Архитектор собора Св. Главный архитектор собора Св

  • Дата: 09.10.2019

January 3rd, 2014

Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О месте захоронения упоминается около 200 года в письме одного римского христианского священника, Гайя.

Это письмо цитирует Евсевий Памфил в своей «Церковной истории»: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь» (2. 25. 7; имеются в виду захоронения апостолов Петра и Павла; это именуется «Трофей Гайя»). Во второй половине II столетия над этим местом был установлен небольшой памятник, который и является центром собора.

Последующие столетия вносили свои реконструкции во все архитектурное обустройство пространства вокруг этого памятника. Когда во времена императора Константина на этом месте было решено возвести церковь, засыпали древний некрополь под памятником Петра (320 г.). Вскоре была построена базилика, которую освятил папа Сильвестр I, как считается, в 326 году.

Мы опустим рассказ о более чем тысячелетней истории перестройки церкви и перенесемся в эпоху Микеланджело, когда на этом месте был воздвигнут Собор св. Петра.


Кликабельно 1920 рх , взял себе на обои …

Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.]. Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, которое велось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигуры креста – греческого или латинского, — чередовались в шахматном порядке.

И конечно, такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперь сказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Даже беглый взгляд на эти планы дает представление о том, что решение этого ключевого вопроса являлось первостепенным для всех остальных проблем, связанных с трактовкой и декором пространства. Для ясности представления о периодичности смен архитектурных решений мы помещаем в левой части полосы архитектурные планы, в основе которых греческий крест, и с правой — с латинский.

Когда в начале XVI столетия папа Юлий II (понтификат: 1503 — 1513) на месте старой базилики решил построить новый огромный собор, он пригласил для этой работы в качестве архитектора Браманте. Браманте начал с того, что сломал половину старой базилики (теперь мы можем судить о ней по сохранившейся фреске школы Рафаэля).

Официальная дата закладки Собора — 18 апреля 1506 года. Браманте «приступил к работе, — пишет Вазари в биографии архитектора, — с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте, искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и окрашенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров. С обычной быстротой он заложил фундамент и до смерти папы и своей собственной равномерно довел строительство до высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшей быстротой и искусством.

Вывел он также и свод главной капеллы с нишей и в то же время начал строить и капеллу, именуемую капеллой французского короля». Сорок лет спустя Микеланджело в одном из писем воздаст должное проекту Браманте (хотя к самому архитектору он питал сложные чувства): «Нельзя отрицать, что Браманте был силен в архитектуре, как никто другой со времен древних и до наших дней. Он оставил первый план Санто Пьетро, не запутанный и простой светлый и со всех сторон обособленный, так что он ничему во дворце не мешал. И почитался он вещью прекрасной, как это и сейчас всем очевидно. Поэтому всякий, кто отклонился от названного решения Браманте, как это сделал Сангалло, отклонился от истины». (На этом сейчас прервем цитирование и возвратимся к нему ниже, когда речь пойдет о проекте Сангалло).

Браманте руководил строительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году. Перечисленное Вазари, хотя и кажется весьма значительным, но пропорционально собору в целом, каков он теперь, это количественно не так много. После смерти Браманте его детище подверглось множеству перестроек. В 1514 году руководителем строительства Собора был назначен — уже папой Львом X (понтификат: 1513 — 1521) — Рафаэль. С июля 1515 он становится главным архитектором собора.

В этой должности он оставался пять лет, до своей смерти (1520). Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом (форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической), ему пришлось существенно изменить проект Браманте. Рафаэлевский план, однако, остался только на бумаге.

После смерти Рафаэля работами руководил сиенский художник и архитектор Балдассаре Перуцци. Он приехал в Рим в 1503 и в то время находился в окружении Браманте. Примечательно, что почти все сохранившиеся рисунки с ранними проектами Собора принадлежат именно Перуцци, но представляют архитектурные идеи Браманте. Став во главе работ по строительству Собора, он вернулся к разработке плана по типу греческого креста.

При папе Павле III (понтификат: 1534 1549) руководителем работ строительству был назначен Антонио да Сангалло Младший. Сохранился его деревянный макет Собора (736см x 602см, и 468см в высоту; он был отреставрирован в 1994 году, но не выставлялся для широкой публики). Как и предыдущие архитекторы, Сангалло занимал этот пост до своей смерти (1546).

Здесь уместно продолжить цитирование письма Микеланджело с того места, где мы остановились: Сангалло «благодаря тому закруглению, которое делает снаружи, прежде всего, лишает план Браманте всех источников света. И не только это. Он и сам по себе не предусматривает никакого источника света.

