Элифас Леви — биография грешника. Французский оккультист и таролог Леви Элифас: биография, книги, достижения и открытия Элифас леви история

  • Дата: 26.11.2019

8 февраля 1810 года в Париже (Франция) в семье сапожника родился Альфонс-Луи Констан, вошедший в историю оккультизма под именем «Элифас Леви». Он сыграл чрезвычайно важную роль в возрождении интереса к магии в XIX веке.

Первоначально Леви намеревался стать священником, однако в 1839 году отказался от духовной карьеры и написал книгу «Библия свободы», за которую был арестован и приговорен к штрафу и тюремному заключению на 8 месяцев. Впоследствии он попадал в тюрьму еще дважды - также за публикацию статей на политические и религиозные темы. В том же 1839 году Леви увлекся трудами мистиков и оккультистов: Сведенборга, Якоба Бёме, Сен-Мартена, Агриппы, Раймонда Луллия, Гийома Постеля. Но в полной мере интерес к магии пробудился у него лишь после знакомства книгой Фрэнсиса Барретта «Маг» и встречи с польским оккультистом Й.М. Хёне-Вронским (1776-1853), основоположником славянского мессианизма, верившим, что при помощи ритуальной магии человек может достичь полубожественного состояния. В 1854 году Леви приехал в Англию, где познакомился с писателем Эдвардом Бульвером-Литтоном, автором мистического романа «Занони», оказавшего огромное влияние на несколько поколений оккультистов. Войдя в оккультную группу, основанную Бульвером-Литтоном, Леви вплотную занялся изучением различных оккультных дисциплин. К этому же периоду относится знаменитый эпизод с вызыванием духа Аполлония Тианского, легендарного мистика и чудотворца I века н.э.; Леви провел эту операцию в Лондоне по просьбе подруги Бульвера-Литтона.

По некоторым данным, Леви состоял также и в других тайных обществах, в том числе франкмасонских и розенкрейцерских организациях. Он принимал участие в создании Каббалистического ордена Розы и Креста (Париж, 1888), в который входили Станислас де Гуайта (первый руководитель), Папюс, Бульвер-Литтон, Жозеф Пеладан, Освальд Вирт и другие видные оккультные деятели.

Первый серьезный труд по оккультизму - «Учение и ритуал высшей магии» в двух томах - Леви опубликовал в 1855-1866 гг. году. Далее последовали «История магии» (1860), «Ключ к Великим Таинствам» (1861), «Легенды и символы» (1862). Последняя книга Леви, «Ключ к Великим Арканам, или Разоблаченный оккультизм», увидела свет уже после его смерти. Леви разработал оккультную теорию, сочетавшую в себе элементы западных и восточных эзотерических учений, и отстаивал версию о существовании единой тайной традиции, скрытой в аллегориях и символах всех древних доктрин. Он сформулировал основополагающие принципы магии: концепцию множественности миров, или планов бытия (и связанное с ней учение об астральном свете); представление о безграничной силе человеческой воли; и положение о тождестве и взаимосвязи микрокосма и макрокосма. Идеи Элифаса Леви оказали огромное влияние на теософское учение Е.П. Блаватской, а впоследствии - на оккультную систему Герметического ордена Золотой Зари и учение Алистера Кроули.

Элифас Леви умер от водянки 31 мая 1875 года. Алистер Кроули, родившийся полгода спустя, считал себя реинкарнацией Элифаса Леви и привел подробные аргументы в пользу этого в главе VI «Магии в теории и на практике».

Элифас Леви, чье настоящее имя Альфонс-Луи Констан, родился 8 февраля 1810, в Париже (Paris, France). Его псевдоним был попыткой транслитерировать свое имя "Альфонс-Луи" на иврит, хотя сам он не был евреем. Его отец был сапожником. Элифас посещал семинарию Сен-Сюльпис (Saint Sulpice) и готовился стать римско-католическим священником.

В 1836-м он пал жертвой женских чар. Связь с некой Адель Алленбах поставила жирную точку в духовной карьере Элифаса. Не сумевшая смириться с провалом сына, мать Леви наложила на себя руки. Он бросил монастырь и увлекся теорией Ганно. Леви написал ряд малозначимых религиозных работ, в том числе на тему нравственных традиций и доктрин рационализма во Франции. Его перу принадлежат два радикальных трактата, "Евангелие от народа" и "Завет свободы", вышедшие в свет в период революцию 1848-го. Из-за вольного содержания трактатов Леви был приговорен к двум кратким срокам лишения свободы.



