Толкование нового завета. Апокалипсис и современный мир

  • Дата: 14.10.2019

Но чаще ее называют "Апокалипсисом". Более таинственной книги невозможно представить. А ее второе название вселяет страх. То, что в "Откровении" зашифрованы события грядущего конца света, понятно уже из названия. Но как узнать, о чем именно писал Иоанн Богослов, ведь о своих видениях апостол рассказал неоднозначно?

Немного об авторе "Апокалипсиса"

Среди двенадцати апостолов, следовавших повсюду за Сыном Божьим, был один, которому Иисус, будучи уже на кресте, поручил заботы о своей матери — Пресвятой Деве Марии. Это был Иоанн Богослов.

Евангелист был сыном рыбака Зеведея и дочери (Обручника Девы Марии) Саломии. Отец был человеком состоятельным, у него имелись наемные рабочие, сам он занимал значительное место в иудейском обществе. Мать служила Господу своим имуществом. Сначала будущий апостол был в числе учеников Иоанна Крестителя. Позже вместе со своим младшим братом Иаковом Иоанн покинул лодку отца на Генисаретском озере, откликнувшись на призыв Иисуса Христа. Апостол стал одним из трех самых любимых учеников Спасителя. Святой Иоанн Богослов стал даже называться наперсником — так говорили о человеке, особенно близком кому-либо.

Когда и как был написан "Апокалипсис"?

Уже после вознесения Иисуса, в ссылке, апостолом был написан "Апокалипсис" или "Откровение о судьбах мира". После возвращения с острова Патмос, куда и был сослан, святой написал свое Евангелие в дополнение к уже существовавшим книгам, авторами которых являлись Марк, Матфей и Лука. Кроме Иоанн создал три послания, главная мысль которых заключается в том, что идущим за Христом нужно учиться любить.

Уход из жизни святого апостола окутан тайной. Его — единственного из учеников Спасителя — не казнили и не убили. Примерно 105 лет было святому, когда сам Иоанн Богослов настоял на собственном погребении заживо. Могилу его раскопали на следующий день, но там никого не было. В связи с этим вспоминаются слова Христа, что апостол не умрет до второго пришествия Спасителя. Многие верующие уверены в правдивости этого высказывания.

"Апокалипсис" Иоанна Богослова

Само название книги апостола в переводе с греческого языка обозначает "откровение". Написание последней из частей Нового Завета происходило примерно в 75-90 годах после Рождества Христова.

Некоторые исследователи Библии сомневаются в отношении апостола к авторству самой таинственной книги, так как стиль написания и "Апокалипсиса" отличаются. Но существуют доводы в пользу святого.

  1. Автор называет себя Иоанном и говорит, что ему было откровение от Иисуса Христа на острове Патмос (именно там находился в ссылке святой).
  2. Сходство "Апокалипсиса" с и Евангелием от его имени по духу, слогу и некоторым выражениям.
  3. Древние свидетельства, признающие, что Иоанн Богослов является автором последней книги Священного Писания. Это рассказы и ученика апостола св. Папия Иерапольского, и св. Иустина Мученика, жившего долгое время в одном городе со святым старцем, и многих других.

Суть "Откровения"

От всего Нового Завета последняя книга отличается по стилю и содержанию. Откровения от Бога, которые получил апостол Иоанн Богослов в форме видений, повествуют о появлении на земле антихриста, его числе (666), повторном пришествии Спасителя, конце света, Страшном Суде. Вселяет в сердца надежду то, что последнее пророчество книги описывает победу Господа над Дьяволом после нелегкой борьбы и появление новых неба и земли. Здесь будет вечное царство Бога и людей.

Интересно то, что число зверя - 666 - до сих пор понимаемое буквально, при толковании всей книги оказывается лишь ключом к разгадке буквенного содержания имени антихриста. Наступит нужное время - и весь мир узнает, как зовут противника Христа. Появится человек, который вычислит каждую букву в имени Сатаны.

Толкование Откровения Иоанна Богослова

Необходимо знать и помнить, что "Апокалипсис", как и любая из книг Священного Писания, требует особого подхода. Нужно пользоваться другими частями Библии, трудами св. Отцов, Учителей Церкви, чтобы правильно понять написанное.

Существуют различные толкования на "Апокалипсис" Иоанна Богослова. Многие из них противоречивы. И в этом свете, по высказыванию одного из толкователей, протоиерея Фаста Геннадия, причина противоречия в том, что каждый человек по своему разуму пытается понять смысл видений святого апостола, дарованного Божьим Духом. Потому и истинная расшифровка таинственной книги возможна только благодаря Ему же. А высказывание святого Иринея Лионского гласит, что Божий Дух там, где Церковь. Только Ее толкование "Апокалипсиса" может быть правильным.

Главным толкованием "Откровения" считается труд святого архиепископа Кесарии - Андрея, датированное VI веком. Но есть книги других священнослужителей и богословов, объясняющих значение написанного в "Апокалипсисе".

Один из современных авторов толкований последней книги Священного Писания — отец Олег Моленко. Храм Иоанна Богослова — так называется церковь, настоятелем которой он является. Его пояснения к "Апокалипсису" отражают в себе прошлые труды святых отцов, но в то же время они пропущены через призму настоящих событий и сегодняшней жизни.

В самом начале "Откровение" рассказывает о том, зачем был написан "Апокалипсис", где и как его получил апостол Иоанн Богослов. Подчеркивается важность предсказаний грядущего, подаренных людям, чтобы успеть подготовиться к Страшному Суду.

Число 7 же указано не случайно. Оно священно и выбрано самим Богом. Здесь же — предупреждение об отмене антихристом христианских праздников и воскресного дня. Вместо этого для отдыха будет отведена суббота. На особое место числа 7 указывает многое в Библии и Церкви:

  • 7 Таинств;
  • 7 в Церкви;
  • 7 Даров Святого Духа (основных);
  • 7 Его проявлений;
  • 7 Добродетелей (основных);
  • 7 страстей (грехов, с которыми нужно бороться);
  • 7 слов в Иисусовой молитве;
  • 7 прошений молитвы "Отче наш".

Кроме того, число 7 можно наблюдать и в жизни:

  • 7 цветов;
  • 7 нот;
  • 7 дней недели.

