Назови биологические и социальные черты человека. Социальное и биологическое в человеке

  • Дата: 24.10.2019

Решение вопроса о сущности человека издавна и традиционно связывалось с соотношением биологического и социального в нем. Человек - зверь или ангел? - так броско порой ставится вопрос. Не вызывает сомнения, что человек генетически связан совсем животным миром. Так что роль в жизни человека биологических факторов, того, что дается от природы и передается по наследству, невозможно игнорировать. Это:

1) морфофизиология организма (морфология - строение тела, физиология - функционирование). Основа - наличие нервной системы, мозга, органов чувств.

2) Темперамент - скорость протекания нервных процессов, соотношение возбуждения и торможения; особенности психического склада человека, выражающиеся в степени эмоциональной возбудимости, подвижности, жизненной активности.

3) Задатки, которые под влиянием воспитания могут превращаться в способности;

4) Наследственная предрасположенность к болезням или здоровью;

5) Инстинкты (самосохранения, половой и др.).

Наука второй половины ХХ века активно исследует биологические основы человеческой деятельности. Так, этология - наука, изучающая поведение и нравы животных, обратила внимание на многие черты сходства в поведении человека и животных. Например, собирательство - экологическая ниша многих животных (собаки, чайки, вороны). Это фундамент осуществления врожденных программ рассудочной деятельности, связанной с поиском, стремлением различать, классифицировать, учиться. В человеческом варианте это разнообразие наших пристрастий от сбора грибов до коллекционирования марок. Способности к элементарному счету, к операциям анализа и синтеза есть и у животных. Человек усложняет их благодаря абстрактным понятиям, речи.

Любовь и стремление к отчему дому, месту, где прошло детство, в сочетании со страстью к путешествиям сравнивают с инстинктивной деятельностью перелетных птиц. Даже любовь к природе трактуется как следствие естественного отбора: оставались те виды и особи, у которых был развит механизм, изменяющий поведение популяции при опасном нарушении экологической среды.

Внешнее сходство стереотипов поведения стадных животных, роль инстинктов в жизнедеятельности организма послужили основанием для появления в 70-х годах ХХ века социобиологии, сторонники которой стремятся объяснить природу человека естественным отбором и генетическими программами.

По мнению социобиологов, не только агрессия, сексуальность, родительство роднят нас с животными, но и корни такого по всей видимости чисто человеческого качества как альтруизм приписываются стадным животным. Альтруизм определяют как генетический эгоизм, который проявляется в отношении детенышей в интересах сохранения рода.


Сходность основных черт, присущих и человеку, и животным, подчеркивается тем, что все формы поведения и отношений между стадными животными охватываются понятием "социальные отношения".

Изучение биологических основ жизнедеятельности человека заслуживает внимания. Однако, вывод о сходстве поведения человека и животного ни в коем случае не проясняет вопроса о сущности человека. В нем нет представления о глубоком различии между человеческим и животным миром. Сам Чарльз Дарвин отметил, что главное отличие человеческого общества от животного стада в наличии нравственности.

С биологизаторских позиций невозможно объяснить такие важнейшие феномены человеческой жизни как совесть, ответственность; смысл жизни сводится лишь к воспроизводству человеческого рода. И при этом человек всю жизнь вынужден мучиться осознанием своей смертности и неспособности проникнуть в коварные замыслы природы. Можно ли христианские заповеди считать продолжением морали животных? Каким образом объяснить существование идеала добра? Где истоки свободной творческой деятельности человека? Все эти и многие другие вопросы остаются без ответа. При биологическом подходе к человеку идеи гуманизма, проходящие красной нитью через всю историю человечества, - не более как его иллюзия. Зло вполне может быть приписано самой природе человека. И если различия между людьми, группами - нациями, расами, - биологически запрограммированы, то значит могут быть оправданы национализм, расизм и иные человеконенавистнические теории.

Наконец, если рассматривать человека как чисто биологическое существо, то непонятно, почему природа создала его столь несовершенным. Не случайно Ницше, М.Шелер и многие другие отмечали, что человек - конструктивно больное животное. Ведь по своим биологическим качествам он не конкурент животным, находящимся в гармонии со средой. Он не в состоянии выжить в естественных природных условиях (ни шерсти, ни клыков, ни когтей) без создания и использования искусственно созданных орудий труда и в целом вне второй при-роды - культуры.

Именно этот факт, по мнению Гелена предопределил человека к активной деятельности, реализующейся в различных формах культурной жизни. А Плеснер говорил об эксцентричной природе утратившего свою естественную самость человека, приговоренного в силу этого к вечному поиску, самоотражению, самосовершенствованию.

Кроме того, вне общества себе подобных человек никогда не станет человеком в общепризнанном смысле этого слова. Более того, по меткому замечанию Р.Тагора "человек хуже животного, когда становится животным". Что же скрывается за этим общепризнанным смыслом? В противоположность биологизаторству существует концепция понимания человека как сугубо социального существа. Наиболее ярко она воплощена в марксизме. При таком подходе утверждается что биологические черты и свойства всегда опосредованы социальными условиями. Даже удовлетворение многих чисто физиологических потребностей человека выступает в превращенной форме, отвечающей культурным, приобретенным нормам. Характер, убеждения, взгляды, нравственные нормы, сознание и самосознание не заложены в генах, а формируются и передаются социально - через воспитание, образование, общение. Основной фактор становления человека таким образом - социальное наследование - передача от поколения к поколению накопленного богатства материальной и духовной культуры.

