Второй уровень высшего образования что. Как в россии определяются степени высшего профессионального образования

  • Дата: 17.12.2023

Современная система высшего образования с ее уровнями и вариантами может поставить в тупик абитуриентов и их родителей. Они часто задают вопрос представителям администрации университета: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Давайте разберемся в современной системе обучения, его нюансах и особенностях.

Особенности современного высшего образования

Современное общество отличается высокой мобильностью и стабильно увеличивающимся информационным потоком. Чтобы успешно вписаться в новый мир, молодые люди должны обладать определенными качествами. Прежде всего это:

  • умение быстро переключаться между задачами;
  • способность получать и отсеивать информацию;
  • умение мобильно пользоваться знаниями, а при необходимости получить новые.

К сожалению, система высшего образования довольно долго отставала от прогресса. Один раз получив диплом специалиста, выпускник становился профессионалом в довольно узкой области. Однако это не предполагает смену деятельности по профессии.

Для преодоления проблемы низкой мобильности была разработана система ступенчатого высшего образования. И сразу возникла проблема: считается ли, что бакалавр - это полное высшее образование или нет? Ведь время обучения сократилось на год, но при этом добавилась магистратура как очередная ступень.

Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга

С появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить.

Основное отличие квалификации бакалавра от магистра - это уровень. И то и другое - полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр - высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант. Однако существенные отличия есть:

  • бакалавриат - это первая ступень образования. Диплом чаще всего имеет прикладной характер и направлен на практическую деятельность;
  • магистратура - это вторая ступень образования. Она может продолжать направление бакалавриата, а может существенно отличаться;
  • магистратура предполагает глубокое изучение теоретической программы и последующую научную либо руководящую деятельность;
  • стандартное время обучения на бакалавра - четыре года, на магистра - два года.

Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. этим профессиям не изменилась.

Неполное высшее образование при бакалавриате

Согласно есть две ступени образования - магистр и бакалавр. Полное или не полное высшее образование? Это зависит от сроков и наличия подтверждающего документа.

Студент, отучившийся более половины, но не получивший диплом о законченном высшем образовании, считается имеющим неполное высшее. При бакалавриате этот срок составляет два года при условии закрытия на положительные оценки не менее чем четырех сессий подряд.

Для подтверждения о неполном высшем образовании студент может запросить в деканате академическую справку. строгого учета. В нем указывается количество и результаты изученных дисциплин. Данная справка может предъявляться работодателю для получения работы, требующей определенной квалификации.

Академическая справка о неполном высшем образовании бакалавра необходима для перевода в другое учебное заведение или на другой факультет. Это избавит студента от повторного изучения пройденных дисциплин и позволяет на практике реализовать болонскую систему.

Современное полное высшее образование - это бакалавр и магистр?

В современном мире сложно хорошо устроиться без образования. Эта хоть и избитая, но истина толкает молодых людей в университеты. Часто поступление на ту или иную специальность продиктовано желанием просто получить диплом, успокоить родителей, чем-то заняться.

Некоторым везет, и они находят дело всей жизни, другие же понимают, что попали совсем не туда. Такие ситуации нередко приводят к тому, что студент перестает учиться, теряет интерес к познанию нового, начинает искать другие варианты деятельности.

В системе ступенчатого образования эта проблема решается очень просто. Изучаемые дисциплины предполагают формирование определенных компетенций, что очень легко перенести на любую смежную специальность. Кроме того, на первых двух курсах идет обширная теоретическая подготовка в начале обучения. Она позволяет сменить направление на старших курсах. Современная система образования предполагает мобильность и взаимозаменяемость в рамках ступени.

Магистратура как ступень высшего образования

Если получен, но есть настоятельная потребность иметь другое образование, знания и иную специальность, на выручку придет магистратура как вторая ступень образования. Если вопрос (бакалавр - это полное высшее образование или нет) ставит некоторых в тупик, то относительно второй ступени все ясно.

Магистратура - эта вторая ступень высшего образования. Соответствующую степень можно получить только на базе начального (бакалавриата) либо специалитета. Однако не все студенты, отучившиеся четыре года на первой ступени, могут учиться дальше. Магистрат предполагает сильные базовые знания, хорошую подготовку по всем предметам и желание заниматься научной деятельностью.

