Признаки дефицита внимания как патологического синдрома развития психики детей. Синдром дефицита внимания у детей

  • Дата: 09.10.2019

Что это?

Специалисты называют термином «СДВГ» неврологическое расстройство поведения, которое начинается уже в раннем детстве и проявляется в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью. Синдром гиперактивности - это где возбуждение всегда преобладает над торможением.


Причины

Ученые педагоги и медики предполагают, что появление симптомов СДВГ зависит от влияния разных факторов. Так, биологические факторы делятся на пренатальный и постнатальный период.

Причинами возникновения органических поражений могут быть:

  • употребление в большом количестве в период беременности алкоголя и курения;
  • токсикозы и иммунная несовместимость;
  • преждевременные, затяжные роды, угроза выкидыша и попытка прервать беременность;
  • последствие наркоза и кесарево сечения;
  • обвитие пуповиной или неправильное предлежание плода;
  • стрессы и психологические травмы мамы во время беременности, нежелание иметь ребенка;
  • любые заболевания ребенка в период младенчества, сопровождающиеся высокой температурой, тоже могут влиять на формирования и развитие головного мозга;
  • неблагоприятное психосоциальное окружение и наследственная предрасположенность;
  • эмоциональные расстройства, повышенная тревожность, травмы.

Есть еще и социальные причины - это особенности воспитания в семье или педагогическая запущенность - воспитание по типу «кумир семьи».


На появление СДВГ влияет много социальных факторов, как самого ребенка, так и матери будущего малыша

Признаки

Как же определить родителям, есть ли гиперактивность у их ребенка. Думаю, на начальном этапе определения это сделать очень просто. Достаточно отметить те симптомы, которые присутствуют у вашего ребёнка на протяжении определенного времени.

Признаки невнимательности:

  • не любит шумные помещения;
  • ему трудно концентрировать внимание;
  • он отвлекается от выполнения задания, реагирует на внешние стимулы;
  • с большим удовольствием хватается за дело, но часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
  • плохо слышит и не воспринимает инструкции;
  • испытывает трудности в самоорганизации, часто теряет свои вещи в садике или дома.


Гиперактивные дети отличаются особой невнимательностью

Признаки гиперактивности:

  • залезает на стол, тумбы, шкафы, на улице на деревья, заборы;
  • чаще бегает, крутится и вертится на месте;
  • во время занятий ходит по комнате;
  • наблюдаются беспокойные движения рук и ног, как бы подергивание;
  • если что-нибудь делает, то с шумом и криком;
  • ему постоянно нужно, что то делать (играть, мастерить и рисовать) не умеет отдыхать.


СДВГ также проявляется чрезмерной активностью у детей


Гиперактивность сказывается на неумении сдерживать эмоции

О синдроме СДВГ можно говорить только тогда, когда у вашего ребенка на протяжении очень долгого времени присутствуют почти все вышеперечисленные симптомы.

Умственная деятельность детей с синдромом СДВГ отличается цикличностью. Ребёнок может хорошо активно работать в течение 5-10 минут, затем наступает период, когда мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не слышит никого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов снова к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее внимание», отсутствие сосредоточения без дополнительной двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании».

Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети при помощи двигательной активности активизируют центры равновесия. Например, отклоняются на стуле назад так, что пола не касаются задние ножки. Если их голова будет неподвижна, у них снизится активность.

Как отличить СДВГ от избалованности?

Прежде всего, давайте вспомним, что все дети рождаются с уже заложенным матушкой природой темпераментом. И как он будет проявляться, зависит и от развития малыша, и от воспитания родителей.

Темперамент напрямую зависит от нервных процессов, таких как возбуждение и торможение. На данный момент существует четыре типа темперамента – это сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Главное, что родителям стоит знать, - чистых темпераментов не бывает, просто один из них преобладает в большей степени, чем другие.

