Для всех и обо всем. Кем была легендарная царица Савская

  • Дата: 11.10.2019

Царица Савская. О ее красоте ходят легенды. Одна из них рассказывает о том, как царь Соломон был настолько потрясен ее красотой, что не мог глаз отвесть. Но наряду с этим все тот же царь Соломон, полагая, что столь изысканная красота есть признак дьявольщины, решил проверить, какие у царицы ноги.
Юг Аравийского полуострова и побережье Персидского залива наряду с Двуречьем и долиной Нила считаются древнейшими очагами цивилизации. Уже в IV тысячелетии до н.э. здесь жили аравийцы, которые в основном были семитами и говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии.
Среди аравийцев долго сохранялись первобытные верования: обожествления небесных светил, камней, источников, деревьев. Сама природа Аравии - необъятные безжизненные пустыни и долины, палящий зной днем и нестерпимый холод ночью, внезапно налетающие бури, миражи и коварные песчаные бездны, способные поглотить целые караваны, - порождали фантастические поверья о злых и добрых джинах, духах и прочих чудесах. Со временем эти представления прочно вошли в мир арабских сказок и преданий.
Три тысячелетия назад на территории современных Омана и Йемена существовали древнейшие государства, в их числе Сабейское царство, где правила легендарная царица Савская. В легендах агады государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны. Имя легендарной царицы упоминается и в Ветхом Завете, и в Коране, но тем не менее подлинных сведений о ней крайне мало. В мусульманских легендах имя царицы Савской - Билкис. Известно, что ее отец служил, по-нынешнему говоря, премьер-министром в загадочном царстве Офир. Скорее всего, Билкис получила полномочия царицы только на время своего путешествия в Израиль. Согласно ветхозаветному преданию, царица Савская, услышав о славе царя Соломона, пришла в Иерусалим испытать его загадками и изумилась его мудрости. Конечно, Билкис приехала не только "загадки загадывать": через вассальные Израилю территории проходила Дорога благовоний - путь из Сабы в Египет, Финикию и Сирию. Для того чтобы договориться о свободном проходе караванов, она и привезла столь щедрые подарки.

В Библии красочно рассказывается о впечатлениях царицы Савской от общения с Соломоном: "Верно то, что я слышала в земле своей о делах и мудрости твоей. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои. И вот, мне и вполовину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала".

Сама Билкис была столь красива и царственна, что Соломон тоже был очарован молодой царицей. Но во время одной из ее первых встреч с израильским царем приключилась нехорошая история, которая описана в одной из книг Талмуда - "Мидраше". По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола - козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его гостье скрывается дьявол. Чтобы проверить, так ли это, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил Билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна была столь сильна, что царица Савская, переступив порог павильона, сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, - приподняла платье. Всего лишь на мгновение. Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы были человеческими, но в""есьма не привлекательными - они были покрыты густыми волосами. Вместо того чтобы промолчать, Соломон громко воскликнул: он не ожидал, что у столь красивой женщины может быть такой недостаток. Эта история встречается и в мусульманских источниках. И все же, когда Билкис впервые появилась перед Соломоном в сопровождении всей своей свиты, десятков полуобнаженных девушек в подарок царю и двух охранявших ее пантер, он был поражен и не смог устоять перед ее красотой и величием.
Говорят, что и тысяча женщин спустя много лет не помогла Соломону забыть ее. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что Билкис беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила мальчика. Ему, как потом оказалось, была уготована славная судьба. Они, а вернее Соломон и царица Савская, считаются в эфиопских преданиях родоначальниками трехтысячелетней династии императоров Абиссинии.





Это легендарная история любви происходила предположительно в 10 веке до н. э., и хотя существование главных героев исторически не доказано, но их имена в той или иной вариации отражаются в многочисленных источниках, в т. ч. в трех главных книгах иудаизма, христианства и ислама. Царь Соломон, или Иедиди, по преданию правил, объединённым Израильским царством, причем правил так, что его имя, стало синонимом мудрости и ума. Образ же царицы Савской, стал одним из самых легендарых образов различных культур и религий, именно благодаря своему визиту к царю Соломону.

Согласно текстам уже упомянутых книг, Соломон (евр.-Шломо, араб.-Сулейман), был сыном Давида, легендарного пастуха, который убил пращей гиганта Голиафа и стал народным героем, а позже и царем, объединившим разрозненные и порой вооющие между собой древнееврейские племена. Сам факт рождения Соломона, уже достоин упоминания. Давида, очаровала женщина, которую он увидел с крыши своего дворца. Женщину звали Бат-Шева (Bat Sheva), в русских источниках Вирсавия. Давид увидел Вирсавию, женщину редкой красоту, в момент когда она купалась и безумно влюбился в нее. Вирсавия была замужем, но Давид был царем, и он отправил ее мужа на войну. По его приказу была подстроена засада, и муж Вирсавии был убит. За это Давид и получил впоследствии осуждение своего же народа, часто упоминаясь как падший царь. Но так или иначе, он женился на этой женщине, от которой и родился Соломон. Любовь Давида к ней продолжалась до самой его смерти, и на смертном одре, несмотря на обилие других законных наследников, он объявил 16- летнего Соломона царем после себя. Соломону, практически еще мальчику, а не мужу, надо было доказать, что он достоин такой чести. И он очень успешно проходит первое же испытание. Этот эпизод из Ветхого Завета стал источником вдохновения для многих произведений искусства.

Приходят две женщины с маленьким ребенком на руках. Каждая из них утверждает, что является его матерью и никто не хочет уступить. Тогда Соломон приказывает своему охраннику разделить мечом ребёнка надвое и отдать каждой по половинке. Он прекрасно понимает, что истинная мать никогда не пожертвует свое дитя в угоду своим амбициям. Так и происходит. Когда охранник взмахивает мечом, одна из женщин бросается ему в ноги, и умоляет не делать этого, и говорит я согласна, отдайте его сопернице. Но царь приказывет вернуть его истинной матери и наказать лже-мать.

Всё дальнейшее правление характеризуется расцветом его страны, которого никогда более Израиль не смог снова достичь. Наибольшую славу ему приносит строительство великолепнейшего храма, упоминаемого как Первый Иерусалимский храм, имевшего огромное символическое значение.

Славу царя Соломона еще более возвеличивает другая легенда, на этот раз романтическая. В его гареме было около тысячи жен, от которых у него было несчетное количество наследников. Но самая главная история его любви не была связана с какой-либо женщиной из гарема. В те времена, предположительно где-то в глубинах Аравийского полуострова, существовало древнее государство Саба́ или Сава́ (Sheba).А правила этой страной прекрасная царица, имя которой в Ветхом Завете нигде не упоминается. Информация о её происхождении и внешности также отстутствует, но её образ стал источником вдохновения для огромного числа художественных произведений, в которых ее изображали и белокурой, и смуглой, и даже настоящей негритянкой, что и наиболее вероятно.

Соломон прослышал про красоту царицы, и послал ей свое приглашение. Царица Савская не смела отказать могущественному царю, собрала коллекцию загадок, для проверки мудрости Соломона, а также караван верблюдов с подарками и поехала к нему. Путешествие было долгим, но чем ближе она приближалась к конечной цели своего путешествия, тем больше слухов о ней распространилось. Она была настолько красива, что один из слухов, называл ее слугой дьявола, с копытами вместо ног.

Когда караван с желанной гостьей приблизился к городу, царь Соломон приказал сделать на входе небольшую канавку с водой. Когда царица вошла во дворец, то поняла что вынуждена пройти через канаву, поэтому решила разуться, благодаря чему Соломон убедился, что у нее нет копыт. С первой же минуты царь безотрывно смотрел на царицу, и в нем вспыхнула яркая и неугасимая любовь. Он уважительно относился к ней, как к равной, и его любовь была скорее платонической. Он посвящал ей стихи, оказываел ей всяческие знаки внимания, разгадывал ее загадки, но не смел даже прикасаться к ней.

Царица прожила в гостях почти год, любовь Соломона разгоралась все сильнее и сильнее, но вот пришел тот самый день, когда она заявила о том, что ей уже пора домой. Источники молчат о том, почему могущественный царь не пытался продлить срок пребывание своей гостьи. Так или иначе он не сопротивлялся отъезду, несмотря на то что всем своим нутром и телом он не хотел этого. Соломон назначил праздничный обед на следующий день, в день перед её отъездом. А в ночь перед этим он увидел сон, в котором Солнце, больше никогда не всходит над его страной, а он ждет и ждет его до бесконечности. Так он предчувствовал уход навсегда своей любви.

Перед обедом царь приказал своим слугам добавить как можно больше перца в еду. После обеда она направилась в свою спальню, и тут Соломон, впервые за все время ее пребывания, направился вместе с ней. Он сказал царице, что не прикоснется ни к чему принадлежащему ей, до тех пор пока она не прикоснется к чему-либо, принадлежащему ему, и она согласилась. Еще до обеда Соломон, приказал поставить рядом с её усыпальницей свою чашу с водой. Обилие перца в еде вызвало у царицы страшную жажду, и она вынуждена была выпить воду из чаши Соломона. После этого наступила его очередь прикоснуться к чему-то принадлежащему ей. Все источники опускают дальнейшие подробности, лишь описывая эту ночь, как полную страсти, огня и горячей любви.

Но даже такая, насыщенная ночь, не может быть бесконечной, и наутро прекрасная царица собралась в путь. Соломон проводил ее караван с крыши своего дворца, где после этого он и начал проводить большую часть своих оставшихся дней. Он часами всматривался в горизонт, который поглотил его самую пылкую любовь, как бы ожидая чуда. Но оно не происходило, ведь чудеса не происходят даже по воле самых могущественных владык. Соломон, все больше и больше увядал, пока наконец не умер…

Источники гласят, что через девять месяцев у царицы Савской родился ребенок. Предполагается что именно он и дал начало еврейскому населению Эфиопии. Происходило ли все это происходило ли именно так как описано в религиозных книгах, происходило ли вообще, историкам и археологам установить не удалось. Но в любом случае, эта яркая и неординарная история любви, возраст которой исчисляется не одним тысячелетием, всё ещё вызывает острый интерес историков всего мира и продолжает поражать воображение поэтов, писателей, художников, композиторов, хореографов, режиссеров и других людей искусства.

Кто такая царица Савская? Миф или реальность?

Царица Савская - единственный персонаж древности, о котором есть упоминания в священных книгах трех основных мировых религий - христианство, иудаизм и мусульманство. Легендарная правительница Сабы в Южной Аравии - удивительной страны, где песок стоит дороже золота, где растут деревья из Эдемского сада, а людям не ведомы войны. В Библии рассказывается, что она пришла в Иерусалим испытать загадками царя Соломона и была в изумлении от его мудрости.

Согласно некоторым преданиям, у царицы Савской были козлиные ноги (возможно, отголоски древнего культа зооморфной богини луны Южной Аравии). В мусульманских легендах царицу зовут - Билкис. Она и , как утверждают мифы, - родоначальники 3 000-летней династии эфиопских императоров.

В Библии не называется ее имени, она фигурирует в ней просто как царица Савская, или Южная, и противопоставляется тем, кто не хочет внимать мудрости Иисуса. Она управляла савеями - народом «Счастливой Аравии», лежавшей южнее Палестины. Около 2000 км разделяли ее резиденцию от Иерусалима.

По какой же причине царица отправилась в путь? Согласно легенды, Соломон узнал от удода о диковинной стране и правящей ею женщине несравненной красоты и мудрости. Царь отправил ей письмо в котором приглашал посетить Иерусалим. В случае отказа он пообещал наслать на нее демонов. (Соломон был не только мудрецом, но и магом.) Царица откликнулась на призыв грозного соседа. Она ехала в Иерусалим, в надежде разрешить множество вопросов, относительно ее личной жизни, ее царства и ее народа.

Она была наслышана о Соломоне, слава которого всегда связывалась с именем бога. Этот бог казался ей причиной достигнутого благоденствия. Кому же может поклоняться такой мудрый царь? Царица Савская - рассудительная и умная женщина, но знает о границах своей осведомленности и хочет стать мудрей. Ради этого она жертвует временем, средствами и удобствами.

Соломона потрясла ее красота. Но наряду с этим он захотел проверить, какие у нее ноги… Нехорошая история описана в одной из книг Талмуда. По убеждению древних семитов, одна из характерных черт дьявола - козлиные копыта. Царь остерегался, что под обличьем прекрасной женщины скрывается сам нечистый. Для проверки, он выстроил павильон со стеклянным полом и запустил туда рыбок.

Правительнице необходимо было пройти через этот зал, но, едва переступив порог, инстинктивно приподняла платье. Соломон успел увидать, что ноги царицы были человеческие, но покрыты густыми волосами. Эту же историю можно встретить и в мусульманских источниках. Но исламская версия легенды гласит: ноги Билкис в действительности оказались козлиными - покрытыми шерстью и с копытцами вместо ступней…


Примирить обе версии смогут предания Эфиопии. Там царицу Савскую называют Македой, или Атия-Азеб. Считается, что она была из племени, приносившее жертвы дракону. И вот настала очередь Атия-Азеб: девушка была привязана к кроне дерева, куда прилетал дракон… В тени этого дерева присели отдохнуть 7 святых. Они решили помочь и убили дракона.

Однако одна капля крови попала на пятку девушке, и ее нога превратилась в копыто. Жители деревни избрали Македу своей предводительницей. Однажды она услыхала, что в Иерусалиме правит царь Соломон, который излечивает людей от всех болезней. Преодолев тяжелый путь, предводительница переступила порог дворца царя, и ее нога сразу стала такой, какой была раньше.

Полгода длился роман царя и царицы Савской. Когда же выяснилось, что прекрасная южанка беременна, она покинула Иерусалим и возвратилась в Сабу, где родила мальчика, который стал родоначальником абиссинских правителей. Эфиопы называют его Бейна Хекемом («сыном царя»), или Менеликом. Достигнув зрелости, Менелик отправился в гости к отцу. А возвратившись в сопровождении молодых иудеев на родину, привез в Эфиопию библейский Ковчег Завета с реликвиями. Жители города Аксум уверены, что Ковчег спрятан в каменной часовне самой большой церкви города и охраняет их родину в течении уже почти трех 3 000 лет.

Царица Савская — реальная историческая личность?

Эту замечательную историю несколько омрачают два вопроса: где все-же находилось Сабейское царство? И вообще, существовала ли царица Савская на самом деле? Юг Аравийского полуострова и побережье Персидского залива наряду с Двуречьем и долиной Нила считаются древнейшими очагами цивилизации. Уже в IV тысячелетии до н. э. там жили аравийцы, которые в основном были семитами и говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии.

На рубеже II и I тысячелетий до н. э. на юго-западе Аравии возникли государства Хадрамаут, Катабан, Саба, Манн. Около середины I тысячелетия до н. э. наибольший вес приобрело здесь царство Саба, которое установило контроль над главной торговой артерией Аравийского полуострова - «путем благовоний».

Оно просуществовало под различными названиями полторы тысячи лет. Подлинных сведений о легендарной царице крайне мало. Мусульмане называют ее Билкис. Известно, что она была дочерью «премьер-министра» загадочного царства Офир. Скорее всего, Билкис получила полномочия царицы только на время путешествия в Израильско-Иудейское царство, куда она отправилась для того, чтобы договориться о свободном проходе караванов с благовониями через вассальные ему территории.

В 711 году до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар упоминал о государстве на юге Аравийского полуострова. Историк Флавий полагал, что страна савеев располагалась на северо-востоке Африки - в Эфиопии. Некоторые из исследователей библейского рассказа считают, что государство Дилмун (или Сабейское царство) было на острове Бахрейн в Персидском заливе. Такое заявление могло бы показаться необоснованным - в Ветхом Завете указывается только на юг Аравии, - если бы не древнегреческая легенда, наводящая на необычные мысли на счет происхождения царицы Савской.

Эллины верили в , древнейшими из которых считались жительницы Ливии, где когда-то насчитывалось множество племен воинственных и храбрых женщин. Прародиной одного их племен считался остров Геспера (Бахрейн) у берегов Эфиопии. Его правительница Мирина некогда покорила много соседних народов, в том числе и атлантов, а потом через Египет, Аравию и Сирию направилась в Малую Азию, где основала ряд городов.

Конечно, нельзя утверждать, что царица Савская и Мирина - одно лицо. Но и пренебрегать данным предположением не следует. Во-первых, остров находится как раз между Эфиопией и Аравией. Во-вторых, греческая легенда, которая возникла приблизительно в V–IV вв. до н. э., рассказывает о «давно минувших днях», так что Мирина вполне могла жить на 500 лет раньше.

В пользу того, что царица Савская - реальное историческое лицо, могут свидетельствовать археологические раскопки на территории Южного Йемена. Изучение руин дворца показало, что приблизительно в 1000-950 гг. до н. э. там жила царица, которая совершила поездку на север - в Аль-Кудс (арабское название Иерусалима).

Исламолог М. Пиостровский полагает, что Савская была царицей Древнего Йемена, для культуры которого характерны монументальные, похожие на здания каменные троны правителей, которые упомянуты в преданиях. Кроме этого, в религии этой страны божество солнца Шамс играло очень важную роль. (Согласно легендам, жители Сабы поклонялись Солнцу и Луне.) Арабы связывают имя царицы с йеменским городом Мариб, около которого находятся величественные руины занесенного песком древнего храма Аввама (храма Билкис). Многие считают, что именно там был земной райский сад Эдем из Книги Бытия.

Эфиопская версия о происхождении царицы Савской тоже не лишена смысла, больше того, многим из ученых представляется весьма обоснованной. Хотя сама Эфиопия расположена в Африке, от Сабы ее отделяет неширокая полоска воды. Сабейцы, освоившие морской путь в Индию, могли легко преодолеть ее. Может быть, в древности эти две территории были тесно связаны между собой, составляя одно государство. Население Эфиопии считает, что царица Савская жила в городке Аксуме, неподалеку от морского побережья.

Подобного рода рассказ об этом мы находим в национальном эпосе, где сказано о царствующих династиях, которые ведут свое происхождение от знаменитой путешественницы. Доказывая, что Македа (царица Савская) выехала к Соломону именно из Аксума, эфиопы ссылаются на Книгу псалмов, где прямо сказано о визите Македы в Иерусалим. Кроме этого, в Эфиопии много религиозных обрядов, которые напоминают семитские: вряд ли они смогли укорениться в стране без поддержки со стороны верховной власти. Обращает на себя внимание соблюдение Субботы, разделение животных на чистых и нечистых, религиозные танцы. Кроме этого, император Эфиопии именуется «царем Сиона».

Местные жители говорит, что право составлять законы и толковать их дал потомкам иудейского колена левитов сын царицы Савской: он ведь и сам был наполовину иудей! По сей день существует небольшая обособленная религиозная группа абиссинских иудеев, которые считают себя потомками лиц, прибывших с сыном Македы из Иерусалима. Называют они себя «фалаши», что означает «эмигранты». Это историческое название подтверждает их неэфиопское происхождение. В Аксуме есть несколько достопримечательностей, которые имеют отношение к легендарной царице.

В первую очередь, это обелиск на центральной площади и могила самой Македы. На пшеничном поле за городом лежат несколько гранитных плит размером 5×1,5 метра с обелисками. Под одной из них якобы и нашла покой эта таинственная женщина. Под двумя другими покоится прах еще двух царей Аксума, а на горе у горизонта похоронен Менелик.

Сторонники эфиопского происхождения царицы Савской приводят разные исторические факты и ссылки на авторитеты, чтобы доказать, что библейская правительница жила именно тут. Они сообщают также, что Македе было 50 лет, когда она поехала в Иерусалим, и что умерла она в 986 году до н. э. Потомки царицы Савской и царя Соломона, как считается, правили страной до 1974 года, когда был свергнут император Хайле Селассие.

Многие из ученых считают утверждение, будто династия эфиопских правителей берет начало от легендарной царицы, государственной пропагандой, мифом, с помощью которого местные монархи пытались подтвердить законность своей власти. Дело в том, что ни один из официальных документов за пределами Эфиопии не упоминает, что Ковчег Завета когда-либо покидал границы Иерусалима. Первое же эфиопское королевство вообще появилось только через 800–900 лет после того периода, который указан в качестве предположительной даты жизни Соломона (965–928 г. до н. э.). Кроме этого, во времена правления мудрого царя происходило только становление Сабейского царства. Следовательно, оно не могло еще быть господствующим государством ни в южной Аравии, ни в Эфиопии.

Одним из авторитетнейших специалистов в этой области является археолог Р.Эйхман. Он же возглавляет список скептиков от истории. Применив научный подход к библейскому повествованию о царице Савской, он утверждает, что не обнаружил ни единого научного доказательства ее существования, и считает, что она - не более чем миф. Эйхман - далеко не единственный скептик, который выразил сомнение в существовании легендарной царицы. Однако он, пожалуй, впервые представил сугубо научные соображения на этот счет.

Сомнения усиливают детальные исследования археологов. Изучив найденные в Марибе надписи и каменную кладку, специалисты уверяют, что известный храм Аввам, основательницей которого предположительно могла быть царица Савская, строился во второй половине VII века до н. э. Это означает, что он не имеет никакого отношения к таинственной правительнице, жившей в середине X столетия до н. э. По мнению Эйхмана, в пользу того, что история о царице Савской - не реальный факт, а вымысел, говорит и ряд других моментов.

К примеру, неизвестно, позволяли ли сабейцы занимать женщинам столь высокое положение? На это, правда, часть специалистов справедливо замечает, что некоторые косвенные исторические источники говорят о том, что в Сабе того периода царил матриархат. В доказательство приводятся клинописные тексты, обнаруженные в Ассуре: в них рассказывается о «царицах арабов» Забибе и Самси. Но кроме этих записей нет других ассирийских источников, датируемых 700-ми годами до н. э., которые содержали бы упоминания о женщинах на троне. Эйхман и иные скептики, безусловно, правы, говоря, что без дополнительных исследований человечество всегда будет оставаться в плену мифов.

Итак, кем же была героиня известного библейского сказания, в котором переплелись исторические факты, восточный фольклор и фантастические легенды? Существовала ли она на самом деле? Жила ли в арабском Марибе? Являлась ли правительницей эфиопского Аксума? Или была представительницей гордого племени женщин-воительниц? Эта тайна не разгадана учеными по сей день. Да и так ли это важно для современного человека? Ведь в Книге Книг она продолжает существовать и поныне…

И.Вагман, О.Кузьменко

Царица Савская – экзотическая, таинственная и властная женщина – увековечена в величайших религиозных книгах, среди которых еврейская Библия и мусульманский Коран. Ее образ также появляется в турецкой и персидской живописи, в каббалистических трактатах, и в средневековых христианских мистических произведениях, где она рассматривается как воплощение божественной мудрости и предсказатель культа Распятия. В Африке и Аравии о ней рассказывают и по сей день и, действительно, рассказы о ней рассказывались и пересказывались во многих странах в течение почти 3 000 лет.

Попытки выяснить, кем царица Савская (Шеба) могла быть в действительности, наталкиваются на определенные трудности. Почему, если о ней так мало известно, она стала такой важной фигурой? Рассказы о Соломоне и царице Савской, в конце концов, входят в легенды о создании современных государств Израиль и Эфиопия.

Еврейская легенда

Среди всех известных народов-рассказчиков в мире, наряду с кельтами, греками и индусами, евреи оставили человечеству одно из величайших литературных наследий. Библейские рассказы были записаны в конце железного века и в период персидского и греческого правления на Ближнем Востоке (600-200 гг. до н.э.). Они оказались на удивление живучими – их исключительное влияние на историю цивилизации было достигнуто в основном из-за их важности для трех монотеистических религий.

Первое появление рассказа о визите царицы Савской к царю Соломону – это короткое его описание в Ветхом Завете:

Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. <…> И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее. Третья книга Царств, глава 10, 1-13

Это история, которую до сих пор не удалось проверить. Но в ней есть достаточно намеков и подсказок, чтобы оставаться дразнящей и загадочной. «Драгоценные камни», «пряности» и «благовония», что царица принесла в дар Соломону из своей родины, подсказывают, что она прибыла из страны, богатой драгоценными камнями и благовонными деревьями.

Лишь немногие страны могут похвастаться этим всем – такие страны, как Сомали и Эфиопия (в районе Африканского Рога), и Оман и Йемен на юге Аравийского полуострова. Так могла ли страна царицы Савской быть где-то там? А как насчет самого имени царицы? Есть ли какие-то данные о земле под названием Сава

Поиск свидетельств

На самом деле в Библии есть несколько человек по имени Сава: один – потомок сына Ноя Сима, а другой – его сына Хама. Но также упоминается и место под названием Сава. В книге пророка Иезекииля (глава 27, 22-24) упоминается, что купцы, торговавшие с Тиром, пришли из Савы и Раамы, и привезли с собой пряности, драгоценные камни и золото – точно такие же товары, что царица Савская привезла с собой, когда она приехала навестить Соломона в Иерусалиме.

Но самым популярным переводом еврейского слова Сава является арабское слово Саба (Шеба) – со ссылкой на великое Сабейское царство, сегодня входящее в состав Йемена. И, хотя явных исторических доказательств о самой царице Савской не хватает, в тексте есть доказательства в поддержку этой версии. В ассирийских текстах, правители по имени Итамру и Кариб-илу ассоциируются с царями Сабы из йеменских текстов, по именам Йита’амарс и Карибил.

Исламская традиция

Еще более интересными являются результаты нынешних раскопок древнего храма рядом с рынком в старом Марибе – на землях, когда-то бывших частью древнего Сабейского царства. Храм известен как Махрам Билькис, или храм Билькис, а Билькис – это имя, данное царице Савской позже, в исламской традиции. В более ранних версиях Корана имя царицы Савской не называется. В ее истории есть несколько знакомых нам сюжетных линий из Библии, но есть и несколько дополнительных.

Бог, как считается, позволил Соломону разговаривать с птицами и понимать их, и однажды заметил, что не хватает чибиса. Когда птица вернулась, она объяснила, что долетела до чужой земли, известной как Саба, который правит царица, очень богатая и сидевшая на троне из золота и серебра. Потом Соломон пригласил эту царицу к нему в гости.

По прибытии она вошла во дворец, специально построенный для нее. Стены и пол дворца были сделаны из стекла, и по полу текла вода. Она подняла юбку, чтобы не замочить её, и таким образом показала всем свои ноги, которые были покрыты волосами, словно козлиные.

(В более поздней арабской легенде говорится о том, что у царицы Савской вместо ступни было копыто козы. Когда ее мать была беременна ею, она встретила красивого козла и возжелала его, «что свойственно беременным», и, когда родилась ее собственная дочь, у нее была одна нормальная нога, а вместо другой – козлиное копыто).

Эфиопская традиция

Из всех рассказов о царице Савской (царице Шебе), те, что пришли из Эфиопии и стран Африканского Рога, вероятно, больше всего сохранили связь с повседневной жизнью. Эта история была увековечена в священной эфиопской книге – Кебра Нагаст (Книга о Славе Царей)– в которой мы можем найти упоминания мохнатых копыт царицы, ее поездку к Соломону и ее соблазнение. Но история на этом не заканчивается. Затем царица возвратилась в свою столицу Аксум, расположенную на севере Эфиопии, и несколько месяцев спустя родила от Соломона сына, назвав его Менелик, что означает «сын мудреца».

Спустя годы Менелик отправился в Иерусалим, чтобы увидеть своего отца. Соломон встретил его с радостью и предложил ему остаться, чтобы править после его смерти. Но Менелик отказался от этого и решил вернуться домой. Под покровом темноты он покинул город, взяв с собой из Иерусалимского храма самую драгоценную реликвию – Ковчег Завета. Он привез его в Аксум, где он находится и по сей день в специально построенном хранилище во дворе церкви Святейшей Девы Марии.

Важность царицы Шебы, Ковчега Завета и «Кебра Нагаст» в эфиопской истории нельзя переоценить. Исходя из текста «Кебра Нагаст» эфиопы считают свою страну избранной Богом, место последнего упокоения его ковчега – и царица Савская и ее сын помогли ему туда попасть. Таким образом, царица Савская стала прародительницей своего народа, и цари имеют божественное право на власть, потому что они являются ее непосредственными потомками. Император Хайле Селассие даже закрепил это положение в Конституции Эфиопии от 1955 года.

Хайле Селассие стал, однако, не первым императором, публично заявившим о важности Кебра Нагаст. В Лондонском Национальном архиве есть письма, датированные 1872 годом, написанные эфиопским императором Йоханнысом IV королеве Виктории, в котором он пишет (перевод):

У вас там есть книга под названием «Кебра Нагаст», которая содержит законы всей Эфиопии, и имена шумов (аналог губернаторов), церквей и провинций. Прошу вас установить, в чьей собственности находится эта книга, и отослать ее мне, так как без этой книги мой народ в моей стране не будет мне подчиняться.

С разрешения королевы Виктории книга была возвращена в Эфиопию, и в настоящее время хранится в церкви Рагел в Аддис-Абебе, а табличка перед ней объясняет ее историю.

Кебра Нагаст

В конечном счете, нет очевидных доказательств, археологических или письменных, что царица Савская была царицой Эфиопии. Впечатляющие руины Аксума на тысячу лет старше королевы – современницы Соломона – по крайней мере, обычно их датируют десятым веком до нашей эры. А правящая династия великого Сабейского царства в Южной Аравии, о котором у нас есть письменные свидетельства, впервые завладела троном в то время, когда, предположительно, пришла к власти, царица Савская.

Но история должна на чем-то основываться. Если версия, изложенная в Библии, была записана веками позже времени ее правления, как многие думают, чтобы прославить Израиль и правление царя Соломона, то в ней может описываться время большого расширения, время, когда мир был неведом человеку. Может, поездка царицы в Израиль и была одной из первых дипломатических миссий в мире?

Интересно, что существуют древние тексты, которые рассказывают о могущественных царицах северной Аравии, правивших в седьмом и восьмом веках до нашей эры – время, которое некоторыми историками в Израиле полагается временем правления царя Соломона.

Что касается самой царицы Савской, ее история остается загадкой. Она была властной женщиной, обожающей матерью и таинственной любовницей – а также стала прародительницей нации и демоном с раздвоенными копытами. Все это и сделало ее невероятно популярной исторической фигурой.

Мать царицы Савской, будучи беременна ею, встретила красивого козла, возможно, на 21-ой неделе беременности. В это время у будущего ребенка укрепляется и костная и мышечная система. Кроме того, возрастают аппетиты будущих мам.

