Всемирные выставки в париже. История Всемирных выставок (Много фото) Алкогольный павильон выставки 1900 года в париже

  • Дата: 22.01.2022

По каждому затронутому вопросу в печати шло оживленное обсуждение. Приведем заметку современника о заре автомобилестроения: "Можно сказать, что с 1900 года, с Парижской выставки, начинается новая эпоха в Европе относительного развития автомобилизма и замены движения по улицам экипажей с лошадьми.
Вероятно, в ХХ веке автомобили вытеснят экипажи с лошадьми. Выставка автомобилей в Венсене и на Марсовом поле, кажется, вполне это подтвердила. Мы были поражены обилием автомобилей на выставке. То же можно сказать и об автомобилях на улицах Европы, главным образом в Берлине и в особенности в Париже. В Париже есть даже экипажи извозщиков-автомобильных (так называли первые такси. - Н.М.). Из французских автомобилей обращают внимание фирмы Пежо-братья и Бото".

The little Palace, Exposition Universal, 1900, Paris, France

Но надо заметить, что искусство экспозиции совершенствовалось от выставки к выставке. Постепенно складываются фундаментальные требования к выставочному павильону, к показу изделий. К концу века большое влияние на выставки оказал стиль модерн, своим рационализмом вытесняя безалаберность эклектики. Влияние модерна стало очевидным на парижской выставке 1900 года. Появляется деление не только по странам и фирмам, но и по отделам-отраслям. Создаются модели, макеты для показа производственных процессов. Постоянно совершенствовались и старые методы показа – диорамы и панорамы (первая диорама была устроена в Париже еще в 1822 году Дюгером и Батаном с развлекательной целью). Живописные картины и гравюры с изображением заводов-участников сменялись макетами этих заводов, а то и диорамами. Технический прогресс призвал на службу в выставочные стенды чертежи, таблицы, диаграммы и новейшее изобретение – фотографию. Уже на первой всемирной выставке 1851 года возникла проблема передвижения посетителей по территории выставки. Так появился первый выставочный транспорт (омнибусы). Позднее, на выставке в Чикаго (1893), были впервые применены «подвижные тротуары», передвигавшие на ленте транспортера ежедневно до 10 тысяч посетителей. Появилась проблема утомляемости посетителей. Организация зон отдыха повлекла за собой создание целой индустрии развлечений, что совпадало с желанием устроителей возместить огромные расходы и, как тогда говорили, «не сыграть в плачевный дефицит». Появляются театры, рестораны, а также различные аттракционы, доходные зрелища, так называемые «ГВОЗДИ».
Особой популярностью у публики пользовалась всякая экзотика с ароматом колониальных наполеоновских и английских войн. Создавались «гавайские деревни» и «индийские чайные», стрелковые тиры в стиле африканского сафари, «уголки средневекового Парижа» и т.д.

Alexandre III, bridge, Exposition Universal, 1900, Paris

Дух наживы привлек в индустрию развлечений новинки технической мысли и прогресса: электричество, кинематограф. В Париже «выставка как таковая... отступила на второй план перед зрелищами».
Мысль о создании детского городка развлечений «Диснейленд» в Америке родилась в середине XX века после того, как Диснею, художнику-мультипликатору и бизнесмену, попал в руки альбом «Парижская всемирная выставка 1900 года».
Одно из поразительных достижений, связанное с использованием электричества в технике, - развитие металлургии алюминия. Еще десять лет назад алюминий считался дорогим металлом, но с тех пор как для его получения применили электрический ток, цена его упала в десятки раз. Алюминий уже использовался для изготовления брошек и запонок, биноклей, ложек и вилок. Для увеличения твердости создавали сплавы алюминия с другими элементами. Его начали употреблять на детали автомобилей и провода электрических установок. Французы показали на выставке мост из алюминия длиной 15 м и массой 1500 кг. Выставка 1900 г. дала возможность проследить удивительные успехи алюминиевой промышленности за последние 10 лет: его выплавка по новому способу составила за это время 28 тыс. т.
На выставке в Париже посетители опять удивлялись лампам русского инженера А.Н.Лодыгина - они были с нитями из молибдена и вольфрама, не в пример уже известным, угольным, представленным тут же. Когда о лампах Эдисона с бамбуковой нитью зашумела пресса, авторы каталога Всемирной выставки описали опыты Лодыгина по созданию ламп накаливания и напомнили: "Из этого следует, что получение углей для ламп посредством прокаливания органических продуктов впервые применено было в России, а не за границей".

Но еще больше поражала знатоков самая большая в мире динамо-машина трехфазного тока мощностью 4500 л.с. конструкции М.О.Доливо-Добровольского. Построила ее немецкая фирма для электроосвещения Берлина.
В докладах на IV Международном электротехническом конгрессе, состоявшемся в Париже в период работы выставки, всему ученому миру были представлены основные итоги русского творчества в области электротехники в изданном на русском и французском языках "Очерке работ русских по электротехнике с 1800 по 1900 г. Объяснительный каталог экспонатов, выставляемых VI электротехническим отделом Русского технического общества".
Парижская выставка демонстрировала изобретения продолжателей дела основоположников в области электроосвещения Лодыгина и Яблочкова. В.Н.Чиколев спроектировал дуговую лампу с дифференциальным регулятором для сближения электродов, применив для регулирования маленький электродвигатель. Позже этот принцип Чиколева конструкторы использовали в прожекторных лампах. Он же предложил фотографический способ исследования и проверки отражательных прожекторов. Экспонировались электрическая свеча В.Тихомирова, дуговая электролампа Репьева, регулятор для луговых ламп системы Майкова-Доброхотова.

