История древней греции цивилизация минойского крита. Минойская (Критская) цивилизация

  • Дата: 30.06.2020

Длительный период неолита на острове сменила блестящая минойская эпоха, чье название происходит от имени мифического царя Миноса, правителя царства и Кносского дворца.

Минойская цивилизация была создана и процветала от 2900 г. до н.э. до 1100 года до н.э., период более чем 1500 лет.

Минойский период делится на четыре основных:

Додворцовый период (3300 - 2000 до н.э.)

Стародворцовый период (2000 - 1750 до н.э.)

Новодворцовый период (1750 - 1490 до н.э.)

Последворцовый период (1490 - 1100 до н.э.)

Раскопки британского археолога сэра Артура Эванса впервые пролили свет на культуру, о существовании которой до этого было известно только из гомеровского эпоса и греческого мифа о Минотавре.

Минотавр - наполовину человек, наполовину - бык, пожирал молодых мужчин и женщин, которые доставлялись ему в качестве дани с материковой Греции.

Эванс в начале прошлого века нашел руины Кносского дворца, существовавшего на острове Крит с 1700 г. до н.э. и после.

В Кносском дворце была вода и канализационная сеть, которая оказалась совершеннее, чем любая другая, построенная в Европе в римскую эпоху. Стены были искусно украшены фресками, на которых минойцы выглядели счастливыми и мирными людьми, которые жили в гармонии с природой, имели очевидную склонность к танцам и любили большие общественные фестивали и спортивные соревнования.

Структура Кносского дворца казалась хаотичной и сложной для первых посетителей и, возможно, этот факт породил миф о знаменитом лабиринте.

То, что не подходило для выращивания зерновых культур, было идеально для лозы или оливы. С тех пор и до сегодняшнего дня масло и вино - главные сельскохозяйственные продукты, выращиваемые и экспортируемые с Крита

Море

Минойцы вскоре поняли, что море, которое их окружало и которого они все ещё опасались, на самом деле стал их новым лучший другом. Море было эффективным сдерживающим фактором вторжений, чем любое из укреплений.

Во время развития и процветания цивилизации, минойцам не приходилось строить стены вокруг своих городов. Благодаря морю минойцы установили культурные связи с другими странами. Постепенно они стали виртуозами в судостроении, а Минойская цивилизация стала одной из первых цивилизаций, основавшей свое развитие в коммерческом флоте. Минойцы быстро колонизировали близлежащие острова Эгейского моря, Киклады, и начали торговать с Египтом и Сирией. Считается, что они прибыли в Сицилию. Прибыль от торговли и накопленный опыт позволили им построить большие порты, акведуки и впечатляющие дворцы.

Минойские моряки были самоотверженными и суда их были более совершенными.

На фресках изображались корабли с высоким носом, короткой кормой, большой мачтой в центре квадратной ткани и большой лопастью на корме для руля.

И когда дул ветер, более 25 гребцов на каждом борту судна обеспечивали ему необходимую силу для перемещения. Высокие носы разрезали волны, а тяжелые и надежные корпуса делали их сильнее и устойчивее во время шторма. Даже высокомерные египтяне восхищались морскими способностями минойцев. В египетской гробнице фреска изображает группу минойцев, которых они называли «кефтиу», приносящих дары фараону. Вполне вероятно, что фараон Египта, нанимал минойцев с их судами для перевозки ливанского кедра в свою страну.

Характер

Минойцы разработали эффективный центральный орган для управления и отслеживания торговых операций. Регистры были написаны на глиняных табличках, изначально с формой записи, которая выглядела как египетские иероглифы и после 1700 г. до н.э. - с использованием слогового письма, известного как линейное.

Возможно, из-за своей изоляции, минойцы меньше воевали, чем другие народы того времени. Они никогда не покрывали стены сценами битв или военных подвигов и не описывали боевые подвиги.

Их любимыми темами был человек в его повседневной жизни или религиозных и спортивных мероприятиях, а так же образы природы - цветы, рыбы, птицы и дельфины.

Также они не возводили статуи или большие курганы, чтобы удовлетворить тщеславие или подчеркнуть чью-то власть. Вместо этого в их искусстве преобладают портреты очаровательных людей с длинными черными волосами, высоких и стройных, в красивых, красочных костюмах. Женщины, в частности, изображены в цветных потрясающих платьях, которые оставляют грудь открытой, возможно, как знак красоты, здоровья и плодородия. Греки предполагали, что именно минойцам принадлежит появление танцев.

Минойское искусство спонтанное и легкое, полное ритмических движений. Если верить тому, что изображено на фресках, минойцы были, вероятно, самыми счастливыми людьми бронзового века.

Общество

Женщины на Крите пользовались большей свободой, чем женщины в любой другой культуре этой эпохи, даже большей, чем в Египте. Фрески во дворцах изображают их свободными, одетыми в элегантные платья, они имели макияж и наслаждались общественными торжествами с мужчинами, или даже принимали участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Для настенной росписи характерно изображение публичной церемонии празднования, когда толпа собиралась на площади Кносского дворца, чтобы посмотреть, как спортсмены совершают сложные и рискованные прыжки через быка.

Возможно, Гомер интуитивно предполагал, когда утверждал в Илиаде, что Крит имел 90 городов. Тем не менее, во время зенита минойской цивилизации (1700 - 1200 до н.э.), население на острове достигло 250.000 человек и 40.000 из них проживали в Кноссе.

Сливки критского общества состояли из благородной аристократии, жрецов и жриц.

