Неналоговые доходы федерального бюджета российской федерации. Финансовое право В доходах федерального бюджета учитываются

  • Дата: 07.04.2024

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объем производства и его техническое оснащение, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, которые возникают в процессе формирования основного денежного фонда между государством и субъектами хозяйственной деятельности, и имеют специфическое назначение, связанное с аккумулированием денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей в бюджет субъектами хозяйственной деятельности на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с действующим в РФ бюджетным и налоговым законодательством, которые поступают в распоряжение государственной власти и служат для обеспечения ее функций. Бюджетные доходы являются и результатом распределения стоимости общественного продукта, и объектом дальнейшего перераспределения.

Состав бюджетных доходов и их структура взаимосвязаны с объемами общественного производства, национального дохода и определяются финансовой политикой государства.

В соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации к неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

иные неналоговые доходы.

Важнейшую роль среди всех неналоговых доходов играют доходы от государственной собственности. Государственное имущество было одним из древнейших источников государственных доходов. Со временем его значение в структуре государственных доходов снизилось, но и сейчас наличие самостоятельной государственной собственности является основополагающим признаком и неотъемлемым условием самостоятельности в рамках Конституции Российской Федерации и российского законодательства для всех субъектов Российской Федерации.

В современных условиях, когда преследуется тенденция снижения налогового бремени, имеющего социальную направленность, роль неналоговых доходов в пополнении бюджета становиться все более значимой. Объемы поступлений неналоговых доходов в первую очередь зависят от увеличения сумм поступлений по их основным статьям, таких как:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, штрафы, конфискации, компенсации;

Зачастую неналоговые доходы привлекают к себе внимание в случае нехватки налоговых доходов для покрытия дефицита бюджета. В этом случае особенно важным становится вопрос об увеличении эффективности управления государственным имуществом.

Увеличение неналоговых доходов за счет эффективного использования государственного имущества, реструктуризация и оптимизация расходов на его содержание и управление позволит снизить налоговую нагрузку на предприятия и как результат обеспечить общее увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет. Следует иметь в виду, что доходы, получаемые от использования государственной собственности, должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы основная часть этих доходов вновь направлялась в национальную экономику, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие самого государственного имущества.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с Законодательными актами:

Бюджетным Кодексом Российской Федерации;

Налоговым Кодексом Российской Федерации;

Ежегодным Федеральным Законом "О федеральном бюджете РФ";

Иными правовыми и законодательными актами.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и её субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах указывается и на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджетов: федерального, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Однако, неналоговые доходы на уровне органов местного самоуправления не являются государственными. Особое значение в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Неналоговые доходы в узком смысле слова - это доходы, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами или имуществом, либо компенсации за оказанные государством услуги юридическим или физическим лицам.

В доходах бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются:

* доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

* средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

* средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;

* плата за пользование бюджетными кредитами;

* доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

*часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

* другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

К доходам от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относятся средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.

Таким образом, от исполнения доходной части бюджетов от неналоговых поступлений зависит решение публичных, социальных, экономических и других проблем.

Согласно действующим законам РФ перечень неналоговых отчислений в бюджет включает:
  • любые финансовые средства, полученные от использования, продажи или отчуждения имущества, находящегося в собственности государства или муниципалитета;
  • доходы за оказание платных услуг бюджетными организациями, органами местного самоуправления или госорганами;
  • денежные поступления, взимаемые по административному или уголовному производству (штрафы, пени, возмещение вреда окружающей среде от предприятий и пр.);
  • платежи, начисляемые за использование природных ресурсов.
На практике, основная доля неналоговых поступлений образуется в результате арендной платы за имущество, находящегося в государственной собственности или выплаты дивидендов по акциям предприятий, в которых государство имеет определенный пай. Четкие ставки для подобных поступлений не применяются, но уровень неналоговых доходов в бюджет государства жестко планируется исходя из показателей предыдущего года.

Особенности неналоговых поступлений

Основное отличие этой формы неналоговых отчислений — добровольность внесения. То есть, физическое или юридическое лицо вносит платеж за услугу или работу, которую желает получить. Имеются и исключения из этого правила — это денежные средства, которые взимаются в виде штрафов и прочих мер ответственности в области уголовного, гражданского или административного права.