У него между верхом и низом столько темных закоулков представляющих великие удобства для бесконечного количества бесчинств, как то: для укрывательства людей, преследуемых законом, для производства фальшивых монет, для оплодотворения монахинь и других бесчинств – что по вечерам, когда церковь нужно запирать, потребовалось бы двадцать пять человек для разыскивания спрятавшихся в ней злоумышленников, да и найти их можно было бы с трудом».

В 1546 Антонио да Сангалло Младший умер. Теперь всеми работами стал руководить Микеланджело. Он всячески отказывался от этого, говоря, что архитектура не его дело (вспомните, он и живопись считал не своим делом и неохотно поначалу согласился взяться за роспись потолка Сикстинской капеллы). Вазари посвящает этой истории яркий рассказ в биографии Микеланджело. В тот год Микеланджело было 72 года. Он возглавлял работами до самой своей смерти в 1564, то есть 18 лет. Микеланджело вновь возвращается к фигуре греческого креста.

Но на Микеланджело колебания в выборе основного пана Собора не закончились. Нужно было дождаться прихода Карло Мадерно, чтобы собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе пана собора опять оказался латинский крест.

Теперешний фасад о и портик Собора — творение Карло Мадерно. 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII освятил собор.

Но вернемся к Микеланджело. Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчал Собор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были только пилястры и соединяющие их арки.

Все восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджело остановился на куполе Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. При этом он укрепил колонны, считая, что они были слабы. По свидетельству Вазари, «он их частично расширил, пристроив сбоку две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками, по которым вьючные животные доставляли материалы до самого верха, а также и люди могут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня». Это интересная деталь, хотя бы до некоторой степени проясняющая вопросы инженерного решения постройки этого уникального по своим масштабам здания.

Хотя Микеланджело и спроектировал купол, но увидеть собор завершенным ему не суждено было. Он успел возвести лишь барабан для купола. Круглый свод был закончен лишь в 1590. В венчающем купол так называемом глазе помещена надпись, прославляющая папу Сикста V, в последний год понтификата которого было завершено строительство собора св. Петра. Высота купола до верхушки креста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м.

Можно подвести итог: удлинение нефа, вызывавшее множество обсуждений и споров, нарушило гармонию первоначального проекта Браманте. Однако церковь в виде латинского креста больше соответствовала римской традиции.

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся виа к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Святые ворота. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина - 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла».

Рельефы крайнего левого портала - «Врат смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.

Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Правый неф. В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.

Надгробие Александра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Интересные факты

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонарроти выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.

Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство[источник?] христианских храмов.

Крупнейшая в мире христианская церковь - базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро - возведена по образцу Собора Святого Петра.

При Соборе Святого Петра работала собственная мозаичная мастерская. В 1803 году папой Пием VII художник Винченцо Камуччини был назначен директором этой мозаичной мастерской.

В фильме 2012 показано, как во время католической молитвы о конце света, читаемой Папой Римским, Собор рушится на части и хоронит под своими обломками сотни тысяч человек, в том числе итальянского премьер-министра с его семьёй.

Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731

Собор Святого Петра в Риме - самый большой в мире и один из самых прославленных. Его купол, возведённый под руководством гениального Микеланджело, виден и с противоположного берега Тибра, и с окрестных холмов.

Иногда, при особой освещённости, он словно утрачивает материальность и, подобно видению, парит над городом. (Таким, в частности, он предстаёт на закате со стороны виллы Абамелек, принадлежащей России.) Этот колоссальный купол венчает главный католический храм, где совершает богослужения сам папа Римский. Сюда, дабы поклониться мощам св. апостола Петра, другим многочисленным реликвиям и получить благословение наместника Бога на земле, прибывают верующие со всего света. И в положенный час папа, если только не остановит его тяжкий недуг, неизменно показывается на одной из лоджий (хорошо известной в Риме и старому и малому), с тем чтобы наделить жаждущих незримой силой своего благословения. Воздействие его сакрального жеста распространяется и на туристов, восхищённых блистающей красотой грандиозного Сан Пьетро, как называют собор итальянцы.

В античные времена здешние места считались окраиной Вечного города. В этой части Рима на одном из холмов располагался цирк Нерона. На его арене устраивали гладиаторские бои, забавные представления, травлю зверей, а в первые годы христианства казнили поборников новой веры. Всех погибших неподалёку и хоронили. В 64 г. к сонму убиенных христиан-мучеников примкнул апостол Пётр, тот ученик Иисуса, кому Он предрёк: «И Я говорю тебе: ты - Петр (от греч. «петра» - «камень». - Прим, ред.), и на сем камне Я создам Церковь Мою…» (Мф. 16, 18). Эти слова вьются лентой классического римского начертания под куполом храма, и он держится, будто опираясь именно на них. А глубоко в иодклете огромного сооружения, в скромной маленькой нише, первые римские христиане похоронили самого апостола и сделали надпись: «Здесь Петр». Он и сейчас там. Вернее, его мощи. А св. Пётр с ключами от Царствия Небесного встречает всех праведников на небесах - так издревле его чаще всего изображают.

