Роль религии и искусства в формировании человека. Влияние искусства на развитие личности в духовно-нравственном аспекте

  • Дата: 17.02.2024

Анализируется роль искусства в формировании духовно-нравственного освоения мира человеком. Подчеркивается, что искусство, опираясь как на этические, так и эстетические составляющие фиксирует духовные ассоциации, включая оценочный фактор, и поэтому продукт духовной деятельности не отчуждается индивидом, а присваивается им, оказывая воздействие на его психику.

Ключевые слова: , сущность человека, духовная культура, самовоспитание, эстетические представления

Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой заключается в отображении действительности с помощью художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и уродливые, трагические и комические.

В процессе художественного творчества эстетические представления у людей, занимающихся искусством, имеют свойство закрепляться, то есть «овеществляться» различными материальными средствами, выступая произведениями искусства. Искусство, в отличие от всех других видов деятельности, представляет собой выражение внутренней сущности человека в ее целостности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-то одну свою сторону, а не всего себя целиком. В искусстве человек абсолютно свободен и его деятельность носит креативный творческий характер, творя особый мир, мир в котором полновластно торжествует творец. Говоря об искусстве, следует отметить, что искусство является как составной частью духовной культуры человечества, так и специфической формой практически-духовного освоения мира, в форме художественно- образного воспроизведение действительности. В основе искусства лежит эстетическое отражение и эстетические категории.

Так, исследуя своеобразие эстетического, Д. Лукач отмечает, что категории эстетического во все времена, не зависимо от того, какой вид искусства выходил на первый план, выражали самые живые, самые глубокие важные элементы социальной жизни и культуры. Будучи своеобразным «нервом» человеческого общества, эстетическое, по мнению Лукача, требует для своего «нормального» функционирования соответствующих «нормальных» условий в социально-экономической и политической сферах, а также нормального взаимодействия с нравственностью и другими сферами человеческой жизнедеятельности . Искусство дает возможность человеку самовоспитаться и культивировать свою душу углубляясь в нее. Искусство является одной из тех чувственных сфер жизни, в которых поворот к духовному принимает реальную форму.

Произведения искусства оказывают непосредственное влияние на душу человека, представляя собой духовную пищу. Цель искусства служить развитию и совершенствованию человеческой души. В творчестве находит проявление духовность, по средствам обращения вглубь человеческой сущности, в осмыслении своей внутренней составляющей, в своей диалектической взаимосвязи с реальностью. Благодаря искусству, и об этом говорили еще древние греки, проявляется возможность формирования эмоциональной отзывчивости и, осознавая свои эмоциональные переживания, человек способен понять эмоции других.

Благодаря искусству человек получает возможность открыть в себе то, что он чувствует, раскрывая самого себя. Только искусству подвластно разбудить те чувства, с помощью которых человек способен не только воспринять по-новому мир, но и заставить себя думать по-новому. Как точно и метко отмечает Д.Т. Маркова, искусство воспитывает нашу чувствительность, сохраняет и освежает потускневшие воспоминания. Открыв от действительности являет собой иной способ проникнуть в нее, объять с помощью иных точек зрения, иных измерений ее сущности и таким образом раскрыть их глубину, способствуя раскрытию и пониманию самих себя. В большей степени искусство состоит в способности настроить определенным образом свое сознание, чтобы наблюдать, видеть, чувствовать. Искусство призвано выполнять различные функции.

Среди самых разнообразных функций искусства следует отметить: познавательную (являясь средством образования и просвещения людей, искусство существенно пополняет знания человека о мире); мировоззренческую (в художественной форме выражает определенные чувства и представления); воспитательную (влияя на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться обобщенным и осмысленным опытом); эстетическую (формирует эстетические вкусы, потребности людей, ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало человека); коммуникативную (передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали)); прогностическую (произведения искусства часто обладают элементами предвидения); компенсаторную (влияя на психику человека, позволяют ему выжить в самых трудных условиях); гедонистическую (доставляет людям удовольствие). Искусство выполняет также очень значимую функцию, участвуя в социализации личности.

Оно осуществляет знакомство человека с системой моральных и эстетических ценностей, актуальных для общества, раскрывает модели поведения и рефлективные позиции, вводит человека в уже существующий обобщенный реальный социальный опыт человеческого взаимодействия, а также в искусственно сконструированный опыт, выстроенный на основе мысленных образов и коллизий. К этому следует добавить средоорганизующую функцию искусства, связанную с проектированием эстетически организованной среды обитания человека, насыщенной образцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей. Все это делает искусство одним из важнейших инструментов социальной регуляции жизни общества. Искусство способно как бы «удваивать» реальную жизнедеятельность человека, быть ее мысленным продолжением и дополнением и, тем самым, способствовать расширению жизненного опыта личности, позволяя человеку «прожить» много иллюзорных «жизней» в искусственно созданных «мирах». В целом роль искусства призвана в качестве важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека, в рамках его взаимодействия с окружающим миром выступать средством накопления и усвоения этого познания, являясь способом порождения и отбора специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в художественных образах.

Современное искусство выступает художественной программой изменяющегося мира — мира, в котором социальные трансформации взаимосвязаны с внедрением продвинутых технологий, ускоряющихся процессов урбанизации, все более набирающей силу массовой культурой, непосредственно влияющей на стиль и образ жизни современного человека. Искусство определяется как процесс, в котором происходит жизненно важная процедура обмена значениями, которые являются социальными конструктами и носят изменчивый, зависящий от времени и места характер. Нацеленное на раскрытие творческих возможностей человека в процессе плюрального видение мироздания, современное искусство стремится спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая радикально новый опыт осмысления мира. Именно в области искусства апробируются приемы глобального взаимодействия, которые затем начинают широко внедряться в практику социальной активности в обществе. Отношения коммуникации становятся формами искусства, а эти формы, в свою очередь, моделируют и инициируют новые социальные отношения, новую социальную реальность. Характерной особенностью современного искусства является то, что оно буквально пронизывает и растворяется в жизни как отдельного человека, так и общества в целом, формируя его взгляды на политику, экономику, этническую или расовую принадлежность, на права человека, на войну, мир, семейные отношения и эстетические приоритеты .

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира. Воспринимая произведения искусства, человек испытывает наслаждение, погружаясь в созерцание, что приводит к релаксации и дает время подумать о вещах, которые казалось бы не приносят практической пользы, но приносят пользу, прежде всего душе человека. Под воздействием искусства люди меняются, они уже не те, какими были до момента восприятия, они умножили свои чувства сопереживанием. Меняя внутреннюю жизнь, человек испытывает вдохновение, расширяется и углубляется чувственная сущность самой человеческой природы и он формируется как духовно-нравственная личность.

Литература

1 Лукач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х томах / Д. Лукач // Перевод А.Ю. Айхенвальд, М.А. Журинская, А.Г. Левинтон, Е.Э Разлогова. Т.1.— М.: Прогресс, 1985. — 290 с.

2 Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель // Пер. В. Г. Аппельрота и комм. Ф. А. Петровского. — Памятники мировой эстетической и критической мысли. — Москва: Гослитиздат, 1957. — 183 с.

3 Маркова Д. Т. Обучение изобразительному искусству и проблема духовности // Система ценностей современного общества. 2011. №20. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 07.04.2016).

4 Ткач Е.Г. Постмодерное общество: место и роль искусства: автореф. Диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук: специальность 09.00.11 — «Социальная философия» / Е.Г. Ткач. — Москва, 2005. — 19 с.