Средний класс состоял из ремесленников, купцов и служащих, а рабочий класс того времени - из фермеров, пастухов и работников. Последний социальный класс - крепостные. Последние, несмотря на их скромное положение, жили лучше, чем рабы в любой другой цивилизации бронзового века.

Крит никогда не испытывал социальных волнений и потрясений, которые влияют на эпоху большинства обществ.

Тысячу лет спустя Аристотель скажет, что крепостные минойского Крита получили все привилегии минойских граждан, за исключением двух: они не могли носить оружие и не могли принять участие в спортивных и гимнастических мероприятиях.

Мы не знаем, все ли или большинство минойцев могли жить в больших домах, но уверены, что многие из них жили комфортно, украшая свои дома красивыми горшками и садами. В их домах не было очагов для приготовления пищи. Для готовки они использовали отдельные печи, сделанные из глины или бронзы. Ели лучше, чем их современники египтяне Месопотамии. Они готовили хлеб из смеси пшеницы и ячменной муки. Из их садов и огородов поставлялись салат, чечевица, фасоль, горох, слива, айва и инжир. Их коровы и козы давали необходимое количеств молока, из которого они делали свой сыр. Ну а море снабжало их осьминогом, кальмаром, мидиями и многими видами рыб. Они пили в основном вино, тем не менее, в связи с постепенным увеличением выращивания зерновых, в какой-то момент его стало недостаточно, и появилось пиво.

Религия

Культура Минойцев, религия и политика были связаны между собой. Тронный зал царя Миноса, красивый, но не особенно роскошный, был местом, где в дополнение к политике, религиозные служители часто выполняли важные церемонии. Спортивные события также носили характер культовых обрядов.

Священным животным минойцев Крита был Таврос. Произведения искусства, изображающие священное животное везде, во всем дворце... вазы в форме головы быка использовались в церемониях. Самый популярный вид спорта -церемония прыжков через быка, где спортсмены хватали животное за рога и делали сложное сальто вдоль всего тела животного.

Возможно, царь Минос носил маску с головой быка, и это был факт, из которого греки впоследствии сформировали образ Минотавра.

Мы имеем мало информации о минойской религии в отличие от того, что мы знаем о соответствующих религиях этого периода на Ближнем Востоке. Здесь не было никаких больших храмов или крупных культовых статуй богов. Главным минойцев была Великая Мать Богиня, которая, возможно, объясняет важное место женщин в критском обществе. Многие статуи женщин, модно одетых, в причудливых платьях, обнажающих грудь, с впечатляющими прическами. Часто они держат в обеих руках по две змеи. Возможно, это являлось вдохновляющим фактором в создании образов последующих греческих божеств, таких как Афина, Деметра и Афродита. Иногда появляется Богиня-Мать с юношей, который может быть ее сыном.

Церемонии, спортивные мероприятия и быки носили жертвенный характер, чтобы позволить Богине Матери защитить их от серии катастроф, таких как затонувшие суда, болезни, неудачи в сельском хозяйстве, особенно - от землетрясений. Такие разрушительные землетрясения происходили на восточном Средиземноморье через регулярные промежутки времени - как правило, такие большие землетрясения были каждые пятьдесят лет, и всякий раз, они хоронили под развалинами целые города.

Минойцы никогда не забывали об этом природном явлении и объясняли его существованием огромного Тавроса, который жил под землей и своим ревом сотрясал мир.

Конец Минойской эпохи

Несмотря на жертвоприношения, минойская цивилизация исчезла после очередного удара стихии. Серии землетрясений и толчков вызвали столько разрушений и так много смертей, что прерывается плавное развитие общества на острове. Бои вспыхнули между Кноссом и другими минойскими крупными городами. В конце вышел победителем Кносс, а другие дворцы на острове были разрушены. На материке ахейцы, которые узнали секреты навигации минойцев, нашли возможность и поняли многое из организации колоний минойского Крита, ограничивающих экономическую и политическую власть.

Около 1160 г. до н.э. пришла еще большая стихия, когда все, что было ранее, казалось незначительным. В 70 морских милях к северу от Крита взорвался вулкан Санторини. Взрыв был настолько велик, что две трети острова исчезли, а взрывная волна создала огромное цунами, которое сильно ударила по густонаселенному северному побережью Крита, принеся широкомасштабные разрушения и смерть. Минойский флот был уничтожен, и остров естественно, остался незащищенным.

Оставшиеся в живых на острове были разбросаны в изолированных поселениях. Около 1100 г. до н.э. на остров начали высадку греки дорийцы, чьи корабли стали преобладать в Средиземном море. Кносский дворец был занят новыми захватчиками, которые постепенно начали вытеснять старых жителей и брать власть на острове в свои руки.

Началась новая эра не только для острова, но и для всей Греции и Средиземноморья...

Раскопки на Крите дали возможность судить о культуре и быте острова. Искусство минойцев пронизано дыханием жизни. Оно очень эмоционально и рассчитано на мгновенное впечатление. Предметы мелкой пластики - чашечки, ритоны (священные сосуды в форме головы животного), золотые печатки, кувшины и статуэтки - показывают, что у минойцев было прекрасное чувство формы. На золотых печатях, относя-щихся к XV в. до н. э., можно увидеть ритуальные сцены. великолепно умели передавать движение, они почти не изображают людей в застывших позах. Если человек и останавливается на мгновение, то всё его тело пружинисто и напряжено, так что не остаётся сомнения: через минуту он снова двинется в путь.