Если ваш ребенок бывает подвижен, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, или он закатывает истерики в магазине, а вы в это время заняты выбором продуктов, то это нормальный, здоровый, активный ребенок.

А вот о гиперактивности можно говорить только тогда, когда ребенок постоянно бегает, его невозможно отвлечь, в садике и дома поведение одинаковое. То есть иногда симптомы темперамента действительно могут перекликаться с симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.


СДВГ у детей распознается, как высокая двигательная активность, быстрая возбудимость и чрезмерная эмоциональность

Своим опытом о воспитании детей с СДВГ делятся родители в следующем видео.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  1. смешанный - это сочетание гиперактивности с нарушением внимания - встречается наиболее часто особенно у мальчиков;
  2. невнимательный - преобладает дефицит внимания, чаще встречается у девочек с бурной фантазией;
  3. гиперактивный - доминирует гиперактивность. Может быть последствием как индивидуальных особенностей темперамента детей, так и некоторыми нарушениями ЦНС.


Симптомы у детей разного возраста

Симптомы гиперактивности могут появляться еще до рождения ребенка. Такие дети могут быть очень активными в утробе матери. Чрезмерно подвижный ребенок - явление очень опасное, ведь его активность может спровоцировать обвитие пуповиной, а это чревато гипоксией.


У малышей до 1 года

  1. Очень активная двигательная реакция на разные действия.
  2. Чрезмерная крикливость и гипервозбудимость.
  3. Возможна задержка речевого развития.
  4. Нарушение сна (редко находятся в состоянии расслабления).
  5. Высокая чувствительность к яркому свету либо шуму.
  6. Следует помнить, что капризность малыша в таком возрасте может быть вызвана от неправильного питания, растущих зубов, колик.


У малышей 2-3-х лет

  • Неусидчивость.
  • Нарушения мелкой моторики.
  • Хаотичные движения малыша, а также их избыточность.
  • В этом возрасте признаки СДВГ активизируются.


У дошкольников

  1. Они неспособны сосредоточенно заниматься делом (дослушать сказку, доиграть в игру).
  2. На занятиях путает задания, быстро забывает заданный вопрос.
  3. Тяжело уложить спать.
  4. Непослушание и капризы.
  5. Малыши в 3 года очень упрямы, своенравны, так как этот возраст сопровождается кризисом. Но при СДВГ такие характерные черты усиливаются.


У школьников

  • Отсутствует сохранность внимания на уроках.
  • Отвечает быстро, не задумываясь, перебивает взрослых.
  • Испытывает неуверенность в себе, низкую самооценку.
  • Страхи и тревожность.
  • Неуравновешенность и непредсказуемость, перемены в настроении;
  • Энурез, жалобы на боль в голове.
  • Появляются тики.
  • Не способен длительное время спокойно долго ждать.


К каким специалистам обращаться за помощью?

Чтобы подтвердить такой диагноз, родители должны, прежде всего, обратиться к неврологу. Именно он, собрав весь анамнез, после проведенных обследований и анализов может подтвердить наличие СДВГ.

Детский психолог проводит психологическую диагностику при помощи различных опросников и методик обследования психических функций (памяти, внимания, мышления), а также эмоционального состояния ребенка. Дети данного типа часто бывают перевозбудимы и напряжены.

Если посмотреть их рисунки, то можно увидеть поверхностные образы, отсутствие цветовых решений или наличие резких мазков и нажимов. При воспитании такого малыша следует придерживаться единого стиля воспитания.

Для уточнения диагноза гиперактивному ребенку назначаются дополнительные анализы, так как за подобным синдромом могут скрываться и различные заболевания.


Для установки или опровержения диагноза СДВГ следует обратиться к специалисту

Коррекция и лечение

Реабилитация ребенка с СДВГ включает в себя как индивидуальное сопровождение, так и психолого-педагогическую и медикаментозную коррекцию.