Мороз Н.А. Сандыга О.И

«Культура», - записано в философском энциклопедическом словаре - это «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и отношений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Из первоначального нерасчленённого (синкретического) сознания людей в ходе исторического развития общества стали постепенно вычленяться отдельные формы общественного сознания, дифференцироваться отдельные области духовной жизни людей. Нравственные чувства, эмоции, переживания и воззрения сложились в особую форму общественного сознания, в которой отражались нравственные отношения человека к действительности. Эта форма и есть искусство.

Надо заметить, что нравственные эмоции вызываются не только одним искусством, нравственные чувства человека возникают в момент общения с природой, со всей реальной действительностью, но именно искусство, вызывая нравственные отношения человека к себе, способно наиболее полно и всесторонне воздействовать на личность.

Искусство как одна из форм общественного сознания представляет собой художественное познание и воспроизведение мира, не простое отражение действительности, а художественное творчество, созидание, особый род нравственной деятельности. В этом состоит сущность, своеобразие искусства как одной из форм общественного сознания, в этом социальная природа искусства и место, которое оно занимает в жизни общества.

Правильные ответы на эти вопросы в состоянии дать и даёт лишь нравственность, основанная на материалистическом понимании природы, общества и человеческого мышления.

Своеобразие искусства определяется его предметом, содержанием, формой, его социальным назначением. Искусство как и любая другая форма3 общественного сознания отражает общественное бытие. Природа, люди с их поступками, отношениями, общественные условия их жизни, иными словами, жизнь во всей её полноте служат объектом художественного познания и нравственной оценки. Красивые явления, предметы, сам человек как высшее проявление прекрасного существуют объективно. Но замечать и чувствовать эту красоту, наслаждаться ею и сознательно творить по её законам - способность, присущая только человеку с высоко развитым нравственным вкусом. Она возникла и развивалась в обществе в тесной связи с общественно-исторической практикой. Нравственную потребность в познании и наслаждении прекрасным, изменение действительности по законам красоты вызывает любая правильно организованная творческая деятельность человека, однако наиболее мощным стимулом их развития выступает искусство, в котором полно и глубоко раскрывается многообразие красоты действительности. Основной его задачей стало формирование высокоидейной личности, прежде всего, младшего школьника через удовлетворение и развитие в ней чувства прекрасного, нравственных эмоций, потребности нравственного переживания, высокой нравственной культуры.

Искусство - это область «духовного производства», в котором нераздельно соединены, органически слиты предметно-жизненная, идейно-целостная и эмоциональная стороны. Неслучайно поэтому школы, выполняя задачу воспитания всесторонне развитого человека, большое место в новых программах отводят эмоционально-нравственному воспитанию и художественному образованию школьников как на уроках чтения, музыки, ритмики, изобразительного искусства, так и во внеклассной и во внешкольной работе по искусству.

Видов и форм искусства много. Но все они в большей или меньшей мере воздействуют на чувства и разум человека, развивают стремление к прекрасному, формируют активное отношение к жизни, нравственную культуру личности. Музыка как один из наиболее эмоциональных видов сильнее всего, сразу и непосредственно, действует на внутренний мир человека, на его чувства и волю, проявляясь затем в поступках и поведении. Жизнеутверждающая, оптимистическая музыка влияет на слушателя в огромной степени, воодушевляя и облагораживая его, делая искреннее и чище по отношению к другим, твёрже и упорнее в достижении своей цели.

Искусство отражает жизнь, реальную действительность, но отражать её оно может по-разному. Произведения искусства при любых условиях, при любых политических убеждениях авторов основаны на действительности и зависят от нее, но все дело в том, как автор отражает действительность.

Главным предметом искусства является человек с его связями и отношениями, с его общением и деятельностью. Для художника важно все, что окружает человека, так или иначе влияет на его поступки, поведение. В каждом произведении искусства чётко проступает ценностная ориентация автора, который своим творчеством стремится утвердить эту систему ценностей в жизни.

Произведения искусства расширяют кругозор человека, дают ему широкие знания истории жизни общества в разные периоды и эпохи, раскрывают сущность явлений, идейную направленность и политические взгляды классов, раскрывают сущность социума, заключающуюся в реальной заботе о человеке, учат жить и работать честно, делая это легко и уверенно благодаря своим художественно-эмоциональным особенностям. Гениальное произведение - это всегда ответ в какой-то мере на вопрос о смысле бытия.

Музыка, как и другие виды искусства, широко и всесторонне охватывает действительность, давая ей нравственную оценку, непосредственно обращается к духовному миру человека. Лишь через этот мир раскрывает она реально существующее, преобразуя нравственно-эстетическую сторону человека. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и другие произведения музыкального искусства прекрасно раскрывают мир жизни и воссоздают психологическую сторону событий. Ничто не может дать такого раскрытия судьбы человеческой, судьбы народной, как это сделали Л.Н. Толстой и С. Прокофьев в «Войне и мире», М.П. Мусоргский в «Борисе Годунове».

Познавательная роль искусства тесно переплетается с идейно-воспитательной. Реалистическое искусство оказывает громадное воздействие на жизнь людей, их нравы, вкусы, чувства. Вопросы морали являются одним из аспектов содержания искусства, нравственное всегда включает в себя этическое. Утверждая моральные принципы, искусство отвергает их антиподы. Проводя в жизнь одну систему ценностей, искусство протестует против другой. Поэтому нравственно-этическое воспитание младших школьников в наши дни должно быть поднято на новую высоту. С помощью искусства можно быстрее и лучше, учитывая все особенности искусства, решать основные задачи строительства демократического общества, совершенствования новых общественных отношений, формирования гармонически развитой личности. Задача искусства - воспитать высоко нравственную личность. И художник обязан помнить о мере ответственности, которую он берёт на себя, отдавая детям своё творение.

Воспитание у подрастающего поколения способности наслаждаться истинной красотой жизни, творчески трудиться на благо общества, стремиться к гармоническому развитию и совершенствованию своих способностей, к красоте мыслей и поступков, к нравственному поведению - эту благородную задачу решает сейчас российская школа на всех без исключения уроках и факультативных занятиях по искусству, включая внеклассную и внешкольную работу.

Нравственное воспитание - одно из средств развития творческой активности человека. В российской школе оно опирается на прочную основу и осуществляется в тесной связи с объективными потребностями общественного развития. Его задача, вытекающая из общих задач воспитания, заключается в формировании способности воспринимать и чувствовать, понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в труде, в общественной жизни, в произведениях искусства, учит жить и творить по законам красоты, понимать прекрасное в человеке.

Понятие человеческой красоты с веками менялось. Медленно шло освобождение нравственного чувства от впечатлений силы и жизненной энергии, являвшихся основным направлением искусства античной эпохи. Но время показало, что побеждает притяжение нравственного чувства к одухотворённой красоте человека. Трудолюбивая, творческая, высокоинтеллектуальная личность прекрасна даже с неадекватной внешностью. Неслучайно, замечает И.С Кон, что в современном обществе в настоящее время «индивид с более богатым интеллектом, яркой эмоциональной жизнью, широким кругом интересов испытывает наименьшую потребность выделять себя посредством внешних показателей».

Как справедливо пишет Н. Гартман, «красота есть выражение нравственных качеств, и она, скорее всего, является выражением внутреннего единства и цельности, дополненного внешним обаянием».

Нравственность и этику объединяет одна цель - создание нравственного идеала, в котором будут органически слиты два начала - нравственное и этическое. К.Д. Ушинский когда-то писал: «Каждый народ имеет свой идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведение этого идеала и отдельных личностях».

Трудно переоценить значение нравственного воспитания в начальной школе и вне её. Нравственность пронизывает все сферы человеческой деятельности, и школа должна приложить максимум усилий, чтобы с начала пребывания в её стенах молодые люди могли разбираться в сложных и многообразных лабиринтах искусства, уметь отличать подлинное искусство от подделки. Здоровый художественный вкус должен стать самой сутью поведения учащихся, чтобы молодое поколение было людьми твёрдой воли, большого оптимизма, беззаветной преданности и верности народу, уверенными в торжестве демократических идей.