Известна бронзовая статуэтка молящегося юноши из Тилиса (около 1500 г. до н. э.), его торс сильно прогнут назад, рука вскинута к голове. Точно такие же изображения встречаются и на печатях. Там можно увидеть, что юноша поклоняется богине, стоящей со скипетром в вытянутой вперёд руке на вершине горы. Властную позу богини повторяет царь. На печати из Кастелли, найденной в 1983 г., Минос стоит на вершине дворца со скипетром в вытянутой руке. Он как бы венчает собой мировую гору. Царь представлен молодым, полным сил, его длинные локоны развеваются на ветру.

В минойском искусстве образ мужчины царя всегда сюжетно подчинён образу женщины-богини. Она символизирует мощь Земли и доминирует в большинстве композиций. Если царь всегда юноша, подтянутый и даже хрупкий, то богиня предстаёт в облике зрелой женщины с пышными формами. Её осиная талия только подчёркивает тяжёлую грудь и широкие бёдра.

Храмов в привычном смысле слова на Крите археологам обнаружить не удалось. Минойцы поклонялись своим богам в горных святилищах и специальных помещениях дворца. Это были небольшие комнаты, обособленные и закрытые. В них вмещалось восемь - десять человек Следовательно, отправление культа ограничивалось числом ближайших родственников. Эвансу удалось раскопать в Кноссе несколько таких святилищ, разрушенных землетрясением. Расчистив строительный мусор, археолог нашёл в основании одного из них два больших бычьих черепа. «Перед тем как здание перестало служить местом обитания человека, - писал учёный, - в нём совершались торжественные очищающие жертвоприношения подземным богам».

Этих богов можно представить по статуэткам, обнаруженным в тайнике Кносского дворца. Там находились две фаянсовые (глина, покрытая глазурью) фигурки богинь со змеями в руках (ОКОЛО 1600 г. до н. э.). Одна из них высотой 32 см, другая - 29 см. Исследователи полагают, что это мать и дочь - критские Деметра и Персефона. Они облачены в традиционную для критских женщин одежду: складчатые юбки, передники, кручёные пояса, корсаж, обнажающий грудь. Любопытно, что в том же тайнике найдены сохранившиеся остатки одежды и поясов. Вероятно, они принадлежали придворной жрице, а фигурки участвовали в дворцовых ритуалах.

Дворец в Кноссе был богато украшен росписями. Учёных удивляет тот факт, что эти фрески возникли как бы «внезапно», около 1600 г. до н. э., и достигли своего расцвета в период до 1200 г. до н. э. Археологи не обнаружили никаких подготовительных стадий развития живописи на Крите. Возможно, ранние образчики росписей погибли при землетрясениях. Ведь и те фрески, что сохранились до наших дней, подчас известны лишь фрагментарно.

Одна из наиболее знаменитых - «Парижанка», выполненная около 1500-1450 гг. до н. э. Она расположена в северной части дворца и изображает молодую девушку, накрашенную очень ярко. Когда-то «Парижанка» была частью большой картины пира, восстановить которую невозможно. Девушка отнюдь не красавица, у неё неправильные черты лица, но древний художник блестяще передал биение жизни и обаяние юности, присущее его модели.

На стенах Коридора процессий археологи расчистили изображение шествия юношей и девушек, несущих дары богине на её главный праздник - он приходился на середину лета. Это цветы, дорогие сосуды и новое одеяние. аналогичный ритуал будут называть дарением пеплоса и символизировать возрождение богини. Фреска «Собиратель шафрана» также имеет религиозный смысл. Синяя обезьянка (сначала её принимали за фигурку юноши, но позже на картине удалось восстановить хвост) прыгает по грядкам между скромными белыми соцветиями-звёздочками. Синий - цвет смерти - говорит о том, что дело происходит в мире ином.

Раскопки, проведённые в долине Мессары и Молхоса, открыли купольные гробницы с небольшими расписными саркофагами из терракоты, их называют ларнаками. Они служили родовыми усыпальницами, и в каждой похоронены десятки людей. К югу от Кносского дворца хоронили правителей. Их гробница имеет заупокойный зал с колоннами, погребальную камеру с центральным столбом, а сверху над ней располагалось святилище. По росписям ларнаков удалось понять, Крита представляли себе смерть. Они воспринимали уход из жизни как длительный путь души в глубины земли. Одновременно менялось и тело, кости которого должны очиститься от тленной плоти. Поэтому в днищах ларнаков проделывались дырочки, сквозь которые просачивалась материя. Потом приходило возрождение - на костях нарастала новая плоть. Залогом возрождения является жертва бога-быка. На ларнаке из Агиа Триады (1400 г. до н. э.) показаны сцены похорон и заклания быка.

«Минойская цивилизация, зародившаяся на острове Крит ещё в период позднего неолита, в первой половине IV тысячелетия до н. э. является, по сути, колыбелью общеевропейской, получившей распространение в гораздо более поздний период. Да и на самом Крите того времени, собственно до цивилизации, в прямым смысле этого слова, было ещё очень далеко. В этот период, здесь формировалась древнейшая на острове протокультура минойского типа, лишь только делавшая в сторону собственно цивилизации, свои первые шаги.»

Британский археолог и исследователь Артур Эванс, открывший миру минойскую цивилизацию в 1900 году раскопками Кносского дворца , ошибочно полагал, что она имела европейские корни. Однако позже было доказано, что колонизация происходила с востока, с Малой Азии . А Эванс заблуждался не по причине своей ограниченности, а только потому, что в тот момент видел перед собой лишь вершину огромного айсберга, об истинных размерах которого даже не подозревал. Ещё больше спутала карты расшифровка линейного письма Б., Вентрисом и Чедвиком, которое относится уже к микенскому периоду, когда преобладало ахейское влияние, что позволило многим исследователям настаивать на европейской версии. Но дальше всех пошёл Риджуэй, который пытался доказать, что сам Минос, по имени которого и была названа вся культура древних критян, был выходцем с материковой Греции.