В середине II в. над могилой апостола установили памятный знак, а два века спустя по просьбе папы Сильвестра он был
включён в алтарь первой базилики, построенной императором Константином. О величине того сооружения можно судить, спустившись в подклет нынешнего храма. Там ещё видны основания колонн и нижние части стен базилики, возведённой в 20-х гг. IV в. По размеру она существенно превышает другие римские церкви IV-V вв. То был обширный храм с 96 мраморными колоннами, стоящими в пять рядов, с деревянным потолком и стропильными перекрытиями. По традиции вход в него располагался с востока, а алтарь, находящийся над местом погребения апостола Петра, - в западной части здания. Такая планировка, естественно, сохранилась в соборе Святого Петра и в наши дни.

Первоначальное имя апостола было Симон. Имя Пётр возникло от прозвища Кифа (камень), которое ему дал Иисус. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс: «Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18-19).
По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.
После смерти Учителя апостолы отправились проповедовать в разные страны Евангелие, Петр, зная, что в конце концов его предадут мучительным пыткам и казнят, сам выбрал Рим - оплот неверия и жестокости. В 64 году н. э., в царствование императора Нерона, Петра распяли, а чтобы кончина была особо мучительной, повесили головой вниз. Но этот бесстрашный человек, который, успел многих обратить в христианство. И даже сама его смерть стала проповедью новой веры: к могиле апостола шли толпы людей, чтобы поклониться мученику.

Император Константин Великий приказал воздвигнуть часовню над могилой Петра, которая простояла здесь целую тысячу лет.
Когда в 1452 году это скромное строение обветшало, Папа Николай V решил построить здесь новый храм. Но строительство не ладилось, а все, кто принимал в нем участие, не доживали до старости: Николай V, архитектор Браманте, художник Рафаэль, скульптор Микеланджело…

Наконец в 1626 году строительство было завершено, и над Римом поднялся знаменитый купол христианского храма, Собор святого апостола Петра , который долгое время был самым высоким в мире. Здесь разместилась знаменитая Сикстинская капелла, где хранятся работы выдающихся художников итальянского Возрождения — Рафаэля и Микеланджело.
В соборе - самое большое в мире собрание произведений искусства и огромная библиотека.
А с 1929 года это место стало центром государства римских пап - Ватикана и духовной столицей всего католического мира. Расположенное посреди Рима, оно имеет свою армию и полицию. Одетые в яркую полосатую желточерную, разработанную Микеланджело форму, с алебардами в руках, наемные швейцарские гвардейцы вызывают восторг туристов. Здесь в ходу собственные деньги, выпускаются газеты, работают католические радио- и телестанции.
Базилика, воздвигнутая при Константине, простояла более тысячи лет, но к XV в. обветшала настолько, что при папе Николае V храм до основания разобрали, а на его месте развернулось строительство нового собора. Первоначальный план составил самый прославленный архитектор того времени Донато Браманте. По его замыслу собор должен был иметь форму равностороннего греческого креста и объединять в себе архитектурные образы крупнейших древнеримских построек - Пантеона и базилики Максенция. Храм заложил папа Юлий II 18 апреля 1506 г. Однако смерть понтифика и архитектора привела к изменению проекта, и собор начали воздвигать в форме латинского креста, вытянутого по оси запад - восток. В 1546 г. главным архитектором собора папа Павел III назначил Микеланджело. Зодчий решил вернуться к центрическому плану Браманте, но сделал центральный купол значительно выше, благодаря чему собор стал несравненно более монументальным и цельным. Правда, в начале XVII в. по просьбе папы Павла V архитектор Карло Мадерна несколько нарушил архитектурное единство собора: удлинив восточный рукав креста, он завершил его помпезным фасадом, выходящим на площадь.

В храм ведут пять дверей, центральные - porta argentae («серебряные двери») перенесены из древней базилики. Остальные выполнены в первой половине XV в. скульптором Антонио Филарете. Отдавая дань увлечению античной культурой, свойственному эпохе Возрождения, этот мастер помимо канонических изображений Христа, Мадонны и святых ввёл сцены из «Метаморфоз» Овидия и басен Эзопа. По установившейся традиции крайняя дверь справа - porta santa («святая дверь») открывается лишь раз в 25 лет, в юбилейный год.