Были представлены русские изобретения и в области создания электромашин: динамо-машина без железа Д.А.Лачинова, дисковая динамо-машина и трансформатор А.И.Полешко, динамо-машины А.Клименко.
Экспонаты напоминали, что в России созданы оригинальные электролитические способы отбеливания тканей: А.П.Лидова и В.Тихомирова, С.Н.Степанова. Были также выставлены аккумуляторные системы Хотинского, оригинальные гальванические элементы П.Н.Яблочкова, В.А.Тюрина (последний создал крутильные весы высокой чувствительности).
Наряду с этим, как указано в отчете генерального комиссара русского отдела, были представлены "первые русские телеграфные аппараты, доказывающие, что неоднократно первыми великими изобретателями были русские... В электрическом же деле... те же примеры в изобретениях гг. Яблочкова и Лодыгина".
Русская творческая мысль создавала богатые потенциальные воэможности для внедрения в практику ценных изобретений, но в царской России с ее слабой экономикой все это глушилось, не поддерживалось власть имущими.

По разделу воздухоплавания имели успех экспонаты русских авиаторов Поморцева, Кузьминского и Янга: измерительные приборы, аэропланы, парашюты, моментометры и газотурбинные двигатели. Метеоролог генерал-майор М.М.Поморцев изобрел ряд аэронавигационных и других приборов, с 1895 г. он - председатель VII (воздухоплавательного) отдела Русского технического общества.
Русский инженер П.Д.Кузьминский, изобретатель газовой турбины, также занимался воздухоплаванием и был одним из инициаторов создания VII отдела РТО. Он неоднократно предлагал использовать для целей воздухоплавания быстроходный и вместе с тем легкий турбинный двигатель. За семь лет до выставки в Париже он заявил Военному министерству о своей готовности построить воздушный корабль собственной конструкции, но предложение осталось без ответа.
Всемирная выставка 1900 г. подводила каждую страну-участницу как бы к отчету о своих достижениях. Чем же еще отличалась российская экспозиция на таком знаменательном смотре?

В русских экспозициях на выставке, как обычно, отводилось большое место предметам роскоши, ювелирным изделиям из драгоценных металлов и камней, мехам. Центральным экспонатом в русском павильоне, архитектурно воспроизводившем в миниатюре Московский Кремль, была огромная пирамида из 35 тыс. пар калош, представлявших собой суточную выработку российско-американской мануфактуры в Петербурге. По выпуску калош Россия тогда занимала первое место в мире.
Живописно выглядел ансамбль белокаменных построек по мотивам башен и палат Кремля. В нем экспонировались образцы дерева, шелка, ковры, металлические изделия, чай, рис, хлопок и многие другие изделия и продукты. В кустарном отделе по проекту художника К.А.Коровина выстроили несколько деревянных домиков и церковь - как бы улицу русской деревни. Он получил орден Почетного легиона за оформление экспозиции.
В комнатах собрали изделия кустарей со всей страны: кавказское оружие и резные серебряные изделия, новоторжскую вышитую обувь, вышивки, кружева, ножи, а также поливные керамические изделия, квасники, бураки. Фабрика фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова из Петербурга, выставившая фарфоровые блюда, чайные и столовые сервизы, чашки, стаканы, фигурки, а также туалетные, умывальные кофейные приборы, получила большую золотую медаль.

L’Exposition Universelle de 1900 est la plus étendue géographiquement. Elle englobe, dans l’ouest parisien, des Invalides au Champ de Mars, une bonne partie des deux rives de la Seine.

За высокое качество золотых и серебряных нитей, отличающихся особой тонкостью и мягкостью, золотоканительная фабрика, основанная в 1785 г. прадедом К.С.Станиславского, получила высшую награду "Гран-при", а сам Константин Сергеевич и другие работники фабрики были награждены медалями.
Каслинское литье
Знаменитая мастерица дымковской глиняной игрушки А.А.Мезрина участвовала со своими изделиями на выставке в Париже, причем игрушки не только показывались, но и продавались. Известный художник А.М.Васнецов по просьбе устроителей русского павильона специально закупил в Дымкове для этой цели тысячу штук, и они пошли в Париже по франку каждая.

С давних пор на Руси известна была шемогодская резьба: ажурное сечение покрывало туески, ларцы, шкатулки из бересты. Лучшие поделки мастера И.А.Вепрева в 1900 г. были удостоены диплома Всемирной выставки. Другое деревянное чудо - русская матрешка - родилась в 1891 г., когда в столярно-резчицкой мастерской в Абрамцеве токарь В.3вездочкин ее выточил, а художник С.Милютин разрисовал. В 1900 г. нарядная матрешка впервые появилась на Всемирной выставке. За оригинальность формы и своеобразную роспись русская игрушка завоевала золотую медаль.
Ко времени участия России во Всемирной выставке был срочно составлен обширный труд под общей редакцией В.И.Ковалевского "Россия в конце XIX века". В нем подводились итоги минувшего столетия. Авторы с горечью резюмировали: "Горная промышленность не получила до сих пор в России развития, соответственно ее природным богатствам, и занимает пока в ряду других отраслей добывающей промышленности второстепенное место... Несмотря на наблюдаемый за последние годы быстрый рост железной промышленности в России, производство туземных заводов все еще не может удовлетворить в ней спроса на железо".

