Искусственное освещение делится на. Виды искусственного освещения. Его нормирование и расчет

  • Дата: 19.07.2019

Искусственное освещение предусматривается в помещениях, в которых испытывается недостаток естественного света, а также для освещения помещения в те часы суток, когда естественная освещенность отсутствует.

По принципу организации искусственное освещение можно разделить на два вида: общее и комбинированное.

Общее освещение предназначено для освещения всего помещения, оно может быть равномерным или локализованным. Общее равномерное освещение создает условия для выполнения работ в любом месте освещаемого пространства. При общем локализованном освещении светильника размещают в соответствии с расположением оборудования, что позволяет создавать повышенную освещенность на рабочих местах.

Особенно с 80-х годов искусственное освещение достигнет фундаментальной роли во многих областях. Окончательное признание двойной жизни зданий и городов будет уже неоспоримым, но, прежде всего, зрелищность и привлекательность ночных образов сделают его считающимся отличительным аспектом проекта. Искусственный свет придаст зданиям особое «освещенное» качество, которое еще не полностью раскрыто.

Архитектор может иметь полный контроль над искусственным светом, иметь право принимать решения по всем своим параметрам, что придаст силу, подобную той, что были у богов Солнца в древних культурах. Это «прорицание» порадует архитекторов и дизайнеров так, что это закончится переводом на банальное и чрезмерное злоупотребление искусственным светом.

Комбинированное освещение состоит из общего и местного. Его целесообразно устраивать при работах высокой точности, а также при необходимости создания в процессе работы определенной направленности светового потока. Местное освещение предназначено для освещения только рабочих поверхностей и не создает необходимой освещенности даже на прилегающих к ним участкам. Оно не может быть стационарным и переносным. Применение только местного освещения в производственных помещениях запрещается, так как резкий контраст между ярко освещенными и неосвещенными местами утомляет зрение, замедляет скорость работы и нередко является причиной несчастных случаев.

Существенность и прочность, которые характеризовались современной архитектурой, будут заменены эфирными, абстрактными и нематериальными ценностями. Появятся новые прилагательные, такие как: «текучесть», «прозрачность», «ликвидность», используемые для квалификации пространств и архитектуры.

Если Кан рассказал нам о «материи и свете» в шестидесятые годы, Тойо Ито расскажет о «материальности и виртуальности» в восьмидесятых годах. В его работах естественный и искусственный свет - это энергии, которые полностью интегрированы и становятся генераторами новых образов, исследуя мобильность, динамизм и постоянную трансформацию. Для Ито «Фатальным фактом является то, что архитектура имеет фиксированную форму, хотя она даже жестока для изображений, которые постоянно меняются». Свет превращается в символ, и сообщение наполняет города, информационное общество, телевидение и рекламу, преобразуя их.

По функциональному назначению искусственное освещение подразделяется на рабочее, аварийное, эвакуационное и охранное.

Рабочее освещение предусматривается для всех помещений производственных зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта.

Аварийное освещение в помещениях и на местах производства работ необходимо предусматривать, если отключение рабочего освещения и связанное с этим нарушение технологического процесса или работы объектов жизнеобеспечения. Наименьшая освещенность, создаваемая аварийным освещением, должна составлять 5% освещенности, нормируемой для рабочего освещения, но не менее 2 лк внутри зданий и не менее 1 лк для территорий предприятий.

Светодиоды преобразуют фасады некоторых зданий в большие телевизионные экраны, вводя перелом в архитектуре, радикально отделяя огибающую здания от внутреннего пространства. Новые фасады больше не будут реагировать своим языком на внутренний дух зданий, но будут использоваться для отображения внешних изображений, как правило, не связанных с архитектурой, которая их поддерживает.

Искусственный свет превращается в вещество, которое отрицает с его присутствием прозрачность фасада и связь между внутренним и внешним зданиями. Все, кто работает с ней, несут ответственность за то, что время не приходит, когда нам приходится отказаться от чрезмерного банализации. Для этого необходимо научить проектировать свет с использованием эмпирических и экспериментальных знаний, включенных в эффективную и полезную методологию обучения, оставляя метафорические выражения только для определения наших эмоций при наблюдении за законченной работой.