В 1846-м оккультист прошел обряд венчания с 18-летней Мэри Ноэми Кадио, которая некоторое время была прекрасным ему дополнением. Яркая и креативная, Ноэми всеми силами поддерживала мужа. Однако в их браке все их дети умирали в младенчестве. В 1853-м его жена заинтересовалась другим мужчиной и бросила Леви. В этом же году Элифас прибыл с визитом в Англию (England), где встретил романиста Эдварда Бульвера-Литтона (Edward Bulwer-Lytton), который был главой небольшого розенкрейцерского ордена.

Первый трактат Леви на тему магии, "Догмат о высшей магии", вышел в 1854-м, а затем в 1856-м было представлено сопроводительное издание, "Ритуалы высшей магии". Обе книги впоследствии были объединены в одну, "Догмы и ритуалы высшей магии". В английском варианте она вышла в 1896-м, в переводе Артура Эдварда Уэйта (Arthur Edward Waite), и получила заглавие "Трансцендентная магия, ее учения и ритуалы".

К работе над написанием труда "История магии" Элифас приступил в 1860-м. Через год он уже опубликовал продолжение, "Ключ к великим мистериям". В 1861-м он прибыл в Лондон (London), где участвовал в спиритическом сеансе. Он якобы успешно вызвал дух Аполлония Тианского (Apollonius of Tyana), греческого неопифагорейского философа и мага, жившего в 1-м веке. Именно тогда оккультист перевел свое настоящее имя на иврит.

В 1862-м Леви продолжил писать на тему магии и презентовал книгу "Легенды и символы". В 1865-м вышли книги "Ведьма Медонская" и "Наука о духах". В 1868-м была полностью завершена работа над произведением "Великий аркан, или разоблаченный оккультизм", однако оно было опубликовано только через 20 лет после смерти автора, в 1898-м.

Изложение, которым пользовался Леви для толкования магии и тайных сил, успешно прижилось, в особенности после его кончины. Спиритизм, широко практикуемый по обе стороны Атлантики в 1850-х, добавил свои пять копеек к общей популярности учений и умозаключений Элифаса. Его магические практики, так и остававшиеся достаточно туманными, не давали повода развиться культу фанатизма. Леви также ничего не продавал и не собирался возрождать какой-либо древний культ или основывать свое собственное тайное общество. К своей "магической системе" Элифас подключил карты Таро, и это отразилось на том, что впоследствии старинные карты стали важной частью магической атрибутики на Западе.

Леви был первым, кто заявил, что обратная пентаграмма (вершиной вниз) – символ зла, а прямая пентаграмма (вершиной вверх) – символ добра.

Alphonse Louis Constant , литературный псевдоним Элифас Леви, 8 февраля - 31 мая ) - французский оккультист .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Элифас Леви" в других словарях:

    Элифас Леви Éliphas Lévi Имя при рождении: Альф … Википедия

    ЛЕВИ, Элифас. Настоящее имя этого ученого каббалиста было аббат Альфонс Луи Констант. Элифас Леви Захед был автором нескольких сочинений по философской магии. Будучи членом fratres Lucis (Братья Света), он когда то был также священником,… … Религиозные термины

    ЛЕВИ, Элифас - Настоящее имя этого ученого каббалиста было аббат Альфонс Луи Констант. Элифас Леви Захед был автором нескольких сочинений по философской магии. Будучи членом fratres Lucis (Братья Света), он когда то был также священником, аббатом римско… … Теософский словарь

    Содержание 1 Мужчины 1.1 А 1.2 Б 1.3 В … Википедия

    Элифас Леви Альфонс Луи Констан (фр. Alphonse Louis Constant, литературный псевдоним Элифас Леви, 8 февраля 1810 31 мая 1875) французский оккультист. Констан родился в Париже в семье сапожника. С юношеского возраста стал проявлять интерес к… … Википедия

