Все существительные женского рода. Род имён существительных

  • Дата: 03.07.2020

Род имени существительного относится к его лексико-грамматическим категориям. Морфологический признак рода проявляется в способности этой части речи сочетаться с зависимыми словами. Существительные, относящиеся к разным родам, отличаются друг от друга падежными окончаниями при склонении, словообразовательной структурой и некоторыми лексическими особенностями. В русском языке существует три формы рода – мужской, женский и средний.

Вам понадобится

  • - анализируемое слово;
  • - лингвистический словарь или учебное пособие.

Инструкция

При определении женского рода имен существительных неодушевленных учитывайте, что у них окончания в форме именительного падежа единственного числа -а, -я (стена, воля) и нулевое, если существительное оканчивается на мягкий знак (рожь). Для одушевленных существительных определяющим признаком является принадлежность их к существам женского пола (девочка, кошка). Чтобы не спутать по окончанию существительные женского и мужского рода, подставьте для проверки местоимения «она, моя». Например, песня (она, моя).

Определяйте мужской род имен существительных по окончанию начальной формы: нулевое у слов, оканчивающихся на согласную (дом, стол), -а, -я – у одушевленных существительных, называющих существ мужского пола (дядя, Сережа). Чтобы не спутать род существительных, оканчивающихся на мягкий знак, также подставьте для проверки местоимения «он, мой» (пень, день).

Существительные среднего рода определяйте по окончаниям начальной формы -о, -е и с помощью подстановки местоимений «оно, мое» (поле, окно). Обратите внимание, что группа разносклоняемых существительных, заканчивающихся на сочетание -мя, также относится к среднему роду (племя, семя и т.д.). Среди существительных среднего рода почти нет одушевленных, их количество совсем незначительно (дитя, существо, животное).

Среди существительных выделяется несколько особых групп, определение рода в которых затруднено. К ним относятся существительные общего рода, несклоняемые и сложносокращенные слова.
Соотносите значения существительных общего рода с их принадлежностью к одушевленным предметам женского или мужского пола. Например, девочка-неряха (женский род), мальчик-зазнайка (мужской род). К существительным общего рода относятся такие, которые обозначают качества людей (обжора, невежа, плакса) или наименование лиц по профессии, должности, роду занятий (архитектор Иванов – архитектор Иванова).

Учитывайте, что род несклоняемых существительных связан с их одушевленностью / неодушевленностью, видовым / родовым понятием. У одушевленных несклоняемых существительных род определяйте по принадлежности к полу (месье, мисс). Существительные, дающие наименования животным, птицам, относятся к мужскому роду (пони, кенгуру, какаду). Неодушевленные обычно относятся к среднему роду (пальто, кашне). Исключения составляют слова, род которых определяется по ассоциации с родовыми наименованиями: кольраби – капуста (женский род), хинди – язык (мужской род) и т.д.

Атташе Леди

Денди Фрау

Кюре Пани

Кули Миледи

Микадо Эмансипе

Некоторые слова относятся к общему роду, так как могут обозначать лиц

мужского и женского пола: визави, инкогнито, протеже, саами (народность),

сомали (народность).

Названия животных в соответствии с литературной нормой относятся к

мужскому роду, например: динго, жако, зебу, колибри, какаду, кенгуру, марабу, пони, шимпанзе. Исключение составляют слова: иваси(рыба) – жен. род; цеце(муха) – жен. род.

Название животных в предложении могут употребляться как слова женского рода, если в тексте есть указание на самку животного: кенгуру кормила

детеныша.

У буквенных аббревиатур(сложносокращенные слова, читаемые по на-званиям букв) род связан с их морфологической формой. Если аббревиатура

склоняется, то ее род обусловлен окончанием: вуз– муж. род, так как в имени-тельном падеже имеет нулевое окончание(ср.: в вузе, вузом и т.д.); цум– муж. Род (в цуме, цумом). Если аббревиатура не склоняется, то обычно род ее определяется по роду стержневого слова, от которого образована аббревиатура: ЦК– Центральный комитет– муж. род, ВДНХ– выставка– жен. род. Однако у такого рода аббревиатур часто наблюдается отклонения от этого правила, особенно в тех случаях, когда аббревиатуры становятся привычными и отрываются от стержневого слова. Например, НЭП– муж. род, хотя стержневое слово женского рода(политика); МИД– муж. род, хотя стержневое слово среднего рода (министерство); ВАК– муж. род, хотя комиссия– женского рода.