Le palais des illusions (Hénard architecte)

Разведанные минеральные запасы России были малы. Даже в начале ХХ в. в справочниках по стране, занимавшей первое место в мире по площади, числилось среди разведанных мировых запасов по каменному углю немногим более 3%, по железной руде - не более 1%, фосфоритам тоже. Россия давала почти половину мировой добычи золота и нефти, но зато залежи никеля, калия, бора, серы, бокситов, по сути, вовсе не были известны.
Тем не менее русский горный отдел на выставке был одним из самых обширных. Из Тагильского и Лысьвинского горных округов, Луньевских каменноугольных копей на выставке были представлены уголь, образцы железной и марганцевой руд, золота, платины, меди, малахита и других полезных ископаемых. И хотя уральские заводы выглядели "с нежелательной полнотой", экспозиция произвела настолько сильное впечатление, что устроители выставки присудили именные бронзовые медали маркшейдеру Луньевских каменноугольных копей Иванову и управителю Тагильского медного рудника Бурдакову.

The Palace Lumineux, night, Exposition Universal, 1900, Paris

Из металлических изделий обращали на себя внимание произведения казенных заводов: замечательный набор златоустовского холодного оружия, кусинское художественное литье, стальные косы различной степени закалки. Успешно продавались художественные изделия из чугуна Кыштымских заводов. Дружковский завод из Донбасса выставил 100-метровый рельс. В Париже демонстрировались миниатюрные действующие модели боевой трехлинейной русской винтовки образца 1891 г. наряду с ижевским охотничьим оружием. Эти экспонаты пользовались большим успехом - Ижевские оружейные и сталеделательные заводы были удостоены высшей награды "Гран-при".
Выдающимся экспонатом выставки 1900 г. стал громадный дворец-павильон из чугунного литья. Каслинские мастера представили его сначала на Всероссийскую промышленную и художественную выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Автором эскиза дворца-павильона был архитектор А.И.Ширшов. По его проекту на заводе выполнили модели, а потом отлили из чугуна огромное количество ажурных деталей. Выступающую карнизную часть фасада дворца поддерживают строгие колонны - по две слева и справа от входа. Стенки представляют сетчатые ажурные сплетения. У входа и внутри расположены изделия из чугуна, а сам павильон обнесен оградой.

Часть руского павилиона

На Всемирной выставке в Париже привлекло общее внимание превосходное произведение русского шлифовального и ювелирного искусства - драгоценная мозаичная карта Франции. Она была изготовлена на шлифовальной фабрике в Екатеринбурге под руководством мастера П.П.Милькова и предназначалась в подарок французской республике. Размеры карты - больше метра каждая сторона. Море выложено из светло-серого мрамора, а департаменты из яшмы разных цветов. Реки - платиновые нити, вделанные в яшму, города - драгоценные камни, оправленные в золото, названия городов набраны золотыми буквами. Всех городов на карте 126: Париж - крупный рубин, Гавр и Марсель - изумруды, Лион - турмалин, Бордо - аквамарин, Шербур - александрит, Тулон - хризоберилл, Руан - сапфир, Лилль - феноцит, Реймс - хризолит, Нант - берилл, Ницца - гиацинт; 21 город из аметистов, 55 из турмалина и 38 из горного хрусталя. Карта вставлена в раму из яшмы шиферного цвета. Восхищенные зрители по достоинству оценили чудесную коллекцию уральских камней, показанную в такой своеобразной форме. Выполненная с тонким художественным вкусом и исключительным мастерством, карта получила высокую награду Всемирной выставки, а ее автор В.В.Мостовенко, директор фабрики - командорский крест Почетного легиона.

Плакаты о начале и закрытии выставки

К выставке приурочили свои заседания 127 различных конгрессов: по ацетилену, истории, религии, коммивояжеров и булочников, организаторов воскресного отдыха и противников злоупотребления табаком, сторонников стандартизации ниток и т.д. На физическом конгрессе из русских были П.Н.Лебедев, М.А.Шателен, К.А.Тимирязев и другие.
Каслинское литье
В.И.Вернадский принял участие в VIII сессии Международного геологического конгресса, проходившей во время Всемирной выставки, которая произвела на ученого большое впечатление. Он много времени проводил на выставке, изучал современное положение рудного дела, главнейшие рудные залежи всего мира. В письме к сыну от 19 августа 1900 г. он писал: "Выставка поражает своими размерами. Наиболее интересное и важное, новое наблюдается в технике и в искусстве. В технике - новые металлы, новые электрические лампочки (без угля и без стекла) - твердая сталь при красном калении. И в каждой стране можно наблюдать много нового".

План выставки.Кликабельно

Необычность планировочного решения российского павильона была продиктована своеобразным и чрезвычайно неудобным местом, выделенным для его постройки. Это было очень узкое и длинное пространство вдоль стены Trocadero. Коровин блестяще и остроумно справился с задачей, поставив четыре отдельных постройки по одной оси и соединив их открытыми переходами-галереями.
Осенью 1899 года в Москве вчерне была закончена постройка павильона, затем он был разобран и перевезен в Петербург для отправки в Париж морем. Окончательная сборка на месте осуществлялась под руководством И.Е. Бондаренко русскими рабочими, предоставленными Р.Ф. Мельцером, архитектором Общего русского отдела Парижской выставки.