    Элифас Леви называет их руководителями душ, которые являются духами энергии и действия, что бы это ни значило. Восточные оккультисты описывают Эгрегоров как Существа, тела и сущность которых суть ткань так называемого астрального света. Они… … Религиозные термины

    ЭГРЕГОРЫ - Элифас Леви называет их руководителями душ, которые являются духами энергии и действия, что бы это ни значило. Восточные оккультисты описывают Эгрегоров как Существа, тела и сущность которых суть ткань так называемого астрального света. Они тени … Теософский словарь

    Маг вызывает демона (Фауст и Мефистофель) Мартинизм … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Таро. Карты Таро система символов, колода из 78 карт, появившаяся предположительно в Средневековье в XIV XVI веке[источник не указан 43 дня], в наши дни используется… … Википедия

Книги

  • Дион Форчун. Тайное без вымыслов. Элифас Леви. Учение и ритуал высшей магии , Дион Форчун. Элифас Леви. Издание 1994 года. Сохранность хорошая. Самым популярным в мире практическим введением в науку о Тайном, Невидимом мире общепризнанного считается книга Дион Форчун. Вторая книга, помещенная в…

Элифас Леви

Альфонс-Луи Констан (литературный псевдоним - Элифас Леви), французский оккультист, получивший известность как автор книг по магии. Свой псевдоним он получил путем транслитерации своего имени (Альфонс-Луи) буквами иврита.

Жизнь и деятельность до 1848 года

Альфонс-Луи Констан родился в Париже 8 февраля 1810 года в семье сапожника. Он закончил школу для мальчиков в Париже, а затем приходской священник, покоренный сообразительностью подростка, устроил его в семинарию Сент-Никола дю Шардоне. Завершил образование Констан в семинарии Святого Сульпиция. Это образование открывало ему путь к духовной карьере: Альфонс-Луи решил стать священником.

Уже в ранней юности он интересовался магией и оккультными науками. Возможно, на него повлияло то, что директор его начальной школы придерживался концепции "животного магнетизма" и считал, что жизненной энергией человеческого тела управляет Дьявол.

Пробыв нескольких лет в послушниках, Констан стал дьяконом, преподавал в семинарии Пти-де-Пари и принял очень строгую клятву плотского воздержания. Позже он скажет, что "еще не знал жизни" и поэтому принял такое опрометчивое решение. Однако духовная карьера Констана оказалась недолгой из-за его левых политических взглядов и отказа соблюдать обет безбрачия, обязательный для католического духовенства. В 1836 году Луи Констан влюбился в юную девушку Адель Алленбах и был вынужден признаться в этом своему духовному начальству, из-за чего так и не был посвящен в более высокий духовный сан. Эта драма повлекла за собой трагедию - самоубийство его матери, глубоко разочарованной поступком сына, от которого она ждала многого.

Несколько последующих лет Констан провел в обществе своих друзей - социалистов и поэтов романтической школы, таких как Альфонс Эскирос, Жерар де Нерваль и Теофиль Готье. Идеями радикал-социализма он увлекся, вдохновившись работами аббата Фелисите де Ламенне, философа и публициста, ставшего одним из родоначальников христианского социализма.

1839 год оказался временем метаний и, возможно, окончательного перелома в мировоззрении Констана. В этом году он решился обречь себя на строгую монашескую жизнь и отправился в один из бенедиктинских монастырей Солемского аббатства. Впрочем, его решимости хватило ненадолго, и он покинул аббатство без всяких видов на будущее. Единственным результатом этого недолгого уединения стала его первая книга - сборник хоралов "Куст майской розы" (L e Rosier de Mai, 1839).

Выйдя из монастыря и переехав в Париж, он увлекся теориями эксцентричного старика, социалиста мистического толка по имени Симон Ганно (его также называли «Мапа»), который именовал себя пророком и перевоплощением французского короля Людовика XVII. Супруга Ганно претендовала на то, что она является инкарнацией королевы Марии-Антуанетты.

Как пишет в своей "Истории магии" сам Элифас Леви, "Мапа доверительно сообщил нам, что он Людовик XVII, вернувшийся на Землю ради дела возрождения, а женщина, с которой он разделял жизнь, - это Мария-Антуанетта Французская. Мы посетили Мапа, чтобы посмеяться над его чудачествами, но он покорил наше воображение своим красноречием".

