Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"
Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.
Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.
По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).
Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.
Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.
В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.
Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...
Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:
БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);
ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).
Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).
Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.
И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.
Разряды частиц
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса |
Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли |
Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли? |
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций |
Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто |
Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть! |
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события |
Вот, вот и, вон, это |
Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду. |
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания |
Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет |
Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет. |
УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов |
Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и |
Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой. |
УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова |
Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем |
Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз. |
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов |
Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы |
Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения |
Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь |
Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал. |
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ |
Будто, будто бы, словно |
Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море. |
УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ |
Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо |
Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ |
Якобы, мол, дескать, -де |
Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет! |
Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.
2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.
3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.
4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.
5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.
6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.
7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.
Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - модальные (смысловые) и формообразующие.
Частицы не изменяются, не являются членами предложения.
В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.
К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал , если бы не пошел дождь.
Модальные (смысловые) частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);
3) указательные: вот, вон, это ;
4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь ;
5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;
6) восклицательные: что за, ну и, как;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну ;
8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.
В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).
Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).
Модальную (смысловую) частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий. Сравним: какой-то, где-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти (частица).
Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.
Морфологический разбор частицы
Частицы разбираются по следующему плану:
I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).
II. Морфологические признаки: разряд по значению
Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы - и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.
Образец морфологического разбора частицы:
Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский).
I. Не - частица
II. неизменяемая, модальная (смысловая), отрицательная.
I. лишь - частица
I. только - частица
II. неизменяемая, модальная (смысловая), ограничительно-выделительная.
По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом:
I. бы - частица
II. неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.
В русском языке делятся на две группы: самостоятельные и служебные.
Знаменательные слова, помимо морфологических признаков, имеют лексическое значение. То есть, конкретное толкование, которое можно узнать из словаря.
У служебных частей речи есть только грамматическое значение. Их функции в языке, как понятно из самого названия этой группы, сводятся только к обслуживанию самостоятельных слов.
Предлоги, например, выражают зависимость одних знаменательных единиц от других в предложении или словосочетании. У союзов две функции в синтаксической конструкции. Они либо связывают два предложения в составе сложного, либо соединяют однородные члены.
- Выучил бы правило, если б не ленился.
- Да здравствует король!
- Давайте за руки возьмёмся.
- Давай уедем пораньше.
- Пускай вернётся домой!
- Пусть всегда будет лето.
Отвечая на вопрос о том, что такое частица, учащиеся обычно вспоминают второй разряд этой части речи. Отрицательные «НЕ» и «НИ», которые изучают на предмет слитного и раздельного написания с разными категориями слов, школьники запоминают легко.
Частица «НЕ» придаёт отрицательный смысл всему высказыванию или отдельным понятиям в предложении:
- Не переходите дорогу на красный сигнал светофора.
- Дом у озера не большой, а маленький.
При двойном отрицании с «НЕ» в предложении, напротив, появляется положительное значение:
- Выслушав лживые обвинения, он не мог не ответить.
Частица «НИ» в паре с «НЕ» лишь усиливает отрицание, но после вопросительных слов перед сказуемым иногда приобретает обобщающий смысл.
- Он не умел ни читать, ни писать.
- Куда ни кинешь взор, всюду пышное цветение.
Либо вносят смысловые оттенки, либо выражают отношение человека к сказанному.
Группа таких слов неоднородна. Выделяют несколько подтипов модальных частиц:
- вопросительные (неужели, разве, ли);
- указательные (вот, вон, а вот, а вон);
- выделительные и ограничительные (только, исключительно, лишь, почти).
- уточняющие (как раз, именно);
- восклицательные (как, что за);
- усилительные (даже, ведь, уж, всё-таки, же и проч.);
- выражение сомнения (вряд ли, едва ли);
- смягчающие требование (-ка).
Частица «-ка» пишется через дефис со словом, с которым употребляется:
- Помолчи-ка , дружок.
К ответу на вопрос о том, что такое частица, следует добавить информацию об особенностях различения этой части речи от омонимичных слов. Например, союз «как» и подобная ему восклицательная частица отличаются по функциям в предложении:
Как (воскл. част.) прекрасны летние ночи!
Я увидел, как (союз) волны бьются о скалы.
Резюмируем, что такое частица. У этой часть речи есть только грамматическое значение, она необходима для образования глагольных форм и передачи смысловых оттенков в речевом потоке. Каждый из трёх разрядов частиц выполняет свою уникальную роль в языке.
Признаки частицы как части речи
1. Частица — это служебная часть речи, которая служит для
- выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений;
- для образования форм слов.
В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие .
2. Частицы не изменяются.
3. Частицы не являются членами предложения.