Интерьер собора на протяжении столетий изменялся, наполнялся и теперь поражает богатством, гармонией форм и внутренней целостностью. По сторонам центрального нефа расположены пилоны с пилястрами коринфского ордера. Они поддерживают цилиндрический свод высотой 44 м, украшенный позолоченными кессонами (геометрические углубления). Сочетание двух типов пространства - базиликального (в части храма, пристроеной Мадерной) и центрического (над гробницей Петра) - приводит к потрясающим эффектам. Неторопливое движение человека, вступающего в собор и с благоговейным трепетом направляющегося к главному алтарю, сменяется молитвенным предстоянием у святынь неоценимой важности - мощей апостола Петра, хранящихся в крипте. Находясь под главным куполом, ощущаешь себя в центре мира. И в некотором смысле это действительно так: если Ватикан - сердце католического мира, то Сан Пьетро - его душа.

Сакральное пространство храма над главным из 50 алтарей собора, папским, выделено пышной сенью - балдахином из золочёной бронзы. Это фантастически-прекрасное произведение Лоренцо Бернини - скульптора, архитектора, много привнёсшего в общий спиритуалистический облик Рима и в собор Святого Петра в частности. Грандиозная, но изящная сень, увенчанная куполом с крестом в форме короны, покоится на четырёх причудливых колоннах и естественно вписывается в торжественный, почти аскетичный интерьер, созданный Микеланджело. Увитые виноградной лозой и цветами колонны балдахина перекликаются с декором балконов на центральных пилонах, где гений барокко сохранил фрагменты прежней базилики.

В нишах пилонов расположены статуи святых: апостола Андрея Первозванного, Вероники, Лонгина Сотника и равноапостольной царицы Елены. Часть древних реликвий, хранившихся ещё в константиновской базилике, тоже была художественно отделана в духе новомодного барокко.

Так, по просьбе папы Урбана VIII оставшимся фрагментам деревянного трона апостола Петра Бернини придал форму замысловатой кафедры, которую украсил цветным мрамором и золочёной бронзой и поместил в центральной части апсиды. В результате декоративные мотивы сени и балконов получили в ней смысловое и эмоциональное завершение. Трон апостола поддерживают бронзовые фигуры Святых Отцов. Чудится, что их выразительные силуэты колеблются, изгибаются под действием потоков света, символизирующих благодатную энергию, исходящую от святыни.

Справа от кафедры св. Петра погребён папа Урбан VIII Барберини, по чьему заказу великий скульптор наполнил интерьер храма пышной декоративностью. Надгробие понтифика работы Бернини издали напоминает своеобразную пирамиду. Композиционный и смысловой центр её - бронзовая фигура папы с поднятой в жесте благословения рукой. Ниже, по сторонам саркофага, восседают две высеченные из белого мрамора фигуры, олицетворяющие милосердие и правосудие. На светлом пьедестале скульптор расположил несколько золочёных пчёл - символ рода Барберини.

Статуя св. павла перед входом в собор

Собор Святого Петра необычайно богат произведениями искусства замечательных мастеров. Надгробия пап Иннокентия VIII и Сикста IV созданы знаменитым флорентийским скульптором эпохи Возрождения Антонио Полайоло, статуя св. Петра- Арнольфо ди Камбио. Много картин выдающихся живописцев хранится в сакристии (сокровищнице), среди них - Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем кисти Джулио Романо, современника и коллеги Рафаэля в некоторых больших работах. В боковой капелле рядом со «святой дверью» под бронированным стеклом находится удивительная «Пьета» («Оплакивание Христа») - творение Микеланджело. Спокойные линии тела Иисуса, Его умиротворённый лик не несут следов крестных мук. Кажется, что Он погружён в глубокий сон, и это сон, предвосхищающий Воскресение.

О Воскресении пророчит и не искажённый горем облик вечно юной Мадонны; Она держит Сына с такой лёгкостью, будто Он - спящий младенец, а не мёртвый, только что снятый с креста Спаситель. «Пьета» и в наши дни - самая прекрасная из 450 статуй собора Святого Петра. Как бы предвидя её не угасающую в веках силу воздействия, Микеланджело высек чёткими буквами налейте Мадонны своё имя. Правда, когда молодой скульптор ваял «Оплакивание Христа», он и не предполагал, что 70-летним старцем возьмётся за строительство главного римского собора и справится с необыкновенной трудности задачей - возведением его колоссального купола.

Алтарная апсида, на заднем плане - колонны сени Бернини.