Преимущества магистратуры:

  • возможность сменить направление образования согласно своим приоритетам;
  • возможность продолжить образование спустя несколько лет;
  • углубленное изучение дисциплин позволяет впоследствии занимать руководящие должности и вести научную деятельность.

Выгоды работодателя от ступенчатого образования

Работодатели до сих пор сомневаются в преимуществе бакалаврита. И это несмотря на то, что в настоящее время он составляет подавляющее большинство выпускников университетов, академий и институтов.

Не стоит опасаться принимать на работу выпускника с записью в дипломе «Бакалавр». Это полноценное законченное высшее образование. Работник с таким дипломом прошел всестороннюю теоретическую и практическую подготовку и готов к трудовой деятельности.

Считается, что сегодня для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, необходимо постоянно дополнять свое образование. Безусловно, это так: изменения происходят каждый день - и это касается практически любой деятельности, от уборки офиса до высшего менеджмента. И если вы будете отставать от тенденций, обозначенных вашей сферой занятости, вы наверняка останетесь за бортом.

Но, если вы только начинаете свою карьеру, наличие второго высшего образования может стать неплохим бонусом. Еще один плюс обладания дополнительным дипломом - в том, что вы можете выбирать из двух специальностей (а в начале пути, как показывает практика, очень важно иметь альтернативу). Или можно работать на стыке усвоенных дисциплин - тогда вы будете поистине незаменимым специалистом и наверняка займете свою нишу.

И ещё: получение второго высшего образования - отличный выход для тех, кто по каким-то причинам не смог обучаться тому, о чем мечтал всю жизнь. Так было у меня: результаты ЕГЭ по обществознанию, которое я сдавала «про запас», оказались впечатляющими, и поэтому платному обучению журналистике я предпочла бесплатное социологическое образование. Желание быть журналистом никуда не исчезло, но и социология по мере учебы захватывала все больше. Поэтому я стала искать возможности освоить обе профессии - и вскоре нашла их.

Важный факт - второе высшее нельзя получить на бюджетной основе. Поэтому, если вы обучаетесь по программе высшего образования или уже имеете диплом, государство не будет финансировать ваше обучение, как бы хорошо вы ни сдали экзамены.

Федеральный закон об образовании (статья №34) гласит, что любой обучающийся имеет право одновременно осваивать несколько профессиональных образовательных программ. Но вот как это осуществить технически?..

Слушатель

Мало кому известно, что, помимо студентов, в университетах могут обучаться так называемые слушатели - люди, которые по тем или иным причинам не могут предоставить оригиналы документов об образовании и зачисляются на курс как бы «авансом». Важная особенность такого статуса - он предоставляется только на заочном или дистанционном отделении (возможно, где-то можно стать слушателем и на «очке» - но это, скорее, исключение из правил). При этом слушатели точно так же ходят на пары, пишут тесты и сдают экзамены.

Поэтому лучше всего не начинать получать второе высшее в тот же год , что первое: велика вероятность, что возникнут проблемы с получением диплома. Да и в психологическом плане это может быть очень сложно: все-таки в школе - иной формат обучения, и, став студентом, нужно привыкнуть к новым правилам, влиться в коллектив. Важно и наладить взаимодействие с преподавателями, ведь именно от них зависит, какие последствия будут у ваших прогулов. А прогулы, увы, случатся точно, потому что, даже получая образование заочно, порой необходимо присутствовать в учебном заведении - и это время может совпадать со временем основных занятий.

Я поступила во второй институт, едва закончив первый курс, и вскоре поняла, что сделала ошибку: моё обучение могло бы длиться на один-два года меньше, будь у меня больше уже освоенных дисциплин (их можно перезачесть - этим занимается ученая часть нового вуза). В общем, лучше всего доучиться хотя бы до третьего курса по первой специальности, чтобы приступать к освоению второй.

Кстати, о поступлении. В каждом вузе свои правила приема студентов на второе высшее. Однако обычно для тех, кто желает получать параллельное образование, не доучившись до третьего курса в основном институте, чаще всего устраивают самый обычный отбор - с результатами ЕГЭ и вступительным экзаменом (не факт, что он необходим - это зависит от специальности). Напомним, что результаты ЕГЭ в России действуют 4 года . Утешает в данной ситуации только то, что на заочное отделение конкурс обычно в разы меньше, чем на очное.

