Дворец со львами. Дом Лобанова-Ростовского или дом со львами - Леология

  • Дата: 13.08.2023

Санкт-Петербург, Адмиралтейский пр-т, 12

Долгое время фасад дома был закрыт на реставрацию, не так давно она закончилась, и вот наконец-то я добралась сфотографировать львов.

"Дом со львами" упоминается в бессмертной поэме А. С. Пушкина "Медный всадник". На крыльце особняка происходит действие одного из самых драматических эпизодов произведения: здесь укрывается от бурного наводнения главный герой поэмы - молодой Евгений.

О безукоризненной точности Пушкина к историческим деталям многие граждане нашей страны помнят еще "со школьной скамьи". И действительно, описание "Дома со львами" максимально достоверно. В тексте приведено месторасположение особняка Лобанова-Ростовского (в углу "Петровой", т. е. Исаакиевской площади) и дано указание на время его постройки ("новый дом" возведен незадолго до событий поэмы). Мраморные львы на крыльце "Дома со львами" также соответствуют описанию поэта:

"...на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,

На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений..."

В свою очередь, прообразом реальных львов дома Лобанова-Ростовского послужили аналогичные статуи перед Лоджией деи Ланци во Флоренции. На авторство Трискорни указывают подписи на платформе изваяний. Правда, со временем надписи стерлись, и сейчас можно прочесть только первые три буквы имени скульптора: «Tri<...>». Скорее всего, полностью надпись звучала как «Triscorni Fin Carrara 1810». Казалось бы, все ясно. Но в семье Трискорни было два скульптора - Агостино, живший в Петербурге, и Паоло, работавший в Италии. Кто же из братьев Трискорни был автором прославленных львов?

Обычно в литературе львы дворца Лобановых-Ростовских числятся произведением Паоло Трискорни. Но полностью поверить в это мешает ряд несоответствий. Историк Нестеров обращает внимание на то, что львы не значатся в грузе, которым в августе 1816 году были доставлены из Каррары работы Паоло, выполненные им в том же году, что и львы дома Лобановых-Ростовских (1810).

С другой стороны, именно в 1810 году в Петербурге Агостино Трискорни открыл фирму по изготовлению изваяний. Мастерская и «магазин мраморных вещей» Агостино Трискорни находились в 1810-х годах на Вознесенском проспекте, недалеко от строящегося дома Лобановых-Ростовских.

И второй вопрос – кто и для какого здания заказал львиные статуи? Ведь идея строительства дома возникла не ранее 1817 года. А Монферран приехал в Россию только в 1816 году. Эти загадки остаются неразгаданными и сегодня.

Изначально построенный как доходный дом, особняк Лобанова-Ростовского являл собой пример семейного бизнеса Здание было изначально построено для сдачи внаем и в нем никогда не жили. Идея этого финансового предприятия принадлежала жене князя Клеопатре Ильиничне. Именно она занималась счетами и управлением арендой.

Уже летом 1821 года в первом этаже «Дома со львами» открылся магазин художественных изделий. Его владельцы, приехавшие из Италии братья Леончини, поместили в газете объявление о продаже «весьма хорошего собрания всякого рода алебастровых ваз различной величины, ламп и других вещей».

Тем не менее, многие апартаменты в громадном доме оставались незанятыми, и в сентябре 1821 года домовая контора Лобановых-Ростовских дала объявление. В нем говорилось о сдаче в наем «бельэтажа на площадь и на Вознесенскую улицу, а также двух зал в том же этаже, «хорошо отделанных, удобных для концертов и маскарадов».

В полуподвале в угловой квартире со стороны Вознесенского проспекта ютилась первая в Петербурге литография. Еще две комнаты литограф Петерс снимал на первом этаже. За занимаемые «апартаменты» он платил 1000 рублей. Рядом находились мелочная и мучная лавки, приносившие доход по 1200 руб., а в угловом помещении к Исаакиевской площади - портерная (1750 рублей).