Детский психолог и невролог на первом этапе проводят консультации, индивидуальные обследования, используются БОС-технологии, где ребенка учат правильно дышать.

В коррекции СДВГ должна взаимодействовать вся социальная и родственная среда гиперактивного ребенка: родители, воспитатели и педагоги.


Для лечения СДВГ у детей используются психологические приемы

Медикаментозное лечение является дополнительным, а иногда и основным методом коррекции СДВГ. В медицине детям выписывают ноотропные средства (кортексин, энцефабол), они благотворно влияют на активность головного мозга и эффективны в случаях невнимательности. Если же, наоборот, преобладает гиперактивные симптомы, то тогда применяют препараты, которые содержат гаммааминомаслянную кислоту, пантогам, фенибут, они отвечают за торможение процессов в головном мозге. Необходимо помнить, что все вышеперечисленные лекарства можно принимать только по назначению врача невролога.


Какие-либо медицинские препараты даются ребенку только по назначению врача

Родителям важно следить за питанием ребенка.

  • Обязательным является прием 1000 мг кальция, который необходим для развития растущего организма.
  • Потребность в магнии составляет от 180 мг до 400 мг в сутки. Он содержится в гречке, пшенице, арахисе, картофеле и шпинате.
  • Омега 3 - особый вид жирных кислот, который обеспечивает прохождение импульсов к клеткам сердца, головного мозга, поэтому он тоже важен при лечении СДВГ.

Главное - чтобы в питание малыша еще присутствовали такие витамины, как «холин» и «лецитин» - это защитники и строители нервной системы. Продукты, в которых содержится эти вещества очень полезны (яйца, печень, молоко, рыба).

Очень хороший эффект наблюдается после использование кинезиотерапии - это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения. Полезны будут и своевременные курсы массажа (ШОП) шейного отдела позвоночника, начиная с раннего возраста.

Полезна будет и песочная терапия, работа с глиной, крупой и водой, но эти игры должны проводиться под строгим контролем взрослых. Особенно если ребенок маленький. Сейчас на прилавках детских магазинов можно встретить готовые наборы для таких игр, например «Кинестетический песок», стол для игр с водой и песком. Наилучший результат может быть достигнут, если родители своевременно начнут лечение и коррекцию еще в раннем возрасте, когда симптомы еще только начинают появляться.

Полезные приобретения очень хорошо повлияют на психику ребенка


  • Научитесь соблюдать распорядок дня, для ребенка с СДВГ это очень важно, выполняйте все режимные моменты в одно и тоже время.
  • Создавайте ребенку комфортные условия, где он сможет во благо себе проявлять свою активность. Запишите в спортивные секции, кружки и плаванье. Оберегайте от переутомления, старайтесь, чтобы он высыпался.
  • Запрещая одно, взамен всегда предлагайте альтернативу. Например, дома нельзя играть с мячом, а на улице можно, предложите вместе поиграть.
  • Если есть возможность, родители могут посещать поведенческие программы, которые проводятся в центрах. Там их научат правильно взаимодействовать с детьми, поделятся секретами воспитания и развития таких детей. Также такие занятия проводятся и с детьми, как индивидуально, так и в групповой форме.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, картинки с изображением действий.
  • Дети очень любят поглаживания, делайте друг другу массаж, рисуйте на спине руками.
  • Слушайте музыку. Давно доказано, что классическая музыка помогает детям сосредоточиться и сконцентрироваться.
  • В. Бетховен "Концерт для фортепиано с оркестром № 5-6" контролирует все части мозга вашего ребенка одновременно, стимулирует речевые навыки, моторность.
  • А. Моцарт: "Симфония № 40 соль минор" тренирует мышцы в ухе, звук активизирует моторные и слуховые функции.
  • Родители в домашнем окружении могут сами корректировать детей при помощи игр, направленных на тренировку одной функции.