Тех же, кто решает поступать на второе высшее после начала третьего курса основного института обычно зачисляют только по результатам вступительных испытаний .

К слову, в некоторых вузах (в их числе - НИУ ВШЭ и МГУ) существуют программы параллельного образования в рамках одного университета, по итогам которой выпускник может получить два диплома. Однако круг специальностей обычно ограничен.

Параллельное заочное обучение на первых порах тоже может быть сложным и непривычным. Особенно - во время экзаменационных сессий. Конечно, сессии на очных и заочных отделениях обычно не совпадают по времени: это сделано для удобства преподавателей. Но иногда экзамены в двух институтах все же могут накладываться друг на друга - в этом случае придется запастись крепким кофе и «Новопасситом». Но этот период, как показывает практика, быстро заканчивается. И нет ничего лучше, чем праздновать окончание сразу двух сессий!

В общем, для того, чтобы обучаться в двух вузах одновременно, нужно иметь устойчивую психику, бешеную трудоспособность и невероятное желание знать все и сразу. Но выпускников с двумя высшими образованиями работодатели обычно ценят и охотно берут и на стажировки, и на открытые вакансии. И, к тому же, такие студенты экономят главный ресурс современного человека - время , которое в будущем можно потратить не на сидение за партой, а на путешествия, семью или что-нибудь еще.

А еще параллельное высшее - это очень интересно. Здорово, когда ты можешь выйти за рамки профессии, предложить что-то новое, поэкспериментировать, применяя методы одной профессии в другой. Нередко работы, сделанные для одного вуза, были полезны мне для выполнения заданий в другом. Кстати, очень кстати будет как можно раньше вычислить зону ваших научных интересов: тогда все наработки за годы учебы смогут пригодиться вам в написании дипломных работ в обоих вузах. А потом, возможно, и при написании магистерской диссертации - если вы вообще соберетесь ее писать.

Необходимость получения образования неоспорима. Оно является залогом успеха и карьерного роста. Высокая конкуренция на рынке труда заставляет молодых специалистов (и не только) получать дополнительные знания в смежных профессиональных областях. Вчерашние выпускники образовательных учреждений и специалисты со стажем хотят получить второе высшее образование. «Сколько учиться?» - вопрос, который волнует каждого из них.

Кто и зачем получает второе высшее образование?

Существует множество причин, по которым люди получают второе образование. Это или банальная привычка учиться, или жизненная необходимость, или просто от нечего делать («пусть будет»). Если обратиться к статистике, то 61% студентов, получающих второе высшее образование, являются работающими специалистами. Подвигло их к этому желание подняться по карьерной лестнице. Ведь зачастую для построения успешной карьеры нужно иметь знания в смежных областях работы. В число остальных 39% входят те, кому не по душе оказалась первая профессия, кто работает не по специальности, кто надеется на повышение зарплаты и т. д. Например, бухгалтер может получить второе высшее педагогическое образование, поняв, что цифры - это не его призвание, или желая воплотить детскую мечту. Люди стремятся благодаря второму диплому кардинально поменять свою жизнь.

Какую форму обучения лучше выбрать?

Можно выбрать любую: очную, заочную, вечернюю или очно-заочную. Все зависит от намеченных целей и возможностей человека. Чаще всего на дневном отделении обучаются те, кто еще не имеет никакого опыта работы. Вечерняя форма подразумевает под собой трех-четырехдневную в неделю учебу. Время занятий обычно - с шести до девяти. Во время комбинированного обучения занятия проходят как в дневное время, так и в вечернее. Наиболее привлекательная форма получения диплома о высшем образовании - заочная.

Многие желающие получить диплом не могут посещать занятия по разным на то причинам: по состоянию здоровья, из-за территориальной расположенности вуза и т. д. Решить эту проблему можно, получив второе высшее образование дистанционно.

Требования высших учебных заведений

Для поступающих на обучение не существует возрастных ограничений. В любом возрасте можно получить второе высшее образование. Сколько учиться, будет зависеть от многих критериев, в том числе от того, насколько первая специальность и вторая, желаемая, отличаются друг от друга.

