа.

Женитьба помогла ему узаконить захват земель графа. Анне Ярославне жилось тоскливо: за прошедшие годы ушли из жизни оставленные в Киеве отец и мать, многие братья, умер епископ Готье. Последняя подписанная ею грамота относится к 1075.

Выбитая у подножия ее статуи в Санлиссе строка «Анна возвратилась на землю своих предков» дала основания историкам свидетельства ее попыток вернуться на Русь. По иным данным, Анна никуда не уезжала и дожила свой век при дворе сына Филиппа.

По словам Н.К.Карамзина, «честолюбие, узы семейственные, привычка и вера католическая, ею принятая, удерживали сию королеву во Франции».

Анна Ярославна: русская княжна на французском троне

Она жила много столетий назад и была дочерью киевского князя Ярослава Мудрого. Совсем юной ее выдали замуж за французского короля Генриха I. Говорят, что Анна была красавицей, знала несколько языков и на удивление всем прекрасно гарцевала на коне. Вот, пожалуй, и все точные сведения о ней, дошедшие из глубокого прошлого. Не сохранилась даже могила Анны Ярославны. Более того, никому не известно, в какой стране ее похоронили.

Во Франции ее глубоко почитают до сих пор.

Получившая в детстве хорошее воспитание и образование при киевском княжьем дворе, к юности она уже знала греческий и латынь, азы врачевания. По свидетельству французских хроник, «золотоволосая» дочь могущественного киевского правителя славилась красотой. В 1044 г. прослышавший об этом овдовевший французский король Генрих I (сын короля Роберта II Благочестивого (996-1031), считавшегося ученым-богословом) послал первое свадебное посольство в далекую Русь. Он получил отказ. Наверное, потому что в то время Ярослав надеялся с помощью аналогичного брачного союза закрепить отношения с Германией.

Анна Ярославна – королева Франции

Однако бездетному Генриху I был необходим наследник. Зная о молодости и красоте русской княжны, он послал в 1049 г. для новых переговоров шалонского епископа Роже. Тот привез в подарок русскому князю боевые мечи, заморские сукна, драгоценные серебряные чаши и… добился согласия. Помимо него, в посольстве присутствовал епископ города Мо, богослов Готье Савейер, который стал впоследствии учителем и духовником Анны.

14 мая 1049 г. Анна прибыла в Реймс, где традиционно проводились коронации в церкви Святого Креста, привезя туда из Киева собственное Евангелие.

В этом поступке проявилась настойчивость будущей королевы: она отказалась присягать при возложении на ее голову золотой французской короны на латинской Библии и принесла клятву на славянской церковной рукописи.

Париж Анна не сочла красивым городом. «В какую варварскую страну ты меня послал? – писала она отцу в родной Киев. – Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, а нравы ужасны». Однако ей было суждено стать королевой именно этой страны, где даже королевские придворные были неграмотными.

В 1053 г. Анна родила долгожданного наследника, Филиппа (это имя стало с тех пор королевским именем во Франции). Следом ею были рождены Робер (умер во младенчестве) и Гуго (ставший Гуго Великим, графом Верманду). Дети получили под надзором матери хорошее домашнее воспитание, и Филипп стал впоследствии одним из образованнейших правителей своего времени. Между тем Анна стала, по сути, соправительницей мужа, Генриха I. Об этом говорят документы, скрепленные двумя подписями – короля и королевы. На государственных актах, на грамотах, дарующих льготы или жалующих вотчины монастырям и церквям, можно прочитать: «С согласия супруги моей Анны», «В присутствии королевы Анны». «Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей. И с великою радостию слышим мы, что вы выполняете свои обязанности в этом очень христианском государстве с похвальным рвением и замечательным умом», – писал ей римский папа Николай II.

Когда в 1060 г. Генрих I умер, по его завещанию, Анна стала регентшей при малолетнем сыне короле Филиппе I, поселилась в Санлисе, небольшом замке близ Парижа, где основала костел и женский монастырь. Позже, при реконструкции костела на нем было воздвигнуто лепное изображение Анны Ярославны в полный рост с моделью воздвигнутого ею храма в руке: «Анна Русская, королева Франции, воздвигла этот собор в 1060 г.».