Примечание. В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.
Подробнее о видах частиц
К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие частицы: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь.
Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По выражаемому ими значению они делятся на такие группы:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);
3) указательные: вот, вон, это;
4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;
5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;
6) восклицательные: что за, ну и, как;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё-таки, ну;
8) со значением сомнения: едва ли, вряд ли.
В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).
Различение частиц и омонимичных форм
Частица ни выступает
- как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука);
- как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука);
- при повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).
Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то , выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий: какой-то, куда-то (постфикс) — Я-то знаю, куда надо идти (частица).
Не являются частицами постфиксы -то, -либо, -нибудь в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий: кто-то, что-либо, какой-нибудь (местоимения с постфиксами), где-то, куда-либо, где-нибудь (наречия с постфиксами).
Не являются частицами постфиксы -ся (-сь ) глаголов, причастий, деепричастий: купаться, купаясь, купавшийся.
Не являются частицами приставки не и ни в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания: некто, не у кого, ничего, ни за что, никуда, нехорошо, небогатый.
Морфологический разбор частицы
Частицы разбираются по следующей схеме:
1. Часть речи.
2. Грамматические признаки:
— изменяемая / неизменяемая,
— разряд по значению.
Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы — и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.
Образец морфологического разбора частицы:
Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский).
Не — частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная.
Лишь — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.
Только — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.
По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом:
бы — частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.
Источник:
- modernlib.ru — книга Литневской Е. И. «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников». Москва, 2000.
Дополнительные источники :
- ru.wikipedia.org — статья «Частица (часть речи)»;
- lik-bez.com — статья «Частица как часть речи»;
- licey.net — статья «Частицы. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц»;
- collection.edu.yar.ru — ссылки на материалы о частице как части речи.
Дополнительно на Геноне:
Инструкция
Если вам нужно научиться находить частицы в тексте, то прежде всего запомните, что - это служебная часть речи. Поэтому вы не сможете к этому слову поставить вопрос, как, например, к самостоятельным частям речи (имени существительному, глаголу, наречию и т.д.).
Научитесь отличать частицу от других служебных частей речи (предлогов, союзов). К ним также нельзя поставить вопрос, как и к частицам. Но и союзы выполняют иную работу в предложении. Если предлоги связывают слова в синтаксических конструкциях, а союзы - либо простые предложения в составе сложного, то частицы необходимы нам, например, для того, чтобы образовать наклонение у глагола.
Употребите глагол "дружить" в повелительном и в условном . Вам нужно использовать для этого формообразующие частицы. Так, частицы "бы", "б" образуют условное наклонение "дружил бы". А вот такие частицы, как "пусть", "пускай", "да", "давай", "давайте", помогут вам выразить какую-то просьбу или приказ, т.е. употребить глагол в форме : "пусть дружат".
Имейте в виду, что частицы необходимы и для того, чтобы выразить свои мысли: что-то уточнить, высказать утверждение или отрицание, указать на какую-то деталь, смягчить требование и т.д. Например, частицы "не" и "ни" помогут вам сообщить об отсутствии чего-либо, частицы "лишь", "только" - уточнить что-то и т.д. А в предложении "Вон там, за горами, показалось солнце" частица "вон" указывает на действие.
Научитесь отличать частицу "ни" от повторяющегося союза "ни-ни". Например, в предложении "Я не могу ни плакать, ни смеяться" слова "ни-ни" являются повторяющимся союзом, т.к. они связывают однородные сказуемые. А вот в предложении "Где бы он ни был, всюду находил друзей" слово "ни" является частицей, т.к. вносит дополнительный смысл (утверждение) в данную синтаксическую конструкцию.
Научитесь отличать частицу "то", которая необходима для смягчения требования, от суффиксов в неопределенных местоимениях или наречиях. Так, в предложении "Упражнение-то успел ?" частица "то" помогает внести дополнительный оттенок. А вот в наречии "где-то" или в местоимении "кто-то" "то" является суффиксом, при помощи которого от вопросительных местоимений и наречий образуются новые слова. Запомните, что частица "то" пишется через дефис с именами существительными.
Знайте, что частицы не являются членами предложения, как и все остальные служебные части речи. Но в некоторых случаях, например, при употреблении глагола с частицами "не", "бы", "б", они будут играть синтаксическую роль одновременно со сказуемым.
Заклинания для вызова потусторонних сил: дьявола, ангела, духов и прочие
Как снять венец безбрачия молитвой
У экс-главы «РусГидро» закончился домашний арест Дод евгений аферы и коррупция
Практикум по астрономии: Методические указания
Элейская школа философии Общим для всех представителей элейской школы является