Для неналоговых доходов в бюджет характерны такие особенности, как регулярность, стабильность, поступление из разных источников, мобильность — например, в текущем отчетном периоде доходы поступают в казну одного региона, в следующем — пополняют бюджет уже другого региона.

Отдельно следует упомянуть неналоговые доходы местного и регионального значения. В региональный бюджет неналоговые поступления приходят из следующих источников:

  • платежи за аренду имущества;
  • штрафы и прочие взыскания, назначенные по результатам административного или уголовного производства;
  • плата за услуги, предоставляемые местными органами власти;
  • экологический сбор (отчисления промышленных предприятий за вред, наносимый окружающей среде);
  • поступления за использование лесных ресурсов сверх установленного лимита.
Практически десятая часть региональных бюджетов пополняется за счет поступления неналоговых платежей.

Источники поступлений в казну местных бюджетов аналогичны (кроме экологического сбора и отчислений за сверхлимитное использование лесных богатств). Дополнительно, при формировании местной казны могут быть использованы различные платежи во внебюджетные фонды, инвестиции от физических лиц и компаний или финансовая поддержка, выделяющаяся на возвратной основе.

Для повышения эффективности неналоговых поступлений в бюджет необходимы меры по инвентаризации государственного имущества. Это определит, какие активы можно задействовать, чтобы они не простаивали и приносили доход. Еще одно важное направление — регулировка работы межведомственных организаций для исключения возможности уклонения от обязательных платежей в пользу бюджета.

Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера, твердо установленной ставки. В отличие от налоговых доходов неналоговые доходы не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются на уровне поступлений прошлого года. Неналоговые доходы устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Существует и принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений. Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней, и определяется бюджетной классификацией.

Неналоговые доходы включают доходы от:

Использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

Продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (земли, квартир, запасов, и НМА),

Платных услуг, после уплаты налогов и сборов, оказываемых органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями,

Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов,

Иные неналоговые доходы (штрафы, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, административные платежи и сборы, средства самообложения граждан).

Неналоговые доходы бюджета классифицируются:

По территориальному признаку - зачислению в бюджет определенного уровня (федеральные неналоговые доходы и доходы субъектов РФ);

По методам формирования и привлечения - (обязательные и добровольные);

По конкретным основаниям для взимания платежей, формирующих неналоговые поступления - (доходы от продажи гос. имущества, реализации запасов и т.д.).

Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджетов - федеральных, региональных и местных.

Наибольший удельный вес неналоговые доходы занимают в доходах федерального бюджета (15%), в консолидированном бюджета - 10%, в бюджетах субъектов РФ - 5%. В составе неналоговых поступлений значительное место занимают доходы фискального характера. Это, прежде всего, относится к административным платежам и штрафным санкциям, причем в настоящее время существует тенденция к увеличению доли этих поступлений. Причина - бюджетный дефицит, который вынуждает субъектов РФ, органы местного самоуправления увеличивать поступления в бюджеты за счет применения административных мер.


Государственные займы - это денежные поступления, которые через определенное время необходимо вернуть, причем с доплатой в виде процентов. В действительности займы представляют лишь видимость доходов, которые оборачиваются чистыми расходами. Их положительная сторона в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах, для ускорения развития каких либо процессов и т.д. Различают внутренние и внешние займы. Государственные займы требуют научно-обоснованного подхода.

Эмиссия - (выпуск в оборот акций) кредитных денег применяется для покрытия дефицита бюджета и ведет и инфляции. Поэтому эмиссия служит негласным поступлением бюджетов. Бюджетным кодексом РФ эмиссия в качестве источника пополнения бюджета не предусматривается.

Трансферты - (финансовая помощь) приняты в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней, и включает дотации, субсидии, субвенции и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим. Для большинства регионов они играют большую роль, так как составляют 70-80% доходов бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в составе доходов выделяются собственные и регулирующие доходы бюджетов (см. лекцию 3).

Основы планирования поступления доходов в бюджет

Работа по формированию бюджета по доходам включает три важнейших направления:

Расчет прогнозируемых сумм всех доходов;

Распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;

Определение взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих бюджетов в части предоставления финансовой помощи и выравнивания бюджетной обеспеченности.