На первом этаже жили «перчаточник» (2300 руб.) и сапожник (2500 руб.). Квартира, занятая Комиссией строительства Исаакиевского собора, давала 6850 рублей. Еще 6300 рублей ежегодно платил «провиантский» (продовольственный) департамент военного ведомства.

В бельэтаже Провиантский департамент развернулся почти безраздельно - кроме нескольких помещений, занятых Косморамой, которые давали 4000 рублей дохода.

На третьем этаже собралась разнообразная публика. Здесь находился пансион некоей мадам Орсениус, дававший 2000 рублей, размещался управляющий (l’intendant) княгини Лобановой. Закройщик Шпицбарт платил за квартиру 2000 рублей в год. За 1200 снимал жилье «мастер ольфрейной живописи» Мартушевич. Еще одной квартирой за счет Комиссии по строительству Исаакиевского собора располагал господин Орлов. На четвертом этаже часть комнат были не отделаны, остальные занимала хозяйка дома.

Общая сумма дохода Лобановых-Ростовских от дома составляла около 100 000 рублей, что по тем временам было весьма неплохо.

«Дом со львами» был не только успешным бизнес-проектом, но и одним из культурных центров столицы. О проводившихся в нем встречах и светских мероприятиях не раз писал знаменитый журнал «Отечественные записки»: «Для любителей французского языка Господин Сен-Мор и нынешним Великим постом продолжил свои литературные вечера. Он читает лучшие места из Корнеля, Расина, Мольера и других драматических писателей, а также из Буало, Вольтера, Делиля и проч. Подписка на 10 таковых вечеров стоит 75 руб. с персоны. Чтение происходит в новом доме княгини Лобановой-Ростовской».

«В сем же доме Гамбургский живописец Сур показывает виды разных городов и примечательных мест в Космораме», - продолжают «Отечественные записки». - «Если виды сии не заключают важного достоинства со стороны художества, то оптическая часть доведена до совершенства. Они так хорошо и естественно освещены, что зритель переносится в те места, кои он рассматривает, особливо же ему знакомые».

Принцип действия «суровской» Косморамы заключался в следующем: благодаря специальной оптике и освещению у зрителя создавался эффект стереоскопического восприятия. Демонстрировались виды преимущественно немецких городов — Берлина, Потсдама, Гамбурга, Рима, Вены. Кроме этого, успехом у публики пользовался вид Таганрога с домом, где «кончил дни Свои» император Александр I, а также арктические пейзажи и изображения застенков инквизиции. Иными словами, «дом со львами» служил господину Суру кинотеатром XIX века - чем, разумеется, заслужил у публики неслыханную популярность.

Крупные габариты помещений в доме Лобановой-Ростовской позволяли развернуть здесь и более масштабные зрелища. Господин Сур показывал также "панораму победы Александра Великого над Дарием при реке Гранике. И в ту минуту, когда персы бегут, преследуемые македонянами, мост под ними разрушается... Картина сия оптическим эффектом делает большое очарование для глаз. Цена за вход - 2 руб. 50 коп. с персоны". До изобретения кинематографа подобные зрелища были весьма привлекательны для просвещенной публики, которую принимали в доме княгини.

Князь Лобанов-Ростовский и его жена принадлежали к верхушке столичной аристократии. Первый владелец «Дома со львами» (1788-1866) был сыном военного министра и племянником князя министра юстиции, героя Очакова и Измаила. Сам он сделал карьеру флигель-адьютанта императора Александра I.

Женитьба на графине Клеопатре Ильиничне Безбородко (1790-е - 1840), наследнице несметного состояния своего дяди - екатерининского канцлера князя А. А. Безбородко, должна была значительно приумножить богатство Лобанова-Ростовского. Однако семейная жизнь их не сложилась. Возмущенная тратами мужа, княгиня решила распоряжаться средствами самостоятельно. Впрочем, в мотовстве супруги не уступали друг другу. Со временем «Клеопатра Севера» разорилась, объявив себя несостоятельной в уплате долгов на баснословную сумму 8 миллионов рублей.