Теория Маркса претендовала на объяснение сущности человека. Для марксизма человек есть ансамбль общественных отношений, коренящихся в материально-преобразующей деятельности. Богатство содержания его сознания и души - это богатство воспринятых им ролей и норм, результат включенности в широкий контекст общественных отношений. В отличие от философов-просветителей 18 века (Гельвеция, Гольбаха, Локка и др.) Маркс пытался представить человека не объектом, который общество нашпиговывает мнениями, взглядами и умениями, а субъектом-деятелем, революционно изменяющим мир, а тем самым и себя. Однако, указание на деятельностную природу человека, на опережающий характер сознания не опровергает безусловной однонаправленности, предзаданности человеческих отношений с обществом. Как биологическое предзадано, и человек не властен изменить своей биологической природе, так и социальное как результат влияния среды оказывается внешним по отношению к сокровенной сути, "самости" человека. Независимо от устремлений самого К.Маркса не абсолютизировать роли объективно-социальных факторов в становлении человека, упор на социальных аспектах человеческой сущности в значительной мере мешает пониманию личности как индивидуальности, поскольку подразумевает сведение индивидуального к социальному. В такой логике непонятен исток самобытности, творчества, свободы человека: его сущностная социальность делает его заложником общества. Человек таков, каково окружающее его общество (среда). Ходовое в русской литературе 19 века объяснение: "среда заела", действительно оправдывает человека и снимает с него ответственность - ведь он продукт своего окружения: семьи, сословия, класса, народа и т.п. А если все от среды и общества, то где сам человек?

По мнению Фромма, ни биологически, ни социально объяснить человека нельзя. Ошибкой Маркса он считает то, что человек в марксизме - разумное существо. На самом деле, это иррациональное животное, чья сущность не может быть определена социально, она обусловлена бессознательным.

Весьма образно мысль о неуловимости сущности человека высказал философ Ортега-и-Гассет: голубя нельзя лишить голубиности, а тигра тигриности. Человек же постоянно рискует утратить человечность. Все человеческое не дается само собой (от природы), его надо взращивать и культивировать в себе, и даже достигнутое мы рискуем утратить и часто теряем - ведь оно не врождено человеку. Человек - воплощенная проблема, рискованная авантюра. Будущее человека не только непредсказуемо, как у других животных; иногда ему и вовсе случается не быть человеком. История рассказывает о поворотах вспять, упадке и вырождении, все приобретенное человечеством может быть утрачено всего лишь несколькими поколениями.

Но и применительно к каждой личности это так - любому грозит опасность не быть самим собой, единственным и неотделимым от своего "Я". "Стань тем, кто ты есть", - эту заповедь древнегреческого поэта не так-то легко осуществить.

У понятия «человек» существует настолько большая история изучения, что до сих пор ученые находят все новые и новые его составляющие. В нашей статье мы попытаемся кратко описать основные признаки человека: биологические, социальные, внешние, психологические, доминантные и рецессивные.

Биологические и социальные признаки человека

  • телесными признаками, приспособленными к труду
  • высокоразвитым увеличенным мозгом, способным отражать понятийно окружающий мир
  • сознанием, помогающим познавать окружающий мир
  • мышлением и языком, дающим человеку способность общаться и передавать накопленный опыт
  • прямоходящим способом передвижения, освободившим человеку руки
  • строением зубов, изменившим форму черепа.

Социальное в человеке проявляется, прежде всего, в особенностях совместной жизнедеятельности и речевого общения людей. Социальные признаки человека характеризуются следующими моментами:

  • отношением к труду и деятельности
  • осознанным отношением к природе
  • целенаправленной и спланированной социальной активностью
  • воспроизводством и сохранением социальных и культурных ценностей
  • созданием семьи как социальной ячейки общества
  • воспитанием и образованием молодого поколения
  • развитием способностей и талантов
  • поддержкой себе подобных с явными отклонениями от нормы

Внешние и психологические признаки человека

Под личностью человека понимают совокупность внешних признаков, которые отличают его от других людей и подтверждают его принадлежность к человеческому роду. Существует множество классификаций внешних признаков человека, мы рассмотрим основные:

  1. Собственные и сопутствующие. Собственные признаки принадлежат человеку по его физической природе и к ним относят: общефизические (рост, возраст), демографические (пол, национальность, раса), анатомические (внешнее строение головы, конечностей, туловища), функциональные (походка, жестикуляция, речь, привычки, осанка). Сопутствующие признаки представляют собой те элементы, которые формируют личность (одежда, личные вещи, украшения).
  2. Групповые и индивидуальные. Это совокупные внешние признаки человека, которые характерны или для группы людей, или для одного человека.
  3. Постоянные и временные. Эти признаки могут либо быть с человеком от рождения до смерти, либо возникать и исчезать (как волосы, бородавки).
  4. Естественные и искусственные. Такие признаки либо присущи человеку от природы (морщины), либо появляются в результате изменения признаков внешности человека (татуировки, пирсинг).