Об особенностях "Апокалипсиса"

Церковь Иоанна Богослова, настоятелем которой и является автор популярного Толкования отец Олег Моленко, собирает немало прихожан, жаждущих понять "Апокалипсис". Следует помнить, что эта книга пророческая. То есть все, о чем она рассказывает, произойдет, возможно, уже в недалеком будущем.

Трудно было читать и воспринимать пророчества в прошлом, но в наши дни кажется, что все сказанное в Откровении, написано для нас. И слово "вскоре" следует понимать буквально. Когда же это наступит? События, описанные в предсказаниях, будут оставаться лишь пророчеством до тех пор, пока не начнут сбываться, а дальше будут развиваться стремительно, потом времени совсем не останется. Это все произойдет, по толкованию отца Олега, возглавляющего храм Иоанна Богослова, с начала Третьей мировой войны, когда в ход пойдут все виды оружия, существующие в мире. О ней повествует 9 глава "Апокалипсиса". Начнется война как местный конфликт между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией, в который будет втянут весь мир. А продлится 10 месяцев, опустошив землю на одну треть от живущих на ней людей.

Можно ли без толкований правильно понять предсказания?

Почему "Откровение Иоанна Богослова" так сложно для правильного восприятия даже святым? Необходимо понимать, что апостол увидел все описанное в откровениях более 2000 лет назад и рассказал об этом доступными для того времени словами. А что касается небесного (или духовного), то это простым языком передать невозможно, отсюда символизм в пророчестве. Загадки и зашифрованные предсказания — для людей, далеких от Бога. Истинное значение всего сказанного в "Апокалипсисе" может открыться лишь духовным людям.

Еще много и долго можно говорить о пророчествах святого апостола, но одной статьи для этого будет мало. Толкования не всегда вмещаются даже в целую книгу. Церковь Иоанна Богослова (то есть апостол, как Иисус, руководит ею и покровительствует), коей считается современное православие, может дать до восьми разных толкований Священного Писания (по числу степеней духовного развития). К святым высшего уровня относится сам евангелист. Но таких, как он, единицы.

Верить или нет предсказаниям — дело каждого. Пророчества святого апостола нужны, чтобы задуматься над своей жизнью, покаяться в грехах и бороться с ними. Необходимо быть добрее и стараться противостоять злу, словно это и есть сам антихрист. Мира вам в душе!

Переписка Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №5-2

Допустимо ли толкование Апокалипсиса?

Алексей Марченков , Россия
14/03/2002

Здравствуйте, отец Олег.
Попытаюсь разъяснить ситуацию. Святые отцы на протяжении истории остерегались толковать Откровение ап. Иоанна именно потому, что содержание этой книги может быть истолковано по-разному. И содержание данной книги не имеет такого спасительного значения для всякого верующего человека, в отличие от остальных новозаветных книг. По этой то причине книга Откровение и не сразу вошла в канон новозаветных книг и по той же причине не читается в Церкви во время богослужений. И это не просто случайность или совпадение (кстати об этом Вы на своей странице ничего не пишите). Книга Откровение рекомендована к "келейному" чтению, дабы не ввести людей в смущение, из-за разности толкований и тех событий о которых она говорит. Поэтому и свв. Отцы воздерживались, как правило, от толкований этой книги и Вы сами об этом пишите.
Так если свв. Отцы воздерживались, то уж неужели мы дерзнем? Неужели мы стали более опытными или более святыми, что нам Господь открывает тайны, а отцам - нет? А вот свт. Игнатий как раз говорит о другом, о том, что наставников и опытных руководителей все меньше и меньше становится и духовное оскудение наступает.
Чистота Православия заключается не в том, чтобы толковать Апокалипсис, как Вы об этом пишите в письме, а в том, чтобы истинно веровать в Господа Иисуса Христа и избегать соблазнов и уж тем более, опасаться соблазнить других, неопытных людей. На мой взгляд, материалы на Вашем сайте относятся именно к этой категории. Представленное Вами толкование некоторых мест Апокалипсиса применительно к современным и будущим событиям может вызвать соблазн для неопыных пользователей сети. В данном случае православное учение заключается в воздержании от поспешных толкований Апокалипсиса. А если и возникла такая потребность то почему бы не обратиться к свв. Отцам: ведь есть же толкование св. Андрея Кессарийского и др. отцов, которые отличаются воздержанностью.
Православные христиане во все времена ожидали второго пришествия Спасителя и соответственно готовились к тем событиям, которые будут его предварять. Но при этом они эти события воспринимали совершенно спокойно, о чем нам и свидетельствует церковное предание (а не МП, как Вы пишите). Православные ожидали Христа, а не антихриста. Об этом и говорит книга Откровение в последних своих словах: "Ей, гряди, Господи Иисусе!". Они веровали во Христа, а не боялись антихриста: "Кто нас отлучит от любви Христовой...". Ни действительность, ни сложившаяся ситуация в мире, ни военные конфликты и их обсуждение в свете толкований Откровения - ни это занимало ум и внимание православных христиан, а сам Христос. Так будем же проповедывать о Христе, о Его любви к нам грешным, о Его милостях, о Его искупительных страданиях ради нас грешных, а не о звере и его числе.
К сожалению, сейчас стало очень модным больше говорить об антихристе, о 666, о всевозможных явлениях кончины века сего, но при этом никто совсем ни говорит о Христе. Православная вера превращается в какую-то старшилку, ужастик если хотите. А ведь православная вера должна о Христе говорить и проповедывать. Разве кроме Апокалипсиса не о чем больше в православии говорить? Разве только в Апокалипсисе Слово Божие?
Поэтому я абсолютно не препятствую распространению Слова Божия, как Вы пишите, а наоборот всячески стараюсь говорить о Христе, и об этом свидетельствует наша православная деятельность в интернете. Но в то же время стараюсь не допустить соблазнов, о которых я уже говорил.
Благодарю Вас за теплые слова в мой адрес и за желание скорого моего вразумления и покаяния. (Сам того ненасытно желаю.)
Со своей стороны желаю Вам радости, Божией благодати в Вашем служении, в проповеди и свидетельствовании о Христе!

Ответ отца Олега Моленко:

Здравствуйте о Господе, Алексей Марченков!

Благодарен вам за разъяснение вашей позиции. Повторюсь, что отказать в регистрации - это ваше право, но вот обвинять в неправославности мои суждения огульно и бездоказательно никто не вправе. Поверьте, что я очень хорошо знаю учения святых Отцов Церкви, в том числе и по отношению к книге Откровения. Вижу, что и вы человек знающий и начитанный. Тем легче мне будет аргументировать к вам.