В 1062 г. один из потомков Карла Великого, граф Рауль Крепи де Валуа, влюбился в королеву и «похитил ее, когда она охотилась в Санлисском лесу, увезя в свой замок как простую смертную». Местный священник в поместье графа обвенчал их. Однако Рауль был женат, и его жена Алинора пожаловалась римскому папе Александру II на неблаговидное поведение мужа. Тот объявил брак недействительным, но знатные молодожены пренебрегли этим. Есть и иная версия: граф развелся с Алиной, уличив жену в неверности, после чего обвенчался с Анной. Так или иначе, Анна продолжала жить с Раулем в укрепленном замке Мондидье и в то же время управлять Францией вместе с сыном-королем. От этого времени сохранились хартии с подписями «Филипп и королева, мать его», «Анна, мать короля Филиппа». Примечательно, что Анна подписывалась все так же, кириллицей, реже – латинскими буквами.

В 1074 г. умер второй муж Анны, и она вновь вернулась ко двору, к государственным делам. Сын окружил мать вниманием. Младший ее сын женился на дочери графа Вермандуа. Женитьба помогла ему узаконить захват земель графа. Анне Ярославне жилось тоскливо: за прошедшие годы ушли из жизни оставленные в Киеве отец и мать, многие братья, умер епископ Готье. Последняя подписанная ею грамота относится к 1075 г.

Выбитая у подножия ее статуи в Санлисе строка «Анна возвратилась на землю своих предков» дала основания историкам свидетельства ее попыток вернуться на Русь. По иным данным, Анна никуда не уезжала и дожила свой век при дворе сына Филиппа. По словам Н.К. Карамзина, «честолюбие, узы семейственные, привычка и вера католическая, ею принятая, удерживали сию королеву во Франции».

Об Анне вспоминают не только во Франции, но и в нашей стране. Сотрудницы информационного туристского центра в Санлисе, рассказывая об истории города, вспоминают, например, как в начале шестидесятых годов, во время официального визита во Францию, его посетил советский руководитель Н.С. Хрущев, который, оказывается, очень интересовался судьбой Анны Ярославны.

(По матералам Н. Пушкаревой)

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги 100 великих загадок истории Франции автора Николаев Николай Николаевич

Анна Ярославна: русская княжна на французском троне Она жила много столетий назад и была дочерью киевского князя Ярослава Мудрого. Совсем юной ее выдали замуж за французского короля Генриха I. Говорят, что Анна была красавицей, знала несколько языков и на удивление всем

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Анна Ярославна, королева Франции У Ярослава Мудрого кроме семи сыновей было три дочери – Анна, Анастасия и Елизавета. Старшей была Анна, родившаяся в 1024 году. Она была сказочно хороша и превосходила умом и обеих своих сестер, и многих братьев.Когда стала Анна невестой на

Из книги Франция. История вражды, соперничества и любви автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1 АННА ЯРОСЛАВНА, КОРОЛЕВА ФРАНЦИИ Рассказ об отношениях России и Франции каждый раз волей-неволей начинается с брака Анны, дочери русского князя Ярослава Мудрого, с французским королем Генрихом I. И нам ничего не остается, как пойти по этой проторенной

Из книги От Великой княгини до Императрицы. Женщины царствующего дома автора Молева Нина Михайловна

Анна Ивановна, княжна Московская Боброк-Волынский, сын литовского князя на Волыни Мориата Михаила Гедиминовича. Был Боброк-Волынский духом беспокоен и неуживчив. Отважный и умелый воин, он оставил родную Волынь и сначала стал тысяцким у такого же, как он, воинственного и

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Анна Ярославна В «Повести временных лет» отсутствует упоминание о дочери Ярослава Анне, ставшей в 1051 году королевой Франции. Да и о самой Франции там нет ни слова.На первый взгляд это трудно объяснить. Принято считать, что именно через русские земли по Днепру и по Волге