Скандалы и споры в учёном семействе продолжаются и по сегодняшний день, и стихнут, очевидно, не скоро. К сожалению, для многих учёных, на первом месте в этом вопросе, стоит задача доказать свою точку зрения, какой бы абсурдной она не казалась, а историческая достоверность для них, имеет второстепенное значение. С другой стороны, идентификация во многом осложняется ещё и тем, что на разных этапах своего формирования, минойская цивилизация впитала в себя, многие культурные традиции разных народов. В ранний период, на неё оказали немалое влияние культуры Египта, Месопотамии, и особенно Анатолии, что и позволило говорить о её ближневосточном происхождении. В III тысячелетии до н. э. прослеживается сильное влияние Кикладских островов, у которых минойцы, кроме всего прочего, обучились мореходному мастерству. Ну и, конечно же, влияние материковой Греции, что в какой-то период истории Крита стало доминантным, только вот когда это произошло, на этот счёт сейчас не существует единой точки зрения.

Как бы там ни было, вопрос по поводу этнической принадлежности первых минойцев остаётся открытым, и однозначно можно утверждать только одно – они были пришельцами. Многолетние археологические изыскания доказывают, что до эпохи позднего неолита Крит был не заселён. А первые следы жизнедеятельности человека, появляются ближе к периоду ранней бронзы в IV-III тысячелетии до н. э. То есть, уже после колонизации, когда на острове появились первые жилища, высеченные в камне, которые в более поздний период использовались как усыпальницы, для захоронения знатных лиц.

Начиная с первых поселенцев, и до гибели минойской цивилизации , главенствующую роль в их религиозных представлениях играл культ быка , что нашло отражение и в греческой мифологии. Правда греки толковали это по своему – якобы Зевс в обличии белого быка похитил Европу, и, спасаясь от погони, переплыл с ней на Крит, где в одной из пещер родился младенец Минос , тогда же, родилась и легенда. Но интересно другое: культ быка, кроме Крита, был распространён лишь в районе Арслантепе, на территории Восточной Анатолии. Там были найдены аналогичные изображения, и цилиндрические печати с оттиском богини Оранты, так же характерные и для раннеминойской культуры.

Рождение минойской цивилизации большинством историков относится к XXVIII в. до н. э. К этому времени, критяне уже широко использовали изделия из меди, а в некоторых местах осваивалось производство бронзы, но пока ещё в ограниченных масштабах. Благодаря металлическим орудиям труда, произошли коренные перемены в сельском хозяйстве, повысились урожаи выращиваемых ими оливок, винограда, и ячменя, которые превысили их собственные потребности. В этот же период, минойцы утверждались как нация мореходов, а их корабли начали проникать далеко за пределы близлежащих островов, достигли берегов Греции , Малой Азии, Ближнего Востока, и Египта. Всё это создавало предпосылки для зарождения торговли, с достаточно развитыми цивилизациями Восточного Средиземноморья, налаживания культурных связей, и развития пиратства, в котором критяне особо преуспели.

Благодаря высокой производительности труда и избытку продуктов питания, во второй половине III тысячелетия до н. э. на Крите начался резкий прирост населения. А вместе с ним, наблюдается расширение старых поселений, и появление множества новых, в большинстве своём, в восточной части острова. Это ещё не были города, но структура их, приобретала некоторый вид городских общин, тем, что значительная прослойка их населения полностью отходила от земледелия, занимаясь исключительно ремёслами. В каждом поселении, имелись свои гончары и металлурги, снабжавшие соплеменников всем необходимым, получая взамен часть урожая. В этот же период происходит социальное расслоение, выделяются представители знати и жрецы, занявшие привилегированное положение. Племена объединяются в племенные союзы, которые со временем, поглощая менее сильные образования, превращаются в гегемонов, подчиняющих своему влиянию целые регионы. В середине XX в. до н. э. на Крите появились первые государственные образования. Причём, очень интересен тот факт, что возникли они в одно время, словно по команде, приблизительно в 1950 г. до н. э., объединённые вокруг дворцовых комплексов в Кноссе, Фесте, Малии, в центральной части острова, и Закросе в восточной. И тут, снова начинается путаница и противоречия, а версии исследователей диаметрально разделяются. Многие учёные сошлись во мнении, что такой резкий и синхронный скачок в эволюции критян, мог быть связан только с одним – новой волной более развитых переселенцев. И по их версии, они то и были собственно "минойцами ”, а так называемая ранняя протоминойская культура , задолго до этого укоренившаяся на острове, никакого отношения к ним не имеет. Якобы, подтверждением этой версии может служить то, что на Крите до сих пор не обнаружено никаких следов промежуточного развития городской культуры. Может плохо искали? Или невнимательно читали отчёты археологов, которые полностью опровергают это утверждение.

Версия о том, что минойскую цивилизацию следует считать таковой, только после 1950 г. до н. э. не выдерживает никакой критики. Прежде всего, потому, что продолжившие раскопки Кносского дворца после Эванса, Федерико Хальберр и Джон Пендлбери доказали, что он был возведён поверх более древних построек, берущих начало ещё со времён позднего неолита. То же, и с остальными дворцовыми комплексами в центральной и восточной части острова. Пендлбери неоднократно отмечал это в своих отчётах. И утверждение, что первые государственные образования на Крите, возникли мгновенно, на голом месте, смехотворно! К тому же, речь идёт о городах, но ведь ни Кносс, ни Фест, ни Малия, ни Закрос, никогда не были городами, и это понятие к ним совершенно не применимо. Но, как и в случае с версией Риджуэя, по поводу европейского происхождения Миноса , у неё немало сторонников. И хотя она в корне не верна, и основывается на скоропалительных выводах, с фальсификацией археологических данных, официальная наука не спешит списывать её со счетов.