Interior of exhibition building, Exposition Universal

За час до наступления полуночи 30 октября 1900 г. Эйфелева башня осветилась багрово-красным светом и раздался пушечный выетрел, возвестивший о закрытии выставки. Так закончился XIX в. на всемирных выставках.
Россия за экспозицию получила 1 589 наград, в том числе 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва. Золотой медали выставки 1900 года, наравне с Эйфелевой башней, был удостоен железнодорожный мост через реку Енисей.

Les pavillons des nations de Exposition universelle de 1900

Как-то мне довелось говорить о Всемирной выставке 1900 года в Париже с одной образованной дамой.
- И что же там представляла Россия? Матрешек? - искренне удивлялась она.
С мифами и легендами бороться трудно.
Однако к началу 20 века экономика России развивалась быстрыми темпами, стране было, что представить на Всемирной выставке в Париже, где Российская экспозиция произвела настоящий фурор. Министр промышленности и торговли Франции Мильеран назвал российскую экспозицию "наиболее интересной приманкой на парижском празднике труда".
Общая экспозиционная площадь России на выставке составляла 24000 кв.м., и выставочных композиций было значительно больше, чем могли представить другие страны.
За время выставки российская экспозиция получила 1 589 наград: 212 высших (Гран-при), 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва.
"Мы находимся под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений", - писала французская газета "Liberte".

Вид Всемирной выставки, аккумулировавшей лучшие достижения мировой экономики. Выставка стала настоящим событием, она продолжалась 5 месяцев и приняла более 50 миллионов посетителей. Специально к выставке в Париже был возведен ряд сооружений - Эйфелева башня, мост Александра III и т.д.

Авеню Николая Второго с Малым и Большим дворцами на территории выставки.
Подробнее об архитектуре Русского отдела Парижской выставки: http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/wex1900/ovchin90.ssi

Мост Александра III, названный в честь русского императора.

Павильон Русских окраин со строениями в стиле Московского и Казанского Кремля. Внутри павильон был украшен 28 большими художественными панно со сценами жизни Средней Азии, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока и Севера. Большая часть панно была выполнена Константином Коровиным.

Панно Константина Коровина для Русского павильона


Русская авеню

Иллюстрированное издание "Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году": http://humus.dreamwidth.org/8873846.html

Красноярский железнодорожный мост через Енисей, рубеж 19 и 20 веков. Проект моста был удостоен Золотой медали выставки, которую безоговорочно присудила комиссия под председательством Густава Эйфеля.
Все, что было связано со строительством Транссибирской магистрали, беспрецедентного проекта по сложности и масштабу, удостоилось самых высоких оценок.

Скульптура "Россия" Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896
Фигура украшала вход в павильон с чугунолитейной экспозицией.

Ажурный чугунный павильон каслинского литья, удостоенный на выставке Гран-при.


Железнодорожная техника, произведенная в России, была с успехом представлена на выставке.
Государственный павильон Военного министерства предлагал передовые разработки в области вооружения. Прекрасных лошадей привезли на выставку русские коневоды.

Грандиозный успех был у строительных экспозиций. Даже российский цемент и кирпич оценили очень высоко.
Удивительными по тонкости работы были резные деревянные элементы для строительства - колонны, панели, перила и т.д. Русские плотники поражали гостей, на глазах у всех одним топором выполняя такие детали, для которых французы использовали набор инструментов.
Оконные, витражные и технические стекла, печные изразцы, современная аппаратура для отопления и вентиляции помещений, произведенные в России, в ходе выставки нашли множество покупателей за рубежом.
Кровельным железом, произведенным в Лысьве и заказанным на выставке, и поныне покрыты крыши здания Британского парламента и Собора Парижской Богоматери.
Кроме строительных, металлургических и машиностроительных экспозиций была широко представлена и легкая промышленность России - предметы интерьера, мебель, текстиль, фарфор и хрусталь. Особый восторг вызывал павильон фарфоровых мануфактур Кузнецова, построенный по проекту архитектора Шехтеля.


Тарелка из кузнецовского сервиза, представленного на выставке


Декоративная тарелка, выпущенная специально к открытию выставки


Фаянсовый иконостас, выполненный на фабриках Кузнецова и представленный в Париже. В настоящее время находится в г. Марьянски Лазни, Чехия

Ряд наград получили кружева, вышивки и другие предметы русского женского рукоделия, отличавшиеся вкусом, тонкостью и невероятным мастерством.


Наградной каталог выставки

Широко были представлены товары чаеторговой фирмы Поповых, водки и алкогольные товары Смирновых и Шустовых, виноградные вина князя Голицына. У Казенной торговли алкоголем был отдельный павильон близ Эйфелевой башни, где мужчины с большим удовольствием получали маленькие сувенирные бутылочки с водкой. Продовольственные товары из России можно было продегустировать в нескольких закусочных и ресторанах, их качество парижане оценили очень высоко.

На эспланаде Инвалидов был построен отдельный павильон учреждений императрица Марии - русских благотворительных организаций, занимавшихся социальной помощью.

