Детская психотерапия. Основы детской психотерапии: формирование профессиональной идентичности специалиста

  • Дата: 03.07.2020

Модуль 1 «Погружение в профессию»

На этом модуле мы познакомимся, обсудим основные аспекты детской психотерапии; рассмотрим этические принципы работы; поговорим о личности детского психотерапевта; узнаем основы формирования профессиональной идентичности детского психотерапевта; поймем, что самое важное – это контакт и найдем способы установления контакта с ребенком и родителем.

Модуль 2 «Первая встреча»

На втором модуле мы узнаем, как грамотно организовать первую встречу и попробуем это на практике; обсудим, для чего нужен психотерапевтический контракт; выясним, чем детская психотерапия отличается от взрослой; узнаем про цели детской терапии и познакомимся со структурой процесса детской психотерапии.

Модуль 3 «Увидеть ребенка»

На этом модуле мы узнаем, что такое психотерапевтическая среда и как ее создавать; рассмотрим аспекты создания терапевтических отношений с ребенком; познакомимся с различными методами диагностики. Мы найдем ответы на такие вопросы: Что такое «давать быть» в детской терапии? Как научиться понимать внутренний мир ребенка? Познакомимся с методом арт-терапии и научимся его применять.

Модуль 4 «Понимать и не нарушить»

На четвертом модуле мы познакомимся с возрастными особенностями детей и подростков - поговорим про кризисы детского развития; узнаем возрастные задачи, с которыми сталкивается каждый ребенок в процессе своего взросления; обсудим, как формируется привязанность и как проявляются ее нарушения; поймем, как сопровождать ребенка в его развитии. Познакомимся с методом сказкотерапии и научимся его применять.

Модуль 5 «Прожить и преодолеть»

На этом модуле мы изучим стадии детской психотерапии и факторы изменений; поймем, за счет чего происходят изменения во внутреннем мире ребенка и родителя. Рассмотрим формы взаимодействия с родителем. Узнаем о том, как обходиться с различными чувствами - страхом, злостью, обидой, тревогой и попробуем это на практике.

Модуль 6 «Быть вместе – просто или сложно?»

На шестом модуле мы рассмотрим особенности групповой работы детского психотерапевта. Поймем, как организовать и провести психотерапевтическую групповую работу с детьми или родителями. Поучаствуем в различных групповых упражнениях. Познакомимся с методом игровой психотерапии и научимся применять его на практике.

Модуль 7 «Вера, устойчивость, гибкость»

Седьмой модуль посвящен аспектам работы детского психотерапевта с детьми с особенностями развития и детьми, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Мы рассмотрим такие сложные темы, как: суициидальное поведение детей и подростков; насилие в семье; детская и подростковая депрессия; психосоматические заболевания детей и подростков. Поймем, что такое детская травма и как с ней работать. Узнаем, чем может быть полезен детский психотерапевт в различных сложных ситуациях и нарушениях детского развития.

Модуль 8 «Опираться на опыт»

Восьмой модуль посвящен интеграции и систематизации полученных знаний и опыта. Мы рассмотрим и разберем представленные случаи в работе детского психолога. Увидим, как работает групповая супервизия. Поймем, на что мы можем опираться в своей работе. Познакомимся с методом песочной терапии и научимся применять его на практике.

Модуль 9. Сертификационная сессия

ДЕТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ в широком смысле слова включает профессиональное вмешательство, направленное на разрешение или предупреждение психологических проблем у детей.

Психологические расстройства в детстве. Исследования, проведенные в США и других странах, показывают, что психологические нарушения выявляются у 14–20% детей, т.е. у каждого пятого или седьмого ребенка. Эти показатели варьируют в зависимости от пола, возраста, этнического происхождения и места проживания. Например, у детей 6–11 лет поведенческие проблемы отмечаются чаще, чем в других возрастных группах.