Научитесь создать для ребенка с СДВГ комфортные условия


Полезные игры

Игры на внимательность

"Лови - не лови". Эта аналог на всеми любимой игры "Съедобное - несъедобное". То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.

Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».


Игры для снятия эмоционального напряжения

  • "Прикоснись". При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его тактильную чувствительность. Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».
  • "Торт". Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение.

Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков. Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется депрессиями, биполярными и другими расстройствами. Чтобы этого избежать, важно вовремя диагностировать дефицит внимания у детей, признаки которого проявляются еще в дошкольном возрасте.

Очень сложно разграничить обычное баловство или невоспитанность от действительно серьезных нарушений в психическом развитии. Проблема еще и в том, что многие родители не хотят признавать, что их ребенок болен. Они считают, что нежелательное поведение пройдет с возрастом. Но такой поход может привести к серьезным последствиям для здоровья и психики ребенка.

Характеристика синдрома дефицита внимания

Данное неврологическое отклонение в развитии стали изучать 150 лет назад. Педагоги и психологи заметили общие симптомы у детей с поведенческими проблемами и отставанием в обучении. Особенно это заметно в коллективе, где ребенку с такой патологией избежать неприятностей просто невозможно, ведь он эмоционально нестабилен и не может себя контролировать.

Ученые выделили такие проблемы в отдельную группу. Патологии присвоили название - "дефицит внимания у детей". Признаки, лечение, причины появления и последствия до сих пор изучаются. Врачи, педагоги и психологи стараются помочь таким детям. Но пока заболевание считается неизлечимым. Одинаково ли проявляется дефицит внимания у детей? Признаки его позволяют выделить три вида патологии:

  1. Просто дефицит внимания. медлителен, неспособен концентрироваться на чем-то.
  2. Гиперактивность. Она проявляется вспыльчивостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
  3. Смешанный вид. Он встречается чаще всего, поэтому нарушение часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности - СДВГ.

Почему появляется такая патология?

Ученые до сих пор не могут точно установить причины развития этого заболевания. По многолетним наблюдениям установлено, что появление СДВГ провоцируют следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Индивидуальные особенности нервной системы.
  • Плохая экология: загрязненный воздух, вода, бытовые предметы. Особенно вреден свинец.
  • Воздействие токсичных веществ на организм беременной женщины: алкоголя, лекарственных средств, загрязненных пестицидами продуктов.
  • Осложнения и патологии во время вынашивания плода и родовой деятельности.
  • Травмы или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.

Кстати, иногда патологию может вызвать неблагоприятная психологическая обстановка в семье или неправильный подход к воспитанию.

Как диагностировать СДВГ?

Очень сложно вовремя поставить диагноз "дефицит внимания у детей". Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи. Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить. Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.

Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях. Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды. Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.

Дефицит внимания у детей: признаки

Как его лечить, ученые еще не до конца выяснили. Сложность в том, что патологию сложно диагностировать. Ведь ее симптомы часто совпадают с обычными отставаниями в развитии и неправильным воспитанием, возможно, избалованностью ребенка. Но есть и определенные критерии, по которым можно выявить патологию. Различают такие признаки синдрома дефицита внимания у детей:

  1. Постоянная забывчивость, невыполнение обещаний и незаконченные дела.
  2. Неспособность концентрировать внимание.
  3. Эмоциональная неустойчивость.
  4. Отсутствующий взгляд, погружение в себя.
  5. Рассеянность, которая проявляется в том, что ребенок все время что-то теряет.
  6. Такие дети не способны сосредоточиться на каком-то одном занятии. Они не справляются с делами, в которых требуются умственные усилия.
  7. Ребенок часто отвлекается.
  8. У него проявляются нарушение памяти и отставание в умственном развитии.

Гиперактивность у детей

Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:

  • Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
  • Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
  • Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
  • Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
  • Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
  • продолжается даже во время сна.

Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.