Важнейший этап по формированию доходов - прогнозирование налоговых поступлений. Планирование доходов федерального бюджета осуществляет министерство финансов совместно с министерством по налогам и сборам, т.к. оно располагает всей необходимой информационной базой и отслеживает состояние поступлений налогов в бюджет. Министерство по налогам и сборам доводит до министерства финансов обобщенные сведения о текущих поступлениях налогов за отчетный период, предшествующий началу работы над бюджетом следующего года. Мин. По налогам и сборам получает данные от территориальных налоговых служб, а те от местных.

Мин. финансов получает от министерства экономики, прогнозируемые макроэкономические показатели, которые определяют объем доходов, прежде всего налоговых платежей.

К основным макроэкономическим показателям относят: объем ВВП, показатели объема денежной массы, объем прибыли, размер ФОТ, объем товарооборота, численность населения и т.д. По налогам, формирующим основу доходов консолидированного бюджета в целом и бюджетов каждого уровня составляются специальные расчеты. На основании таких данных Минфин прогнозирует поступления налоговых и д.р. доходов и сообщает их в виде установочных показателей территориальным финансовым управлениям.

Территориальные фин. управления параллельно ведут работу по прогнозированию поступлений доходов на своей территории совместно с налоговым ведомством. База для расчетов - основные параметры прогноза социально-экономического развития, составной частью которого являются показатели, которые определяют объем платежей в бюджет по соответствующим налогам. Кроме данных о налоговой базе необходимо располагать сведениями об особенностях налогообложения в планируемом году.

Для реального использования бюджета по доходам необходима не только обновленная методика расчета каждого налога, каждого доходного источника, но и огромная работа по контролю за собираемостью платежей. Одна из главных причин сохранения высокой задолженности по платежам в федеральный бюджет - сложное финансовое состояние многих предприятий, а также многочисленные нарушения расчетно-платежной дисциплины, что не позволяет в полном объеме выполнять задания по сбору налоговых доходов. Методика планирования и прогнозирования доходов бюджета окончательно не отработана.

Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней, бюджетной системы РФ. Большинство неналоговых доходов не имеют постоянного фискального характера, твердо установленной ставки.

В отличие от других доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

Анализ показывает, что удельный вес неналоговых доходов в доходах консолидированного бюджета РФ составил в 1998 г. - 9,7%, а в 1999 г. - 7%, при этом в доходах федерального бюджета они занимали большую долю, чем в доходах субъектов РФ. В бюджетах субъектов РФ неналоговые поступления за этот же период составили соответственно 5,7 и 5,4%. В 2002 г. доля неналоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составила 4,91%, в 2003 г. - 6,03%.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются законодательными актами РФ и субъектов РФ для физических и юридических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. В нормативно-правовых актах указывается также на возможность принудительного взыскания определенных пла- тежей в случае их неуплаты. Для неналоговых доходов характерна большая целевая направленность использования поступлений,чем по налоговым платежам, что закреплено в соответствующих правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

В соответствии с БК РФ к неналоговым доходом бюджетов относятся: -

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (более подробно их состав будет рассмотрен в 8.2); -

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; -

средства, полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, втом числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещении вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; -

доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредиток; -

иные неналоговые доходы.

Развернутый перечень неналоговых доходов бюджетов определяется бюджетной классификацией РФ. Однако следует отметить, что в законодательных актах приводится различный состав неналоговых доходов. Так, в классификации доходов бюджетов РФ финансовая помощь отнесена не к группе «неналоговые доходы», а к «безвозмездным перечислениям», которые в свою очередь выделяются в отдельную группу доходов. В БК РФ и финансовая помощь и безвозмездные перечисления отнесены к неналоговым доходам.

Состав неналоговых доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ достаточно подвижен и имеет свои особенности. Рассмотрим состав и структуру неналоговых доходов федерального бюджета (табл. 8.1.1).