Эвакуационное освещение следует предусматривать в местах, отведенных для прохода людей, в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей в количестве более 50 человек. Это освещение должно обеспечивать на полу основных проходов (или на земле) и на ступенях лестниц освещенность не менее 0,5 лк в помещениях и 0,2 лк на открытой территории.

Одной из основных проблем дизайна искусственного освещения является знание того, как представлять световые эффекты. В отличие от других перцептивных, культурных или эмоциональных аспектов, которые мы можем испытать перед архитектурным пространством или работой, эффекты и изображения, созданные искусственным светом, могут быть представлены графически, визуально и не написаны. Для этого необходимо знать доступные методы, а также конвенции и законы восприятия, которые влияют на их представление. У нас есть средства сделать это и перестать считаться «абстрактным или сверхъестественным проявлением» и принять в качестве формального элемента больше.

Охранное освещение предусматривается вдоль границ территории, охраняемой в ночное время. Охранное освещение должно обеспечивать освещенность не менее 0,5 лк на уровне земли.

Источники искусственного освещения

В качестве источников искусственного освещения применяются лампы накаливания и газоразрядные лампы.

В лампах накаливания источником света является раскаленная вольфрамовая проволока. Эти лампы дают непрерывный спектр излучения с повышенной (по сравнению с естественным светом) интенсивностью в желто-красной области спектра. По конструкции лампы накаливания бывают вакуумные, газонаполненные, бесспиральные (галогенные).

Учителя архитектуры должны сделать учебное усилие, чтобы включить искусственный свет в качестве языка, включающего архитектуру и освещение в творческом процессе с помощью инструмента «Проект». Да, как говорит Элиза Валеро: «Говоря о критериях освещения, это, вкратце, говорит о знании света и его стоимости проекта», тогда удобно включать новые языки, которые уточняют и структурируют упомянутые знания в зависимости от конкретной научно-технической области света, как явный элемент помощи творческому процессу современной архитектуры.

Есть много архитекторов, которые ссылались и все еще ссылаются на свет исключительно с литературными и поэтическими терминами, возникшими в моменты вдохновения, чтобы выразить свой личный опыт перед работой. Эти, более чем помогая прояснить свет и облегчить их знание и понимание, способствовали скрытию и искажению их языка, парапетам в абстракции и невежестве. Нерви мог проектировать свои работы, не зная, что такое изгибающий момент?

Общим недостатком ламп накаливания является сравнительно небольшой срок службы (менее 2000 часов) и малая световая отдача (отношение создаваемого лампой светового потока к потребляемой электрической мощности) (8-20 лм/Вт). В промышленности они находят применение для организации местного освещения.

Наибольшее применение в промышленности находят газоразрядные лампы низкого и высокого давления. Газоразрядные лампы низкого давления, называемые люминесцентными, содержат стеклянную трубку, внутренняя поверхность которой покрыта люминофором, наполненную дозированным количеством ртути (30-80 мг) и смесью инертных газов под давлением около 400 Па. На противоположных концах трубки размещаются электроды, между которыми, при включении лампы в сеть, возникает газовый разряд, сопровождающийся излучением преимущественно в ультрафиолетовой области спектра. Это излучение, в свою очередь, преобразуется люминофором в видимое световое излучение. В зависимости от состава люминофора люминесцентные лампы обладают различной цветностью.

С другой стороны, есть много архитекторов, которые написали великие речи о свете в своих работах, не зная, как отличить просвет и свечу. Использование «квалифицированного» языка света в архитектуре с строгими, понятными и научно обоснованными и технологически обоснованными терминами является одним из текущих недостатков в архитектурном образовании.

При этом главная цель тезиса состоит в том, чтобы установить «методологический процесс», который помогает включить компонент искусственного освещения в формальное принятие решений на этапе архитектурного проектирования, чтобы учащиеся вводили язык свет, со знанием и строгостью, в творческом процессе своих проектов.

