Пишем легенду. Легенда как жанр в литературе: характеристика и примеры Что такое легенда в литературе 3

  • Дата: 03.07.2020

В статье представлены картины польского сюрреалиста Томаша Ален Копера

Пишем легенду

А в далеком далеке

Мячик плавает в реке...

(«Мой 20 век»)

Содержание:

1. Что такое «легенда»

1. Что такое «легенда»?

Перелопатив наш архив, я нашел совсем немного произведений, в названиях которых есть слово «легенда»: «Легенды о Хаанстальге» , Алекс-Джейн Коул; Эрхэ – легенды , о , о , , Darkflight, прямой отсыл к легенде имеет рассказ Демонио «Любовь после гроба» ... У большинства авторов легенда чаще всего является «не своей», собственно, тоже написана по фендому.

Почему так? Знаний не хватает, или же фантазии?

Я попытался разобраться, что же такое «легенда»? Чем она отличается от других произведений? И для начала, естественно, полез в словари. Полез и... один за другим откладывал в сторону БЭС, современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой, толковый словарь живого великорусского языка В. Даля, другие словари – Ожегова, Ушакова... даже Википедия не оставила меня удовлетворенным.

Во всех словарях я нашел самые простые определения, в принципе, не дающие писателям необходимые ориентиры.

Все они, конечно, упоминали о переводе слова «легенда» с латинского как «то, что нужно читать»; все они говорили о многозначности слова, о его широком и узком смысле; о поэтичности сказаний, о многообразии жанров, о... В общем, в узком понимании все в словарях сводится к пониманию легенды в ее историческо-литературном развитии, а в широком, что легенда – это «недостоверное повествование о фактах реальной действительности».

Ни на один из своих вопросов я так и не получил ответа. А вопросы эти, я уверен, волнуют любого писателя:

1. Что же такое легенда и каковы ее основные признаки?

2. Чем легенда отличается от сказки, а, тем более, от мифа?

3. Каковы основные жанры и темы легенд?

4. Какие виды и типы легенд бывают?

5. Что же такое – современная легенда?

6. Есть ли отличия строения, формы легенды, ее языка от других произведений?

Итак, возьмем любое словарное определение и будем от него отталкиваться:

Легенда [легенда] ж. 1) а) Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). б) Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице. 2) Инструментальная пьеса повествовательного характера, часто воплощающая музыкальными средствами какое-л. народное предание. 3) То, что кажется невероятным; вымысел, выдумка. 4) Вымышленная с целью конспирации биография разведчика. 5) перен. Надпись на монете. 6) перен. Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п. (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой)

Вот уж действительно, что только не называют легендой! Это и:

Самое большое сходство у легенды и, конечно, предания. Главное отличие: историческая достоверность в предании больше, чем в легенде. Чаще же авторы путаются – а что же перед ними: сказка, миф или легенда?

2. Отличие легенды от сказки и мифа

У сказки и легенды много общего: волшебство и волшебные превращения, чудеса и чудо; помощь третьих сверхъестественных или божественных сил; повторяющиеся сюжеты, темы; даже языковые приемы и средства – образность, гиперболизация, могут быть похожими слова зачина и концовки, хотя в легенде они не закреплены, – но есть и принципиальные различия. Давайте на них посмотрим:

Сказка Легенда
Основа сказки – фантастический вымысел, не связанный с реальными событиями. Основа легенды – реальность. Даже если вся легенда – чистая фантазия – это как бы то, что могло бы быть в реальности.
В сказке всегда есть очевидный нравственно-поучительный подтекст, который формирует мораль, правила «общежития». Мораль легенды больше направлена на формирование поведения человека в конкретной ситуации и часто подается как философская идея.
Сюжет сказки строится по выработанным веками устойчивым законам. Самый простой: зачин, испытание с троекратным повтором (скажем, огонь, вода и медные трубы), счастливая концовка с победой добра над злом. Сюжет легенды неустойчив, близок к последовательному ходу события в реальности.
Сказка легко классифицируется по жанру: волшебная, бытовая, о животных. Легенда настолько разножанровая, что ее классифицируют по содержанию, то есть по той теме, которую она раскрывает: топонимическая, христианская, социально-утопическая и т.д.
Сказка может носить развлекательный характер, быть своеобразной забавой, потехой. Легенда развлечением бывает редко, чаще она рассказывает о серьезном, о том, что «следует прочитать» и сделать выводы.