Анализ показателей, приведенных в табл. 8.1.1, свидетельствует о том, что неналоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета снизились с 0,8% в 1999 г. до 6% в 2003 г. За рассматриваемый период в структуре неналоговых доходов федерального бюдже-

Таблица 8.1.1

Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета в 1999-2002 гт. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. Перечень доходов Утвер Утвер Утвер Удель Утвер Удель ждено, ждено, ждено, ный вес ждено, ный вес млн млн млн руб. по ви млн руб. по ви руб. руб. дам, % дам, % 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций, из них: 24731,6 26833,0 50472,5 48,4/100 83158,8 57,1/100 1.1. Дивиденды по акциям,принадлежащим государству 5061,6 2000,0 7555,0 14,97* 10500,0 12,63 1.2. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности 5967,8 5611,7 8393,4 16,63 7300,0 8,78 1.3. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат 1140,0 1880,2 2779,4 5,51 28871,1 34,72 1.4. Платежи от государственных предприятий 9318,3 9469,7 13972,4 27,68 15402,3 18,52 1.5. Плата за пользование водными и биологическими ресурсами - 5786,7 7000,0 13,87 7800,0 9,38 1.6. Перечисление прибыли Центробанка РФ 592,6 - 4000,0 7,93 9000,0 10,82 1.7. Доходы от использования лесного фонда - - 1950,0 3,86 - 1.8. Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности 2651,3 2084,7 4822,3 9,55 4285,4 5,15 2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 34387,2 31498,8 47911,9 45,94 55932,7 38,4 3. Прочие неналоговые доходы 4670,6 5929,5 5899,8 5,66 6630,3 4,5 Всего неналоговых доходов 63789,4 64261,3 104284,2 100 145721,8 100 Удельный вес неналоговых 5,78 5,38 5,0 6,03 доходов в общем объеме доходов федерального бюджета (%) Источник: Федеральный закон от 19 июня 2001 г. № 80-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 1999 год», Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год», Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. JN® 150- ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год», Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. JV® 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. JVs 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».

а произошли существенные изменения. Так, удельный вес доходов от имущества, находящегося в государственной собственности, воз- ос с 15,01% в 1999 г. до 57,1% в 2003 г. При этом в 2003 г. произошло существенное снижение удельного веса следующих неналоговых рходов: от внешнеэкономической деятельности (с 74,08 до 38%), от дачи в аренду государственного имущества (с 32,6 до 8,78%), от дивидендов по акциям, принадлежащих государству (с 17,66 до 12,63%). В связи с внесением изменений в бюджетную классификацию РФ начиная с 2000 г., отдельными строками выделяются пла- 1-ежи от государственных предприятий и плата за пользование водными и биологическими ресурсами, в 2003 г. их удельный вес составил 18,52 и 9,38%.

В соответствии со ст. 51 БК РФ доходы от внешнеэкономической деятельности и часть прибыли Банка России (по установленным нормативам) зачисляются исключительно в доходы федерального бюджета. В доходы от внешнеэкономической деятельности включаются: оплата процентов по предоставленным Российской Федерацией кредитам правительствам иностранных государств, поступления от централизованного экспорта, таможенные сборы и др.

В состав прочих неналоговых доходов федерального бюджета входят, в частности, доходы от реализации и (или) использования высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащен- >;ого урана.

Такие виды неналоговых доходов, как административные платежи и штрафные санкции, могут зачисляться во все звенья бюджетной системы в зависимости от уровня органа, применяющего данные санкции. Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных ч. 1 НК РФ за налоговые правонарушения и нарушения банками обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах, также подлежат зачислению в соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, принятым федеральным законодательством. В случае если указанные взыскания невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, то они подлежат зачислению в бюджет конкретного уровня бюджетной системы -ф в п орядке, определяемом федеральным законом о бюджете на Очередной финансовый год1.

В соответствии со ст. 43 БК РФ доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том Числе средства, получаемые в процессе приватизации государствен-

Дополнительно см.: ст. 46 БК РФ и гл. 16 и 18 ч. 1 НК РФ.

Я-116 ного и муниципального имущества, включаются в состав неналоговых доходов бюджетов, в то время как в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. от 5 августа 2000 г. и от 8 августа 2001 г.) указанные поступления являются источниками внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ.

Рассмотрим структуру и динамику неналоговых доходов на уровне бюджета субъекта РФ (табл. 8.1.2).

