Опыт психолого-коррекционной работы по методу символдрама в режиме школьного сопровождения психолога. Опыт психолого-коррекционной работы по методу символдрама в режиме школьного сопровождения психолога Полное описание значений в мотиве цветок

  • Дата: 12.09.2020

2. 3. 1. Мотив "цветок" Мотив цветка больше подходит для девочек на латентной стадии , чем для мальчиков, которым предпочтительнее давать более динамичные мотивы. В работе со старшими подростками и со взрослыми пациентами мотив цветка служит для введения в кататимно - имагинативную психотерапию. Так называемый "тест цветок" дается, как правило, по окончании сбора данных глубинно - психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли и насколько способен пациент образовывать полноценные кататимные образы. Действительно, потрясает тот факт, что почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетренированных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким.

Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Далее следует попросить пациента попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Некоторые дети переживают эту сцену столь реалистично, что поднимают руку и выставляют указательный палец. Из наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть красный или желтый тюльпан, красную розу, подсолнух. ромашку, маргаритку. Лишь в самых редких случаях невротическая проблематика проявляется в том, что уже при первом представлении цветка появляется экстремальный или ненормальный образ. Ярко выраженным признаком нарушения считаются случаи, когда возникает черная роза или цветок из стали, или если цветок через короткое время уже увядает, а листья обвисают. Об особо ярко выраженной способности к воображению говорят фантастические цветы, которых не бывает в природе, или слияние двух цветочных мотивов в один. Истерическую структуру личности также характеризуют нереальные или искусственные цветы с яркой, вызывающей окраской.

Своеобразная, не так уж редко встречающаяся форма нарушения заключается в том, что вместо одного цветка их одновременно появляется несколько. Они мог/т сменять друг друга в поле зрения, так что трудно решить, на каком из цветков остановиться. Часто предложение дотронуться в образе кончиком пальца до стебля цветка помогает сосредоточиться на одном из цветов. Если и после этого не удается остановится на одном цветке, можно предположить, что и в реальной жизни пациенту бывает сложно сделать выбор и на чем - то сосредоточиться, что, в свою очередь, может быть следствием нарушения по типу невротического развития личности с преобладанием полевого поведения.

Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он в земле, стоит ли в вазе или предстает в срезанной форме, "зависшим" на каком - то неопределенном фоне. Отсутствие "почвы под ногами" может говорить о некоторой оторванности, недостаточной основательности, При этом вопрос должен быть выражен в открытой форме - не "где стоит" или "где растет цветок?", что уже предполагает некоторое внушение, а "где находится цветок?" проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни. Далее следует спросить, что находится вокруг, какое небо, какая погода, какое время года, сколько сейчас времени в образе, как пациент себя чувствует и в каком возрасте себя ощущает. Символическое значение этих критериев разбирается в разделе о мотиве луга (см. раздел 2. 3. 7. 1. Луг).

После окончания представления "цветка" рекомендуется тактично выразить пациенту поддержку и похвалу. Например, можно сказать: "У меня сложилось впечатление, что у Вас хорошее воображение" - или - "У Вас живая фантазия. Это мы могли бы хорошо использовать для применения одного психотерапевтического метода. Я предлагаю и далее проводить лечение в форме сновидений наяву". Если образы были выражены менее ярко, можно похвалить пациента, сказав о его "хорошей предрасположенности к представлениям" или что - то в этом роде. Затем можно сказать, что через несколько сеансов пациент разовьет у себя еще более четкие представления. Важно, чтобы пациент получил положительную обратную связь и поддержку на уровне эмпатии.

Символдрама (кататимное переживание образов) это один из методов современной психотерапии. Он заключается в представлении (фантазировании) образов на свободную или заданную психотерапевтом тему. Такую тему в символдраме принято называть мотивом . Разработчиком данного направления являться Ханскарл Лёйнер , а первое упоминание об символдраме встречается в его работе «Контроль интерпретации символа в экспериментальных процедурах», написанной в 1954 году.