В психологии основные признаки человека, которые характеризуют психический облик человека, делятся на 8 групп:

  • сенсорно-перцептивные (зрение, вкус, обоняние, слух, осязание)
  • физиологические (жажда, голод, половое влечение, боль, нужда)
  • реакционные (дрожь, сердцебиение, головокружение, тошнота, слабость, ужас, бледность)
  • эмоциональные (страх, радость, гнев, любовь, отчаяние)
  • вербальные (сообщение, просьба, требование, ругань, жалоба)
  • интеллектуальные (воображение, мышление, вера)
  • физические (работа, отдых)

Рецессивные и доминантные признаки человека

Так как человек является не только биологическим, но и социальным существом, то его генетика отличается от генетики других живых организмов. Генетика, изучающая особенности наследования человеческих признаков, выделяет у людей рецессивные и доминантные признаки.

Доминантные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 50% случаев. То есть, если один из родителей здоров, а другой болен, то вероятность рождения здорового или больного ребенка 50/50. К доминантным признакам относят:

  • кожа (смуглая, толстая, пегая пятнистость и пигментированные пятна в области крестца);
  • зрение (близорукость, дальнозоркость, катаракта, косоглазие);
  • рост (карликовость);
  • руки и ноги (полидактилия, брахидактилия, леворукость, тонкие, твердые и плоские ногти, толстый и расплющенный палец руки, эллиптические узоры на пальцах, варикозное расширение вен, второй палец ноги длиннее большого, повышенная подвижность большого пальца);
  • черты лица (веснушки, круглое лицо и подбородок, ямочки на щеках и подбородке, густые несоединяемые брови, длинные ресницы);
  • нос (круглый, прямой и с горбинкой, круглые ноздри, высокая и узкая переносица);
  • рот (способность загибать язык назад, свертывать трубочкой, зубы при рождении, выступающие вперед зубы и челюсти, щель между резцами, предрасположенность к кариесу, полные губы, габсбургская губа);
  • уши (острая верхушка уха, свободная мочка);
  • кровь (группы A, B, AB, наличие резус-фактора).

Рецессивные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 25% случаев. Обычно при таком наследовании оба родителя считаются здоровыми, но имеющими потенциальный патологический ген, который передается их детям по следующей схеме: 25% потомства будут здоровыми, 25% потомства будут больными, а 50% потомства будут как их родители скрытыми носителями патологического гена. К рецессивным признакам относят:

  • кожа (тонкая кожа, альбинизм, светлая кожа);
  • зрение (ночная слепота, дальтонизм);
  • руки и ноги (праворукость, циркулярные узоры на пальцах, второй палец ноги короче);
  • слух (врожденная глухота);
  • процессы в организме (сахарный диабет, гемофилия);
  • черты лица (квадратное лицо и подбородок, тонкие соединяемые брови, короткие ресницы);
  • нос (заостренный, курносый, узкие ноздри, низкая, широкая, прямая и согнутая переносица);
  • рот (тонкие губы);
  • уши (сросшаяся мочка);
  • кровь (группа крови О, отсутствие резус-фактора).

Из всех известных заболеваний 1000 передаются по доминантному признаку, а 800 – по рецессивному. Этими признаками можно объяснить передачу болезней из поколения в поколение, а также внезапное проявление болезни после ее долгого отсутствия в роду.

» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности какбиосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и , нравственность.

Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

Развитие человека и общества обусловлено социальной направленностью в формировании взаимоотношений между индивидами. Сама базируется на социальных началах, что отражается в психологической, культурной и общественной деятельности. Вместе с тем нельзя преуменьшать и аспект принадлежности людей к биологическому виду, что изначально наделяет нас генетическими инстинктами. Среди них можно выделить стремления выживать, продолжать род и сохранять потомство.

Даже если рассматривать биологическое и социальное в человеке кратко, то придется отметить и предпосылки к конфликтам, обусловленные двойственной природой. В то же время остается место и диалектическому единству, которое позволяет соседствовать в человеке разноплановым стремлениям. С одной стороны, это желание утверждать права личности и всеобщий мир, но с другой - вести войны и совершать преступления.

Социальные и биологические факторы

Для понимания проблем взаимосвязи биологического и социального необходимо подробнее ознакомиться с базовыми факторами обеих сторон человека. В данном случае речь идет о факторах антропогенеза. Относительно биологической сущности, в частности, выделяется развитие рук и мозга, прямохождение, а также способность к речи. Среди ключевых социальных факторов выделяют труд, общение, нравственность и коллективную деятельность.

Уже на примере обозначенных выше факторов можно сделать вывод, что единство биологического и социального в человеке не просто допустимо, но и органично существует. Другое дело, что это вовсе не отменяет противоречия, с которыми приходится справляться на разных уровнях жизнедеятельности.

Важно отметить и значение труда, который выступил одним из ключевых факторов в процессе формирования современного человека. Как раз на этом примере ярко выражается связь двух, казалось бы, противоположных сущностей. С одной стороны, прямохождение освободило руку и сделало эффективнее трудовую деятельность, а с другой - коллективное взаимодействие позволило расширить возможности накопления знаний и опыта.