В последние годы появились газоразрядные лампы низкого давления со встроенным высокочастотным преобразователем. Газовый разряд в таких лампах (называемый вихревым) возбуждается на высоких частотах (десятки кГц) за счет чего обеспечивается очень высокая светоотдача.

К газоразрядным лампам высокого давления (0,03-0,08 МПа) относят дуговые ртутные лампы (ДРЛ). В спектре излучения этих ламп преобладают составляющие зелено-голубой области спектра.

Мы не должны становиться искусственным светом падшего Бога или в будущем нам придется требовать «тьму» как ценность легкого подкрепления. Кан. в области архитектуры, ред. Если Коперник поднял голову. Размышления о свете и устойчивости. Искусственный свет может трансформировать атмосферу окружающей среды, внутреннюю или внешнюю, генерируя тем, у кого есть чувство благополучия. Знайте, рядом, некоторые проекты освещения, которые достигли этого с похвалой, и другие, которые стали торговыми марками бразильских городов.

Освещение является чрезвычайно важной частью архитектурного проекта. Самые разнообразные конструкции и местоположения могут приобретать еще один грань в зависимости от того, какой свет вставлен в них или если в них нет света. Часто, когда вы входите в коммерческое учреждение или резиденцию, мы чувствуем приятное ощущение, которое мы не можем объяснить. Это ощущение может исходить от света, освещающего окружающую среду. Разработанный для работы гармоничным способом, он пользуется индивидуумом, даже если он этого даже не осознает.

Основным достоинством газоразрядных ламп является их долговечность (свыше 10000 часов), экономичность, малая себестоимость изготовления, благоприятный спектр излучения, обеспечивающий высокое качество цветопередачи, низкая температура поверхности. Светоотдача этих ламп колеблется в пределах от 30 до 105 лм/Вт, что в несколько раз превышает светоотдачу ламп накаливания.

Освещение также может вас беспокоить. Кто никогда не жаловался в офисе на этот белый, сильный свет, который дает головную боль и в конечном итоге препятствует работе на работе? В общественных местах, таких как улицы, проспекты и площади, отсутствие освещения влияет на прохожих. Чрезмерная темнота в таких случаях создает незащищенность, уменьшает пешеходный поток после захода солнца и останавливает ночную жизнь в этих районах.

В этом смысле важна роль специалиста в области освещения, так называемого дизайнера освещения, поскольку профессионал будет думать о типах ламп, светильников и о размещении этого оборудования в средах, чтобы опыт человека на месте максимально приятен и плодотворен. Очевидно, что с учетом вида деятельности, которая будет проводиться там. «Свет - это исследование», - сказал Эдмир Малвезе, владелец компании, специализирующейся на проектах в области светотехники. «Это должно быть очень хорошо использовано в том, что действительно нужно проекту».

Нормирование искусственного освещения

Наименьшая освещенность рабочих поверхностей в производственных помещениях устанавливается в зависимости от характеристики зрительной работы и регламентируется строительными нормами и правилами СНиП 23-05-95 * «Естественное и искусственное освещение».

Характеристика зрительной работы определяется минимальным размером объекта различения, контрастом объекта с фоном и свойствами фона.

Другими словами, в этом типе проекта, самая большая проблема заключается в оформлении, будь то свет будет приятным или украсит окружающую среду. В случае проектов, ориентированных на корпоративную среду, по мнению Малвезе, дизайнеру следует иметь в виду, что нужно уважать, среди прочего, например, как минимум 500 люкс на верстаке. Таким образом, в проектах такого типа маржа для дизайнера, использующего его творчество, заметно уменьшается.

Помимо влияния на тип освещения, который должен использоваться в каждом типе окружающей среды, нормативные требования также влияют на то, как действуют дизайнеры освещения. Ибо, когда проект предполагает применение технических норм, дизайнеру нужна помощь программного калькулятора калькуляции. Чтобы иллюстрировать использование компьютерной программы, Мальвезе приводит очень практичный пример: освещение офиса, в котором в плане работы необходимо иметь 500 люкс. Сначала определите используемый светильник.