Стремясь собрать как можно больше интересных экспонатов, русское правительство утвердило для экспонентов ряд льгот: бесплатное предоставление помещений на выставке, принятие за счет казны расходов по пересылке экспонатов, страхованию в пути, устройству и убранству русского отдела ("Проект положения о русском отделе на выставке", 1897 г.).
на участие в Парижской выставке Россия затратила 5 226 тыс. р., причем правительство ассигновало 2 226 тыс.р., а учреждения и экспоненты 3 000 тыс.р.взяли на себя. "Высочайше учрежденную комиссию" по подготовке русского отдела возглавлял директор Департамента Торговли и Мануфактур В.И.Ковалевский. Генеральным Комиссаром русского отдела был назначен князь В.Н.Тенишев,


Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. - С.-Петербург: Издание И. Шустова, 1900. - 56, 116, 71, 5 с. : ил.; 43.

Россія на Всемірной выставкѣ в Парижѣ въ 1900 г. - С.-Петербургъ: Изданіе И. Шустова, 1900. - 56, 116, 71, 5 с. : ил.; 43.

[Из Введения]

Чтобы определить состояние культуры и прогресса к концу ХІХ-го столетия, правительство Французской республики устроило в Париже, в 1900 году, Всемирную художественную, промышленную и земледельческую выставку, участие в которой, по приглашению Франции, приняли Россия и сорок девять иностранных государств.

По плану Парижа, для выставки, была отведена площадь охватившая 1.080.000 кв. метровъ с предоставлением России 24.000 кв. метров (5.270 кв. сажень).

Выставка заняла собою от площади Согласия (Place de la Concorde) пространство между проспектами Антен (Avenue d’Antin) и Елисейских полей (Avenue des Champs Elysées); площадь Инвалидов (Esplanade des Invalides), набережные Сены от моста Александра III, Трокадеро и Марсово поле (Champs de Mars). Кроме того для подвижного состава железныхъ дорог, предметов для устройства железнодорожного пути и оборудования его, отведено место в Венсенском парке. Здесь же устроены были временные конкурсы по всевозможным видам спорта.

Часть первая

Введение

Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году

Биографии участников выставки

Россия в группах выставки и в павильоне русских окраин

Часть вторая

Экспоненты

Награды, присужденные экспонентам России на Всемирной выставке в Париже в 1900 году

Алфавитный список экспонентов по участию России на Всемирной выставке в Париже в 1900 году

Примеры страниц





В XIX в. в Париже было проведено пять Всемирных выставок: в 1855, 1867,1878,1889 и 1900 гг. А в XX в. - всего одна, в 1937 г. Частично такой спад можно было объяснить Первой мировой войной и ее последствиями.

Всемирные выставки были прежде всего витриной промышленных возможностей каждой нации и все более ускорявшегося технического прогресса, к которому приобщалась и широкая публика. Во Франции придавалось большое внимание этим событиям, ведь здесь страна могла продемонстрировать, на зависть окружающим, все свои самые передовые творческие и научные достижения, а также качественную продукцию товаров для роскошной жизни. Столица же получила от выставок богатое и впечатляющее архитектурное наследие, вокруг которого стали образовываться самые красивые кварталы.

Выставки 1855 и 1867 гг.

Всемирные выставки в Париже времен Второй империи соревновались в смелости с той, что проходила в Хрустальном дворце в Лондоне в 1851 г. Эти выставки начали эру больших залов с металлическими перекрытиями, освещавшихся стеклянными люстрами. Таким был, например, дворец Индустрии. Выставки поспособствовали развитию строительства на Правом берегу, в районе Триумфальной арки. Наконец, огромный поток туристов хлынул в столицу и ускорил строительство новых гостиниц.

Выставки 1878 и 1889 гг.

Обе выставки стали гордостью Третьей республики. Выставка 1878 г. стерла болезненные воспоминания от событий 1871 г. А та, что произошла в 1889 г., совпала со столетним юбилеем Французской революции. С урбанистической точки зрения обе выставки способствовали градостроительству на обоих берегах Сены. Город обязан появлением построенного на холме Шайо дворца Трокадеро и Эйфелевой башни. Эта металлическая конструкция, столь критикуемая консерваторами своего времени, была оставлена на своем месте, чтобы стать в глазах всего мира самым популярным памятником Парижа. Благодаря этим двум сооружениям, частью столицы стала и расположенная неподалеку Военная школа, доселе незаметная часть рабочего квартала Гренель.

Всемирная выставка 1900 г.

На смену дворцу Индустрии пришел Большой дворец. Вместе с расположенным напротив Малым дворцом он окаймляет новый триумфальный путь, соединяющий Елисейский дворец с Домом инвалидов, через мост Александра III, который был построен к выставке.

Выставочные проекты впервые перестают быть «готовыми к демонтажу» зданиями. Оба дворца и мост стали демонстрацией нового архитектурного вкуса города, соединившего классический камень, украшенный резьбой с металлическими конструкциями. Сегодня эта архитектура торжествующей промышленной роскоши вроде бы прекрасно уживается с государственными учреждениями на Левом берегу, построенными при Людовике XIV и Людовике XV.

Выставка 1937 г.

Всемирная выставка в Париже получилась странной. Призванная воспевать достижения демократических государств, она поразила павильонами, расположенными напротив друг друга, двух великих тоталитарных держав, Советского Союза и Германии. От этой выставки осталось воспоминание о некоторой социальной напряженности, а также строительство здания в неоклассическом стиле нового дворца Шайо.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 26 (355). Филология. Искусствоведение. Вып. 93. С. 157-162.