Древняя базилика
Первую базилику, построенную императором Константином, возвели из мраморных блоков, разрушив стоящий рядом цирк Нерона; позднее её покрыли черепицей из золочёной бронзы, снятой с крыши базилики Максенция, что на Римском форуме. С востока к зданию примыкал просторный атриум — прямоугольный в плане церковный двор, со всех сторон окружённый портиками, где собирались готовящиеся к принятию крещения. В центре атриума бил фонтан для омовений с огромной бронзовой шишкой пинии. Ныне она украшает один из дворов папского дворца, а пинии растут по всему Риму, по всей Италии, и чуть подует ветер — огромные тяжёлые шишки падают наземь словно природные сувениры.

Непревзойдённую по совершенству площадь перед собором Святого Петра спланировал в 1657-1663 гг. Лоренцо Бернини, великий мастер римского барокко. Она состоит из двух частей — овальной, обрамлённой двумя колоннадами, крытыми в сторону города, и трапециевидной, примыкающей к восточному фасаду. В основе овальной части лежит правильный эллипс, центр его обозначен египетским обелиском (по преданию, именно на нём изощрённые палачи распяли апостола Петра), а «фокусы» перспективы - фонтанами.
Использование овала позволило существенно увеличить размер пространства перед храмом, вмещающим тысячи верующих, а благодаря плавной изогнутой форме колоннады окна папского дворца может видеть каждый стоящий на площади.

Маленького государства на территории Рима. Этот католический собор является крупнейшей христианской церковью в мире.

На площади собора могут поместиться около 400 000 человек, внутри же могут одновременно находиться до 60 000 человек. В строительстве собора Святого Петра были заняты такие мастера своего дела как Микеланджело, Карло Мадерна, Виньола, Рафаэль Санти, Бальдассаре Перуцци, Донато Браманте, то есть единого автора собора Святого Петра просто не существует. Собор получился таким неимоверным именно благодаря тому, что вместил в себя все мысли и образы самых талантливых творцов того времени.



Архитектура собора Святого Петра очень красива и гармонична, богатство оформлений поражает воображение. Внутри есть множество произведений искусства, алтарей, статуй и надгробий. Есть в этом соборе работа Микеланджело, сделанная в двадцатилетнем возрасте. Это скульптура называется «Оплакивание Христа», она высечена из сплошного куска белого мрамора. Микеланджело работал над скульптурой два года, он изобразил Пресвятую Деву Марию, у которой на коленях лежит ее мертвый сын Иисус. Скульптура сделана в полную величину и настолько реалистична, что даже не верится что это холодный кусок мрамора.


Также в соборе есть скульптура самого Святого Петра. Ее выполнил в бронзе еще в IV веке неизвестный скульптор из Сирии. С этой скульптурой связан очень древний обычай. Чтобы молитва была услышана, достаточно дотронутся до статуи. Из-за большой популярности этого обычая, скульптура Петра слегка затерта.

Самым высоким в мире является купол Собора Святого Петра — его высота насчитывает почти 137 метров. Измеряют купол от верхушки венчающего креста и до пола базилики. Диаметр купола составляет почти 42 метра. С купола открывается потрясающий вид на площадь города. Но это не самый крупный купол в Италии. К примеру, диаметр купола Флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре составляет 44 метра, а диаметр купола древнеримского Пантеона– 43,3 метра.


В 1590 году, завершилась постройка купола. Это был последний год правления Сикста V. Именно в его честь внутри фонаря на куполе сделана надпись. Купол завершили Доменико Фонтана и Джакомо Делла Порта.


В середине XVIII века появились первые трещины на куполе собора Святого Петра. Его скрепили с помощью четырех металлических цепей. Они обжимают конструкцию и скреплены между оболочками купола.

Собор Святого Петра в Ватикане является истинным шедевром искусства и наиболее популярным местом для туристов и паломников, которые приезжают из самых дальних уголков нашей планеты.

Собор Святого Петра в Ватикане — это важная культурная достопримечательность со множеством произведений искусств, и в то же время — главный центр христианских святынь. Вход в собор бесплатный.

Собор Святого Петра (Basilica Sancti Petri) в символ маленького, но могущественного государства, мировой центр католицизма. При свете дня этот храм выглядит торжественно и грандиозно. Ночью, в лучах прожекторов, его мощный овальный купол напоминает парус огромного корабля, устремлённого в небо.

Пространство храма сосредоточено вокруг центрального нефа. В самом конце нефа находится бронзовое изваяние Святого Петра. Многолетнее поклонение верующих оставило след на скульптуре – паломники целуют правую стопу святого. От бесконечного множества истовых поцелуев металл ступни сгладился и блестит, словно отполированный.

Огромный купол собора – подлинный архитектурный шедевр. Гигантское сооружение, которое строили более тридцати лет, покоится на четырёх мощных столбах. Столбы эти – непростые, в них устроены ниши для хранения святых реликвий.