Чем прогрессивнее общественные, философские и нравственные взгляды, тем более искусство стремится к постижению истины и утверждению прогрессивных идейных воззрений. Познавательную и нравственно-воспитательную функции искусства нельзя противопоставлять друг другу. Вне правдивого отображения жизни искусство не может осуществить свою нравственно-воспитательную роль, а правда жизни в искусстве обесценивается, если она не воспроизведена по законам самого искусства и не приобрела нравственной ценности и значимости.

Искусство сынтегрировало в себе все формы и виды человеческой деятельности, «оно есть конкретная единственная форма человеческой деятельности, которая воссоздает все четыре типа деятельности в их единстве», здесь имеется в виду единство познания, общения, ценностной ориентации и практики. Поэтому искусство безгранично в своей способности формировать идейно и нравственно развитую личность.

Как указывалось ранее, музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждать к сопереживанию, формировать стремление к преобразованию окружающего мира. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую нравственную и социальную функцию формирования всесторонне развитой личности.

Детство - пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Цель музыкально-нравственного воспитания обосновывается общественными требованиями развития современного общества и направлена на максимальное удовлетворение музыкально-нравственных интересов ребёнка.

«Принципиальная перестройка жизни нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального образования детей как важного элемента саморазвития их личной художественной культуры». В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей.

Огромное значение в связи с этим приобретает личность учителя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания младших школьников средствами музыкального искусства.

Важно не только научить понимать и любить музыку, петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на элементарных музыкальных инструментах. Самое существенное - развивать стремление и способность детей применить свой музыкальный опыт в творческих проявлениях. Все виды деятельности музыкального искусства способствуют осуществлению этой задачи. В этом особое назначение методики музыкального воспитания - использовать различные методы работы с детьми по видам музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмика, игра на детских инструментах, что способствует формированию музыкально-нравственной культуры младших школьников.

Чем же объяснить огромную силу воздействия музыкального искусства на духовный мир человека?

Первая особенность - её удивительная возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки (финал оперы М. Глинки «Иван Сусанин»); поёт солдат в походе - песня придаёт особое бодрое настроение, организует шаг (фрагмент оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие»); мать скорбит о погибшем сыне - печальные звуки помогают выразить горе (фрагмент оперы Т. Хренникова «Мать»). Музыка сопровождает человека всю жизнь, и жизнь человека отражена в музыке.

Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени - «Священная война» А. Александрова. Она объединяла людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде. Д. Шестокович создает знаменитую Седьмую симфонию. «В ней осуждается зло, которое нёс фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа», - вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

И в этом вторая особенность музыки - объединять людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого. И это прекрасно. «Великий русский композитор П.И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». И дальше: «Может быть, никогда в жизни я не был так польщён и тронут в своём авторском самолюбии, как когда Лев Толстой, слушая Анданте моего квартета и сидя рядом со мною, залился слезами».

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызывать эмоциональный отклик, воздействуя на нравственную сторону души, становятся источником и средством воспитания культуры младших школьников.

Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, это её «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Именно такими высокохудожественными произведениями музыкального искусства обогащаются младшие школьники, что позволяет активно формировать их музыкально-нравственную культуру.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Скорее всего, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый школьник по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаст предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Однако, как учат читать, писать, считать, рисовать, так надо учить узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Активное восприятие - это умение следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

Музыкальное искусство как средство всестороннего развития личности ребёнка, как гармоничное развитие умственных способностей, нравственных норм, эстетического отношения к жизни и искусству в целом - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация воспитания детей младшего школьного возраста.

Нравственное воспитание направлено на развитие способностей младших школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщать тем самым к различным видам художественной деятельности. И музыкальное искусство является одним из ярких средств нравственного воспитания младших школьников. Чтобы оно выполнило эту важнейшую функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъём, а песня «Перепёлочка» заставляет грустить, вызывая сочувствие, сопереживание. «Услышав печальную песню Л. Бетхена «Сурок» в исполнении взрослого, ученик сказал: «Человек о своей грусти поёт». Значит, ребёнок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека».

Второй признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства музыкальной выразительности.

Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, в игре на инструменте. Например, каждый ищет выразительные интонации, характерные для бодро марширующих школьников (А. Пахмутова «Орлята учатся летать»), тяжело ступающего медведя и подвижных зайчиков пьесе для детей (Д. Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка»), в песенно-игровой ситуации (русская народная песня «Со вьюном я хожу»).

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную нравственную окрашенность.

Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его личность. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию и осмыслению жизни. Песни о Кремлёвских курантах, о Москве пробуждают чувство любви к нашей Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, формируют их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, обсуждение музыки, совместная игра на инструменте, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников, прежде всего, мелодико-ритмического ансамбля. Неточное пение мешает хорошему звучанию, но вот музыкально слабый ученик стал внимательно прислушиваться к исполнению, и это воспринимается всеми как удача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. А для избалованного домашним вниманием, излишне самоуверенного ученика успешное выступление других детей служит известным тормозом антимузыкальных проявлений. Такому ребёнку можно предложить помощь товарищей, воспитывая у него тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные музыкальные способности.

Занятия музыкой влияют на общую культуру повеления младшего школьника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах и др.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, проявления волевых усилий. Ведь исполняя песню, надо вовремя начать и закончить её; в. совместной игре на инструментах надо уметь действовать, подчиняясь музыке и удерживаясь от импульсивного желания быстрее сыграть. Всё это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают по высоте звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы учителя, после того как отзвучало произведение, ребёнок делает первые обобщения и сравнения; определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки нравственной оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие школьников новыми представлениями. Слушая, например, песню «Это наша Родина» Е. Тилечеевой, они чувствуют торжественность, подъём, ликование народа, прославляющего нашу Родину.

Развивая ребёнка нравственно и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Когда взрослый ставит перед ребёнком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребёнок импровизирует, создаёт свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям.

В музыкально-ритмической деятельности, прежде всего во внеклассное время, дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают младших школьн6иков изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, использую выразительные движения, мимику, слово.

Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота.

Вот почему дело художника - это, минуя соблазн красивого зла, сделать красоту солнцем добра.

Нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей нашего времени оказали негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, прежде всего современной молодежи. И в нынешнее, стремительно развивающееся время, когда у людей нет времени сочувствовать проблемам других, тема добра стала еще актуальнее. В настоящее время такие понятия как милосердие, отзывчивость, сочувствие, взаимопомощь, сострадание, уважение к старшим, забота об инвалидах, приобретают важное значение. Вопросы доброты, добрых поступков всегда интересовали человечество.

И сегодня уместно вспомнить слова протоирея Андрея Ткачева: «Есть профессии, требующие невозможного, а именно любви. Любить должен учитель, врач, священник. Если эти трое не любят, то они не лечат, не учат и не священствуют».

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей предусматривает формирование не только профессиональных компетенций – знаний, умений, но и общих компетенций – социальной значимости выбранной профессии, работы в коллективе, эффективного общения с коллегами и пациентами, бережного отношения к историческому наследию и культурным ценностям; уважение к социальным, культурным и религиозным различиям, ведение здорового образа жизни, развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика медицинского работника.

Без сформированной системы духовных ценностей человек не сможет работать в медицине, так как медицинский работник – это не только специалист, профессионально владеющий медицинскими навыками, но и человек, обладающий определенными качествами характера. Этической основой профессиональной деятельности медицинского работника являются гуманность и милосердие. Поэтому, наша основная задача как преподавателей медицинского колледжа заключается в том, чтобы воспитать специалиста неравнодушного, доброго, чуткого, отзывчивого, заботливого, внимательного и способного к состраданию.