Нарушения в состоянии здоровья

Не только в поведении проявляется дефицит внимания у детей. Признаки его заметны в различных нарушениях психического и физического здоровья. Чаще всего это заметно по появлению депрессий, страхов, маниакального поведения или нервного тика. Последствиями такого расстройства являются заикание или энурез. У детей с дефицитом внимания снижет аппетит или наблюдаться расстройства сна. Они жалуются на частые головные боли, утомляемость.

Последствия патологии

У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности. Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить. Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.

Как синдром проявляется у взрослых?

С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка. Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках. Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.

Как лечить дефицит внимания у детей?

Признаки патологии могут быть выражены по-разному. Иногда ребенок приспосабливается, и расстройство становится менее заметным. Но в большинстве случаев рекомендуется заболевание лечить, чтобы улучшить жизнь не только больному, но и окружающим. Хотя патология считается неизлечимой, определенные меры все же принимаются. Каждому ребенку они выбираются индивидуально. Чаще всего это такие методы:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Коррекция поведения.
  3. Психотерапия.
  4. Особая диета, исключающая искусственные добавки, красители, аллергены и кофеин.
  5. Физиотерапевтические процедуры - магнитотерапия или транскраниальная микротоковая стимуляция.
  6. Альтернативные методы лечения - йога, медитация.

Коррекция поведения

Сейчас все чаще встречается дефицит внимания у детей. Признаки и коррекция этой патологии должны быть известны всем взрослым, которые общаются с больным ребенком. Считается, что полностью вылечить заболевание невозможно, но можно скорректировать поведение детей, облегчить им адаптацию в обществе. Для этого необходимо участие всех людей, окружающих ребенка, особенно родителей и учителей.

Эффективны регулярные занятия с психологом. Они помогут ребенку преодолевать желание действовать импульсивно, держать себя в руках и правильно реагировать на обиду. Для этого используются различные упражнения, моделируются коммуникативные ситуации. Очень полезна релаксационная методика, которая помогает снять напряжение. Родителям и педагогам необходимо постоянно поощрять правильное поведение таких детей. Только положительная реакция поможет им надолго запомнить, как нужно действовать.

Медикаментозное лечение

Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях. Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность. Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: "Метилфенидат", "Имипрамин", "Ноотропин", "Фокалин", "Церебролизин", "Декседрин", "Страттера".

Совместными усилиями педагогов, психологов и других специалистов можно помочь ребенку. Но основная работа ложится на плечи родителей ребенка. Только так можно преодолеть дефицит внимания у детей. Признаки и лечение патологии взрослым обязательно нужно изучить. А в общении с ребенком соблюдать определенные правила:

  • Проводить больше времени с малышом, играть и заниматься с ним.
  • Показывать, как сильно его любят.
  • Не давать ребенку сложных и непосильных заданий. Объяснения должны быть четкими и понятными, а задачи - быстро выполнимыми.
  • Постоянно повышать самооценку ребенка.
  • Детям с гиперактивностью необходимо заниматься спортом.
  • Нужно соблюдать строгий режим дня.
  • Нежелательное поведение ребенка нужно мягко пресекать, а правильные поступки поощрять.
  • Нельзя допускать переутомления. Дети обязательно должны достаточно отдыхать.
  • Родителям необходимо сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы быть примером для малыша.
  • Для обучения лучше найти такую школу, где возможен индивидуальный подход. В некоторых случаях возможно домашнее обучение.

Только комплексный подход к воспитанию поможет ребенку адаптироваться к взрослой жизни и преодолеть последствия патологии.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое наиболее ярко выражается в детском возрасте. Типичными проявлениями СДВГ являются сложности в сосредоточении внимания, гиперактивность и неконтролируемая импульсивность. Неврологи рассматривают данное расстройство как хронический и стихийный сидром, для лечения которого пока что не найдено эффективных способов.