Еще более тонка грань между легендой и мифом. Многие ученые не разделяют эти понятия. Однако мне удалось все же выделить в их трудах некоторые различия между мифом и легендой:

Миф Легенда
Главное в мифе – это отражение представлений человека об устройстве мира, причем при наличии третьей силы (к примеру, божественной), которая властвует над человеком и миром. В легенде это тоже есть в виде символического обобщения, но все же не является главным.
Цепь событий в мифах протекает, как правило, в большом временном промежутке, охватывает значительный хронологический период (к примеру, повествование о 12 подвигах Геракла). Легенда, как правило, рассказывает об одном событии, она эпизодична, поэтому ее часто называют «приуроченной», ученые говорят о том, что легенда – это произведение, в котором осуществлен переход от мифического времени к историческому.
Важная тема мифов – противопоставление бессмертности богов и смертности человека. Мифы сакральны. Герои легенд, как правило, смертны (даже в легендах о святых, или если герои получают покровительство каких-то сил). Легенда менее сакральна.
Мифы могут говорить о мире и людях вообще, обобщенно. Легенды чаще принадлежат культуре какого-то народа.
Мифы – сами по себе своего рода канон, ритуальная система, культовая. Легенда же, опираясь на канон, имея его в виду, при этом может быть неканоничной и претендовать на большую истину. Потому ученые часто называют легенду «перекодировкой» представлений, а еще говорят о ее маргинальном характере, то есть о «пограничности», не связанной непосредственно с культом.

3. Виды (типы) легенд и их основные темы

Классифицировать легенды очень сложно. Прежде всего, выделяют тематические группы легенд, но единой классификации нет, тут ученые основываются на каких-то аспектах, традициях, специфике, времени и прочем.

Я попробовал «собрать» виды легенд, основываясь на тех темах, которые в них воплощаются. Конечно, я это все собирал без привязки ко времени, далеко не все темы назвал (так что везде можно ставить «и т.д.»), наверняка упустил многое, но, надеюсь, что все-таки какое общее видение сложилось и вам пригодится.

Вид (тип) Основные темы
Мифологические легенды

– устные народные произведения сюжетного характера, основанные на древних дохристианских представлениях, которые со временем утратили свою мировоззренческую основу и приобрели чисто символические художественные значения.

Антропоморфичные легенды: с очеловечиванием предметов или явлений – солнца, ветра, воды, духов леса, реки, болезней, судьбы и т.д. Помощь или вред одухотворенных сил природы человеку.
Явление болезни и избавление от нее.
Взаимоотношения человека и судьбы.
Зооморфичные легенды: о превращении человека в животное и наоборот. Легенды про оборотней.
Легенды про мудрых животных.
Тема пленения человека животным (к примеру, жертвоприношение девы дракону).
Тема обретения настоящей судьбы (к примеру, в Царевне-лягушке).
Тема наказания человека превращением в животное.
Тема избавления человека от тяжкой судьбы путем превращения.
Тератоморфные легенды: о чудовищах и человеке. Легенды о вампирах.
Легенды о драконах или многоглавых змеях.
Этиологические легенды: повествующие о происхождении природных явлений, флоры и фауны (более не божественного, как в мифах, начала, а человеческого). Тема о фантастическо-реальном происхождении озера, горы, неба, молнии и т.д.
Тема наказания или награды за любовь, ухода от людей (переход в природное состояние, к примеру, легенда о цветке Иван-да-марья).
Тема воплощения человеческих эмоций в природное состояние.
Тема материнской любви (или жены), ее пролитых слез по детям, мужу.
Тема перехода в природное состояние с возможностью приносить помощь или вредить.
Демонологические легенды: об отношениях человека с силами зла. Тема о лютой смерти.
Тема о возвращении мертвых к живым.
Темы о русалках (об упырях).
Тема о нанесении вреда живым за нарушение традиций и ритуалов.
Тема о мести духов за какую-то вину живых.
Тема о людях, которые наделены сверхъестественными качествами: о колдунах, чернокнижниках, знахарях, ведьмах, ворожеях, провидцах и т.д.
Легенды о загробной жизни: о жизни человека после смерти. Тема о помощи духов мертвых.
Темы о домовых, о защите дома.
Темы об охране мертвыми каких-то объектов (о духах-хозяевах).
Тема передачи мудрости, знания от духов живым.
Апокрифические легенды

– прозаические произведения церковно-религиозного содержания, созданные на основе мотивов и образов библейской и апокрифической литературы при наличии языческих представлений и фантазии народа.

