Большая грузинская собор. Римско-католический кафедральный собор непорочного зачатия пресвятой девы марии

  • Дата: 28.09.2019

Необыкновенно красивый по своей архитектуре католический собор находится в Москве на Малой Грузинской улице. Это самый большой костел в России. Собор неоготического стиля является памятником архитектуры. Здесь царит потрясающая атмосфера.

Здание собора было воздвигнуто в 1911 году, но заключительные отделочные работы были закончены только в 1917 году. В 1938 году храм был отобран у католиков. С этого момента собор пережил сложные времена. Многое было разграблено и просто уничтожено, в том числе алтарь и орган. Постепенное возрождение храма началось в 1989 году. В декабре 1999 года закончились реставрационные работы. Храм освятил кардинал Анджело Содано, посол папы Иоанна Павла II. С этого времени храм официально является кафедральным собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Территория собора очень ухоженная. Само здание украшено красивой подсветкой.

Стены собора украшают фрески

Грот Девы Марии

Собор прекрасен не только снаружи, но и внутри.

Собор является центром духовной и культурной жизни. В его стенах проходят не только богослужения, но и концерты духовной и классической музыки.

Великолепная акустика позволяет насладиться музыкой в полной мере.

В 2005 году собор получил в подарок от лютеранского собора Швейцарии новый орган.

Это один из самых больших органов в России — 5563 трубы. Его можно сравнить с огромным живым организмом, который оживает от прикосновения человеческих рук. Звуки органа наполняют весь собор. Слушая орган, переживаешь неповторимые потрясающие ощущения: упругая звуковая волна пронизывает насквозь, объемные звуки проникают во все ваши внутренности. Музыку чувствуешь кожей. Органные концерты объединяют людей с разной культурой и религией.

Концерты длятся более часа, но проникаясь прекрасной музыкой, вы не ощущаете времени. Кажется, что прошло всего несколько минут. В конце концерта некоторое время царит тишина.

Самый большой католический костёл России. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского. Собор очень красивый и величественный, особенно в ночном освещении. Переживший немало потрясений на своем веку, сейчас храм открыт для посещений и концертов органной музыки в исполнении лучших музыкантов с разных стран мира.


Строительство католического храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве в 1894 году

Началось все с того, что к концу XIX века в Москве количество католиков возросло и насчитывало около 35 тысяч человек. Действующие на то время два католических храма: св. Людовика Французского, что на Малой Лубянке и церковь святых апостолов Петра и Павла (в настоящее время закрыта) не могли уместить такое количество прихожан. Созрела необходимость строительства нового, третьего католического храма в Москве.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

В 1894 году начались организационные и подготовительные работы для воздвижения нового филиального храма прихода свв. Апостолов Петра и Павла. В 1897 году в журнале "Строитель" был опубликован проект нового храма в неоготическом стиле, проект, который победил на конкурсе, объявленном московскими поляками. Чтобы началось строительство, необходимо было согласие царя Николая II и синода - светского органа, наблюдающего за деятельностью русской православной церкви.

Как только разрешение на строительство было одобрено, многочисленная католическая община начала сбор средств, в основном пожертвований, на строительство нового храма, для которого было куплено 10 гектаров земли на Малой Грузинской улице. Деньги собирали в основном поляки, проживавшие по всей Российской Империи и за рубежом (из Варшавы пришло 50 тысяч рублей золотом), а также многие католики иных национальностей, включая русских. Жертвовали и простые рабочие, строители, железнодорожники.



Описание собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии


Ажурную ограду

вокруг будущего собора, а также первый проект храма был разработан архитектором Л.Ф. Даукшой, но строился костёл по проекту другого архитектора. Окончательный проект храма разработал известный московский архитектор Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий. Храм представляет из себя базилику, которая в плане имеет форму вытянутого латинского креста. Это знаменитая крестообразная планировка, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово.



Главный восточный фасад

этого собора сильно напоминает знаменитый собор в Вестминстере (Англия). А многогранный купол, увенчанный шпилями был навеян кафедральным собором в Милане (Италия).
По законам готической архитектуры храм - это не просто сооружение для молитвы. Здесь каждая деталь символична, и знающий человек, приходя в храм, прочитывает как книгу архитектурное убранство и орнамент собора.