Духовно - нравственное воспитание в целом - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

В средние специальные учебные заведения юноши и девушки приходят достаточно взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже присущие им убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства.

Учреждения СПО готовят не только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские качества студентов. Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

Педагогический коллектив нашего колледжа стремится воспитывать не только специалистов для конкретной профессиональной деятельности, которые должны быть конкурентоспособными, компетентными, творчески мыслящими, свободно владеющими своей профессией, современными информационными и коммуникационными технологиями, но и духовно – нравственных, ответственных, добропорядочных граждан.

Нравственная составляющая духовного воспитания формируется преимущественно с помощью воздействия на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношение к миру природы и миру людей и является результатом воспитания, отражая при этом ценностные ориентиры личности.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется несколькими путями:

    Через приобщение студентов к видам искусства: живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.

    Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

    Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными дисциплинами.

Искусство играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании студентов. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то формирование ценностных отношений средствами искусства должно быть включено в число предметов воспитания молодежи. Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. Выделяют следующие виды искусства:

Классный руководитель может играть огромную роль в обеспечении необходимой эстетической подготовки студентов, помогая им воспринимать искусство, как средство познания окружающей действительности. Нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства. Задача классного руководителя так организовать встречу студентов с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у них сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник, музыкант или актер. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли студента. Здесь важную роль может сыграть театр.

Посещение театра решает такие педагогические задачи, как: обучение духовно-нравственным традициям, обучение нормам поведения в коллективе и общественных местах. У студентов формируются нравственное отношение к окружающему миру; духовно-нравственная устойчивость и эмоционально-волевые качества личности; воспитывается уважительное отношение к истории своей страны и к культурному наследию своего народа; совершенствуются духовно-нравственные качества, усваивается толерантность по отношению к другим национальностям и религиям.

Особая роль в духовно-нравственном воспитания принадлежит музыке .

Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного - важная задача педагога. Содержание певческого репертуара нацелено на развитие позитивного отношения к окружающему миру через постижение эмоционально-нравственного смысла классического музыкального произведения, формирование личностной оценки музыки. Расширение жизненного и музыкального кругозора студентов, формирование положительного отношения к музыкальному искусству.

Классическое изобразительное искусство , формировалось по принципам отображения лучших черт окружающего нас мира. Основываясь на изображениях прекрасного оно воспитывает зрителя, читателя и слушателя в духе гуманизма, патриотизма и других высоких принципов. Классическое искусство не содержит в себе агрессию, а напротив, успокаивает мысли человека, побуждая его чувствовать и передавать любовь, совершать добрые поступки.

В каждом изображении есть мысль, чувства автора, которые он вкладывает в него; соответственно эти мысли и чувства передаются зрителю, который созерцает это произведение. Если оно несет в себе любовь и доброту - человек наполняется этими эмоциями и излучает их, передавая окружающим людям. То же самое происходит и с негативными, агрессивными мыслями. Поэтому в нашей жизни так важно обладать хорошими, добрыми мыслями, испытывать любовь к окружающему нас миру. Нашей задачей сейчас, как никогда, является научить этому будущее поколение.

Искусство в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, искусство – одно из действенных средств духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования молодежи.

Для того чтобы поближе познакомиться и с другими видами искусства, такими как архитектура, декоративно прикладное искусство, хореография, кино и др. , мы с группами планируем посетить Казанский кремль, Музей естественной истории Татарстана, Театр оперы и балета им. М. Джалиля, а так же Национальный музей Республики Татарстан и Выставочный зал союза художников РТ, кинотеатры.

Очень важно, чтобы студент осознал свою принадлежность к национальным традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры. При этом решаются и главные профессиональные задачи становления медицинского работника, каким он должен быть человеком, какие нравственные качества должен иметь. Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если человек не получит собственного художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Жизненный опыт человека на различных стадиях его развития несколько ограничен. Задача педагога воспитать у студента способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

1

Анализируя роль искусства в формировании личности, авторы статьи рассматривают его как одну из важнейших форм общественного сознания, тесно связанную с жизненно-практическими интересами людей и общества в целом. В статье отмечается весьма широкий диапазон воспитательных потенций искусства, способного выступать и как способ познания окружающей действительности, и как способ заполнения культурно-досугового пространства личности, и как мощное средство формирования массового сознания и общественных нравов, и как средство социальной коммуникации. В результате анализа современной социальной ситуации авторы статьи проводят мысль о необходимости выведения искусства из сферы развлекательно-гедонистической в духовно-ориентирующую, что позволит не только сформировать нравственно-устойчивую личность, но и значительно укрепит духовные основания общества.

духовная культура.

массовое искусство

общественное сознание

искусство

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

2. Запесоцкий А.П. Философия образования и проблемы современных реформ // Вестник Российского философского общества. – 2012. – 3 (63). – С. 30-34.

3. Коссара Т. Сквозь тернии Игры – по дороге к Храму… Пути, задачи, методы, средства – в противостоянии соблазнам мира сего в детско-подростковый период. Воспитание театральной игрой (опыт православного педагога). – СПб.: Лион, 2007. – 102 с.

4. Лукманова Р.Х, Столетов А.И. Роль эстетического в становлении личности // Вестник Башкирского университета. – 2012. – Т. 17. – № 2. – С. 1038-1041.

5. Мочалова Н.Ю. Новые формы коммуникативных практик в современном искусстве // Проблемы человека в контексте современной культуры. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Тагил. НТГСПА. 12 ноября 2010 г. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. – С. 37-42.

6. Сабекия Р.Б. Философия любви: основания самореализации человека: автореф. дис. … д-ра филос. наук. – Уфа, 2007. – 44 с.

7. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / пер. с нидерл. – М.: Прогресс, 1992. – 464 с.

Современное общество актуализирует проблему духовно-нравственного воспитания молодежи, постулируя ее в качестве важнейшей стратегической задачи и гаранта планетарной безопасности. Это связано, прежде всего, с ухудшением нравственной культуры общества, ростом его криминогенности, алкоголизацией и наркотизацией населения, половой распущенностью и прочими отклонениями от норм общечеловеческой морали. Ситуацию усугубляет излишняя прагматическая направленность граждан, ориентирующихся в основном на ценности материального характера и свойства. При этом весьма опасной тенденцией является их неоправданно толерантное отношение к всевозможным моральным и социальным патологиям (как то гомосексуализм, проституция, стяжательство и т.п.), что является свидетельством несомненной духовной деградации общества. Здесь стоит задуматься о судьбе многих цивилизаций, гибель которых была в решающей степени обусловлена именно демонстративной терпимостью к моральным и социальным аномалиям.

Современное искусство и средства массовой информации в свою очередь также содействуют ухудшению моральной обстановки, делая чрезмерный акцент на гедонизме, активизируя исключительно потребительские инстинкты человека в угоду экономическим интересам шоу-бизнеса. В свое время Л.С. Выготский абсолютно верно указал на закономерные последствия подобной политики: «Нет более верного средства толкнуть ребенка на какой-либо негативный поступок, нежели подробно описать последний» . Ежедневно только с экрана телевизора молодежь наблюдает различные образцы табуированных действий: потребление спиртных напитков, табакокурение, агрессивное поведение, сексуальная неразборчивость, употребление ненормативной лексики и мн. др. Естественно, что в такой атмосфере довольно трудно пропагандировать общечеловеческие ценности, когда современные реалии диктуют молодым людям совершенно иную модель поведения, целенаправленно и последовательно оказывая негативное влияние на сознание формирующейся личности. Бесспорно, сложно внушить, к примеру, девочкам неприятие алкоголя и сигарет, когда чуть ли не в каждом кинофильме они видят огромное количество курящих и пьющих женщин, но при этом красивых, умных, успешных, достойных любви и уважения.