Да, святые Отцы заповедуют осторожность, но не только к книге Откровения и Писанию вообще, но и в отношении всех духовных предметов и деланий, в т.ч. и к молитве Иисусовой. Но осторожность вовсе не означает оставление молитвы или других деланий. Книга Откровений не читается в храмах, в том числе и у нас, но она входит в канон Нового Завета, и ее читатель и слушатели ублажаются Господом. Но ведь вебсайт - это не храм Божий! Я не просто писал о воздержании святых отцов в толковании этой книги, но и объяснил, почему они так поступали тогда и почему это стало возможным в наше время тому, кому Бог благословит.

Отступление налицо и сроки приблизились. Вот почему в наше время правильное понимание близгрядущих событий имеет важнейшее значение для спасения души!

Иначе зачем было Господу и даровать эту книгу, да еще с указаниями 1260 дней, 42 месяцев и прочими подробностями, которых по-вашему нам знать незачем? Зачем она, если ее нельзя ни понять, ни объяснить никому и никогда? Зачем и Иоанн Богослов призывает сосчитать число зверя, если это не имеет никакого значения для спасения? Выходит по-вашему, что это Иоанн Богослов соблазняет рабов Божиих, да еще по указанию Господа! Вот до какой хулы вы договорились, может, сами того и не ведая. Пусть же сам Иоанн Богослов и взыщет с вас за это.

Ваше утверждение об осторожности, от вашей меры и вашего смирения, похвально для вас, но неверно в приложении ко всем. На каком основании вы включили в ваше «мы» меня, и современных святых, сокрытых от мiра? Вы можете говорить и смиряться только за себя. Пред Господом не все равны, как не все имеют равные дарования. Святые Отцы прошлого мудро воздерживались, ибо Бог им не благословлял знать и говорить о далеких для них событиях. Ныне пришло время знать и говорить об этом. Тот же свт.Игнатий Брянчанинов писал слово на кончину мiра и об антихристе, и проповеди говорил об этом. Архиепископ Аверкий Таушев, муж благодатный, написал толкование на Апокалипсис. Не говорю уж о С.Нилусе и Льве Тихомирове.

К тому же вы лицеприятны и лицемерны и несправедливы, так как зарегистрировали сайт «Апокалипсис» Андрея Мазуркевича, где он толкует его в отношении к России и называет Горбачева антихристом. Что это у вас за избирательность? Коль нельзя – то всем! Или Андрей святее святых, или даже меня? Или его сайт не соблазняет? К тому же я пишу свою статью о числе зверя и в конференции на его сайте. Выходит, что косвенно вы зарегистрировали меня.

Можно заподозрить вас в подобострастии и в подыгрывании его сайту. Но ведь именно существование этого сайта с его вариантом толкования и подвигнули меня давать другое, по-моему, правильное толкование на отдельные места Откровения.

Понятно, что чистота православия не только в толковании Апокалипсиса, как и тело не только в руке или глазе. Но без глаза или руки человек неполноценен и именуется калекой. Так и православие без Апокалипсиса неполно и ущербно. Одна крайность - сосредотачивать внимание только на этой книге, другая – вовсе игнорировать ее и понимание ее. Разве истинная вера в Господа Иисуса Христа не отражена в Откровении? Или она не включает в себя этой книги? Зачем же вы сами цитируете из нее: «Ей, гряди, Господи Иисусе!»?

Насчет соблазнов я вам скажу: надо избегать их и никого не соблазнять, но не против истины и воли Божией. Прочтите у того же свт.Игнатия о грехе соблазнения в статье о фарисеях. Ведь это - тяжкий грех и недуг духовный. Соблазнялись фарисеи на Господа, и на Его слова, и на Его чудеса, и на Его апостолов. А один преподобный отец как-то сказал некоему: "меня не соблазнило, что ты соблазнился".

Речь идет о том, чтобы не подавать повод к греховным соблазнам и не соблазнять на грех. А если кто соблазняется на истину и правду Божию, так это его грех и беда.

Вы пишете о «соблазнах» от моей статьи очень пространно, огульно и бездоказательно. Это все равно как я бы стал, например, обвинять вас в мужеложстве на основании того, что вы действительно стояли на улице и говорили с каким-то мужчиной -> А ведь с мужчиной может быть такой грех -> Вот вы и согрешили...
Нет так дело не пойдет! Напишите конкретно и подробно: какое мое утверждение к какому соблазну ведет, и кого именно ведет!

Удивительно то, что по-вашему, именно само толкование мест Апокалипсиса ведет к соблазнам, в то время, как мiр и интернет преисполнены подлинных соблазнов. Да ведь и пришествие зверя будет величайшим соблазном для многих людей! Так вот мое предупреждение против этого соблазна всех соблазнов вы именуете соблазном! Но это воистину и есть соблазн.

Не верите мне – хорошо! Поверьте святому Афанасию Великому, который писал, что те, кому открыты признаки антихриста, не должны скрывать их, но щедро передавать о них остальным верным. Выходит, ваше понимание - против этого Великого Отца Церкви! Получается, что это у вас неправославное учение по этому вопросу, а не у меня. Приведите мне хоть одно ясное свидетельство хоть одного святого Отца Церкви о запрещении читать (не об осторожности) и толковать (не новоначальным) Апокалипсис, или не проповедывать о признаках антихриста. Не найдете ни одного, ибо их у святых Отцов нет! Или приведите мне хоть один канон Церкви, который бы запрещал это. Таких тоже нет. На чем же, простите, основано ваше «православное» учение по этому вопросу? Разве, что на мнении современных духовно слепых «архиереев» да «старцев», которые сами не видят, поэтому и другим не дают.

И кто дал вам право решать за Господа - кто святой, а кто нет? Разве святые Отцы писали свои труды когда уже были канонизированы? (кроме преп.Нила Мир.)

А преп.Симеон Новый Богослов писал, что кто говорит, что в настоящее время благодать Святаго Духа умалилась и не так действует в современных достойных ее сосудах как прежде и у древних святых, тот хулит Духа святаго и впадает не в одну, а во все ереси сразу! Страшное слово, но истинное! У Господа во все времена, даже в самые тяжкие, найдутся духоносные рабы Его. Он же обетовал, что будет с верными до скончания века. Что им дано знать тайны Царства небесного. Что Он не начинает никакого дела, пока не откроет о нем наперед рабам Своим. Никто не может взять на себя никакого служения о Господе, если это не дано будет ему свыше!