К. А. Симчук

ВСЕМИРНЫЕ ВЫСТАВКИ ПАРИЖА XIX ВЕКА: ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Рассматриваются пять Всемирных выставок, проводившихся в Париже во второй половине XIX в.: в 1855, 1867, 1878, 1889 гг., а также крупнейшая выставка 1900 г. Все они имели огромное общественное значение для культурной и экономической жизни Франции, а также сыграли большую градообразующую роль на момент их проведения и на последующие десятилетия.

Ключевые слова: всемирные выставки, градообразование, стиль, эклектика, модерн.

В настоящей статье мы затрагиваем очень важную роль Парижских выставок в формировании современного облика города и в поиске новых архитектурных стилей.

Громадное число экспонатов (для размещения и удобного осмотра которых требовалось обширное, хорошо освещенное внутреннее пространство), большой поток посетителей, необходимость быстрого строительства и демонтажа павильонов приводили к поискам новых архитектурных форм и технических приемов.

Для павильонов Всемирных выставок второй половины XIX в. характерен разрыв между новаторским инженерным решением сооружений, в которых использовались металл, стекло, железобетон, усовершенствованные металлические каркасные конструкции, позволившие резко увеличить пролет перекрытий (до 110 м в «Галерее машин» архитектора Ф. Л. Дютера на парижской выставке 1889 г.), и фасадами дворцового типа, выдержанными в исторических архитектурных стилях, а чаще - покрытыми пышным эклектическим декором.

В 1855 г. была проведена Всемирная выставка трудов промышленности, сельского хозяйства и изящных искусств, ставшая второй по счету всемирной выставкой и первой проведенной в Париже. Павильоны 34 стран занимали территорию в 16 га. Подсчитано, что выставку посетило свыше 5 миллионов человек.

Выставка проходила на треугольнике, ограниченном Елисейскими Полями, набережной Кур де ла Рен и авеню Монтань, с 15 мая по 15 ноября 1855 г. (рис. 1). Проводившаяся под патронажем принца Наполеона выставка была призвана превзойти по размаху свою лондонскую предшественницу, проходившую в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 г. и ставшую вехой в истории промышленной революции.

Наполеон III хотел, чтобы павильоны Всемирной выставки в Париже превзошли Хру-

стальный дворец в Лондоне. В Париже был воздвигнут Дворец индустрии - главный выставочный павильон, расположенный между Сеной и Елисейскими Полями1. Камень использовался только для наружных фасадов в 1 м толщиной и 18 м высотой. Само же здание было сооружено из железа и стекла. Дворец индустрии был 260 м в длину и 105 м в ширину, главный неф - 190 м длиной и 48 м шириной. С четырех сторон он был окружен галереями высотой в два этажа и шириной 30 м. Арочные фермы образовывали пролет в 24 м, что создавало большое выставочное пространство2. Дворец индустрии использовался как главное выставочное здание Парижа вплоть до 1897 г., когда он был разобран и на его месте соорудили Гран Пале в 1900 г.

Дворец индустрии - одно из последних проявлений архитектурно-художественной концепции классицизма в русле начавшейся эклектики. Фасады его были выполнены в стиле неоренес-санса3. Через Дворец индустрии можно было пройти в ротонду «Панорама», и в «Галерею машин», длиной 1200 м и 17 м высотой, расположенную вдоль набережной Сены, идущую от площади Согласия до моста Альма4.

Здание «Галереи машин» использовалось во время всемирных выставок 1855, 1878 и 1889 гг., а также для художественных салонов 1857 и 1897 гг., выставок сельского хозяйства и садоводства, конных конкурсов, общественных праздников и церемоний.

По плану архитектора Э. Лефюэля на авеню Монтань был возведен Дворец искусств. Фасад в форме подковы был выполнен в стиле эпохи Возрождения. Всемирную выставку, проходившую с 1 апреля по 31 октября 1867 г. посетило более 10 миллионов человек. Это была вторая Всемирная выставка, проводившаяся в Париже, и седьмая по счету в мире, участие в ней принимала 41 страна.

Рис. 1. Павильоны Всемирной выставки в Париже 1855 г. Территория ограничена авеню Елисейских Полей и набережной Сены

Выставка являла собой кульминацию градостроительного обновления города времени Второй Империи, имела огромное политическое и экономическое значение. Местом для проведения было выбрано Марсово поле, главная площадка для военных парадов в Париже, площадью 48 га, а также остров Бийанкур площадью 21 га, находящийся вниз по течению Сены от бульвара Периферик5.

Главное здание выставки, все из железа и стекла, имело эллиптическую форму огромных размеров: 490*360 м, с открытым садом в центре и наружной галереей машин, покрытой стеклом (рис. 2). Это выставочное здание строили инженер Ж.-Б. Кранц и архитектор Л. Харди.

Рис. 2. Павильоны Всемирной выставки в Париже 1867 г. на Марсовом поле

Возведение Галереи машин, ставшей центром внимания, было доверено юному инженеру по металлическим конструкциям Г. Эйфелю.

Вокруг основного здания в садах, выполненных по задумке инженера Ж. Ш. Альфана и мастера ландшафтного искусства Ж.-П. Б. Де-шампа (главных сподвижников префекта Парижа барона Османа), находилось еще не менее ста небольших национальных и индустриальных павильонов. Территорию было необходимо разровнять и увеличить. Для этого выровняли холм Трокадеро и образовавшуюся землю использовали для создания парка на Марсовом поле6.