Супруги жили раздельно. Александр Яковлевич владел домом на Английской набережной (современный № 18), но довольно много времени проводил в Париже, особенно после выхода в отставку в 1828 г. Именно там он выполнил свои знаменитые переводы «Евангелия от Матфея» и «Moлитвы при божественной литургии» (1821), а также издал много важных документов о Марии Стюарт, значительно облегчивших труд биографа британской королевы - Минье.

В 1830-х годах князь поселился в доме своего брата на Большой Морской (современный № 31).


К наиболее значительным переводам князя А. Я. Лобанова-Ростовского, посвященным Марии Стюарт, относятся: "Lettres in é dites de Marie Stuart" (П., 1839), "Lettres, instructions et m é moires de Marie Stuart" (Лонд., 1844-45; доп., П., 1859), "Notice sur la collection des portraits de Marie Stuart appartenant au prince A. Lobanoff" (СПб., 1856; 2 изд., 1860).

Род Лобановых-Ростовских является одним из пятидесяти ветвей, ведущих свое начало от легендарного Рюрика. Двухчастная фамилия происходит от прозвища удельного князя Ивана Александровича (Лобан), жившего и княжившего в Ростове Великом в конце XV - начале XVI вв.

Фамильный герб первого владельца «Дома со львами» представляет собой рассеченный щит. В верхней половине расположен герб великого княжества Киевского: в лазуревом поле стоит архангел Михаил в сребротканной одежде, держащий в правой руке обнаженный серебряный меч, а в левой - золотой щит. В нижней половине - герб княжества Ростовского: в червленом поле серебряный олень, повернутый вправо с золотым ошейником. Щит покрыт княжескою мантией и увенчан российско-княжескою шапкой.

Род Лобановых-Ростовских дал России целую плеяду государственных и военных деятелей, великих дипломатов, историков и писателей. Среди них можно назвать:

* кн. Иван Иванович Меньшой, был убит в бою под Оршей (1514);
* кн. Петр Семенович († в 1597 г.) был полковым воеводой, окольничим и воеводой в Новгороде;
* кн. Федор Михайлович был воеводой при Феодоре Иоанновиче в Астрахани, Тобольске и на Терках;
* кн. Василий Михайлович Большой († в 1606 г.) - один из защитников Пскова против Батория, был воеводой в Ливнах и Астрахани;
* боярин кн. Афанасий Васильевич († в 1629 г.) был воеводой в Свияжске;
* кн. Иван Иванович († в 1664 г.) был окольничим и за отличие в бою под Быховом пожалован в бояре (1661 г.), был затем начальником московского судного приказа;
* кн. Дмитрий Иванович (1758-1838), генерал от инфантерии, был министром юстиции (1817-27),
* кн. Яков Иванович (1760-1831), брат Дмитрия Ивановича, был генерал-губернатором Малороссии (1808-16), членом государственного совета и обер-камергером;
* кн. Иван Александрович († в 1869 г.) и брат его к. Алексей († в 1848 г.) были сенаторами.

В подготовке этого раздела использовались следующие источники:
1) Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. С.-Петербург, 1890-1907.
2) Персональный сайт Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского: http://www.russika.ru/lobanov

Князь Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский был прославленным военачальником, дипломатом и политическим деятелем. За свою карьеру он прошел путь от сержанта Семеновского полка до главнокомандующего Резервной армией во время Отечественной войны 1812 года и члена Государственного Совета.

Еще будучи офицером, князь Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский участвовал в завоевании Крыма. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 он отличился при взятии Очакова (1788) и Измаила (1789) и был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. За заслуги при штурме Праги в 1794 года он был представлен к ордену Св. Владимира 3-й степени самим главнокомандующим А. В. Суворовым, а также получил от него золотую шпагу с надписью «За храбрость».

В 1807 Лобанов-Ростовский блистательно провел переговоры с императором Наполеоном и подписал акт о перемирии на выгодных для России условиях, подготовив, тем самым, знаменитый Тильзитский мир. В день подписания мира Александр I пожаловал Дмитрию Ивановичу чин генерала и наградил его орденом Св. Александра Невского «За отличное усердие к службе и труды, подъятые им на пользу Отечества при заключении с французами благополучного для России мира».