Ветхозаветные
Космогонические легенды Происхождение вселенной, мира.
Темы о дуальности (добром и злом начале) высших сил.
Темы борьбы Бога и Сатаны.
Антропогенические легенды Темы о создании мужчины и женщины.
Темы о вмешательстве Сатаны в создание человека.
Антропологические легенды Жизнь первых людей.
Темы о рае.
Темы и мировом дереве (древе жизни).
Темы о первородном грехе.
Темы об изгнании из рая.
Темы об отношении человека с Богом и Сатаной.
Темы о потопе.
Темы о змееборстве и т.д.
Ономатологические легенды Темы происхождения имен.
Темы происхождения названий.
Этногенические легенды Темы происхождения народов, наций (Сыновья Ноя, Вавилонская башня, история сыновей Иакова и 12 колен и т.д.).
Новозаветные
Христианские Темы о предательстве веры.
Темы о потопе, Ное и переосмысление их в новой концепции спасения.
Темы о суде Соломона.
О Моисее и т.д.
Христологичные Все темы о Христе.
О Христе и Богородице.
Агиографические легенды Темы о жизни и делах святых.
О чудесных деяниях святых.
Темы о днях памяти, о ритуалах.
Геортологические легенды Темы о происхождении праздников.
О работе и отдыхе людей.
Эсхатологические легенды Темы о конце мира.
Темы о борьбе добра и зла.
Темы страшного суда и т.д.
Исторически-героические легенды

– это легенды, связанные с реальными событиями истории.

Топонимические легенды (этимологические, ономатологические) Темы о происхождении названий, имен географических объектов и предметов: расселенных племен, об огне, городов, поселений, названий местности и прочего.
Топографические легенды Темы о происхождении морей, рек, озер, скал, гор, перевалов, дорог, какой-то местности и т.д.
Героические Темы о героях и их деяниях.
О богатырях.
О битвах, о доблести в бою.
О пленении и выходе из плена.
О героях со сверхъестественной силой.
Социально-утопические легенды

– легенды о простой жизни человека и ожиданиях будущего.

Эсхатологические Темы о будущем, связанные с верой.
О Фаусте.
О переустройстве мира.
Утопические Темы о счастливой стране или счастливом месте (Эльдорадо).
О потерянных странах (Атлантида).
Об утопическом богатстве, благополучии.
О герое-освободителе.
О справедливом царе.
Социальные Темы избавления от страданий.
О справедливости.
О соблюдении или нарушении традиций, ритуалов.
О конце света.
О культурном герое.
Семейные легенды Темы об отношениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры, свекрови и невестки, тещи и зятя и прочее.
О Казанове, Дон Жуане и т.д.
Сатирические легенды Темы о богатых и бедных.
О бытовых проблемах.
О равенстве и неравенстве, свободе и несвободе и т.д.
Современные легенды

– еще не устоявшееся, но уже обладающее определенными чертами понятие, легенды о современной жизни, вместе с тем и «возвращающие» старые темы в современной обработке.

Исторически-героические легенды – переосмысляющие прошлое Темы переосмысления исторических событий и действий героев, к примеру, легенды о Суворове, Чапае, о случаях во время ВОВ и т.д.
Исторически-социальные легенды О жизни в прошлом, например, в СССР.
Об освоении новых территорий, земель.
О появлении новых городов.
О бедных и богатых.
О заговорах и тайных обществах.
О социальных экспериментах.
О страхах общества.
О власти и простом человеке и т.д.
Современные сказки О чудесных происшествиях с человеком.
О Фениксе, о Синей птице.
Про Золушку и принца на белом коне.
О нахождении неожиданных подарков судьбы.
Темы о современных приметах и суевериях.
О спрятанных и найденных кладах.
О вампирах, домовых, барабашках и прочем...
Бывальщины, былички Рыбацкие или охотничьи легенды.
Темы о флоре и фауне в ее современном состоянии.
Легенды по типу «это было с кем-то».
Криминальные истории О похищении людей.
О противостоянии групп.
Об успешных и неуспешных преступниках.
О маньяках.
Темы предупреждения об опасности и прочее.
«Индустриальные» легенды Темы о секретных технологиях, технике.
Темы о влиянии техники и технологий на людей.
Темы возвращения к природе.
Темы роботехники и захвата мира роботами.
Экологические темы и т.д.
«Уфологические» и тератоморфные легенды Легенды о пришельцах, о тарелочках.
О Бермудском треугольнике.
О необъяснимой пропаже людей и предметов.
О необъяснимых событиях, явлениях.
О таинственном влиянии какого-то места на человека.
О Несси или Чужом и прочее...
«Разрушающие» легенды К ним относятся рассказы, пытающиеся разрушить прежние мифы и легенды
Городская (урбанистическая) легенда Все темы современных легенд могут воплощаться в городской легенде, но есть и специфические темы:
О подземных городах, лабиринтах и бункерах,
Легенды о происхождении улицы, площади, памятника,
О городских героях (или негероях),
О пропаже или нахождении людей,
О таинственных домах и лифтах,
О каких-то необычных местах в городе,
О таинственных автобусах и автомобилях,
О жизни разных слоев населения, об известных людях («утки»),
О волшебных магазинчиках,
Об экстрасенсах, гадалках, цыганках и прочее...