И я не по своей воле проповедую, но по Божьей воле и с благословения святых Божиих людей. Я не выше Отцов и не святее Их, тем не менее и мне дана благодать в мою меру и дар разумения Писаний и другие дары, за которые Господь взыщет с меня, если закопаю их в землю нерадения и лжесмирения.

Богу угодно открыть свои тайны не мудрым века сего, но младенцам и худому мiра. И если Ему угодно было дать мне дар разумения Писаний – это Его дело и воля. Зачем же вы завидуете, не имея, и судите по себе и своему состоянию?

Да, по слову свт.Игнатия уже в 19 веке сосудов Духа Святаго стало так мало, что можно сказать, что их нет. Тем не менее, Бог явил св.Праведного Иоанна Кронштадтского чудотворца и свт.Иоанна Шанхайского и Сан-Францизского чудотворца и иных. Представьте себе хоть на минуту, что на моем месте о.Иоанн в его земной жизни, теперь приложите ваши рассуждение к нему (еще неизвестному и непрославленому). Видите, какой может выйти конфуз. Ведь вы же не знаете ни меня, ни моего служения, ни моей жизни, ни благодатных плодов ее.

А ведь благодать (скажу вам честно как есть) и через меня исцеляла людей, в т.ч. смертельнобольных и изгоняла бесов и прочее совершала. Конечно, вы можете сказать: ну вот, еще чего, сравнил себя с о.Иоанном Кронштадтским, хвастает чудесами – все ясно, он в прелести. Что ж, и Господа называли Вельзевулом и чудеса Его бесовскими. Но бойтесь похулить Духа Святаго, ведь этому греху нет оставления даже в будущей жизни. Апостол Павел говорил, что в нем живет Христос, и никто не считал его в прелести.

Св.Иоанн Кронштадтский писал, что он живет во Христе и исцеляет Его силою, и мертвых воскрешает, и многие верили ему, хотя были и такие, которые считали его в прелести. Например, оптинский старец Амвросий не понимал подвиг о.Иоанна и осуждал его, как об этом с сожалением писал сам о.Иоанн. Если такие духовные мужи ошибались в своих оценкак, то что о вас говорить. Итак, не обобщайте для всех, ибо 99 раз попадете, а в 100-й промахнетесь!

Что касается св.Андрея Кесарийского, то я учитываю его толкование, как и других Отцов. Но он жил 1,5 тысячи лет назад, и ему не дано было всего разуметь из-за отдаленности событий и их неактуальности для него и его окружения. Писал же он для того, чтоб удовлетворить любопытство современников. Поэтому его толкование не подходит к нашим дням.

Что касается ожидания второго пришествия Господа и явления антихриста, то и здесь вы погрешаете в своих суждениях. Достаточно указать на место из 2-го послания св.ап.Павла к фессалоникийцам, гл.2, стт.1-12. Если бы с этим вопросом не было тогда проблем и все было спокойно, как вы утверждаете, то для чего бы св. Апостол писал: «Молим вас братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании, к Нему не спешить колебаться умом и смущаться... Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление, и откроется человек греха, сын погибели...»

Как видите, вопреки вашему мнению, и в среде первых христиан и колебались умами и смущались и неправо мудрствовали по этому вопросу, почему и нуждались в подробном научении от апостола. И смотрите! Говоря о пришествии Господа, предупреждая от обольщения по этому вопросу, апостол Павел – опять вопреки вашему мнению, что надо говорить только о Христе, а не об антихристе – вдруг, о диво!, говорит об антихристе и его признаках, причем подробно.

Если это было важно две тысячи лет назад, то не тем ли более это важно сегодня в канун пришествия зверя! Или сегодня христиане лучше тех? Или в лучшем положении? Или отступление лучше роста и расцвета Церкви?

Итак мы видим, что христиане тогда ждали Христа, но не забывали и об антихристе. И св.апостол Иоанн, прежде чем возгласить: «Ей, гряди, Господи Иисусе!», много пишет и о драконе, и об антихристе и о лжепророке, и о начертании зверя.

Святые отцы не боялись антихриста, но страшились времени его. Прочтите у преп.Ефрема Сирина Слово об антихристе. Он за много столетий до его выхода от лица наших современников и ужасается, и страшится, и плачет о нас, и просит молиться, чтобы не дожить до него и никогда не видеть зверя. Выходит, что и в этом вопросе вы уклонились от учения святых Отцов, заменив его своим мнением.

И не надо лукаво противопоставлять проповедь о Христе, Его искуплении и прочее – проповеди о признаках зверя. Одно не отрицает другое, но дополняет. Ведь святые Отцы пишут не только о добродетелях и свв.Ангелах, но и о страстях и лукавых бесах.

Не знаю насчет моды говорить об антихристе и о 666. Я говорю не по моде, а по нужде крайней. Более того, я как раз и говорю против этой моды и против «страшилок» с ИНН, штрихкодами и 666. Если вы внимательно прочли мою статью, то увидели бы это. Статья еще не закончена и ее надо перечитать всю и несколько раз, чтобы вынести взвешеное суждение.

Я не собираюсь толковать весь Апокалипсис, а только то, что мне открывает и внушает благодать Божия. Толкование же это взято еще для того, чтобы привлечь людей. Ему у нас на сайте будет отведено не более 5%. Остальные 95% отводятся под проповеди о Христе, покаянии, молитве, борьбе со страстями и др. спасительным предметам. На сегодня уже есть 27 дисков по 70-75 минут в формате мр3, и с каждым воскресеньем и праздником будет добавляться по диску. Получается, что вы из-за 5% толкования на некоторые места Откровения, отвергаете и 95% хлеба насущного – покаяние!

Благодарю за ваши пожелания в адрес моих проповедей и свидетельства о Христе, но выглядят они лицемерно, ибо на словах желаете одно, а на деле делаете другое. Простите за длинное письмо и резкие высказывания, но истина дороже!

Пусть же сам Великий апостол Иоанн Богослов взыщет с вас за ваше противление его святой книге.