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

Из книги Загадки истории России автора Непомнящий Николай Николаевич

Анна Ярославна: русская княжна на французском троне Она жила много столетий назад и была дочерью киевского князя Ярослава Мудрого. Совсем юною ее выдали замуж за французского короля Генриха I. Говорят, что Анна была красавицей, знала несколько языков и на удивление всем

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

26. АННА ВСЕВОЛОДОВНА, именуемая в русских летописях Янкою, великая княжна дочь Всеволода I Ярославича, великого князя киевского, от первого брака с «греческой царевной», «мономахиней», причтенная православной церковью к лику святых.Год ее рождения не известен.

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Анна Ярославна Як наглядний доказ живих звязків України з далекою Францією, може послужити подружжя французького короля Генриха з дочкою Ярослава Анною. В 1048 р. король Генрих повдовів і вислав посольство з єпископом Готіє Савейрою на чолі в Київ, просити руки дочки

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.7.2. Анна Ярославна – королева Франции В начале 90-х гг. XX в. украинское посольство во Франции обратилось в Министерство иностранных дел Франции с официальной просьбой. Украинцы просили изменить надпись на одном могильном памятнике. Вместо слов «Анна, королева

Из книги Русская история в легендах и мифах автора Гречко Матвей

Анна Лопольдовна Блондинка на троне Анна Иоанновна умерла, Бирона свергли. Официально власть принадлежала младенцу-императору и его матери-регентше. А на самом деле? А на самом деле – никому.Анна Леопольдовна Мекленбург-Шверинская приходилась внучкой царю Ивану V.

Из книги Похищение Римской империи автора Шустов Алексей Владиславович

Введение. Эпизод первый. Анна Ярославна и король-варвар Место действия: Киев - Реймс - ПарижВремя действия: 1051 годВесной 1051 года Анна, дочь киевского князя Ярослава Владимировича (Мудрого), прибыла в город Реймс. Там она впервые увидела своего сосватанного послами жениха,

автора Небелюк Ярослав

Из книги Анна Ярославна: українська княжна на королівському престолі Франції в XI. сторіччі автора Небелюк Ярослав

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Анна Ярославна – королева Франции

Сватовство и свадьба Анны Ярославны состоялись в 1050 году, тогда ей было 18 лет. Из хроник известно, что королева Анна была красавицей, получила хорошее образование, знала несколько языков и прекрасно гарцевала на коне. Но вообще о ней мало сохранилось точных сведений, дошедших из глубокого прошлого. Не сохранилась даже могила Анны Ярославны. Более того, никому не известно, в какой стране ее похоронили. Однако во Франции ее глубоко почитают до сих пор. В Реймсе, неподалеку от знаменитого собора, можно увидеть панно, на котором начертаны имена всех французских монархов и их жен, которые короновались в этом городе. И среди них имя королевы Анны, которую 19 мая 1051 года короновал вместе с ее супругом Генрихом I архиепископ Реймский Ги де Шатильон. Ее прямые потомки правили Францией более двух с половиной веков, занимая трон одиннадцать раз, до 1382 года.

Послы короля Франции, недавно овдовевшего Генриха I, отправились в Киев весной, в апреле. Посольство продвигалось медленно. Кроме послов, ехавших верхом, кто на мулах, кто на лошадях, обоз составляли многочисленные повозки с припасами на долгий путь и повозки с богатыми дарами. В подарок князю Ярославу Мудрому предназначались великолепные боевые мечи, заморские сукна, драгоценные серебряные чаши…

На ладьях спустились по Дунаю, потом на лошадях прошли через Прагу и Краков. Путь не самый ближний, но самый проторенный и безопасный. Эта дорога считалась наиболее удобной и многолюдной. По ней шли торговые караваны на восток и на запад. Возглавлял посольство шалонский епископ Роже из знатного рода графов Намюрских. Вечную проблему младших сыновей – красное или черное – он решил, выбрав сутану. Незаурядный ум, знатное происхождение, хозяйская хватка помогли ему успешно вести земные дела. Его дипломатические способности не раз использовал король Франции, посылая епископа то в Рим, то в Нормандию, то к германскому императору. И теперь епископ приближался к цели своей великой исторической миссии, на тысячелетия вошедшей в историю.