Вот, например, ступени, которые ведут к порталу (главным воротам храма). Их ровно 11, что означает 10 заповедей и последняя одиннадцатая, как символ Христа. И лишь только соблюдая эти 10 заповедей, человек входит в царствие небесное, которое в этом храме символизируется порталом с резными дверями. Над дверьми виден золотой знак, в котором распознаются 4 буквы: VMIC, которые читаются как Virgo Maria Immaculate Conception, что переводится как Дева Мария непорочно зачатая.



Костел строили с 1901 по 1911 гг

. В декабре 1911 года состоялось торжественное открытие новой церкви, хотя отделочные работы продолжались до 1917 года. По некоторым сведениям, шпили на башенках храма были поставлены только в 1923 году. На строительство храма ушло в общей сложности 300 тысяч рублей золотом, что равносильно примерно 7 400 000$.



Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии во время и после революции

Октябрьская революция свергла царизм и вместе с ним отвергла церковь, как православную так и католическую. Советский союз создавался как атеистическое государство, борьба с религией наряду с классовой борьбой была главной целью революции. Сталинский террор достиг своего апогея в 1937 году - костёл на Малой Грузинской был закрыт, последний польский священник о. Михал Цакуль был расстрелян НКВД. Тысячи священников и монахов были уничтожены в лагерях.

30 июля 1938 года церковное имущество было расхищено либо уничтожено, включая алтарь и орган. Фасад также был испорчен. Организации, расположившиеся в разоренном храме, перестроили его внутри: храм поделили на 4 этажа, изуродовав перепланировкой интерьер этого ценного памятника церковной архитектуры.

В первые дни войны между Германией и СССР в июне 1941 года, когда начались налеты немецкой авиации на Москву, башенки костёла снесли, ведь они могли послужить ориентирами для немецких летчиков. Печальное зрелище представлял костёл с обрубленными башенками, словно культяпками.

После войны ситуация не изменилась - у храма был снесен и шпиль, венчавший купол и отнят еще один участок территории и присоединен к дому по Малой Грузинской улице. В храме располагались и рабочие общежития, и овощехранилища, цеха и конторы. Единственным действующим католическим храмом на то время оставался храм Людовика Французского Парижской епархии.


Передача собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии католикам

Постепенное разрушение храма продолжалось до середины 70-х годов. И вот, в 1976 году московские власти будто вспомнили про существование костёла и решено было передать его управлению культуры, чтобы переделать его под зал органной музыки. Но этого не случилось из-за нежелания отдавать помещения храма расположившихся в здании организаций, которых насчитывалось в 4 этажах храма около 15.

После 1989 года ассоциация «Дом Польский» и московские католики впервые поставили вопрос о передачи Храма его владельцам – католикам и Католической Церкви. Храм начинает потихоньку возрождаться. С дозволения московских властей, 8 декабря 1990 года священник Тадеуш Пикус служит первую Святую Мессу на ступенях Храма. Несколько сот человек несмотря на зимнюю стужу молились о возвращении им Храма.

Не смотря на то, что помещения Храма еще не были официально возвращены его истинным владельцам, группа московских католиков учреждает приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в январе 1990 года. Особенностью этого прихода является то, что он очень тесно связан с католическим монашеским орденом селезианцев. Этот орден был основан в середине XIX века святым Джованни Боско, который главной целью своей жизни решил сделать служение молодежи и катехизации. И по сей день этот орден существует, занимаясь современными проблемами молодежи.


Освобождение Храма под церковные требы

С 7 июня 1991 года каждое воскресенье во дворе Храма стали совершаться Святые Мессы. C 29 ноября 1991 года в Храме служат монахини-салезианки, которые проводят катехизацию, преподают основы христианства. Одновременно началась благотворительная деятельность, в частности – помощь больным и нуждающимся.

1 февраля 1992 года мэр Москвы Ю.М.Лужков подписывает документ о постепенном освобождении Храма под церковные требы (в срок до 2-х лет). Но выселить занимающего Храм с 1956 года НИИ «Мосспецпромпроект» не удалось. 2 июля прихожане вошли в Храм и самостоятельно освободили малую часть помещений. После переговоров с представителями Мэрии отвоеванная часть храма осталась за приходом.

7 и 8 марта 1995 года верующие вторично поднялись на борьбу за возвращение всех остальных помещений Храма. Прихожане поняли, что без решительных действий с их стороны ситуация вряд ли изменится. 7 марта, после общей молитвы о возвращении Храма, они поднялись на четвертый этаж и стали выносить хранившуюся там рухлядь. В это время другие прихожане разобрали стену на первом этаже, отделявшую Приход от «Мосспецпромпроекта». 8 марта, прихожане продолжили освобождение помещений Храма. Однако вмешалась милиция и ОМОН: люди были изгнаны из Храма, при этом многие получили телесные повреждения, была сильно избита монахиня, арестованы священник и семинарист.