Внутренняя поверхность купольного пространства украшена потрясающей ажурной мозаикой в золотых, белых и голубых тонах, изображающей ангелов и серафимов. Мозаикой отделаны все своды и стены собора. Голова идёт кругом, когда представляешь, сколько времени и усилий потратили мастера прошлого на это великолепие!

Под куполом, над папским алтарём, нависает тёмный бронзовый балдахин на четырёх спиралевидных колоннах. Сооружение выглядит небольшим в масштабах собора, однако высота его составляет почти тридцать метров! Этот причудливый киворий – первая работа Бернини в храме. Искусствоведы считают его эталоном барокко. За балдахином находится впечатляющая кафедра Святого Петра – тоже работа Бернини.

Статуй, капелл и алтарей, полихромных и золотых мозаик, искусных надгробий в соборе множество. Описать здесь их все неблагодарное занятие – это нужно увидеть.

Собор Св. Петра в Риме — самая известная римско-католическая церковь и одно из самых святых мест в христианском мире. В статье описаны

  • особенности архитектуры здания и коротко об истории создания;
  • самые известные работы великих мастеров, украшающие интерьер;
  • христианские реликвии, хранящиеся под сенью храма.

А так же Вы узнаете

  • какую печальную роль сыграло строительство здания в судьбе католицизма;
  • кто из великих зодчих принимал участие в работе и не дожил до завершения строительства;
  • и чем на самом деле является собор.

Чем на самом деле является собор Св. Петра в Риме?

Обратите внимание: церковь является папской базиликой (Папале ди Сан-Пьетро) , а не собором. Базилика - это почётный титул для храма, который дарует Папа Римский. Папская — значит, что подчиняется только Папе. Но у этого слова есть и другое значение, которое определяет античную или средневековую прямоугольную постройку с двумя продольными рядами колонн внутри (обычно храм).

Собором называют церковь, где находится кафедра или трон (кресло) епископа, на котором он восседает во время богослужения. Кафедральный собор Рима — базилика Арчи Святого Иоанна Латеранского . Последний функционирует как главная церковь для верующих Рима.

Папскую базилику называют собором, видимо, потому что в ней хранится трон Св.Петра.

Что было раньше на месте базилики?

Святой Петр, один из двенадцати учеников Иисуса, свидетель его воскресения и первый епископ Рима, был замучен в 64 году н. э. и похоронен на этом месте. Могила Св. Петра стала культовой около 160 г. После признания религиозной воли христиан император Константин велел здесь построить базилику. Случилось это примерно в 320 г.

Именно эта могила является центром и сутью всех строений города-государства Ватикана.

Кто начал строительство и зачем?

Папа, который впервые озвучил идею замены старой Константиновской базилики, был Николас V (1447-55). Он поручил Леону Баттиста Альберти (1404-72) и Бернардо Росселлино (1409-64) подготовить план для новой структуры религиозного центра.

Папа Сикст IV (1471-84) построил новые церкви (в том числе Сикстинскую капеллу), расширил улицы и помог превратить Рим в город эпохи Возрождения. Но базилику, где в день 800 Рождества императором Священной Римской империи был коронован Карл Великий, не тронул.

Только когда его племянник Папа Юлий II стал понтификом в 1503 году, все началось. Юлий решил снести старую базилику и заменить ее новой, где приготовить гробницу и для себя. Длительная последовательность Пап, архитекторов, дизайнеров и масонов-каменщиков в конце концов довела проект до завершения в 1626 году. Прошло 123 года!

Кто из великих «руку приложил»?

Активными понтификами были:

  • Лев X (1513-1521),
  • Климент VII (1523-1534),
  • Павел III (1534-1549),
  • Сикст V (1585-1590),
  • Григорий XIV (1590-1),
  • Климент VIII (1592-1605),
  • Павел V (1605-1621) и
  • Урбан VIII (1623-1644).

Среди самых известных архитекторов (Capomaestro ), участвующих в его возведении, были

  • Донато Браманте (1444-1514),
  • Рафаэль (1483-1520),
  • Джулиано да Сангалло,
  • Бальдессаре Перуцци,
  • Антонио да Сангалло Младший,
  • Микеланджело (1475-1564),
  • Джакомо делла Порта,
  • Карло Мадерно (1556- 1629) при содействии Франческо Борромини 1599-1667 и
  • Джованни Бернини (1598-1680).

Архитектурный стиль базилики Святого Петра в Ватикане

Длительный и прерывистый ход его строительства иллюстрирует меняющийся курс искусства высокого Ренессанса :

  • переход от строгой античности к более свободным эклектическим тенденциям маньеризма и,
  • в конечном счете, к .

Артистизм и архитектурное величие папской базилики должны подтверждать статус Ватикана как духовного дома христианства.