Основанием для зачисления является диплом о первом высшем образовании. Стоит заметить, что некоторые вузы устанавливают ограничения. Они принимают лишь тех студентов, которые окончили государственные или аккредитованные коммерческие вузы.

Что касается срока обучения, то при полном перепрофилировании из-за большого количества специальных предметов он может быть увеличен.

При поступлении с учебным учреждением заключается договор, где прописаны сроки, условия обучения, перечень изучаемых предметов и условия оплаты.

Основной трудностью является график обучения, ведь чаще всего люди, получающие второе высшее образование, уже где-то работают. Для таких студентов порой имеется возможность обучаться по индивидуальным планам. Но чаще всего учебные заведения придерживаются стандартных программ.

Второе высшее образование: сколько учиться?

Граждане, уже имеющие на руках один диплом, могут быть зачислены как на первый, так и на последующие курсы. При этом вуз самостоятельно решает, какое количество испытаний и в какой форме будет сдавать абитуриент, желающий получить второе высшее образование.

Сколько учиться, в основном зависит от полученной специальности при первом обучении. Если содержание учебных дисциплин кардинально отличается, то период обучения может достигать и пяти лет.

Также подготовка в вузе может осуществляться по сокращенным образовательным программам. Данное решение принимается учебной частью и зависит от того, какие предметы и в каком объеме человеком были ранее пройдены. При этом срок освоения программы не может быть менее 1,5 года.

В каких случаях увеличивается срок получения образования?

Срок обучения может быть увеличен на год в двух случаях. Во-первых, при разработке индивидуального учебного плана по комбинированной и заочной формам.

Во-вторых, за счет предоставления Он может быть предоставлен при наличии медицинских показаний или в иных исключительных случаях.

Как можно уменьшить срок обучения

При расчете сроков обучения учитываются уже изученные и сданные в ходе первого образования дисциплины. Данный процесс называется перезачетом. Он включает в себя признание и включение в новый академический перечень ранее полученных оценок.

Кроме того, возможность сокращения срока обучения зависит от способностей студента. Существует возможность досрочной сдачи экзаменов. По правилам такое согласие может быть дано конкретным учебным заведением. Для этого необходимо написать заявление на имя ректора, после чего индивидуальный учебный план будет изменен.

Дистанционное высшее образование

Второе высшее образование дистанционное подразумевает под собой традиционную форму обучения, но на расстоянии. То есть, как и при поступлении в обычный институт, можно выбрать как очную, заочную, так и комбинированную форму обучения.

Оно проходит на протяжении всего семестра. Чаще всего зачисление проводится дважды в год: перед началом очередного полугодия. Но встречаются и такие вузы, в которых нет привязки к семестру.

Наиболее популярные направления при получении второго высшего образования

В настоящее время среди множества направлений наиболее востребованными остаются юриспруденция, педагогика и экономика. В соответствии со спросом существует довольно большое количество предложений.

Получить, например, второе высшее стремится большая часть поступающих. Это связано с тем, что повседневная жизнь сталкивает нас с проблемами, при которых бы знание прав и законов упростило их решение. Поэтому и число учреждений, выпускающих дипломированных юристов, увеличивается с каждым годом.

Второе высшее никогда не теряло своей популярности, а уж на фоне появившихся перспектив для стало еще более востребованным. Каждый может выбрать другой профиль по своему усмотрению.

Второе высшее образование в Москве еще меньше десяти лет назад было редкостью. Сегодня же, согласно статистике, 20% специалистов уже получили второй диплом, а 6% на пути к его защите. Это еще раз говорит о желании наших граждан развиваться и идти вперед.

Привет, читатель! Если ты заглянул на эту страницу, то тебя, впрочем, как и меня, интересует вопрос, как получить второе высшее образование? А что, цель достойная, осталось только выяснить, как именно ее достичь.

Второе высшее образование: а нужно ли оно?

Прежде всего, хотелось бы вспомнить, что не так давно появилось огромное количество споров и слухов о том, что очень скоро Министерство Образования просто отнимет у студентов возможность получить второе высшее образование, а известная Болонская система этому только поспособствует. Однако, несмотря на все эти домыслы, данный вид образования по-прежнему остается востребованным и актуальным.