Апокалипсис – самая загадочная книга Нового Завета и единственная пророческая книга, в которой говорится о будущем. Многие поколения верующих христиан, философов, мистиков пытались разгадать тайны Апокалипсиса и понять то пророчество, что ожидает нас. Апокалипсис – его символы, цитаты, загадочные высказывания, образы оказали огромное влияние на развитие всей мировой культуры.

Но, к сожалению, истинный смысл символов и явлений доступен лишь тем, кто смог «настроиться на волну» записавшего эту пророческую книгу – апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Святые мужи проникли в тайны Апокалипсиса и в очень доступных словах объяснили то, что обычный человек в своем повседневном жизненном ритме понять не в состоянии… Увлекательное чтение, приоткрывающее завесу будущего и открывающего Божественные тайны, Толкование на Апокалипсис познакомит читателя с самой загадочной книгой Нового Завета, введет его в мир, который доступен только святым подвижникам.

Мы живем в сложное историческое время, в такие времена людям свойственно беспокоиться о будущем, и человечество внимательно всматривается в эту небесную книгу, в эту «мистическое зерцало судеб человеческих», пытаясь разгадать загадки собственных судеб – в драматические периоды, которыми так богат наш век, обостряется апокалиптическое чувство жизни и истории.

Архиепископ Андрей Кесарийский, Лопухин А.П., Митрополит Вениамин (Федченков), Архиепископ Аверкий (Таушев) - Толковый Апокалипсис. Откровение святого Иоанна Богослова и самые авторитетные толкования от древности до наших дней

Москва, ООО «Издательство «Эксмо», 2016

ISBN 978-5-699-86551-2

Архиепископ Андрей Кесарийский, Лопухин А.П., Митрополит Вениамин (Федченков), Архиепископ Аверкий (Таушев) - Толковый Апокалипсис. Откровение святого Иоанна Богослова и самые авторитетные толкования от древности до наших дней

Предисловие

Апокалипсис и его толкователи

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)

Глава 1 - 22

Архиепископ Андрей Кесарийский Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

Отдел 1 - XXIV

Протоиерей Николай Орлов под ред. проф. А. П. Лопухина Толковая Библия. Толкование на книгу Апокалипсис

Введение

Откровение святого Иоанна Богослова

Митрополит Вениамин (Федченков) О конце мира

Письмо 1 - 3

Архиепископ Аверкий Таушев Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова

Значение Апокалипсиса и интерес к нему

О писателе Апокалипсиса

Время и место написания Апокалипсиса

Главный предмет и цель написания Апокалипсиса

Взгляд Церкви на содержание Апокалипсиса

Правила для толкования Апокалипсиса

  • Глава первая Назначение Апокалипсиса и способ дарования его Иоанну
  • Глава вторая Наставления малоазийским Церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской и Фиатирской
  • Глава третья Наставления малоазийским Церквам: Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской
  • Глава четвертая Второе видение: видение Бога, сидящего на престоле, и Агнца
  • Глава пятая Продолжение второго видения: запечатанная книга и Агнец, как бы закланный
  • Глава шестая Вскрытие Агнцем печатей таинственной книги: первая – шестая печати
  • Глава седьмая Явление после вскрытия шестой печати: 144 000 запечатленных на земле и облеченных в белые одежды на небе
  • Глава восьмая Снятие седьмой печати и гласы труб ангельских: первой – четвертой
  • Глава девятая Гласы пятой и шестой труб ангельских: саранча и конное войско
  • Глава десятая Об облеченном в облако и радугу ангеле, предвозвещающем о кончине
  • Глава одиннадцатая Пророчества о храме, о Енохе и Илии, трубный глас седьмого ангела
  • Глава двенадцатая Третье видение: борьба Царства Божия с враждебными ему силами антихриста. Церковь Христова под образом жены в болезнях рождения
  • Глава тринадцатая Зверь-антихрист и его пособник-лжепророк
  • Глава четырнадцатая Приуготовительные события пред всеобщим воскресением и Страшным Судом; хвалебная песнь 144 000 праведников и ангелы, возвещающие судьбы мира
  • Глава пятнадцатая Четвертое видение: семь ангелов, имеющих семь последних язв
  • Глава шестнадцатая Семь ангелов, изливающих семь чаш гнева Божия на землю
  • Глава семнадцатая Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих
  • Глава восемнадцатая Падение Вавилона – великой блудницы
  • Глава девятнадцатая Брань Слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних
  • Глава двадцатая Всеобщее воскресение и Страшный Суд
  • Глава двадцать перваОткрытие нового неба и новой земли – новый Иерусалим
  • Глава двадцать вторая Заключительные черты образа нового Иерусалима. Удостоверение истинности всего сказанного, завещание соблюдать заповеди Божии и ожидать Второго Пришествия Христова, которое будет скоро

Библиография

Архиепископ Андрей Кесарийский, Лопухин А.П., Митрополит Вениамин (Федченков), Архиепископ Аверкий (Таушев) - Толковый Апокалипсис. Откровение святого Иоанна Богослова и самые авторитетные толкования от древности до наших дней - О писателе Апокалипсиса

Писатель Апокалипсиса сам называет себя «Иоанном» (Откр 1:1, 4, 9). По общему верованию Церкви, это был св. апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, за высоту учения своего о Боге Слове получивший отличительное прозвание «Богослова», вдохновенному перу которого принадлежит еще 4-е каноническое Евангелие и 3 соборных послания. Это верование Церкви оправдывается как данными, указываемыми в самом Апокалипсисе, так и многообразными внутренними и внешними признаками.

1) Писатель Апокалипсиса называет себя «Иоанном» в самом начале, говоря, что ему было дано «Откровение Иисуса Христа» (Откр 1:1). Приветствуя далее семь малоазийских церквей, он вновь называет себя «Иоанном» (Откр 1:4). Далее он говорит о себе, опять называя себя «Иоан ном», что он был «на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр 1:9). Из Апостольской истории известно, что именно св. Иоанн Богослов подвергся заточению на о. Патмос. И, наконец, заканчивая Апокалипсис, писатель снова называет себя «Иоанном» (Откр 22:8). Во 2 стихе 1-й главы (Откр 1:2) он называет себя самовидцем Иисуса Христа (1 Ин 1:1 3). Совершенно несостоятельно мнение, будто Апокалипсис написан каким-то «пресвитером Иоанном».