Психологические расстройства у детей выявляют различными методами, в том числе с помощью разнообразных тестов, специально организованных бесед (интервью) и путем наблюдения за поведением ребенка. Важными источниками информации являются родители и учителя. К наиболее распространенным расстройствам детского возраста относятся гиперактивность с синдромом дефицита внимания, поведенческое (кондуктивное) расстройство, оппозиционное расстройство (непослушание, негативизм, провокационное поведение), состояние чрезвычайной тревожности, страх разлуки (расставания с матерью или кем-то из близких), депрессия и расстройства обучения (включающие необучаемость, задержку психического развития, аутизм и другие синдромы). Кроме того, психотерапевтическая помощь бывает нужна детям, даже если у них нет психологических нарушений, – например, в ситуациях, когда ребенок оказывается жертвой сексуальных домогательств, развода или пренебрежения родителей ребенком.

В отличие от взрослых, которые обычно сами обращаются за помощью, ребенка чаще всего отправляют к психотерапевту родители или учителя. Во многих случаях обращение к детскому психотерапевту связано с тем, что ребенок чем-то серьезно огорчает взрослых, нарушает правила поведения или плохо контактирует со сверстниками. У большинства таких детей обнаруживаются поведенческие проблемы либо импульсивность, невнимательность и другие проявления синдрома дефицита внимания. Подобные расстройства поведения ребенка тяжело сказываются на его ближайшем окружении. Напротив, дети с тревожными и депрессивными расстройствами страдают в первую очередь сами и зачастую не знают, каким образом привлечь внимание тех, кто может им помочь.

Специалистам, занимающимся детской психотерапией, необходимо хорошее знание нормального хода психического развития. Многие из тех детских проблем, которые считаются расстройствами, обнаруживаются и у детей безо всяких отклонений. Разница может заключаться в степени выраженности проблемы, сопутствующих обстоятельствах или соответствии конкретного эмоционального состояния или поведения данной стадии развития. Уровень социальной адаптации ребенка должен оцениваться с учетом поведенческих вариаций в рамках нормального развития. Например, детские страхи в раннем детстве и в более поздние периоды различаются по своей природе, и наличие тех или иные страхов нормально для определенного возраста. Не менее важны и особенности семьи ребенка, в ряде случаев помощь требуется скорее родителям.

Виды психотерапии. Детская психотерапия проводится различными методами, но, как правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных отношений и вербального общения с ребенком, а также наличие определенного теоретического подхода, которым психотерапевт руководствуется в своей работе. Используются беседы, игра, ролевые игры, вознаграждение за хорошие поступки, обсуждение положительных примеров поведения, а также вспомогательные средства – настольные игры, учебные пособия, игрушки. Все внимание психотерапевта обычно сосредоточено на том, что ребенок чувствует, что думает и как действует.

Применяемые в детской психотерапии подходы различаются как по типу проблем, на которые она направлена, так и по объему самой психотерапевтической помощи; основные из них – психодинамическая терапия, поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия и семейная психотерапия.

Психодинамическая терапия, ориентированная на разрешение бессознательных конфликтов, появилась одной из первых. Поскольку возможности вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми. Предлагая малышу рисовать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональные нарушения.

Поведенческая психотерапия детей ставит своей целью научить ребенка адаптивным способам поведения. Для этого психотерапевт обеспечивает ребенку возможность освоить новые образцы поведения и попрактиковаться в них, а также старается ободрить ребенка и вознаградить его за желательное поведение. Данный подход ориентирован на процесс деятельности ребенка, в ходе которой ему стараются привить новые навыки, побороть страхи, снять депрессию или облегчить социальные взаимодействия. Например, боязнь говорить на людях можно преодолеть, если подготовить ребенка к речевому общению и дать ему возможность попрактиковаться. Психотерапевт должен наблюдать за действиями ребенка и обеспечивать обратную связь, оценивая их результаты и вознаграждая за успехи.