Какая христианская церковь больше, чем собор Св. Петра?

Построенный из травертинового камня, здание имеет

  • высоту 138 м,
  • 223 метра в длину и
  • 152 метра в ширину,
  • с внутренней длиной примерно 211 метров.
  • Площадь — 2,3 гектара, где помещаются 60 000 человек.

Это была самая большая христианская церковь в мире до 1989 года. Теперь таковой считается церковь в столице западно-африканского государства Кот д’Ивуар — Ямусукро.

Интерьер: самые известные шедевры

Собор Св. Петра в Риме можно назвать хранилищем ценнейших произведений искусства от пола до креста на куполе. Паломников, входящих в базилику, контролируют церковные чиновники и Швейцарские гвардейцы. Внутри базилика имеет форму латинского креста. Удлинённый неф обрамлен широкими проходами, дающими доступ к нескольким часовням. В их числе капеллы:

  • Преподобной Девы,
  • Клементины,
  • Мадонны Колонны,
  • Григорианская,
  • несколько других алтарей.

Кроме того, в центре базилики находится Часовня Исповеди.

Интерьер Святого Петра содержит ряд бесценных сокровищ в мраморе и бронзе величайших скульпторов эпохи Возрождения.
Одно из них — Пьета (1500г) Микеланджело.

Скульптуры в стиле барокко, такие как балдахин (киворий) или церемониальный навес над главным алтарем, и кафедра (трон) Святого Петра (Cathedra Petri), спроектированные Бернини. Зодчий поместил его в золочёную бронзовую композицию.

Неоклассические скульптуры (например, мраморная статуя папы Пия VI), созданные величайшими мастерами Европы, такими как итальянский гений Антонио Канова (1757-1822).

Он также содержит многочисленные папские гробницы, украшенные

  • мраморными статуями и рельефами (могила Папы Льва XI (1634-44) Алессандро Альгарди (1598-1654)),
  • а также мозаикой и драгоценными металлами.

Экстерьер собора Св. Петра в Риме

НЕ очевидные секреты проекта Бернини

Законченная в 16 веке величественная базилика требовала соответствующей оправы. Постановлением Ватикана, Бернини за 11 лет соорудил непревзойдённый до сих пор образец элегантности и изящности — площадь Св. Петра (Piazza San Pietro).

Трапецевидная площадь Ретта меньшего размера, которая примыкает к эллиптической части, делает католическую церковь более близкой и сокровенной.

План собора и площади Святого Петра в Ватикане. Всю композицию называют «ключом Св. Петра», потому что с высоты птичьего полёта она предстает в такой форме.

3 в 1 или привет паломникам из Египта

В центре эллипса возвышается египетский обелиск. Полагают, что когда-то он украшал цирк Нерона. Ему поклоняются как (1) свидетелю казни Св. Петра . Для его перемещения в 1586 году потребовалось 140 лошадей и 900 рабочих. Монолит весом 385 тонн устанавливали с помощью сложной системы канатной лебедки. Существует неподтверждённая легенда, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.

От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял (2) роль гномона (астрологического инструмента, определяющего направление истинного меридиана), и (3) солнечных часов.

Театральные подмостки Ватикана?

Вы видели сотни тысяч примолкших людей, плотно стоящих на площади Святого Петра? Они стекаются сюда ради момента, когда Папа поднимает руки на благо urbi et orbi (города и мира). Этот характерный жест, которым Римско-католическая церковь представляет себя миру, собирает до 400 000 паломников.

Площадь — зрительный зал и фасад базилики — сцена. Все в соответствии с целью сделать Базилику Святого Петра в Ватикане учебным пособием католического мира . Сам Бернини рассматривал колоннаду как руки Бога, обнимающие верующих.

Фасад — «церковь бедных и для бедных»

В 17 веке Карло Мадерно украсил фасад гигантскими коринфскими колоннами (каждая 27.5 м в высоту) и тринадцатью статуями: Христос и одиннадцать апостолов (кроме Петра) плюс Иоанн Креститель.

За колоннами находятся 5 ворот или дверей, через которые можно войти в собор. Створки дверей центрального портала перенесены из старой базилики (работа середины 15 в). Рядом стоят конные статуи Карла Великого (Августино Корначчини, 18 в) и императора Константина (Бернини, 1670 г).

Там же находится ещё одна жемчужина экстерьера — прославленная мозаика Джотто конца 13 в. «Навичелла». Крайние двери слева - «Врата смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Через них отправляются в последний путь понтифики.

Символ, который начал разрушаться ещё в 18 веке

Купол базилики Святого Петра возвышается над другими тремя великими базиликами Рима:

  1. Санта-Мария-Маджоре,
  2. Св. Павла и
  3. Св. Иоанна Латеранского.