Объект различения – рассматриваемый предмет, отдельная его часть или дефект, которые следует контролировать в процессе работы.

Фон – поверхность, прилегающая непосредственно к объекту различения, на которой он рассматривается. Фон считается: светлым при коэффициенте отражения () светового потока поверхностью более 0,4; средне светлым при коэффициенте отражения от 0,2 до 0,4; темным при коэффициенте отражения менее 0,2.

Итак, у нас есть более красивая, уродливая, более простая одежда, но тот, кто командует, - это лампа, - говорит он. Таким образом, понятно, что, если невозможно переместить лампу, поскольку она должна излучать количество люкса, требуемое стандартами, приемлемо осмеливаться на светильниках. Поэтому мы использовали декоративные светильники с эстетической проблемой, но нам все равно удалось применить необходимую роскошь, - объясняет он. По словам Малвезе, клиент потребовал, чтобы «это была совершенно фанковая среда, в которой вы могли бы работать на свет, как вы хотели».

Контраст объекта различения с фоном (К ) определяется отношением абсолютной величины разности яркостей объекта В 0 и фона В ф к наибольшей их этих двух яркостей. Контраст считается большим - при значениях К более 0,5; средним - при значениях К от 0,2 до 0,5; малым - при значениях К менее 0,2.

В соответствии со СНиП 23-05-95 все зрительные работы делятся на 8 разрядов в зависимости от размера объекта различения и условий зрительной работы. Допустимые значения наименьшей освещенности рабочих поверхностей в производственных помещениях в соответствии со СНиП 23-05-95 приведены в приложении 1.

Проект состоял из освещения всех рабочих комнат, приемной и гостиной. Клиент потребовал, чтобы это была «крутая» среда, в которой свет мог бы работать по своему усмотрению. Итак, думая об этих трех столпах, основной идеей проекта было применение прямых и косвенных светильников с антиотражающими сетками.

Для этого необходимо использовать две лампы такого типа - одну вверх и одну вниз, что сделает проект невыполнимым, поскольку потребление электроэнергии станет очень высоким. Не так экономно, как штепсельная вилка 20 Вт, но все же эффективна. И с помощью светильников, разработанных Архитектурой Света, было возможно, что, пропустив свет до самого конца плавника, было достигнуто минимальное 500 люкс, требуемое техническим стандартом.

По словам архитектора, стремление клиента состояло в том, чтобы искать лучшие решения освещения, предназначенные для экономии энергии, сокращения обслуживания и, прежде всего, повышения качества внутренних помещений.

Кроме цветности источников света и цветовой отделки интерьера, влияющих на субъективную оценку освещения, важным параметром, характеризующим качество освещения, является коэффициент пульсации освещенности К п :

где Е макс – максимальное значение пульсирующей освещенности на рабочей поверхности;

Е мин – минимальное значение пульсирующей освещенности;

Архитектор подчеркивает заботу клиента о возможностях устойчивости, даже не имея целью получить какой-либо тип сертификации, направленной на качество помещений и хорошее использование здания. Поэтому в этом случае даже с использованием традиционных источников использовались высокопроизводительные светильники: люминесцентные лампы мощностью 13 Вт и 25 Вт Т5 и 35 Вт и 50 Вт Эко-рефлекторные лампы. Среди других используемых технологий были реакторы с коэффициентом расхода и автоматизации с датчиком естественного света, датчиком присутствия и оккупации.

Е ср – среднее значение освещенности.

Пульсации освещенности на рабочей поверхности, не только утомляют зрение, но и могут вызывать неадекватное восприятие наблюдаемого объекта за счет появления стробоскопического эффекта. Стробоскопический эффект – кажущееся изменение или прекращение движения объекта, освещаемого светом, периодически изменяющимся с определенной частотой. Например, если вращающийся белый диск с черным сектором освещать пульсирующим световым потоком (вспышками), то сектор будет казаться: неподвижным при частоте f Всп =f Ввращ , медленно вращающимся в обратную сторону при f Всп >f Ввращ , медленно вращающимся в ту же сторону при f Всп <f Ввращ , где f Всп и f Ввращ – соответственно частоты вспышек и вращения диска. Пульсации освещенности на вращающихся объектах могут вызывать видимость их неподвижности, что в свою очередь, может явиться причиной травматизма.