Большое количество слов мужского рода в русском языке обозначают

как лиц мужского, так и женского пола. Такие существительные обозначают

лиц по профессии, роду занятий, называют должности и звания, например: герой, доцент, профессор, юрист, экономист, бухгалтер, адвокат, прокурор и т.п..

За последние десятилетия в литературном употреблении распространение получили конструкции типа: директор пришла при обозначении лиц женского пола. Однако если сказуемое при обозначении лиц женского пола ставится в женском роде, то определения к ним употребляются только в форме мужского рода: молодой прокурор Иванова, опытный экономист Петрова сделала отчет.

В творительном падеже единственного числа у существительных женского рода возможны в соответствии с литературной нормой вариантные окончания–ой, – ою, (–ей, –ею), которые различаются только стилистически: окончания– ою (–ею) характерны для книжной, официальной или поэтической речи, а окончания– ой(–ей) имеют нейтральный характер, т.е. употребляются в любом стиле: водой– водою, страной– страною.

У существительных мужского рода, называющих вещества, в родитель-ном падеже единственного числа возможны вариантные окончания–а и–у:

снега– снегу, сахара– сахару, формы с этими окончаниями различаются или по значению, или стилистически. Различие в значении заключаются в том, что формы с окончанием–у обозначают часть от целого: купил сахару, но: производство сахара, напился чаю, но: выращивание чая. Стилистические различия проявляются в том, что формы с окончанием–а нейтральны(характерны для любого стиля), а формы с окончанием–у свойственны прежде всего устной, разговорной речи. В письменной же речи формы на–у встречаются в устойчивых сочетаниях: дать жару, не было уговора, дать маху, ни проходу, ни проезду, без спросу. Встречаются эти формы также в словах с уменьшительным значением: лучку, чайку, кваску.

В именительном падеже множественного числа большинству слов по

традиционным нормам литературного языка соответствует окончание–ы, –и:

слесари, пекари, токари, прожекторы. Однако встречается в ряде слов окончание –а. Формы с окончание–а обычно имеют разговорную или профессиональную окраску. Лишь в некоторых словах окончание–а соответствует литератур-ной норме, например(устойчиво70 слов): адреса, берега, бока, борта, века, век-селя, директора, доктора, кителя, мастера, паспорта, повара, погреба, профессора, сорта, сторожа, фельдшера, юнкера, якоря, паруса, холода.

Иногда формы с окончаниями–а и–ы(–и) различаются по значению, ср.:

меха(выделанные шкуры зверей) и мехи(кузнечные); корпусы(туловища лю-дей или животных) и корпуса(здания; крупные войсковые соединения); лагери (общественно-политические группировки) и лагеря(стоянки, временные поселения); хлеба(зерновые растения) и хлебы(испеченные); соболя(меха) и соболи(животные); провода(электрические) и проводы(кого-либо); ордена(знаки отличия) и ордены(в средневековом обществе, например, орден меченосцев).

Приведем примеры существительных с окончанием–ы, –и: боцманы, бух-галтеры (бухгалтера– разг.), ветры(ветра– разг.), выборы, выговоры, джемпе-ры (джемпера– разг.), договоры(договора– разг.), инспекторы, инструкторы

(инструктора– разг.), инженеры(инженера–разг. и просторечное), конструкторы, свитеры(свитера– разг.), шоферы(шофера– разг.), токари.

Особое внимание следует обратить на склоняемость фамилий нерусско-го происхождения и географических названий. Приведем лишь некоторые нор-мы литературного языка.

а) Фамилии на–ко типа Шевченко, Сидоренко в официальной речи и в

письменной форме литературного языка не склоняются.

В разговорной речи и в художественной литературе эти фамилии употреб-ляются в двух вариантах, т.е. могут быть несклоняемыми, но могут и склоняться: направил к Семашке, разговоры об Устименке.