Следует также признать, что переориентация искусства с воспитательно-формирующей функции на развлекательно-гедонистическую и материально-прагматическую приводит к нивелированию творчества как такового и оттеснению «настоящего» искусства на задворки культуры. Ведь значительное количество писателей, режиссеров, художников, композиторов «врастают» сегодня в шоу-индустрию, создавая свои произведения, прежде всего, как товар, предназначенный для массового потребления.

Внушает опасение тот факт, что подобное «псевдоискусство» находит своих активных почитателей именно среди молодежи, которая, как известно, в России составляет 23 % от общего населения страны, то есть 33 миллиона человек. Это дает нам представление о масштабах возможной антропологической катастрофы, спровоцированной негативным воздействием искусства и средств массовой информации на подрастающее поколение.

Не меньшую тревогу вызывает и то, что трансляция искусства сегодня осуществляется через телевидение. Во все времена молодежь была активна и созидательна: посещала театры, музеи, выставки, художественные галереи, библиотеки, с энтузиазмом участвовала в просоциальной деятельности. В настоящее время всеобщая субпассионарность привела к тому, что подавляющее большинство людей утратило былую активность и все свое свободное время предпочитает проводить в пассивном созерцании телевизора. Как верно заметил А.П. Запесоцкий: «Телевидение абсолютно доминирует в структуре досуга жителей страны, как по затрачиваемому на просмотр телепередач времени, так и по числу людей, занимающих ежевечерне места перед экранами телевизоров... величина среднесуточной аудитории телевидения (выраженная в показателях охвата - количество человек, включивших телевизор) колеблется в интервале 75-80 % населения» .

В связи с этим отечественные ученые сходятся во мнении, что в России формируется особый тип культуры, в основных своих чертах схожий с Древним Римом, потворствующим низменным инстинктам римского плебса, чья жизнь подчинялась лозунгу: «Хлеба и зрелищ!». Приходится признать, что данный тезис не утратил своей актуальности и для наших современников. Стремясь удовлетворить гедонистические инстинкты и потребности человека, искусство трансформируется в индустрию развлечений, забыв о своем социальном назначении - духовно возвышать и социально совершенствовать человеческую натуру, формируя верную систему ценностных координат и направляя энергию масс в русло созидательно-творческой и социально-одобряемой деятельности. Ведь воспитательный потенциал искусства весьма велик. Оно являет собой и важнейший способ познания окружающего мира, и инструмент исправления общественных нравов, и механизм нравственного становления и развития человека, и средство успешной социальной коммуникации. Функциональный диапазон искусства довольно широк, и в числе особо значимых функций можно выделить воспитательно-социализирующую, культурно-образовательную, ценностно-ориентирующую, мировоззренческую, нормативно-регламентирующую, деятельностно-практическую, эмоционально-психологическую, информационно-коммуникативную, развлекательно-гедонистическую, гуманистическую, катарсическую и др. Именно высокое социальное назначение и определило полифункциональность искусства как формы общественного сознания и способа духовно-практического познания и освоения мира человеком. Историческая миссия искусства детерминирует его моральную устойчивость, прогрессивность и гуманизм, невзирая на любые эпохальные изменения и неблагоприятные общественные условия.

К сожалению, современное искусство не в полной мере реализует свою социальную роль, активно стимулируя развитие грубых, низменных инстинктов людей, насаждая модель праздно-развлекательного образа жизни, пропагандируя и культивируя пуерилистический стиль поведения. Отсюда проистекает «легко удовлетворяемая, но никогда не насыщаемая потребность в банальных развлечениях, жажда грубых сенсаций, тяга к массовым зрелищам» . Однако исключительный акцент на гедонизме, выражающийся в устремленности к наслаждениям, удовольствиям и праздности, весьма опасен, ибо в лучшем случае приведет к дегенерации эстетических вкусов, а в худшем - вызовет нравственное оскудение и духовное вырождение не только отдельно взятой личности, но и социума в целом.

Справедливости ради необходимо признать и тот факт, что высокое искусство сегодня тоже остается востребованным (правда, в большей мере, лишь интеллектуальной элитой общества). Отрадно, что несмотря ни на что, массовая культура и шоу-индустрия не способны нивелировать истинное искусство. Более того, их параллельное сосуществование как раз и позволяет посредством сравнения отличить настоящее искусство от его суррогатного образчика. Недаром классические произведения мировой художественной культуры по-прежнему не утрачивают своей актуальности для многих наших современников.

В то же время нельзя быть скептиками и подвергать сомнению абсолютно все тенденции общественного развития, среди которых мы наблюдаем и очевидно позитивные моменты. К числу таковых можно отнести и явное одухотворение массовой культуры, что диктуется социальной необходимостью. Ведь лозунг «Возлюби, иначе погибнешь!» восприняли многие духовно чуткие творческие люди. В частности, только кинематограф откликнулся на этот призыв довольно большим количеством социально-ценных произведений, пользующихся особой популярностью у мировой зрительской аудитории. Внушает оптимизм и тот факт, что современные дети отзываются на высокохудожественные произведения и с неподдельным увлечением наблюдают не только за сюжетом детских «мыльных опер», но и с не меньшей активностью сопереживают героям знаменитого «Властелина колец», который вполне можно обозначить как интересный образец одухотворенного «детища» массового искусства. Создатели фильма талантливо и последовательно пропагандируют гуманистическую идею высокой гражданственности и социальной солидарности. Те же самые философы-космисты с их «принципом магнита», предполагающим единение прогрессивной общественности в отстаивании идеалов добра и справедливости, могли бы поставить «знак качества» этому фильму. Он очень доходчиво, наглядно и высокохудожественно доносит до молодежи общечеловеческую идею всеобщего социального единения: люди, хоббиты, гномы, эльфы, деревья, птицы и даже мертвые объединяются в борьбе со злом и одерживают победу. Причем, победу очевидную и безусловную - и это особо радует, ведь нередко режиссеры любят завершать свои фильмы в духе «Зло непобедимо», когда, вроде, победа над злом и достигнута, но в последнем кадре, как правило, мелькает тень возродившегося злодея. Либо оставляют открытый финал - мол, додумывайте сами, чем закончилось противоборство героев.

Здесь не идет речь об идеализации действительности посредством искусства, ведь назначение последнего состоит в максимально объективном отображении реального мира, который насквозь противоречив, соединяет в себе как возвышенное и прекрасное, так и низменное и безобразное. Стремясь к адекватному отражению окружающей действительности, художник не должен фокусировать свое внимание только на естественно-натуралистических и шокирующих составляющих повседневности, потворствуя грубым инстинктам людей и ориентируясь на мгновенную популярность в массовой зрительской аудитории. В условиях глобальной коммерциализации искусства, несомненно, трудно подняться над смакованием сиюминутной обыденности и высветить ее глубинный сакрально-гуманистический потенциал, возвышая нравственно-эстетические потребности людей и выводя их за пределы узко эмпирического существования. «Творчество с его эстетическим характером, - пишут Р.Х. Лукманова и А.И. Столетов, - есть один из видов «пограничной ситуации», погружающей человека в переживание подлинного бытия, позволяющей ощутить личности экзистенцию, дающей тот опыт трансцендентного, который и составляет нашу духовность» .

Даже если художник и будет удовлетворять прозаичные эстетические вкусы и чувства простого обывателя, он все-таки должен стремиться к исполнению своей гражданской миссии: воспроизводя мир во всем многообразии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, ему необходимо последовательно и целенаправленно утверждать идеалы Добра, Справедливости, Истины и Красоты, гармонизируя и упорядочивая окружающий мир. Каждый художник должен помнить о том, что Зло, воплощенное им в художественном образе, начинает жить независимой жизнью и внедряться в массовое сознание, вызывая мощные деструктивные процессы в жизни человека и общества. Особенно это опасно для подрастающего поколения, в силу малого жизненного опыта не обладающего стойким нравственным иммунитетом. И потому можем не согласиться с Татианой Коссарой, утверждающей о непреложном тяготении детей к Добру и Свету, в качество аргумента приводящей воспоминания из своего детства: «...взяла в библиотеке «Сказки Пушкина» - истрепанную, с разбухшими страницами, зачитанную до дыр и снабженную прекраснейшими иллюстрациями к сказкам. И вот почти от каждой такой иллюстрации корявым фиолетовым росчерком шло тире и далее красовалась корявая и уверенная подпись - «Я!». Этим «Я!» была исчеркана вся книжка - но характерно то, что своеобразный этот «автограф» сиял исключительно у изображений прекрасных, благородных и положительных персонажей: Золотой Рыбки, Царевны Лебеди и подобных; детское сердце отказывалось отождествлять себя с изображением Злого Коршуна, Мачехи или сватьи бабы Бабарихи... В этой бесхитростной книжке я прочла для себя непреложное подтверждение классической тертуллиановой формуле: «Душа - по природе христианка». Ну, не подпишется Детство ни под какой дрянью! Ну, не обманешь его, по большому счету!» .

Хотелось бы поддержать позицию Т. Коссары, однако знание современных воспитательных реалий заставляет нас усомниться в ее педагогическом оптимизме. Автор несколько упустил факт, что персонаж из ее детства - представитель совершенно иного поколения, воспитанный семьей, общественностью, пионерской организацией школы на светлых коммунистических идеях, общечеловеческих ценностях, счастливо избежавший тотального разлагающего влияния телевидения и прочих средств массовой информации на формирующееся сознание. Если принять во внимание весь арсенал современных воспитательных средств (игровые компьютерные технологии, доступность любых интернет-ресурсов, фильмы-боевики, детские «мыльные оперы»), то с полным на то основанием можем заявить, что в подавляющем своем большинстве они направлены на стимулирование психологических механизмов агрессивности, индивидуализма, праздности и гедонизма. Интересно, какой выбор сделал бы современный ребенок, во всех компьютерных играх отождествляющий себя с тем, кто сильнее, агрессивнее, безжалостнее?

Хотя, возможно, Тертуллиан прав, и душа, действительно, христианка, вне зависимости от всех временных перипетий неизменно тяготеет к Добру и Справедливости. В подтверждение еще одна зарисовка из жизни уже современных детей - диалог двух младших подростков после просмотра заключительной серии многосерийной криминальной драмы режиссера Константина Статского «Мажор». Главный герой фильма - сын преуспевающего бизнесмена, прожигатель жизни, определяется вконец отчаявшимся отцом на перевоспитание в полицию в качестве оперативного работника. Надо заметить, что результат даже превзошел отцовские ожидания: Игорь переосмыслил свою жизнь, обрел любовь и новых друзей, стал хорошим следователем и даже смог распутать давнее преступление - убийство своей матери. Но режиссер решил завершить фильм в пессимистическом камертоне: «Зло непобедимо». В итоге убийца матери - бывший бизнес-компаньон отца, а ныне олигарх и депутат Госдумы - убивает и его отца, завладевает уликами и сажает героя в тюрьму за попытку покушения на свою жизнь.

Но вернемся к детям, которые под впечатлением от фильма и неожиданного для них конца некоторое время пребывали в состоянии эмоционального ступора, осмысливая увиденное, наконец-то обретших дар речи:

И что?! Разве так можно!!! Разве так бывает?!!

Да-а-а, в самом деле, жесть какая-то!..

Нет! Но он же сильный! Смелый! Умный! Ну почему так вышло?!!

Да не трави ты! И так плохо! Хотя, что тут говорить, ведь, в принципе, все как в жизни...

И тут следует весьма знаменательная фраза: «Причем тут «как в жизни»!!! Если даже в жизни так бывает, то в фильме ТАК НЕ ДОЛЖНО заканчиваться, понимаешь?!!» На что второй примирительно заявил: «Ну да, согласен. Не переживай, скорее всего второй сезон доснимут - ведь и правда - не должно так заканчиваться!»

По сути, ребенок самостоятельно дошел до понимания высокого социального назначения искусства, призванного удовлетворять (по В.Г. Белинскому) человеческую «тоску по идеалу». Искусство, как выражение любви к истине, добру и красоте, «... есть не только созерцание, любование прекрасным, но также его творение и утверждение в мире под действием творческих сил художественного вымысла, фантазии, мечты» . В этом идеальном конструировании мира таится великая сила превращения потенциальной возможности в действительность. И здесь мы можем полностью согласиться с Н.Ю. Мочаловой, утверждающей: «Искусство по-прежнему будет сохранять устойчивую монументальность и классичность, если сумеет преодолеть соблазн прагматизма и ограниченной функциональности, сосредоточившись на адекватном образно-символическом отражении ценностей и смыслов человеческого существования. До тех пор пока художник будет видеть дальше, слышать нюансы и всполохи будущего, тоньше и глубже чувствовать, чем простые смертные, тем оправданнее его демиургическое предназначение, позволяющее быть уникальным и суверенным творцом в границах тотальной социальности» .

Рецензенты:

Фатыхова А.Л., д.п.н., профессор кафедры теории и методики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского госуниверситета, г. Стерлитамак;

Карамышева Н.М., д.с.н., профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.

Библиографическая ссылка

Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. РОЛЬ ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16968 (дата обращения: 21.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Источник: Д.М. Угринович «Искусство и религия» , 1982 год.

...В настоящей главе в центре внимания – проблема соотношения искусства и атеизма, роли искусства в системе атеистического воспитания. Освещение этой проблемы потребует выяснения роли искусства в развитии личности. Вместе с тем необходимо остановиться на антиклерикальных и атеистических традициях в истории народного и профессионального искусства, а также осмыслить опыт решения атеистической темы в советском искусстве.

В истории эстетики и искусствознания было немало концепций, которые пытались трактовать сущность искусства и характер его воздействия на людей, вычленяя отдельные его стороны и абсолютизируя их. Одни теоретики доказывали, что сущность искусства состоит в том, чтобы творить красоту и доставлять людям эстетическое наслаждение, и что поэтому искусство чуждо обыденным интересам повседневной жизни людей, их материальным и социально-политическим проблемам. Другие, напротив, подчеркивали, что искусство есть прежде всего особая форма познания действительности, что оно помогает людям глубже и полнее постигать реальные проблемы их жизни, воспитывает в них то или иное отношение к миру. Третьи выделяли субъективное, творческое начало в искусстве, рассматривая его прежде всего как «самовыражение художника». Четвертые доказывали, что искусство в основе своей есть средство общения между людьми, особая знаковая система, и т.д.

Однако можно ли понять сущность искусства, если следовать каждой из этих односторонних концепций? Искусство всегда отражает жизнь, но значит ли это, что его сущность можно свести только к отражению, к познанию? Произведение искусства всегда несёт неизгладимый отпечаток его творца, личности художника, но означает ли это, что оно лишено всякого общественного значения? Искусство, бесспорно, есть особая система социальной коммуникации, но правомерны ли попытки объяснить целиком его специфику, объявив его особой знаковой системой? Наконец, искусство не существует вне его эстетического содержания, но можно ли на этом основании свести всё содержание искусства к эстетическому?