Сама личность этого «пресвитера Иоанна» как личность, отдельная от апостола Иоанна, довольно сомнительна. Единственное свидетельство, которое дает повод говорить о «пресвитере Иоанне», это место из сочинения Папия, сохранившееся у историка Евсевия. Оно чрезвычайно неопределенно и дает место только догадкам и предположениям, противоречащим одно другому. Ни на чем не основано мнение, приписывавшее написание Апокалипсиса Иоанну-Марку, то есть евангелисту Марку. Еще более нелепо мнение римского пресвитера Кая (III в.), будто Апокалипсис написан еретиком Керинфом.

2) Вторым доказательством принадлежности Апокалипсиса апостолу Иоанну Богослову служит сходство его с Евангелием и посланиями Иоанновыми, не только по духу, но и по слогу, а особенно по некоторым характерным выражениям. Так, например, проповедь апостольская называется здесь «свидетельством» (Откр 1:2–9), (Откр 20:4); ср. (Ин 1:7), (Ин 3:11), (Ин 21:24); (1 Ин 5:9–11). Господь Иисус Христос называется «Словом» (Откр 19:13); ср. (Ин 1:1–14) и (1 Ин 1:1) и «Агнцем» (Откр 5:6–13) и (Откр 17:14); ср. (Ин 1:36). Пророческие слова Захарии: «И воззрят нань Егоже прободоша» (Зах. 12:10) и в Евангелии, и в Апокалипсисе приводятся одинаково по переводу 70-ти (Откр 1:7) и (Ин 19:37).

Некоторые находили, будто язык Апокалипсиса отличается от языка других писаний св. апостола Иоанна. Эта разница легко объясняется как разностью содержания, так и обстоятельствами происхождения писаний св. апостола. Иоанн Богослов хотя и владел греческим языком, но, находясь в заточении, вдали от живого разговорного греческого языка, естественно положил на Апокалипсис печать сильного влияния языка еврейского, как природный иудей. Для непредубежденного читателя Апокалипсиса нет сомнения, что на всем содержании его лежит печать великого духа Апостола любви и созерцания.

3) Все древние и более поздние святоотеческие свидетельства признают автором Апокалипсиса св. Иоанна Богослова. Ученик его св. Папий Иерапольский писателем Апокалипсиса называет «старца Иоанна», каковым именем называет себя сам св. апостол в своих посланиях (2 Ин 1:1) и (3 Ин 1:1). Важно свидетельство св. Иустина Мученика, еще до своего обращения в христианство долго жившего в Ефесе, городе, где долго жил и почил великий апостол. Многие св. отцы приводят места из Апокалипсиса, как из богодухновенной книги, принадлежащей св. Иоанну Богослову. Таковы: св. Ириней Лионский, ученик св. Поликарпа Смирнского, ученика св. Иоанна Богослова, св. Ипполит, папа Римский, ученик Иринея, написавший даже апологию на Апокалипсис. Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген также признают св. апостола Иоанна писателем Апокалипсиса. Равным образом убеждены в этом и преподобный Ефрем Сирин, Епифаний, Василий Великий, Иларий, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Дидим, Амвросий, Августин, Иероним.

33-е правило Карфагенского собора, приписывая Апокалипсис св. Иоанну Богослову, ставит его в ряду других канонических книг. Отсутствие Апокалипсиса в переводе Пешито объясняется исключительно тем, что этот перевод был сделан для богослужебного чтения, а Апокалипсис при Богослужении не читался. В 60 правиле Лаодикийского собора Апокалипсис не упомянут, так как таинственное содержание книги не дозволяло рекомендовать всем книгу, которая могла дать повод к ложным толкованиям.

, несомненно, самая известная книга Библии. Даже если найдется человек, который не читал ее сам, то вряд ли есть такой, кто не слышал об Апокалипсисе. Апокалипсис - самая сложная для понимания книга. Как сегодня ее понять тем, к кому она обращена, - христианам, ждущим Второго пришествия Христа? Что хочет открыть Бог в Своем Откровении о будущих судьбах мира? Как ответить на Его призыв сегодня? Как проповедовали апостолы о смерти и воскресении Христовом? Об этом беседуем с преподавателем богословского факультета ПСТГУ, автором спецкурса по Апокалипсису Иоанна Богослова Антоном Небольсиным .

- С чего должен начинать знакомство с Апокалипсисом современный христианин?

Понимать Откровение Иоанна Богослова нужно в контексте Предания Церкви

Апокалипсис - это очень важная и яркая книга, но надо помнить, что мы не можем лишь на ее основании давать исчерпывающие ответы на вопросы, которые перед нами ставит духовная жизнь. Свидетельство Апокалипсиса не единственное, и понимать Откровение Иоанна Богослова нужно в контексте Предания Церкви. Следует особо подчеркнуть, что эта книга является самой сложной для понимания из всего корпуса Нового завета, но, несомненно, одной из самых известных библейских книг в современном мире.

Апокалипсис ценен тем, что отвечает на сущностные вопросы каждого христианина. Он говорит нам о Боге - Спасителе, о том, что изначальный замысел Бога заключается в спасении мира. Завершается эта книга видением Небесного Иерусалима - Церкви будущего века. Но в этой книге мы видим и образ Церкви в нашем мире. При этом в Апокалипсисе большое место занимают казни и беды, постигающие окружающий мир.

- Как понимать смысл этих бедствий?

Некоторые толкования говорят, что бедствия - это всего лишь фон, на котором показана святость Церкви. Но большинство толкователей учат, что цель посылаемых бедствий - подвигнуть людей к покаянию. Хотя тема покаяния не очень развита в Апокалипсисе - в нем мало говорится о возможности покаяния людей, которые живут не по заповедям Божиим.

Апокалипсис учит, что пребывание в языческом мире может быть опасно для духовной жизни христианина и что последователь Христа должен Царство Небесное предпочитать «миру сему». Эта опасность неоднородна, ее можно разделить на несколько частей. Во-первых, опасность гонений. Гонения могут быть прямыми - со стороны тоталитарной, государственной власти.

Государственная машина - мощная сила, могущая угрожать христианам гонениями за то, что человек является христианином и потому отказывается принять ее божественный статус. Святой Иоанн Богослов усматривал черты царства антихриста в современной ему Римской империи, так как там существовал культ императора как бога. Кто отказывался участвовать в императорском культе, рисковал многим, вплоть до потери жизни.