б) Если фамилии совпадают с нарицательными существительными, то

женские фамилии не склоняются (встретил Анну Сокол), а мужские склоняются (встретил Владимира Сокола), при этом возможно несколько случаев: фамилии, имеющие суффиксы–ец, -ек, -ок, -ел лучше склонять без выпадения гласного: Ивану Заяцу, Тимофею Перецу; фамилии оканчивающиеся на мягкий со-гласный, обозначая лиц мужского пола, склоняются как существительные мужского рода, хотя, будучи нарицательными, они могут быть словами женского

рода. Ср.: рысь– жен. род, но: Ивану Рысю, даль– жен. род, но: Владимиру Далю.

в) Русские фамилии на–ин, –ов в творительном падеже имеют окончание–

ым: Фроловым, Ивановым, Калининым. Географические названия в творительном падеже имеют окончания–ом: г.Калиныном, с.Голышмановом. Окончание –ом имеют также иноязычные фамилии на–ин, –ов: Дарвином, Чаплином, Кольвином. Женские иноязычные фамилии не склоняются: Дарвин, Цейтлин и т.п. Так, например, сложные числительные типа восемьдесят, семьсот– это единственная группа слов, в которых склоняются обе части: восемьюдесятью, семьюстами (твор. пад.), о восьмидесяти, о семистах (предл. пад.). В современной разговорной речи склоняемость сложных числительных утрачивается, чему способствует и профессиональная речь математиков, однако в официальной речи норма требует склонения обеих частей сложных числительных.

Собирательные числительные (двое, трое, …, десятеро) в официальной речи не употребляются, хотя по значению совпадают с количественными числи-тельными. Но и в разговорной речи их употребление ограничено: они не сочетаются с наименованиями лиц женского рода, с неодушевленными существительными, с наименованиями высоких званий, должностей (герой, генерал, профессор и т.п.). Собирательные числительные сочетаются с наименованиями лиц мужского пола(кроме названий высоких званий, должностей): двое мальчиков, шестеро солдат; с названиями детенышей: семеро козлят, пятеро волчат; с субстантивированными прилагательными: семеро конных, четверо военных.

В сфере прилагательных к частым нарушениям нормы относится образование сложной формы сравнительной степени. Норме соответствуют формы типа «более + начальная форма прилагательного»: более интересный. Образование типа более интереснее является ошибочным.

Многообразны нормы, касающиеся употребления глаголов.

1. Так, при образовании видовых пар глагола существуют нормы, касающиеся чередования гласных в корне:

а) Чередование обязательно, если ударение падает не на корень (укоротить

– укорачивать);

б) Чередование отсутствует, если ударение падает на корень (приохотить–

приохочивать), однако в ряде слов отсутствие чередования является архаичным, искусственным (заработать, заготовить, освоить, оспорить, приспособить, закончить, успокоить, удвоить, утроить).

в) Около20 глаголов допускают колебания(варианты) в образовании видовых пар(с чередованием в разговорной речи, без чередования– в книжной,

деловой), например: условиться– условливаться и уславливаться, удостоить–

удостоивать и удостаивать, обусловить– обусловливать и обуславливать.

2. В русском языке существуют глаголы, оканчивающиеся на–чь. В лич-ных формах этих глаголов, кроме1 лица единственного числа и3 лица множественного числа, обязательным является чередование согласных г–ж, к–ч: жгу, жгут, но: жжешь, жжет, жжем, жжете; волоку, волокут, но: волочешь, волочет, волочем, волочете.

Итак, морфологические нормы многообразны и, как сказано выше, изла-гаются в грамматиках и справочниках.

Кошевая О. Н., учитель начальных классов МОУ “Школа № 97 города Донецка”

Русский язык

Тема Род имён существительных: муж- ской, женский, средний.

Цель: познакомить с грамматическим признаком имён существительных - родом; создать условия для усвоения способа определения рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности учащихся.

Задачи:

Развивающие:

. развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

. формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

. развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;

. развивать речь детей, словарный запас, мышление.

Образовательные:

. научить определять род имён существительных;

. продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

Воспитательные:

. воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Планируемые результаты

Знание о постоянных признаках существительного;

Умение применять знания в жизненных ситуациях;

Умение определять род существительных.