В дальнейшем социальное и биологическое в человеке развивалось в тесной связке, что, конечно, не исключало и противоречий. Для более четкого понимания конфликтов данного рода стоит подробнее ознакомиться с двумя концепциями в понимании сущности человека.

Биологизаторская концепция

Согласно данной точке зрения, сущность человека, даже в социальных ее проявлениях, формировалась под влиянием генетических и биологических предпосылок развития. Особенно среди приверженцев этой концепции популярна социобиология, которая как раз и объясняет деятельность людей эволюционно-биологическими параметрами. В соответствии с этой позицией, биологическое и социальное в жизни человека в одинаковой степени обусловлено влиянием природной эволюции. При этом факторы влияния вполне соответствуют и животным - например, выделяются такие аспекты, как защита жилища, агрессивность и альтруизм, семейственность и следование правилам сексуального поведения.

На данном этапе развития социобиология пытается решать сложные вопросы социального характера с натуралистической позиции. В частности, представители этого направления отмечают в качестве факторов влияния важность преодоления экологического кризиса, равноправие и т. д. Хотя биологизаторская концепция одной из главных задач ставит цель сохранения текущего генофонда, не менее остро стоит и проблема соотношения биологического и социального в человеке, выраженная антигуманистическими идеями социобиологии. Среди них отмечаются концепции деления рас по праву превосходства, а также использование естественного отбора в качестве инструмента борьбы с перенаселением.

Социологизаторская концепция

Против вышеописанной концепции выступают представители социологизаторской идеи, отстаивающие первостепенность значения социального начала. Сразу стоит отметить, что, в соответствии с этой концепцией, общественное имеет приоритет над индивидуальным.

Такой взгляд на биологическое и социальное в развитии человека наиболее выражается в ролевых и структурализме. В этих направлениях, к слову, работают специалисты по социологии, философии, лингвистике, культурологии, этнографии и других дисциплин.

Приверженцы структурализма полагают, что человек - это первичный компонент существующих сфер и общественных подсистем. Само же общество проявляется не посредством входящих в него индивидов, а в качестве комплекса отношений и связей между отдельными элементами подсистемы. Соответственно, индивидуальность поглощается обществом.

Не менее интересна и ролевая теория, которая объясняет биологическое и социальное в человеке. Философия с данной позиции рассматривает проявления человека как совокупность его социальных ролей. При этом общественные правила, традиции и ценности выступают своеобразными ориентирами для действий отдельных индивидов. Проблемой такого подхода является фиксация внимания исключительно на поведении людей без учета особенностей их внутреннего мира.

Понимание проблемы с точки зрения психоанализа

Между теориями, абсолютизирующими социальное и биологическое, расположился психоанализ, в рамках которого сложился третий взгляд на Логично, что в данном случае на первое место ставится психическое начало. Создателем теории является Зигмунд Фрейд, который полагал, что любые человеческие мотивы и стимулы лежат в области бессознательного. При этом биологическое и социальное в человеке ученый не рассматривал как сущности, формирующие единство. Например, социальные аспекты деятельности он обуславливал системой культурных запретов, также ограничивающих роль бессознательного.

Последователями Фрейда была разработана и теория коллективного бессознательного, в которой уже прослеживается уклон в сторону социальных факторов. По мнению создателей теории, это глубинный психический слой, в котором заложены врожденные образы. В дальнейшем выработалась и концепция социального бессознательного, в соответствии с которой вводилось понятие совокупности черт характера, свойственных для большей части членов общества. Однако проблема биологического и социального в человеке с позиции психоанализа и вовсе не обозначалась. Не учитывали авторы концепции и диалектическое единство природного, социального и психического. И это при том, что общественные отношения развиваются в неразрывной связке этих факторов.

Биосоциальное развитие человека

Как правило, все объяснения биологического и социального как наиважнейших факторов в человеке подвергаются наиболее резкой критике. Обусловлено это тем, что невозможно отдавать главенствующую роль в формировании человека и общества лишь одной группе факторов, игнорируя другую. Таким образом, более логичным кажется взгляд на человека как на биосоциальное существо.

Связь двух базовых начал в данном случае подчеркивает их общее влияние на развитие индивида и общества. Достаточно привести пример с младенцем, который может быть обеспечен всем необходимым в плане поддержания физического состояния, но без общества он не станет полноценным человеком. Только оптимальное соотношение биологического и социального в человеке может сделать его полноправным членом современного общества.

Вне социальных условий одни только биологические факторы не смогут сформировать из ребенка человеческую личность. Есть и еще один фактор влияния социального на биологическую сущность, который заключается в удовлетворении базовых природных потребностей через социальные формы деятельности.

Можно взглянуть и с другой стороны на биосоциальное в человеке, не разделяя его сущности. При всей важности социокультурных аспектов, естественные природные факторы также входят в ряд первостепенных. Как раз благодаря органичному взаимодействию и уживается биологическое и социальное в человеке. Кратко представить биологические потребности, дополняющие социальную жизнь, можно на примере продолжения рода, употребления пищи, сна и т. д.