Значение К п меняется от нескольких процентов (для ламп накаливания) до нескольких десятков процентов (для люминесцентных ламп). Малое значение К п для ламп накаливания объясняется большой тепловой инерцией нити накала, препятствующей заметному уменьшению светового потока F лн ламп в момент перехода мгновенного значения переменного напряжения сети через 0 (см. рисунок 1а). В тоже время газоразрядные лампы обладают малой инерцией и меняют свой световой поток F лл почти пропорционально амплитуде сетевого напряжения (см. рисунок 1а).


Рисунок 1а


Рисунок 1б.

Для уменьшения коэффициента пульсации освещенности К п люминесцентные лампы включают в разные фазы трехфазной электрической сети. Это хорошо поясняет нижняя кривая на рисунке 1б, где показан характер изменения во времени светового потока (и связанной с ним освещенности), создаваемого тремя люминесцентными лампами 3F лл , включенными в фазу А и в три различные фазы сети. В последнем случае, за счет сдвига фаз на 1/3 периода провалы в световом потоке каждой из ламп компенсируются световыми потоками двух других ламп, так что пульсации суммарного светового потока существенно уменьшаются. При этом среднее значение освещенности, создаваемой лампами, остается неизменным и не зависит от способа их включения.

В соответствии со СНиП 23-05-95 * коэффициент пульсации освещенности К п нормируется в зависимости от разряда зрительных работ в сочетании с показателем ослепленности Р :


,

где s – коэффициент ослепленности, определяемый как:


,

где B пор – пороговая разность яркости объекта и фона при обнаружении объекта на фоне равномерной яркости;

(B пор )S –то же при наличии в поле зрения блеского (яркого) источника света.

На освещенность рабочих поверхностей в производственном помещении влияют отражение и поглощение света стенами, потолком и другими поверхностями, расстояние от светильника до рабочей поверхности, состояние излучающей поверхности светильника, наличие рассеивателя света и т.д. Вследствие этого полезно используется лишь часть светового потока, излучаемого источником света.

Коэффициент использования осветительной установки

Расчет искусственного освещения предусматривает: выбор типа источника света, системы освещения и, светильника, проведение светотехнических расчетов, распределение светильников и определение потребляемой системой освещения мощности. Величина, характеризующая эффективность использования источников света, называется – коэффициентом использования светового потока или коэффициентом использования осветительной установки () и определяется как отношение фактического светового потока (F фак ) к суммарному световому потоку (F амп ) используемых источников света, определенному по их номинальной мощности в соответствии с нормативной документацией:


,

Значение фактического светового потока F факт можно определить по результатам измерений в помещении средней освещенности Е ср по формуле:


,

где S – площадь помещения, м 2 .

При проектировании освещения для оценки светового потока F факт используется формула:


,

где Е – нормируемая освещенность, лм;

K з – коэффициент запаса, учитывающий старение ламп, запыление и загрязнение светильников (обычно K з – 1,3 для ламп накаливания и 1,5 для люминесцентных ламп);

Z – коэффициент неравномерности освещения (обычно Z = 1,1-1,2).

Отражающие свойства поверхностей помещения можно учесть с помощью коэффициента отражения светового потока . В случае равномерного диффузного отражения, когда отраженный световой поток рассеивается с одинаковой яркостью во всех направлениях, яркость участка равномерно диффузно отражающей поверхности равна:


,

где Е – освещенность поверхности.

Измерить освещенность, создаваемую различными источниками света и сравнить с нормируемыми значениями. По измеренным значениям освещенности определить коэффициент использования осветительной установки. Измерить и сравнить коэффициенты пульсаций освещенности, создаваемой различными источниками света, оценить зависимость коэффициента пульсаций освещенность от способа подключения ламп к фазам трехфазной сети.