Синдром дефицита внимания у детей обычно определяют лишь в позднем дошкольном или школьном возрасте, поскольку для постановки диагноза следует оценивать поведение ребенка как минимум в двух типах обстановки (к примеру, дома и на занятиях). Чаще всего такое расстройство наблюдается у мальчиков.

Признаки дефицита внимания у детей

Особенности поведения малыша, страдающего СДВГ, принято разделять на следующие категории:

  1. Симптомы невнимательности. Такие дети забывчивы, легко отвлекаются, с трудом концентрируют свое внимание. У них наблюдаются проблемы с выполнением заданий, организацией и следованием правилам. Создается впечатление, что ребенок не слушает, когда ему что-то говорят. Из-за невнимательности он часто допускает ошибки, теряет свои школьные принадлежности и другие личные вещи;
  2. Симптомы гиперактивности. Малыш кажется нетерпеливым, чересчур общительным, суетливым, он не может долго усидеть на месте. В классе такие дети стремятся сорваться с места в неподходящий момент. Если говорить образно, ребенок все время пребывает в движении, словно заведенный;
  3. Симптомы импульсивности. На уроках в школе такие ученики выкрикивают ответ до того, как преподаватель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда отвечают другие, не могут дождаться своей очереди. Если ребенок чего-то хочет, он должен получить это сиюминутно, никакие уговоры подождать не помогут.

Сопутствующие нарушения

Нередко дефицит внимания у детей приводит к возникновению следующих проблем:

  • Трудности в учебе. Дети, страдающие СДВГ, не способны полностью обрабатывать определенные виды информации. Некоторым тяжело понимать сведения, представленные визуально, другие не воспринимают данные на слух. Из-за этого у ребенка могут появиться проблемы в процессе изучения школьных предметов;
  • Депрессия. Малыш строит стену между собой и окружающим миром, основную часть времени он грустит. У детей с дефицитом внимания обычно занижена самооценка, они проявляют мало интереса к жизни. Некоторые из них могут спать или есть гораздо больше или меньше, чем положено;
  • Страхи. Таких деток часто преследуют тревожные мысли, вследствие чего они становятся пугливыми и ранимыми. Однако необходимо понимать, что страхи и депрессия в юном возрасте не всегда связаны с дефицитом внимания у детей – эти явления могут иметь совершенно иное происхождение.

Почему развивается синдром дефицита внимания у детей

Дать однозначный ответ на этот вопрос специалисты не могут до сих пор. В то же время медики считают, что возникновение симптомов СДВГ может быть обусловлено целым комплексом факторов. Приведем пример некоторых из них:

  • Дефицит внимания у детей имеет тенденцию передаваться по наследству, что говорит о генетической природе этого нарушения;
  • Есть основания считать, что курение и употребление алкоголя в период беременности, преждевременные роды и недоношенность также повышают риск развития СДВГ у ребенка;
  • Предпосылкой для возникновения расстройства могут стать травмы и инфекционные заболевания головного мозга, перенесенные в раннем детстве.

В основе механизма развития дефицита внимания лежит недостаток определенных химических веществ (норадреналина и дофамина) в отдельных областях головного мозга. Эта информация еще раз подтверждает тот факт, что СДВГ – заболевание, требующее серьезной диагностики и правильного лечения.

Как бороться с дефицитом внимания

Несмотря на распространенное мнение, что дефицит внимания у детей лечению не поддается, поведение ребенка можно скорректировать. Задача родителей в такой ситуации состоит в том, чтобы помочь чаду реализовать свой потенциал. Лечение может сочетать в себе образовательные методы, поведенческую и медикаментозную терапию. Итак, что нужно сделать, чтобы победить проблему?