Самое удивительное, что предложенная система обучения имеет массу достоинств, а среди недостатков можно выделить лишь дополнительный финансовый расход. Вспоминая свою студенческую жизнь, я сильно жалею, что в свое время не продолжила учебу, ведь это уникальный шанс по выходу из университета стать не только квалифицированным, но и всесторонним специалистом . Соответственно, стремительно увеличивается и востребованность такого выпускника на бирже труда.

И, тем не менее, как показывает статистика, многие выпускники не спешат получать высшее образование повторно, мечтая хоть немного отдохнуть от учебников и бесконечных экзаменов. Не многим спустя пару лет приходят мысли о возобновлении учебного процесса, однако порой работа обязывает, да и нереализованные желания также напоминают о себе легкой ностальгией. Так что повторно студентами становятся люди в возрасте 28 – 40 лет, которые приходят к данному решению вполне осознанно .

Положительные стороны второго высшего образования

Когда я была еще студенткой, то считала высшее образование излишним пафосом в портфолио, однако спустя несколько лет по достоинству оценила его необходимость. Вот как раз об этом и хочу поведать, может кому-то пригодится мой колоссальный опыт.

1. Получение второго высшего образования отнимает не пять лет жизни, а максимум 3,5 года, причем это время вовсе не обязательно ежедневно проводить за партой, достаточно просто являться в период очередной сессии. Однако в данном случае, конечно, придется лично договориться с преподавателями, объяснив всю свою нужность и занятость на основной работе.

2. Второе высшее образование позволяет стать многопрофильным специалистом, главное — правильно определиться с выбором, а не стать в своей жизни просто «полиглотом».

3. Работники с двумя «вышками» всегда в цене, соответственно, по повышенному тарифу высчитывается и их заработная плата. К тому же руководитель того или иного предприятия вряд ли станет «раскидываться» такими ценными сотрудниками. Так что о безработице можно не беспокоиться, да и доход будет выше среднего.

4. Получение второго высшего образования обеспечивает стремительный карьерный рост либо продвижение по так называемой «профсоюзной лестнице». Проще говоря, такие квалифицированные специалисты редко остаются «в тени».

5. В любом случае, повышение квалификации в жизни уж точно не помешает, к тому же, заметно повысит самооценку, научит коммуникабельности и продемонстрирует всестороннее развитие теперь уже бывшего выпускника.

Что же касается недостатков такой формы обучения, то их всего два. Во-первых, второе высшее образование бывший студент может получить исключительно на платной основе , то есть государство, увы, не финансирует такие благие намерения. Во-вторых, для возобновленной учебы придется найти окно в своем плотном распорядке дня, что весьма сложно сделать занятым и состоявшимся личностям. Однако при желании такие «НО» можно всегда разрешить, ведь, как известно, «цель оправдывает средства».

Правильно сделанный выбор

Если все же желание получить второе высшее образование окончательное и бесповоротное, то важно уметь сделать правильный выбор.

Что имеется ввиду в данной ситуации?

Когда танкист, например, мечтает стать свободным художником, то можно смело заявить, что его жизнь прошла зря. Дело в том, что требуется развивать свою основную специальность, а не «зарывать» ее, поскольку такие эксперименты в карьере успехом, достатком и всеобщим признанием уж точно не закончатся. Ну не может инженер стать учителем русской литературы, а спортсмен — медицинским работником, а такие не сочетания просто теряют значимость первого высшего образования.

Итак, если первое образование было инженерно-физическим, то второе может стать экономическим. Если же выпускник является по профессии биологом, то ничто не помешает ему усовершенствовать свои знания и податься в экологи. А вот квалифицированному медику уж точно не помешает второй диплом о высшем образовании с пометкой «Психолог».

Что же касается юристов, то им совсем не сложно будет переквалифицироваться в экономистов, а филологам – в журналистов. Математик, например, может освоить специальность финансиста, а педагог – переводчика.

Так что теперь всем становится понятно, по каким критериям следует оценивать выбор специальности для получения второго высшего образования. Важно не реализовывать свои детские несбывшиеся мечты, а утверждаться и заметно расширять свой кругозор в уже освоенной сфере трудовой деятельности.