После этих событий, 9 мая 1995 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич был вынужден обратиться с открытым письмом к президенту России Б.Н. Ельцину по поводу ситуации вокруг Храма. В результате мэр Москвы Ю.М. Лужков подписал постановление о переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма верующим к концу 1995 г.


А 2 февраля приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на бессрочное пользование зданием.

Сразу после возврата Храма католикам, начались реставрационные работы, основную часть которых взяли на себя архиепископ, настоятель, а также о. Казимир Шиделко, директор Детского приюта им.Иоана Боско и многие другие. Окончанием реставрации с сентября 1998 года руководил о. Анджей Стецкевич.


Пожертвования благотворительных организаций

Благодаря пожертвованиям благотворительных организаций Польши, Германии и католиков многих других стран мира, а также молитвам и бескорыстной помощи прихожан, Храм вновь приобрел свою первозданную красоту.

12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана, Легат Папы Иоанна Павла II, кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Храм, который с тех пор является Кафедральным Собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.



Новый орган в соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

В 2005 году в соборе был установлен новый орган, подаренный лютеранским собором «Basler Munster» швейцарского города Базель. Этот орган фирмы «Kuhn» – относится к числу самых больших органов в России (74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы) и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох.

16 января 2005 г. состоялась торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством митрополита архиепископа Тадеуша Кондрусевича, инаугурация органа и открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка соборов мира», в рамках которого на новом органе выступили органисты самых известных храмов мира.


Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - католический собор архиепархии Матери Божией в Москве, который возглавляет архиепископом Паоло Пецци. Собор, построенный в неоготическом стиле, является самым большим Римско-католическим храмом в России, а также является одним из двух католических храмов, действующих в Москве. Собор расположен по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Грузинская, 27/13.

Богослужения в Церкви проходят на многих зыках: русском, английском, французском, испанском польском, корейском, вьетнамском и даже на латыни. Кроме того, проводятся тридентские св. Мессы и богослужения по армянскому обряду.

В храме организовали молодежные встречи, катехизацию, музыкальные концерты в рамках благотворительных мероприятий и много другое. В ведении Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии находится библиотека, церковная лавка, редакция журнала «Католический вестник - Свет Евангелия», офис российского филиала благотворительной христианской организации и благотворительный фонд «Искусство добра». В соборе проводят обучение григорианскому хоралу и импровизации на органе.

История католического собора на Малой Грузинской

История собора начинается с 1894 году, когда совет Римско-католической церкви св. Петра и Павла попросил московского губернатора соответствующее разрешение на возведение церкви. Губернатор разрешил строительство вдалеке от центра Москвы и значимых православных церквей, при этом не позволив возводить башни и скульптуры снаружи церкви (позже последнее условие). Строительство собора велось по проекту Ф. О. Богдановича-Дворжецкого. Согласно проекту, церковь должна быть построена в неоготическом стиле и вмещать пять тысяч прихожан.

Основное строительство велось с 1901 по 1911 год, а в 1917 году закончились работы по внутренней отделке. Деньги на строительные работы собрали представители польской общины и верующие со всей России. Всего на возведение собора понадобилось 300 тыс. рублей золотом.

21 декабря 1911 года церковь, которая была в статусе филиальной, освятили и назвали «Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии». А в 1919 году церковь стала самостоятельным приходом, настоятелем которого стал тридцатичетырехлетний отец Михал Цакуль.

В 1938 году московские власти закрывают храм: его имущество расхищают и делают из церкви общежитие. Вторая мировая война также не прошла мимо церкви: бомбардировки разрушили несколько башенок и шпилей.

В послевоенное время в 1956 году в церкви разместился НИИ «Мосспецпромпроект», из-за чего здание перепланировали, разделив его на четыре этажа, и изменили его интерьер.

В 1989 году диаспора московских поляков «Дом Польский» начала активно добиваться возвращения здания храма Католической Церкви. В начале 1990 года католики организовали приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. А восьмого декабря 1990 года, в честь праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отец Тадеуш Пикус провел св.Мессу у входа в храм с разрешения властей.

Периодическое проведение богослужений началось с седьмого июня 1991 года, а в 1996 году, после долгих разбирательств с руководством института, занимавшего помещение храма, здание передали Католической Церкви.