Концепция целостной социальной природы

Это одна из идей, которая оставляет равные места для рассмотрения обеих сущностей человека. Ее обычно рассматривают как концепцию интегральной социальной природы, в рамках которой возможно органичное соединение биологического и социального в человеке, а также в обществе. Приверженцы этой теории рассматривают человека в качестве социального существа, в котором сохраняются и все характеристики с закономерностями природной сферы. Это значит, что биологическое и социальное в не противоречат друг другу, а способствуют его гармоничному развитию. Специалисты не отрицают влияния ни одного из факторов развития и стремятся их правильно вписывать в общую картину формирования человека.

Социально-биологический кризис

Эпоха постиндустриального общества не может не накладывать свой отпечаток на процессы человеческой деятельности, под призмой которых меняется и роль факторов поведения. Если прежде социальное и биологическое в человеке формировалось в немалой степени под влиянием труда, то современные условия жизни, к сожалению, практически минимизируют физические усилия со стороны человека.

Появление все новых технических средств опережает потребности и возможности организма, что приводит к рассогласованию между целями общества и первостепенными потребностями отдельного индивида. При этом все больше подвергаются давлению социализации. В то же время соотношение биологического и социального в человеке остается на прежнем уровне в регионах, где наблюдается незначительное влияние техники на уклад и ритм жизни.

Пути преодоления дисгармонии

В деле преодоления конфликтов между биологическими и помогает современный сервис и развитие инфраструктуры. В данном случае технический прогресс, напротив, играет положительную роль в жизни общества. Надо отметить, что в будущем возможен рост существующих и появление новых потребностей человека, для удовлетворения которых нужны будут другие виды деятельности, которые позволяют эффективнее восстанавливать психические и физические силы человека.

В данном случае социальное и биологическое в человеке объединяется сферой обслуживания. Например, поддерживая тесную взаимосвязь с другими представителями общества, человек пользуется оборудованием, способствующим его физическому восстановлению. Соответственно, об остановке развития обеих сущностей человеческого поведения речи не идет. Факторы развития эволюционируют вместе с самим объектом.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке

Среди основных сложностей в рассмотрении биологического и социального в человеке следует выделить абсолютизацию одной из этих форм поведения. Крайние взгляды на сущность человека мешают определить проблемы, которые как раз происходят из противоречий в разных факторах развития. На сегодняшний день многие специалисты предлагают рассматривать социальное и биологическое в человеке по отдельности. Благодаря такому подходу и выявляются основные проблемы соотношения двух сущностей - это конфликты, которые имеют место в процессе выполнения общественных задач, в личной жизни и т. д. Например, биологическая сущность может взять верх в деле конкурентной борьбы - в то время, как социальная сторона, напротив, требует выполнения задач созидания и поиска компромисса.

Заключение

Несмотря на значительное продвижение науки во многих областях, вопросы антропогенеза по большей части остаются без ответа. Во всяком случае, нельзя сказать, какие конкретно доли занимает биологическое и социальное в человеке. Философия сталкивается и с новыми аспектами изучения этого вопроса, которые появляются уже на фоне современных изменений индивида и общества. Но есть и некоторые точки схождения мнений. Например, очевидно, что процессы биологической и культурной эволюции идут совместно. Речь идет о связи генов с культурой, но при этом их значение неодинаково. Первостепенная роль все же отводится гену, который становится конечной причиной большинства мотивов и поступков, совершаемых человеком.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • ВВЕДЕНИЕ 2
    • 1. ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ 4
    • 2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 6
    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
    • 23

ВВЕДЕНИЕ

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий.

Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительны индивидуальные их качества. Среди, более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не существует двух совершенно одинаковых людей, двух однотипных индивидуальностей. Эти громадные различия усложняют, если не делать вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой личности под влиянием биологических факторов.

Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие личности. Из темы, цели и содержания работы следуют ниже-перечисленные задачи :

· определить влияние на развитие личности человека таких биологических факторов как наследственности, врожденных особенностей, состояния здоровья;

· в ходе теоретического анализа педагогической, психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности: биологические особенности или ее социальный опыт.

1. ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, широко используются в повседневном общении наряду с другими терминами. Поэтому что бы ответить на вопрос: «Что такое личность?», необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «личность», «индивидуальность», «индивид».

Человек - с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек - существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Недаром же, наверное, можно слышать об одном «настоящая личность!», а о другом - «нет, это не личность».

Индивидуальность - это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальный и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируется как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и фейлогенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.

Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание биологическую сущность человека? Нет, его биологическую, природную, естественную сущность игнорировать нельзя. Разумеется, соответствующие природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, что бы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда даже не станет подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 году были найдены две девочки, живущие в волчьей стае, младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой), которой было 6-7 лет, прожила более 10 лет. Печать сообщала еще о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного "Я", так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывают, что человек - существо биологическое и социальное.