Сеанс символдрамы выглядит следующим образом. Клиенту предлагается присесть (или прилечь) на кушетку, при этом он должен чувствовать себя максимально удобно и расслаблено (можно снять пиджак, расстегнуть пуговицы и т.п.). Психотерапевт с помощью голосовой инструкции пытается вызвать похожее на сновидения наяву представление образов – имагинации (фантазирования). Если при этом в инструкции упомянуть неопределенную тему (мотив) представления, то это сделать будет намного проще и быстрее. За первыми абстрактными образами обычно очень скоро следуют последующие, которые по разным причинам представлены в большинстве случаев образами ландшафта и образами встречи животных и человека. Клиенту необходимо сообщать рядом сидящему психотерапевту о содержании образов, которые он видит. Психотерапевт оказывает активную поддержку и участие только вначале сеанса, а когда клиент погружается в фантазирование, роль психотерапевта сводится к слушании фиксированию образов, эмоций и переживаний клиента. При этом психотерапевт должен сопереживать и сочувствовать, а в некоторых случаях направлять и структурировать «сновидение наяву». Но чаще всего психотерапевт занимает позицию проводника и наблюдателя.

Символдрама дает возможность увидеть бессознательные или предсознательные конфликты. Поэтому кататимное переживание образов эффективно используется при лечении неврозов, психосоматических заболеваниях, тревожно-фобических расстройств, депрессии, нарушений коммуникации и адаптации.

Метод символдрамы разделен на 3 ступени. Основная (включает мотив луга, ручья, горы, дома, опушка леса). Средняя (значимое лицо, сексуальность, агрессивность, идеал Я). И высшая ступень (пещера, окно на болоте, вулкан, фолиант (книга)).

Попробуем рассмотреть мотивы основной ступени более подробно. В основном каждому из мотивов этой ступени отводится один психотерапевтический сеанс, так как переживание образов требует длительной концентрации внимания и времени для вхождения в состояние «сновидения наяву» (в последующих сеансах это время может сокращаться).

После описания самого ручья, клиенту предлагается пройтись вверх по течению к источнику или вниз по течению на такое расстояние, сколько он сможет. Иногда по ходу движения возникают характерные мотивы возникновения препятствия-недопущения (“фиксированные образы” – бетонная стена или дощатая перегородка, уход под землю). Они дают сигнал о существующих проблемах и признаках нарушения.

У источника вода может идти из-под земли, из скалы или из искусственно построенной трубы. Признаками нарушения или наличия конфликта, являются ситуации, когда вода невидимо сочится из песка, источник течет тонкой струйкой и т.д. Источник символизирует жизненную силу и жизнеспособность человека.

  1. Мотив гори. Он осуществляется с помощью двух приемов: 1) рассмотрение и описание горы издалека (форма, высота, какие деревья на ней растут и есть ли они вообще, какие горные породы ее слагают, покрыта ли она снегом и т.д.); 2) включает подъем в гору (от подножья до самой вершины). Мотив горы – это модель репрезентаций, т.е. отражение самых близких людей из раннего детства (эмоционально значимых лиц, чаще всего отца). Обычно клиент описывает гору средней высоты (около 1000 м.), поросшую лесом, возможно со скалистой вершиной, подъем на которую возможен, но с большими усилиями. Насторожить может описание горы как небольшого холма, кучи песка или снега, или наоборот очень высокая гора, покрытая снегом и ледниками.

Следующим шагом является поднятие на гору и обзор открывшейся панорамы . Обычно у пациента не наблюдается проблем с поднятием на гору, он проходит через лес и взбирается по внушительному подъему на вершину, откуда открывается панорама во все стороны (погода хорошая, вдалеке видны ухоженные поля, дома, дороги и занятые какими-то делами люди). Психотерапевту следует обратить внимание, если клиент вообще отказывается подниматься на гору, не может взойти (из-за трудности подъема или потери тропи), встающие на пути лесные завалы, глубокие овраги, что-то страшное у подножья горы и т.д.

П одъем” и “восхождение” на гору символизирует восхождение по служебной лестнице, карьеру, связанную с профессиональным образованием, а также, в более широком значении, связь с задачами, которые ставит перед человеком жизнь, и то, какие усилия он готов прилагает к решению этих задач. Высота представляемой горы тесно связана с уровнем притязаний клиента (уровень сложности задач, целей, которые человек ставит перед собою и пытается достичь). Обзор панорамы открывшейся на вершине горы символизирует следующее: вид назад – это взгляд в прошлое; вперед – ожидания от будущего; направо – акцентирует когнитивную, рациональную, и мужскую установку; вид налево – это эмоциональное и женское.