Не стоит забывать о том, что минойцы были нацией мореходов, и задолго до XX в. до н. э. имели тесные торговые, политически, и культурные связи народами Восточного Средиземноморья, у которых к тому времени сложились прочные централизованные государства. Совершенно очевидно, что с этого региона на Крит, кроме всего прочего, поступал приток новых идей, в том числе и политических. Поэтому минойцы просто не могли оставаться в стороне, и, имея столь развитую инфраструктуру сохранять первобытнообщинный строй. Они не могли не понимать всей выгоды централизации, выступающей связующим элементом между земледельцами, ремесленниками, и торговцами. Нужна была организующая сила, которая бы объединила разрозненное, практически самобытное производство. И примеры этого были у них перед глазами, не нужно было даже заново придумывать колесо.

О политической системе ранних минойских государств , ничего не известно. Но если принимать во внимание размеры объединявших их центров, таких, как тот же Кносс, становится очевидным, что здесь существовал достаточно развитый и многочисленный государственный аппарат. О форме правления, тоже известно немного, она ещё не была царской, но всё-таки довольно близкой к абсолютизму, и ограничивалась, по всей видимости, только жреческим сословием, занимавшим в иерархии достаточно высокое положение. Все минойские государства имели очень тесные политические связи между собой, на что указывает их параллельное развитие. Кроме того, они устанавливали дипломатические контакты с государствами Малой Азии и Ближнего Востока. Этим и объясняется то, что в тот период на смену арханесскому письму , приходит более совершенное линейное письмо А. использовавшееся в дипломатической переписке. К этому времени, относится также экспансия критян на север, в ходе которой они основали 11 колоний. Известны их поселения на Родосе, Милосе, Китире, Фире, на которой сейчас проводятся многообещающие археологические раскопки .

Примерно в 1700 г. до н. э. в результате сильнейшего землетрясения, все минойские дворцы были разрушены, а остатки их, погибли в пламени грандиозных пожаров, разбушевавшихся вслед за этим. Природные катаклизмы сопровождались народными волнениями, переросшими в масштабное восстание, поколебавшее сами устои минойской государственности. В этой непростой ситуации выстоять удалось только Кноссу. Разрушенный дворец отстроили, причём новый комплекс зданий имел такие потрясающие размеры (около 600 помещений), что тогда и родилась легенда о лабиринте , на который он действительно походил.

В Малии и Закросе, где, по всей видимости, господствовали анархические идеи, ещё длительное время продолжались народные волнения. Со временем, и им удалось отстроить свои дворцы, несмотря на тяжёлое экономическое положение, и к неудовольствию голодающего народа. В Фесте дворец был разрушен настолько, что его даже не стали восстанавливать, его просто забросили, вместо этого построили новый в Агиа-Триаде, неподалёку от прежнего. В целом, для всей минойской цивилизации , землетрясение 1700 г. до н. э. было довольно болезненным ударом, но катастрофическим оно всё-таки не стало. И более того, послужило толчком для нового витка в истории Крита – установлению царской власти. Воспользовавшись беспомощностью своих соседей, к 1650 г. до н. э. правители Кносса расширили свою власть, почти на всю территорию острова, кроме его западной части, где всё ещё сохранялись архаические пережитки.

Сатур Великий , ставший царём всех минойцев, кроме того, ввёл на Крите теократическую форму правления, - он был одновременно и светским правителем, и верховным жрецом. Время правления Сатура стало периодом наивысшего могущества минойской цивилизации, - критский флот безраздельно властвовал уже не только в восточной части Средиземного моря, но и западной. А власть минойского царя, распространялась на большинство островов Эгейского моря , и даже часть континентальной Греции. Должно быть, именно в этот период, и родился миф о Тесее и Минотавре – это было очень символично; афиняне, платящие дань критскому царю, и чудовище, которое бродит в лабиринте.

После смерти Сатура, начался постепенный упадок, не только созданной им империи, но и всей минойской цивилизации . Примерно с 1600 г. до н. э. на Крит начали проникать микенские греки, которые способствовали этому, не в меньшей мере, чем губительные природные процессы. Около 1500 г. до н. э. произошло катастрофическое извержение вулкана на острове Фира (другие названия: Санторин, Тира, Санторини), сопровождавшееся сильными, разрушительными землетрясениями и высокими приливными волнами. Центральная и восточная часть острова лежала в руинах, засыпанная толстым слоем вулканического пепла. Долгое время считалось, что это и стало причиной гибели минойской цивилизации , но археологи доказали, что это не так, после извержения она просуществовала ещё около столетия.

Кносс снова отстроили, но полностью возродиться, и оправиться после такого удара, он так и не смог. В 1450 г. до н. э. началось прямое военное вторжение ахейцев, которые планомерно, по варварски разрушали все, что было минойским, словно бы пытаясь стереть с лица земли любое упоминание об этом народе. В этот период исчезло линейное письмо А. заменённое микенским , безжалостно уничтожались местные традиции, даже похоронные. В 1425 г. до н. э. последнее свидетельство былого величия минойской цивилизации, Кносский дворец погиб в пламени пожарищ, превратившись в жалкие руины, и никогда больше не возрождался.