Знакомство с Мапа сильно повлияло на мировоззрение будущего мага и послужило толчком к написанию его первой книги «Библия свободы» (La Bible de la liberté , 1841). Содержание этого труда было столь революционным, что за его публикацию в 1841 году суд приговорил его к восьми месяцам тюрьмы и трем сотням франков штрафа. Найти эти деньги он не смог и провел в тюрьме одиннадцать месяцев вместо восьми. Впоследствии он определял себя как идеолога «неокатолического коммунизма», выпустив в этом ключе ряд книг и памфлетов. Еще в тюрьме Луи Констан увлекся трудами мистиков и оккультистов: Сведенборга, Луллия, Агриппы, Постеля. В конце 1844 года он объявил о своем окончательном разрыве с католицизмом. За свою жизнь Альфонс-Луи Констан успел отсидеть три небольших тюремных срока - всякий раз за публикацию своих статей на политические и религиозные темы.

В 1846 году Констан обвенчался с несовершеннолетней Мари-Ноэми Кадио. Благодаря прошению беременной жены Констана, его очередной тюремный срок был значительно сокращен. Мари-Ноэми была не только верной подругой Альфонса-Луи в последующие семь лет, но и сама была блестящей творческой личностью: журналисткой и скульптором. К сожалению, все дети этой четы умерли в младенческом возрасте. В 1853 году Мари-Ноэми увлеклась другим и оставила мужа, а спустя несколько лет добилась окончательного развода в гражданском суде на том основании, что брак «с духовным лицом» не мог быть действительным. Как отмечают многие авторы, это свидетельствует о том, что Констана никогда не отлучали от церкви.

Политические события, связанные с февральской революцией 1848 года, особенно бойня во время июньского восстания в Париже, потрясли и глубоко разочаровали Констана, как и многих других социалистов, разбив вдребезги все их иллюзии.

Жизнь и деятельность после 1848 года

После провозглашения Второй республики деятельность Констана была связана с попытками социалистов смириться со своим поражением в 1848 году и жесткими репрессиями нового правительства. Он присоединился к работе печатного органа социалистов под названием «Ревю филозофик э релижьёз », основанного его старым другом Фовети. Здесь в 1855-1856 годах он впервые начал публично развивать идеи каббалы, как он их себе представлял (подписываясь исключительно своим гражданским именем). Это свидетельствует о том, что для писателя-социалиста того времени было вполне естественным обсуждать на страницах социалистического журнала такие темы как магия, каббала и оккультизм.

Большое влияние на него оказали Анри Делааж (1825 - 1882) и Жан дю Поте де Сенвуа (1796 - 1881), которые, каждый по-своему, развивали теорию о том, что в основе высшей формы социализма лежат магнетизм, магия и каббала. Элифаса Леви нередко обвиняли в достаточно поверхностном (и даже искаженном) прочтении средневековых и современных магических источников, но это объясняется специфическим контекстом 1850-х годов, в котором он создавал свою теорию магии, с сильным влиянием на общество Парижской школы магнетизма, а также идей Фурье и Сведенборга.

Ряд биографов (в том числе Папюс) считает, что настоящую страсть к магии в Констане разбудила встреча с польским математиком и философом-мистиком Юзефом Хёне-Вроньским (1776-1853), который верил, что ритуальная магия может привести человека к полубожественному состоянию. Однако другие свидетельства говорят о том, что знакомство их было весьма поверхностным и недолгим (1852-1853гг). Кроме того, по словам самого Леви, немалое влияние на него оказала книга "Маг" англичанина Френсиса Баррета, который жил на рубеже XVIII и XIX веков.

В мае 1854 года Луи Констан отправился в Лондон, где познакомился с писателем Эдвардом Бульвер-Литтоном, который тоже интересовался оккультизмом и был членом английского общества розенкрейцеров. Бульвер-Литтон даже написал розенкрейцерский роман "Занони" и ряд других оккультных книг, которые изменили представление общества о магии как о чем-то недостойном респектабельных господ. Позже они вместе работали в оккультной группе, которую, вероятно, организовал Бульвер-Литтон, где они изучали астральное видение, магию, астрологию и гипноз. Впрочем, они не были так близки, как об этом любят писать биографы: Бульвер-Литтон даже позволил себе неуважительно отозваться об «Учении и ритуале высшей магии» Леви в своем известном романе «Странная история» (A Strange Story) (1862).