4. Особенности построения и языка легенды

Форма легенды неустойчива, свободна. Отчасти это потому, что пересказ легенды допускал импровизацию, а сказки или мифа – нет. Сохраняя древние сюжеты, темы, легенда «рассказывала» их с точки зрения того времени, в котором она возникала.

Легенда – прозаический эпический жанр, повествование о прошлых событиях (хотя есть и исключения, например, духовный стих). Однако чаще всего – это небольшой рассказ или маленькая повесть.

И все же у нее есть сложившиеся веками правила построения.

Зачин легенды может быть вполне сказочным, построенным по сказочным формулам:

«Жили-были...»,

«В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.д.

Но чаще рассказчик сразу упоминает о прошлом:

«Давным-давно это было...» ,

«Дело было в старину...» ,

«Когда-то в одном городе...» ,

«Когда деревья были большими...» и прочее.

«Один старик мне рассказывал...» ,

«Было это с одним моим приятелем (знакомым, ученым)...» ,

«Умные люди поговаривают, что...» .

Особенно это характерно для современных легенд, которые рассказывают о недалеком прошлом. Буквально – о «вчера». Гораздо реже рассказчик начинает легенду словами:

«Я сам это видел...» ,

«Я тому свидетель...» , хотя и такой зачин может быть.

Интересен зачин в форме вопроса:

«Знаешь ли ты о Литейном переулке?» ,

«Вы были на Синем озере?» ,

«Почему есть черные лебеди?» ,

«Вы слышали о...?» и т.д.

Основная часть легенды, как правило, либо малоэпизодна, а чаще – одноэпизодна.

Если это небольшая цепь эпизодов, показывающих развитие действия, они не имеют четкой обязательной последовательности, как в сказке, а лишь служат для показа события. В небольшом рассказе – в центре один эпизод, вокруг которого все и складывается.

Автор старается убедить в достоверности происходящего, даже если это очевидная фантастика, сам верит в то, что говорит. При этом в отличие от сказки, используется феномен «чуда», а не «чудес, волшебства».

Развязка может быть

ожидаемой (например, в легендах, рассказывающих о деяниях героев, великих людей, о подвигах, битвах);

«переломной» , меняющей все: «С тех пор Иван стал совсем другим...», «С того дня...»;

– вовсе неожиданной : «А все не так вышло...», «Вдруг смотрит...!»

Концовка легенды тоже неустойчива.

Иногда она представляет собой результат действий, событий: «Вот так все и случилось...» , «Люди сохранили это в памяти...» , «Жизнь с тех пор изменилась...» , «С тех пор лебеди черные...» и т.д.

Она может быть и в виде закрепления какого-то правила: «Больше туда они не ходили...» , «Правильно сделал...» , «Всем урок...» .

Мораль, нравоучение могут быть в контексте – как некий вывод, который должен сделать слушатель, читатель, но могут быть и открытыми, прямыми: «А не нужно было лезть...» , «Грех это...» и т.д.

Современная легенда тоже сохраняет древнейшие особенности построения, меняются события, герои и, конечно, язык, но основы – остаются.