Кроме него в посольстве был епископ города Мо, ученый богослов Готье Савейер, который станет вскоре учителем и духовником королевы Анны. Французское посольство прибыло в Киев за невестой, русской княжной Анной Ярославной. Перед Золотыми воротами столицы Древней Руси оно остановилось с чувством удивления и восторга. Брат Анны, Всеволод Ярославич, встречал послов и легко объяснялся с ними на латыни.

Согласие родителей и самой Анны на брак с французским королем было получено, и весной 1051 года Анна Ярославна, совершив длительное путешествие через Краков, Прагу и Регенсбург, приехала в старинный город Реймс.

Прибытие Анны Ярославны на землю Франции обставили торжественно. Генрих I выехал встретить невесту в Реймс. Король в свои сорок с лишним лет был тучным и всегда хмурым. Но, увидев Анну, улыбнулся. Как утверждают хроники, Генрих I понравился Анне. 19 мая 1051 года была сыграна пышная свадьба. К чести высокообразованной русской княжны надо сказать, что она свободно владела греческим языком, да и французский выучила быстро. На брачном контракте Анна написала свое имя, ее же супруг король вместо подписи поставил «крестик».

Именно в Реймсе с давних времен короновали французских королей. Анне была оказана особая честь: церемония ее коронации состоялась в этом же старинном городе, в церкви Святого Креста. Уже в начале своего королевского пути Анна Ярославна совершила гражданский подвиг: проявила настойчивость и, отказавшись присягать на латинской Библии, принесла клятву на славянском Евангелии, которое привезла с собой.

Под влиянием обстоятельств Анна затем примет католичество, и в этом дочь Ярослава проявит мудрость – и как французская королева, и как мать будущего короля Франции, Филиппа I. А пока на голову Анны была возложена золотая корона, и она стала королевой Франции. Приехав в Париж, Анна Ярославна не сочла его красивым городом. Хотя к той поре Париж из скромной резиденции каролингских королей превратился в главный город страны и получил статус столицы. В письмах к отцу Анна Ярославна писала, что Париж хмурый и некрасивый; она сетовала, что попала в деревню, где нет дворцов и соборов, какими богат Киев.

По преданию, Анна долгое время не могла подарить Генриху I наследника. Чтобы вымолить его у Всевышнего, она основала в городе Санлисе, где поселилась королевская чета после свадьбы, аббатство Сен-Венсен. Оно существует и поныне. Огромный собор с резными порталами, узкие улочки, где нет ни одного дерева, и аккуратная рыночная площадь, окруженная домами, верхние этажи которых поддерживают могучие каменные столбы с арками. Все сохраняется, как во времена Средневековья. В аббатство Сен-Венсен об Анне Ярославне помнят до сих пор. Королеву здесь называют не иначе как Анна Киевская.

В аббатстве сейчас разместился лицей. Вокруг древних построек – пустынное пространство. Подойдя поближе к древнему храму, можно увидеть женскую статую из камня. В одной руке она держит миниатюрную конструкцию собора, а в другой – лотос, символ королевской власти. На постаменте надпись: «Анна Киевская. Королева Франции. Она основала сию обитель под покровительством Святого Венсена 21 апреля 1060 года».

Господь Бог услышал молитвы Анны и подарил ей троих сыновей, старший из которых, Филипп, после смерти своего отца стал королем Франции. Но ему было всего девять лет, а потому вместе с ним правила и его мать. Королева никогда не забывала близкое ее сердцу аббатство. Сохранился документ: «Я употребила свои личные средства, которые мой супруг король Генрих преподнес мне в дар в день нашей свадьбы. С одобрения моего сына и с согласия всех знатных рыцарей королевства я предоставляю все деньги этому аббатству, чтобы там могли жить и служить Богу монахи в соответствии с законами Святых Апостолов и Блаженного Августина».