Распространенные вопросы потенциальных абитуриентов

Как известно, второе высшее образование получают взрослые состоявшиеся личности, поэтому к данному вопросу важно подойти с максимальной ответственностью. Прежде всего, выяснить цену подобного удовольствия, а уж потом, исходя из финансовых возможностей, и определяться с выбором факультета ближе к основной специальности.

Итак, второе высшее образование получить бесплатно невозможно даже в том случае, когда первое осуществлялось на контрактной основе. Однако стоимость обучения значительно ниже, чем в первый раз. Некоторые люди, чтобы сэкономить, второй «вышке» предпочитают магистратуру, что является экономически выгодным компромиссом. Однако желанной «корочки» такая форма обучения, увы, не предоставляет, действуя в рамках первого высшего образования.

Каждый выпускник должен понимать следующую закономерность: чем больше отличаются полученная и будущая специальность, тем дольше придется учиться . Однако, в целом, на реализацию поставленной цели уходит всего три года – не больше.

Что же касается места получения второго высшего образования, но здесь проблем не возникает. Практически все вузы РФ предоставляют такую уникальную и востребованную сегодня возможность, так что ездить в другой город или столицу не придется.

Я раньше была уверена, что достаточно иметь деньги, и любой вуз примет тебя в число студентов с распростертыми объятиями. Однако выяснилось, что даже при повторном поступлении имеются свои нюансы, о которых полезно знать.

1. Необходимо окончательно определиться с будущей специальностью, а после подойти в деканат и узнать срок обучения, стоимость одного семестра и прочие нюансы. Только в случае, когда все устраивает, можно преступать к сбору документов, которые впоследствии сдать на рассмотрение приемной комиссией.

2. После этого не стоит расслабляться, ведь абитуриент – это вовсе не студент, а разделяет два эти статуса экзамен или тестирование. Следует уточнить, что даже при получении второго высшего образования обязательны вступительные экзамены , а вот что это – тесты, письменные ответы на вопросы, собеседование или диктант, решает руководство каждого вуза в индивидуальном порядке.

3. В указанное время требуется явиться на экзамен, а после его написания можно считать себя зачисленным в ряды студентов. Как правило, экзамен – это всего лишь формальность, а все желающие продолжить учебу зачисляются на новый курс.

4. После долгожданного зачисления осталось дело за малым: заключить контракт на указанное число лет и в обязательном порядке оплатить стоимость первого семестра. Полученную квитанцию предоставить в деканат, а после ожидать начало занятий.

Организация учебного процесса

Как правило, процесс обучения проходит в дневное и вечернее время в определенные дни недели, реже – по выходным. График занятий выбирается в индивидуальном порядке, поэтому с преподавателями при наличии загруженности на основной работе можно всегда договориться.

Всех студентов объединяют в одну группу, поскольку желающих пройти повторное обучение не так уж и много. Если же набирается слишком большая группа, то ее по списку делят на две подгруппы, каждая из которых имеет индивидуальный учебный процесс.

Если студент является слишком занятой личностью, то он всегда может получить второе высшее образование на заочной форме обучения либо экстерном. Сроки обучения также варьируются, а зависят от желаемого уровня квалификации и регулярности посещения университет.

Второе высшее образование, также как и первое, подготавливает будущих бакалавров и специалистов, так что в данном вопросе при заключении контракта после поступления обязательно стоит окончательно определиться.

Вывод : Подытожив, можно заключить, что дополнительная «корочка» – это уникальная возможность добиться грандиозного успеха в карьере и не считать себя заурядной личностью. Однако получать ее необходимо не для «красного словца», а для дальнейшей реализации поставленной цели.

Как говорится: «Учиться никогда не поздно», так может самое время получить новые познания и заметно расширить собственный кругозор, а не исполнять роль «ксерокса», делая изо дня в день одну и ту же монотонную работу? Тем более что теперь известно, как получить второе высшее образование.

Желаем вам успехов!

P.S. Интересно знать, а какую специальность вы имеете по первому высшему образованию, и на кого собираетесь учиться на втором высшем. Поделитесь с нами ниже в комментариях.

Лето — не только пора дачников, купания в речках, сбора и заготовок всевозможных плодов, но и пора определения будущих студентов, ведь именно летом выпускники школ находят высшие учебные заведения (ВУЗ), в которых они продолжат свою учебу и выберут интересующую их рабочую специальность.