Для языка легенды характерны:

смена повествования, стиль речи (от простого, до высокого);

олицетворение ;

антитеза (в том числе, социальная);

фантазия и юмор ;

гипербола (воспринимается как реальность)

символизм образов (в том числе элементы древних «табу», запретов, правил, ритуалов, традиций);

антропорфичность (все о человеке)));

анимизм (вера в душу одушевленность всего и вся);

инициация (переход на какой-то новый уровень мышления, развития, статуса, способностей и прочего);

метаморфоза (превращение, перевоплощение)

На мой взгляд, легенда – самое «народное» произведение, своеобразное зеркало времени, людского понимания и объяснения реальности. Она бессмертна. И я уверен, что все важные события века прошедшего и века будущего отразятся в легендах.

Пишите легенды. Удачи вам.

Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.

Афанасьев А.Н. Народные русские легенды.

Драгоманов М.И. Малорусские народные предания и рассказы.

Веселовский А.Н., Опыты по истории развития христианской легенды.

Пропп В.Я., Фольклор и действительность.

Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора.

Портреты литературных героев. Ученье – свет. Портретная галерея. Экскурсия в Читай-город. Снежная королева. Сказ. Чтение. Стрела. Folk-проспект. Исторический музей. Иван Андреевич Крылов. Читай-город. Читайте книги. Библиотека. Folk-проспект. Портреты писателей.

«Урок чтения в 1 классе» - Работа со скороговорками. Дыхательная гимнастика «Задуй свечи». Лоб сугроб голубь прорубь. Посреди двора Стоит копна Спереди вилы, Сзади метла. «Фотографирование слов». Мыш миш мош кеп реп щеп кош. Выбери интонацию и убеди слушателей в том, о чём написал автор. Подумай и дай ответ: У ужа – ужата, А у ежа - ежата.

«Культура чтения» - Читатель. Читателя надо учить искусству чтения. Комплекс навыков. Привлечь детей к книге. Проектировочные умения. Навыки, необходимые читателю. Формы работы. Просмотр видеофильмов. Рекомендации по работе с книгой. Ребенок. Коммуникативные умения. Удовольствие от чтения. Культура чтения. Любовь к искусству слова.

«Любовь к чтению» - От чтения «обязательного» к чтению «свободному». Представление. Встречное движение. Опрос наших культурных авторитетов. Круг текстов. Примерная программа. Формирование единства вкусов. Поставим проблему. Читательский список. Способность художественного текста. Отнесенность текста к числу прецедентных.

«Сибирские чтения» - Десять лет пела в вокально- инструментальном ансамбле. Родилась Тамара Бабушкина в Сибири, в деревне Осинцево Чановского района. В 1968 году Александр Плитченко был принят в Союз писателей СССР. Работала учителем биологии, математики, английского языка, пения. Биография. Александр Плитченко. Школу окончила в Тебиссе.

«Открытый урок по чтению» - Чему ты посвящаешь время, которое раньше уделял(а) чтению? Сейчас - 65 место. В настоящее время произведения художественной литературы читает только 40% 14 - летних граждан России. Вальтер Скотт - Айвенго Константин Щемелинин - Я Ярослав Гашек - Приключения бравого солдата Швейка Николай Гоголь - Тарас Бульба Рони Старший - Борьба за огонь.

Как часто мы слышим нынче слова-клише и выражения типа «рождение легенды», не задумываясь, что такое легенда, собственно говоря. Если обратиться к первоисточникам, то слово legenda произошло из латинского языка. Таким образом, есть основание полагать, что легенды - это ноу-хау римлян, но это утверждение спорно. Перевод его звучит как «чтение», «читаемое». Об этом виде традиционного жанра имеются монографии русского ученого XIX века, классика лингвистики Р. О. Шора.

А причем здесь чтение, если речь идет об устном фольклоре? Этот вопрос вполне закономерен. Действительно, легенды когда-то в Риме предназначались для неграмотных граждан, в них содержалась понятная им историческая, религиозная информация. Из них люди черпали знания, моральные принципы.

Легенды и предания. В чем разница?

Значение слова «легенда», которое заимствовано, близко к значению древнерусского слова «предание». Последнее произошло от слов «передать», имеется в виду из уст в уста. Предание, как правило, привязано к определенной местности, народу. Легенда изначально отличалась оценкой событий и людей согласно религиозных норм.

Христианская легенда традиционно включает в себя оценку событий соответственно христианским нормам жизни. Она более обобщена, чем предание. Общим же как для повествования, так и для легенды является их единая основа - определенные исторические события. Последние, как правило, драматичны.