2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них - уже индивидуальность. Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а ее односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

Процесс развития осуществляется как совершенствование человека - биологического существа. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Молодым людям, вступающим в брак, следует помнить, что по наследству передаются не только внешние признаки и многие биохимические особенности организма (обмен веществ, группы крови и др.), но и некоторые болезни или предрасположенность к болезненным состояниям. Поэтому каждому человеку необходимо иметь общие представления о наследственности, знать свою родословную (состояние здоровья родственников, их внешние особенности и таланты, продолжительность жизни и др.), иметь представления о влиянии вредных факторов (в частности алкоголя и курения) на развитие внутриутробного плода. Все эти сведения могут быть использованы для ранней диагностики и лечения наследственных заболеваний, профилактики врожденных пороков развития.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

На протяжении 19 века ученые предполагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца - подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой половине 20 века доказали, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что еще из человека получится великая личность. Можно иметь хорошую наследственность, но оставаться при этом умной ненужностью.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности . Великий русский ученый И.П. Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности предпринял наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека. Он предположил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности.

Темперамент тесно связан с другими особенностями личности. Он является как бы той природной канвой, на которую жизнь наносит узоры характера.

Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведений. Поясним приведенное выше определение темперамента.

В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных особенностях. Термин «психофизиологические» в данном случае означает, что соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также и часть физиологии человека, то есть одновременно являются и психологическими, и физиологическими.

Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными. Это на самом деле так: темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.

Из сказанного о темпераменте, из приведенного выше его определения вытекает, что темперамент как личностная особенность человека имеет свои собственные свойства. Свойства темперамента определяют, прежде всего, динамику психической жизни человека. Психолог В.С. Мерлин приводит очень образное сравнение. «Представьте себе, - говорит он, - две реки: одну - спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены…

Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической жизни разных людей».

Согласно учения И.П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов - возбуждение и торможение.

И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:

1. силу процессов возбуждения и торможения;

2. уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3. подвижность процессов возбуждения и торможения.

Комбинацией указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основные типа высшей нервной деятельности.

По силе нервных процессов И.П. Павлов различал сильную и слабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он в свою очередь подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных (с преобладанием возбуждения над торможением). Сильных уравновешенных по подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов. Так была создана классификация типов высшей нервной деятельности.

И.П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

1. сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И.П. Павлову) - сангвинический темперамент ;

2. сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И.П. Павлову) - флегматический темперамент ;

3. сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И.П. Павлову) - холерический темперамент ;

4. слабый тип («слабый», по И.П. Павлову) - меланхолический темперамент .

Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или неполноценным типом. Несмотря на слабость нервных процессов, представитель слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.

Тип нервной системы - это природное, врожденное свойство нервной системы, которая, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, ног не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, изучение типов темперамента у большого количества современных людей показало, что соответствующие традиционным описаниям, так называемые чистые, типы темперамента встречаются в жизни довольно редко. Подобные случаи составляют от 25% до 30% всех случаев. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Более того, казалось, что около 25% людей вообще нельзя отнести к определенному типу темперамента, так как свойства, присущие различным типам темперамента, у них перемешаны. Во-вторых, нельзя смешивать свойства темперамента и черты характера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным или, наоборот, лживым, злым, грубым можно быть при любом темпераменте. Хотя проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Кроме того, на базе определенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие труднее.

Кому, например, легче выработать у себя дисциплинированность, последовательность в работе, настойчивость - холерику или флегматику? Конечно, последнему. Зная свой темперамент, человек стремиться опереться на его положительные особенности и преодолеть отрицательные.

Как было сказано выше, И.П. Павлов открыл три основных свойства нервной системы. Оказалось, что трех свойств недостаточно для того, чтобы охарактеризовать все особенности темперамента. Отечественные психофизиологии Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и В.М. Русалов доказали, что нервная система человека обладает многими другими свойствами. Они же, в конечном счете, пришли к выводу о том, что в нервной системе человека имеется не три, как предполагал Павлов, а четыре пары основных свойств и еще несколько пар дополнительных свойств. Было открыто, например, такое свойство нервной системы, как лабильность , то есть быстрая откликаемость на стимулы, а так же противоположное ему свойство, названное ригидностью - медленная откликаемость нервной системы.

Кроме того, исследования, приведенные этими учеными, обнаружили, что разные части нервной системы могут обладать различными наборами свойств. Есть, например, свойства, относящиеся ко всей нервной системе в целом, свойства, характеризующие отдельные, крупные блоки нервной системы, и свойства, присущие небольшим ее участкам или частям, например отдельным нервным клеткам.

В связи с этим картина о природных основах типов темпераментов людей (при сохранении убежденности в том, что тип темперамента зависит от индивидуального сочетания свойств нервной системы) стала намного более сложной и достаточно запутанной. Пока еще до конца прояснить ситуацию, к сожалению, не удалось, но современные ученые все-таки сходятся в следующем.

Прежде всего, они признают, что тип темперамента человека определяется не сочетанием трех простых свойств нервной системы, о которых говорил Павлов, а множеством разнообразных свойств. Затем, ими допускается, что разные структуры мозга человека, в частности те, которые отвечают за общение данного человека с людьми и за его активность с неодушевленными предметами, могут обладать разными наборами свойств. Отсюда следует, что один и тот же человек вполне может обладать и проявлять в работе и в общении с людьми разные типы темперамента.

Но и это представление об органической основе темперамента, вероятно, изменится в ближайшие годы, что связано с успехами генетики человека.

С помощью наследственности человеку передаются определенные задатки способностей. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни - системы условных рефлексов. Задатки - это то, на основе чего у человека формируются те или иные способности. Задатки - это также предпосылки к формированию и развитию способностей, то есть то, что дано (или задано - отсюда название «задатки») человеку еще до того, как у него будут формироваться и развиваться соответствующие способности.

