Интересные факты о полётах на самолёте, которые вы могли не знать. Удивительные факты о самолетах и авиации

  • Дата: 26.09.2019

Самолёт - воздушное судно, предназначенное для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного относительно других частей аппарата крыла, создающего подъёмную силу. Неподвижное крыло отличает самолёт от махолёта (орнитоптера) и вертолёта, а наличие двигателя - от планёра. От дирижабля и аэростата самолёт отличается тем, что использует аэродинамический, а не аэростатический способ создания подъёмной силы.

И нтересные факты о самолетах.

В 1843 году английский изобретатель Уильям Хенсон получил патент на проект самолёта.

В России первый проект самолёта был предложен Николаем Афанасьевичем Телешовым в 1864 году.

В 1874 году французский морской офицер Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль построил полноразмерный самолёт с паровой машиной. Однако недостаточная мощность двигателя не позволяла ему совершать полёт.

К рылатый Бенц. Русский аэроплан в кузове грузовика на Кавказском фронте первой мировой. 1916 год.

Первый коммерческий пассажирский авиарейс состоялся в 1914 году.

Первый самолёт с уборной комнатой начал совершать полёты в 1919 году.

Психологи советуют не думать в самолёте о плохом, лучше думать о своих действиях после прилёта. Перед посадкой в самолет следует выпить настой валерьяны, а от алкоголя, кофе и сладкого – надо отказаться. Эти продукты усиливают ощущение страха.

Еду в самолете впервые начали давать в 1919 году.

Многие пассажиры самолётов вкус привычной еды воспринимают совершенно по-другому. Причиной этому служит шум полёта. При высоком уровне шума еда кажется менее солёной и сладкой, но при этом более хрустящей.

В самолёте Боинг 767 - около 3 миллионов Ста тысяч деталей. Кстати делают детали во всём мире: части фюзеляжа изготавливаются в Японии, центральные части крыльев - в Южной Калифорнии, закрылки - в Италии.

В самолёте президента Путина (борт № 1) находятся две спальни, душевая, комната для отдыха, зал совещаний и даже тренажёрный зал. Стоимость такого самолета около 300 млн. долларов.

Первое в мире регулярное воздушное сообщение было открыто между Парижом и Лондоном в 1919 г. В самолёте находилось всего 4 пассажира.

В США есть 14,500 аэропортов, а в России 2,500.

В. В. Татаринова. В 1909 году изобретатель получил 50 тысяч рублей от Военного министерства для постройки вертолёта.

В 1910 году, 4 июня профессор Киевского политехнического института князь Александр Кудашев пролетел несколько десятков метров на самолёте-биплане собственной конструкции.

Самый большой аэропорт в мире - им. Короля Халида (Саудовская Аравия). Площадь - 221 кв. км. Открыт 23 года назад.

После начала блокады Западного Берлина в 1948 году единственным путём его снабжения стал воздушный транспорт. Американский лётчик Гейл Хелворсен придумал перед заходом на посадку в аэропорт Темпельхоф сбрасывать для детей пакеты со сладостями на маленьких парашютах. Вскоре его пример подхватили другие пилоты, а сладости покупались на пожертвования жителей США и Великобритании. В пакетах обычно находились шоколад, жвачка и изюм, поэтому все доставлявшие грузы для Западного Берлина самолёты стали называть «изюмными бомбардировщиками».

Самый большой экраноплан (самолет-корабль летающий над водой) это в 1964 году созданный русский KM, который назвали монстром Каспийского моря. Его грузоемкость 500 тонн. Максимальная скорость 600km/h. После нескольких крушений проект этого “летающего грузовика” был полностью остановлен.

Самолёты Lockheed SR-71 Blackbird, введённые в эксплуатацию в 1966 году, более чем на 90% состояли из титана.

Самый большой самолет в мире Ан-225 («Мрия»). Его взлетный вес - 600 тонн

В 1977 году советский летчик на самолете КБ Микояна поднялся от земли 37 650 м.