  1. Мотив дома. Образ дома переживается как выражение собственной личности или одной из ее частей. С помощью образа дома клиент проецирует себя и свои желания, пристрастия, защитные установки, а также страхи. Сначала клиент описывает дом снаружи – как он выглядит, похож ли на родительский или бабушкин дом. После этого он заходит в него и рассказывает, что находится внутри дома . Психотерапевту следует обратить внимание на то, каких помещений клиент избегает, они могут свидетельствовать о вытесненных проблемах. Насторожить должно также большое количество старых, поношенных и чужых вещей в доме.
  2. Мотив леса. Клиенту предлагается вглядеться во мрак леса, из темноты которого выйдет какое-то существо, животное или человек. Лес в данном мотиве символизирует бессознательное человека . Эти фигуры можно рассматривать как воплощение близких и значимых людей, или бессознательные тенденции и установки клиента. Цель психотерапевта заключается в том, чтобы вывести на свет из леса вытесненные тенденции . Нападение или враждебная реакция на символический образ демонстрируют агрессию клиента, направленную против себя самого, против затрагиваемой части собственного «Я». Иными словами, психотерапевт помогает клиенту принять часть себя, которая по различным причинам угнетается или вытесняется. Для этого он использует принципы кормления и насыщения .

Психотерапевт предлагает накормить животное наиболее пригодной для него едой (льву, медведю и волку подойдет мясо, а оленю – молодая зелень). Важно не просто накормить это животное, а перенасытить его голод, после чего оно стает усталым, сытым и ложиться отдохнуть. Животное уже неопасно и не боится, оно приветливое и доброжелательное, клиент может подойти к нему прикоснуться и погладить. Этот этап называется примирение: то бессознательное, что изначально казалось страшным и враждебным, после знакомства оказывается совсем не таким и принимается.

На этом часть работы на основной ступени кататимного переживания образов (символдрамы) заканчивается и следует либо завершение терапии, если методы смогли эффективно помочь человеку, либо переход на среднюю и высшую ступень. Надеюсь, мне удалось хотя бы в общих чертах ознакомить вас с таким современным методом психотерапии как символдрама. А также представить способы работы с мотивами на основной ступени данного метода.

Любите и берегите себя!

^

2.3.1. Мотив цветок


Мотив цветка больше подходит для девочек на латентной стадии , чем для мальчиков, которым предпочтительнее давать более динамичные мотивы.

В работе со старшими подростками и со взрослыми пациентами мотив цветка служит для введения в Кататимно-имагинативную психотерапию. Так называемый “ тест цветок дается, как правило, по окончании сбора данных глубинно-психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли и насколько способен пациент образовывать полноценные кататимные образы . Действительно, потрясает тот факт, что почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетренированных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким.

Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Далее следует попросить пациента попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Некоторые дети переживают эту сцену столь реалистично, что поднимают руку и выставляют указательный палец.

Из наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть красный или желтый тюльпан, красную розу, подсолнух, ромашку, маргаритку. Лишь в самых редких случаях невротическая проблематика проявляется в том, что уже при первом представлении цветка появляется экстремальный или ненормальный образ. Ярко выраженным признаком нарушения считаются случаи, когда возникает черная роза или цветок из стали, или если цветок через короткое время уже увядает, а листья обвисают.

Об особо ярко выраженной способности к воображению говорят фантастические цветы, которых не бывает в природе, или слияние двух цветочных мотивов в один. Истерическую структуру личности также характеризуют нереальные или искусственные цветы с яркой, вызывающей окраской.

Своеобразная, не так уж редко встречающаяся форма нарушения заключается в том, что вместо одного цветка их одновременно появляется несколько. Они могут сменять друг друга в поле зрения, так что трудно решить, на каком из цветков остановиться. Часто предложение дотронуться в образе кончиком пальца до стебля цветка помогает сосредоточиться на одном из цветов. Если и после этого не удается остановится на одном цветке, можно предположить, что и в реальной жизни пациенту бывает сложно сделать выбор и на чем то сосредоточиться, что, в свою очередь, может быть следствием нарушения по типу невротического развития личности с преобладанием полевого поведения.

Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он в земле, стоит ли в вазе или предстает в срезанной форме, “ зависшим ” на каком-то неопределенном фоне. * Отсутствие “ почвы под ногами может говорить о некоторой оторванности, недостаточной основательности, проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни.