Из книги Великая Борьба автора Уайт Елена

Глава 12 Реформация во Франции После протеста в Шпейере и принятия Аугсбургского исповедания, доставивших Реформации победу в Германии, последовали годы борьбы и мрака. Ослабленный раздорами среди своих приверженцев и постоянно подвергаясь нападкам со стороны

Из книги Дорогами христианства автора Кернс Эрл Е

1. Реформаты во Франции Франциск I, который правил Францией с 1515 по 1547 год, практически постоянно был занят борьбой с испанским королем за Италию. Вмешательство Франции в итальянские дела привело на практике к появлению библейского гуманизма, потому что французы,

Из книги Избранное: Величие и нищета метафизики автора Маритен Жак

Из книги Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия(Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной автора Георгиевский Митрополит Евлогий

ХРАМЫ В ДЕПАРТАМЕНТАХ ФРАНЦИИ

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Из книги Кризис воображения автора Мочульский Константин Васильевич

Из книги История христианства Том II. От эпохи Реформации до нашего времени. автора Гонсалес Хусто Л.

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

Из книги История папства автора Лозинский Самуил Горациевич

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Бнай-Брит во Франции Бнай-Брит постепенно обосновался в Европе, и его главные задачи сосредоточились в области идеологии, включая средства информации, систему образования, педагогику, издательское дело. Первой страной, где широко утвердился в этой сфере орден, стала

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

13. Святая Клотильда, королева Франции (память 3 июня ст. ст., † 545) Роль св. Клотильды в истории Православия во Франции сравнивают с заслугой св. Ольги на Руси, св. Людмилы – в Чехии, св. Елены – в Римской империи.Благодаря св. Клотильде обратился в Православие ее супруг –

Из книги Белая королева (Повесть о Мэри Слессор) автора Дональд Макфарлен

БЕЛАЯ КОРОЛЕВА

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

119. «КОРОЛЬ» И «КОРОЛЕВА» В некоторых местах приход мая - повод для различных соревнований, для выбора «первой» пары («короля» и «королевы»), обрядовой борьбы и т. д. Все такие испытания, каково бы ни было их первоначальное назначение, в итоге свелись к стимулированию

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

2 Религиозные практики во Франции: исследовательские подходы До 1960-х годов подходы к исследованию религиозных практик во Франции были довольно простыми. С одной стороны, надо было учитывать положение католической церкви в пространстве религиозного поля, которое, как

Из книги Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения автора Сухов А. Д.

Гуманисты Франции Оригинальные мыслители-вольнодумцы XVI в. составили целую плеяду гуманистов, выросших во Франции в условиях общеевропейской обстановки Возрождения. Тесная связь Франции с Италией, политическая и культурная, способствовала развитию там гуманизма,

Из книги Живое предание XX века. О святых и подвижниках нашего времени автора Никифорова Александра Юрьевна

Русские беженцы во Франции Когда разразилась революция, Лиза примкнула к партии социал-революционеров, соединившей идеи западной демократии с русским народничеством, с его жаждой правды. В 1918 году в разгар Гражданской войны Лиза живет со своей матерью и дочерью Г аяной в

Немолодой, дважды вдовец, французский король Генрих І, с трудом удерживая власть, понимал, что только матримониальная связь с каким-либо сильным государством укрепит престиж Франции. Выбор пал на Киевскую Русь с ее богатым финансовым и военным потенциалом. Союзнические связи могли помочь королю возродить власть. Оставалось одно – заполучить в жены златовласую красавицу, умницу, дочь киевского князя Анну. Но только со второго раза было получено согласие на брак. Детство Анны прошло в Киеве при княжьем дворе.


Ее образованию уделялось огромное влияние – она знала историю и грамоту, владела иностранными языками, прекрасно рисовала, занималась математикой, много читала и даже освоила науку врачевания. Много времени посвящала фехтованию, участвовала в охоте, уверенно держалась в седле. Слыла своим упрямым и сильным характером.