Самое общее, традиционное определение задатков связывает их с некоторыми врожденными свойствами, которыми обладает организм человека. Речь идет о таких свойствах, появление и развитие которых у человека практически не зависит от его обучения и воспитания, и которые возникают и развиваются по законам генетики, в процессе созревания организма.

Что же такое способность? Способности можно определить как устойчивые индивидуально - психологические особенности личности, от которых зависят их успехи в различных видах деятельности.

Понимание способностей человека, которое характерно для современной психологии сложилось не сразу. В разные исторические эпохи и различные периоды развития психологии под способностями понимали различные вещи.

В самом начале накопления психологических знаний, с древнейших времен и до 17 века, способностями души назывались все возможные психологические качества присущие человеку. Это было наиболее широкое и неопределенное понимание способностей, в котором не выделялась специфика способностей как таковых на фоне других психологических свойств человека.

Когда было доказано, что не все способности являются врожденными, что их развитие зависит от обучения и воспитания, способностями стали называть лишь такие психологические свойства, которые человек приобретает в процессе жизни. Это произошло в 18-19 вв. Окончательное современное представление о том, что такое способности и чем они отличаются от других психологических свойств человека, сложилось лишь в 20 веке.

Наряду с понятием «способности» в научный оборот вошли такие понятия как одаренность, талант и гениальность. Попытаюсь ответить на следующий вопрос: в чем разница между этими понятиями.

Одаренность - это врожденная склонность к успешному освоению некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют человека, который имеет хорошие задатки данному виду деятельности. Нужно отметить, что быть одаренным - не означает быть способным к выполнению соответствующей деятельности. Это лишь означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.

Талант - это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.

Одаренным может быть ребенок, человек, который только приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым - как правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник и любой другой, кто своим трудом доказал свою талантливость на деле.

Гениальный - это человек, который не только талантлив, но уже добился в своей области выдающихся и признанных успехов. Если одаренных людей очень много (практически каждый человек может быть в чем-то одаренным), способных - тоже не мало, но несколько меньше, чем одаренных (далеко не все из них в силу разных причин могут полностью развить свои задатки и превратить их в способности), то талантливых довольно не много, а гениальных - только единицы.

У человека имеется множество различных способностей, которые делятся на следующие основные группы: природно-обусловленное (иногда их не совсем верно именуют врожденными) и социально-обусловленные способности (иногда их также и вполне справедливо называют приобретенными), общее и специальные способности, предметные и коммуникативные способности.

Рассмотрим природно-обусловленную группу способностей. Это такие способности, для которых, во-первых, необходимы врожденные природные задатки, во-вторых, способности, которые в основном формируются и развиваются на основе таких задатков. Обучение и воспитание, безусловно, оказывают положительное влияние и на формирование этих способностей, однако конечный результат, который может быть достигнут в их развитии, существенно зависит от имеющихся у человека задатков. К примеру, если человек имеет с рождения высокий рост и неплохие задатки к развитию точных, координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных, например, с игрой в баскетбол, чем тот человек, который подобных задатков не имеет.

Способности человека могут находиться на разных уровнях развития, и в связи с этим можно предложить еще одно, нетрадиционное понимание задатков как того, что фактически предшествует появлению и развитию у человека способностей определенного уровня. В этом случае в качестве задатков или предпосылок к развитию способностей более высокого уровня могут рассматриваться уже сформировавшиеся у человека способности более низкого уровня. При этом способности более низкого уровня развития не обязательно являются врожденными. Например, знание элементарной математики, полученное в школе, может выступать в качестве предпосылки, задатка к развитию способностей к высшей математике.

Вопрос о том, каковы органические основы задатков, занимает умы ученых очень давно, примерно с XVII века и до сих пор привлекает к себе повышенное внимание. Самая последняя версия о возможной анатомо-физиологической основе задатков, возникшая к середине XX века связывает задатки с генотипом человека, т.е. со строением генов. Эта идея частично подтверждается по отношению к фактам, касающимся врожденных нарушений интеллектуальной деятельности человека. Действительно, умственная недостаточность часто имеет генетическую основу. Однако до сих пор не удалось обнаружить генетическую особенность положительных способностей, т.е. задатков в их позитивном понимании.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека . Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать - это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

На личность человека оказывают воздействие также кризисы возрастного развития . Переходя из одного возраста в другой, более старший, человек оказывается психологически не вполне подготовленным к вынужденному изменению потребностей, ценностей, образа жизни. Многие люди, став старше, болезненно расстаются со старыми привычками и с трудом отказываются от возможностей, которые они имели будучи молодыми. Они не в состоянии быстро психологически приспособиться к новому для себя положению и образу жизни. Человек, становясь пожилым, как правило, теряет внешнюю привлекательность, друзей молодости. Он уже не в состоянии выдерживать длительные и психологические нагрузки, которые раньше были ему вполне по силам. Все это начинает оказывать влияние на характер человека, и он как личность постепенно изменяется. В период возрастных кризисов могут происходить аномальные изменения личности человека. Аномальным является такое направление развития человека как личности, в ходя которого он или утрачивает прежнее, положительные личностные свойства, или приобретает новые отрицательные личностные качества.