Таблица 8.1.2

Структура и динамика неналоговых доходов бюджета субъекта РФ - і . Санкт-Петербурга за 1999-2003 гг. 2000 г. 2001 г 2002 г. 2003 г. Перечень доходов Уточненный бюджет, млн руб Утвержденный бюджет, млн руб. Утвер

млнруб Удельный вес но видам, % Утвержденный бюджет, млн руб. Удельный вес по видам, % 1. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности и муниципальной собственности, или от деятельности, из них: 4134,5 4003,5 4876,4 90,1/100 7190,4 93,5/100 1.1. Дивиденды по акциям, принадлежащим государству 10,0 14,8 10,0 0,2 10,0 Од- 1.2. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 2295,2 2942,7 3822,5 78,4 5217,5 72,5 1.3. Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета 136,3 111,8 121,1 2,5 13,1 0,2 1.4. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат 1280,0 69,1 82,5 V7 155,8 2,2 1.5. Платежи от государственных и муниципальных организаций 405,7 786,8 773,4 15,9 1732,5 24,1 1.6. Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, включая доходы от продажи 73 76,5 66,9 13 61,5 0,9 2. Доходы от продажи земли и нематериальных активов 39,8 45,0 56,0 1,0 48,8 0,6 3. Административные платежи и сборы 348,5 333,8 335,4 6,2 286,1 3,7 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. Перечень доходов Уточненный бюджет, млн руб. Утвержденный бюджет, млн руб. Утвержденный бюджет, млн руб. Удельный вес по видам, % Утвержденный бюджет, млн руб. Удельный вес но видам, % 4. Штрафные санкции. Возмещение ущерба 98,2 117,6 120,4 2,2 115,8 5. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 230,0 - - 6. Прочие неналоговые доходы 176,7 13,3 24.9 0,5 52,6 0,7 Всего неналоговых доходов Удельный вес неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета субъекта РФ (°/о) 5027,7

10,2 100 Источник: Закон Санкт-Петербурга от 21 декабря 1998 г. № 260-58 «О бюджете Санкт-Петербурга на 1999 год», Закон Санкт-Петербурга от 29 декабря 1999 г. № 267-33 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2000 год», Закон Санкт-Петербурга от21 декабря 2000 г. № 668-75 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2001 год», Закон Санкт-Петербурга от 13 декабря 2001 г. № 818-109 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год», Закон Санкт- Петербурга от 18 ноября 2002 г. № 535-56 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год».

Анализ данных показывает, что удельный вес неналоговых бюджетов Санкт-Петербурга снизился с 11,9% в 1999 г. до 10,2% в 2003 г. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. За рассматриваемый период наблюдается явная тенденция к их увеличению (с 70,8% в 1999 г. до 93,5% в 2003 г.). Удельный вес второй по значимости статьи - административные платежи и сборы, и третьей - штрафные санкции и возмещение ущерба, постепенно снижается.

Значительная часть административных платежей и сборов в бюджете Санкт-Петербурга складывается из сборов, взимаемых Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (за исключением штрафов). Неналоговые доходы в виде штрафных санкций и возмещения ущерба включают: -

санкции за нарушение порядка применения цен; -

административные штрафы и иные санкции за нарушение правил дорожного движения; -

суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей.

Одним из источников неналоговых доходов местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербурга являются штрафы за нарушение применения контрольно-кассовых машин, взимаемые на основании Закона РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». Штрафы взыскиваются с предприятий, организаций, учреждений, финансовых лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Штрафы налагаются на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленных законом, на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, наюридическихлиц - от 300 до 400 МРОТ45. Суммы штрафов, взысканных за нарушения законодательства о применении контрольнокассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, распределяются следующим образом: 20% - в федеральный бюджет; 80% - в местный бюджет.

Таким образом, неналоговые доходы являются достаточно весомым источником доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

(?) КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.

Перечислите виды неналоговых доходов. 2.

Какова доля неналоговых доходов в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ, местных бюджетов? 3.

Назовите особенности структуры неналоговых доходов в бюджетах разных уровней.