Когнитивно-поведенческая психотерапия направлена на формирование адаптивного поведения и использует подкрепление вознаграждением, как это характерно и для собственно поведенческой терапии, однако учитывает также когнитивные процессы, т.е. особенности восприятия и мышления данного ребенка. Другими словами, внимание уделяется тому, как ребенок воспринимает и перерабатывает получаемую в ходе психотерапии информацию. Когнитивно-поведенческий подход ориентирован на процесс научения, психологическую подготовку ребенка к различным непредвиденным обстоятельствам и на подбор примеров поведения, которым он мог бы следовать; одновременно этот подход предполагает наблюдение за тем, как ребенок осмысливает то, чему его учат.

Семейный подход в психотерапии может использовать любую из перечисленных стратегий, но он сосредоточен на семье как едином целом, а не только на ребенке. При этом ребенок рассматривается как продукт всей системы взаимоотношений в семье, и именно с ней связывается возникновение и развитие дезадаптации ребенка. Лечение, таким образом, предполагает взаимодействие со всеми членами семьи.

Когда нужна психотерапия? Здесь нет каких-либо жестких правил, за исключением того, что решение должно приниматься в интересах ребенка. Как уже упоминалось, многие эмоциональные и поведенческие трудности, которые отмечаются в детстве и юности, составлюет часть нормального развития и не требуют терапевтического вмешательства, если возникают не слишком часто или не слишком выражены в определенный момент развития ребенка. Лишь когда выраженность психологических и поведенческих проблем переходит границы нормы, можно думать, что они являются дезадаптирующими, т.е. влекут за собой нежелательные для ребенка последствия. Например, если у десятилетнего ребенка нет друзей, он не разговаривает по телефону, боится спать в комнате один и часто отказывается идти в школу, тогда поведение ребенка можно считать дезадаптивным; именно в таких случаях и показана психотерапия.

Решение о том, нужна ли ребенку психотерапевтическая помощь, обычно принимается совместно – родителями, психотерапевтом и ребенком. Когда какие-либо факты узнаются из таких источников, как школа или другие члены семьи, учителей и родственников тоже стоит привлечь к обсуждению этого вопроса. Иногда именно неумение родителей обращаться с ребенком, их личные психологические проблемы или проблемы семейных отношений приводят к возникновению у ребенка серьезных трудностей. Обращение к различным источникам информации помогает определить, требуется ли лечение, и выбрать правильный психотерапевтический подход.

Процесс лечения. Посещения ребенком психотерапевта сами по себе еще не обеспечивают желаемого результата. Необходимо, чтобы ребенку было комфортно с психотерапевтом и чтобы он активно участвовал в процессе лечения. Многие психотерапевты утверждают, что вовлеченность ребенка в психотерапевтический процесс – залог улучшения его состояния.

Характер психотерапевтической помощи зависит от возникшего у ребенка нарушения. Поведенческое расстройство и отклоняющееся (связанное с преступностью) поведение лучше всего поддаются воздействию индивидуальной, и семейной психотерапии. В этом случае индивидуальная терапия прививает новые поведенческие навыки, а изменение окружающей среды достигается за счет работы со всей семьей. В другой ситуации ребенку могут назначить еженедельные индивидуальные психотерапевтические сеансы, а иногда бывает достаточно участия в специальных школьных программах. Некоторым детям требуется госпитализация, и в этом случае психотерапия проводится в стенах лечебного заведения.

Длительность терапии варьирует. Например, поведенческая или когнитивно-поведенческая психотерапия занимает несколько месяцев, тогда как психодинамическая терапия длится дольше, зачастую несколько лет. Различные исследования подтверждают эффективность как поведенческой психотерапии, так и ее сочетания с психотерапией когнитивной направленности. Установлено также, что подавляющее большинство детей, нуждающихся в психотерапии, чувствуют себя значительно лучше после окончания лечения.