Начиная с этой выставки страны-участницы стали размещать свои экспозиции в специально построенных национальных павильонах: каждый посетитель смог увидеть тирольскую деревню, русскую избу, египетский караван-сарай, восточный минарет, турецкие бани, китайский театр, английский коттедж, американское ранчо, голландскую ферму, японский киоск и реконструкцию римских катакомб.

Был построен первый вокзал на Марсовом поле, пути которого доходили до малого кольца вокруг Парижа, что упрощало поставку материала к огромной строительной площадке. Позже вокзал служил для посетителей выставки.

Всемирная выставка 1878 г. была призвана восстановить международный престиж Франции, пошатнувшийся после ее поражения во франко-прусской войне. Выставка привлекла не менее 13 миллионов посетителей, она была значительно больше всех предшествующих, площадь основного здания на Марсовом поле составляла 27 га, и дворец на холме Трокадеро занимал около 22 га (рис. 3). Вокзал на Марсовом поле был увеличен, количество путей возросло до четырех. Мост Йена соединял две части выставки, находящиеся на обоих берегах Сены7.

Рис. 3. Всемирная выставка в Париже 1878 г.

Павильоны занимают территорию Марсова поля и холма Шайо. «Железный дворец» слева, дворец Трокадеро справа

Выставочный комплекс, также называемый «Железный дворец», где были представлены практически все нации, был выстроен на Марсовом поле. По форме это было прямоугольное здание со входами с севера и юга.

Так называемая «Улица Наций», длиной 730 м, была посвящена примерам жилого строительства практически всех европейских стран, некоторых стран Азии, Африки и Америки с типичными фасадами домов стран-участниц. Эта выставка занимала половину главного здания. С другой стороны находилась экспозиция Франции и ее колоний. В центре здания была выставка, посвященная изобразительному искусству и самому городу Парижу.

На северном берегу Сены архитектор Г. Да-виу и инженер Ж. Бурде выстроили дворец Трокадеро, в архитектуре которого использовались мавританские и нео-византийские мотивы. Дворец был украшен башнями высотой 76 м и фланкирован двумя полукруглыми галереями. В архитектурном решении дворца можно проследить некоторые черты башни Хиральда Севильского собора и итальянских дворцов эпохи Возрождения. Дворец Трокаде-ро служил местом проведения торжественных встреч послов и иностранных принцев. Он располагал залом для торжеств и имел большой концертный зал. Здание дворца простояло до 1937 г.

Инженер Ж.-Ш. Альфан, специалист по садам и устройству фонтанов и водопадов, нес ответственность за организацию открытых пространств.

Всемирная выставка 1889 г. проходила в Париже с 6 мая по 31 октября и была приурочена к столетию взятия Бастилии. Ее посетило более 28 миллионов человек (рис. 4). Инженеру Г. Эйфелю была заказана знаменитая Эйфе-лева башня, которую по окончании выставки предполагалось разобрать. Она в полной мере демонстрировала технический прорыв страны. Площадь выставки составила около 96 га, включая Марсово поле, Трокадеро, набережную Орсе и эспланаду Инвалидов. Ж.-Ш. Аль-фан, был ответственным за проведение этой выставки.

Главным символом выставки стала Эйфеле-ва башня, законченная в 1889 г. и служившая входом на выставку. Башня была выстроена из кованого железа. Посетителям выставки разрешалось подниматься на второй ярус даже во время строительства башни.

«Галерея машин» по значимости не уступала Эйфелевой башне. Галерея была спроектирована архитектором Ф. Дютером и инженером В. Контаменом. Она служила выставочным павильоном и на выставке 1900 г., пока не была разобрана в 1910 г. Галерея в 110 м шириной и 420 м длиной вызвала настоящий фурор, на тот момент она представляла собой самое большое крытое помещение в мире. Она была сооружена из сварочного железа, а не литой стали, как планировалось вначале, что вызвало оживленную дискуссию о практических и художественных свойствах этих материалов.

На Марсовом поле был также сооружен Дворец Изящных и Свободных искусств архитектором Ж. К. Формиже.

Дворец промышленности был построен Ж. Буваром, в центре был возведен большой купол, и это здание первым во время выставки было освещено электричеством8. Дворец войны находился на эспланаде Инвалидов, его фасад был 150 м длиной с портиком в виде триумфальной арки в центре.

Фасад русского павильона воспроизводил самые красивые памятники русско-византийской архитектуры Москвы: Теремного дворца, башен собора Василия Блаженного, колокольни Ивана Грозного, Сухаревской башни. Вход в павильон был стилизован под одни из Кремлевских ворот.

Всемирная выставка 1889 г. была интересна и с точки зрения последних промышленных разработок, и с точки зрения архитектурных форм.

ставочная площадь в 216 га была разделена на две зоны: 112 га на Марсовом поле и холме Трокадеро, эспланада Инвалидов и проезд Кур ля Рен вдоль Сены, недалеко от площади Согласия; 104 га в Венсенском лесу, где проводилась выставка сельского хозяйства и устраивались различные спортивные состязания (рис. 5). Выставка 1900 г. занимала площадь, превышающую площадь первой Парижской выставки 1855 г. в 10 раз. Ее посетило свыше 50 миллионов человек (мировой рекорд того времени) и принесла французской казне доход в 7 миллионов франков.