Оборудование: презентация Power Point, сигнальные карточки (м.р., ж.р., с. р); учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.

Ход урока

I . Организационный момент

На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс.

Всё получится у нас.

2. Тренинг - массаж ушей.

Давайте разбудим свой мозг и начнём работать:

потянуть себя за мочки ушей сверху вниз (2 - 3 раза);

потянуть ушную раковину вверх (2 - 3 раза);

круговые движения ушной раковины по часовой и против часовой стрелки (2 - 3 раза).

II . Актуализация знаний учащихся (Слайд 1)

1.Упражнение для развития памяти.

Год - зимушка, вода - речка, метель - снежок, мороз - холод.

Разобрать слова по составу.

2. Фронтальный опрос (Слайд 2)

К какой части речи относятся слова, называющие изображенные предметы?

(Имена существительные)

Докажите…

Что называют именем существительным?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

К каким именам существительным задаётся вопрос кто, а к каким что?

На какие две группы можно разделить имена существительные?

3. Каллиграфическая минутка (Слайд 3)

Дядя Фёдор, пёс Шарик и кот Матроскин жили в деревне.

Назвать орфограммы (имена собственные)

Сделать синтаксический разбор предложения.

III . Постановка учебной проблемы. Работа в парах (Слайд 4)

Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти имена существительные в группы по определенному признаку. Вам помогут слова “ОН”, “ОНА”, “ОНО”.

Сосулька, снег, мороз, облако, иней, зима, пальто, вьюга, озеро.

Попробуйте определить тему урока по этим 3-м столбикам слов.

IV . Открытие нового знания

1. Работа по учебнику.

С. 25 упр. 39 (устно)

2. Рассказ учителя.

Род имён существительных.

Вам понятно, что петух — он, курица — она, волк - он, а волчица — она, кот - он, а кошка — она. А что делать с носорогом, белкой, кукушкой, мышью, ястребом? Они что, не имеют представителей противоположного пола?

Нельзя путать разные вещи: пол и род. Да, эти слова представлены таким образом: есть бегемот — и все особи так названы. Есть кукушка — и всё тут, есть ястреб — и никакой ястребихи в языке нет. В языке!

А если непонятно, если слово иностранное? Шимпанзе, фламинго? Это обычно слова мужского рода, если из текста не следует обратное. Маленькая кенгуру поскакала в лес.

А так — яркий фламинго, ловкий шимпанзе, симпатичный кенгуру.

Запоминалка (Слайд 5)

3. Упражнение на релаксацию

Массаж крыльев носа.

Постукивание костяшками пальцев по переносице.

Упражнение на дыхание.

V . Первичное закрепление

1. Самостоятельная работа.

Упр. 40 стр.26

Задание: выписать сначала существительные женского рода, а потом мужского и среднего рода.

Подобрать по 2 существительных мужского, женского и среднего рода.

Взаимопроверка.

2. Ознакомление с несовпадением рода имён существительных. (Слайд 6)

Старушки обедали. Вдруг со стола со звоном упала ложка.

Ага! - проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету. — Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

Почему дама? — удивилась немка. - Ложка ведь мужского рода. Значит, должен прийти мужчина.

Русская возмутилась:

Ну, вот ещё! Это если бы нож упал, тогда значило бы - мужчина. Нож - мужского рода...

Ха-ха-ха! - засмеялась немка.

Нож - мужского? Нет уж: если нож упадёт, то это ничего не значит. Он среднего рода.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на одну, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне: - Простите, шепнула она, - но я ничего не понимаю... Я вижу, тут какая-то смешная примета. На чём она основана? Почему нож может чем-то напоминать мужчину или ложка - женщину? Мне это не понятно.

И в самом деле, разъяснить ей, на чём основано это суеверие, было невозможно: в армянском языке (как и в английском) вообще не существует никаких родов: ни женского, ни среднего! Ни в Армении, ни в Англии, ни в Турции такая примета не могла даже и образоваться.

3. Игровое задание "Шестой лишний". (Слайд 7)

Дождь, остров, конь, тень, куст, день.

Рожь, печь, морковь, огонь, лень, ночь.

Земля, тайга, время, семья, родня, станция.