  1. Информировать окружение. Люди, с которыми регулярно общается малыш, должны знать о том, что он страдает СДВГ. Не нужно бояться рассказать о расстройстве преподавателю, так ему будет легче найти правильный подход к вашему ребенку;
  2. Корректировать поведение. Чадо обычно игнорирует окружающих и ведет себя плохо, но вы в состоянии объяснить ему, как воспринимать происходящее правильно. Здесь нужны многочисленные и продолжительные занятия с детским психологом. Поведенческая коррекция помогает ребенку научиться действовать в соответствии со своими знаниями, вместо того, чтобы инстинктивно реагировать на импульс, который он почувствовал;
  3. Развивать навыки самоконтроля. Постарайтесь понять, что выводит малыша из состояния равновесия. Возможно, он начинает вести себя плохо, если его заставляют делиться игрушками или заниматься делами по дому. Найдите время для ежедневной работы с ребенком, покажите, как правильно реагировать на обиду и злость. Это поможет ему научиться держать себя в руках;
  4. Закреплять успех. Дети с СДВГ не способны учиться на прошлых событиях. Достижения можно закрепить при помощи обратной положительной реакции. Если ребенок справился с заданием, поощрите его. Это может ему надолго запомнить правильную схему поведения;
  5. Использовать медикаменты. Лечение дефицита внимания у детей может проводиться с применением лекарственных препаратов, регулирующих уровень химических веществ в мозге. Определенные успокоительные средства помогают малышу сосредоточиться, способствуют облегчению процесса обучения. Чтобы добиться хорошего результата, медикаментозную терапию сочетают с поведенческой.

Синдром дефицита внимания – эти слова знакомы многим современным родителям. Что это такое? Диагноз, требующий медикаментозного лечения и тщательного наблюдения врачей, или особенности нервной системы, обусловленные возрастом и свойствами темперамента?

Термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей», или СДВГ, появился во врачебной практике сравнительно недавно, в 80-х годах 20 столетия. И до сих пор психиатры и неврологи расходятся во мнении, действительно ли дефицит внимания у детей является состоянием патологическим, либо это индивидуальная особенность организма, не требующая медикаментозного вмешательства.

Оптимальный возраст для диагностики дефицита внимания у детей

Постановка диагноза дефицит внимания требует определённого возраста ребёнка, по достижении которого, можно говорить о наличии патологических моментов, присущих этим нарушениям. Диагноз СДВГ не ставится ребёнку младше четырех лет, а более полную и объективную картину специалисты смогут отследить, только когда ребёнку исполнится пять лет. Врач, ставящий диагноз синдром дефицита внимания ребёнку грудного возраста, либо не достигшему трёх лет требует серьёзной проверки своей профессиональной компетенции.

Связано это с тем, что незрелость нервной системы маленького ребёнка не позволяет объективно оценить признаки, которые необходимы для постановки этого диагноза. И очень трудно провести грань между вариантами нормы (обусловленной особенностями темперамента и индивидуальной физиологией) и тем, что действительно может оказаться отклонением.

Оптимальным временем для обращения к специалистам по поводу отклонений, связанных с СДВГ является возрастной промежуток от четырёх до семи лет.

Признаки

Основные признаки синдрома дефицита внимания у детей, выявление которых может послужить поводом для обращения родителям к профильным специалистам:

Нарушение внимания

Ребёнок с трудом сосредотачивается на деталях, поэтому может допускать много ошибок в письменных видах работ; ему трудно запомнить последовательность заданий во время групповых игр, может быть очень забывчивым. Часто теряет вещи, игрушки, школьные принадлежности.

Чрезмерная подвижность, или гиперактивность

Выражается в беспокойных движениях конечностей рук и ног, невозможности тихо и подолгу сидеть на одном месте. Состояние беспрестанного движения, в котором находится ребёнок.

Импульсивность

Ребёнок может ответить на вопрос, не выслушав его до конца, не любит ждать свой очереди в коллективных играх и других ситуациях. Не может проводить время вне поля зрения взрослых, «влезает» в их беседы, перебивает.