Бумажная или тканевая салфетка, помещаемая на верхнюю часть кресел самолётов, поездов и автобусов, имеет название - антимакассар. Оно происходит от масла макассар на основе пальмового или кокосового масла, которым мужчины в викторианской Англии укладывали причёски.

В 1940 году в небе над Австралией столкнулись два патрульных самолёта Avro Anson. Авария не привела к взрыву - самолёты просто сцепились друг с другом. Пилот и двое штурманов нижнего Ансона сразу выпрыгнули с парашютами, однако пилот верхнего Леонард Фуллер обнаружил, что по-прежнему может управлять машиной даже с таким балластом, тем более что двигатель нижнего самолёта продолжал работать. В результате пилот совершил успешную аварийную посадку в поле, причём оба Ансона впоследствии были отремонтированы и вернулись на вооружение.

Кирк Керкорян был пилотом-инструктором Британских королевских воздушных сил, участник Второй мировой войны. После войны летал на самолётах воздушных сил через Атлантический океан, установил рекорд времени по перелету через Атлантику. В годы Второй Мировой войны-переправлял бомбардировщики ”Москит” из Канады на Британские острова.

Грузовая компания FedEx Express оперирует самым большим в мире парком грузовых самолётов - на сегодняшний день их более 650. Чтобы оперативно реагировать на возникающие сверхнормативные потребности в транспортировке, FedEx постоянно держит в воздухе несколько пустых самолётов.

В 1930-х в Советском Союзе существовал проект создания летающей подводной лодки, который не был завершён. Американцы в 1960-х годах продвинулись дальше: был построен реально работающий самолёт, способный сначала сесть на воду, а затем погрузиться в неё. Скорость его полёта в воздухе составляла 130 км/ч, скорость хода под водой - 8 узлов.

Когда в 1903 году братья Райт изобрели первый самолет, они и представить не могли, что авиационная промышленность спустя 100 лет станет чрезвычайно прибыльным бизнесом. К тому же авиация сделала огромный рывок вперёд. Тогда как самолёт братьев Райт самолет пролетел всего около 35 метров, современной Boeing 787 может пролететь более 16 тысяч километров на одной заправке. В нашем обзоре малоизвестные и весьма любопытные факты об авиастроении.

Если на большой высоте внезапно откроется дверь в салон самолета, то это может привести к тому, что людей буквально "высосет" наружу из-за разности давлений в салоне и снаружи. Однако, в летящем самолете дверь открыть практически нереально, как раз из-за той же разницы давления.



Боинг 747 может перевозить около 230 000 литров топлива для реактивных двигателей, которое весит около 180 тонн.



Инверсионный след, который самолеты оставляют позади себя, состоит из водяного пара. Тонкий след говорит о том, что сейчас низкая влажность воздуха и ясная погода. А толстый, более длинный след может являться ранним признаком шторма.



По итогам исследования, проведенного "Популярной механикой", было установлено, что пассажиры, сидящие возле хвоста самолета, имеют на сорок процентов больше шансов выжить во время аварии, чем те, кто сидит в первых рядах.



Airbus A380, Boeing 787, ATR-600, а также самолеты Bombardier C Series используют менее трех литров топлива для реактивных двигателей на сто пассажирокилометров. Это соответствует эффективности большинства современных компактных автомобилей.



Воздух на самолетах фильтруется по той же технологии, что и у воздушных фильтров в больницах, поэтому он почти не содержит микробов.



Если самолет должен совершить аварийную посадку, то пилот может принять решение сбросить топливо из баков в крыльях. Хотя это случается не очень часто, подобное делается для того, чтобы уменьшить вес самолета. Топливо обычно испаряется, прежде чем достигнет земли.



Радары самолетов не могут обнаружить турбулентность. Турбулентность может образоваться как в ясную, безоблачную погоду, так и при плохой погоде.



FAA требует, чтобы из любого самолета можно было эвакуироваться за девяносто секунд. Подобный срок был установлен потому, что за полторы минуты пламя может поглотить весь самолет, а за четыре с половиной минуты самолет выгорает полностью.