Описание лабораторной установки

Лабораторная установка состоит из макета производственного помещения, оборудованного различными источниками искусственного освещения, и люксметра-пульсметра для измерения значений освещенности и коэффициента ее пульсаций. Макет и люксметр-пульсметр устанавливают на стол лабораторный.

Внешний вид макета представлен на рисунке 2.


Макет имеет каркас 1 из алюминиевого профиля, пол 2, потолок 3, боковые стенки являются съемными и могут устанавливаться любой из двух сторон внутрь макета помещения, фиксируясь в проемах каркаса с помощью магнитных защелок. Одна сторона стенок окрашена в светлые тона, другая – в темные тона, при этом нижняя окрашенная половина стенки темнее верхней.

Передняя стенка 5 жестко вмонтирована в каркас и выполнена из тонированного прозрачного стекла. В передней нижней части каркаса 1 предусмотрено окно для установки измерительной головки 6 люксметра-пульсметра 7 внутрь каркаса.

На полу 2 размещен вентилятор 8 для наблюдения стробоскопического эффекта и охлаждения ламп в процессе работы.

На потолке 3 размещены 7 патронов, в которых установлены две лампы накаливания 9, три люминесцентные лампы 10 типа КЛ9, галогенная лампа 11 и люминесцентная лампа 12 типа СКЛЭН с высокочастотным преобразователем.

Вертикальная проекция ламп отмечена на полу 2 цифрами, соответствующими номерами ламп на лицевой панели макета.

Включение электропитания установки производится автоматом защиты, находящимся на задней панели каркаса, и регистрируется сигнальной лампой, расположенной на передней панели каркаса.

На передней панели каркаса (рисунок 3) расположены органы управления и контроля, в том числе:

– лампа индикации включения напряжения;

– переключатель для включения вентилятора;

– переключатели (1-7) для включения ламп.


Рисунок 3.

Электропитание ламп накаливания и люминесцентных ламп осуществляется от разных фаз. Схема позволяет включать отдельно каждую лампу с помощью соответствующих переключателей, расположенных на передней панели каркаса На задней панели каркаса расположен автомат защиты сети и сдвоенная розетка с напряжением 220 В для подключения измерительных приборов.

Люксметр-пульсметр состоит из блока обработки информации 1 (рисунок 4) на лицевой панели которого расположен жидкокристаллический индикатор, кнопки питания «ВКЛ/ВЫКЛ », кнопка управления «HOLD », кнопка индикатора «Подсветка », разъем типа DB -9 . На задней стенке блока обработки сигналов расположена крышка батарейного отсека. Фотоприемный элемент с корригирующим фильтрами, формирующими спектральные характеристики, располагаются в фотометрической головке 2 (рисунок 4). При включенном питании прибор работает как люксметр-пульсметр (ТКА-ПКМ) и позволяет измерять освещенность в

диапазоне от10 до 200000 лк и коэффициент пульсации в диапазоне от 1 до 100%.

Рисунок 4.

Для измерения характеристик излучения необходимо расположить фотометрическую головку прибора в плоскости измеряемого объекта.

Для проведения измерений прибором «ТКА-ПКМ» необходимо включить его кнопкой «ВКЛ/ВЫКЛ ». На экране после включения появится надпись фирмы производителя и название прибора. В ходе измерения в правом поле строки загорается символ «Батарейка », информирующий о емкости батареи питания.

Для правильного обнуления прибора произвести затемнение датчика прибора и нажать кнопку «HOLD ». Процесс обнуления сопровождается надписью на жидкокристаллическом индикаторе «ПОДОЖДИТЕ, ИДЕТ ИЗМЕРЕНИЕ ».

Засветка измерительной части во время обнуления приводит к неправильным измерениям впоследствии!

После пропадания предупреждающей надписи прибор переходит в основной режим измерений. Первая строка выводит текущую освещенность в лк (клк) «Е= », во второй строке отображается значение коэффициента пульсации светового потока в % «К п = ».