Еще до прихода эллинов особого расцвета достиг Крит. Около XXII века до нашей эры там возникли храмово-дворцовые комплексы Кносс и Фест. В них выделялся культовый и политический центр – Акрополь; вокруг находились мастерские ремесленников, многочисленных кузнецов и гончаров, размещались кладовые для зерна, вина, масла; остров пересекали совершенные дороги, укрепленные стенами и башнями, каменные водопроводы и каналы. На Крите в то время находились лучшие верфи, на которых строились весельные и парусные суда. Именно на Крите ранее всего сложилась письменность – иероглифика. Самые ранние ее памятники выявлены английским археологом Артуром Эвансом и датируются XXI веком до нашей эры.

Крито-минойская культура и ее гибель
1500-е годы до нашей эры

В 20-х годах прошлого века на Крите начались раскопки под рукаводством Артура Эванса. Перед глазами изумленных археологов возникли руины колоссального дворца площадью 120х120 м с запутанными ходами, сотнями помещений и фресковыми росписями на стенах. В настоящее время обнаружены сотни печатей с непонятными знаками, ваз с витиеватыми орнаментами или рисунками на морские темы, статуэток из слоновой кости, фресок со сценами далекой и уже неизвестной нам жизни. Мы не знаем, кому поклонялись критяне, как протекала жизнь в их городах-дворцах и как звали правителей острова Крит (по традиции их называют Миносами).

Критская иероглифика относится к нерасшифрованным типам письменности. В XVIII веке до нашей эры на ее основе сложилось линейное письмо А, переходное от иероглифики к силлабографическому, то есть слоговому письму. Пока уверенной дешифровки этого письма не существует. Выделяют около 80 слоговых знаков и примерно столько же рисунчатых знаков-идеограмм. Критское линейное письмо А фиксирует негреческий язык. Наиболее известным памятником этого письма является так называемый «Фестский диск». Это глиняная табличка круглой формы, диаметром 15 см, с надписью в виде спирали на лицевой и оборотной сторонах. При всей проблематичности ее прочтения можно утверждать, что это первая в истории человечества надпись слева направо. Датируется она XVII веком до нашей эры.

В XVII столетии до нашей эры Кносс и Фест были разрушены землетрясением. Затем в течение столетия пришлось заново отстраивать все храмы и дворцы. В это время был возведен в Кноссе новый дворец, названный Артуром Эвансом, его первооткрывателем, «Минойским», по имени полумифического царя Миноса. Дворец занимал площадь 16 тысяч квадратных метров, состоял из 1500 помещений в два–три этажа; во дворце имелись ванные комнаты, уборные, весьма отлаженная канализация; стены дворца были украшены фресковыми росписями, а полы – мозаикой. По-видимому, на это время приходится утверждение царской власти и первой, так называемой минойской династии.

Цари обладали законодательными, судебными и жреческими прерогативами. Критским царям подчинялись не только поселения Крита, но и все острова Греческого архипелага и даже протополисы материковой Греции. Об этой зависимости свидетельствует легендарное предание об обязанности Афин ежегодно отправлять на Крит семь самых красивых юношей и девушек, предназначавшихся для жертвоприношения. Критские цари располагали военным флотом, что и обеспечивало им господство в Восточном Средиземноморье, обозначавшееся как талассократия.

В правление минойской династии был построен Лабиринт – особое святилище, посвященное тотемному божеству критян – быку. Согласно легендарному преданию, Лабиринт был построен Дедалом и предназначался для чудовища Минотавра, поедавшего людей. Афинский герой Тесей, воспользовавшись, по совету Дедала, клубком ниток, прошел Лабиринт, убил Минотавра и благополучно возвратился назад. Царь Крита Минос, узнав об этом, повелел заточить в Лабиринте его создателя Дедала. И тогда Дедал изобрел летательный аппарат и совершил первый в истории полет – с острова Крит на Сицилию.

В реальности Лабиринт являлся особым сакральным местом, где совершались таинства посвящения царей и жрецов, сопровождавшиеся человеческими и животными жертвоприношениями, ритуальными поединками с быками. В правление минойской династии появились счетные записи и договоры на глиняных табличках в виде пальмовых листьев, возникли первые архивы, например, Кносский, который содержал более 2 тысяч табличек, или Пилосский – более 1 тысячи табличек. Тогда же появился первый денежный эквивалент – медные слитки в виде свернутой бычьей шкуры, весом 29 кг, который позднее был назван талантом.

Крито-минойская культура погибла в середине II тысячелетия до нашей эры, после сильнейшего извержения вулкана на острове Санторин и нашествия греков-ахейцев с материка. Под натиском греков-дорийцев погибли в XII столетии до нашей эры и очаги микенской культуры.

Минойская цивилизация относится к эгейской цивилизации бронзового века острова Крит 20-12 вв до н. э. Основные источники по данному периоду со стороны, археологические данные (А. Эванс), труд Фукидида, «Одиссея» Гомера. На Крите существовало линейное письмо А, к-е до сих пор не дешифровано.

Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса - владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом. Это первая попытка создания цив-ии в Европе. Цивилизация носила восточный характер, т.к. яв-сь периферийной, локальной (ограничена морем).

Большая роль религии способствует переходу к цивилизации во 2 тыс до н э.

Периоды Минойской цив-ции:

1.Старых дворцов 2000-1700 гг до нэ- появление нескольких потенциальных центров(Кносс, Феста, Маллия, Загросс)

2.Период новых дворцов 1700-1400 гг до нэ – дворец в Кноссе (Дворец Митавра)

3.Землетрясение XV- завоевание о. Крит с материка ахейцами.