Введение

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоя­нию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побу­ждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государствен­ного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. При этом экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

Существование бюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность. То есть бюджет представляет собой смету всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения этих потребностей.

Кроме того, в настоящее время необходимо больше уделять внимание неналоговым доходам и обязательным платежам бюджета.

Неналоговые доходы и обязательные платежи - платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (от физических и юридических лиц), от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение неналоговых доходов федерального бюджета. При постановке такой цели необходимо выделить задачи для ее достижения:

Рассмотрение понятия, сущности и задач неналоговых доходов;

Рассмотрение структуры неналоговых доходов;

Определение роли неналоговых доходов в формировании доходной части бюджета;

Проведение анализа неналоговых доходов федерального бюджета за 2006-2007 годы;

Выявление проблем неналоговых доходов и путей их решения.

Неналоговые доходы – часть доходов федерального бюджета. Конечно, они занимают не столь большую долю, нежели налоговые, но они также имеют значимость при учете доходов государства. Выявление роли этих доходов в бюджете РФ, их проблем на современном этапе развития и составляют актуальность данной темы, ведь именно в сегодняшних экономически сложных условиях так важно поддерживать доходность бюджета.

I.Методологические основы неналоговых доходов в РФ

1.1. Понятие, сущность, цели и задачи неналоговых доходов

Неналоговый доход государства - денежные средства, поступающие в распоряжение государства через взимание неналоговых платежей. Основанием уплаты обязательных неналоговых платежей является совершение компетентными органами в пользу юридических и физических лиц определенных действий (предоставление тех или иных прав, выполнение работ, услуг).

Определенная часть денежных средств поступает в распоряжение государства через взимание неналоговых платежей. Неналоговые платежи, как и налоги, уплачиваются юридическими и физическими лицами. И те и другие платежи, поступающие в распоряжение государства, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Все это позволяет объединить налоговые и неналоговые поступления в общей категории государственных доходов.

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций – Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами.

Вместе с тем для неналоговых доходов государства характерны некоторые особенности, отличающие их от государственных налогов. Во-первых, большинство неналоговых платежей имеют двусторонний характер. То есть субъекты правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, имеют взаимные права и обязанности. Так, государство, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей,- например, предоставить право на занятие какой-либо деятельностью и т. п. В свою очередь, плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинству неналоговых платежей, придает им характер возмездности. Во-вторых, в отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенном порядке в случае неуплаты в предусмотренных случаях.

Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определены законодательством. К ним относятся выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и иные законные методы.

В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности. Целевое направление использования неналоговых доходов устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые доходы государства, как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетных фондах, формируемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Однако поступления по некоторым неналоговым доходам государства могут передаваться органам местного самоуправления для зачисления их в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством.

1.2. Структура неналоговых доходов

Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет довольно многочисленную группу доходов бюджетов, которую именует неналоговыми доходами.

В эту группу включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет самые различные основания. Поэтому дать обобщающее определение данной группе доходов бюджетов весьма затруднительно. Все их объединяет, пожалуй, лишь одно – все они не являются налогами.

Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:

По территориальному уровню - федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации;

По методам формирования - доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц;

По источникам их аккумуляции - доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;

По конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства.

Нужно отметить, что в различных нормативных документах приводится не только разный состав, но и разные группировки неналоговых доходов. Так, например, в соответствии с Бюджетным кодексом финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней относится к группе неналоговых доходов, в то время как в редакции ФЗ “О бюджетной классификации” от 06.05.2003 помощь бюджетам других уровней относится к самостоятельному разделу безвозмездные перечисления.

Неналоговые доходы имеют довольно много разновидностей. Выделим основные из них :

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации собственность субъектов Российской Федерации представляет собой самостоятельную разновидность государственной собственности. В отличие от частной собственности, собственность субъектов Российской Федерации призвана обеспечивать реализацию задач и функций данного субъекта как публично-территориального образования. Иначе говоря, собственность субъекта Российской Федерации носит публичный характер.

Будучи собственниками принадлежащего им имущества, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять полномочия владения, пользования и распоряжения в отношении этого имущества, приобретать и прекращать право собственности на него, в том числе использовать находящееся в их собственности имущество для извлечения дохода.