В случае измерения освещенности, необходимо расположить фотометрическую головку параллельно плоскости измеряемого объекта (при этом на окно фотоприемника не должна падать тень от оператора, производящего измерения, а также посторонних предметов). Подождать 3 секунды и считать с цифрового индикатора измеренное значение. При увеличении сигнала, создаваемого источником светового потока, в строке Е происходит автоматический переход численного значения освещенности в клк. При выходе за пределы измерений освещенности появится надпись «ОСВЕЩЕНИЕ ИЗБЫТОЧНО ».

Для запоминания измеренного показания на индикаторе прибора необходимо кратковременно нажать кнопку «HOLD ». Для продолжения измерений еще раз нажать кнопку «HOLD ».

Если во время работы прибора появится надпись: «ЗАМЕНИТЕ БАТАРЕЙКУ », то необходимо произвести замену элемента питания.

По окончании измерений, прибор выключается, нажатием на кнопку «ВКЛ/ВЫКЛ ».

Требования безопасности при выполнении лабораторной работы

К работе допускаются студенты, ознакомленные с устройством лабораторной установки, принципом действия и мерами безопасности при проведении лабораторной работы.

Для предотвращения перегрева установки при длительной работе ламп необходимо включить вентилятор.

После проведения лабораторной работы отключить электропитание стенда и люксметра-пульсметра.

Порядок проведения лабораторной работы

    Установить стенки макета производственного помещения таким образом, чтобы стороны, окрашенные в темные тона, были обращены внутрь помещения.

Включить установку с помощью автомата защиты, находящегося на задней панели каркаса.

Включить поочередно лампы (выбор ламп производится по заданию преподавателя).

Произвести измерение освещенности и коэффициента пульсации для каждой включенной лампы с помощью люксметра-пульсометра не менее чем в пяти точках макета производственного помещения (в центре и углах пола), определить среднее значение освещенности Е ср .

Сравнить полученные в результате измерений значения освещенности и коэффициента пульсации с допустимыми значениями (разряд зрительных работ принять по указанию преподавателя)

    Установить стенки макета производственного помещения таким образом, чтобы стороны, окрашенные в светлые тона, были обращены внутрь помещения.

Произвести измерение освещенности не менее чем в пяти точках макета производственного помещения, определить среднее значение освещенности.

Сравнить полученные в результате измерений значения освещенности и коэффициента пульсации с допустимыми значениями (разряд зрительных работ принять по указанию преподавателя)

    По результатам измерений освещенности для варианта с темной и светлой окраской стен вычислить значение фактического светового потока F факт по формуле:


,

где Е ср –среднее значение освещенности, лк;

S – площадь макета помещения, м 2 .

Вычислить коэффициент использования осветительной установки для варианта с темной и светлой окраской стен по формуле:


.

Суммарный световой поток F ламп выбрать по номинальной мощности для каждого типа ламп по таблице 1.

Таблица 1 Технические характеристики ламп

* После минимальной продолжительности горения (2000 часов)

Сравнить значения коэффициентов использования осветительных установок, полученные для случаев с использованием различных источников света и различной окраски стен.

    С помощью люксметра-пульсометра измерить коэффициенты пульсации освещенности при включении одной люминесцентной лампы, затем – двух и наконец, при включении трех люминесцентных ламп типа КЛ9 (следует учесть, что люминесцентные лампы включены в три различные фазы трехфазной сети, поэтому измерительную головку люксметра-пульсметра необходимо располагать в геометрическом центре системы включенных ламп).

Сравнить измеренные значения коэффициентов пульсации освещенности с допустимыми значениями. Объяснить полученные результаты.

Включить люминесцентную лампу типа КЛ9 в центре установки и вентилятор. Вращая ручку «Частота», регулирующую скорость вращения лопастей вентилятора, подобрать такую частоту, при которой возникает стробоскопический эффект (лопасти, кажутся неподвижными).

    Выключить стенд. Составить отчет о работе.