Для того чтобы с уверенностью говорить о синдроме дефицита внимания, как о состоянии патологическом, необходимо определить наличие в поведении ребёнка минимум 6 из вышеперечисленных состояний, а также убедиться в том, что эти состояния имеют место в течение продолжительного отрезка времени (минимум полгода).

Таким образом, диагноз СДВГ нельзя установить путём короткого внешнего визуального осмотра, даже если профильный специалист (психиатр или невролог), к которому вы обратились, считается высококвалифицированным в своей области. Более того, проблема эта находится не только в плоскости клинической медицины, но и тесно связана с такой сферой изучения коррекции поведения человека как педагогика. Поэтому консультации с преподавателями, которые руководят процессами обучения ребёнка, тоже не будут лишними.

Что дальше?

Если по ряду объективных признаков специалисты, к которым вы обратились, все же признали наличие у вашего ребёнка нарушений, связанных с синдромом дефицита внимания, то они же и предложат вам ряд мер, направленных на коррекцию этих проявлений.

Занятия представляют собой набор упражнений по тренировке внимания, развитию навыков речевой регуляции, их координации с физической деятельностью. Методику и состав упражнений в каждом случае индивидуально подбирает специалист, и в дальнейшем вы сможете заниматься необходимой коррекцией самостоятельно, в домашних условиях.

Создание позитивной атмосферы в семье, наличие тесного физического контакта с ребёнком (не забывайте об объятиях, поглаживаниях).

Правильная и разумная организация деятельности ребёнка в течение дня: режим дня, чередование периодов умственной активности и физической. Необходимо и свести к минимуму досуг в обществе персональных компьютерных устройств. Прекрасной альтернативой такому времяпровождению будут занятия спортом. Гиперактивным детям будут полезны плавание, лёгкая атлетика, велоспорт, восточные единоборства. Занятия спортом обеспечат прекрасный позитивный эффект, если будут систематическими и продолжительными.

Позитивное подкрепление

Дети с синдромом дефицита внимания очень чувствительны к похвале и это облегчит родителям работу с их поведением. Всячески поощряйте те действия, в которых ребёнку удаётся достичь концентрации внимания (игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома). При этом очень важно, чтобы ребёнок доводил начатое до конца. Если же он, одобренный вашей похвалой, оставил занятие и переключился на другое, то это неправильно.

Разработка оптимальной системы запретов

Она должна предполагать не физическое наказание (что в случае с гиперактивными детьми категорически противопоказано), а создание альтернативных предложений. Механизм прост - «вот так нельзя, но вот так и так - можно».

Медикаментозное лечение СДВГ

На текущий момент эффективность медикаментозного лечения детей с синдромом дефицита внимания научно не обоснована.

Более того, ряд препаратов, которые все же иногда стараются назначить неврологи - нейролептики широкого спектра действия. Эти лекарства имеют побочные действия, риск от которых во много раз превышает их гипотетическую (не доказанную клинически) полезность.

Более того, множество фактов говорит в пользу того, что применение лекарств для лечения СДВГ вызвано, прежде всего, коммерческой стороной вопроса, и активно поощряется фармацевтическими компаниями, специализирующимися на производстве препаратов этой группы.

Так, например, в американских школах наличие в классе детей с СДВГ даст возможность получить школе материальную помощь от федеральных властей. То есть школы фактически заинтересованы в том, чтобы среди учеников были дети с таким диагнозом. Ведь иметь в классе подвижного непоседу - одни хлопоты, а ребёнка, обучение которого позволяет получить дополнительную материальную выгоду - дело другое. Как тогда можно говорить о непредвзятости, когда речь заходит о постановке диагноза синдром дефицита внимания у детей?

Синдром дефицита внимания у ребёнка - не приговор! А целенаправленная и взвешенная политика родителей, направленная на работу с этими нарушениями поведения у ребёнка, быстро даёт продолжительный позитивный эффект.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Педагог-консультант рассказывает о гиперактивности и дефиците внимания у детей, как помочь ребёнку: