Древний врач авиценна. История медицины и фармации: Авиценна

  • Дата: 21.09.2019

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина

Статуя Авиценны в Душанбе , Таджикистан .

Дата рождения:

Место рождения:

с. Афшана , государство Саманидов

Дата смерти:

Место смерти:

Хамадан , Аббасидский халифат

Направление :

Восточный аристотелизм

Основные интересы:

медицина, философия, астрономия, химия, геология, логика, поэзия

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا ‎ - Abū ‘Alī Husein ibn ‘Abdallāh ibn Sīnā , тадж. Абуал ӣ Ҳуссайн ибни Абдуллоҳ ибни Сино ), Ибн Сина (перс. ابن سینا‎ - ebn-e sinâ , тадж. Ибни Сино , в латинизированной форме - Avicenna (Авице́нна ); родился в селе Афшана близ Бухары 16 августа 980 года - умер в г. Хамадан , 18 июня 1037 г.) - таджикский философ и врач, представитель восточного аристотелизма . Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274 [ источник не указан 28 дней ] .

Биография

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля . В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике». В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч , ко двору правителей Хорезма . Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015-1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Наследие

Книга исцеления

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

Латинская копия «Канона врачебной науки»

Основные медицинские произведения Ибн Сины:

    «Канон врачебной науки » («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») - сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы , определил различие между холерой и чумой , описал проказу , отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык.

    «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») - написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.

    «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).

    «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») - самый короткий трактат Ибн Сины.

    «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).

    «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).

    «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).

    «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») - описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.

    «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») - описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.

    «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).

    «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).

    «Рисола-йи жудия» - описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

    Копия рукописи «Канон врачебной науки » (Аль-Ганун Фи ат-Тибб) Ибн Сины 1030 года , сделанная в 1143 в Багдаде . Институт рукописей Национальной академии наук Азербайджана в Баку

Оздоровительная физкультура

Он писал в своем труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям - произвольные движения приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендациями Авиценны могли воспользоваться только феодалы.

Оздоровительная физкультура придуманная им жива по сей день и тысячу лет помогает людям.

Философия

Могила Авиценны в Хамадане , Иран

Могила Авиценны изнутри, Хамадан, Иран

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю . Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Ему же принадлежат стихотворения на персидском языке, большей частью в форме рубаи .

Астрономия

Находясь в Гургане , Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни , и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии .

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию ; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса .

Память

    В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые - Авиценния . В Таджикистане в его честь названы Таджикский государственный медицинский университет и горная вершина, ранее известная как Пик Ленина .

    В селе Афшана существует музей Абу Али ибн Сина.

    В Новосибирске с 1996 года работает медицинский центр «Авиценна»

    В Самарканде и Бухаре есть улицы названные в честь Ибн Сины.

    В Бухаре в 1990 году открыт медицинский институт названный в честь Абу Али ибн Сина.

Примечания

    Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия ИБН СИНА (рус.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 13 января 2010.

    Гумилев Л. Н. ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ И ГАЗНЕВИДОВ

    Как подчеркивает Л. Н. Гумилев:

… в IX - Х вв. на территории Большого Ирана , особенно в Хорасане (куда входили и Мавераннахр , и часть современного Афганистана ), сформировалась этническая общность «таджиков », которая включала предков современных персов и таджиков , а также некоторое другое ирано-язычное население (например, говорившее на языке азери в Азербайджане). Много позже, уже в послемонгольское время, в новых условиях эта общность, часть которой (в Азербайджане и Мавераннахре) подверглась тюркизации, стала распадаться на две самостоятельные - персов и таджиков. Ничего подобного в IХ - Х, да и в ХI - ХIII вв. не было, и таджики той поры - общее название массы ираноязычного населения, связанного единой культурой, этническим самосознанием и языком…

Литература

Публикации сочинений

    Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. Сталинабад, 1957.

    Ибн Сина. Канон врачебной науки. В 5 т. Ташкент, 1956-60.

    Ибн Сина. Математические главы «Книги знания». Душанбе, 1967.

    Ибн Сина. Послание о любви. Тбилиси: Мецниереба, 1976.

    Ибн Сина. Избранное. М.: Книга, 1980.

    Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980.

    Аль-Бируни и Ибн-Сина. Переписка. Таш­кент: Фан, 1973.

О нём

    Ахадова М. А. Арифметическая часть «Книги знания» Ибн Сины. Геометрическая часть «Книги знания» Ибн Сины. Учёные записки Бухарского госпединститута, 12, 1964.

    Петров Б. Д. Ибн Сина (Авиценна) М., Медицина 1980.

    Джибладзе Г. Н. Системы Авицены: Абу Али Ибн-Сина. Экзотерический очерк. (Некоторые обобщения и материалы). Тбилиси, 1986.

    Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе, 1985.

    Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина: Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.

    Лютер И. О. Метафизика Ибн Сины: угол - отношение, качество, положение или всё-таки количество? Историко-математические исследования, 8(43), 2003, с. 278-302.

    Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981.

    Сагадеев А. В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.

    Gardet L. La pense religieuse d Avicenne (Ibn Sina). Paris, 1951.

    Nasr S.H. Three Muslim Sages. Avicenna. - Suhrawardi - lbn Arabi. Cambridge (Mass.), 1964.

    Morewedge P. The metaphysica of Avicenna. London, 1973.

    ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, Учебное пособие, В. К. Пельменев, Е. В. Конеева, Калининград 2000

Одним из величайших учёных в истории исламского мира признан врач, философ и поэт Абу Али Хусейн ибн Сина (Абугалисина), в западном мире более известный как Авиценна.

Детство и юность

Ибн Сина родился в 980 году (по Хиджре) в селении Ашфана, расположенном в 30 км от Бухары. С юных лет он удивлял своим талантом и уникальными способностями. В возрасте 10 лет Авиценна уже Священного Корана. Кроме того, он активно изучал и светские науки, такие как философия, астрономия, литература. Но более всего Ибн Сина преуспел в медицине, которую осваивал самостоятельно. Когда Авиценне исполнилось 16 лет он стал личным лекарем эмира Бухары Нуха ибн Мансура. Тогда юноша получил доступ к местной библиотеке, в которой активно занялся изучением медицины.

Вклад Авиценны в медицину

Многие труды Ибн Сины о признаках различных заболеваний пережили многие столетия и остаются актуальными и в наши дни. В частности, он рассматривал симптом заболевания в комплексе с другими проявлениями болезней. Изучение всех имеющихся симптомов, как полагал учёный, способствует определению верного диагноза и назначению лечебных процедур. К тому же Авиценна разделил все кровеносные сосуды в теле человека на пульсирующие (то есть артерии) и находящиеся в покое (вены).

В своём труде «Канон врачебной науки» он описал более 700 лекарственных веществ, рассмотрев их общие и целебные свойства. Около 150 растений, описанных им, применяются и в современной медицине. Также в наиболее известном своём трактате описывает признаки и процедуру лечения рака. Кроме того, Ибн Сина приводит симптомы вывихов, ожогов и мелких ранений, а также способы вправления суставов, которые в западной медицине именуют «методом Авиценны». Именно он вывел различия между холерой и чумой, а также описал проказу.

Работа «Канон врачебной науки» снискала для Ибн Сины мировую известность. Она отличается простотой описания болезней, а также способов их лечения.

Большое внимание Авиценна уделял и профилактике болезней. Именно поэтому он призывал к соблюдению правил личной гигиены, которые прописаны в его труде «О гигиене». Для поддержания чистоты своего тела Ибн Сина настаивал на необходимости регулярно совершать и остерегаться прикосновения к грязным предметам. В целях профилактики болезней он также рекомендовал постоянно заниматься физкультурой, называя её важнейшим условием здоровья тела. Ибн Сина описал физические упражнения для людей разных возрастов. Немаловажную роль для укрепления здоровья он отводил режиму питания и сна.

Психология Авиценны

Большую роль учёный сыграл и в развитии психологической науки. Основная идея его воззрений – утверждение о зависимости психологии человека от устройства его тела. Авиценна выделил 4 основных типа характера человека: горячий, холодный, сухой и влажный. Эти виды в современной психологии соответствуют темпераментам.

Изучению эмоций также отводится немаловажная роль в трудах Ибн Сины. Их он рассматривал как оживляющие душу механизмы, оказывающие влияние на тело человека. Эмоции, по его мнению, способны оказывать влияние на индивида, вызывая определённые изменения. Именно Авиценна первым описал метод психодиагностики, характеризующийся учащением пульса при воздействии внешних факторов. Он провёл и первые эксперименты по психологии эмоций. Суть опыта состояла в том, чтобы кормить двух баранов одинаковой пищей. Но один из них питался в обычных условиях, а возле другого привязывали волка. В результате эксперимента второй баран похудел и умер. Именно этот опыт стал подтверждением влияния эмоций на организм человека.

Ибн Сина и л итература

Многие свои произведения, среди которых «Газели», «Касыды», «Бейты», «Поэма о медицине», Авиценна писал четверостишиями и рубаи. В «Газелях» он пишет:

Кто на земле блаженств не ищет, тот

Их в небесах навечно обретёт.

И ангелов у ног своих увидит,

Кто отрешится от земных забот.

Примечательно, что в конце этого произведения встречается фраза «уединись, как Бу Али» , под которым автор подразумевает (р.а.) – зятя Пророка Мухаммада (с.г.в.) и четвёртого праведного халифа. Тем самым Авиценна призывает последовать примеру великого сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.).

Труды Ибн Сины оказали большое влияние на развитие арабской и персидской литературы. Известный поэт Омар Хайям даже называл Авиценну своим учителем.

Политическая философия

Избрание правителя в мусульманской общине после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.) раскололо умму на суннитов и шиитов. Довольно-таки долгое время этот вопрос был «ахиллесовой пятой» в Арабском халифате и часто приводил к конфликтам. И Ибн Сина не мог его обойти стороной.

По мнению величайшего мыслителя, избрание правителя в мусульманском мире должно стать результатом компромисса между авторитетными людьми. Как считал учёный, властитель должен обладать следующими качествами: храбрость, наличие организаторских способностей, знание религиозных канонов, справедливость. Если существующий правитель обладает всеми указанными качествами, то подданным следует ему беспрекословно подчиняться, а если же он им не соответствует или нарушает их, то данная обязанность снимается с людей.

Авиценна писал, что общество – это совокупность людей, имеющих свои уникальные особенности и умения. Любое общество нуждается в сотрудничестве, в противном случае оно может увязнуть в смутах и нестабильности. Для того чтобы социум развивался, он нуждается в надёжном владыке, который должен блюсти интересы всех слоёв населения и обладать должным авторитетом. Если же обществу удастся прийти к компромиссу и избрать правителя, соответствующего всем необходимым качествам, то тогда, как утверждал Авиценна, оно будет свободным от смут и мятежей.

Вклад Ибн Сины в мировую науку трудно переоценить, так как его труды, написанные 1000 лет назад, остаются актуальными и в наши дни. Знаменитый учёный стал неотъемлемой частью Золотого века исламской мысли, который подарил миру множество великих умов.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (европейцы называют его Авиценной) родился 16 августа 980 г. в 10 веке в с. Афшана недалеко от Бухары (территория относилась к арабскому халифату). Сейчас в селе Афшана находится музей Ибн Сина.

Исследователи подсчитали, что Авиценна преуспел в 29 отраслях знаний. Он с успехом занимался медициной и поэзией, философией и астрономией, логикой и математикой.

Но большинство людей совершенно справедливо считают его самым великим врачом в истории. По одной из версий, термин «медицина» произошел от латинизированного «мадад Сина» (в переводе - исцеление от Сина) или от сокращенного «метод Сина».

Главный труд Авиценны «Канон врачебной науки» самое тиражируемое после Библии издание, до XVII века являлось основным медицинским руководством как на Востоке, так и на Западе.

Когда Авиценне исполнилось 17, слава о нем, как о враче, уже была настолько велика, что юношу пригласили лечить заболевшего бухарского эмира. Эмир выздоровел и обещал любую награду за свои услуги. Юноша ответил, что ему не нужно ничего, кроме разрешения пользоваться уникальной библиотекой эмира. Спустя несколько лет библиотека сгорела. В поджоге библиотеки обвинили молодого врача - говорили, что Авиценна хотел, чтобы никто не прочел древние книги и не стал столь же мудрым.

Родоначальник диагностики по пульсу. Одна из легенд рассказывает о чудесном исцелении дочери бухарского купца. Девушка таяла на глазах от какой-то странной болезни. Все врачи оказались бессильны. Тогда купец пригласил Авиценну, который взял девушку за запястье и стал перечислять улицы Бухары. Затем попросил принести список имен тех, кто жил на определенной улице. При упоминании одного из них лицо девушки порозовело. Так по пульсу ученый узнал имя возлюбленного, о котором она боялась рассказать отцу, так как он никогда не согласился бы на их брак. Именно эти переживания и привели её на грань смерти.

Авиценна первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, ввёл термин эпилепсия, описал проказу и желтуху, проанализировал причины, симптомы и способы лечения менингита, язвы желудка и других, аргументировал гипотезу о том, что многие болезни возникают под влиянием негативных эмоций. Авиценна мог диагностировать и излечивать 2000 различных недугов.

Он обращал внимание на психологический фактор в лечение болезней. Своим пациентом говорил: «нас трое: я, ты и твоя болезнь. Чью сторону ты примешь, тот и победит».

В ком воля есть и сильный дух, тот победит любой недуг.
Болезнь отступит перед гордым, перед бесстрашным, непокорным…

Еще при жизни ибн Сина был удостоен таких высоких титулов как Лидер среди мудрецов (Аль-Шейх Аль-Раис), Гордость страны (Шараф-ул-Мулк), Великий целитель (Хаками бузург).

Умер Авиценна в Хамадане (Иран) 18 июня 1037 г. Перед смертью ученый оставил завещание, в котором велел раздать все свое имущество бедным, а слуг отпустить на волю.

Всё в мире покроется пылью забвения!
Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:
Лишь дело героя да речь мудреца
Столетья пройдут, не изведав конца.
И солнце, и бури — всё выдержит смело
Высокое слово и доброе дело…

Захоронение Авиценны стало местом паломничества. Люди верят, что даже одно прикосновение к надгробию способно исцелить от любых болезней.

Люди были так уверены во всемогуществе Авиценны, что считали ему удалось раскрыть секрет бессмертия. Перед смертью он приготовил 40 снадобий и продиктовал правила их использования своему самому верному ученику. После смерти Ибн Сины ученик приступил к оживлению, с волнением замечая, как немощное тело старца постепенно превращается в цветущее тело юноши, появляется дыхание, розовеют щёки. Оставалось последнее лекарство, которое нужно было влить в рот и оно бы закрепило жизнь, восстановленную предыдущими снадобьями. Ученик был так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд. Спасительная смесь ушла в глубину земли и через несколько минут перед учеником лежало дряхлое тело учителя.

Картина художника Джавона Умарбекова «Человек разумный» была написана к юбилею великого ученого. Художник долго думал, как изобразить эту выдающуюся личность, пока ему не пришла идея изобразить известных ученых, с кем можно было бы сравнить Ибн-Сину. Ведь всю свою жизнь Ибн-Сина путешествовал, желая найти людей, разделяющих его убеждения. На картине рядом с ученым Аристотель, Навои, Данте, Леонардо да Винчи, Аль-Беруни, Эйнштейн, Омар Хайям, Циолковский, Менделеев. В центре картины образ Венеры из произведения Боттичелли «Рождение Венеры» как символ истины, к которой Авиценна стремился всю жизнь. На картине выдающийся врач держит в левой руке человеческий череп и как бы спрашивает самого себя, кто мы такие? Откуда пришли? Куда мы идем? В его ухо нашептывает сомнения образ символизирующий ложь, он написан в темных тонах.

Именем Авиценны названа малая планета и горная вершина (прежнее название Пик Ленина), минерал авиаценнит и растение семейства Акантовых — авиценния. Его лик украшает денежную единицу Таджикистана - сомони.

Какой вклад Авиценны в развитие медицины, средневекового персидского ученого, философа и врача, представителя восточного аристотелизма изложен в этой статье.

Абу Али Ибн Сина вклад в медицину

Авиценна вклад в науку медицина просто огромен и изложен на страницах его труда «Канон врачебной науки». Работа ученого сформировала мышление у многих поколений врачей. Еще в ХІІ столетии она переводилась на латынь в больших экземплярах и расходилась рукописями по всему свету. Кроме того, «Канон» был одной из первых книг в книгопечатании. Но как бывает со многими учеными, его идеи и положения были признаны только спустя несколько веков.

Авиценна выступал за естественную, научную сущность медицины, настаивал на взаимной связи окружающей среды и организма, а также психического и телесного. Ибн Сина являлся ярым противником суеверий, которые бытовали в медицине в то время.

Ученый много времени уделили изучению окружающей среды на организм человека, изучая больных и недуги. Также особое внимание отводил телосложению. К своим больным он подходил индивидуально. Его идеи сегодня актуальны в терапии и хирургии.

Большой вклад Авиценна внес в изучение и исследование таких недугов как чума, туберкулез, проказа и оспа. Он был первым, кто рекомендовал в профилактических целях кипятить воду, прежде чем ее употреблять. В труде «Канон врачебной науки» есть главы, которые описывают методики лечения ран и травм, ход хирургических операций.

Считается, что Ибн Сина заложил фундамент для развития педиатрии. Он является создателем новых лекарств как из трав, и полученных в ходе химических опытов. Некоторые из них используются и теперь.

Средневековые ученые и писатели с мусульманского Востока были известны в Европе по коротким именам или прозвищам. Вот и персидский Авиценна не исключение. Его настоящее имя в сокращенном варианте можно привести как Ибн Сина.

Детство

Будущий ученый родился в 980 году, недалеко от Бухары, в Средней Азии. С самого раннего детства ребенок отличался умом и сообразительностью. К десяти годам прекрасно знал Коран. В бухарской школе он сначала изучал законодательство, а позже - философию, логику и геометрию. Это была эпоха расцвета мусульманской науки. Восточные ученые оказались на несколько шагов впереди по сравнению с европейскими средневековыми монахами. Один из них - Абу Абдаллах Натили - взялся за обучение многообещающего подростка.

Авиценна, биография которого в дальнейшем ознаменовалась многочисленными самостоятельными открытиями, быстро вышел из-под опеки наставников и стал заниматься в одиночку. Большое влияние на 16-летнего юношу оказала книга Аристотеля «Метафизика».

Философские взгляды

Многие принципы, заложенные древнегреческим философом в его трудах, стали ориентиром для персидского последователя. В своих изысканиях он был не одинок. Подобные взгляды разделяли Аль-Кинди, Ибн Рушд и Аль-Фараби. Эта школа получила название «восточного аристотелизма». Авиценна, биография которого полна различными открытиями, стал ее ключевым сторонником.

В его работах прослеживается строгий стиль изложения, подчиненный логике. В мусульманском богословии он получил название «акль». Согласно взглядам Авиценны, Аллах был вечным двигателем идей и форм. Также он критиковал антропоморфизм. Важным принципом восточного аристотелизма была мира. Согласно ей Земля была сердцем Вселенной, а все остальные небесные тела вращались вокруг нее.

В Бухаре

Юный Ибн Сина стал лекарем бухарского эмира благодаря глубоким познаниям в медицине. Кроме того, он получал доступ ко всем известным тогда литературным трудам на эту тематику. Молодой ученый много общался с местными тюркскими жителями, благодаря чему освоил этот язык. Однако его служба окончилась после того как тюркские племена захватили Бухару и свергли правившую тогда династию Саманидов. Это случилось в 1002 году.

В Хорезме

После этого Авиценна, биография которого в качестве ученого еще только началась, отправился в город Ургенч. Это был центр Хорезма - богатого и важного региона. Здесь философ и врач продолжал оттачивать свое образование. Он получил важное задание - составить свод законов для единого государства Хорезма. Ему удалось справиться со своей задачей. За молодым придворным пристально следил везир, а также шах.