Вторая опасность - искушение начать приспосабливаться к окружающему миру, дающему некие блага, ценой отказа от Христа. Христианину предлагается альтернатива: «Если принесешь жертву императору как богу (что означает отречение от Христа), то тебе будет хорошо в этой жизни».

Действительно, когда христиане живут в языческом мире, то они могут начать думать таким образом: «Мы подвизаемся, подвергаем себя ограничениям, а ради чего? Ведь люди вокруг нас живут так хорошо. Почему бы и нам не жить, как они»? Христос говорит Лаодикийской Церкви, что тамошние христиане разбогатели, но они не знают, что они нищи и наги. Сегодня известно, что они действительно были очень богаты: когда землетрясение полностью разрушило Лаодикию, то его жители на свои деньги смогли восстановить город, не прибегая к помощи государства.

- Образ Вавилонской блудницы также пришел к нам из Апокалипсиса. Что пророчество говорит о ней?

Пророческая книга объединяет образ Вавилонской блудницы и сам город Вавилон. В них мы можем видеть образ современного мегаполиса с множеством развлечений, возможностей для обогащения и для удовлетворения любых запросов: материальных и чувственных. Мир наслаждения очень обольстителен, поэтому опасен для христианского духа.

В 18-й главе интересны, говоря современным языком, «детали экономического кризиса» после смерти Вавилонской блудницы

Образ Вавилона, о котором мы сказали выше, - Великая блудница, падшая женщина, обольщающая народы своими прелестями. Над ней Бог совершает суд, которого она не ожидает, и казнит ее. В 18-й главе мы слышим всеобщий плач купцов и «царей земных» - как бы мы сейчас сказали: «правителей» и «бизнесменов» - при виде смерти блудницы. Ее падение - крах их жизни.

Раздел о плаче богачей интересен своей красочностью и подробным перечислением товаров, не имеющих сбыта после катастрофы, или, говоря современным языком, «деталями экономического кризиса». Прочитаем его полностью:

«И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его» (Откр. 18: 11-15).

Образ Вавилонской блудницы в Апокалипсисе легко применить к окружающей нас действительности: достаточно сегодня выйти на улицу и посмотреть, что делается в Москве. Мы, жители XXI века, также должны отыскивать знамения конца света в наше время, как учит Христос, чтобы и нам не оказаться обольстившимися.

Церковь состоит из людей, имеющих в миру свою профессию. В древности для того, чтобы выполнять мирские работы, очень часто приходилось входить в контакт с язычниками, вступать в профессиональные содружества, которые имели своими покровителями языческих богов. Христианин должен был сделать выбор: либо он ограничит контакт с миром язычников, не будет участвовать в формах жизни, окрашенных языческой религиозностью. Но тогда он должен быть готов на жертвы, вплоть до мученичества. Либо он может взглянуть на это сквозь пальцы: «Что такого, если я буду участвовать в языческих жертвах, мне же надо как-то жить?». Но тогда Церковь растворится среди язычников.

Христианину лучше выбрать путь мученичества, нежели путь компромисса с падшим миром. Разве этот призыв не актуален сегодня?

Примером такого ассимилирующего воздействия мира на человека и была Римская империя - самое политически могущественное и экономически развитое государство того времени. Апокалипсис является кличем против этой ассимиляции. Он показывает, что, несмотря на все блага, предлагаемые языческим миром, христианину лучше выбрать путь мученичества, нежели путь компромисса с падшими людьми. Разве этот призыв не является актуальным и сегодня?

Когда появляется тиран, устраивающий гонения, вроде Ленина, его называют антихристом. Как антихриста видит автор Апокалипсиса?

В Апокалипсисе два образа антихриста и его царства: два зверя и блудница. В толкованиях на книгу Откровения звери антихриста традиционно понимаются и как царства, и как цари. С одной стороны, эти образы - указание на коллективные силы, с другой - на личности. Образы зверей связаны с книгой пророка Даниила. В индивидуализированном восприятии зверь из моря - это сам антихрист, а в коллективном толковании - это вся его государственная машина.

В 13-й главе говорится о двух зверях - один выходит из моря, другой из земли. Образ зверя из моря являет власть антихриста в нахрапистой форме - как прямое гонение. Второй зверь - из земли - действует уже постепенно и незаметно, обольщением.

В Апокалипсисе чередуются рассказы о жизни, современной Иоанну Богослову, с эсхатологической перспективой Конца света. Римская империя казалась воплощением антихристианской системы государства. Черты города - носителя вселенского растления - можно было увидеть в Риме, куда везли товары со всего мира, куда стремились эмигранты со всех концов ойкумены, где можно было «пожить красиво». В то же время эти образы относятся к кончине мира.

- Что делал Иоанн, чтобы отвратить христиан от этих духовных опасностей?

Иоанн, прежде всего, показывает, что конец богоборческого мира незавиден: он подвергнется карам, от которых нет бегства. Эти кары настигают мир как в ходе истории человечества, так они же, вне всякого сомнения, постигнут мир в конце истории.

- Применим ли сегодня Апокалипсис для миссионерских целей?

Какая из форм этой логической стратегии применима в наши дни, я не знаю, так как не являюсь, так сказать, «профессиональным» миссионером. Но мне кажется, что в сегодняшней культуре катастрофические образы Апокалипсиса слишком активно используются, оказавшись «затертыми». Люди же стали менее чувствительны к образу катастроф. Если сказать человеку: «Ты будешь наказан», - он может никак не отреагировать. Полагаться на Апокалипсис в миссионерской тактике нужно с осторожностью, привлекая дополнительные источники убеждения.

Небесная Литургия

- Что Апокалипсис говорит о Церкви?

Церковь - Небесная и земная - противопоставляется гибнущему миру - Вавилонской блуднице. Иоанн показывает образ Церкви - Небесного Иерусалима, Невесты Агнца - Церкви прославленной, святой, где люди находят полноту общения с Богом и со Христом.

В Апокалипсисе содержится распространенное в древней Церкви учение о двух путях жизни. Читая книгу, люди видели перед собой два пути: здесь ты имеешь временное наслаждение, но итоговую погибель, а вот здесь - временное страдание, но конечную победу.