Встречать будущую жену французский король выехал собственной персоной. Вскоре была сыграна торжественная и пышная свадьба, и церемония коронации Анны. Здесь Анна Ярославна продемонстрировала силу своего нрава, отказавшись присягать на латинской Библии. Клятву принесла на славянском Евангелии, привезенном из Киева в качестве приданного, как символ благословения отца. Несмотря на неприятие, по ее словам, варварской страны, Анна была примерной и верной супругой и хорошей матерью.

Единственная любовь

Королева всячески помогала супругу в правлении страной, который высоко ценил ее ум и образованность. Зачастую в королевских указах находились приписки, гласившие о большой роли Анны не только в его личной жизни, но и в жизни королевства. После смерти Генриха, королем Франции становится его малолетний сын Филипп. Анна приобретает статус регентши при юном монархе. По прошествии определенного времени, сняв траур, королева устраивает приемы и балы. К ней приходит настоящая и единственная любовь. Она ответила взаимностью графу де Валуа. Однако соединиться в законном браке мешало одно «но» — граф был женат. Влюбленных ничто и никто не мог остановить. Рауль и Анна обвенчались.

Эта любовь стоила Анне королевского титула и короны, ей пришлось отказаться от регентства над своим коронованным сыном и покинуть королевский замок. Граф за ослушание римского папы был отлучен от церкви. Но разве любовь не была превыше всех титулов, регалий, положений? Любящие сердца продолжали биться в унисон, очаровав окружающих силой своих чувств. В конце концов, сам папа смирился, и фактически признал законность их брака. Счастье супругов длилось двенадцать лет.

Король Филипп примирился с матерью, графская чета вновь была принята при королевском дворе, в официальных документах опять появились приписки знакомого характера. Изменилось только одно слово, вместо «супруга», стояло «мать». Анна всего на год пережила Рауля. Она навсегда осталась в памяти французского народа как Анна из Киева – королева Франции. В знаменитом Реймском соборе, где когда-то проходило венчание и коронация Анны, хранится, бережно хранимое служителями, Евангелие.


Вышедшую замуж за французского короля Генриха I. В портике церкви основанного ею монастыря Сен-Венсан в Санлисе установлена её статуя. Из средневековых французских источников немало известно про её бурную жизнь. Но о ней нет ни слова в русских летописях и хронографах.

Замуж за слабого короля

Овдовевший французский король Генрих I Капет бы вынужден искать невесту за тридевять земель, так как вблизи Франции уже трудно было найти августейшие семейства, не связанные между собой близким кровным родством. Поиски привели сватов короля Франции в Киев. В ту пору различия между восточной и западной ветвями христианства не препятствовали династическим бракам, да и само разделение церквей окончательно оформилось только после 1054 года. В 1051 году (по другим сведениям - в 1049-м) была сыграна свадьба между Генрихом I и дочерью русского великого князя Ярослава-Георгия Анной. В 1052 году у венценосной четы родился сын, будущий король Франции Филипп I. Это было время, когда король Франции был лишь первым среди равных ему по статусу феодалов. Будучи формально вассалами короля, многие герцоги и графы обладали реально значительно большей властью. Генрих I не мог навести порядок даже в своём королевском домене Иль-де-Франс, где бароны, отсиживаясь в замках, совершали набеги то друг на друга, то на проходящие купеческие караваны, а то и прямо на королевские вотчины. После Филиппа, Анна родила Генриху ещё двух сыновей (один из них вошёл в историю Франции под именем Гуго Великого, одного из героев Первого Крестового похода) и дочь. Но король, похоже, не слишком жаловал Анну. После 1054 года имя королевы перестаёт упоминаться в официальных актах. А в 1060 году, сразу после смерти короля, Анна быстро сошлась с могущественным сеньором - Раулем де Крепи, графом Валуа, Амьена и Вексена.