Рис. 5. План Всемирной выставки в Париже 1900 г. Территория холма Шайо и Марсова поля (справа), эспланады Инвалидов и Большого и Малого дворцов (слева)

Специально к выставке было сооружено большое количество объектов. Были выстроены новые вокзалы: Орсе, Лионский, Инвалидов9. 19 июля открылась первая линии парижского метро, входы на станции были выполнены Э. Ги-маром. Во время выставки работала троллейбусная сеть и электрическая железная дорога.

Были выстроены новые и расширены уже существующие мосты, чтобы облегчить посетителям передвижение по выставке, при этом не нарушая обычную жизнь города. Был построен одноарочный мост Александра III, перекинутый через Сену между Домом Инвалидов и Елисейскими Полями. Мост был заложен в ознаменование Франко-русского союза императором Николаем II в октябре 1896 г. и возведен за четыре года. Мост Йена был расширен на время выставки; выстроен новый пешеходный мост Дебийи; мост Альма был дублирован временным металлическим мостиком на время выставки, а под мостом Инвалидов был сооружен еще один проход.

Возникли новые площади и перекрестки: созданы площадь Альма и площадь на соединении авеню Боске и Рапп, проложены авеню

д"Антен к северу от площади Оперы и бульвар Тур-Мобур вдоль эспланады Инвалидов, движение по набережным Дебийи и Орсе было организовано в туннелях.

По проекту Р.-Ф. Мельцера был построен павильон русских окраин, повторяющий архитектуру Московского и Казанского Кремлей. Рядом была отстроена Кустарная улица с типичными русскими барскими хоромами, избами и сельской деревянной церковью. Возле Эйфелевой башни разместился Алкогольный павильон, где действовала установка по ректификации спирта и продавались сувенирные бутылочки с русской водкой.

Монументальные ворота, выстроенные архитектором Р. Бине, как триумфальный въезд на выставку со стороны площади Согласия, служили также местом приобретения билетов. Ворота состояли из купола и трех арок, под которыми располагались 56 касс для желающих посетить выставку.

«Здание, посвященное Республикой славе французского искусства» - вот что можно прочесть на одном из фронтонов Большого дворца изящных искусств. Большой дворец был выстроен группой архитекторов: А. Дегланом, А. Луве, А. Тома и Ч. Жиро. Здание строилось для выставки скульптур, конных- и мотошоу10 (рис. 6).

Рис. 6. Мост Александра III, Большой и Малый дворцы (слева и справа соответственно)

В архитектуре здания соединялись традиционные и современные элементы. Снаружи оно напоминало постройки в стиле нео-барокко, новый стиль здесь проявил себя преимущественно в металлодекоре. Выглядевший достаточно тяжеловесно снаружи, Большой дворец благодаря перекрытиям из железа и стекла казался воздушным и легким внутри. В 1925 г. Большой дворец был одной из площадок проведения Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств.

Малый дворец был выстроен архитектором Ч. Жиро в стиле ар-нуво для выставки французского искусства, но получил известность в первую очередь благодаря общему проекту и металлоконструкциям. Как и в Большом дворце, здесь были соединены стили нео-барокко и модерн. Ионические колонны, большой входной портал и купол перекликались с собором Инвалидов, расположенным с другой стороны Сены.

Подводя итоги, можно сказать, что в середине XIX в. современные конструктивные материалы впервые начинают играть ту художественную роль, которая ранее отводилась только каменной кладке и дереву. Постройка вокзалов позволила Парижу принимать миллионы гостей во время Всемирных выставок 1855, 1867, 1878, 1889 и 1900 гг.

Павильоны и сооружения Всемирных выставок сами стали экспонатами, демонстрирующими достижения архитектуры и строительной техники (например, Галерея машин 1855 г., Эйфелева башня 1889 г.), а также оформительского искусства, нередко определяя основные тенденции их развития на многие годы вперед. К выставкам строились не только вокзалы, но возводились и новые мосты через Сену - Альма, Берси, Националь, мост Александра III, прокладывались новые улицы. Некоторые сооружения, созданные для Всемирных выставок, сохранились до наших дней и являются значимыми градостроительными элементами Парижа. Такие как Эйфелева башня, дворец Трокадеро (выстроенный позже рассматриваемого нами периода, но на месте дворца Шайо), Большой и Малый дворцы на Елисейских Полях и некоторые др.

Примечания

2 Cm.: Lemaistre Felix. Paris en miniature. Guide pittoresque du voyageur suivid"une description du palais de l"Industrie, ed.Garnier frères, 1856. P. 56.

3 Cm.: Gaillard Marc. Paris, Les Expositions Universelles de 1855 à 1937, Paris: Les Presses Franciliennes, 2003. P.42-43.

4 Cm.: Robin Charles. Op. cit.P. 21-22.

5 Cm.: Gaillard Marc. Op. cit. P. 51-52.

6 Cm.: Miltoun Francis Royal palaces and parks of France, L.C. Page and Co, 191. P. 84.

7 Cm.: Bowie Karen. Op. cit. P. 110-112.

8 Cm.: Aimone Linda et Olmo Carlo. Les Expositions Universelles 1851-1900, Belin, 1993 édi-tionoriginale: Le EsposizioniUniversali, 18511900, Umberto Allemandi& C., 1990. P. 63-65.

9 Cm.: Bowie Karen. Op. cit. P. 90.

10 Cm.: Chemetov P., et Marrey B. Architectures. Paris 1848-1914. Paris, 1980. P. 96-97.

1 См.: Robin Charles. Histoire illustrée de l"Expositionuniverselle, ed. Furne, 1855. P. 12-14.