В Лондоне Луи Констан впервые занялся практической магией и по просьбе подруги Бульвер-Литтона провел вызывание духа мага Аполлония Тианского, жившего в I веке н.э. Тогда же Луи Констан взял себе магическое имя Элифас Леви Захед, переложив для этого на иврит свое имя: Альфонс-Луи Констан. В то время он уже жил за счет уроков магии и публикации своих сочинений.

Свой первый серьезный труд по магии в двух томах «Учение и ритуал высшей магии» (Dogme et Rituel de la Haute Magie ) Леви начал писать в 1854 году (том I «Учение» и том II «Трансцендентальная магия»). Двухтомник вышел в свет в 1855-1856 годах. В 1896 году эта работа была сведена в один том и переведена на английский язык А. Уэйтом под названием «Ритуал трансцендентальной магии» (Transcendental Magic, its Doctrine and Ritual).

Затем последовала «История Магии» (Histoire de la Magie ) (1860), в 1861 году вышло продолжение «Учения и ритуала высшей магии» - «Ключ к великим тайнам» (La Clef des Grands Mystères ), в 1868-69 годах Леви написал «Великий Аркан или разоблаченный оккультизм» (Le grand arcane, ou l"occultisme dévoilé. Книга была издана его учеником бароном Спедальери в 1898 году уже после смерти учителя. Кроме этих работ, Леви написал еще множество книг о магии.

В своих работах Леви придерживался убеждения, что существует единое тайное учение, которое «кроется за вуалью всех иератических и мистических аллегорий древних доктрин». В «Трансцендентальной магии» он первым соотнес 22 Старших Аркана Таро с буквами еврейского алфавита и аспектами Бога. Он же первым заявил, что прямая пентаграмма означает добро, а перевернутая - зло. Кроме того, Леви развил теорию астрального света, которая была основана на идее «животного магнетизма». По его мнению, астральный свет подобен флюиду жизни, который заполняет все пространство и все живые существа. Эта концепция была весьма популярна в XIX столетии, Леви же привнес в нее идею о том, что, «управляя астральным светом, маг может управлять всеми вещами: воля и власть квалифицированного мага безгранична».

Книги Леви, хотя подчас и малопонятные обычному читателю, были лишены нездорового фанатизма. Он не пытался торговать своим умением и никогда никому не представлялся членом каких-либо оккультных обществ и орденов - реальных или вымышленных. Остается неясным, состоял ли Элифас Леви в каких-либо эзотерических обществах. По некоторым данным, в 1861 году он вступил во французскую масонскую ложу, но, вскоре разочаровавшись, покинул ее. Тем не менее, современные масоны опровергают эту информацию. Артур Уэйт утверждает, что Леви был посвящен в некое эзотерическое общество, откуда его исключили за разглашение тайн. Возможно, речь идет о том самом магическом обществе, в котором Леви состоял вместе с Бульвер-Литтоном.

Его работы оказали большое влияние на магию Герметического Ордена Золотой Зари и позднее на работы Алистера Кроули: взял из работ Элифаса Леви много теоретического и практического материала, а , родившийся в год его смерти, утверждал, что является инкарнацией этого мага. В своей книге «Магия в теории и на практике» Кроули указывает на ряд примечательных совпадений в своей биографии и биографии Элифаса Леви.

Вопреки бытовавшему в конце XIX века мнению, что социалист Альфонс-Луи Констан полностью уступил место оккультисту Элифасу Леви, Констан никогда не отказывался от своих политических убеждений. Более того, оккультизм стал для него прямым следствием его социалистических и неокатолических взглядов, а идею построения «истинного социализма» он продолжал проповедовать до конца своих дней. Именно политическая активность Констана и его увлечение магнетизмом сформировали базу для возникновения его интереса к магии.

В последние годы своей жизни Леви жил за счет издания своих оккультных работ и материальной помощи многочисленных учеников. Элифас Леви умер от водянки 31 мая 1875 года.