С началом Отечественной войны 1812 князь Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский был назначен воинским начальником на территории от Ярославля до Воронежа. А во время «Заграничного похода русской армии» в 1813 году он руководил созданием Резервной армии. К июлю 1813 года он направил в действующую армию 36 тыс. человек подготовленных резервов, которые влились в ополченскую армию генерала П.А. Толстого накануне решающих сражений финала войны.

После окончания «Заграничного похода» Д. И. Лобанов-Ростовский снискал лавры политического деятеля. В 1813 году знаменитый военачальник назначен членом Государственного совета, а в 1815 - еще и министром юстиции. Когда Дмитрию Ивановичу было 64 года, Александр I предложил ему возглавить Военное министерство, но он отказался, ссылаясь на преклонный возраст.

В день коронации Николая I князь Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский был награжден алмазными знаками ордена Св. Андрея Первозванного. 18 октября 1827 Дмитрий Иванович получил долгожданную отставку, оставаясь, однако, членом Государственного Совета до конца своей жизни. Князь Д. И. Лобанов-Ростовский скончался в 1838 г. и был похоронен на берегу реки Невы, недалеко от Санкт-Петербурга.

Детей у князя Дмитрия Ивановича не было. По отзывам современников, он отличался вспыльчивым характером и отвагой, но был добрым, правдивым и сострадательным человеком. Он содержал детей некоторых своих боевых товарищей и семью капитана Бордукова, спасшего ему жизнь в одном из сражений.

Князь Алексей Борисович был талантливым дипломатом и чиновником. В разные годы он был посланником в Константинополе (1859-63), орловским губернатором (1866), товарищем министра внутренних дел (1887-78), послом в Константинополе (1878-79), в Лондоне (1879-82) и Вене (1882-95). В 1895 году князь Алексей Борисович был назначен послом в Берлин. Но, не успев вступить в исполнение этих обязанностей, он был призван на пост министра иностранных дел.

Любитель отечественной старины, князь Лобанов-Ростовский составил замечательное собрание книг, автографов и материалов по истории России, преимущественно 18-го века, в том числе собрание подлинных писем князя Безбородка к графу Н. П. Панину и драгоценные сборники материалов, относящихся к истории царствования Павла I. В «Русской Старине» князь Лобанов-Ростовский напечатал собрание исторических рассказов П. Ф. Карабанова и ряд заметок, основанных на принадлежащих ему неизданных документах. Во Франции князь Лобанов-Ростовский издал «Mémoires du marquis de Vaudreuil» и «Histoire des émigrés».

Ему же принадлежит «Русская родословная книга», изданная в 1895 г.. Князь Лобанов-Ростовский владел также замечательным собранием портретов и монет. Особенно интересна его коллекция русских монет, чеканенных в Кенигсберге в то время, когда город заняли русские войска (1758-61).

Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский - прямой потомок первого владельца «Дома со львами», известный коллекционер, искусствовед и общественный деятель.

C 1950-х по 1970-е годы создал самое значительное собрание русской театральной живописи (свыше 1000 экспонатов), отражающее все течения в русском искусстве с 1880 по 1930-й год. Ныне - почетный доктор Санкт-Петербургской Академии Художеств, академик Международной информационной академии при ООН в Женеве, действительный член Петровской Академии наук и искусств.

Никита Дмитриевич родился 6 января 1935 года в Софии, куда эмигрировала семья Лобановых-Ростовских после Октябрьской революции. После Второй мировой войны, когда Болгария была занята Красной Армией, Лобановы-Ростовские попытались перейти греческую границу, но были задержаны. Главу семьи расстреляли, а Никита попал в тюрьму. Вместе с матерью он смог выехать из Болгарии в Париж только после смерти Сталина, на Рождество 1953 года. Помог дядя Никиты, Николай Васильевич Вырубов, служивший офицером при штабе генерала де Голля.