Окно, село, море, поле, полотенце, яблоко, стол.

VI . Применение знаний и способов действия

1. Творческая работа. Составление текста по опорным словам. (Слайд 8)

Составить и записать текст, определить род имён существительных.

Зима, мороз, снег, пороша, сугроб, снегирь, поле, стекло, одеяло, шуба, снегурочка, снеговик, подарок, ёлка, сосулька, лёд, каток, хоккей, хлопушка, шапка, шарф , кормушка, зерно, холод, голод .

На доске:

Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю.

Освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ________ _________!

Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней (Белый снег) блестит и переливается. Как красиво зимой!

2. Работа над загадками. (Слайд 9)

Отгадать загадки, определить род существительных (используя сигнальные карточки).

Лишь стукнет она

К нам в окошком снежком,

Мы санки берём

И на горку - бегом!

(Зима)

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано - ...

(Январь)

Пушистая лошадка,

А может бегемот,

А может просто ватка

Над нами вдаль плывет.

(Облако)

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось—

С неба на землю свалилось.

(Снег)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная...

(Снежинка)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся.

(Сугроб)

Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется...

(Кормушка)

Сито большое, сито голубое.

Сеет-веет белый пух

на леса, дома, на луг.

(Небо)

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает

(Солнце)

VII . Включение в систему знаний и повторение

1. Работа по учебнику.

Упр. 40, с. 26.

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Прочитайте, какие окончания имеют имена существитель-ные разного рода.

2. Творческая работа. Работа в группах. (Слайд 10)

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

сосна - …(насос)

кулак - …(кукла)

каприз - …(приказ)

камыш - …(мышка)

коршун - …(шнурок)

VIII . Домашнее задание

Упр. 44, с. 27

IX . Подведение итогов. Рефлексия

Как определить род имени существительного?

Продолжите предложения:

На уроке я научился ….. Я затруднялся …..

Мне было интересно…. Я хочу…

Спасибо за сотрудничество.

Род имён существительных

1. Какова система родов имён существительных в русском языке?

Все существительные русского языка в форме единственного числа можно отнести к одному из следующих родов: мужскому, женскому, среднему, общему .

2. Как определить род имени существительного?

    Род существительного можно определить, согласовав с ним местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко - мужской род; моя жена, моя стена, моя ночь - женский род, моё окно, моё небо, моё животное - средний род.

    У большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу: мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

    Род существительных определяется по форме единственного числа. Существительные, употребляемые только во множественном числе, рода не имеют : ясли, макароны, брюки, вилы .

3. Какие существительные относятся к общему роду?

    Существительные общего рода - это существительные, которые характеризуют человека, дают ему оценочную характеристику ; они имеют окончания -а, -я и относятся к 1-му склонению: неряха, заводила, запевала, работяга, грязнуля, стиляга, пьяница, неженка, соня, плакса .

    Существительные общего рода могут обозначать людей и мужского, и женского пола: Какой ты неряха! Какая ты неряха!

4. Как определить род неизменяемых существительных?

    Род неизменяемых существительных, называющих людей , определяется по полу: храбрый идальго, изысканная леди .

    Существительные, обозначающие профессии и род занятий , относятся к мужскому роду: военный атташе, ночной портье . Существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), даже если используются по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода .

    Неизменяемые существительные, называющие животных , относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода: австралийский кенгуру, смешной шимпанзе; шимпанзе кормила своих детёнышей . Исключения: цеце (муха), иваси (рыба) - женский род.

    Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду: ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи , ароматное какао, выдержанное бордо, пьянящее шардоне, горячее капучино, локомотивное депо, новое пальто, плетеное кашпо . Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род); авеню, салями (женский род).

    Род иноязычных географических названий определяется по родовому слову: далекое Монако (это княжество, т.е. существительное среднего рода, значит, слово Монако тоже среднего рода), широкая Лимпопо (река - ж.р.), густонаселенный Токио (город - м.р.). Если можно использовать два разных родовых слова, то возможны варианты согласования: независимое Гаити (государство - с.р.), независимая Гаити (страна - ж.р.) и далекий Гаити (остров - м.р.); прекрасный Брешиа (город - м.р.) и прекрасная Брешиа (провинция - ж.р.). В некоторых случаях родовая принадлежность существительного устанавливается традицией, поэтому требуется словарная проверка.