Царь Соломон, которому при рождении было дано имя Иедидиа, что означало «Возлюбленный Богом», правил Израильским государством в течение сорока лет. Чаще всего годами его правления называют 972-932 годы до н.э., и это время знаменуется относительным спокойствием и миром в Израиле. Недаром царским именем этого правителя было имя Соломон (от еврейского слова «шломо» — мир). Он вступил на престол, когда ему едва исполнилось двадцать лет, однако уже в первые годы царствования молодой правитель доказал израильтянам свои мудрость, организаторские способности и силу. Он сразу же укрепил Иерусалим, построил флот, направил большие средства на развитие торговли с соседними государствами, воздвиг великий храм, а также поощрял развитие науки и литературы.

Соломон отличался любовью к женщинам. Некоторые источники утверждают, что у него было около 700 жён и более 300 наложниц. Самой старшей женой израильского царя являлась египтянка, которая предположительно носила имя Вифия.

Однажды слухи о мудрости и величии еврейского повелителя дошли до властной и сильной царицы савской Балкиды, которая правила страной савеев, названной древними «Счастливой Аравией». На её землях возвышались величественные храмы, процветали богатейшие города, зеленели роскошные сады и строились дороги, а народ не переставал прославлять свою премудрую царицу. Балкида утверждала, что её страна — самая богатая в мире, и она — самая мудрая правительница. Царица решила своими глазами увидеть Соломона, во всём превосходившего её, и лично убедиться в его удивительном уме и божественной премудрости.

Она собралась в путь в сопровождении нескольких тысяч слуг, которые вели верблюдов, нагруженных подарками израильскому царю: драгоценными камнями, экзотическими растениями, редчайшим красным деревом и благовонными маслами.

По легенде, Соломон встретил иноземную гостью, восседая на золотом троне и одетый в золотые одежды. Когда царица увидела израильского правителя, ей показалось, что перед ней предстала золотая статуя. Великий Соломон поднялся, подошёл к прекрасной Балкиде и, взяв её под руку, повёл к своему трону. Так царь не принимал ещё ни одного гостя.

Говорили, что он сразу же влюбился в чужестранку и, восхищённый её красотой, все дни проводил с ней, беседуя о странах, Вселенной, Боге. Он водил Балкиду по Иерусалиму, показывал выстроенные им сооружения и храмы, а царица не переставала удивляться размаху и щедрости знаменитого израильтянина. Наконец, она окончательно признала, что уступает во всём Соломону и больше не отрицала его превосходства. Тогда же царица Савская загадала правителю Израиля три загадки, на которые царь якобы заранее получил ответ у подкупленного им савского жреца и, не задумываясь, сразу же отвечал царице. Женщина ещё больше дивилась мудрости прославленного Соломона.

Она, всегда гордая и непреклонная, даже ответила согласием, когда тот попросил Балкиду стать его женой. Однако перед этим Соломон пожелал раскрыть тайну царицы и тем самым опровергнуть жуткие слухи о Балкиде. Про царицу савскую рассказывали, что наружностью она прекрасна и поразительно мудра. Ей даже приписывали сверхъестественные способности, нередко называли «царицей джиннов» и «демоном». Однако говорили, что при всех достоинствах повелительницы савеев, она обладала нечеловеческими, козьими ногами, а вместо ступней у неё были перепончатые, словно у гусыни, лапы.

Влюблённый царь пожелал сам убедиться, так это или иначе. Для этого мудрейший повелитель израильский приказал сделать в одной из своих комнат прозрачный пол из хрусталя. Под ним соорудили бассейн, куда налили чистейшую воду и запустили рыб. Всё это напоминало настоящее озеро, а отличить его можно было, лишь подойдя ближе. Поэтому, когда Соломон провёл царицу в приготовленную комнату, она, увидев удивительный бассейн, вдруг подняла юбки, чтобы не намочить их. На несколько секунд её ноги показались из-под нижних одежд, а израильский царь увидел настоящие, человеческие ноги, только слишком кривые и некрасивые.

Оскорблённая царица за одну ночь собрала всех слуг и покинула Иерусалим, не простившись с Соломоном, нанёсшим повелительнице савеев жестокую обиду.

Царь быстро забыл иноземную гостью и вновь наслаждался наложницами, собранными в царском гареме со всего мира. «Женщина слаще жизни и горше смерти», — говорил Соломон о своих возлюбленных.

Он продолжал строить города, укреплять флот и возводить храмы. Однако его приближённые становились всё больше недовольными расточительной политикой правителя. Сразу же после смерти «мудрейшего из царей» произошло восстание против династии Давида, и Израиль был разделён на две территории: Израиль и Иудею. Последней некоторое время правил сын Соломона Ровоам.