ЛИТЕРАТУРА

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста . М., 1979 Личко А.Е. Подростковая психиатрия . Л., 1979 Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков . Л. 1982 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека . М., 1994

Комплекс лечебных психотерапевтических мероприятий предназначен для воздействия на ребенка и окружающих его людей. Чтобы выявить психологические расстройства у ребенка, достаточно за ним понаблюдать, провести беседу, протестировать. Наиболее часто психологические расстройства у ребенка проявляются в виде гиперактивности, поведенческих расстройств, страхов и депрессий.

Часто детский психотерапевт необходим для оказания помощи ребенку, не имеющему таких расстройств, а ставшему жертвой сексуального насилия, развода родителей, пренебрежительного отношения. Консультацию у детского психотерапевта обычно инициируют родители или учителя, когда замечают большие проблемы в поведении ребенка, излишнюю импульсивность, проблемы в общении со сверстниками.

Виды детской психотерапии

Психотерапевтические методы направлены, прежде всего, на установление контакта с ребенком, доверительного общения. Для этого используют беседы, игры, поощрения за хорошее поведение, обсуждения, различные учебные пособия. Психотерапевт во время общения наблюдает за ребенком, его поведением, реакцией.

Детская психотерапия делится на основные виды:

  • психодинамическая
  • поведенческая
  • когнитивно-поведенческая
  • семейная

Психодинамическая терапия относится к самым ранним методам, она направлена на устранение бессознательных конфликтов. Применение игровых форм высвобождает эмоции ребенка и он начинает выражать скрытые до этого чувства. Анализируя детские рисунки, придуманные рассказы, врач раскрывает внутренний конфликт, который вызвал психологические расстройства.

Для выработки определенных норм поведения применяют поведенческую психотерапию. Для этого психотерапевт знакомит ребенка с образцами поведения и предлагает их освоить, хвалит за достигнутый результат. Этот метод направлен на облегчение социального взаимодействия, получение навыков, преодоление страхов и депрессивного состояния. Когнитивно-поведенческая терапия применяется для формирования определенного поведения, при этом учитываются мыслительные особенности ребенка и применяется поощрение за позитивный результат. Данный метод направлен на обучение и психологическую подготовку ребенка к нестандартным ситуациям.

Семейная терапия может включать в себя все перечисленные методы, но направлена она не на одного ребенка, а на всю семью. Ребенок при этом считается результатом сложившихся взаимоотношений между членами семьи. Возникающие у ребенка психологические проблемы связывают именно со сложившейся ситуацией в семье. Такая терапия направлена на всех членов семьи.

В каких случаях нужна психотерапия

Решение о необходимости психотерапии должно приниматься в интересах ребенка. Эмоциональность, небольшие отклонения в поведении, в основном, не требуют помощи специалиста. Но если эти проблемы усиливаются и выходят за пределы установленных норм, то помощь психотерапевта является обязательной. При этом поддержать решение о психотерапевтической помощи должны все — родители, ребенок и врач-психотерапевт.

Центр детской психотерапии им. Святослава Федорова в Москве

Если вам нужна оперативная и качественная консультация детского врача - обратитесь в отделение детской педиатрии клиники Святослава Федорова! Здесь работают только дипломированные специалисты, обладающие многолетним опытом.

Детский медицинский центр находится в районе Садового кольца Москвы (улица Новослободская, 31/1) и располагает самым современным оборудованием для лечения и диагностики всех видов детских заболеваний. Это надежное и давно зарекомендовавшее себя медицинское учреждение, которое профессионально заботится о здоровье каждого маленького пациента.

Понятно, что невозможно быть идеальным родителем. Так или иначе, собственные внутрипсихические проблемы и конфликты родителей накладывают свой отпечаток на их отношения с ребенком.

Кроме того, важным фактором, определяющим стиль родительского воспитания, являются передающиеся от прародительских семей формы и методы воспитательного воздействия. Мы невольно воспроизводим со своими детьми то, что с нами делали в детстве наши родители. Эти воздействия не всегда благоприятны, они могут нарушать ход нормального психического развития.

В совокупности с факторами, определяющими внутренние психические ресурсы малыша, такими как сила и устойчивость нервной системы, врожденные конституциональные особенности, касающиеся силы выраженности влечений, а также прохождением очередных конфликтов развития.

Методы воспитания могут определять возникновение и развитие неврозов и невротических симптомов у ребенка. К неврозам приводит подавление естественных потребностей ребенка, например, ограничение потребности в движении и активности при холерическом темпераменте.

При появлении невротических симптомов или ненормального отклоняющегося поведения у малыша рекомендуется обратиться к детскому психотерапевту или психоаналитику. В таком обращении к специалисту нет ничего зазорного. Обращаемся же мы к врачу соответствующей специальности, когда у нас что-то болит. А психотерапевт, психоаналитик - это специалист по проблемам с душой, психикой. Не надо только путать эту профессию с профессиями психиатра или психолога.

Психиатр - это врач, лечащий медикаментозно серьезные психиатрические заболевания такие, как, например, шизофрения.

Психолог же - это специалист, который может помочь советом или тренировкой в случаях, когда нарушения поведения, отношений или интеллектуальной деятельности еще не достигли невротического уровня.

Психотерапевт, психоаналитик полезен в тех случаях, если у вашего ребенка развились и сохраняются длительное время (более трех-четырех месяцев) патологические симптомы, характеризующие детские неврозы. Это тики, навязчивые движения, заикание, энурез, энкопрез, длительные нарушения эмоционального состояния (детские депрессии), устойчивые страхи, нарушение общения со сверстниками или взрослыми, чрезмерная застенчивость и т. д.
Иногда к таким симптомам добавляется невозможность обучаться, неуправляемое поведение, повышенная тревожность, плаксивость и другие проявления. Разобраться, нуждается ли ваш ребенок в психотерапии, можно в ходе нескольких консультаций с психотерапевтом, который познакомится с ребенком и понаблюдает за его поведением, побеседует с родителями, выяснит возможные причины невротического заболевания и поможет устранить их последствия и предупредить их повторение.

К сожалению, не так просто определить, что же принято считать детским неврозом, с чем должен иметь дело детский психоаналитик, психотерапевты. Надо сказать, что есть двоякая опасность: принимать за «невротическое» любое непослушание ребенка, любое не соответствующее среднестатистической норме поведение или отклонение в развитии. Либо квалифицировать как плохое поведение и воспитание то, что должно рассматриваться как невроз. Важно не впадать в ту или иную крайность. Для того чтобы назначать и эффективно проводить психотерапию, специалист-психотерапевт должен в полной мере представлять себе картину нарушений ребенка.

Если специалисты другого профиля - невропатологи, педиатры, психологи рекомендуют вам обратиться к психотерапевту, не пренебрегайте их советом. Это поможет избежать в будущем более серьезных проблем и в отношениях с ребенком, и с его здоровьем.

Поскольку чаще всего невроз ребенка является лишь выражением более общего внутрисемейного конфликта, хороший эффект оказывает параллельно проводимая семейная психотерапия или консультирование родителей.

Существует много способов психотерапевтической работы с детьми. К ним относятся психоанализ, психоаналитическая терапия, игровая терапия, различные виды арт-терапии, песочная терапия и т. д.

Психоаналитический подход предполагает «лечение словом». Психоаналитик использует игру, рисунки, действия как выражение импульсов и фантазий ребенка. Поскольку ребенок не может сесть в кресло и говорить о своих проблемах, как взрослый, в кабинете детского психоаналитика имеется некоторый игровой материал, средства творческого самовыражения: карандаши, краски, клей, пластилин.

При детском психоанализе не применяются ни гипноз, ни различные экстрасенсорные воздействия. Техники детского психоанализа адаптированы к возрасту ребенка, уровню развития его личности. Следует помнить, что определенные синдромы и задержки развития не связаны ни с возрастом ребенка, ни с обычной последовательностью развития. Аналитик вербально отражает чувства ребенка, выражаемые различными способами, к которым относятся игра, рассказ, действие, непосредственное выражение, двигательная активность.

С помощью определенных технических приемов, таких, например, как интерпретации происходящего, психоаналитик добивается разрешения интрапсихических (внутренних) конфликтов, что приводит к облегчению состояния ребенка. С восстановлением хода нормального психосексуального развития тревожащие симптомы и отклонения в поведении постепенно исчезают. К сожалению, эффекта не всегда возможно добиться быстро.

Психотерапевтическая работа требует иногда долгих месяцев и упорного труда. Так же, как мы длительно создаем свою болезнь, нам приходится иногда длительно ее лечить. Нужно помнить, что невроз - это болезнь. Сам собой он не проходит, а переходит в запущенную, трудно поддающуюся излечению форму, серьезно осложняющую жизнь индивидуума.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, была ли вам статья полезна? На какие ещё вопросы по этой теме ответить в следующей публикации? Как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.

Приглашаю вас на онлайн-курс

Психотерапевтическая работа бывает полезна детям разного возраста и по традициям глубинной терапии, психоанализа и юнгианского анализа проводится в специально оборудованном кабинете индивидуально с ребёнком. Аналитическая психотерапия всегда сопровождается консультациями для родителей (обычно раз в месяц или раз в несколько месяцев) и может в определённых случаях включать в себя совместные сессии родителей с ребёнком. Существуют определённые правила для организации аналитической психотерапии, которые важно знать для результативной работы.

Детская аналитическая психотерапия (психотерапевтическая работа) — это способ трансформации личности. Она отличается от других видов психотерапии. Это работа с внутренним миром. Это работа с эмоциями. Благодаря такой работе развитие ребёнка может пойти быстрее, и не только эмоционально-личностное, а даже познавательное, интеллектуальное.

Реакция психотерапевта на поведение мальчика или девочки отличается от привычной для ребёнка реакции окружающих взрослых, потому что психотерапевт опирается не только на психологические характеристики ребёнка, на то, что заметно окружающим (внешний вид, поведение, способность к обучению), но и на понимание бессознательного ребенка. Бессознательное — разные эмоции, которые отрицает или не осознает ребёнок, которыми он не может управлять, фантазии об устройстве мире: в мире все опасно или девочки хуже, чем мальчики или о том, что младший брат/сестра забирают родительскую любовь. Эти фантазии живут во внутреннем мире, если они не находят своего выражения. В психотерапии мы пытаемся найти для них выражение и освободить ребёнка, помогая ему свободно развиваться дальше. И задача психотерапевта состоит не в том, чтобы он указывал ребёнку, что надо делать или конкретно заставлял ребёнка что-то делать. Его задача развить способность быть с ребёнком в его переживаниях, дать возможность ребёнку осознать смысл его реакций в той или иной ситуации, чтобы ребёнок смог изменить привычный способ реагирования. Этому не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, требуется практическое обучение.

В каких ситуациях нужна аналитическая психотерапия?

Часто родители интуитивно догадываются, что с детьми что-то не так. Но они не могут найти способ воздействия на ситуацию. Когда они говорят: "Веди себя хорошо" , "Не зли меня" , "Не обижай сестру" , "Будь смелым" , "Покажи в школе, что ты знаешь" , они пытаются преодолеть эту проблему прямо, говоря ребёнку, что он должен делать по-другому. Но часто ребёнок делает из этих прямых указаний совсем другие выводы: он плохой, он неспособный, из-за него все неприятности. Когда родители обращаются за психотерапией, ситуация уже довольно серьёзная. Отношения напряжены, степень непонимания достигла высшей точки. Доступные родителям воспитательные, лечебные и коррекционные меры исчерпаны.

Есть несколько ситуаций, когда нужна психотерапия:

  1. Первая — это проблемы с поведением и характером, которые мешают детям адаптироваться во внешнем мире и быть успешными, либо мешают им находить понимание в семье и чувствовать себя при этом благополучно и спокойно. Смысл глубинной терапии — помочь ребёнку быть самим собой, понимать себя.
  2. Другой тип ситуаций — это запросы, связанные с какими-то кризисными ситуациями. Это может быть конфликт в школе, переезд, физическая травма, повлёкшая изменения привычной жизни, появление новых членов семьи (брак одного из родителей, рождение брата/сестры), потеря близких (смерть или быстрый развод).