Не так давно из всех Российских ВУЗов выходили только специалисты с дипломами (например, после окончания технического ВУЗа выпускник назывался инженер, агроном, экономист — с приставкой той специальности, по которой он проходил обучение).

Еще в девяностых годах 20 века было принято эту схему изменить по аналогии с западной схемой образования. Европейцы и американцы производят в своих высших учебных заведениях бакалавров и магистров. Обе квалификации определены как высшее образование, но имеют два уровня градации.

После ряда обсуждений и реформ с 1 января 2011 года квалификации — или степени — высшего образования, а именно степени бакалавра и магистра являются утвержденными квалификациями для выпускников, которые закончили российские ВУЗы. Из обычного ранее "обычая" получения высшего образования пока действительна еще одна степень высшего образования - специалист, которая по уровню подготовки стоит после бакалавра и перед магистром, но в ВУЗах идет параллельно с новой схемой обучения на степени бакалавра и магистра.

Стоит разобраться поподробнее, чем являются сегодня квалификации бакалавр, специалист и магистр.

Бакалавр

Бакалавр - это степень высшего профессионального образования, которая завершается (обозначается) выдачей аттестата и записью о квалификации бакалавра. Период обучения на степень бакалавра должен составлять 4 года. В результате выпускник ВУЗа со степенью бакалавр имеет диплом, в котором указано, что он окончил общее высшее образование. Глубины познаний в специальности бакалавр не получает, но имеет общий теоретический подход и понимание работы в выбранной профессии.

Выпускники бакалавриата с одной стороны являются этакими «полуфабрикатами» от обучения по профессии, но, тем не менее, причислены к группе людей с высшим образованием: они могут начинать работать как выпускники ВУЗа. Недостаток в данном случае в том, что бакалавр не получил усиленной теории и более отработанных умений в выбранной профессии. Достоинство в том, что, приняв такого специалиста на работу, можно «затачивать» его на определенный вид деятельности дополнительными обучающими программами, наставничеством и практическим опытом труда.

Дипломированный специалист

Дипломированный специалист - это привычная в России форма высшего профессионального образования. Период обучения дипломированного специалиста составляет 5-6 лет в зависимости от выбранной профессиональной области. В результате выпускник ВУЗа со степенью дипломированный специалист держит в руках диплом, где обозначена специальность, т.е. является специалистом-практиком и может приниматься на работу в согласии с полученной специальностью. Дипломированных специалистов готовят с той целью, чтобы они могли заниматься практикой на производстве по выбранной профессии.

Возможно, что степень «дипломированный специалист» постепенно будет исключена из высшего образования в России.

Магистр

Магистр - это степень высшего профессионального образования, которая оканчивается выдачей аттестата, в котором обозначена надлежащая квалификация. Период обучения на степень магистра определяется 6-ю годами. При этом собственно само обучение на магистра занимает 2 года, а начальные 4 года будущий выпускник ВУЗа обучается на бакалавра. Будущие магистры приобретают больше знаний по научной теории. Магистр может быть квалифицирован только после того, как защитит диссертацию. В этом случае уже прослеживаются значительные элементы трудов научных работников. Защита магистерской диссертации может продолжиться новым уровнем учености, а именно обучением в аспирантуре.

Стоит учесть, что на обучение в магистратуру зачисляют по итогам прохождения конкурса. По статистике в магистратуру приходит не более 1/5 выпускников бакалавриата. Обучение на степень магистра — это право пройти практику в государственных ВУЗах России. К тому же, если есть желание заканчивать ВУЗ в статусе магистра, то об этом стоит позаботиться заранее, т.к. курсы обучения на бакалавра и специалиста практически одинаковы только в начальные 2 года обучения, затем в чтении курсов "вторгается" различие. Для поступления в магистратуру подойдет только диплом бакалавра.

Допускается смена ВУЗа при поступлении в магистратуру, т.е. получив диплом бакалавра в одном ВУЗе, можно поступить по конкурсу на магистратуру в другой ВУЗ. Хотя в таком случае стоит узнать о различии учебных планов обоих заведений.

Магистратура, в целом, присутствует в государственных ВУЗах, а негосударственные учебные учреждения подготавливают выпускников с дипломом бакалавров.