Несмотря на финансовые трудности, в 1954 году Никита Лобанов-Ростовский поехал учиться в Оксфорд. В 1958-м он окончил Оксфордский университет, получив степень бакалавра и магистра геологии. Далее наследник княжеского рода продолжил образование в США. В 1960 году он добавил к первому высшему образованию степень магистра экономической геологии в Колумбийском университете в Нью-Йорке, а в 1962 году - степень магистра банковского учета в Нью-йоркском университете.

Потомок владельца «дома со львами» построил успешную международную карьеру: от геологоразведчика нефти в Аргентине (1960-1961 гг.) до вице-президента ряда корпораций: «Пруденшиал» (1967-1970, Нью-Йорк), «Уэллс Фарго Банк» (1970-1979, Сан-Франциско), «Международный банк финансов и ресурсов» (1979-1988, Лондон). В течение десяти лет с 1987 по 1997 гг.

Никита Дмитриевич был советником компании «Де Бирс», занимающейся добычей и продажей алмазов. С начала 1990-х он выступал консультантом аукционных домов «Кристис» и «Содбис» (Лондон).

Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский активно занимается общественной деятельностью. За вклад в сохранение русского искусства за рубежом Никите Дмитриевичу присвоено звание - почетный доктор Санкт-Петербургской Академии художеств. 17 октября 2003 он был награжден главной наградой Международного совета российских соотечественников за вклад в русскую культуру и искусство; 20 октября 2004 - медалью в память 300-летия Санкт-Петербурга за вклад в русскую культуру; 29 февраля 2005 - орденом Дружбы за вклад в сохранение русского искусства.

Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский - автор ряда научных работ, среди которых книги "Русские художники и театр" (1969), "Финансирование торговли" (1980), "Банковское дело" (1982), и "Воспоминания - записки коллекционера" (2003). Его имя внесено в биографические справочники "Кто есть кто в мире" (1982-1983), "Кто есть кто в банковском и финансовом деле на Ближнем Востоке" (1982), "Биографический словарь Советского Союза 1917-1988" (1989), "Русские в Северной Америке" (2005).

В настоящее время Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский является гражданином США, живет в Лондоне.


В подготовке этого раздела использовались данные персонального сайта Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского: http://www.russika.ru/lobanov

Классицизм в розовом цвете October 10th, 2017

Особняк по адресу ул. Мясницкая, д. 43 - ещё один пример классического стиля в московской архитектуре со всеми характерными чертами и одно из старейших зданий Мясницкой улицы. Центральная часть главного фасада выполнена в виде коринфского колонного портика, увенчанного массивным аттиком с полукруглым окном мезонина в виде триумфальной арки. Два боковых пилястровых ионических портика лаконичны. Классический симметричный фасад строгих пропорций украшают барельефы в круглых обрамлениях. В ходе последней реставрации для фасада была выбрана традиционная для классического стиля комбинация белого и розового цветов. У дома есть и необычная деталь - особняк находится ниже самого уровня Мясницкой улицы.
Этот особняк много раз менял хозяев, но свой современный вид он приобрёл, когда в 1791 году его владельцем стал князь А.И. Лобанов-Ростовский. Планы и фасад дома Лобанова-Ростовского включены в знаменитые "Архитектурные альбомы" Матвея Казакова.

Строительная история здания началась в 1701 году, когда купец Гостиной сотни Федор Козмин выстроил каменные палаты. В 1763-1767 годах генерал-аншеф екатерининского времени П.И. Панин пристроил к палатам два крыла и заново украсил фасады в стиле барокко. С 1826 года домом владели историк А.Ф. Малиновский, затем часовщики и механики братья Бутеноп, после них - производители сельскохозяйственных машин и цемента Эмиль и Эдуард Липгарты. Перед революцией здесь было известное Реальное училище К.Ф. Воскресенского.