Авиценне пришлось столкнуться с косностью и сервильностью здешних начетчиков из государственного совета. Они жили согласно Корану и резко сопротивлялись любым нововведениям в жизни Хорезма. Молодому ученому пришлось вести долгие споры и диспуты со старейшинами, которые и слышать не хотели о любых реформах. Только благодаря напору молодости и помощи шаха Ибн Сина смог протолкнуть свой проект, добившись широкого признания не только в Хорезме, но и за его пределами.

Однако когда к власти в 1008 году пришел Махмуд Газневи, Авиценна отказался служить при его дворе. Это привело к его изгнанию и долгим скитаниям.

Последние годы

В конце концов ученый прибыл в персидский город Хамадан, где прожил около 10 лет. Ему удалось вылечить местного эмира, за что он получил титул визира. Из-за этого философ часто конфликтовал с различными партиями при дворе правителя и военными. Именно в Хамадане он занялся политикой и стал работать на государственной службе.

Самые плодотворные годы с точки зрения занятий наукой пришлись на жизнь Ибн Сины в Исфаане. Местный эмир предоставил ему все условия для продуктивной деятельности. Именно здесь Авиценна, биография которого известна многочисленными скитаниями и путешествиями, нашел покой и занялся сочинением своих основных книг. Некоторые из них погибли во время нашествия вражеских войск. Тем не менее наследие персидского писателя дошло до наших времен в большом объеме. Оно состоит из множества трактатов по медицине, химии, астрономии, механике.

Авиценна скончался в 1037 году, после того как переболел желудочной болезнью. Его прах был помещен в мавзолей Исфахана, где также находили последний покой местные эмиры.

Медицинские работы

Биография Авиценны больше всего известна его энциклопедическим справочником «Канон врачебной науки». По нему арабские и персидские врачи учились вплоть до XVII века. Сочинение было разделено автором на пять книг.

Первая из них посвящена теории медицины. Писатель рассмотрел понятия болезней, а также причины их появления. Он определил симптомы таких страшных заболеваний, как холера, чума, оспа и проказа. В последующих книгах рассказывается о разных простейших лекарствах, в том числе о растениях.

Медицинские исследования, которыми полна биография Авиценны, также позволили ему написать и издать разные трактаты по самому широкому кругу вопросов. Они касались здорового образа жизни, сердечных заболеваний, пульса, кровеносных сосудов, правильного питания и т. д. Врач пропагандировал различные физические упражнения, которые, по его мнению, должны были продлить жизнь человека.

Исследования Ибн Сины охватывали не только физическое, но и психологическое состояние человека. Врач в своих работах описал четыре вида характера - горячий, холодный, влажный и сухой. Эта классификация во многом соответствует европейской, где присутствует темперамент холерика, флегматика и т. д.

Также Авиценна описал сложные человеческие натуры. Согласно его теории, характер зависел от того, какая жидкость превалировала в организме - кровь, слизь или желчь.

Разносторонняя деятельность ученого всегда привлекала исследователей к такой фигуре, как Авиценна. Биография, фото его письменных трудов и яркие приключения часто попадают в самые разные учебники.

Филолог и музыкальный теоретик

Персидскии ученый Авиценна, биография которого известна каждому соотечественнику, часто писал свои научные труды и публикации в виде стихотворных поэм. Этот стиль был популярным на мусульманском Востоке. Интересно, что ученый увлекался еще и музыкой. Его перу принадлежит несколько работ по теории композиции. Он относил музыку к математической науке и говорил в своих трудах о закономерности построения музыкальных произведений.

Известные тогда инструменты были описаны и классифицированы в одной из книг, автором которой являлся Авиценна. Ученый (биография перса позволила ему бывать на множестве официальных мероприятий, где проводились концерты) заложил основы музыкальной науки. На родине она не получила распространения, зато в Европе в Новое время переосмыслили многочисленные изыскания средневекового исследователя. Разных теоретиков тогда интересовала биография Авиценны. Кратко говоря, его труды стали фундаментом для музыкальной теории современности.