Автопилот, как правило, включен в течение большей части полета. Компьютер может сделать более точные настройки, что приводит к снижению расхода топлива, за исключением турбулентности. Автопилот не используется, как правило, во время взлета и посадки, хотя такая возможность есть.



Большинству пилотов авиакомпании платят только за время, проведенное в воздухе, и не оплачивают время, затрачиваемое на то, чтобы добраться до аэропорта, на то, чтобы взять полетное задание, и время, затрачиваемое на ожидание очереди на взлет.



Грузовой реактивный самолет Ан-225 является самым крупным в мире самолетом. Он почти настолько же большой, как футбольное поле. Первоначально самолет был построен для транспортировки шаттлов.



Самый большой в мире пассажирский самолет - Airbus A380. Этот двухэтажный реактивный лайнер с четырьмя двигателями совершил свой первый полет 27 апреля 2005 года.



Boeing 767 засасывает в свои двигатели во время полета столько воздуха, что его хватило бы, чтобы заполнить дирижабль Good Year примерно за семь секунд. Материала, из которого сделано шасси реактивного самолета-заправщика Boeing KC-135 Stratotanker хватило бы, чтобы сделать сто автомобильных шин.



Самый маленький в мире реактивный самолет - BD-5 Micro. Его размах крыльев составляет от 4 до 6,5 метров, а весит самолет всего 160 кг.



Ртуть считается самой большой угрозой для любого самолета и по этой причине ее нельзя проносить на борт. Даже небольшое количество ртути может серьезно повредить алюминий, из которого сделано большинство самолетов. Самолеты, которые подвергаются воздействию ртути, как правило, помещают в карантин.



Самый быстрый самолет в мире - Lockheed SR-71. Этот сверхзвуковой разведчик удерживает рекорд скорости (3530 км/ч) в течение почти сорока лет.



Окна на диспетчерских вышках аэропортов должны быть под углом ровно пятнадцать градусов, чтобы уменьшить возможность бликов на стекле.

В любой работе наверняка найдутся секретики, не предназначенные для посторонних ушей. Авиация всегда была окружена ореолом романтики и таинственности, вот почему нам так интересно узнавать о «внутренней кухне» этой сферы.

15. Пилотам запрещено носить бороду
Некоторые авиакомпании запрещают пилотам носить бороды. Делается это для того, чтобы во время экстренной ситуации кислородная маска (ее пилотам потребуется надеть, так же как и пассажирам) плотно прилегала к лицу. А борода может этому помешать.

14. В самолете прохладно для вашего здоровья

Согласно исследованию, существует связь между температурой и давлением в самолете и потерей сознания, вызванной гипоксией. Спровоцировать гипоксию может перегретый воздух в салоне. Поэтому температуру поддерживают на более низком уровне. Одевайтесь теплее во время авиаперелета!

13. Самолет никогда не летит «напрямую» по карте

На некоторых продолжительных рейсах пассажирам демонстрируют карту с траекторией полета. Можно заметить, что самолет летит вовсе не напрямую, а по дуге. А иногда и вовсе странными зигзагами. Все дело в том, что Земля представляет собой шар, а карта на экране плоская. Вторая причина - особые требования к полетам, согласно которым маршрут строится так, чтобы самолет всегда находился в пределах допустимого времени полета до ближайшего аэродрома, который сможет принять этот тип самолетов в случае вынужденной посадки. А еще на траекторию полета могут влиять погодные условия.

12. В полет лучше надевать крепкую закрытую обувь

Отдайте предпочтение устойчивым ботинкам с хорошей подошвой, ведь в случае экстренной эвакуации вы можете оказаться стоящим на горячем асфальте или на колючих сорняках в шлепанцах.

11. Пилоты и диспетчеры не всегда общаются исключительно формально


Существует традиция: диспетчеры поздравляют пилотов со всеми праздниками. Представьте, перед Рождеством у пилота бывает по 4 полета в день, и за это время около 2 тыс. человек желают ему счастливого праздника. «Когда сборная Германии стала чемпионом по футболу, все диспетчеры мира поздравляли наш экипаж», - рассказал пилот Lufthansa Антье Шэпер.