Развернутое понимание легенды

Попробуем подробнее ответить на вопрос о том, что такое легенда. Религиозная легенда, как уже отмечалось, может иметь форму драматического миракля (средневекового рассказа о чудесах, вершимых святыми). Впрочем, легенды имеются и в других религиях: буддизме, иудаизме, мусульманстве. Жанр приобрел более широкое, внеритуальное значение. Его предметом становилось повествование о герое, историческом деятеле или событии. Примеры подобных произведений будут рассмотрены ниже.

Знаменитые легенды

Вспомним, Для этого приведем несколько наиболее известных примеров этого жанра. Таковым является сказание о путешествии героя Ясона с товарищами на корабле Арго в поисках золотого руна в Колхиду. Эта история пережила века и дошла до наших дней. Сквозь толщу времени также прошла легенда о Троянской войне, ее героях и драматизме противостояния. Даже в наши дни Ахиллес и Гектор вдохновляют творческих людей на многочисленные ремейки этой легенды в различных видах искусства.

Аллегорична и поучительна история о победе героя Тесея над чудовищем Минотавром, обитающем в дворцовом лабиринте царя Крита. «Энеида» нам рассказывает о мужественном основателе Рима - герое Энее, троянце, бежавшем после уничтожения греками родного города-царства.

Триста спартанцев, давшие героический бой персам в ущелье Фермопил, также стали легендой.

Широко упоминается в литературе легенда о «Летучем Голландце». Капитан навлек проклятие на свой корабль, поклявшись костями матери в том, что никто не сойдет на берег, и обрек свою душу на вечное скитание. Встреча с этим кораблем, появляющимся в Индийском океане, сулила морякам смерть, а другим судам - крушение.

Средние века украшены рыцарскими и богатырскими легендами. Известны также русские легенды о чудесной победе над змием, о богатырях.

Французы гордятся своим национальным героем - рыцарем Роландом.

В британском фольклоре известна легенда о Короле Артуре, объединившем вокруг себя

Школьная программа

В общеобразовательных учреждениях как жанр изучается легенда по литературе. 5 класс по программе включает как самые известные произведения, так и местные предания. Этот адаптирован к детскому восприятию. Легенда - жанр литературы, относящийся к малым формам фольклора. Он емкий, довольно лаконичный, что немаловажно для детского восприятия. Кроме того, этот жанр традиционно пользуется выразительными затрагивающими понятия любви и ненависти, добра и зла, справедливости. Он чем-то похож на сказку.

Жанр легенды развивали в XIX веке титаны литературы: Л. Н.Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев. Например, перу Льва Николаевича принадлежит сочинение «Разрушение ада и восстановление его», «Рождественская легенда». Федор Михайлович написал монументальное произведение - «Легенда о Великом инквизиторе». Иван Сергеевич - «Восточную легенду», «Легенду о св. Юлиане Милостивом».

Вывод

Рассмотренный жанр очень динамичный. Поэтому, говоря о том, что такое легенда, следует отметить, что сегодня этот жанр переживает второе рождение. Общество, сталкиваясь с неизвестным, непознанным, начинает создавать новые легенды. Например, об инопланетянах, похищающих людей, о чудовище о системе пирамид и других объектов, препятствующих разрушению цивилизации, о людях-героях - наших современниках. Кроме этого, легенды рождаются и из литературных произведений, если их, конечно, написал настоящий мастер. Например, роман Толкина «Властелин колец» воспринят англичанами как эпос. Истории, изложенные в этой трилогии, стали легендами.

Сознание людей не делает серьезного различия между преданиями и легендами. Кроме того, современная наука также не всегда может с уверенностью отличить их друг от друга. Так же как и предание, легенда представляет собой жанр устного творчества. Слово «предание» достаточно точно отражает суть этого произведения. Это рассказ исторического содержания, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Легенда же представляет собой повествование религиозного характера, которое неразрывно связано с историческими событиями.

Вплоть до XIX столетия читать книги и, тем более, получить образование могли далеко не все. Но знать о своих корнях, культуре и религии хотел каждый человек. Предания и легенды заменяли простому люду историческую литературу, рассказывая о прошедших событиях. Но – это не историческая , а только запечатленные яркие моменты отдельных событий.