Первый раз Небесную Церковь мы видим в 4-й главе, где мы оказываемся перед Небесным Престолом (прошу прощения за обширные цитаты, но в данном случае они необходимы для того, чтобы читатель имел представление об этих красочных образах):

«И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих».

Затем следует знаменитый образ четырех животных: «…и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей». Они поют песнь «Свят, свят, свят», которая является одним из центральных моментов в Литургии: «И ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».

Затем мы читаем, что старцы произносят возглас «Достоин Ты», который вошел и в богослужение (Достойно есть): «И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4: 4-11).

Затем (в 5-й главе) к старцам и апокалипсическим животным присоединяются ангельские чины, и в конце концов вся тварь воспевает песнь Богу, Сидящему на престоле, и Агнцу, то есть Христу. Так совершается Небесная Литургия.

Самый яркий образ Небесной Церкви содержится в 7-й главе Апокалипсиса. Здесь большую роль играют представители человечества, которые достойно прошли свой жизненный путь и оказались в Церкви Небесной: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

Иоанн говорит о том, что за страдания христианам следует воздаяние на небе: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них, Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7: 9-17).

- Что мы можем сегодня сделать для того, чтобы современных христиан отвратить от опасностей?

Данные в Откровении примеры полноты общения Бога и людей имеют огромную силу убеждения. И они должны использоваться в пастырском обиходе

Положительные образы Апокалипсиса - Небесного Иерусалима и Небесной Церкви, - пронизывающие всю книгу, многочисленные примеры полноты общения Бога и людей, прошедших через большие страдания, и сегодня сохраняют огромную силу убеждения. В пастырском обиходе они могут и должны использоваться, но, к сожалению, используются не часто.

Литургия в Апокалипсисе

- Иоанн был одним из апостолов - свидетелей установления Тайной вечери. Упоминает ли он об этом?

Упоминания о Тайной вечере в Апокалипсисе нет. Есть только сама идея искупительной Крови. Но значение искупления Кровью подчеркивается в Откровении Иоанна Богослова очень резко (см.: Откр. 1: 5; 5: 9; 7: 14). То, что пролитие Крови Христом становится искуплением для людей, сказано Самим Спасителем на Тайной вечере, когда Он благословляет Чашу и передает ее ученикам, говоря, что это Кровь Его Нового Завета, которая за них изливается.

- Апокалипсис говорит о том, как совершалась Литургия во времена апостола Иоанна?

Подробно о влиянии образов и выражений Апокалипсиса на современное богослужение я говорить не могу, потому что для этого надо быть специалистом по литургике, но совершенно очевидно, что по своему стилю Апокалипсис очень близок к нашему богослужению. К примеру, престол, вокруг которого совершаются богослужения Апокалипсиса, не может не вызвать ассоциации с устройством алтаря в современном православном храме.

Апокалипсис - книга, насыщенная . Эти мотивы, как и значительная часть образности Апокалипсиса, имеют своим источником Ветхий Завет. Например, Трисвятая песнь, которую воспевают Богу четверо животных в 4-й главе Откровения Иоанна Богослова, появляется у пророка Исаии; мы видим в Апокалипсисе также много псаломских образов.

«Достойно есть»

В богослужении мы часто слышим восклицания, что Бог и святые достойны славы. Это же мы читаем в Апокалипсисе. Эти культурные формы как-то связаны?

В Апокалипсисе встречаются образы, связанные с императорским культом. В этом есть глубокий смысл

Некоторые ученые отмечают в литургических по характеру местах Апокалипсиса появление образности, связанной с языческой сферой, с императорским культом. В этом есть глубокий смысл. Вся честь, которая в языческом мире незаконно, не по праву воздается человеку, императору, по праву, законно и истинно должна относиться к Богу.

В римском мире действовала система возгласов и знаков, которые выражали отношение народа к императору как источнику и подателю всех благ. К ним относится, в частности, и провозглашение императора «достойным» поклонения. Когда такие возгласы делаются в адрес правителя, они являются поклонением твари вместо Творца. Это идолопоклонство, с которым Апокалипсис полемизирует.

Но эти же самые возгласы вошли в богослужение. Так, в песнопении «Свете тихий» мы обращаемся ко Христу: «Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными». Слово «достоин» имеет перекличку с Апокалипсисом. В 4-й главе двадцать четыре старца поют песнь: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь, и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено ». В 5-й главе песнь четырех животных и двадцати четырех старцев обращена уже не только к Богу-Отцу, сидящему на престоле, но и к Агнцу, то есть ко Христу, и звучит так: « Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени ». Чуть ниже: «Достоин Агнец принять силу, и мудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение ». Такие возгласы получают подлинный смысл, примененные именно к Богу: «Достоин Ты принять Славу и Честь ».

Евангелие как проповедь апостолов

- Иоанн Богослов написал Апокалипсис и Евангелие. В чем мы можем увидеть связь этих двух книг?

Эти две книги так сильно отличаются друг от друга по стилю и жанру, что в древности многие сомневались в том, что авторство принадлежит одному человеку. Но для Церкви подлинность той и другой книги несомненна. Связь мы можем увидеть, прежде всего, в начальных строках каждой из них. Пророческое прозрение пролога Евангелия от Иоанна «В начале было Слово» и пролог Апокалипсиса отмечены печатью присутствия сверхчеловеческой силы. Других людей того времени, способных к пророчествам такого масштаба, мы просто не знаем.

- В чем изначальный смысл слова «Евангелие» для самих апостолов?

Это другое название апостольской проповеди. Когда они приходили в какой-то город и произносили проповедь, то основное содержание проповеди апостолов было в том, что Христос жил, Его распяли и Он воскрес. По сути, синоптические Евангелия - это запись апостольской проповеди.

Слово «Евангелие», по-гречески означающее «благовестие», используется как обозначение литературного жанра, но оно также является обозначением первохристианской проповеди. Евангелие - это благовестие, благая весть, а содержание этой вести в том, что Христос воскрес и побеждена смерть.

Не написал Евангелие в том смысле, в котором мы говорим о Евангелиях «от Марка, Матфея, Луки, Иоанна». Но, тем не менее, он говорит: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое» (Гал. 1: 11). То есть под Евангелием он понимает не записанный текст, но всю совокупность своего возвещения. Мы можем точно сказать, что в состав Евангелия в этом прямом смысле - как благовестия - входила проповедь о воскресении Христа. Точнее, она не просто входила, а была его центральной частью.