Таблица 2 Результаты измерений освещенности и расчеты лабораторной работы (светлая, темная сторона стены)

Тип лампы

№ точки измерения

Освещенность, лк (Е)

Средняя освещенность, лк

Нормативное значение освещенности,

Фактический

световой поток, лм

Коэффициент

использования

Коэффициент

пульсации

Люминесцентная лампа, 9Вт

Люминесцентная лампа, 11Вт

Лампа накаливания общего

назначения

накаливания

галогенная

Таблица 3 Результаты измерения пульсации светового потока

Отчет должен содержать:

    Название и цель работы.

    Порядок проведения работы.

    Описание используемых приборов и оборудования.

    Таблицы результатов измерений.

    Результаты обработки экспериментальных данных с соответствующими расчетами.

    Выводы по каждому пункту порядка проведения работы.

Контрольные вопросы

1. Что такое освещение помещений?

2. Перечислите виды освещения в зависимости то источника света.

3. Что такое световой поток, сила света, освещенность, яркость?

4. Какие бывают системы искусственного освещения?

5. Перечислите виды искусственного освещения по функциональному назначению.

6. Назовите источники искусственного освещения.

7. В чем заключается принцип нормирования параметров световой среды?

8. Что такое коэффициент пульсации светового потока?

9. Каким способом можно уменьшить коэффициент пульсации светового потока?

10. Объясните суть стробоскопического эффекта.

11. Что такое коэффициент использования осветительной установки?

Говоря об источниках света, можно выделить два основных вида освещения :

  • - естественное;
  • - искусственное.

Естественное освещение создается источниками света природного характера. Его характеристики, прежде всего, зависят от времени суток, но так же определяются и географическим положением местности, временем года и состоянием атмосферы.

Естественное освещение является для человека физиологически необходимым и наиболее благоприятным. Однако оно не может в полной мере обеспечить его нормальную жизнедеятельность. Из-за этого еще в древности люди начали искать к нему дополнение – искусственное освещение.

Сегодня в качестве источников искусственного освещения, как правило, выступают лампы накаливания, люминесцентные лампы или источники света, использующие светодиоды.

Виды искусственного освещения

Искусственное освещение делится на несколько разновидностей. Существует четыре вида искусственного освещения . Обычно три из них устанавливаются в жилых помещениях, четвертое встречается реже.

1. Общее.

При общем освещении происходит равномерное распределение света по всей площади. Это достигается соблюдением одинакового расстояния между светильниками, которые равномерно рассеянны.

При источнике света, локализованном в одной точке, будет наблюдаться разница в яркости света, но резкие перепады будут отсутствовать. Примером может послужить расположенная посередине потолка люстра.

2. Местное.

Чтобы выделить необходимые объекты или зоны используют местное освещение. Источник света при этом располагают на определенном участке: кухонной плите, рабочем столе или части стены.

По словам дизайнеров, местное освещение играет важную роль в оформлении интерьера. Оно придает ему полноту и логическую завершенность. Например, в кабинете или спальне можно вообще использовать только одно местное освещение, полностью отказавшись от общего.

Перечисленные выше виды освещения имеют свои недостатки. Так, общее освещение исключает возможность изменения направления основного светового потока, а так же имеет чрезмерную рассеянность света.

Местное освещение наоборот позволяет выделить только конкретный участок комнаты, который ярко освещается локализованным источником света.

3. Комбинированное.

Устранить все эти недостатки можно, совместив местный и общий свет вместе. Таким образом, будет решена проблема освещенности современного жилища. Именно поэтому, комбинированное освещение, которое совмещает в себе два предыдущих вида, наиболее часто применяемый вариант.

4. Аварийное.

Описанные выше виды освещения применяются в жилых помещениях. Четвертый вид освещения – аварийное. К сожалению, его не всегда можно встретить в жилых помещениях.

Питание источников света данного вида освещения происходит от аккумуляторов. Дополнительные лампы слабой мощности автоматически включаются, когда происходит отключение основного источника.

Аварийное освещение является необходимым в помещениях, где отключение света может стать причиной получения серьезных травм.

Простейшим примером являются дома с лестницами, в которых при отсутствии освещения легко упасть. А аварийные светильники, расположенные по бокам ступеней, предохранят жильцов от подобных неприятностей.