Несколько лет храм реставрировали и восстанавливали. И двенадцатого декабря 1999 года госсекретарь освятил обновленный Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Весной 2002 года собор участвовал в молитве на Розарии с ныне блаженным папой Иоанном Павлом II и католиками из разных стран благодаря организованному телемосту

Двенадцатого декабря 2009 года Собор отпраздновал десятилетие обновления, а двадцать четвертого сентября 2011 года тожественно было отмечено 100-летие Храма.

Расписание Богослужений католического собора на Малой Грузинской

ВОКРЕСНЫЕ МЕССЫ БУДНИЕ ДНИ
Суббота, Мессы навечерия:
18:00 на латинском (Novus Ordo), 19:00 на русском
Воскресенье:
8:30 на польском языке
10:00 - Св. Месса на русском языке. Сумма.
по первым воскресеньям месяца - поклонение Пресвятым Дарам и Евхаристическая Процессия
10:00 - Божественная Литургия восточного обряда на украинском языке (часовня рядом с Собором)
10:00 - Св. Месса на корейском языке (часовня в крипте)
11:45 - Св. Месса на русском языке. для детей. (Во время летних каникул Месса не служится)
12:15 - Св. Месса на французском и английском языках (часовня в крипте)
13:00 - Св. Месса на польском языке
14:30 - Св. Месса на испанском языке
15:00 - Св. Месса на английском языке (часовня в крипте)
15:30 – Литургия армянского обряда
17:00 - Святая Месса по экстраординарной форме Римского обряда (часовня в крипте)
17:30 - Св. Месса на русском языке
Понедельник:

.
Вторник:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
18:00 - Св. Месса на польском языке
19:00 - Св. Месса на русском языке, после Мессы - поклонение Пресвятым Дарам.
Среда:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
18:00 - Св. Месса на русском языке
Четверг:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
18:00 - Св. Месса на польском языке
19:00 - Св. Месса на русском языке
Пятница:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
19:00 - Св. Месса на русском языке
Суббота:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
11:00 - Божественная Литургия синодального обряда на церковно-славянском языке (Часовня рядом с Собором)

ИНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ

ПОКЛОНЕНИЕ ПРЕСВЯТЫМ ДАРАМ
Понедельник–суббота
С 8:45 до 11:00.
Вторник
С 8.45 до 18.00 и с 20.00 до 21.00
Пятница
В 18.00 или после общей Вечерни

НОВЕННА К МАТЕРИ БОЖЬЕЙ ПОМОЩНИЦЕ ХРИСТИАН
Среда 17:30

twinpigs отзывы: 99 оценок: 50 рейтинг: 23

Самый большой католический собор в Москве

В православной Москве католические соборы смотрятся необычно и сразу привлекают к себе взгляды. Данный собор, расположенный в самом центре города, особенно красиво смотрится вечером, когда включают подсветку. Внутри убранство более, чем скромное. Проводятся мессы на различных языках. Также проводятся концерты органной музыки. Орган -- настоящий, духовой (не электро, как в некоторых других местах).

Sangryl отзывы: 770 оценок: 868 рейтинг: 1888

Больше всего, пожалуй, мне понравилась публика - как посетители концерта, так и выходящие со службы прихожане. Еще понравился выходящий со службы священник - с ним так и тянет побеседовать.
Не очень поняла, почему над входом в основное помещение храма висит православная икона Богородицы.
Не очень поняла, почему люди перед концертом набились, словно селедки, в наружный придел/сени/преддверие храма - можно было дать им пройти и сесть.
Не очень поняла, почему стульчики такие шаткие и тонкие - как из спичечных коробков.
Не услышала хорошей акустики.
Не увидела хорошей организации концерта.
Засомневалась в органе - то ли из-за акустики, то ли из-за того, что сидя в боковом нефе 1,5 часа смотришь на колонну (она намертво загораживает оркестр, но смотришь по направлению музыки), полное ощущение, что орган - электрический и звук идет со сцены.
Собор очень хорошо смотрится снаружи в подсветке.