Род имён существительных.

Род - это способность имён существительных сочетаться с определёнными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов:
мой дом, моя шляпа, моё окно .
По признаку рода имена существительные делятся на три группы:

1 2 3

Имена существительные мужского рода

Имена существительные женского рода

Имена существительные среднего рода

дом вода лицо

конь земля море
воробей пыль племя
дядя рожь ущелье

Кроме того, существует небольшая группа существительных общего рода , которые способны служить экспрессивными названиями лиц и мужского, и женского пола (плакса, недотрога, молодчина, выскочка, хапуга ).

Грамматическое значение рода создаётся системой падежных окончаний данного существительного в единственном числе. Следовательно, род существительных различают только в единственном числе .

К мужскому роду относятся:

  1. существительные с основой на твёрдый или мягкий согласный и нулевым окончанием в именительном падеже (стол, конь, камыш, нож, плач ) ;
  2. -а (-я) типа дедушка, дядя ;
  3. некоторые существительные с окончанием -о, -е типа сараишко, хлебушко, домишко ;
  4. существительное подмастерье .

К женскому роду относится:

    1. большинство существительных с окончанием -а (-я) (трава, тётя, земля ) в име-нительном падеже;
    2. часть существительных с основой на мягкий согласный , а также на ж и ш и нулевым окончанием в именительном падеже (лень, рожь, тишь ).

К среднему роду относятся:

      1. существительные с окон-чанием на -о, -е в именительном падеже (окно, поле );
      2. десять существительных на -мя (бремя, время, племя, пламя, стремя и пр.) ;
      3. существительное дитя .

Существительные врач, профессор, архитектор, депутат, экскурсовод, автор , называющие лицо по профессии или роду деятельности, относятся к мужскому роду .

Однако они могут обозначать и лиц женского пола. Согласование определений в этом случае подчиняется следующим правилам:

    1. необособленное определение должно ставиться в форме мужского рода, например: На нашем участке появился молодой врач Сергеева. Новый вариант статьи закона предложил молодой депутат Петрова ;
    2. обособленное определение, стоящее после имени собственного, должно ставиться в форме женского рода , например: Профессор Петрова, уже известная стажёрам, удачно прооперировала больного .

Сказуемое должно ставиться в форме женского рода, если:

        в предложении есть имя собственное, стоящее перед сказуемым, например: Директор Сидорова получила премию. Экскурсовод Петрова провела студентов по старейшим улицам Москвы ;

      1. форма сказуемого является единственным показателем того, что речь идет о женщине, а пишущему важно это подчеркнуть, например: Директор школы оказалась хорошей матерью .

Некоторые существительные с окончаниями -а (-я) способны служить экспрессивными названиями лиц и мужского, и женского пола. Это существительные общего рода , например: плакса, недотрога, ябеда, неряха, тихоня .

Имена существительные общего рода согласование с мужским родом согласование с женским родом
плакса Маленький Миша любит поплакать, прямо как плакса . Наша Наташа не плакса .
недотрога Олег - недотрога , боится уколов. Маленькая девочка, когда её причёсывали, вела себя словно недотрога .
ябеда Ой, какой же ты, Ваня, ябеда ! Даша постоянно жаловалась на кого-нибудь, за что дети прозвали её ябедой .
неряха Ученик Виктор - неряха . Разбрасывает свои вещи где попало. Наша Таня - неряха . Забывает умыться.
грязнуля Котёнок - большой грязнуля . Испачкался сметаной. Ира - грязнуля . Не чистит свою обувь.
тихоня Тихоня Петя никогда не поднимал руку на уроке. Лиса тихоня поджидала зайца, спрятавшись за ёлку.
лакомка Серёжа - лакомка . Очень любит конфеты. Юля лакомка , не отведав десерта, не встанет из-за стола.
белоручка Станислав не любит работать, он - белоручка . Лариса вовсе не белоручка .
лежебока Наш лежебока , как всегда, отлынивал от работы. Кошка Мурка большая лежебока .