Князь Александр Иванович Лобанов-Ростовский (1754-1830) - генерал-майор русской императорской армии, родоначальник старшей линии Лобановых-Ростовских, продолжающейся до нашего времени. Старший из трёх сыновей князя Ивана Лобанова-Ростовского от брака с княжной Екатериной Куракиной, племянницей царедворца Никиты Панина. Из-за внешнего несходства с отцом в обществе ходили слухи, что братья Александр, Дмитрий и Яков Ивановичи стали плодом связи княгини со слугой-калмыком.
Возможно, по этой причине князь Лобанов подчёркивал своё происхождение от Рюрика. По сведениям П.В. Долгорукова, прибыв в Ростов Великий, князь напомнил городничему, что он старший потомок ростовских удельных князей, и потребовал встречать его у городских ворот при звоне всех колоколов. Эта выходка вызвала неодобрение императорского двора.
В 1797 году он был избран московским губернским предводителем дворянства, в сентябре 1800 года отстранён от должности указом Павла I. Судя по письмам А. Я. Булгакова, был большим любителем бильярда и крайне раздражался, проигрывая партию. Резкий и взбалмошный характер князя Лобанова не позволил ему сделать такую блистательную карьеру, какую сделали младшие братья.


Портрет А. И. Лобанова-Ростовского, висевший до революции в Московском благородном собрании

Архитектором этого особняка принято считать Франческо Кампорези (Франца Ивановича Кампорези, 1747-1831), работавшего в основном в Москве. Его московские постройки почти не сохранились, и он более известен своими ведутами, отражающими облик Москвы до пожара 1812 года.


Ф.И. Кампорези. Панорама Кремля, 1780-е годы

Фасад особняка дошел до наших дней почти без изменений. Тремя ризалитами он делится на пять частей, из которых центральная часть вместо привычного портика оформлена в виде гигантской арки, опирающейся на коринфские колонны. Скорее всего, по проекту Кампорези двухэтажный особняк был удлинен по уличному фасаду путем пристройки с востока и запада дополнительных объемов с парадными залами.

Если заглянуть за решетку, то можно увидеть особняк во всем его великолепии.

Вытянутую фасадную часть строения архитектор скрыл при помощи возведения трех портиков - по центру появился колонный коринфский, а по бокам выстроили пилястровые ионические.

Колонны центрального коринфского портика поддерживают массивный аттик.

Полукруглое встроенное окно мезонина создаёт иллюзию триумфальной арки.

Главный портик украшают симметрично расположенные лепные барельефы.

В советское время уникальный памятник занимали различные учреждения, многие помещения были разделены временными перегородками, а анфиладный проход по парадным залам перекрыт.

К середине 1980-х годов усадьба пришла в аварийное состояние. Ремонт, начавшийся в 1987 году, так и не был закончен. И только в середине 2000-х годов новым арендатором - Некоммерческим партнерством по развитию культуры и искусства "Меценат клуб", была проведена полная комплексная реставрация.

Усадьба находится на охране и включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Вознесенский пр., 1 - Исаакиевская пл., 2 - Адмиралтейский пр., 12
1817-1820 гг. - арх. О. Монферран

Дом возведен в 1817-1820 гг. для князя А. Я. Лобанова-Ростовского арх. О. Монферраном. Треугольное в плане здание обращено главным фасадом к Адмиралтейскому пр. Главный фасад украшен 8-колонным портиком, по сторонам центральной арки - беломраморные фигуры львов (скульпт. П. Трискорни). Фасад, обращенный к Исаакиевской пл., почти повторяет главный. Фасад по Вознесенскому пр. решен более скромно.

Парадные помещения расположены во втором этаже. По проекту Монферрана здесь должны были располагаться обширные залы и небольшой театр, но проект не был осуществлен, интерьеры получили более скромную отделку. Сохранилась первоначальная отделка вестибюля и парадной лестницы.

1830-е - 1917 - Военное министерство
1936-1937 - Ощество "Старый Петербург - Новый Ленинград"

В 1926-1928 гг. в доме жил биолог, генетик, академик АН СССР Николай Иванович Вавилов (1887-1943).
www.citywalls.ru/house2793.html

Хозяин дома, известный библиофил и коллекционер А.Я. Лобанов-Ростовский, прожив в нём несколько лет, решил разыграть его в лотерею. Для этого был выпущен миллион лотерейных рублёвых билетов; на один из них должен был пасть выигрыш - дом князя. Но Николай I запретил эту коммерческую аферу и предложил князю продать в казну дом и уникальную библиотеку, за которую Лобанову-Ростовскому была назначена пожизненная пенсия.
Вплоть до 1917 года в доме со львами размещалось Военное министерство России. После Октября он взят под охрану государства.