Далее следует спросить, что находится вокруг, какое небо, какая погода, какое время года, сколько сейчас времени в образе, как пациент себя чувствует и в каком возрасте себя ощущает . Символическое значение этих критериев разбирается в разделе о мотиве луга (см. раздел 2.3.7.1. Луг ).

После окончания представления “ цветка ” рекомендуется тактично выразить пациенту поддержку и похвалу. Например, можно сказать: У меня сложилось впечатление, что у Вас хорошее воображение ” - или - “ У Вас живая фантазия. Это мы могли бы хорошо использовать для применения одного психотерапевтического метода. Я предлагаю и далее проводить лечение в форме сновидений наяву . Если образы были выражены менее ярко, можно похвалить пациента, сказав о его хорошей предрасположенности к представлениям или что-то в этом роде. Затем можно сказать, что через несколько сеансов пациент разовьет у себя еще более четкие представления. Важно, чтобы пациент получил положительную обратную связь и поддержку на уровне эмпатии .
^

2.3.2. Мотив дерево


Гюнтер Хорн отмечает , что образы, которые ребенок представляет после задания мотива дерева , можно анализировать одновременно в двух планах - на субъектном уровне и на объектном уровне .

На объектном уровне образ дерева символизирует родителей ребенка или других значимых для него лиц. Дерево может как подавлять своими размерами, так и представлять собой защиту и укрытие. Ребенок может прятаться под ветвями дерева, с его верхушки он может оглядеть панораму ландшафта, его плодами ребенок может питаться, в его ветвях он может играть, построить в них для себя жилище и многое, многое другое.

На субъектном уровне дерево может отражать представление ребенка о том, каким ему хотелось бы быть: большим, сильным, могущественным. Здесь важны все детали: представляет ли ребенок вечнозеленое дерево или это лиственное дерево, стоит ли дерево одиноко или окруженное другими деревьями, здорово ли дерево, не опали ли его листья, или же оно засыхает, либо уже засохло.

В ходе сеанса у ребенка могут сложиться определенные отношения с его деревом. Возникающие у ребенка образы характеризуют актуальную для него бессознательную проблематику. Приводимый далее пример показывает, как образы 11-летнего мальчика отражают актуальную для латентного возраста проблематику.

Пример

Райнер , 11 лет, единственный ребенок в семье, сильно привязан к матери. Родители обратились с жалобами на его неуравновешенность и повышенную подверженность страхам. Он постоянно “цеплялся за мамину юбку” и из за своей сверхчувствительности не мог установить нормальные отношения со сверстниками.

В образе дерева у него явно отразилось стремление к матери, желание найти у нее защиту. Ветви спускаются вниз до самой земли так, что под ними можно спрятаться. О дереве Райнер говорит в восторженно-благоговейных словах, что позволяет предположить, что, помимо стремления найти у дерева защиту и покровительство , оно символизирует для него также и эдипальные желания по отношению к матери.

Райнер представляет себя стоящим внизу под ветвями дерева и говорит, что только отсюда можно увидеть, какая жизнь происходит в кроне дерева: птицы свили себе гнезда, бабочки порхают между веток, пчелы собирают пыльцу и т. д. К дереву приходят козы и коровы, которые обглодали внизу не только листья, но и кору, отчего на стволе дерева образовались раны. “Дереву от этого больно.” Приходит крестьянин и прогоняет животных. Овцы и коровы, очевидно, символизируют оральную зависимость и инфантильные желания симбиоза с матерью. Ребенок на уровне образного сознания понимает, что затянувшаяся оральная зависимость доставляет страдания матери. Крестьянин, символ интроецированной фигуры отца , помогает преодолеть оральные и эдипальные побуждения .

На вопрос: “Что можно было бы сделать, чтобы спасти дерево от коз и коров?” - Райнер говорит, что лучше всего было бы переставить дерево куда нибудь, где никого нет, где было бы красиво и где ему никто ничего плохого не сделает (идентификация с образом матери, нарциссические и омнипотентные установки). Но так как дерево пересадить нельзя, он строит, опять же при помощи крестьянина, вокруг дерева забор. Настроение в образе после этого изменилось, “...птицы успокоились, дерево тоже”.

Таким образом на символическом уровне ребенок нашел разрешение актуальной для него проблемы. После нескольких сеансов психотерапии его перестали беспокоить сильные страхи, через два месяца у него появились в школе друзья.