Все эти вопросы впервые нашли свое принципиальное теоретическое решение в марксистской эстетике. Это не значит, что у К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина мы найдём прямые ответы на все вопросы, сформулированные выше. Это значит прежде всего, что классики марксизма заложили тот методологический фундамент, с позиций которого впервые стало возможным решение конкретных эстетических проблем. В советской эстетической литературе проблема специфики искусства и его общественных функций особенно активно обсуждалась начиная с середины 50-х годов. В нашу задачу не входит анализ многочисленных дискуссий по этой проблеме. Отметим лишь, что эти дискуссии не были бесплодными и что в результате их утвердилось мнение (разделяемое ныне большинством авторов) о сложной, многоаспектной природе искусства и об его полифункциональности.

Подчеркнём при этом, что признание сложной, многоаспектной природы искусства отнюдь не означает методологического эклектизма. Напротив, такое понимание закономерно вытекает из цельной марксистской концепции генезиса искусства, его специфики, места и роли в обществе. О том, что истоки искусства лежат в сфере трудовой, производственной деятельности людей, уже говорилось в первой главе настоящей книги. Для выяснения характера воздействия искусства на личность важно подчеркнуть, что искусство как самостоятельный способ деятельности, как особая форма общественного сознания хотя и включает в себя необходимо эстетическую сторону, но не сводится к ней. В этой связи представляется вполне закономерным различение понятий художественное и эстетическое, которое имеет место в советской литературе по эстетике и искусствоведению . Эстетическое может выступать как сторона самого объективного мира, как общественно обусловленное его качество. В этом плане мы говорим о красоте применительно к изделиям человеческого труда, предметам бытового обихода, явлениям природы, наконец, качествам и поступкам самого человека. Художественное творчество, результатом которого являются произведения искусства, обязательно включает в себя эстетическую сторону (вне её произведение искусства перестает быть таковым), но далеко не исчерпывается ею.

Художественное творчество предполагает всегда отражение действительности, искусство отражает жизнь. Это положение есть альфа и омега всей материалистической эстетики, традиции которой продолжает и развивает марксизм. При этом следует учитывать, во-первых, что всякое искусство отражает жизнь своим специфическим способом, через систему художественных образов и, во-вторых, что отражение действительности в различных видах искусства также специфично.

Общая специфика отображения действительности в искусстве подробно раскрывается во всех книгах и учебных пособиях по эстетике и теории искусства, поэтому она не требует подробного разъяснения. Заметим лишь, что искусство отражает жизнь в её целостности. Это значит, что, в отличие от науки, например, которая в силу своей специфики расчленяет, анатомирует целостный процесс человеческой жизнедеятельности, фиксируя отдельные его стороны и аспекты в теоретических понятиях, категориях, искусство воспроизводит жизнь людей, их отношения, их характеры в целостном, нерасчлененном виде. Художественный образ, как неоднократно указывалось, есть единство общего и индивидуального. Общее, существенное, типическое здесь существуют не в «чистом» виде, отдельно от единичного, индивидуального, а в органичном слиянии с ним. Любой подлинно художественный образ человека в литературе или в изобразительном искусстве есть «тип», т. е. совокупность социально-детерминированных черт личности, свойственных определённой группе людей, и в то же время конкретный человек с его неповторимой индивидуальностью и жизненной судьбой.

Отражение действительности происходит неодинаково в различных видах искусства, хотя и сохраняет везде образно-конкретный характер. Так, например, отражение действительности в музыке не является непосредственным отображением тех или иных реальных объектов внешнего мира. Художественный образ в музыке представляет собой особым образом организованную совокупность звуков, которые выражают и отображают чувства и переживания людей, их субъективное отношение к окружающему миру.

Специфично и отражение действительности в танце – в нём художественный образ создается с помощью человеческих телодвижений, которые обретают эстетическое содержание, и в то же время по-своему отображают чувства, помыслы и стремления людей.

Таким образом, хотя не существует искусства вне познания мира и человека, само это познание действительности в нем весьма своеобразно. Справедливо замечено, что правда искусства не только не исключает вымысла, но обязательно предполагает его. Искусство отражает действительность своим особым способом, на основе творческого преображения художником его эмпирических впечатлений, на основе усвоения как художником, так и воспринимающим его произведения особого, условного «языка» искусства, т. е. исторически конкретной и социально детерминированной системы художественного отображения действительности. В этой связи возникает вторая важная проблема постижения специфики художественного творчества – проблема оценки в нём действительности.

Выше уже говорилось, что, в отличие от теоретического, научного отражения действительности, ценность которого для людей состоит как раз в отвлечении от всего личного, субъективного, в отражении объективных законов природы и общества, в искусстве мир, люди, общество изображены всегда с определённых личных позиций, они даны не сами по себе, а через отношение к ним художника. Вне определённого, субъективного отношения к миру создание подлинных художественных ценностей невозможно. Для того чтобы художник создал нечто ценное, волнующее читателей или зрителей, необходимо, чтобы он совершил художественное открытие, т. е. чтобы он создал такую систему художественных образов, которая бы выявила, обнаружила некоторые новые грани человеческого характера, быта, социальных отношений, наконец, чувств и переживаний людей.

Общеизвестна мысль Н. Г. Чернышевского о том, что искусство не только отражает жизнь, но и выносит ей приговор. Справедливость этой мысли подтверждена всей историей искусства и не нуждается в подробном обосновании. Поскольку воссоздание жизни в художественных образах невозможно вне субъективного отношения художника к действительности, постольку любые его произведения представляют собой объективно, независимо от его желания и намерения ту или иную оценку явлений жизни и, следовательно, играют определённую социальную роль, так или иначе участвуют в социально-политической и идеологической борьбе. Любое, даже внешне далёкое от жизни, искусство, не является идеологически нейтральным, оно утверждает и формирует определённое отношение к миру, к социальной действительности. Уход некоторых деятелей современного буржуазного искусства в область чистой формы, субъективных переживаний или религиозно-мистических видений выступает объективно, независимо от их субъективных намерений, как способ оправдания существующих эксплуататорских социальных отношений, отказ от их изменения. И напротив, реалистическое, правдивое изображение противоречий социальной действительности в искусстве, критический анализ этих противоречий в системе типических образов объективно способствуют их преодолению, возбуждают энергию и волю людей и направляют их на изменение существующих порядков.

Из сказанного вытекает, что искусство всегда имеет определенную идейную направленность. Идейность искусства также обладает своей спецификой. Она реализуется не в абстрактном, «чистом» виде, а в системе художественных образов. В принципе идея того или иного художественного произведения неотделима от системы и логики развития в нем человеческих образов и характеров. Нередко очень трудно бывает однозначно сформулировать идею определённого романа, пьесы, кинофильма, картины или статуи. Всякая такая попытка неизбежно обедняет и сужает не только художественное, но и идейное содержание данного творения. Не случайно Л. Н. Толстой на вопрос о том, что он хотел сказать в «Анне Карениной», ответил, что для ответа ему пришлось бы повторить весь роман от начала и до конца.

Значит ли это, что искусство не в состоянии воплощать определённые философские, политические или нравственные идеи и пропагандировать их? Ни в коем случае. Известно немало классических художественных произведений, содержание которых неразрывно связано с определёнными философскими, политическими, нравственными идеями и концепциями, отстаиваемыми их авторами. Укажем в этой связи хотя бы на «Фауста» Гёте. Однако во всех этих случаях идейное содержание произведения находит свое специфическое художественно-образное воплощение.

Характеризуя специфику искусства, нельзя не подчеркнуть, что оно представляет собой особый вид человеческой творческой деятельности. Художник, как уже говорилось, не только отражает действительность, но и в известном смысле творит её. Каждое произведение искусства есть сложный результат как духовной, так и материальной творческой деятельности художника. С одной стороны, его задача состоит в том, чтобы обобщить и осмыслить жизненные впечатления и наблюдения, с другой стороны, – в том, чтобы материализовать, объективировать свой замысел в том или ином материале – словах, красках, гипсе, мраморе и т.п.