Марк Иванов отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

Прочитав отзыв о том, что в храме на Грузинской проходят концерты в не совсем церковном формате, пошел удовлетворить свой интерес, и взял билет на 13 января, на концерт Зинчука с органом. На самом концерте не звучал большой орган, а исполнительница играла на электрическом, причем, не очень чисто. Использование звуковоспроизводящей техники также вносило некоторый дискомфорт в восприятие музыки, поскольку слушатели ходят на концерты в храм прежде всего для того, чтобы услышать большой духовой орган. Засилье техники в «зале» выражалось не только в звуковоспроизводящем оборудовании, но и в постановочном свете, мультимедийниках, проецирующих видео концерта на экране в алтаре. Нужно заметить, что алтарь является местом богослужения, а не дискотекой или клубом…Действительно, завесили алтарь экраном, можно было подумать, что находишься в кинотеатре, а исполнитель на гитаре, Виктор Зинчук вообще находился на смонтированной перед алтарем сцене! Час назад была служба, а сейчас быстренько сцену поставили и исполнители в наполовину расстегнутой рубашке, (а говорят о дресс-коде в соборе) с джаз-гитарами, где о том, что находишься в церкви, напоминают немного звуки электрического органа, а общее ощущение и правда, что в клубе. Как сами католики одобрили такое? или это дань моде и погоня за деньгами? С интересом жду теперь такого же, только в православном храме. В Елоховском соборе, к примеру. Или в Христа Спасителя. Могу предложить организаторам на следующий концерт пригласить С. Трофимова и устроить вечер шансона. Ну или попсовое. Уверен, сборы будут колоссальные, и наконец-то организаторы смогут собрать деньги на ремонт органа, о котором там говорят везде, на проекциях экрана, афишах и т.п. И задействовать его на концертах. А судя по другим отзывам тут, на Афише, там играют еще и Калинку и Подмосковные вечера на церковном органе. Кто подскажет, когда они стали церковной или духовной музыкой? Или у организаторов концертов подход тут что "пипл и так схавает"? Куда катиться мир... Никого обидеть не хочу, просто это мое личное мнение.
А вот как это выглядит наглядно http://www.youtube.com/watch?v=ozoXFlNuoa0

Мария Соловьёва отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 4

Была вчера на концерте Баха "Музыка, слово, время". Никогда раньше не бывала на концертах в соборах - всё как-то не очень серьёзно к ним относилась, т.к. воспитана в советской традиции. Но вчера меня пригласили и я не смогла отказать.
Опыт органных концертов у меня огромный. Родители ещё за руку почти каждый месяц водили в БЗК, а взрослой я часто бывала в Доме Музыки. Но в этом Соборе органный концерт - это что-то невероятное!!! Одновременно и восторг, и желание плакать от счастья - настолько сильные эмоции. Даже до сих пор, когда пишу этот отзыв, мурашки по коже. Всё просто и одновременно возвышенно там!
Идеальная акустика, превосходная атмосфера, очень вежливые люди обслуживают концерт - никакого пафоса, всё с душой! А орган там, однозначно, - для меня теперь самый лучший в Москве.
Концерт проходит прямо в главном здании Собора. Во время того, как звучит музыка, своды красиво подсвечивают, что дополняет естественный отблеск многоцветных витражей - непередаваемо красиво. Приятно, что можно наблюдать за исполнителем со всех сторон: во время трансляции на специальных экранах даже показывают, как органист играет ногами. Это очень впечатляет! Такого нигде не видела!
И ещё приятно, что деньги, которые я оставила за билет - пошли на благотворительность и на содержание этого потрясающего органа.
Посмотрела потом афишу. Программа невероятная, каждый может выбрать что-то для себя (есть и детские концерты, и для молодёжи, и для людей в моём возрасте), и исполнители превосходные. Так как собор католический, там часто играют иностранцы - титулярные органисты, которые ещё и импровизируют (обязательно схожу на ближайший такой концерт!). Ещё там уникальные вещи проходят: недавно выступал Виктор Зинчук и я себя виню, что не обратила свой взор на эту церковь раньше. Но скоро пойду на концерт для двух органов - первый для меня такой опыт будет.
В общем, я всем рекомендую побывать там хоть раз и пережить всё самим!
Я агностик, но католическая церковь вызвала у меня огромное уважение.