10. Обычный человек никогда не сможет посадить самолет

В кино нам часто показывают, как из-за происков злодеев пилоты теряют способность управлять самолетом, и тогда в игру вступает главный герой - просто очень способный парень на борту. К сожалению, в реальной жизни такой сценарий невозможен. Даже если этот человек - гений, увлекающийся компьютерным симулятором точно такой же модели самолета, готовый следовать указаниям с земли, его, скорее всего, подведет банальный аспект - стресс.

9. Задержки рейсов отражаются не только на пассажирах, но и стюардессах


Дело в том, что стюардессы получают свою зарплату только за летные часы. Время, проведенное на земле, не отражается на их зарплате. Единственное, что предлагает авиакомпания, - это небольшая компенсация за каждый час с момента прибытия в аэропорт. Так что не стоит срывать раздражение на стюардессе, если по какой-то причине ваш самолет не взлетает.

8. В уборную пилоты ходят по очереди


Когда один из пилотов отлучается в уборную, в кабину пилотов обязательно заходит стюардесса и дожидается там возвращения отлучившегося. Это делается для того, чтобы избежать нештатной ситуации. Например, такой: один пилот вышел, дверь за ним закрылась. А тот, который остался в кабине, внезапно потерял сознание.

7. Еда в самолете невкусная, и в этом нет ничьей вины


В этом не виноваты работники наземных служб. Все дело в том, что на большой высоте наши вкусовые рецепторы и обоняние начинают нам изменять. Недостаточная влажность, шум в самолете и низкое давление играют в этом большую роль.

6. Пилоты общаются со стюардессами через бронированную дверь

Действительно, кабина пилотов имеет бронированную дверь, а та - специальный код для входа. Код сработает, если в течение 120 секунд после его ввода пилот не предпримет никаких действий. Это сделано на случай, если все в кабине потеряют сознание, например, вследствие разгерметизации. В штатных же ситуациях стюардессы вызывают пилотов по трубке. И кстати, бортпроводник обязан вызывать пилотов днем раз в 40 минут, а ночью - раз в 20 минут, чтобы удостовериться в их работоспособности.

5. Самые спокойные места - возле крыльев

Самолет в воздухе напоминает качели. Самые «ухабистые» места - в конце салона. Поэтому если вы хотите максимально спокойно провести полет и свести тряску к минимуму, садитесь посередине, у крыльев.

4. При угоне самолета у пилотов есть свой способ сигнализировать работникам аэропорта

К счастью, такие случаи крайне редки. И все же если это произошло, при посадке пилоты подают сигнал работникам принимающего аэропорта посредством механизации крыла. Это один из способов дать понять наземным службам, что на борту происходит нечто чрезвычайное.

3. Жесткая посадка может проводиться намеренно

Зачастую жесткая посадка - это не следствие неправильных действий пилота, а намеренное действие в плохую погоду. Если полоса покрыта слоем воды, экипаж должен приземлиться жестко, чтобы «пробить» этот слой и предотвратить аквапланирование.

2. Во время ночной посадки свет приглушают специально

Это происходит для того, чтобы глаза пассажиров привыкли к темноте. Если возникнет нештатная ситуация, свет включать нельзя, а привыкшие к темноте люди лучше сориентируются в ночной обстановке.

1. Кислородные маски рассчитаны лишь на 15 минут

Кислорода в маске хватит лишь на четверть часа, но не стоит паниковать: этого времени будет достаточно пилоту, чтобы опустить самолет на ту высоту, где вы сможете дышать свободно.

А какой факт удивил вас больше всего? Это повлияет на частоту ваших полетов? Делитесь в комментариях!


Авиакатастрофы вызывают у людей куда больший страх, чем автомобильные аварии, хотя случаются последние гораздо чаще. У психиатров есть даже специальный термин «аэрофобия» - боязнь полетов на летательных аппаратах. Но при прочих равных, самолеты являются самым безопасным средством передвижения. На собрали для наших читателей самые невероятные факты, связанные с самолётами.

1. Загрязнение воздуха влияет на безопасность авиаполетов


Чем больше двуокиси углерода выбрасывается в воздух, тем может произойти больше инцидентов, вызванных турбулентностью.

2. Существует человек, который съел самолет


На это конферансье Мишелю Лотито понадобилось 2 года, в течение которых он полностью съел "Cessna 150" (включая кожаные сиденья и шины).

3. Крокодил в спортивной сумке


Один пассажир самолета попытался перевезти крокодила в своей спортивной сумке. Рептилии удалось выбраться из сумки, после чего охваченные паникой пассажиры бросились в кабину пилота. Управление было утрачено и самолет разбился. Эту историю рассказали немногие выжившие.

4. Please speak English


Существует международный язык авиаполетов – английский. Все члены экипажа, работающие на международных рейсах, должны говорить по-английски.

5. Ветровое стекло по цене BMW


Ветровое стекло кабины Боинга 747-400 стоит столько же, как автомобиль BMW. А цена всего самолёта $ 234 – 266,5 млн.

6. Генрих Куби и Эллен Чёрч


Первой стюардессой (а точнее, стюардом) был мужчина по имени Генрих Куби в 1912 году. Женщины данной профессии впервые появились только в 1930 году (это была Эллен Чёрч).

7. Спецдиета


Пилотам самолета запрещается есть одинаковую пищу. Это сделано для того, чтобы одновременно не отравились все пилоты.

8. Самолеты могут летать без пилотов


Самолеты действительно могут летать без пилотов.Теоретически, современные технологии позволяют это, но при этом существует запрет выполнять пассажирские рейсы без людей-пилотов.

9. 280 километров проводки


Внутри обычного Boeing 747 есть 240-280 километров проводки. Это один из самых больших самолетов в мире. Он способен перевозить 568 пассажиров.

10. Самый длинный военный самолет


Самый длинный военный самолет - С-5, длина которого сравнима с 6-этажным зданием. Самый маленький самолет - BD-5 Micro, его масса составляет всего 162 кг.

11. Амелия Эрхарт


Амелия Эрхарт стала 1-й женщиной-пилотом, которая в одиночку совершила перелет через Атлантический океан.

12. Бар Нанн


Бар Нанн - город, который когда-то был аэропортом. В 1952 году бывший аэропорт города Каспер был демонтирован, после чего на этом месте был построен город.

13. Ан-225 "Мрия"

Самое крупное из воздушных судов в мире - транспортный реактивный самолет Ан-225 "Мрия". По размеру он практически равен футбольному полю.

14. Вкус томатов в условиях низкого давления


Большинство людей предпочитают пить томатный сок на борту самолета, даже если не обычно не любят его. По данным исследования, в условиях низкого давления вкус томатов чувствуется намного более сладким.

15. Хвост самолета


Безопаснее сидеть в хвосте самолета, чем в передней части. При этом шансы выжить в случае катастрофы на 40% выше (в соответствии с данными "Популярной механики").

16. Черный ящик


Черный ящик не всегда выживает после авиакатастрофы. Иногда при падении самолета он оказывается раздавленным его весом.

17. Пассажирооборот - 96 миллионов пассажиров в год.

Сиди, смотри, радуйся...

Вскоре появится самолет, в котором пассажиры будут иметь обзор на 360 градусов. Airbus собирается ввести этот самолет в эксплуатацию в 2050 году.

20. На бортах запрещено провозить ртуть.


На борту самолетов запрещено провозить ртуть. Даже мельчайшее количество ртути является большой угрозой для алюминия, из которого делают самолеты.

И тех, кому приходится летать часто, и тех, кто опасается полётов, заинтересуют .