В 2002 году дом со львами перешёл к Управлению делами президента, которое намеревалось приспособить его для переезжавшего в Петербург Конституционного суда. Однако позже было решено создать в его стенах самый фешенебельный отель в городе, готовый принимать высших государственных лиц. Здание было передано в аренду на 49 лет компании ЗАО «Тристар Инвестмент Холдингс».
Поскольку дом Лобанова-Ростовского включён в федеральный список охраняемых объектов культурного наследия, вопросы его реконструкции вызвали бурную полемику как в архитектурной среде, так и в прессе. К разработке проекта были привлечены ведущие специалисты: архитектор Евгений Герасимов (реконструкция) и Рафаэль Даянов (реставрация охранных зон).
Главный вопрос, который волнует общественность: как новые функции здания согласуются с его исторической «оболочкой», что будет сохранено и отреставрировано, а чем придётся пожертвовать. В случае с домом Лобанова понятие «первоначальные интерьеры» достаточно условно. Уже в 1829 году, когда в дом въехало Военное министерство, оно начало перепланировать его для своих нужд. Возможно, даже оформление парадной лестницы с широким скульптурным фризом, на котором изображены воинские доспехи, было сделано для министерства, а не для первого владельца - тоже, впрочем, бравого генерала, отличившегося в кампании против Наполеона. Для министерских служащих были устроены просторные кабинеты, которые в советское время служили классами средней школы, а затем в них располагался Проектный институт № 1. В итоге охранная зона нового отеля включает парадный вестибюль со стороны Адмиралтейского проспекта, двухмаршевую парадную лестницу с камином на площадке второго этажа, анфиладу второго этажа и ещё одну комнату, историческую ценность которой установили уже в процессе реставрации.
Большой резонанс вызвала история с обустройством мансарды, хотя привычный для горожан силуэт здания - низкая плоская крыша - был результатом послевоенной переделки. После долгих консультаций с охранными ведомствами Петербурга инвестору удалось найти компромиссный вариант: «замаскировать» мансардный этаж под исторический экстерьер. Президентский люкс площадью 250 кв. м будет располагаться окнами на Адмиралтейство, прямо надо львами, над аркадой первого этажа. Апартаменты включают две спальни, обеденный зал на 14 персон, кабинет, зону отдыха и террасу с видом на сад. Всего в отеле запланировано 183 номера: 157 стандартных, 26 класса люкс. В подземной части здания предусмотрен просторный бальный зал. Для деловых встреч - 6 конференц-залов на первом этаже и бар «Библиотека» с видом на Дворцовую площадь. В четырёхэтажном флигеле во внутреннем дворе разместится спа-комплекс, а в атриуме - кафе-ресторан «Зимний сад», всегда открытые и для гостей отеля, и для горожан. Подобный спектр услуг и первоклассный набор номеров позволят отелю Four Seasons Saint Petersburg принимать лидеров «Большой восьмёрки».

сейчас напишу, сами напросились

В Санкт-Петербурге завершается скандальная реконструкция Дома со львами на Адмиралтейском проспекте, 12. Весной 2012 года с трехлетней задержкой откроется гостиница Four Seasons, сейчас начался процесс передачи помещений отелю. Эксперты единодушны во мнении: это пример того, как нельзя поступать с памятниками архитектуры.

Официально работы именуются «приспособлением здания для современного использования», хотя специалисты называют их грубой реконструкцией. Питерские градозащитники особо подчеркивали, что девелоперы без особых заслонов со стороны Росохранкультуры вершили судьбу одного из самых знаменитых зданий города, упомянутого даже в весной пушкинской поэмы «Медный всадник».