Основными очагами культуры и цивилизации были дворцы – храмы - сложные экономико-политические комплексы, ярусные сооружения, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе. Отсюда возникла идея лабиринта. Жители Минойского дворца жили изолированно, произошло отделение верхов от низов. Во дворце имелся водопровод, канализация, система вентиляции и освещения. Население дворца (несколько тысяч) не выходили из него. Ни один из дворцов не имел укреплений: очевидно, религиозное влияние или отсутствие опасности нападения.

Основная масса трудящегося населения Крита обитали в небольших поселках и деревнях, к-е было обложено натуральными и трудовыми повинностями в пользу дворца.

На Крите высокого уровня достигают земледелие и скотоводство, развитие ремесел. Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, находились в оживленных сношениях со средиземноморскими странами. Минойцы торговали керамикой, изделиями из металла, вином, оливковым маслом, чтобы обменять их за морем на медь, олово, слоновую кость и золото.

В Микенской циви-ции была повышенная роль женщин, к-е сохраняли домашний уклад, определяли родство.

Гос-во возникло в религиозной оболочке. Существовал религиозный вождь – царь жрец, к-й изображался в виде невинного юноши. На Крите была особая форма власти – теократия.

Центральной фигурой в религии была великая богиня- владычеца, покровительница жизни, растений. Большой популярностью на Крите имело и мужское божество, изображаемое в виде двойного топора (лабрис) – знак его небесной и земной власти. Мужское божество представлялось также в образе быка - землеколебателя, к-й устраивал землетрясения и цунами. Тавромахия – ритуальные жертвы, к-е приносили богам для предотвращения катастроф. Люди осознано шли на жертвоприношения, осознавали, что проснутся после смерти.

Ожидания катастрофы нашло отражение и в мозаике. Изображались растительные, морские мотивы, за к-ми скрывается страх перед неуправляемыми силами: стихийные бедствия. Воинов не изображали.

В середине XV в. До н э произошло извержение вулкана на о. Фера в южной части Эгейского моря, к-е сопровождалась землетрясением, а также вторжение на Крит греков-ахейцев, обитавших в южных обастях Балканского полустрова. Захват привел к новому этапу развития кул-ры - возникновению смешанной микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья. Коренные критяне продолжали играть важную культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезла, а коренное население Крита было ассимилировано греками не позднее IV-III вв. до н. э.

Микенская (ахейская)Греция.

Микенская цивилизация или Ахейская Греция - культурный период в истории доисторической Греции с XVIII по XII век до н. э., бронзового века. Получила свое название по городу Микены на полуострове Пелопоннес.

Внутренними источниками яв-ся таблички, написанные линейным письмом Б, расшифрованные после 2 мировой войны Майклом Вентрисом. В них содержатся документы о хозяйственной отчетности: налоги, о сдачи земли в аренду. Некоторая инф-ция об истории архейских царей содержится в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», трудах Геродота, Фукидида, Аристотеля, к-я подтверждается данными археологии.

Создателями микенской культуры были греки - ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III–II тыс до н. э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. Пришельцы частично разрушили и разорили поселения завоеванных племен. Остатки догреческого населения постепенно ассимилировались с ахейцами.

На первых этапах своего развития микенская культура испытала на себе сильное влияние более передовой минойской цивилизации, например, некоторые культы и религиозные обряды, фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо.

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV–XIII вв. до н. э. Наиболее значительными центрами раннеклассового общества были Микены, Тиринф, Пилос в Пелопоннесе, в Средней Греции Афины, Фивы, Орхомен, в северной части Иолк – Фессалия, к-е никогда не объединялись в 1 гос-во. Все гос-ва находились в состоянии войны. Мужская воинственная цивилизация.

Почти все микенские дворцы-крепости были укреплены каменными циклопическими стенами, к-е строили свободные люди, и представляли собой цитадели (например, Тиринфская цитадель).

Основную массу трудящегося населения составляли в микенских государствах, как и на Крите, свободные или полусвободные крестьяне и ремесленники, к-е находились в экономической зависимости от дворца и облагались в его пользу трудовыми и натуральными повинностями. Среди ремесленников, работавших на дворец, особое положение занимали кузнецы. Обычно они получали от дворца так называемую таласию, т. е. задание или урок. Ремесленники, привлекавшиеся на государственную службу, не лишались личной свободы. Они могли владеть землей и даже рабами, как и все другие члены общины.

Во главе дворцового государства стоял «ванака» (царь), к-й среди правящей знати занимал особое привилегированное положение. В обязанности Лавагета (военачальника) входило командование вооруженными силами Пилосского царства. Царь и военачальник сосредоточивали в своих руках наиболее важные функции как экономического, так и политического характера . В непосредственном подчинении у правящей верхушки общества находились многочисленные чиновники, действовавшие на местах и в центре и составлявшие в совокупности мощный аппарат угнетения и эксплуатации трудящегося населения Пилосского царства: картеры(наместники), басилеи (осуществляли надзор за производством).

Вся земля в Пилосском царстве делилась на две основные категории: 1) землю дворца, или государственную, и 2) землю, принадлежавшую отдельным территориальным общинам.

Микенская цив-ция пережила два нашествия с севера с промежутком в 50 лет. В период между нашествиями население Микенской цив-ции объединилось с целью погибнуть со славой в Троянской войне (ни один троянский герой не вернулся живым домой).

Внутренние причины гибели Микенской цив-ции: хрупкая экономика, неразвитая простое общество, к-е привело в разрушение, после потери верхушки. Внешняя причина гибели – нашествие дорийцев.