17 декабря 1903 года случилось событие, которое можно считать отправной точкой в истории авиации. Именно в этот день состоялся первый управляемый полёт человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем. Его создателями были братья Уилбур Райт (Wilbur Wright) и Орвилл Райт (Orville Wright). Интересно, что ни один из этих талантливых изобретателей не окончил даже средней школы. До начала увлечения конструированием аэропланов братья трудились в собственной веломастерской и магазине, где продавали печатные прессы, велосипеды, двигатели и другие механизмы. Впрочем, многие специалисты считают, что главной заслугой братьев Райт является не первый полёт, приоритет которого оспаривается, а открытие ими трёх осей вращения самолёта, что позволило пилотам эффективно управлять самолётом и поддерживать его равновесие во время полёта.

Военные лётчики на заре авиации поголовно носили белые шёлковые шарфы, что придавало их образу долю романтики и героизма. Однако традиция эта возникла совсем не из-за любви к красоте. Пилотам во время воздушного боя приходилось непрестанно крутить головой на все 360 градусов, чтобы отслеживать непрерывно меняющуюся воздушную обстановку. При этом их шея натиралась буквально до крови жёстким воротником униформы. Поэтому они и начали надевать на шею мягкий шёлковый шарф.

В мире нет, пожалуй, более известного пассажирского самолёта, чем Boeing 747. На момент своего создания этот самолёт был самым большим, тяжёлым и вместительным пассажирским авиалайнером и оставался им в течение 36 лет. Именно на самолёте этой модели был поставлен мировой рекорд по максимальному количеству пассажиров, перевезённых за один полёт. 24 мая 1991 года во время переброски эфиопских евреев в Израиль самолёт принял на борт 1 122 человека. Первоначально по плану предполагалось погрузить в самолёт 760 человек, но пассажиры оказались настолько лёгкими, что было принято решение о дополнительной загрузке. Интересно, что в полёте родилось два младенца, так что в аэропорту назначения пассажиров оказалось больше, чем в момент вылета. Для справки: Boeing 747 рассчитан на полёт с 480 пассажирами на борту.


travellight/Shutterstock.com

Самым большим самолётом в мире является Ан-225 «Мрия» - транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Он был спроектирован и построен в СССР на Киевском механическом заводе в 1984–1988 годах. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил полёт с грузом 156,3 тонны, в котором было одновременно побито 110 мировых авиационных рекордов. А в августе 2004 года был поставлен новый рекорд, который до сих пор не побит: Ан-225 перевёз груз весом 250 тонн из Праги в Ташкент с промежуточной посадкой в Самаре.

Крупнейшая по количеству жертв в истории гражданской авиации катастрофа произошла, как это ни удивительно, на земле. На взлётной полосе аэропорта Лос-Родеос столкнулись авиалайнеры Boeing 747-206B авиакомпании KLM и Boeing 747-121 авиакомпании Pan American. В результате погибло 583 человека. Причиной аварии послужила цепочка трагических случайностей, первым звеном которой стал взрыв террористами движения за независимость и автономию Канарских островов бомбы в крупнейшем аэропорту Канарских островов Лас-Пальмас. В результате он был закрыт, а все рейсы перенаправлены в аэропорт Лос-Родеос, где возникла неразбериха.

Во всём мире ежедневно на пассажирских самолётах летают более 3 миллионов человек. В обычный день каждые 2 секунды где-то взлетает или приземляется один самолёт. Ежегодно на самолётах перевозится более 5 миллиардов человек. Тем не менее статистика сообщает, что всего 5% мирового населения летали когда-либо на самолёте.

Многие люди боятся летать, но статистика утверждает, что авиаперевозки являются самым безопасным видом транспорта. По подсчётам ICAO (Международной организации гражданской авиации), на миллион вылетов приходится всего одно происшествие. Вероятность того, что пассажир, севший в самолёт, погибнет в авиакатастрофе, составляет примерно 1/8 000 000. Это значит, что если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, то ему понадобится летать целых 21 000 лет, чтобы точно погибнуть в крушении.

Другие интересные факты об окружающем нас мире вы можете узнать .