Собственник дома Лобанова-Ростовского, он же Дом со львами, — управление делами президента РФ. Целевым назначением в 2008 году ведомство передало памятник ЗАО «Тристар инвестмент холдингс» под реконструкцию. Участники рынка уверены, что проект был отдан именно этой компании, так как она близка к Андрею Якунину, сыну президента РЖД и друга Путина Владимира Якунина. Сегодня Андрей Якунин занимает пост председателя совета директоров «Тристар инвестмент холдингс».

Александр Марголис, сопредседатель городского отделения Всероссийского общества охраны памятников, считает, что реконструкция Дома со львами — едва ли не самое громкое преступление по отношению к истории Петербурга.

«Это грубейшее нарушение действующего законодательства в сфере охраны исторического наследия. Дом Лобанова-Ростовского — федеральный памятник в самом центре объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, где ни о каких реконструкциях не могло быть и речи — такое здание может только реставрироваться», — заявил корреспонденту «Карповки» сегодня Александр Марголис.

Он напомнил, что инвесторы снесли исторический флигель во дворе, спроектированный, как и все здание, архитектором Огюстом Монферраном. Это недопустимо, поскольку является «прямым и однозначным нарушением», считает наш собеседник. Господин Марголис обратил внимание, что незначительные штрафные санкции, которые применялись к застройщику, «абсолютно несоизмеримы» с вредом от реконструкции.

«Это яркий пример того, как нельзя поступать с памятниками архитектуры, тем более такого ранга», — заявил сегодня корреспонденту «Карповки» член совета по сохранению культурного наследия замдиректора института «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик. Сейчас отельеры возносят строителей за качественную реставрацию, в том числе парадной лестницы, но не стоит верить им на слово. В здании, обратил внимание господин Мильчик, были выделены несколько зон, в которых шла реставрация по проекту архитектора Рафаэля Даянова; значительную же часть отдали под реконструкцию.

Еще одно нарушение — строительство мансарды, которая оказалась выше оригинальной кровли на 18 сантиметров. Изначально она предполагалась еще выше — 80-сантиметровой, но под давлением общественности «Тристар инвестмент холдингс» решил пойти на понижение. Тем не менее и сейчас надстройка отчетливо видна.

«Это нарушает традиционный облик памятника. И вообще такого рода мансарды для памятника высокого классицизма не характерны, а следовательно, не допустимы. Против мансарды единогласно высказались члены совета по сохранению культурного наследия, но, несмотря на это, эта мансарда была сделана», — говорит Михаил Мильчик.

Правда, у организаторов реконструкции иной взгляд на ситуацию. «Это выдающийся, уникальный проект, и именно так к нему относятся и девелопер, и финансовый партнер, и собственник», — отметил основатель сети Four Seasons Hotels & Resorts Исадор Шарп. По словам управляющего делами президента Владимира Кожина, «воссоздание Дома со львами — это отличный пример успешной реализации проекта, когда инвесторы, девелопер и их партнеры придают правильное и необходимое значение сохранению культурного наследия и исторического облика города».

Главный архитектор проекта — руководитель собственной мастерской Евгений Герасимов. Дизайном помещений занимались калифорнийская компания Cheryl Rowley и японская студия Spin Design Studio. Сам отель Four Seasons будет рассчитан на 183 номера. Общая площадь гостиницы составляет 24,3 тыс. кв. метров.

Добавим, по некоторым данным, это не единственный проект Андрея Якунина в Петербурге. С его именем связывают реконструкцию Никольского рынка на Садовой улице, 62. Собственник здания — ЗАО «Никольские ряды», как ожидается, планирует разместить там преимущественно гостиничные и офисные помещения, причем также по проекту Евгения Герасимова.

Правда, в том случае девелоперы согласились с мнение общественности, резко протестовавшей против главного элемента — стеклянного купола над двором, и отказались от него. Однако пока «Никольские ряды» по-прежнему настаивают на застройке внутреннего пространства рынка, что также недопустимо, считают эксперты.

Дмитрий Ратников
Фото Дениса Панова