Состояние здоровья также является одним из компонентов биологического формирования личности. Хорошее состояние здоровья способствует успешному развитию. Неудовлетворительное здоровье тормозит процесс развития. Тяжелое хроническое заболевание сказывается на психологии человека как личности. Больной человек обычно чувствует себя неполноценным, вынужден отказываться от того, что доступно здоровым людям и необходимо ему самому. В итоге у человека могут появиться разного рода комплексы, и он как личность постепенно изменится. Кроме того, больной человек физически чувствует себя не вполне благополучно, и от этого его настроение становится хронически негативным. Вольно или невольно это настроение начинает сказываться на взаимоотношениях с окружающими людьми. Отношения с ними портятся, и это, в свою очередь, начинает оказывать неблагоприятное воздействие на характер человека. Замечено, что при многих хронических нервных и органических заболеваниях со временем изменяется, причем не в лучшую сторону, характер человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

В своей работе я не стремилась охарактеризовать все биологические факторы формирования личности, а только проанализировать влияние некоторых из них на развитие личностных качеств человека.

В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Если человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда дети раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.

Таким образом, в результате развития идет становление человека как биологического вида и социального существа. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом обусловливает фактор наследственности. Наследственность проявляется в том, что ребенку передаются основные биологические признаки человека. С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, тип нервной деятельности, характер обмена веществ, ряд рефлексов. Не передаются по наследству приобретенные в течение жизни навыки и свойства, наукой не выявлено так же особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

К биологическим факторам относится врожденные особенности человека. Врожденные особенности - это особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

На личность человека оказывает воздействие так же кризисы возрастного развития. Изменение личности человека, которые происходят в период возрастных кризисов, могут оказаться аномальными, или отрицательными.

Биологическим фактором, оказывающим влияние на становление человека как личности, относится так же состояние здоровья. Хорошее состояние здоровья способствует успешному развитию. Неудовлетворительное здоровье тормозит процесс развития, сказывается на психологии человека как личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1986г.

2. Водзинский Д.И., Кочетов А.И., Кулинкович К.А. и др. Семейно - бытовая культура. Пособие для слушателей нар.ун-тов.-Мн.: Нар. асвета, 1987 г.-255 с.

3. Герасимович Г.И., Делец М.И. и др. Энциклопедия молодой семьи.- Мн., 1987 г.

4. Денисюк Н.Г. Традиции и формирования личности.- Мн., 1979 г.

5. Ильенков Э.В. Что такое личность? - М; 1991 г.

6. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3, переработ. и доп. - М.,«Просвещение», 1969 г.

7. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.-М.: Просвещение, 1980 г.

8. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинскойпсихологии.- М.; «Медицина» (1976 г.)

9. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений М., Просвещение, 1995 г.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 г.

11. Хьелл Д., Зиглер Д. Теория личности - М.; 1997 г.

Подобные документы

    Происхождения и развитие личностных особенностей человека. Выделение физической, социальной, духовной личности. Индивидуальность и ее проявление. Особенности морфологических и психологических свойств индивида. Сущность личности, критерии ее формирования.

    реферат , добавлен 10.12.2014

    Свойства и особенности психики человека. Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность". Естественные (природные) потребности. Различные подходы к изучению личности. Социализация личности: понятия, механизмы и стадии.

    реферат , добавлен 27.05.2015

    Человек как один из видов животного царства, его отличительные черты, роль в общественно-историческом процессе. Особенности морфологических и психологических свойств индивида. Индивидуальность и ее проявление. Сущность личности, критерии ее формирования.

    презентация , добавлен 11.01.2011

    Понятие личности в психологии. Соотношение понятий "человек", "индивидуальность", "индивид", "личность". Основные характеристики направленности: интересы, потребности, мировоззрение, убеждения, склонности, идеалы. Формирование и развитие человека.

    презентация , добавлен 23.04.2014

    Сравнительная характеристика понятий психологии "личность", "индивид", "индивидуальность". Биогенетическая, социогенетическая и персонологическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности: человек как индивид, личность и индивидуальность.

    реферат , добавлен 28.09.2008

    Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". Разделение мотивации на внешнюю и внутреннюю. Личность, как активная жизненная позиция. Процесс саморазвития как сущностная форма бытия. Личность, как социализированный индивид.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2009

    Совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Биологические, генетически заданные предпосылки личности. Выработанные привычки и предпочтения. Набор основных психофизических черт и особенностей человека.

    презентация , добавлен 10.12.2012

    Человек как субъект исследования в психологии, понятие и критерии его универсальности. Критерии и структура внутреннего мира личности, его слои и характеристика, порядок формирования системы индивидуальных черт. Факторы, влияющие на развитие личности.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2010

    Исследование позиций и взглядов различных авторов на понятия "индивид", "индивидуальность" и "личность". Нравственные основы личности и признание обществом ее достоинства. Характеристика индивида как продукта общественных отношений. Человек и личность.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность" "индивидуальность". Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии, ее психологическая структура: соотношение биологического и социального. Связь личности с деятельностью, ее активность.