Психика ребёнка формирует поведенческие, личностные, эмоциональные проблемы, особенно если есть сопутствующие неврологические заболевания. В этом случае требуются совместные усилия психотерапевта-психолога и врача. Для того чтобы понять, что именно происходит с разными детьми при одинаковых симптомах и сходных жалобах родителей, нужна тонкая диагностика, опыт работы и чутье. Аналитическая диагностика, как и аналитическая психотерапия требует понимания и расшифровки символического и эмоционального смысла того, что делает и говорит ребёнок.

Игра является языком, с помощью которого ребёнок сообщает о том, что с ним происходит, но родители и окружающие взрослые часто не понимают игру ребёнка. Ребёнок открывает психотерапевту свой внутренний мир в надежде, что психотерапевт сможет понять его. В попытке установить диалог с ребёнком можно использовать игру и рисунок, песочницу, сочинение сказок и фантазирование .

Аналитически ориентированный психотерапевт помимо базовых знаний и набора методик нуждается в способности понять символический язык, различить скрытый смысл в словах и действиях ребёнка, уметь говорить на детском языке. Например, у ребёнка очень нежные отношения с отцом, он очень идеализирует своего папу. Ему при этом трудно развивать свою мужскую идентичность, он не слушается, ведёт себя как "неудачник", т.к. не может быть лучше папы. Мальчик рисует дерево, на ветке которого сидит кот. Терапевт с ребёнком начинает фантазировать про этого кота. Терапевт предполагает, что у кота есть сынок-котёнок и он с невероятной радостью рисует этого котёнка: кот отец и котёнок-сын. Этим ребёнку в воображении предлагается поисследовать и почувствовать созидательный союз с папой, так как это его возрастная потребность, которой мешает бессознательный конфликт (он недостоин папы). Такому рассмотрению не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, именно участие в моделировании терапевтической сессии, принятие на себя роли и воспроизведение детской игры в учебной группе даёт возможность участникам занятий пережить опыт терапевтического взаимодействия и потом использовать его в своей работе. Благодаря такому опыту и формируется психологическая интуиция, умение использовать в работе с ребёнком те знания и техники, которые нужны здесь и сейчас с данным конкретным клиентом.

Что является результатом аналитической психотерапии?

Психотерапия не должна делать детей удобными, она позволяет детям развиваться в их индивидуальности. Если родители хотят использовать терапию для подгона ребёнка под шаблон, то это может быть не лучший путь. Метафора терапии — это хорошее понимание. Психотерапия помогает ребёнку понимать окружающих, а родителям понимать своего ребёнка и изменять это понимание по мере его взросления и развития.

Как мы учимся аналитической психотерапии?

Профессиональное мастерство рождается именно в ситуации наставничества или в ситуации практического обучения, когда обучение является производством собственного хорошего опыта, своих собственных навыков, своих идей, упражнений своей уверенности из этого складывается идентичность. Обучение детской терапии — это, прежде всего, формирование способности чувствовать, способности к различению тонких нюансов, развития качеств, необходимых детскому психотерапевту. Это формирование осознанного подхода к организации аналитической психотерапии с детьми. Для детского психотерапевта важно уметь не только работать с ребёнком, но и правильно выстраивать отношения с родителями, преодолеть сопротивление, поддержать мотивацию, удержать границы, развивать родителей. Здесь много задач. Обучение аналитической психотерапии включает знакомство с диагностическими и терапевтическими методиками, развитие понимания психического материала, который предоставляет ребёнок и что с ним должен делать терапевт, работу с клиническими случаями ведущих и супервизии участников группы. Этому не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, а только групповое и индивидуальное (супервизия) практическое обучение.