От пола до макушки креста высота почти 137 метров. Внутренний диаметр - 41.47 метров. Это меньше диаметра купола Пантеона (43.3 м), но превосходит купол Св. Софии в Константинополе.

В 18 веке купол стал разрушаться. Для придания дополнительной жёсткости свод стянули 4-мя прочными цепями

Создан во многом Микеланджело и построен его учеником Джакомо делла Порта во время короткого, но активного папства Сикстуса V (1585-1590). Купол поддерживают парусные своды. Барабан покоится на четырех мощных колоннах толщиной 18 метров. Именно Микеланджело увеличил размер и силу несущей конструкции. При этом сохранил центрическую композицию, задуманную Браманте.

Непосредственными соперниками купола собора Святого Петра в Ватикане являются

  • Флорентийский собор раннего Возрождения, спроектированный Филиппо Брунеллески и завершенный в 1434 году;
  • Константинопольский собор Святой Софии, завершенный в 537 году;
  • и купол, разработанный Кристофером Реном для Собора Святого Павла, закончен в 1710 году.

Постоянно наблюдает и ухаживает за зданием базилики специализированная группа рабочих (sampietrini). Благодаря им, оно всегда в отличном состоянии.

«… чтобы церковь вышла на улицы» или Почему столько шедевров в храме?

Начиная с девятого века христианская церковь неразрывно связана с

  • изобразительным искусством архитектуры,
  • скульптурой (рельефами и статуями),
  • живописью (алтарными панелями, монументальными произведениями).

Она стала крупнейшим заказчиком и покровителем искусств в Европе. Чтобы понять, почему мировой центр Римской Церкви в лице базилики Святого Петра в Ватикане так щедро наделён множеством шедевров, вспомните вот о чём.

Чтобы вдохновлять религиозные общины христианским посланием церковью было создано

  • декоративное искусство (витражи в готических соборах),
  • искусство гобеленов,
  • огромный ассортимент настенной росписи (Сикстинская капелла),
  • мозаичное искусство и
  • богатство иконописи.

Фактически, с середины XVI века скульпторы и художники получили подробные инструкции, как представлять особенности новозаветной истории. Притом, что читать библию имели право только священники. А для безграмотных и невежественных рисовали картинки.

Базилика — двуликий Янус

Главный храм католицизма имеет два лица:

  • одно — символ могущества и величия церкви;
  • другое — раскол, потеря авторитета и силы.

Для оплаты стоимости базилики и ее содержания требовалась фантастическая сумма — 46 миллионов дукатов. а. Огромная и агрессивная компания по сбору средств вызвала протест в Европе. Она-то и стала важным фактором в инициировании Реформации и рождении Протестантизма. Как Вы думаете, ирония судьбы или закономерное явление? Напишите своё мнение в комментарии, пожалуйста.

Какие христианские реликвии хранятся в соборе?

В базилике хранятся, но не демонстрируются публике, частица Распятия Христа и Плат Вероники, а также мощи Св. Лонгинуса (легионера, пронзившего копьём тело Иисуса), и Св. Андрея (брата Св. Петра).

В нишах, установленных в четырех опорах купола, находится ряд статуй, связанных со святыми мощами базилики. К ним относятся:

  • Св. Елена, держащая Истинный Крест (Андреа Болги);
  • Св. Лонгинус с копьем, пронзившим рёбра Иисуса на кресте (Бернини, 1639);
  • Св. Вероника, на платке которой проявился лик Иисуса (Франческо Мочи) и
  • Св. Андрея с Андреевским крестом (Франсуа Дюкенуа).

Чьи могилы находятся в соборе Святого Петра в Риме?

Около 100 гробниц находятся в базилике Святого Петра, в том числе в Ватиканском гроте под базиликой. В них покоятся 91 Папа (в их числе Иоанн Павел II), император Священной Римской империи Отто II, святой Игнатий Антиохийский. В подземном склепе, прямо под куполом и главным алтарем, находится гробница самого Святого Петра.

Короткое видео по теме.

Как добраться до собора Св. Петра в Риме

Доехать до места можно

  • на метро: линия А, остановка Ottaviano (ближе к музеям) или San Pietro (ближе к площади);
  • на трамвае: №19, остановка San Pietro в 200-х метрах от собора;
  • автобусом: №№ 23, 32, 81, 590, 982, 11, остановка Risorgimento,
  • экспресс-маршруты от вокзала Термини (Termini) №№64, 40, 116, остановка Terminal Gianicolo.

Собор Св. Петра в Риме можно посетить бесплатно, как любую церковь. Он открывается в 7 часов утра.