Руслан Джафаров отзывы: 25 оценок: 59 рейтинг: 19

Просьба строго не судить, это мой первый отзыв, но написать его придется.
Давно знал о существовании этого красивого храма в Москве, друзья рассказывали, что ходили, и были сильно удивлены тем, что в церкви проводятся концерты, не совсем подобающие этому месту. Но слухи слухами, и решил самостоятельно сходить и посмотреть.
Первый раз перед Новым Годом пришел в Собор на концерт, как раз попал на открытие Рождественского фестиваля. Уже изначально удивило, что концерт хоть и органной музыки, но имеет сопровождение в виде видеоряда и световых эффектов. Когда начался сам концерт, началось световое шоу. Вы были в клубах? Ну вот там можно сказать, что очень похожая ситуация и атмосфера, разве что свет более смягченный. Было дико увидеть, как Распятие Христа в алтаре завешивают экраном, на котором показывают видеотрансляцию самого концерта в реальном времени. Пропадает сразу элемент сакральности, таинства и вслед за этим пропадает желание в тишине без бликов и прочих отвлекающих факторов слушать музыку. Это очень грустно, что в стенах действующего храма происходит такое. Хотя, слышал раньше, что проходили концерты в темноте при зажженных свечах, и очень жалею, что не застал этого, и сложно об этом судить. Но на мой взгляд, это больше соответствовало самой атмосфере таинства, к которому предлагают прикоснуться через орган. Сейчас ощущение просто клуба на "Красном Октябре", где DJ по недоразумению включил органную музыку. На мой взгляд, нельзя превращать действующий храм крупной мировой Католической церкви в такую шоу-площадку. Ведь для концертов такого плана есть тот же Дом Музыки, где это будет смотреться вполне уместно.

Цены тоже необоснованно завышены, как мне показалось, а сервис оставляет желать лучшего.

Я, глубоковерующий человек, мусульманин, уважающий Христианство, и мне обидно, что организация, которая проводит концерты в этом храме ставит храм на уровень не Дома Господнего, а банального концертного зала. Чем-то напомнило выпад Pussy riot в Храме Христа Спасителя. В будущем там ожидаются концерты с гитарой, терменвоксом и многими другими явно не церковными инструментами.

Читал сейчас отзывы тут об этом, и очень жалею, что не попал на концерты раньше, когда они вероятно были действительно храмовыми концертами, а не светошоу.

В 1894 г. было получено разрешение на строительство третьего католического храма в Москве, при условии, что костел будет возведен вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого был утверждён, несмотря на отклонение от последнего условия. Храм возводился в основном с 1901 по 1911 гг. Вид храма отличался от проектного. Собор представляет собой неоготическую трехнефную крестовидную псевдобазилику. Возможно, прообразом для фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, для купола - купол кафедрального собора в Милане. Деньги на строительство собрала польская община и католики других национальностей по всей России. Ограда собора сооружена в 1911 г. (архитектор Л. Ф. Даукш). Храм, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, был освящен 21 декабря 1911 г. Отделочные работы продолжались до 1917 г. В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход.

В 1938 г. храм закрыт, имущество разграблено, внутри организовано общежитие. До закрытия собора в 1938 г. алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трехшпилевую готическую конструкцию с Престолом, возвышавшуюся до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница. В пресвитерии стояли пальмы, сам он отгораживался от нефа баллюстрадой. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башен и шпилей. В 1956 г. в здание был заселен НИИ «Мосспецпромпроект», проведена перепланировка, внутреннее пространство поделёно на 4 этажа. В 1976 г. разработан, но не реализован, проект реставрации здания под зал органной музыки. 8 декабря 1990 г., по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отец Тадеуш Пикус (ныне епископ) впервые отслужил мессу на ступенях собора.

Постоянные богослужения проводятся с 7 июня 1991 г. В 1996 г., после удаления из помещений НИИ «Мосспецпромпроект», храм передан Церкви. 12 декабря 1999 г. Госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Кафедральный собор. В нынешнем виде собор имеет отличия от вида до закрытия в 1938 г. Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов - 14 «стояний» Крестного пути. Имеется пять колоколов, изготовленных на польской фабрике Фельчинских в Перемышле (подарены Тарновским епископом Виктором Скворцом). Самый большой весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей», «Юбилей-2000», «Святой Виктор». Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.

Имеется орган (th. Kuhn, ag. Mannedorf, 1955), являющийся одним из самых больших органов в России (73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы), что позволяет исполнять органную музыку различных эпох. Орган фирмы «Kuhn» получен в дар от Евангелическо-реформатского кафедрального собора «Basel Münster» г. Базеля. Был построен в 1955 г., в январе 2002 г. начались работы по демонтажу органа и все части, кроме регистра № 65 Principal bass 32", были перевезены в Москву. Работы вела органостроительная фирма «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия - Герхард Шмид, Гуннар Шмид). Орган собора теперь является одним из самых больших в России (74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы) и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку любых эпох. С 2009 года с использованием органа проводится образовательный курс «Западноевропейская духовная музыка», дающий российским музыкантам навыки григорианского хорала и органной импровизации.