На русском языке изданы: "Учение и ритуал высшей магии" (Рефл-бук) 1994 год, "Ритуал трансцендентальной магии" (Рефл-бук, Ваклер) 1995 год, "История магии" (Рефл-вук) 1995 год, "Великий аркан или Разоблаченный оккультизм" (Присцельс) 1997 год.

PAN"S ASYLUM Camp O.T.O.

© Перевод: Sr.Hipparion, 2017

Леви – один из ключевых основателей возрождения магии 20-го века. Он написал много книг на тему магии, вызывал духов, использовал карты Таро, и многие сообщества переняли его концепции...


Элифас Леви, чье настоящее имя Альфонс-Луи Констан, родился 8 февраля 1810, в Париже (Paris, France). Его псевдоним был попыткой транслитерировать свое имя "Альфонс-Луи" на иврит, хотя сам он не был евреем. Его отец был сапожником. Элифас посещал семинарию Сен-Сюльпис (Saint Sulpice) и готовился стать римско-католическим священником.

В 1836-м он пал жертвой женских чар. Связь с некой Адель Алленбах поставила жирную точку в духовной карьере Элифаса. Не сумевшая смириться с провалом сына, мать Леви наложила на себя руки. Он бросил монастырь и увлекся теорией Ганно. Леви написал ряд малозначимых религиозных работ, в том числе на тему нравственных традиций и доктрин рационализма во Франции. Его перу принадлежат два радикальных трактата, "Евангелие от народа" и "Завет свободы", вышедшие в свет в период революцию 1848-го. Из-за вольного содержания трактатов Леви был приговорен к двум кратким срокам лишения свободы.

В 1846-м оккультист прошел обряд венчания с 18-летней Мэри Ноэми Кадио, которая некоторое время была прекрасным ему дополнением. Яркая и креативная, Ноэми всеми силами поддерживала мужа. Однако в их браке все их дети уми

рали в младенчестве. В 1853-м его жена заинтересовалась другим мужчиной и бросила Леви. В этом же году Элифас прибыл с визитом в Англию (England), где встретил романиста Эдварда Бульвера-Литтона (Edward Bulwer-Lytton), который был главой небольшого розенкрейцерского ордена.

Первый трактат Леви на тему магии, "Догмат о высшей магии", вышел в 1854-м, а затем в 1856-м было представлено сопроводительное издание, "Ритуалы высшей магии". Обе книги впоследствии были объединены в одну, "Догмы и ритуалы высшей магии". В английском варианте она вышла в 1896-м, в переводе Артура Эдварда Уэйта (Arthur Edward Waite), и получила заглавие "Трансцендентная магия, ее учения и ритуалы".

К работе над написанием труда "История магии" Элифас приступил в 1860-м. Через год он уже опубликовал продолжение, "Ключ к великим мистериям". В 1861-м он прибыл в Лондон (London), где участвовал в спиритическом сеансе. Он якобы успешно вызвал дух Аполлония Тианского (Apollonius of Tyana), греческого неопифагорейского философа и мага, жившего в 1-м веке. Именно тогда оккультист перевел свое настоящее имя на иврит.

В 1862-м Леви продолжил писать на тему магии

и презентовал книгу "Легенды и символы". В 1865-м вышли книги "Ведьма Медонская" и "Наука о духах". В 1868-м была полностью завершена работа над произведением "Великий аркан, или разоблаченный оккультизм", однако оно было опубликовано только через 20 лет после смерти автора, в 1898-м.

Изложение, которым пользовался Леви для толкования магии и тайных сил, успешно прижилось, в особенности после его кончины. Спиритизм, широко практикуемый по обе стороны Атлантики в 1850-х, добавил свои пять копеек к общей популярности учений и умозаключений Элифаса. Его магические практики, так и остававшиеся достаточно туманными, не давали повода развиться культу фанатизма. Леви также ничего не продавал и не собирался возрождать какой-либо древний культ или основывать свое собственное тайное общество. К своей "магической системе" Элифас подключил карты Таро, и это отразилось на том, что впоследствии старинные карты стали важной частью магической атрибутики на Западе.

Леви был первым, кто заявил, что обратная пентаграмма (вершиной вниз) – символ зла, а прямая пентаграмма (вершиной вверх) – символ добра.