На латыни слово «легенда» «то, что следует читать». Изначально легенда представляла собой историю о благочестивой жизни святых. Затем она изменилась до религиозно-дидактических, поучительных, а иногда и фантастических биографий исторических и вымышленных , жизнь и дела которых носили обобщенные черты характера народности, проживающей в данной местности. Самое интересное, что все эти чудесные истории воспринимались людьми как произошедшие в прошлом в реальной действительности, несмотря на их сказочность и фантастичность.

Некоторые легенды действительно очень похожи на сказки. Отличие их состоит в том, что сказки большей частью имеют придуманный , а в основе легенды лежит реальное событие, пусть и описанное в сказочной форме. Они воспринимаются гораздо серьезней, как действительный случай, из которого необходимо сделать вывод с пользой для себя.

Например, в Средние века имели место легенды, персонажами которых были проклятые люди. «Легенда о Летучем Голландце», пожалуй, самая популярная история того времени. Вариантов ее повествования много, но суть одна. Наказанный Богом корабль «Летучий Голландец» вынужден вечно скитаться по морям, т.к. его капитан проклял Создателя и связался с Дьяволом. Находясь под впечатлением от этой легенды, мореплаватели того времени уверяли, что действительно видели этот проклятый корабль. Кто знает, что там было на самом деле… Тем не менее, эта легенда «живет» в памяти людей и по сей день.

Все события, имеющие место в легендах, описываются и оцениваются с точки зрения понимания народной традицией христианских норм жизни. Наряду с людьми и животными, ангелами и бесами, Бог и святые часто спускаются на землю, принимая разные обличья. Неузнанные, они ходят по ней, награждают праведников и наказывают грешников.

Легенды слагались, благодаря не только устному народному творчеству, но и письменным артефактам, например, апокрифам. Также среди письменных источников - некоторые библейские тексты.

Сюжеты, описанные в легендах, нашли свое отражение не только в литературных жанрах, но и в иконописи. Самым ярким примером служит икона «Чудо Георгия о змие», которая впоследствии явилась основой для создания герба Московской Руси, а позднее и столицы России.

Легенды и предания – жанр, который живет и развивается. Вполне вероятно, что современное понимание текущих событий обыкновенными людьми рождает и собирает выводы и истории, слухи и рассказы, которые дойдут до потомков яркими и поучительными легендами и преданиями.

Все мы часто слышим: "Это событие станет легендой! Да он просто легендарен! О ней легенды ходят!" А что такое легенда на самом деле?

Само слово "легенда" пришло к нам из латинского языка и переводится как "читаемое" или же "список отрывков из литургии для чтения на каждый день". Считается, что это одна из разновидностей устного народного творчества, но в отличие от сказки, там нет никакого волшебного начала. Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле. Но так как большинство легенд начали формироваться ещё тогда, когда письменности не было, а потому передавались из уст в уста, то каждым из рассказчиков добавлялись какие-то новые элементы, новые красочные детали, и легенда постепенно трансформировалась. Легенды встречаются и в религиозной литературе – описания жития святых, деяния апостолов, части в священном Писании.

Лучше всего понять, что означает легенда, можно на конкретном примере. Все слышали легенду об Атлантиде – таинственном городе-цивилизации, который был развит до несказанно высокого уровня, чем прогневал богов и ушел под воду. Часть этой истории – существования города Атлантида – правда. Остальное – гнев богов, уровень развития цивилизации, сила самих жителей – Атлантов – может быть правдой, а может быть и домыслом рассказчиков.

Чем отличается миф от легенды

Миф – это определённый литературный жанр, передающий понимание человека о происхождении мира, и природных явлениях, и месте самого человека в этом мире. Сущность мифа и легенды, в принципе, одинакова, но имеет существенное различие во временных рамках.

В наиболее ранний период развития человечества (Древний Рим, Древняя Греция), когда порядок летоисчисления только зарождался, главным в человеческом мировоззрении был миф. Именно благодаря мифам люди объясняли для себя самые важные человеческие вопросы.

Постепенно, с развитием человечества и появление монотеистических религий (где только один Бог-создатель, а не несколько), появлялись легенды – более реалистичные сказания, помогающие описать не всё мироздание в целом, а некоторые отдельные его элементы.

Понятие легенды переосмысливалось, и сейчас "легендой" мы также называем людей и события, которые получили мировую известность. Например, легендами рока являются The Beatles, Queen, Led Zeppelin, а легендами отечественного шоу-бизнеса – Алла Пугачёва, группа "ВИА Гра" и другие.