Не следует думать, что сначала художник полностью создает образ в своей голове, а лишь потом его воплощает в материале. В действительности обе стороны творчества – духовная и материальная – органически переплетены в деятельности художника. Материальное воплощение образа неотделимо от духовной деятельности его создателя. Подлинно художественное произведение может создать не копиист и эпигон, повторяющий уже известное, а новатор, видящий мир по-своему и реализующий это видение в оригинальных художественных образах.

Следует отметить, что творческий характер носит не только процесс создания произведений искусства, но и (о чем нередко забывают) процесс их художественного восприятия зрителями, слушателями или читателями. Восприятие художественных произведений не следует понимать как простой зеркальный акт их отражения в сознании воспринимающего. Здесь всегда присутствует момент активной, деятельной переработки художественных впечатлений, т. е. имеет место своеобразный процесс «соучастия» зрителя, слушателя или читателя в творческом художественном процессе.

Как правильно отмечает В. Ф. Рябов, восприятие художественных произведений всегда предполагает духовное общение художника, писателя или музыканта, создавшего данное произведение, со зрителем, читателем или слушателем. С помощью такого общения определенные идеи и чувства передаются новым поколениям, с его помощью формируется определённое мироощущение и мировоззрение, определенная оценка явлений действительности.

Исходя из понимания специфики искусства, можно охарактеризовать и направления его воздействия на личность.

Мы можем, во-первых, констатировать, что искусство полифункционально. Многосторонность искусства определяет и наличие нескольких направлений его воздействия на общество и личность. Разные советские авторы неоднозначно характеризуют функции искусства, но большинство их выделяет такие функции, как познавательная и воспитательная.

Искусство расширяет и углубляет знания личности об окружающем мире, прежде всего о мире социальном. С помощью искусства человек приобщается к прошлому человечества, глубже и полнее постигает настоящее, заглядывает в будущее. Как правильно отмечает Ю. Борев, жизненный опыт, опыт отношения к миру, сообщаемый искусством, дополняет и расширяет реальный жизненный опыт личности. Искусство раздвигает исторически ограниченные рамки опыта отдельной личности и передаёт многообразный опыт всего человечества. При этом оно даёт опыт художественно организованный, концентрированный и осмысленный с позиций определённого художника.

С познавательной неразрывно связана и воспитательная функция искусства. Поскольку искусство относится к ценностному сознанию, оно неизбежно формирует и утверждает в сознании человека определённые ценностные ориентации, определённые оценки явлений социальной действительности. Для наших целей важно подчеркнуть, что искусство является действенным средством воспитания миросозерцания личности. Конечно, искусство формирует отношение человека к миру по-своему, своими методами и средствами. Оно формирует не только миропонимание, но и мироощущение, поскольку его художественно-образная система активно влияет не только на ум, но и на чувства людей. Как справедливо заметил болгарский ученый А. Натев, искусство воздействует на человека непосредственно и непринужденно. Произведения искусства воздействуют на личность в процессе их непосредственного чувственного восприятия, в котором участвует не только интеллект, но и чувства. Отношение личности к тому или иному художественному произведению есть всегда отношение эмоциональное. Если чувства человека не затронуты произведением искусства; оно не может оказать глубокого влияния. При этом воздействие искусства на индивида (включая и идейное влияние) носит органический, непринуждённый характер, оно выступает как объективный результат художественного восприятия, нередко не замечаемый самим воспринимающим субъектом. Искусство активно влияет и на волю человека, побуждая его к определённой деятельности, направляя на борьбу за достижение социальных идеалов.

Таким образом, воздействие искусства на личность носит целостный, комплексный характер, оно охватывает все стороны человеческой психики. Напомним в этой связи известное высказывание В. И. Ленина в беседе с Кларой Цеткин о задачах нового искусства, рожденного социалистической революцией. В. И. Ленин подчеркивал в этой беседе, в частности, что новое искусство «должно объединять чувство, мысль и волю» трудящихся масс.

Искусство не только воспитывает и организует мышление, чувства и волю людей, оно является также важным фактором развития их способностей.

Участие в художественном творчестве наряду с формированием эстетического чувства и эстетического вкуса способствует общему духовному развитию индивида, расширяет и обогащает его кругозор, укрепляет в нём нравственные начала.

Нельзя не согласиться с известным советским искусствоведом и эстетиком В. В. Вансловым, который пишет: «Самое главное в эстетическом воспитании – формирование посредством искусства всей совокупности творческих способностей и сил человека, всестороннее развитие его психики и его личности. Именно искусство обладает таким воздействием на человека, что формирует его всесторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и ухо... заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор, укрепляет идейные позиции, даёт идеалы».

Из сказанного очевидна органическая связь передового, прогрессивного искусства с идеями свободомыслия и атеизма. Эти идеи, как будет показано в дальнейшем, находили своё воплощение не только в абстрактных философских построениях и трактатах, но и в художественно-образной форме, в фольклоре, литературе, живописи. При этом следует подчеркнуть, что реалистическое, правдивое отображение действительности в искусстве было, как правило, связано с критикой религии, церкви и духовенства, в то время как реакционные поползновения в искусстве и, в частности, субъективистские и иррационалистические тенденции в его развитии были нередко связаны с философским фидеизмом, религией и мистикой в их различных проявлениях.

Поскольку искусство правдиво отображает социальную действительность и оценивает её с позиций передового общественного идеала, оно не может не способствовать формированию прогрессивного миропонимания, не может объективно не подрывать позиции религиозного мировоззрения. Связь искусства с атеизмом становится особенно прочной и всесторонней в условиях социалистического общества.

А. В. Луначарский справедливо говорил в своё время: «Искусство – величайшее орудие агитации, и нам оно нужно в борьбе против религии. При помощи искусства мы высмеиваем её слабые стороны, при помощи искусства мы можем вызвать негодование на её чёрные стороны, на её преступления в прошлом и в настоящее время, развертывать её внутреннюю нелогичность, тупые противоречия, которыми она полна, изображать то, что принято называть «святым», в неприкрашенном виде и тут же противопоставлять наши светлые типы, нашу солидарность, наши взгляды на правильную жизнь на земле».

Атеистическое воздействие искусства на трудящихся в условиях социализма не следует сводить к критике религии в тех или иных художественных произведениях. Оно гораздо шире и многостороннее. Оно включает в себя, в частности, наиболее полное удовлетворение эстетических потребностей людей на здоровой идейной основе, что само по себе содействует преодолению влияния религии и формированию научного атеистического мировоззрения. Н. К. Крупская еще в 20-е годы указывала, что роль искусства в преодолении религии, далеко не исчерпывается пением антирелигиозных песен, распространением антирелигиозных картин, постановкой антирелигиозных пьес и фильмов. Роль его гораздо шире. Искусство вообще организует эмоциональную сторону, дает коллективные переживания. Чем богаче, всестороннее они будут, тем лучше».

Всякое здоровое, жизнеутверждающее искусство, возбуждающее в людях веру в свои силы и воспитывающее активное отношение к действительности, объективно противостоит религии, препятствует её влиянию на умы и сердца людей и является духовной силой, способствующей воспитанию масс в духе научного, материалистического мировоззрения.

Именно в контексте этого общего, комплексного, целостного воздействия искусства на формирование личности и следует рассмотреть подробнее его соотношение с атеизмом, его роль в духовной жизни нашего общества.

Возникли не на пустом месте. Они опирались на многовековые традиции развития народного искусства, на наследие прогрессивных поэтов, писателей и художников прошлого.