Цивилизации восточного типа для Европы не пригодны. Крит и Микены яв-ся родителями античности.

7. Троянская война .

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже XIII-XII вв. до н. э., и начинали с неё новую - "троянскую" эру: восхождение населявших Балканскую Грецию племён к более высокому уровню культуры, связанному с жизнью в городах. О походе греков-ахейцев против города Трои, расположенного в северо-западной части полуострова Малая Азия - Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединённые позднее в цикл преданий - киклические поэмы, среди них поэма "Илиада", приписываемая греческому поэту Гомеру. В ней рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона.

Троянская война, согласно мифам, началась по воле и вине богов. На свадьбу фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. Разгневанная богиня решила отомстить и подбросила пирующим богам золотое яблоко с надписью "Прекраснейшей". Три олимпийские богини, Гера, Афина и Афродита, заспорили, кому из них оно предназначено. Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну троянского царя Приама. Богини явились Парису на горе Иде, близ Трои, где царевич пас стада, и каждая старалась прельстить его дарами. Парис предпочёл предложенную ему Афродитой любовь Елены, прекраснейшей из смертных женщин, и вручил золотое яблоко богине любви. Елена, дочь Зевса и Леды, была женой спартанского царя Менелая. Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Елену покинуть мужа и уехать с ним в Трою.

Оскорблённый Менелай с помощью своего брата, могущественного царя Микен Агамемнона, собрал большое войско, чтобы вернуть неверную жену и похищенные сокровища. На призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся когда-то к Елене и давшие клятву защищать её честь: Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Оилид, Филоктет, мудрый старец Нестор и др. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды. Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как правитель самого могущественного из ахейских государств.

Греческий флот, насчитывавший тысячу кораблей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к берегам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигению. Достигнув Троады, греки попытались вернуть Елену и сокровища мирным путём. Посланцами в Трою отправились Одиссей и Менелай. Троянцы им отказали, и началась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина помогали ахейцам, Афродита и Аполлон - троянцам.

Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они построили на берегу моря возле своих кораблей укреплённый лагерь, стали разорять окрестности города и нападать на союзников троянцев. На десятом году Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Троянцы воспользовались бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляемые Гектором. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою.

Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставляет Ахилла забыть об обиде. В поединке с Ахиллом гибнет троянский герой Гектор. На помощь троянцам приходят амазонки. Ахилл убивает их предводительницу Пенфесилею, но вскоре погибает сам, как и было предсказано, от стрелы Париса, направленной богом Аполлоном.

Решительный перелом в войне происходит после прибытия в лагерь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем - союзника троянцев мисийца Эвринила. Оставшись без предводителей, троянцы больше не решаются выходить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное же войско укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.

Удивлённые оставленным деревянным чудищем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: "Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!" Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота. Тайно вернувшиеся ахейцы врываются в город, и начинается избиение застигнутых врасплох жителей. Менелай с мечом в руках ищет неверную жену, но, увидев прекрасную Елену, оказывается не в силах убить её. Всё мужское население Трои погибает, за исключением Энея, сына Анхиза и Афродиты, получившего от богов повеление бежать из захваченного города и возродить его славу в другом месте. Женщины Трои стали пленницами и рабынями победителей. Город погиб в огне пожара.

После гибели Трои в лагере ахейцев начинаются распри. Аякс Оилид навлекает на греческий флот гнев богини Афины, и она насылает страшную бурю, во время которой тонут многие корабли. Менелая и Одиссея буря заносит в дальние страны (описывается в поэме Гомера - "Одиссея"). Предводитель ахейцев Агамемнон после возвращения домой был убит вместе со спутниками своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерти дочери Ифигении. Так, совсем не триумфально, закончился для ахейцев поход на Трою.

Древние греки не сомневались в исторической реальности Троянской войны. Фукидид был убеждён в том, что описанная в поэме десятилетняя осада Трои - исторический факт, лишь приукрашенный поэтом. Отдельные части поэмы, такие, как "каталог кораблей" или перечень ахейского войска под стенами Трои, написаны как настоящая хроника.

Историки XVIII- XIX вв. были убеждены, что никакого похода греков на Трою не было и что герои поэмы - мифические, а не исторические фигуры.

В 1871 г. Генрих Шлиман приступает к раскопкам холма Гиссарлык в северо-западной части Малой Азии, определив его как местоположение древней Трои. Затем, следуя указаниям поэмы, Генрих Шлиман провёл археологические раскопки в "злато-обильных" Микенах. В одной из обнаруженных там царских могил покоились - для Шлимана в этом не было никакого сомнения - останки Агамемнона и его спутников, усыпанные золотыми украшениями; лицо Агамемнона покрывала золотая маска.

Открытия Генриха Шлимана потрясли мировую общественность. Не оставалось сомнений в том, что поэма Гомера содержит сведения о действительно происходивших событиях и их реальных героях.

В последствии А. Эванс на острове Крит обнаружил дворец Минотавра. В 1939 г. американский археолог Карл Блеген открыл "песчаный" Пилос, место обитания мудрого старца Нестора на западном побережье Пелопоннеса. Однако археологии установили, город, принятый Шлиманом за Трою, существовал ещё за тысячу лет до Троянской войны.

Но отрицать существование города Трои где-то в северо-западном районе Малой Азии невозможно. Документы из архива хеттских царей свидетельствуют, что хетты знали и город Трою, и город Илион (в хеттском варианте "Труиса" и "Вилуса"), но, судя по всему, как два разных, расположенных по соседству города, а не один под двойным названием, как в поэме.