Романтический второй брак

Рауль был женат уже повторно (первая жена умерла). Ради Анны граф прогнал жену, не расторгнув с нею брак, и разыграл сцену с похищением Анны на охоте. Римский папа не признал венчание, объявил Рауля двоежёнцем и отлучил влюблённую пару от церкви. Отлучение было снято только в 1073 году. Но Рауль и Анна могли жить счастливо, ни на кого не обращая внимания. Рауль, прозванный Великим, был одним из сильнейших на тот момент государей Северной Франции. Его владения в несколько раз превосходили владения самого короля - сына Анны, кстати. Это родство помогало поддерживать мир между королём и графом, хотя во время отлучения Анне было запрещено появляться при королевском дворе. Своим вторым замужеством Анна сделала больше для мира и благополучия во Франции, чем первым. В 1074 году Анна вторично овдовела. Между наследниками Рауля (детей от него у Анны не было) началась война, и Анна вернулась ко двору своего сына, короля. Анна вступила в уже преклонный по тем временам возраст - старше сорока лет. Между 1075 и 1078 гг. она скончалась, по-видимому, в основанном ею монастыре.

Белые пятна биографии

Год рождения Анны устанавливается только приблизительно, на основании даты замужества и дат рождения других детей Ярослава Мудрого, не ранее 1024-го и не позднее 1036-го. Где она похоронена, неизвестно. В некоторых источниках она упоминается как Агнесса, в связи с чем есть предположение, что во Франции она приняла католичество и новое имя. Сохранился один акт с её кириллической подписью: «Ана Ръина» - то есть по-латыни Anna Regina, королева Анна. Бытовала легенда, будто знаменитое славянское Евангелие, хранящееся в соборе Реймса, было привезено Анной. Однако исследования показали, что оно оказалось в Реймсе не ранее XV века. Нет ни одного достоверного прижизненного изображения Анны. Её статуя в монастыре Сен-Венсан установлена только в XIX веке и отражает её предположительный облик. Есть версия, что дочери Ярослава Мудрого изображены на одной из фресок Софийского собора в Киеве. Однако многие её оспаривают. Прежде всего, на фреске - четыре женщины разного возраста. Можно предположить, что это три дочери (если их действительно было столько) Ярослава вместе со своей матерью - шведской принцессой Ингигердой (в крещении Ириной). Однако принять его мешает несоответствие фрески канонам подобных изображений.

Что вообще известно про дочерей Ярослава Мудрого

Особый интерес вызывает то обстоятельство, что ни в одном русском источнике ранее XVIII века Анна не упомянута. Более того, там нет упоминаний ни об одной из дочерей Ярослава Мудрого! Только из зарубежных хроник и саг мы узнаём, что у знаменитого киевского князя было три дочери - все замужем за разными западноевропейскими королями. Если про Анну мы немало знаем из французских хроник и документов, то об её старшей сестре Елизавете сведений сохранилось гораздо меньше. Она в 1046 году вышла замуж за норвежского короля Харальда III. Про неё (под именем Елисафа) упоминает исландский составитель саг Снорри Стурлусон в начале XIII века, а вслед за ним и некоторые другие европейские историки. В «Историю Российскую» Василия Татищева в первой половине XVIII века сведения об Анне и Елизавете попали из генеалогических таблиц, составленных в начале того же столетия немецким историком Иоганном Гюбнером. Польский хронист Ян Длугош в XV веке упоминал, что у Ярослава была самая старшая дочь - Анастасия - вышедшая в 1046 году замуж за короля Венгрии Андраша I. В самих же венгерских хрониках её имя не названо. Там фигурирует только безымянная «дочь князя Руси», жена короля, которая, с наибольшей вероятностью, могла быть дочерью Ярослава. Впрочем, и с родителями Анны тоже остаются неясности. Неизвестно, была ли Ингигерда первой или уже второй женой Ярослава. Как и неизвестен год её смерти. Считается, что после кончины Ярослава (1054) она постриглась в монахини с именем Анна и в 1056 году почила. В XV веке её канонизировали. Однако ещё Татищев называл годом её смерти 1050-й.